Развалины церкви в никольском многое объясняют в поэзии рубцова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

О Никольской церкви Рубцов никогда не рассказывал друзьям. Он просто приходил сюда, и иногда до сумерек, как вспоминают односельчане, неподвижно сидел на берегу Толшмы возле церкви-пекарни, возле купола с гаснущими ликами святых. Сидел, вглядываясь в беззащитную даль заречья, пытаясь соединить — он должен был соединить это! — несоединимое.

Есть в этих развалинах что-то от того прыжка через пролом карниза, над бездной церковного запустения, что не раз повторял Николай Рубцов в Тотемском лесотехникуме.

Развалины церкви в Никольском многое объясняют в его поэзии. Стихи Рубцова — всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его. Рушатся, рассыпаются в пыль стены возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет святости в захлестывающей поэта черноте.

Я не хочу критиковать памятник Николаю Михайловичу Рубцову в Тотьме, но больше правды о поэте в развалинах Никольской церкви, и, если сохранить ее в нынешнем состоянии, вместе с далью, что открывается с берега Толшмы, — это и будет лучшим ему памятником.

Это невыносимо, как невыносима жизнь Рубцова, это трагично, как трагична его жизнь, это страшно, как страшна судьба Рубцова.

В письме Глебу Горбовскому Рубцов, кажется, об этом и пытался рассказать:

«Сижу сейчас, закутавшись в пальто и спрятав ноги в огромные рваные старые валенки, в одной из самых старых и самых почерневших избушек селения Никольского — это лесистый и холмистый, кажущийся иногда совершенно пустынным, погруженный сейчас в ранние зимние сумерки уголок необъятной, прежде зажиточной и удалой Вологодской Руси. Сегодня особенно громко и беспрерывно воют над крышей провода, ветер дует прямо в окна, и поэтому в избе холодно и немного неуютно, но сейчас тут затопят печку, и опять станет тепло и хорошо.

Это письмо Рубцов не дописал, не отправил.

Наверное, понял, что об этом нельзя рассказывать никому. Об этом и думать-то было страшно.

Вместе с ощущением безнадежности нарастало и взаимонепонимание в семье.

«Жизнь моя идет без всяких изменений и. кажется, остановилась даже, а не идет никуда. Получил письмо от брата из Ленинграда (Альберт Михайлович Рубцов снова вернулся в Невскую Дубровку после двух лет странствий. — Н. К. ). Он зовет меня в гости, но я все-таки не могу сдвинуться с места ни в какую сторону. Выйду иногда на улицу — увижу снег, безлюдье, мороз и ко всему опять становлюсь безразличным и не знаю, что мне делать, да и не задумываюсь над этим, хотя надо бы задуматься, так как совсем разонравилось мне в старой этой избе, да и время от времени рассчитываться ведь надо за эту скучную жизнь в ней. Было бы куда легче, если бы нашлись здесь близкие мне люди. Но их нет, хотя ко всем я отношусь хорошо.

Это письмо — последнее из написанных Рубцовым той зимой. Через несколько дней он уедет в Вологду на областной семинар начинающих литераторов, а оттуда в Москву — хлопотать о восстановлении в Литературном институте.

Письма, которыми бомбардировал Рубцов Москву — увы! — не давали никакого результата.

С ноября работаю в здешней районной газете. Об этом и посылаю Вам справку. Так что мой адрес прежний: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Никольское.

Об этом же — еще и еще раз! — и в письме Н. Н. Сидоренко.

«Добрый день, Николай Николаевич!

Письмо Ваше получил. Очень обрадовался ему, тем более что никто уже мне сюда не пишет. Кто летом еще и посылал весточку, тот теперь уже думает, что меня здесь нет.

Погода у нас вовсе осенняя. Недолго помянуть Тютчева, весь день стоял как бы хрустальный и лучезарны были вечера. Дожди, холода, скоро, наверное, перестанут ходить пароходы.

Какую роль играет поэзия в жизни человека? Об этой проблеме рассуждает Николай Михайлович Коняев.

Автор рассказывает о стихах Николая Рубцова, сравнивая их с восстановлением храма, даже с православной молитвой. Этими строками писатель хочет показать нам всю глубину произведений данного поэта, их важность и необыкновенность. Исходя из данных слов, мы чётко видим, что Николай Михайлович не просто вчитывается в содержание стихов, он погружается с головой в их тайный и не каждому понятный мир, ищет в них особенный смысл, некую тайну, не каждому подвластную для понимания. И мы прекрасно понимаем, что стихи играют для автора особенную и очень важную роль, они являются для него неким путеводителем в жизни, особенным и ярким светом.

Далее писатель объясняет нам, что важным свойством человека является его умение "отзываться на звук Глагола", понимать и принимать литературу в любых её проявлениях, учиться с её помощью новому, открывать с ней другие горизонты и границы.

Николай Михайлович считает, что человек, однажды впустивший в свою душу слово, не выпустит его никогда, он научится работать с ним, разовьёт его и доведёт до совершенства. Он найдёт ему достойное применение и положит его во благо человечества.

Николай Михайлович Коняев убеждён, что поэзия способна оказывать огромное влияние на людей, но для этого необходимо развивать в своём сердце любовь и уважение к ней.

Я согласна с мнением литератора, поскольку я знаю, что поэзия может рассказать многое о человеческой жизни, о чувствах и переживаниях и сделать это не хуже прозы, а порой и гораздо лучше. Каждый раз, читая любимое стихотворение, с другой интонацией, в другом ритме, с другим настроением можно открыть для себя что-то новое и важное, чего раньше просто не замечал или не хотел замечать. Я абсолютно убеждена, что стихи могут приносить много нового в жизни людей и полностью менять их.

Таким образом, хочется надеяться, что люди будут внимательнее и уважительнее относиться к поэзии, и рано или поздно научатся её понимать и любить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку.

Задания, представленные на экзамене, проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника.

Как подготовить учащихся к экзаменам, если по программе на изучение русского языка в 9 классе выделяется 2 часа, а в 10-11 классах отводится один час? Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы пытаюсь решить на своих уроках.

ВложениеРазмер
kachanova_tehnologii_formirovanie_yazyk._kompet.docx 36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы по теме

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку.

Задания, представленные на экзамене, проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника.

Как подготовить учащихся к экзаменам, если по программе на изучение русского языка в 9 классе выделяется 2 часа, а в 10-11 классах отводится один час? Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы пытаюсь решить на своих уроках.

Основными целями моей педагогической деятельности являются:

*работа над формированием речевой, коммуникативной и лингвистической

*обучение учащихся технологии построения текста;

*развитие связной устной и письменной речи, формирование умения

свободно говорить и писать на родном языке;

*развитие творческих способностей учащихся.

При работе по своей системе решаю следующие задачи:

*ликвидировать пробелы в знаниях по теории текста;

*обобщить и систематизировать знания, необходимые при анализе текста;

*научить школьников методике частичного и целостного анализа текста;

*формировать речевые навыки учащихся в процессе изучения

*развивать ассоциативную память учащихся;

*учитывать индивидуальные особенности детей в процессе учебной деятельности, создавать психологический комфортный фон обучения.

Для эффективного управления учением учителю необходимо знать исходный уровень развития учеников. С этой целью провожу комплекс диагностических мероприятий:

-тестирование – для определения уровня орфографической и пунктуационной

-диагностически построенный устный опрос – для определения уровня

развития диалогической речи;

-работа творческого характера (изложение) – для отслеживания навыка

грамотного, безошибочного письма в свободной речи;

-психологический мониторинг – для определения реальных учебных

возможностей (уровня словесно-логического мышления, словарного запаса,

Учащихся условно делю на уровни, и к каждому уровню ставлю определенные цели и задачи.

Формирование языковой компетенции учащихся посредством работы с текстом.

-научить владеть методикой частичного и целостного анализа текста;

-развивать навыки работы с текстом на подтекстовом уровне;

-формировать речевые навыки;

-создавать и рецензировать чужие и собственные тексты.

-учить учащихся составлять тексты различных стилей;

-способствовать развитию навыков работы с текстом;

-формировать умение видеть знакомое в незнакомом;

-создавать собственные тексты.

-учить учащихся составлять тексты по аналогии;

-формировать умения работы с текстом;

-формировать умения наблюдать, подмечать закономерности;

-способствовать расширению кругозора учащихся.

Для того чтобы решить поставленные задачи, провожу большую предварительную работу. На подготовительно-мотивационном этапе выявляю индивидуальные особенности учащихся, их интересы, использую личные наблюдения, наблюдения школьного психолога. Главное – мотивация. Поэтому в работе с детьми всегда учитываю не только возрастную специфику мотивов, особое значение придаю тому, чтобы ученики осознали, какие действия они выполняют, зачем и почему, в какой последовательности это нужно делать. С этой целью знакомлю учащихся с требованиями, изучаю теорию языка, предлагаю памятки, схемы лингвистического анализа.

1) В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

2) В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

3) Предложены все виды разборов

4)Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

5)Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

6) Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету.

Для каждого варианта учтена степень трудности. Таким образом, тексты являются не только способом проверки знаний учащихся, но выполняют одновременно познавательную, воспитывающую, обучающую функцию и служат средством интеллектуального развития личности школьников.

Опыт показывает, что эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикую заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается, например ударение в глаголе звонит (звонят) :

. Придут домой ученики -
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит! Ученики,
Такие же мальчишки.

Звонят, звонят ученики.
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!

Или форма род. пад. мн. числа существительного грамм:

Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы, -
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм . (А. Барто.)

Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

- Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?

- По каким признакам вы догадались об этом?

- Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

- Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении?

- Что вы "видите" в ней?

- Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?

С изучением грамматики теснейшим образом связано изучение лексики. А об изобразительной роли лексических средств в художественном тексте просто необходимо говорить на уроке. При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:

- Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

- Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении?

- Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

- Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, работа с текстом формирует более глубокие знания в области грамматики, лексики, синтаксиса и т.д. Языковой разбор текста становится не только

важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку.

Кроме этого, работа с текстом формирует орфографическую и пунктуационную грамотность. Очень часто на своих уроках использую тексты, в которых пропущены орфограммы и пунктограммы, а также некоторые структурные элементы. Такой вид деятельности дает возможность организовать комплексную работу с текстом, в процессе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности; совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки, на примере текста развивается орфографическая зоркость, позволяет показать влияние знаков препинания на понимание смысла, позволяет сделать вывод о том, что грамотное письмо облегчает понимание информации, заложенной в высказывании.

Школьники приходят к пониманию того, что любой текст создается для реализации каких-то идей, замыслов. А задания на восстановление в нем опущенных элементов (слов, словосочетаний, описательных оборотов) дают возможность развивать умение использовать необходимые языковые средства в процессе создания текста, т.е. коммуникативные умения.

Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только на уроках русского языка, литературы, истории, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, одним словом, под влиянием той среды, вернее той речевой среды, в которую мы погружены. Это влияние особенно чутко воспринимает ребенок. А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда, окружающая детей, язык телевидения, газет, современных книг, реклам, речь взрослых и сверстников не приобщает к культуре, а отторгает от нее? Тем более, что многие родители смирились с тем, что ребенок мало читает, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором.
Единственный выход в этой ситуации – это создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать школьника к культуре.
Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью.
Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает, развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.

Текст должен обладать определенными качествами, т. е. надо иметь в виду не только его содержание (о чем говорит автор?), а интересно ли это современному школьнику? Способен ли этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший вкус?
Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей. Но особенно важна работа с публицистическим текстом, т. к. при его анализе можно выражать не только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделенную даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему выразить это восприятие.

Использую разные способы организации работы: коллективную, групповую, в парах. На уроке стараюсь создать благоприятные условия для развития детей, для их самореализации. Свои отношения с ними строю с позиций гуманной педагогики.

Анализируя свою работу, я с удовольствием констатирую. Что в процессе обучения у учащихся развивается интерес к русскому языку и как к учебному предмету, и как к национальному достоянию, - важнейшей части русской культуры. Они осознают себя носителями одного из самых великих языков мира, осознают значимость владения языком для будущей жизни за порогом школы.

Контроль за результатами обучения осуществляю по нескольким направлениям: проверяю знания системы и норм языка, степень усвоения основных лингвистических явлений и понятий, умения, навыки, касающиеся всех видов речевой деятельности, учитываю способность учащихся выразить себя в заданной речевой ситуации. Обратную связь осуществляю через исследовательские, творческие, экспериментальные работы.

Результаты педагогического мониторинга показали динамику роста речевой, лингвистической и орфографической грамотности учащихся. Ученики обладают знаниями о системах русского языка, о тексте и стилях речи; умеют создавать тексты разных стилей и жанров; могут составлять собственные суждения о прочитанном; владеют методикой анализа текста.

По данной системе работаю в течение нескольких лет. Совершенствую ее, дополняю интегрированными, специальными уроками, внеклассными мероприятиями, позволяющими мне вести целенаправленную работу по воспитанию у учащихся чувства бережного отношения и любви к родному языку.

Учащиеся выбирают литературу для итоговой аттестации, а русский язык сдают в форме ЕГЭ, отрицательных оценок нет.

не придуман поэтом.

Это фотографически точная зарисовка с натуры.

На берегу Толшмы в Никольском до сих пор сохранилась церковь. Вернее, то, что осталось от храма святителя Николая Чудотворца. Часть церковной стены не разрушили — головастые местные мужики прямо к ней прирубили бревенчатые стены и сделали пекарню. Одна сторона у пекарни церковная, каменная с фризами, с окошечками, забранными решетками, белая; другая — бревенчатая, избяная, почерневшая.

Рядом с этой пекарней, на четырех опорах — церковный купол с дырой от маковки. На куполе еще и сейчас сохранились остатки фресок. Из мутноватой затягивающей их пелены небытия смотрят на нас святые. Смотрели они и на Рубцова.

Наверное, если постоянно жить в Никольском, можно привыкнуть и к церкви-пекарне, и к куполу с дырой в небо. Но вообще — зрелище это непереносимое. И гаснущие, уходящие в небытие святые, и церковь-пекарня над скованной первым ледком Толшмой.

О Никольской церкви Рубцов никогда не рассказывал друзьям. Он просто приходил сюда, и иногда до сумерек, как вспоминают односельчане, неподвижно сидел на берегу Толшмы возле церкви-пекарни, возле купола с гаснущими ликами святых. Сидел, вглядываясь в беззащитную даль заречья, пытаясь соединить — он должен был соединить это! — несоединимое.

Есть в этих развалинах что-то от того прыжка через пролом карниза, над бездной церковного запустения, что не раз повторял Николай Рубцов в Тотемском лесотехникуме.

Развалины церкви в Никольском многое объясняют в его поэзии. Стихи Рубцова — всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его. Рушатся, рассыпаются в пыль стены возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет святости в захлестывающей поэта черноте.

Я не хочу критиковать памятник Николаю Михайловичу Рубцову в Тотьме, но больше правды о поэте в развалинах Никольской церкви, и, если сохранить ее в нынешнем состоянии, вместе с далью, что открывается с берега Толшмы, — это и будет лучшим ему памятником.

Это невыносимо, как невыносима жизнь Рубцова, это трагично, как трагична его жизнь, это страшно, как страшна судьба Рубцова.

В письме Глебу Горбовскому Рубцов, кажется, об этом и пытался рассказать:

«Сижу сейчас, закутавшись в пальто и спрятав ноги в огромные рваные старые валенки, в одной из самых старых и самых почерневших избушек селения Никольского — это лесистый и холмистый, кажущийся иногда совершенно пустынным, погруженный сейчас в ранние зимние сумерки уголок необъятной, прежде зажиточной и удалой Вологодской Руси. Сегодня особенно громко и беспрерывно воют над крышей провода, ветер дует прямо в окна, и поэтому в избе холодно и немного неуютно, но сейчас тут затопят печку, и опять станет тепло и хорошо.

Это письмо Рубцов не дописал, не отправил.

Наверное, понял, что об этом нельзя рассказывать никому. Об этом и думать-то было страшно.

Вместе с ощущением безнадежности нарастало и взаимонепонимание в семье.

В. П. Астафьев-один из самых замечательных мастеров худ. слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к родине.

Автор ставит важную проблему: роль войны в судьбе народа. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте автор рассказывает о печальных для русского народа последствиях войны.

Писатель приезжает в село Вологодчина и видит красные звездочки, прибитые к торцам углов сельских изб.

Сначала он не понимает, что означают эти звездочки, потом узнает, что количество звезд равно количеству погибших во время

войны членов семьи. Глядя на эти, часто встречающиеся в избах, звездочки, автор вспоминает слова, вычитанные в военных мемуарах о том, что в такую тяжкую войну, наверное, не осталось ни одной семьи в России, которая не потеряла бы кого-нибудь.

“Изба пуста…” проносятся в голове у Астафьева слова женщины, у которой война унесла мужа, деверя и троих сыновей, и он также обращает внимание на пустующие, недостроенные избы.

Автор с горечью и печалью в сердце рассуждает о тех мужчинах, что не успели обустроить свои дома, так как начавшаяся война не дала им возможности это сделать, забрав их из семьи и дома навсегда.

Позиция автора однозначна и выражена довольна четко. С горечью в сердце автор пишет о том, что война принесла горе в каждый дом, оставив осиротелыми семьи и недостроенные дома.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, война отнимает у людей самых дорогих и близких, делает несчастными тысячи и миллионы судеб, разрушает поселения, города и страны. Ужасные последствия войны приходится разгребать годами, а то и десятилетиями.

Свою позицию я готова подтвердить аргументами из худ. литературы.

Во-первых, юная девушка Скарлетт О’Хара из романа М. Митчелл “Унесенные ветром” переживает все ужасы войны. Она видит, как убивает и калечит война ее друзей, знакомых и соотечественников. Город, где она гостила у родственников, подвергается бомбежке и наступлению вражеских войск и Скарлетт приходится бежать оттуда прихватив с собой недавно родившую подругу Мелани и свою юную служанку.

Но на этом весь ужас не заканчивается. Прибыв в свое родовое поместье, девушка видит, что оно разорено и разграблено военными. Скарлетт приходится долгое время голодать и терпеть лишения, параллельно восстанавливая земли плантации и добывая пропитание для себя и своей семьи.

Ей даже приходится набраться мужества и убить вражеского солдата, проникнувшего в дом и пытавшегося причинить ей вред и ограбить.

Во-вторых, на ум приходит роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. В романе описывается пугачевское восстание, во время которого у героини Маши Мироновой были зверски убиты отец и мать за отказ перейти на службу к разбойнику Емельяну Пугачеву. Девушка получает большое душевное потрясение и остается совсем одна на произвол судьбы.

Прочитанный текст помог мне удтвердиться в мнении, что война не может быть “полезной” или “нужной”. Война-это всегда человеческое горе, ужасы и невосполнимые потери, страдания целого народа и проблема человечества в целом.

Читайте также: