Разница между устной и письменной речью сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сравнительная характеристика устной и письменной речи
Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т. д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

Устная и письменная формы речи.

Устная речь.

Письменная речь.

Сравнительная характеристика устной и письменной речи
Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т. д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.


решитн задачу: в бригаде 15 человек.Из них 2/5 владеют только 1 специальностью, а остальные двумя.Сколько человек в бригаде владеют двумя специальностями?

Разложите на множители 2(m+3)-m(m+3)
спасибо заранее

Решите задачи сколько сможете.Сразу спасибо
1. Велосипедист проехал 15 км, что составило 3/5 всего пути. Каков весь путь?
2. Тракторист в первый день вспахал 4/13 всего поля, во второй 3/11 и после этого ему осталось вспахать 12га. Какая площадь всего поля?
3. В киоск доставили 960 тетрадей, 5/8 этого количества – тетради в линейку, 1/4 в клетку, а все остальные в две линейки. Сколько доставили тетрадей в две линейки?
4. Три завода получили заказы на изготовление станков. Первый завод выполнил 8/25 всего заказа, второй 0,4 всего заказа, а третий – остальные 280 станков. Сколько станков составлял весь заказ?

дописать упражнения вставоя вместо точек a или some

помогите, очень нужно!
нужно выбрать подходящий артикль, предлог или союз.
1. Leave him alone; stop picking ON / AT him.
2. At the moment I am IN / AT charge of a team of ten people.
3. Do not you worry; I all deal ABOUT / WITH this.
4. Laura is picking ON / AT her food; I guess she is not hungry.
5. I have been working AT / IN this pffice more than 10 years.
6. I all pick you OUT / UP from the station at 9.

Вопрос по лабораторной работе.
Почему при разомкнутом ключе вольтметр показывает большее напряжение, чем при замкнутом?

выпиши имена существительные женского рода. Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
“У меня живот болит!”

Тангы. созне. сойлем. курау

?стеу бар ?нер туындыларыны? аттары

ежик сидел на крылечке нюхал воздух и улыбался подчеркнуть основу

PowerPoint Presentation:

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану. (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята землянику принесли! (44)— Да ну! (45)Неужели поспела? (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели: (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех. (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили: (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали… (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите! (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил: (56)— Ел, ел, аж опротивели. (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело. (59)— Я и не вру. (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто. (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза. (63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу. (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите! (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал: (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… . (69)По коридору расхаживал главврач. (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным? (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет? (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете. (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно? (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли. (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила: (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем. (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил: (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит… (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух… (По В.Астафьеву)

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:
(43)-Ребята землянику принесли!
(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
(56)— Ел, ел, аж опротивели.
(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
(59)— Я и не вру.
(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
(63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .
(69)По коридору расхаживал главврач.
(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
(По В.Астафьеву)

Поэтому я решила прояснить ситуацию и напомнить вам, чем различаются устная и письменная речь.

Устная речь

Любая речь – это форма общения людей, способ передачи информации. Главным средством речи является язык – система слов, правил их произнесения и объединения в осмысленные высказывания. Язык стандартизирован, но уровень этой стандартизации различен в устной и письменной речи.

Устная речь первична, она возникла на заре существования человеческого рода и с тех пор постоянно меняется. Выражена эта речь в звуковой форме, но изрядно дополняется разными неречевыми средствами: мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией и т. д.

Устная речь не только индивидуальна, она отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние. То есть по тому, как человек говорит, можно составить его психологический портрет. Индивидуальный стиль здесь вырабатывать не надо – он формируется у всех людей с момента овладения речью.

Письменная речь

Это система графических символов – слов и знаков препинания, которые передают значение и смысл мыслей человека. Мне очень нравятся строки, написанные В. Шекспиром:

Изначально письменная речь носила вспомогательный характер и только дополняла устную, лишь иногда её заменяя. Вообще, история возникновения и развития письма необычайно интересная. Возможно, мы с вами как-нибудь в неё заглянем.

Письменная речь стандартизирована, ей управляют жёсткие нормы и правила, поэтому выработать индивидуальный стиль здесь сложнее.

С развитием человечества развивалась и письменная речь, занимая всё более важное место в общении и системе передачи информации. В настоящее время этот вид речи всё чаще заменяет устную, становясь средством межличностного общения.

Однако письменная речь, несмотря на все её возможности, остаётся неполноценной, так как лишена вспомогательных невербальных средств и никакие смайлики выражения глаз и интонацию не заменят.

Но массовое использование письменной речи приводит к тому, что люди забывают о её особенностях, используя, как устную. Это приводит к возникновению непонимания и искажению информации.

Различия устной и письменной речи

Самое заметное отличие – это то, что устная речь имеет акустическую форму, а письменная – графическую. Но это отличие порождает много других, более важных особенностей.

А вот письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, к ней предъявляют более жёсткие требования в плане соблюдения правил и норм. Это необходимо для того, чтобы читающий понял текст без дополнительных объяснений.

3. Письменная речь – это монолог, поэтому она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру. Устная речь тоже бывает монологической, но переход от монолога к диалогу тут происходит мгновенно. Даже если преподаватель читает лекцию, он может обращаться к студентам, отвечать на их вопросы. Да и обратная связь всегда присутствует. Интерес или его отсутствие, согласие или несогласие, заметны по выражению глаз.

А в устной речи эта проблема снимается возможностью переспросить, уточнить, повторить что-то.

Но устная речь, риторика и её законы не менее интересны и важны. С этой тематикой вы можете познакомиться на другом канале. Канал не мой, но тоже интересный и полезный. Загляните туда.

Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.

Определение

Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.

Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).

Сравнение

Развернутость

Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте. Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте. Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.


Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными. Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная. Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.

Применяемые средства

Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.

Особенности построения

Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.

К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.

Возможность обдумывания

Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.

Продолжительность существования

Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.

Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.

Текст

(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним. (3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:

(4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…

(5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.

(6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…

(12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.

(14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.

(15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.

(17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…

(20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!

(22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.

(25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:

(27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.

(29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.

(31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.

(33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.

(34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.

(35)— Как же ты это подкачал, тезка?

(36)Ваня только вздохнул.(37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.

(38)— Ничего, тезка… не горюй…

(39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.

(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.

(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята землянику принесли!

(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?

(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:

(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.

(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных.

(50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:

(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…

(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!

(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:

(56)— Ел, ел, аж опротивели.

(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.

(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.

(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.

(63)— Хороша! — восхищенно сказал он. (64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.

(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!

(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:

(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите…

(69)По коридору расхаживал главврач.

(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?

(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?

(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.

(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и в лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?

(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.

(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:

(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.

(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:

(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…

(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух… (По В.Астафьеву)

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях; это результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений.

внутренняя и внешняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая

Основу обеих форм речи (устной и письменной) составляет литературный язык; обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка; обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, средства массовой информации и т.д. С развитием сотовой связи люди получили возможность общения по телефону как посредством устной, так и письменной речи. С развитием Интернет–технологий появилась возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи на выбор. В равной степени необходимы обе формы речи, чтобы, переплетаясь в одно целое, помогали общаться, полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире.

Устная речь

· Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга.

· Во многих случаях зависит от реакции слушателей.

· Рассчитана на слуховое восприятие.

· Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств.

· Человек говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

Письменная речь

· Пишущий может лишь мысленно представлять себе будущего читателя.

· Не зависит от реакции адресата.

· Рассчитана на зрительное восприятие.

· Читатель может повторно перечитывать написанное.

· Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.

Критерии отличия

  • самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);
  • повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);
  • конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);
  • подхваты (А - Мы тебя приглашаем…Б– завтра в театр).

В устной речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, в неоправданном повторении одних и тех же слов.

Для разговорной речи характерно своеобразное использование падежных форм. Это проявляется, например, в том, что для письменной речи типично преимущественное использование форм родительного падежа, а для разговорной - именительного и винительного. Разговорная речь мало использует косвенные падежи. В разговорной речи причастия (причастные обороты) и деепричастия(деепричастные обороты) употребляются очень редко. В разговорной речи фактически на равных употребляются и настоящее, и прошедшее, и будущее время в зависимости от содержания разговора. В разговорной речи на протяжении микротемы возможна смена времени. Мало используются в устной речи существительные и особенно прилагательные, поскольку предметы и их признаки чаще всего видны или известны собеседникам. Широко применяются местоимения и частицы, что обусловлено непосредственным контактом говорящих и спонтанностью их речи и т.д.

Это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Пишем сочинение о речи устной и письменной

Следовательно, в устной речи за формой мы пытаемся увидеть содержание, а в письменной – для содержания подбираем соответствующую форму.

Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград, 2001.

Земская Е.А. Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997.

Мирошниченко А. "Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" М., 2008

Слайды и текст этой презентации

Речь письменная и устная. ГИАС2!ГИА! С2? С2.

Речь письменная и устная.

Варианты заданий Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…… российского журналиста А.А. Мирошниченко: «Некоторые учёные даже

Т е к с т

(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя

(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним.
(3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:
(4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
(5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
(6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…
(12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.
(14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
(15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.
(17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…
(20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!
(22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.
(25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:
(27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.
(29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.
(31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.
(32)— Ну, как дела?
(33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.
(34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.
(35)— Как же ты это подкачал, тезка?
(36)Ваня только вздохнул.
(37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.
(38)— Ничего, тезка… не горюй…
(39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.
(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:
(43)-Ребята землянику принесли!
(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
(56)— Ел, ел, аж опротивели.
(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
(59)— Я и не вру.
(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
(63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .
(69)По коридору расхаживал главврач.
(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
(По В.Астафьеву)

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях; это результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями
произношения,
лексики,
структуры предложений.

Читайте также: