Развитие речи сочинение описание

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мыскова Мария Александровна

Населенный пункт: Симферополь

Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на тот или иной предмет. Развитие речи является одной из главных задач на уроках русского языка и литературы, и сочинение занимает центральное место в уроках развития речи.

С сочинением обучающиеся сталкиваются ещё в начальной школе, таким образом, уже имеют представление, о чём нужно писать. Но в средней школе ещё сложно формулировать мысли самостоятельно, поэтому рекомендуется разрабатывать памятки. Лучше, чтобы памятки использовались как раздаточный материал, были у каждого ученика перед глазами. Хорошо, когда в памятках можно делать самостоятельно пометки.

Любое сочинение – это большая умственная работа ребёнка. От правильно поставленных целей учителя зависит результат обучающегося. Поэтому так важно перед началом работы над сочинением определить тему, количество слов, составить план, выписать ключевые слова или словосочетания. Важно понимать, что процесс работы над созданием сочинения долгий, это не один урок, а целый цикл уроков. Чтобы ребёнка научить писать самостоятельно сочинения, нужно показать ему пример (для этого можно использовать фрагменты классической литературы, различные таблицы с опорными словами).

Важно помнить, что сочинение – это свободное выражение мысли. В сочинении проявляется восприятие красоты природы, человека. Поэтому целесообразно давать оценку сочинению, подчёркивать сильные стороны и развивать в детях стремление совершенствовать свои умения и навыки.

Для примера можно использовать такую таблицу:

О лице, выражающем здоровье, молодость:.

Бодрое, гладкое, детское, живое, жизнерадостное, здоровое, краснощекое, крепкое, мальчишеское, молодое, упитанное, цветущее, юношеское, юное.

Улыбка: беззубая, белозубая, бессильная, застывшая, искривленная, натуральная, натянутая, неживая, неподдельная, неудержимая, ослепительная, открытая.

Нос: Большой, большущий (разг.), длинный, короткий, крохотный (разг.), крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Лоб : Большой, вдавленный, выпуклый, высокий, громадный, квадратный, крутой, массивныйнависший, низкий, овальный, огромный, открытый, плоский.

Щёки: Бархатистые, бархатные, брюзглые (разг.), бульдожьи, ввалившиеся, впалые, втянутые, выхоленные, вялые, гладкие, горячие, горящие, дряблые, жаркие, жесткие, бескровные, бесцветные, матовые,

Волосы: белёсые (белесые), белокурые, белоснежные, белые, бесцветные, блестящие, вороныевыгоревшие, выцветшие, горчичные, золотистые, золотые, каштановые, линялые, льняные, медно-золотистые,

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Шея: бархатная, боксерская, высокая, вытянутая, гибкая, гладкая, девичья, длинная, дряблая, жилистая, изящная, кадыкастая, короткая, крепкая, круглая, могучая, морщинистая, мощная, мускулистая, мягкая, белоснежная, бело-розовая, бронзовая, коричневая, красная, матовая,

Плечи: заостренные, изящные, квадратные, костлявые, косые, красивые, крепкие, круглые, крутые, ладные, литые, могутные (нар.-поэт.), могучие, могущественные (устар.), молодецкие (разг.), мощные, мягкие.

Глаза: очаровательные, чудные, искристые, чарующие, колдовские, томные, дивные, лукавые, хитрые, злые, добрые, бесовские, пытливые, яркие, бесстыжие. наглые, дерзкие, блёклые, манящие, притягательные. раскосые, миндалевидные, юные, потухшие, задорные, выразительные, манящие. бесцветные, фантастические.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Взгляд: изучающий, пристальный, обеспокоенный, изумлённый, негодующий, пытливый, тоскливый, высокомерный, красноречивый, обеспокоенный.

Нос: тонкий, породистый, с горбинкой, кривой, ровный, аристократический.

Лицо: безобразное, безукоризненное, благообразное, вульгарное, грубое, изящное, интересное, красивое, миловидное, милое, невзрачное, неинтересное, некрасивое, непривлекательное, неприятное, несимпатичное, обаятельное, обворожительное, отталкивающее, очаровательное.

Губы: Алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, глинистые, карминные, карминовые, коралловые, красные, малиновые, матовые.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Чем хорошо данное упражнение? Подобраны фотографии людей разного возраста и разной внешности. Ребёнок учится обращать внимание на детали. Описывая одного человека, можно подбирать слова-характеристики, данные для другой фотографии. Ведь на уроках развития речи учитель не работает лишь над одной темой, а развивает ребёнка всесторонне.

После устной работы рекомендуется для закрепления приступить к письменной. Тут можно описать друга, одноклассника, маму, актёра.

Важно помнить, что любое сочинение начинается с плана:

  1. Вступление (Можно предложить ребёнку ответить на вопрос: Для чего я пишу сочинение? Что хочу рассказать? Почему выбрал именно этого человека для описания?). Вступление должно занимать не более 3 части от всей работы.
  2. Основная часть (Само описание. Следует подчеркнуть, что нужно остановиться на деталях: волосы, лоб, нос, подбородок, глаза, шея; рост, вес, телосложение, для более старшего возраста – характер. Для того, чтобы обучающийся научился подробно описывать внешность человека, даётся список вспомогательных слов. Ребёнку легче выбрать из списка, такой подход сделает сочинения в классе непохожими друг на друга). Основная часть может состоять из одного или нескольких абзацев. Предложения не должны быть односложными. Обучающийся должен научиться пользоваться богатством языка.
  3. Заключение (Здесь можно обратиться к началу – вступлению и ответить: Достиг ли я поставленной цели?).

Сначала обучающийся должен написать сочинение на черновике, перечитать его, при необходимости – внести корректировки, только после этого приступить к работе в тетради.

Для слабых учеников можно использовать опорную схему-клише:

В сочинении я расскажу о…

У него/неё… лицо. Лоб…. Кожа…. Нос…. Глаза… Губы…

Когда улыбается/смеётся, то….

Я выбрал/выбрала этого человека для описания, потому что…

Перед тем, как писать сочинение, обратимся к произведениям литературы. Для 5-7 класса подойдут те произведения, которые ребята читают на уроках или читали ранее. Таким образом, образуются метапредметные связи. Работать с отрывками-описаниями литературных героев можно по-разному: обучающиеся получают задание самостоятельно найти отрывки, учитель готовит отрывки на урок и даёт словарную работу: выписать слова, характеризующие внешность, характер, одежду человека. Таким образом, ребята самостоятельно составляют опорные слова.

Пример отрывков из литературы:

На уроках развития речи для актуализации знаний можно предложите ребятам лингвистическую игру-разминку: сгруппировать слова в зависимости от того, какие эмоции они вызывают, положительные или отрицательные. Таким образом, повторяется тема морфология (имя прилагательное) и составляются опорные слова для сочинения-описания. Пример слов-определений глаз: бегающие, лучезарные, добродушные, игривые, наглые, озорные, лукавые, злые, удивлённые. Так же ребята могут продолжить список слов-определений самостоятельно.

Алгоритм работы над сочинением-описанием внешности:

  1. Эврестическая беседа. (Что необходимо отразить в описании человека? Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека или его характер?)

Это этап знакомства с описанием как типом речи и особенности определённого вида описания.

  1. Целеполагание. Учитель обращает внимание на то, что описывающий должен быть наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям. Важно передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние на этот момент. Так же обучающийся должен понимать, для чего нужно умение описывать людей.
  2. Создание опорной лексики. (В виде таблицы, записей в тетрадь, распечатанный материал)

Этап собирания материала на основе источников: отрывка из художественного произведения, картины, наблюдение за людьми. Важно обратить внимание детей на то, что описание нельзя заменять повествованием (например, рассказом о том, как вы впервые встретили человека). Так же обратить внимание на использование художественных средств в описании (при необходимости повторить теорию из курса литературы: эпитет, гипербола, метафора, сравнение).

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый.

  1. Составление плана сочинения-описания. Необходимо напомнить, что сочинение должно включать не менее трёх абзацев. Любое сочинение – это оформленная мысль, значит, должно быть вступление, основная часть и заключение-вывод.
  2. Первичное закрепление с комментированием по внешней речи. Устная работа над сочинением-описанием. При необходимости – исправление ошибок и запись ключевых слов в тетрадь. При необходимости – работа с карточками (для слабых учеников).
  3. Коллективное создание сочинения-описания в классе.
  4. Самостоятельная письменная работа. Составление сочинение – описание. С обязательным использование плана и вспомогательного материала (таблиц, конспектов, раздаточного материала). Письменную работу рекомендуется дать в виде домашнего задания, тогда ребёнок будет не ограничен временем урока.
  5. Проверка сочинений-описаний с комментированием.

Пример сочинения-описания 6-классника:

Сегодня хочу рассказать вам о моём лучшем друге и однокласснике Юрке.

Можно сказать, что Юрка обаятельный! С Юркой весело и на уроках, и на переменах. Он всегда может придумать новую захватывающую игру. Из-за того, что игры у нас всегда активные, внешний вид Юрки за день меняется: от опрятного и аккуратного мальчика утром до сорванца с оторванной пуговицей на рубашке вечером.

С Юркой мы сидим за одной партой с 3 класса, но дружить стали только в 5 классе. Но я ни разу не пожалел о том, что у меня есть друг Юрка!

Использование разных приёмов и технологий на уроке помогает лучшему усвоению материала. Следует помнить, что работа над сочинениями продолжается до 11 класса, и с каждым уроком совершенствуются навыки обучающихся.

Типичные ошибки при написании сочинения-описания внешности:

Для избегания этой ошибки нужно научить детей различать три типа речи: описание, повествование и рассуждение, знать особенности каждого стиля. К сожалению, и у старшеклассников часто возникают проблему с заданием ЕГЭ, где нужно определить тип речи. При каждой работе с текстом нужно учить школьников определять его тип и стиль. Так же для предупреждения подобной ошибки можно предлагать для анализа два текста: описание внешности и рассказ о случае из жизни.

  1. Непоследовательность описаний, хаотичность в передачи признаков предмета.

Для предупреждения данной ошибки необходимо определить последовательность описания, дать обучающемуся чёткие рекомендации для написания, так же определить возможные варианты перехода от одной части к другой.

Необходимо обогащать словарь учащихся необходимой лексикой, проводить работу над ошибками. При подготовки к сочинению-описанию проводится работа по собиранию портретной лексики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Развитие речи. Сочинение-описание.

Цель урока: Подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения). Отработать элементы композиции сочинения. Составить словари опорных слов.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Этапы и структура урока.

  • Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка” и написать его.
  • – Откройте тетради, запишите тему урока.
  • Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
  • Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы.
  • Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

Повторение о тексте-описании.

  • – Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)
  • – Какова композиция описания?
  • – общее впечатление
  • – описание деталей
  • – оценка

Композиция текста-описания

  • Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая.( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
  • Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
  • Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
  • Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).
  • А если про эту же зверушку написать так: (текст на доске и на партах; см. приложение).
  • – В каком стиле дано описание? (художественном).
  • – Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой? , потребовалась бы одна фотография).
  • Найдите композиционные части. ( общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.
  • В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?
  • А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?
  • Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.(на доске).
  • В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).
  • А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).
  • Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. (на доске).
  • А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).
  • Каков корень слова, как его нужно написать?

Предупреждение речевых ошибок

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2, №3.

Текст №1.

Перед вами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз, и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

Текст №2.

Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый.

Текст №3.

У меня есть кукла. Её мне купили три года назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать.

Постановка учебной задачи.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

Написание сочинения

Физкультминутка

Итог урока.

Домашнее задание.

Рефлексия

Урок №124-125 Дата:

Тема урока: Развитие речи. Сочинение-описание.

Цель урока: Подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения). Отработать элементы композиции сочинения. Составить словари опорных слов.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Этапы и структура урока.

Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка” и написать его.

– Откройте тетради, запишите тему урока.

Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.

Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы.

Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

Повторение о тексте-описании.

– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)

– Какова композиция описания?

Композиция текста-описания

Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).

А если про эту же зверушку написать так: (текст на доске и на партах; см. приложение).

– В каком стиле дано описание? (художественном).

– Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой? , потребовалась бы одна фотография).

Найдите композиционные части. ( общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.

В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?

А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?

Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.(на доске).

В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).

А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).

Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. (на доске).

А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).

Каков корень слова, как его нужно написать?

Предупреждение речевых ошибок

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2, №3.

Перед вами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз, и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый.

У меня есть кукла. Её мне купили три года назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать.

Постановка учебной задачи.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Цели: 1) Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (олицетворений). 2) Показать роль деталей в художественном описании. 3) Закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова. самостоятельной работы над 4) Воспитать потребность художественным словом.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

особенный, дивный, фантастический, сказочный, волшебный, чудесный, замечательный, диковинный, удивительный.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Переступает порог белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства. Сменив влажный хмурый ноябрь, зима тут же устанавливает свои правила. Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Составьте словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу: туман нетронутый белизна жемчужный дуновение пышный тишина легкий одеяние волшебный

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

___________ березки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в __________ тумане _________ утра.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

(Молчаливые, старушки, . ) сосны (зябко, недовольно, тяжело. ) кутаются в ____________ шубы. (Дремлет, ежится от. прячется, . ) _____________ пень, подоткнув под себя __________ одеяло.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент: умиротворение, шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, завывание, безмятежность.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) _____________ тишину ________ утра. Лишь иногда __________ дуновение ветерка __________ (нарушать, тревожить, беспокоить) ____________________ леса.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Но вот _______ лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и (что вдруг произошло?) от их _______________ прикосновения на ________ белизне _________________ снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились. ) __________.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

На __________ ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное. ) дерево _________ тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом. ). В воздухе ________ _________ снежинки.

Презентация по русскому языку (развитие речи) "Сочинение - описание с использованием приема олицетворения".

Презентация по русскому языку (развитие речи)

Лес еще спит. Белоствольные березки растворились в жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло. Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой спящего леса. Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой сном земли, и от их чудесного прикосновения на нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и заискрились веселые огоньки. На заснеженную ветку сосны взлетела птица, потревоженное дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали сверкающие звездочки.


Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерненская средняя школа

(МБОУ Озерненская СШ)

Урок русского языка в 4 классе. Развитие речи.

Учитель начальных классов

Орехова Татьяна Николаевна

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.

Цель: формировать умение строить речь в определённой композиционной форме; систематизировать собранный для высказывания материал; продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.

2) учебник по литературному чтению;

4) памятка по написанию сочинения;

Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Все готовы к полёту,

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише – победа, радость, знания!

Вступительное слово учителя. Подведение детей к теме урока.

Читается стихотворение А.С. Пушкина

…Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

- О чём говорится в этом стихотворении?

-Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой.

- Послушайте стихи и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении. (Стихи читают подготовленные ученики).

- Какова природа зимой? Почему так светло и празднично вокруг? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. ( И. Суриков)

3. Целеполагание. Подготовка к предстоящему сочинению.

- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своём сочинении?

б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, её красоту, какие образные выражения можно употреблять в сочинении.

- Что можно сказать о зиме? (чародейка, кудесница, волшебница…)

- О снеге? О снежинках? О небе? О ветрах?

(На экране таблицы со словарём, который заранее был подобран детьми).

-Что вам нравится в ясную морозную погоду?

Дети дают устные описания берёзы в инее, зимних узоров на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом)

- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветряную погоду?

-За что вы любите зиму?

в) Упражнение в распространении предложений.

- Прочитайте текст на доске ( Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках).

-Удачен ли этот рассказ?

-Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: какая зима?

Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима-волшебница?

А теперь уточним время, когда приходит зима. Какие предложения у нас получились? (В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница –зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки…)

г) Заключительная беседа.

Значит, для того чтобы составить полное предложение, нам необходимо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания..

4.Коллективное составление плана предстоящего сочинения.

- Из каких частей должно состоять сочинение?

-Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.

-А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?

-А летом, когда вы вспомните о зиме, какая картина нашего зимнего города рисуется в вашем воображении?

- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

- Как зима влияет на ваше настроение? Замечаете ли вы красоту зимы?

Итак, мы пришли к выводу, что каждый по –своему видит зиму, испытывает чувства. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

5. Примерный план.

-Зимняя фантазия (ковёр зимы, деревья зимой, узоры на стёклах, сияние снежинок в ясную погоду, метель, пурга.)

-Настроение, вызванное красотой зимы (или за что я люблю зиму?)

6. Запись сочинения обучающимися.

-Пишем сочинение. В нём три части, каждая часть с красной строки. Правильно строим предложения, исключаем повторения.

7. Чтение нескольких готовых сочинений.

8.Подведение итогов. (Получилось ли ученикам, используя слово, описать красоту русской зимы.)

-Как вы думаете, получилось ли вам передать в своих сочинениях всю красоту русской зимы?

-В чём испытывали трудности?

9. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

В декабре после ненастной осени наступила волшебница – зима. Замахала она своей рукавицей и окутала берёзки серебристым инеем, а на ёлочки и сосенки надела снежные варежки.

Выпал мохнатый снег и ковром лёг на землю. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен. Однажды я выглянул в окно и увидел, что в воздухе на солнце переливаются снежинки. А если пойдёт снег и подует ветер, то начнётся пурга.

Ветер будет крутить снег, не успокаиваясь ни на минуту, а потом с силой бросать его на землю.

Читайте также: