Развитие речи обучающее сочинение по картине

Обновлено: 30.06.2024

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его индивидуальности, что связано с проблемой творчества.

Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.

Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности ребенка обладают уроки развития речи. Деятельность учителя на них заключается в создании условий, при которых у ребенка появляется потребность в высказывании, повышении речевой мотивации, желании выразить свои мысли и чувства, развитии творческих способностей. Эта деятельность должна волновать ребенка, вызывать потребность самовыражения. Сочинение как вид творческой работы занимает особое место, т.к. с одной стороны является предметом обучения, а с другой стороны - средством достижения конечной цели- формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.

На становление личности, развитие духовного мира ребенка благоприятное влияние в процессе обучения оказывает применение произведений литературы, музыки, живописи, поэтому в начальной школе большое внимание уделяется написанию сочинений по картине.

Сочинения по картине отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по разным параметрам:

  • По источнику материала и типу текста (сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков, сочинение – повествование по сюжетной картинке, сочинение – описание по пейзажной или сюжетной картине, сочинение по рисункам, картинам и т.д. )
  • По степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов и т.д.

В методике обучения сочинению по картине можно выделить несколько основных этапов.

1этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.

  • Определение основных задач урока, выявление тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
  • Выбор картины в соответствии с задачами урока.
  • Анализ картины, определение ее предметного содержания, замысла художника.
  • Изучение биографии художника, истории создания картины.
  • Составление плана урока.

2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.

  • Рассматривание репродукции картины.
  • Подготовительные упражнения на уроках русского языка (лексико-орфографические упражнения)

3 этап. Урок обучающего сочинения по картине.

  • Введение учащихся в речевую ситуацию.
  • Подготовка учащихся к восприятию картины.
  • Первичное рассматривание картины.
  • Беседа по картине, ее коллективный анализ под руководством учителя.
  • Выявление основных микротем.
  • Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
  • Работа над языковыми средствами.
  • Орфографическая подготовка.
  • Самостоятельная письменная работа учащихся.
  • Самопроверка учащимися созданного текста, редактирование.

4 этап. Проверка и анализ сочинений учителем.

5 этап. Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений.

В качестве примера привожу описание урока русского языка в 3 классе .

Урок русского языка, 3 класс

Задачи:

  1. Закрепить представления об архаичной лексике.
  2. Учить составлять текст-описание портрета персонажа картины.
  3. Развивать умение воспринимать содержание картины, ее композицию, детали; выражать свое отношение к изображенному, точно употреблять слова и словосочетания в тексте.
  4. Воспитывать уважение к прошлому Родины.

Оборудование:

Оформление доски к уроку:

- изготовленный из старинной узорчатой, очень твердой стали
- воинское снаряжение
- боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником
Словесное описание портрета:
1. Облик-
фигура-
рост-
2. Лицо-
глаза-
нос-
3. Поза
4. Доспехи-
5. Конь-
План
1.
2.
3.
4.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

- В каком случае проще высказать свои мысли: в устной или письменной? (Проще сформулировать свои мысли в устной форме, т.к. письменная речь требует более строгого отбора слов.)

- У вас на партах лежит набор слов, составьте предложение: несколько, связанных, по, текст, это, предложений, смыслу. (Текст- это несколько предложений связанных по смыслу)

-Посмотрите на запись: комнитвокописаниелоныуьтрк

-Прочитайте спрятавшееся слово (описание)

- Сформулируйте тему урока (Наша задача - составить текст-описание)

Итак, на уроке мы будем составлять текст-описание портрета богатыря.

III. Актуализация знаний.

- Приготовьте опорный лист.

- Что это за произведение? (Это отрывок из былины)

- Что такое былина? Прочитайте об этом в словаре Ожегова

- О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце)

- Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец-это крестьянин из г.Мурома, стоял на защите русской земли и т.д.)

-Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче; очень часто их исполняли под музыку, пели)

- Приготовьтесь читать этот отрывок выразительно. (учащиеся готовятся, читают)

- В прочитанном вами тексте встретились устаревшие слова-архаизмы. Назовите их. (доспехи, палица, булатный)

- Посмотрите на доску. Найдите определение к термину:

  • Булатный клинок - изготовленный из старинной узорчатой, очень твердой стали
  • Доспехи - воинское снаряжение
  • Палица - боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником

- Как вы думаете, почему архаизмы исчезли из современного языка, но не ушли из речи совсем, ведь ими до сих пор пользуются: кто и для чего?

(Ушли, т.к. уже нет тех предметов, которые они называют. А используют их писатели и поэты, ученые-историки, археологи для описания исторических событий и явлений )

IV. Накопление материала для сочинения.

1) – Вот и мы с вами сегодня на уроке тоже будем писателями и даже немного историками. Нам нужно описать портрет древнерусского воина-богатыря. Это будет не строго научное, а художественное описание портрета.

- Что такое портрет? (Портрет-это изображение человека на картине или фотографии)

-Что входит в словесное описание портрета?

Словесное описание портрета:

2) – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела - приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алеша Попович лад,
Что из красна города из Ростова.

- Съездил художник на Украину, поглядел на днепровские степи и родился в воображении Васнецова образ богатырской заставы. Набросал он на листке силуэты трех богатырей, сидящих на конях, широкое поле. Да что-то помешало ему сразу приняться за картину. Прошло долгих 20 лет, прежде чем Васнецов написал это полотно: картине почти100 лет, а она волнует нас и сейчас.

3) Анализ пейзажа.

- Кто изображен? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич)

- Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю.

- Где происходит действие? (В сказочное время, в Древней Руси)

- Где стоит богатырская застава? (Место неконкретное, вся Русь, ее великие просторы)

- Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она - богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи.

- Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (тревоги, торжественности)

- Пейзаж прост, он не отвлекает внимания о героев- богатырей.

4) Анализ фигур богатырей.

- Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Видим как бы сразу-с земли, и от этого они выглядят торжественно. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов.

- В чем богатырская сила? (Ответы детей)

- Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл.

- Центральная фигура- Илья Муромец.

- Как вы думаете почему? ( Он старше других, самый главный на заставе)

- Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь)

Запись на доске:

  1. Облик - мужественный.
    фигура- (какая?) могучая, исполинская
    рост- (какой?) огромный, громадный
    - Рассмотрите лицо богатыря, подберите слова для описания:
  2. Лицо - мужественное, спокойное, суровое, красивое, решительное.
    Глаза - большие, сосредоточенный взгляд
    Нос - прямой, губы - крепко сжаты.
  3. Поза
    – Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль)
    - Подберите близкие по значению слова, обозначающие эти же действия. (вглядывается, всматривается)
    - Как вы думаете, почему он так напряженно всматривается? (ответы детей)
  4. Доспехи
    - На богатыре воинские доспехи. Описать доспехи богатырей вам поможет иллюстрация на опорном листе.
    -Чем защищена голова воина? (Шлемом)
    - Прочитайте, как называется часть шлема, защищающая уши? (Это науши)

- Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный)

- Из какого материала он сделан? (Из железа, меди)

- Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой)

- Прочитайте в словаре, что такое кольчуга.

- Кроме кольчуги, богатыри надевали нагрудники с нашитыми на них четырехугольными дощечками или пластинами из железа или меди. Прочитайте, как он называется. (колонтарь)

- Что держит богатырь в левой руке? ( Щит)

- Для чего он нужен?

- Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом - кайма. С внутренней стороны приделывались подушка и кольца или шнуровка для надевания на руку.

- Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье)

- А Добрыня Никитич? (Мечом)

- Алеша Попович? (Луком со стрелами)

- Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны - лук в специальном чехле.

- Рассмотрите богатырского коня, коня Ильи Муромца. Какой он?

(вороной, могучий, статный, сильный)

- Как можно описать позу коня?

(Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает)

- Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением)

- Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на портрет Ильи Муромца?

(Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.)

- Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец?

(Нет, т.к. на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца)

- Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

- Светлые волосы, удлиненный нос, полные губы.

- Обратите внимание на краски, которыми написана одежда.

Она богата и нарядна:

  • Высокий узорчатый шлем
  • Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня
  • На груди золотая цепь красивого плетения
  • Из-под густой бороды виднеется широкий крест
  • На плечи опускается защитная сетка
  • Рубаха понизу украшена парчовой узорчатой каймой
  • Красный щит и ножны тоже украшены.

в) Алеша Попович

- Рассмотрите Алешу Поповича. Опишем его лицо:

  • Густобровый, над губой чернеют усики,
  • Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.

(Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой)

- Как вооружен Алеша Попович? (Лук да стрелы)

- На одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной - плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое и задорное.

V. Составление плана.

- Итак, мы рассмотрели богатырей. Составим план сочинения.

- О чем будем писать в 1– й части? (назовем, кто изображен, охарактеризуем богатыря в целом)

- Как озаглавить эту часть сочинения?

1. Богатырь Илья Муромец. (Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- О чем будем писать во 2-й части текста? (Опишем подробно лицо, одежду, доспехи)

2. Внешний вид богатыря.

- О чем будем писать в 3– й части? (Опишем коня)

- Как озаглавить эту часть сочинения?

3. Богатырский конь.

- И чем закончим сочинение? (Опишем свои впечатления от картины)

4. Мое отношение от картины.

VI. Составление текста сочинения.

VII. Орфографическая подготовка.

VIII. Запись текста.

IX. Проверка написанного.

X. Итог урока.

В качестве примера привожу одно из сочинений третьеклассников

Во всем облике богатыря чувствуется мужество, сила. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В темных глазах – твердость, уверенность. Доброе лицо сурово. Крепкая стальная кольчуга и щит защищают мощное тело. На поднятой к глазам руке висит палица, острое копье на красном древке лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.

Вороной конь под стать богатырю - тяжел и могуч. Стоит, точно в землю врос. Круто изгибает шею, косит огненным глазом, гривой потряхивает.

Картина Васнецова рисует яркие национальные образы, символизирует величие, храбрость, красоту и силу русского народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку , проведенного во 2 классе

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

План занятия (с указанием времени, отведенного на каждый этап)

Мотивирование к учебной деятельности (1 / ).

Самоопределение к деятельности

Фронтальная беседа об осени (2-3 / ).

Постановка учебной задачи (1 / ).

Работа по теме урока:

Упражнение 47 (с.39) – анализ задания.

Беседа по репродукции картины, словарная работа;

Устное коллективное составление рассказа по заранее заготовленному плану(12 / ).

Продолжение работы по теме урока:

Работа в парах (3 / ).

Запись текста сочинения в тетрадь обучающимися индивидуально (10 / ).

Подведение итогов урока (2 / ).

Домашнее задание (2 / ).

Ход занятия

1. Мотивирование к учебной деятельности

– Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Используется словесный метод -

У обучающихся формируются умения проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Самоопределение к деятельности

– Какое сейчас время года?

- Скажите, осень, какая?

- Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?

- Нравится ли вам золотая осень? Почему?

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

- Послушайте отрывок из стихотворения замечательного русского поэта Ивана Бунина и постарайтесь представить картину, которую он описывает.

- Что вы представили, когда слушали?

- Холодная, дождливая, хмурая, долгая…

- Нет. Её так назвали из-за цвета листьев, которые желтеют.

- Нравится, она красивая, яркая, праздничная.

Слушают учителя

Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Развитие произвольного внимания обучающихся в процессе объяснения и слушания учителя.

Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы будем воспевать золотую осень, но только не в стихах, а в прозе.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Развитие регулятивных учебных действий: принятие учебной задачи

Работа по теме урока

- Откройте учебник на странице 39, найдите упражнение 47

- Что нам поможет написать сочинение об осени?

- Что такое репродукция?

- Почему художник так назвал картину?

- Какой период осени он изобразил?

- Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

- Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

- Объясните значение слова причудливые .

- Для того чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

Коллективное составление текста рассказа.

( Примерное описание картины:

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса).

Ищут значение слова в толковом словаре Ожегова - Фотография с картины

- Использовал жёлтую краску.

- Самое начало осени.

Тёплые тона для окраски деревьев и тёмные для стволов.

- Гуляющие сороки;

Огромные стволы старых деревьев.

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

- Необычные, чудные.

1. Что изображено на картине?

2. Что изображено на переднем плане?

3. Что изображено на заднем плане?

4. Цветовое решение картины.

5. Моё отношение к картине.

Формирование умения работать с разными источниками информации

Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Развитие коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

- Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Зашумел листвою клён.

Выполняют наклоны с поднятыми вверх руками

6. Продолжение работы по теме урока

Расскажите свой рассказ, который будете записывать в тетрадь, соседу по парте, выслушайте его замечания и предложения.

- Запишите составленные рассказы на черновик.

- Кто хочет зачитать своё сочинение?

Рассказывание рассказов друг другу

Дети записывают рассказ на черновике, слова правописание которых не знают, спрашивают у учителя.

Зачитывание получившихся рассказов детьми по желанию.

Развитие коммуникативных УУД:

учебное сотрудничество со сверстниками;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.

Формирование осознанного и произвольного построение речевого высказывания в устной и письменной форме

7. Подведе-ние итогов урока

- Трудно ли Вам было написать сочинение?

- Было нелегко, но интересно.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

– Закончите предложения:
• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

Заканчивают предложения в зависимости

от впечатления от урока

9. Домашнее задание

- Переписать сочинение на чистый лист и оформить его по желанию

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи . Задают вопросы для уточнения задания.

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Список литературы, использованной при составлении конспекта.

Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

Самоанализ.

Урок прошёл организованно. Обучающиеся были мотивированы на достижение цели и выполнение задач урока. На уроке использовались разные формы организации деятельности обучающихся: активные - парные, групповые; интерактивные – индивидуальные; фронтальные. Используемые приёмы были направлены на включение обучающихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный. Обучающиеся активно принимали участие во фронтальной беседе, смело высказывали своё мнение, ответы на вопросы формулировали точные и полные, умело построили работу в парах. Атмосфера на уроке была доброжелательная, наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока.

На уроке сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; развивались универсальные учебные действия:

коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.

логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

регулятивные универсальные действия: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

Задачи: научить детей писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения путём речевой подготовки, предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся; правильно и точно употреблять прилагательные в речи, побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться понимания признаков, присущих осени.

Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи; сознательно использовать образно-выразительную лексику в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного, внимание, память, образное мышление, зрительно-пространственную активность.

Ход урока

Психологическая установка на урок.

___Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания

каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет тогда, когда каждый из вас захочет быть внимательным на уроке, захочет всё запомнить надолго и навсегда!

-А какое у вас настроение, ребятки?

2 Беседа с учащимися

Окружающая нас природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? Конечно, нет. Это зависит от развитости чувства прекрасного.

___ Дети, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на этих картинках?

___ Какое сейчас время года?

___ Назовите осенние месяцы?

___ Как называется осень в сентябре?

___ В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью?

___ А как называется осень в ноябре?

1. Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете? Объясните, как вы их понимаете?

- Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

- Сентябрь птиц в дорогу торопит. В октябре на одном часу и дождь, и снег.

- Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.

2. Дети, а вы можете объяснить, почему деревья сбрасывают листву?

- Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму своего зеленого убора, то они погибли бы, так как листья продолжали бы испарять воду, а корни не могли бы обеспечить растения водой из – за низких температур воздуха и промерзания почвы. Биологическое значение листопада еще и в том, что с листьями удаляются вредные вещества, которые накапливаются в них к осени, а также пыль, копоть, газы, которые оседают на поверхности листьев.

3. А какие деревья вечнозелёные, и почему они не сбрасывают свою хвою?

- К вечнозеленым деревьям относят: ель, сосну, пихту, кедр и др. Хвоя держится на ветках 3 года. Каждый год они сбрасывают хвои, и столько же вырастает новой. Вот почему хвойные деревья всегда зеленые.

3 Упражнение на развитие зрительной памяти, логического мышления и

На магнитной доске - пять картин с изображением осени.

- Художница - осень ещё не покинула нас и хочет пригласить вас в свой осенний музей. В музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь найти её по словесному описанию.

__ Что помогло вам сразу найти нужную картину?

Ребята, давайте обрадуем осень своими знаниями о ней. (3 ученика читают стихи об осени.)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень :

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Затерялось где – то

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело. Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме прихорошела.

__ Дети название какого дерева вы услышали во всех трех стихотворениях? (О клене).

Теперь откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 80 и скажите, как по-вашему, чему мы будем сегодня учиться на уроке русского языка?

__ Листья шуршат под ногами, опадают, как будто осень плачет. Под

ногами живой ковёр из листьев, они на нас ворчат за то, что мы их топчем. Сороки что-то торопливо клюют. Ветерок еле шевелит листвой. Прошуршала мышка. Солнышко тихо и ласково греет щеку.

__ Дети, а может ли лес иметь запах? Чем он пахнет? (На столе перед

каждым учеником лежат маленькие кубики дубовых и сосновых досок, которых я предлагаю им понюхать. Выслушиваются ответы детей.)

__ А какие инструменты могут озвучить осень? (Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у неё из листьев. Гитара. Переборы струн - точно рябь по осенней воде. Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.) Так давайте же, детки, под звуки осени станцуем вальс осенних листьев.

__ Ребята, вам нравится золотая осень, А как красоту осени можно

сохранить даже зимой? (Собрать гербарий, сфотографировать, снять на камеру, нарисовать.)

6. Работа над описанием картины.

1 Слово учителя об Илье Семёновиче Остроухове.

Появляется презентация с пятью слайдами.

Появляется слайд №6 (Третьяковская галерея)

Родился Остроухов в Москве 156 лет назад в богатой купеческой семье. Коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея, был попечителем Третьяковской галереи, которая является достопримечательностью Москвы, которую обязан посетить каждый турист, где и поныне хранятся свыше 55тысяч экспонатов. А в музее самого И. С. Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства, которые позднее были распределены по фондам Русского музея. Прожил он 71 год плодотворной жизни.

Ребята, откройте свои корреспондентские блокнотики, сейчас они вам очень понадобятся, в них вы найдёте ответы на многие вопросы. Как называется это произведение искусства? (Живопись) А к какому жанру живописи относится эта картина? (Это пейзаж, на котором изображена природа)

A) Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?

Б) Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсий, поездок нечто подобное?

B) Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Г) Каков по-вашему замысел художника?

Д) О чём эта картина?

Ж) Когда лес бывает таким - в начале осени, в середине или в конце, в сухую или дождливую погоду?

__ Ребята, а почему окраска листьев у всех деревьев разная?

__ Характер расцвечивания объясняется наличием в листьях пигментов:

Жёлтого - ксантофилла, оранжевого - каротина, багряного - антоциана, зелёного - хлорофилла.

__ Запомните это, детки, навсегда!

__ При описании лучше излагать содержание в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас, и вы являетесь свидетелями, так как это оживит рассказ.

7 Физкультминутка (для предупреждения близорукости, повышения

работоспособности) Упражнение выполняется сидя.

На столе каждого ученика лежат листья зелёного, жёлтого, багряного цветов. Дети составляют из них букет и под моё исполнение песни об осенних листьях разглядывают их во всей красе.

Значение природы в жизни человека.

Наша страна огромна. Таких чудесных уголков России неисчислимое множество. Но богатства природы небезграничны, а удивительная красота очень ранима. Природу любят многие, но не все бережно относятся к ней. Нельзя забывать, что природа- это родник здоровья и духовного богатства. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут.

8 Речевая подготовка.

__ Подберите синонимы к словам:

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создаёт- пишет, рисует.

Картина- полотно, репродукция.

Названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Огненно - золотистый, жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, коричневый, нежно - голубой).

Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например:

На первый взгляд кажется, что в картине Остроухова нет ничего особенного. Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно художник передал прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня! Разве это не радует?

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать речь правильной, образной, выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Появляется слайд №7 .

__ План поможет вам сделать описание последовательным.

1) Какое время года изображено на картине? В какое время суток?

2) Какое впечатление производит на вас картина?

3) Что вы видите на переднем плане? В центре? Вдали?

4) Какие цвета преобладают в пейзаже? Какой колорит?

5) Что вам особенно понравилось в полотне И. С. Остроухова?

10 Составление устного рассказа по картине с помощью плана посредством индивидуальных справочников.

«На картине изображена чарующе прекрасная и радостная в своём спокойствии полуденная осень. Нельзя насмотреться на дивный лес в золотом уборе! Этот пейзаж вызывает во мне светлую печаль и яркое мироощущение.

На переднем плане картины стоят неповторимые в своей красе клёны с ажурными листочками, словно звёздочки. Лесная земля устлана густым зелёным ковром, посреди которого бойко скачут две сороки - белобоки. Вдали, словно в сказочном хороводе, стоят огненно – золотистые деревья и, кажется, что они дотянулись до неба. Сквозь пышную листву пробивается рассеянный свет аквамаринового неба. Господствующее положение занимает золотистый, багряный и зелёный цвет. Колорит картины нежный, сияющий, глубокий и спокойный.

Илья Семёнович Остроухое блистательно сумел передать естественную и возвышенную красоту одного из самых скромных уголков русской природы, и вызвать в зрителях чувство любви и восторга. Как прекрасна золотая осень!

11 Написание учащимися сочинения - описания. (Включается музыка

Слабые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с рефлексивного листа (для детей продвинутого уровня) или вариант ответа из анкеты (для детей базового уровня).

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным

Сегодня я узнал.

Я выполнил задания…

Я почувствовал, что.

У меня получилось.

Урок дал мне для жизни.

14 Итог урока.

Репродукцию какой картины и какого художника мы сегодня описывали?

__ Что вызвало у вас затруднения?

15 Домашнее задание.

Отредактировать написанное сочинение в классе, написать окончательный вариант.

__ Дети, а какое домашнее задание дали бы вы мне? (Выслушиваются

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.


Зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром.



Сергей Андреевич Тутунов, родился 30 октября 1925 года в Москве. Был очень гостеприимным и добрым человеком, часто приглашал многих пожить на даче. Живя на даче художник любовался природой. Свою любовь к окружающей природе передал одному из трех своих сыновей.



План 2.Что изображено на картине. На ней изображен… На ней изображен маленький мальчик. Он стоит у…….. и удивленно …. Он стоит у окна и удивленно смотрит. Мальчик одет…., видимо только … и подошёл к …. Мальчик одет в ночную рубашку, видимо только проснулся и подошёл к окну.


План 2.Что изображено на картине. Вчера за окном двор был…., а сегодня … Вчера за окном двор был темно-коричневого цвета, а сегодня выпал первый снег. Двор словно укрыт….. Двор словно укрыт белым пушистым ковром. На деревьях лежат….. На деревьях лежат мохнатые шапки. Наконец-то наступила ….. Наконец-то наступила долгожданная зима.


План 3. Моё отношение к картине Мне картина….. Мне картина понравилась, потому что художнику удалось передать зимнюю красоту природы.



СЛОВАРНАЯ РАБОТА Изображен Удивленно темно-коричневого цвета Мохнатые Наконец-то долгожданная Понравилась


Перед нами картина …….. На ней изображен (маленький мальчик, стоит, удивленно смотрит, одет, только проснулся, двор, темно-коричневого цвета, первый снег, укрыт, ковром, шапки. Наконец-то, зима.) Мне картина понравилась…

Читайте также: