Может ли одно предложение выразить смысл нескольких предложений 4 класс сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Конспект + презентация открытого урока по теме: "Анализируем и строим предложения". На уроке использованы различные методы активизации познавательного интереса.

ВложениеРазмер
konspekt.doc 52.5 КБ
analiziruem_i_stroim_predlozheniya.ppt 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

Цель: Актуализировать знания учащихся о синтаксическом анализе предложения.

Задачи: 1) повторение видов предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраске (интонации) (восклицательное, невосклицательное) и наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);

2) развитие орфографической зоркости и умение расставлять знаки препинания в конце предложения;

3) воспитание бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Долгожданный дан звонок,

Каждый день, всегда, везде,

На уроке и в игре,

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.

СЛАЙД № 3 : ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.

Дети: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.

Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и обозначьте непроверяемую безударную гласную.

Учитель: Назовите безударные гласные в получившихся словах.

СЛАЙД № 4 : С а поги, с о рока, сев е р, с о бака, ст о лица, сах а р

СЛАЙД № 5 : СИНТАКСИС

У: Скажите, пожалуйста, что такое предложение?

Д: Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

У: Чем показывают законченность мысли?

Д: Знаками препинания на письме и паузой в устной речи.

У: Назовите главные члены предложения.

Д: Подлежащее и сказуемое.

У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

Д: Существительным, местоимением.

У: Чем в предложении может быть выражено сказуемое?

Д: Сказуемое может выражаться глаголом (именем существительным).

У: Только ли главные члены предложения могут встречаться в предложении?

У: А какими ещё могут быть члены предложения?

У: Для чего нужны второстепенные члены предложения?

Д: Второстепенные члены предложения поясняют главные.

1. Анализ языкового материала. (4 минуты)

У: Прочитайте текст, записанный на слайде.

СЛАЙД № 6 : Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

У: Какую пользу приносит это дерево?

Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.

2. СЛАЙД № 7 : Рассказ учителя о тополе: (3 минуты) Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.

Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, как зовут человека, который много лет назад занимался озеленением города.

Д: Зубов Василий Николаевич.

СЛАЙД № 8 : Физкультминутка (5 минут)

У: Встаньте, вытяните правую ногу и в воздухе напишите слово

  1. “УДА ЧА ”,
  2. левой “ ЩА ВЕЛЬ”.
  3. Правым локтем напишите слово “ВОР ЧУ Н”,
  4. левым “ ЩУ КА”,
  5. правым “ЛЫ ЖИ ”,
  6. левым “ ШИ ШКА”.

Какое правило орфографии вы вспомнили?

4. Синтаксический разбор предложений. (10 минут)

  1. Вспомнить виды предложений (через дерево и листья)
  1. по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  2. по интонации (восклицательное – предложение, которое произносится с сильным чувством; невосклицательное)
  3. по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое).

У: СЛАЙД № 9 : Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Произведите синтаксический анализ выписанных предложений.

СЛАЙД № 10 : План синтаксического разбора предложения. (первое предложение у доски)

Порядок синтаксического анализа простого предложения

  1. по цели высказывания (повест., вопрос., побуд.)
  2. по интонации (восклиц., невосклиц.)
  3. по наличию второстепенных членов предложения (распр., нераспр.)

Первое предложение у доски с объяснением.

сущ. гл. сущ. п. сущ. с. прил. сущ.

Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч . (повест., невосклиц., распр.)

СЛАЙД № 12 : проверка .

Зимой тополя задерживают снег . (повест., невосклиц., распр.)

с. прил. сущ. сущ. гл. п. сущ.

А знойным летом деревья спасают от жары (повест., невосклиц., распр.)

5. Работа в парах.

из набора слов ( Выдался, осень, поздней, денёк, славный. )

по схеме ( пр. прил. сущ. гл. прил. сущ. )

  1. Обменяться тетрадями, провести проверку и синтаксический анализ предложения.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я…

Составить текст о пользе деревьев и провести синтаксический анализ одного из предложений.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений.


Урок русского языка на тему "Строим из слов предложения". 2 класс, УМК "РИТМ"

Конспект урока русского языка по теме "Строим из слов предложения". Первый урок в разделе "Предложение". УМК "РИТМ". Урок в соответствии с ФГОС. Цель, задачи. Деятельность учителя и обучающихся.


Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу.


Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни.


Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_1 (533x700, 262Kb)

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_3 (533x700, 210Kb)

3.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_4 (533x700, 88Kb)

4.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_5 (533x700, 152Kb)

5.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_6 (533x700, 226Kb)

6.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_7 (533x700, 277Kb)

7.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_8 (533x700, 227Kb)

8.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_9 (533x700, 277Kb)

9.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_10 (533x700, 219Kb)

10.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_11 (533x700, 173Kb)

11.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_12 (533x700, 163Kb)

12.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_13 (533x700, 223Kb)

13.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_14 (533x700, 245Kb)

14.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_15 (533x700, 274Kb)

15.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_16 (533x700, 205Kb)

16.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_17 (533x700, 291Kb)

17.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_18 (533x700, 122Kb)

18.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_19 (533x700, 145Kb)

19.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_20 (533x700, 228Kb)

20.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_21 (533x700, 257Kb)

21.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_22 (533x700, 216Kb)

22.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_23 (533x700, 210Kb)

23.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_24 (533x700, 267Kb)

24.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_25 (533x700, 121Kb)

25.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_26 (533x700, 165Kb)

26.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_27 (533x700, 223Kb)

27.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_28 (533x700, 263Kb)

28.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_29 (533x700, 227Kb)

29.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_30 (533x700, 211Kb)

30.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_31 (533x700, 269Kb)

31.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_32 (533x700, 231Kb)

32.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_33 (533x700, 225Kb)

33.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_34 (533x700, 282Kb)

34.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_35 (533x700, 82Kb)

35.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_36 (533x700, 162Kb)

36.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_37 (533x700, 201Kb)

37.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_38 (533x700, 280Kb)

38.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_39 (533x700, 212Kb)

39.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_40 (533x700, 105Kb)

40.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_41 (533x700, 170Kb)

41.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_42 (533x700, 223Kb)

42.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_43 (533x700, 275Kb)

43.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_44 (533x700, 233Kb)

44.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_45 (533x700, 223Kb)

45.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_46 (533x700, 286Kb)

46.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_47 (533x700, 214Kb)

47.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_48 (533x700, 215Kb)

48.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_49 (533x700, 286Kb)

49.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_50 (533x700, 92Kb)

50.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_51 (533x700, 156Kb)

51.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_52 (533x700, 223Kb)

52.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_53 (533x700, 286Kb)

53.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_54 (533x700, 211Kb)

54.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_55 (533x700, 145Kb)

55.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_56 (533x700, 132Kb)

56.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_57 (533x700, 276Kb)

57.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_58 (533x700, 229Kb)

58.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_59 (533x700, 213Kb)

59.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_60 (533x700, 269Kb)

60.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_61 (533x700, 225Kb)

61.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_62 (533x700, 98Kb)

62.

Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_63 (533x700, 44Kb)

63.


Какие предложения называются сложносочиненными и как не запутаться в их типах пунктуации? Предлагаем вместе разобраться с этой темой раз и навсегда.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

Пример сложносочиненного предложения:

Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.

Его можно разбить на отдельные простые предложения:

Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.

Типы сложносочиненных предложений

Типы сложносочиненных предложений таблица | skysmart.ru

Виды союзов в ССП

Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:

Виды союзов | skysmart.ru

Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.

Предложения с соединительными союзами

Соединительные союзы в сложносочинительном предложении — и, да, ни. ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.

Цвели яблони, и пахло медом.

Низко груши, да достать легко.

Предложения с противительными союзами

Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.

Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.

Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.

Я приехал рано, однако дома никого не было.

Предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы — либо, то. то, не то. не то — указывают на чередование действий.

То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.

Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.

Не то вишни на дереве, не то красные капли.

Предложения с комбинацией союзов

Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:

То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.

Знаки препинания в ССП

Запятая в сложносочиненном предложении

Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.

Когда не нужна запятая с союзами | skysmart.ru

По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Бессоюзные предложения

Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:

  • запятой,
  • точкой с запятой,
  • двоеточием,
  • тире.

Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.

Запятая в бессоюзном ССП

Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.

Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.

Точка с запятой в сложносочиненном предложении

Если одна из частей ССП — это сильно распространенное или осложненное предложение, между этими частями нужно ставить точку с запятой. Рассмотрим пример такой сложной синтаксической конструкции:

Легкая пыль желтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.

Двоеточие в бессоюзном ССП

Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.

Я оглядел полянку: она вся была усыпана одуванчиками.

Тире в сложносочиненном предложении

Если смысл второй части резко противопоставлен смыслу первой, между ними можно ставить тире. Например:

Хотел сказать хоть слово — и язык не слушался его.

Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.

Слышу крик — и вдруг разом тишина.

Сфотографируйте — и срочно в газету!

Проверьте себя

Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента.

Лес рубят и щепки летят.

Я шел среди желто-зеленого моря и душа моя наполнялась покоем.

Все разошлись по домам и я осталась одна в тишине.

Я бы пошел на ярмарку да все уже разошлись из-за плохой погоды.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Читайте также: