Итоговое сочинение примерные темы по направлениям 2020 2021

Обновлено: 05.07.2024

Официальные направления и список реальных тем для итогового сочинения ЕГЭ 2021, которое пройдёт у 11 класса: 02.12.2020 (2 декабря) в 2020-2021 учебном году. Дополнительные сроки сдачи — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Ссылка для скачивания всех тем итогового сочинения 2020: скачать темы

Ссылка для скачивания комментариев к направлениям от ФИПИ: скачать комментарии

Официальные тематические направления итогового сочинения 2020-2021:

1)Забвению не подлежит

2)Я и другие

3)Время перемен

4)Разговор с собой

5)Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы итогового сочинения 2020-2021 к направлению забвению не подлежит:

1)Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

3) Как исторические события влияют на судьбу человека?

4) Почему нельзя забывать историю своего народа?

5) Как произведения искусства становятся бессмертными?

6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

8) Какие личности остаются в истории?

11)Как вы понимаете утверждение Л.Н.Толстого: Искусство есть одно из средств единения людей?

12)Какова роль исторических памятников?

13)Забвение есть измена

14)Забвение стирает, память преображает

15)Никто не забыт, ничто не забыто

16)Почему важно помнить прошлое?

17)Почему важно не забывать уроки войны?

19)Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?

21)Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

22)Почему нужно помнить о подвигах предков?

23)Память о войне: формальность или нравственный долг?

31)Согласны ли Вы с тем, что культура – это память человечества?

35)О каких событиях людям нельзя забывать?

36)Можно ли забыть прошлое своей страны?

37)Какие произведения становятся классическими?

38)Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени?

39)Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным?

40)Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?

42)Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?

43)Можно ли строить будущее, не имея прошлого?

44)Как судьба человека связана с историей народа?

45)Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

46)Как исторические события влияют на судьбу человека?

47)Как связано забвение с утратой ценностей?

48)Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?

49)Кого можно назвать великим учителем человечества?

51)Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?

52)Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?

53)Что дают человеку уроки прошлого?

54)Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?

55)Для чего нужно хранить обычаи и традиции?

56)Какие подвиги никогда не забудутся?

57)Какие люди остаются в истории?

Темы итогового сочинения 2020-2021 к направлению я и другие:

Почему важно быть толерантным?

Всегда ли нужно избегать конфликтов?

Может ли человек выжить без общения?

Почему люди не понимают друг друга?

Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

Почему общество не принимает некоторых людей?

Что такое открытость и важно ли быть открытым в общении?

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…

Важно ли в отношениях быть деликатными?

Согласны ли вы с мнением психологов, что деликатность — качество личности сильных людей?

Насколько важно идти на уступки в отношениях?

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?\

Как понять другого человека?

Может ли человек жить вне общества?

Что такое толерантность?

Что сближает людей?

Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?

Почему детский коллектив жесток?

Почему важно жить в мире с окружающими?

Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?

В чем причины одиночества?

Когда человек становится личностью?

Как общество влияет на формирование личности?

Какова роль любви в жизни человека?

Какова роль дружбы в жизни человека?

Чем опасны конфликты?

Личность и общество: возможна ли гармония?

Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?

Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

Можно ли быть независимым от общественного мнения?

В чём ценность исторического опыта?

Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

Какими должны быть отношения между друзьями?

Какими должны быть отношения в семье?

На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?

В чем состоит опасность конфликтов между родителями и детьми?

Когда родители могут гордиться детьми?

Почему человеку важно уметь прощать?

На чем должны основываться отношения между людьми?

Зачем человеку нужен друг?

Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

Что разрушает дружбу?

В чём причины вражды между людьми?

В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Почему человек стремится обрести друзей?

Что мешает взаимопониманию между любящими?

Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?

Что может привести к краху любви?

Темы итогового сочинения 2020-2021 к направлению между прошлым и будущим:

Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Нужно ли читать книги в XXI веке?

Можно ли назвать поколение Z потерянным?

Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

Важно ли сохранять связь между поколениями?

Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

Можно ли говорить о деградации современного поколения?

Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

Кто является героем для молодежи?

Что читает современное поколение?

Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

Что представляет собой портрет моего поколения?

Какие книги вдохновляют современную молодежь?

Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?

О чем мечтает мое поколение?

Чего хотят добиться мои сверстники?

Как молодежь относится к Родине в 21 веке?

Чем новое поколение отличается от предшествующих?

Какого человека можно назвать героем своего времени?

Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Как влияет время на выбор профессии?

Может ли кино вытеснить литературу?

Каков он: портрет современного человека?

Какая профессия является престижной в 21 веке?

Как меняется язык в 21 веке?

В чем плюсы и минусы интернета?

Актуальна ли классическая литература в наши дни?

Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?

Как меняется язык в XXI веке?

Могут ли социальные сети заменить реальное общение?

Почему молодежь стремится жить в городе?

В чем причина конфликтов между родителями и детьми?

В чем причина конфликтов между представителями различных поколений?

Зачем человеку заглядывать в будущее?

Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?

Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?

Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

В чём заключается ценность исторического опыта?

Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

Может ли компьютер заменить книгу?

Как мое поколение изменит мир?

Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?

Согласны ли Вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?

Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?

Темы итогового сочинения 2020-2021 к направлению время перемен:

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Как современные технологии влияют на жизнь общества?

К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

Сложно ли жить в эпоху перемен?

Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Почему многие люди боятся перемен?

Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?

Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?

Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Почему люди боятся перемен?

Выбор, который меняет человека

Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

Всегда ли перемены бывают к лучшему?

Может ли человек изменить мир?

Как война меняет жизнь людей?

Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Какие явления меняют жизнь людей?

Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?

Можно ли заставить человека измениться к лучшему?

Почему перемены важны?

Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Нужны ли в современном мире вечные ценности?

Можно ли утверждать, что вечные ценности устарели сегодня?

Какие уроки современной жизни, по вашему мнению, человечество должно усвоить, чтобы не повторить свои ошибки в будущем?

Нужны ли перемены обществу и почему?

Какие перемены в обществе опасны?

Нужно ли менять мир?

Легко ли жить в эпоху перемен?

Каким должен быть технический прогресс?

Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

Что помогает людям достигать великих целей?

Какие жизненные перемены могут быть важны для человека?

Что бы Вы хотели изменить в современном мире?

Что способно изменить человека?

Выбор, который меняет человека.

Почему человек деградирует?

Почему так сложно изменить себя?

Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир?

Должен ли человек меняться вслед за окружением?

Стоит ли менять себя ради любви?

Как революция влияет на положение в стране?

Может ли человек изменить свою судьбу?

Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

Может ли человек жить без перемен?

Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека?

Всегда ли перемены к лучшему?

Может ли один человек изменить мир?

К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?

Как меняется человек, когда влюблен?

Можно ли меняться, оставаясь собой?

Какие исторические события меняют судьбы людей?

Когда заканчивается детство?

К каким последствиям могут привести перемены?

Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

Темы итогового сочинения 2020-2021 к направлению разговор с собой:

Что значит быть совестливым человеком?

Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

Каждый ли человек ищет смысл жизни?

Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?

Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

Что значит быть самим собой?

Для чего человеку нужна совесть?

К чему приводит душевный разлад?

Что помогает человеку совершенствовать себя?

Почему человеку сложно понять себя?

В чем заключается процесс самопознания?

Почему человеку нужно развиваться?

Нужно ли человеку меняться к лучшему?

Важно ли быть в гармонии с собой?

Трудно ли быть самим собой?

В чем заключается смысл жизни?

Когда просыпается внутренний голос?

Может ли литература помочь человеку понять себя?

Какие вопросы задает человек самому себе?

Помогает ли любовь понять себя?

Как искусство помогает человеку понять себя?

Можно ли жить без цели?

Что значит идти путём самосовершенствования?

Что помогает человеку лучше понять себя?

Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?

Чем опасно бессмысленное существование?

Что помогает человеку найти свой путь?

Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?

Что значит быть честным с самим собой?

Как отличить верность себе от нежелания развиваться?

Почему люди деградируют?

Почему люди уходят в себя?

Что может изменить мировоззрение человека?

Какой опыт духовно обогащает личность?

Зачем человеку познавать себя?

Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?

Комментарий к направлению забвению не подлежит итогового сочинения 2020-2021 учебного года от сайта ФИПИ:

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Комментарий к направлению Я и другие итогового сочинения 2020-2021 учебного года от сайта ФИПИ:

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Комментарий к направлению время перемен итогового сочинения 2020-2021 учебного года от сайта ФИПИ:

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.

Комментарий к направлению разговор с собой итогового сочинения 2020-2021 учебного года от сайта ФИПИ:

Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Комментарий к направлению между прошлым и будущим: портрет моего поколения итогового сочинения 2020-2021 учебного года от сайта ФИПИ:

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.

Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Видеоразбор направлений итогового сочинения 2020-2021:

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

В этом разделе представлены методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению: комментарии к тематическим направлениям, план написания, примерные темы, рекомендуемая литература, критерии оценивания.

1. Памятка к итоговому сочинению

2. Направление "Забвению не подлежит"

3. Направление "Время перемен"

4. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

4. Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения

ВложениеРазмер
pamyatka_k_itogovomu_sochineniyu.docx 17.57 КБ
zabveniyu_ne_podlezhit.docx 17.99 КБ
vremya_peremen.docx 23.85 КБ
mr-dlya-uchitelei.pdf 745.08 КБ
portret_sovremennika.docx 19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка к итоговому сочинению

  1. Выбираем одну тему и переписываем номер темы и вопрос.
  2. Пишем сочинение (не менее 250 слов, в идеале – 300-400) по плану (возможны варианты):

1 абзац: Вступление + своя позиция (ее доказываем аргументами)

2 абзац: Первый литературный аргумент + микровывод

3 абзац: Второй литературный аргумент + микровывод

4 абзац: Заключение

Тезис – аргумент - микровывод

Тезис – аргумент – микровывод

  1. Проверяем, обращаемся к орфографическому словарю, исправляем ошибки, переписываем .

Темы могут быть сформулированы по-разному. Предполагаемые темы:

Тема-вопрос (ответить на вопрос – тезис, своя позиция): Почему война не уходит из литературы? Каковы источники формирования исторической памяти? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Как исторические события влияют на судьбу человека?

Тема – понятие/повествовательное предложение (выделите ключевые слова и сформулируйте в виде вопроса, кратко ответьте на вопрос) : Недопонимание как главная причина конфликта между людьми. История – одно из средств различения доброго и злого. Забвение есть измена.

Предварительный просмотр:

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Забвение. Толковый словарь В.И.Даля: ср. Забытие, запамятованье; беспамятство. Впасть в забвенье. Предать что забвенью. Забвенный, забытый, позабытый, о ком, о чем не помнят (Толковый словарь В.И.Даля)

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

Утрата памяти о чѐм-н. ( книжн.) . Предать забвению (перестать помнить, забыть).

чего . Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать. Википедия :

Угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке.

Память. Толковый словарь В.И. Даля . Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

Тема-вопрос (ответить на вопрос – тезис, своя позиция): Почему война не уходит из литературы? Каковы источники формирования исторической памяти? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Как исторические события влияют на судьбу человека?

Тема – понятие/повествовательное предложение (выделите ключевые слова и сформулируйте в виде вопроса, кратко ответьте на вопрос) : Недопонимание как главная причина конфликта между людьми. История – одно из средств различения доброго и злого. Забвение есть измена.

Автор – Эдуард Веркин – рассказывает историю юного партизана Саныча, на самом деле эта история о Лѐне Голикове, герое, имя которого знал каждый школьник. Не случайно Веркин скрывает фамилию своего персонажа. Это позволило ему избавиться от патриотической интонации.

Геноцид — истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. В Германии после прихода Гитлера к власти евреи были обязаны носить на рукавах повязки с жѐлтой звездой, а позднее отправлялись в Концлагеря, где подлежали уничтожению. И об этом забывать нельзя.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение.

Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, — обречена на вымирание.

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Предварительный просмотр:

ПЕРЕМЕНЫ–действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.

глобальные перемены, великие перемены, серьѐзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена. переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век.

Афоризмы и высказывания известных людей :

Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней.

Если вы заметили, что вы на стороне большинства -это верный признак того, что пора меняться. М. Твен

Изменение порождает изменения. Ч. Диккенс

Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Б. Окуджава

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами –поэтому и считаем, что они переменились. Б. Паскаль

Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир. В. Вествуд

Мы наслаждаемся красотой бабочки, но редко понимаем все те изменения, через которые она прошла для достижения этой красоты. М. Энджелоу

Всё для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021: комментарии, темы, аргументы, цитаты, литература

Всё для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021: комментарии, темы, аргументы, цитаты, литература

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Комментарий от ФИПИ

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

Комментарий от ФИПИ

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.

Комментарий от ФИПИ

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

На Общероссийском родительском собрании объявлены направления тем итогового сочинения для выпускных классов в 2020/21 учебном году.
















Право объявления направлений тем глава Минпросвещения передал Министру здравоохранения Российской Федерации Михаилу Мурашко, который принял участие в Общероссийском родительском собрании.

Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году:

Справочно

VII Общероссийское родительское собрание проводится ежегодно в преддверии нового учебного года.

Читайте также: