Может ли одно предложение выразить смысл нескольких предложений 4 класс сочинение
Обновлено: 05.07.2024
Конспект + презентация открытого урока по теме: "Анализируем и строим предложения". На уроке использованы различные методы активизации познавательного интереса.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 52.5 КБ |
analiziruem_i_stroim_predlozheniya.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс
Цель: Актуализировать знания учащихся о синтаксическом анализе предложения.
Задачи: 1) повторение видов предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраске (интонации) (восклицательное, невосклицательное) и наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);
2) развитие орфографической зоркости и умение расставлять знаки препинания в конце предложения;
3) воспитание бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Долгожданный дан звонок,
Каждый день, всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
СЛАЙД № 3 : ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Дети: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и обозначьте непроверяемую безударную гласную.
Учитель: Назовите безударные гласные в получившихся словах.
СЛАЙД № 4 : С а поги, с о рока, сев е р, с о бака, ст о лица, сах а р
СЛАЙД № 5 : СИНТАКСИС
У: Скажите, пожалуйста, что такое предложение?
Д: Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
У: Чем показывают законченность мысли?
Д: Знаками препинания на письме и паузой в устной речи.
У: Назовите главные члены предложения.
Д: Подлежащее и сказуемое.
У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Д: Существительным, местоимением.
У: Чем в предложении может быть выражено сказуемое?
Д: Сказуемое может выражаться глаголом (именем существительным).
У: Только ли главные члены предложения могут встречаться в предложении?
У: А какими ещё могут быть члены предложения?
У: Для чего нужны второстепенные члены предложения?
Д: Второстепенные члены предложения поясняют главные.
1. Анализ языкового материала. (4 минуты)
У: Прочитайте текст, записанный на слайде.
СЛАЙД № 6 : Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
У: Какую пользу приносит это дерево?
Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.
2. СЛАЙД № 7 : Рассказ учителя о тополе: (3 минуты) Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.
Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, как зовут человека, который много лет назад занимался озеленением города.
Д: Зубов Василий Николаевич.
СЛАЙД № 8 : Физкультминутка (5 минут)
У: Встаньте, вытяните правую ногу и в воздухе напишите слово
- “УДА ЧА ”,
- левой “ ЩА ВЕЛЬ”.
- Правым локтем напишите слово “ВОР ЧУ Н”,
- левым “ ЩУ КА”,
- правым “ЛЫ ЖИ ”,
- левым “ ШИ ШКА”.
Какое правило орфографии вы вспомнили?
4. Синтаксический разбор предложений. (10 минут)
- Вспомнить виды предложений (через дерево и листья)
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
- по интонации (восклицательное – предложение, которое произносится с сильным чувством; невосклицательное)
- по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое).
У: СЛАЙД № 9 : Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Произведите синтаксический анализ выписанных предложений.
СЛАЙД № 10 : План синтаксического разбора предложения. (первое предложение у доски)
Порядок синтаксического анализа простого предложения
- по цели высказывания (повест., вопрос., побуд.)
- по интонации (восклиц., невосклиц.)
- по наличию второстепенных членов предложения (распр., нераспр.)
Первое предложение у доски с объяснением.
сущ. гл. сущ. п. сущ. с. прил. сущ.
Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч . (повест., невосклиц., распр.)
СЛАЙД № 12 : проверка .
Зимой тополя задерживают снег . (повест., невосклиц., распр.)
с. прил. сущ. сущ. гл. п. сущ.
А знойным летом деревья спасают от жары (повест., невосклиц., распр.)
5. Работа в парах.
из набора слов ( Выдался, осень, поздней, денёк, славный. )
по схеме ( пр. прил. сущ. гл. прил. сущ. )
- Обменяться тетрадями, провести проверку и синтаксический анализ предложения.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я…
Составить текст о пользе деревьев и провести синтаксический анализ одного из предложений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.
Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений.
Урок русского языка на тему "Строим из слов предложения". 2 класс, УМК "РИТМ"
Конспект урока русского языка по теме "Строим из слов предложения". Первый урок в разделе "Предложение". УМК "РИТМ". Урок в соответствии с ФГОС. Цель, задачи. Деятельность учителя и обучающихся.
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу.
Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни.
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Как писать сочинение-рассуждение?
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Вступление в сочинении-рассуждении
Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас
Основная часть в сочинении-рассуждении
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Какие предложения называются сложносочиненными и как не запутаться в их типах пунктуации? Предлагаем вместе разобраться с этой темой раз и навсегда.
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Что такое сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.
Пример сложносочиненного предложения:
Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.
Его можно разбить на отдельные простые предложения:
Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.
Типы сложносочиненных предложений
Виды союзов в ССП
Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:
Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.
Предложения с соединительными союзами
Соединительные союзы в сложносочинительном предложении — и, да, ни. ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.
Цвели яблони, и пахло медом.
Низко груши, да достать легко.
Предложения с противительными союзами
Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.
Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.
Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.
Я приехал рано, однако дома никого не было.
Предложения с разделительными союзами
Разделительные союзы — либо, то. то, не то. не то — указывают на чередование действий.
То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.
Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.
Не то вишни на дереве, не то красные капли.
Предложения с комбинацией союзов
Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:
То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.
Знаки препинания в ССП
Запятая в сложносочиненном предложении
Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.
По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
Бессоюзные предложения
Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:
- запятой,
- точкой с запятой,
- двоеточием,
- тире.
Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.
Запятая в бессоюзном ССП
Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.
Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.
Точка с запятой в сложносочиненном предложении
Если одна из частей ССП — это сильно распространенное или осложненное предложение, между этими частями нужно ставить точку с запятой. Рассмотрим пример такой сложной синтаксической конструкции:
Легкая пыль желтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.
Двоеточие в бессоюзном ССП
Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.
Я оглядел полянку: она вся была усыпана одуванчиками.
Тире в сложносочиненном предложении
Если смысл второй части резко противопоставлен смыслу первой, между ними можно ставить тире. Например:
Хотел сказать хоть слово — и язык не слушался его.
Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.
Слышу крик — и вдруг разом тишина.
Сфотографируйте — и срочно в газету!
Проверьте себя
Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:
Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента.
Лес рубят и щепки летят.
Я шел среди желто-зеленого моря и душа моя наполнялась покоем.
Все разошлись по домам и я осталась одна в тишине.
Я бы пошел на ярмарку да все уже разошлись из-за плохой погоды.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Читайте также: