Эпиграф к тихому дону сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” отражает драму целого народа во время гражданской войны. Исторические события переплетены с трагической судьбой Григория Мелехова, его семьи и друзей. В начале романа перед глазами читателя описан образ беззаботного юноши, который любит охоту и рыболовство. Он - замечательный наездник, настоящий казак. По своей натуре главный герой бунтарь. Григорий несчастлив в своей семье, так как его родители заставили жениться на нелюбимой Наталье. Его любовь к замужней Аксинье полна драматических моментов в романе. Когда начинается Первая мировая война, Григорий уходит в армию, надеясь забыть все свои семейные проблемы и душевную боль.

Бессмысленное кровопролитие, революционная пропаганда меняют его мировоззрение. Он начинает сомневаться в своей преданности царю. Во время гражданской войны Григорий выступает на стороне красных. Его старший брат оказался по другую сторону в поисках правды и справедливости. Эта война разделила семью, сделала братьев врагами. Когда большевики убивают безоружных пленных, Григорий теряет веру в прежние убеждения и принципы революции. На Дону он борется с большевиками, которые устраивают грабежи и насилие. Главный герой не находит ответы на свои вопросы. Он чувствует себя чужим в среде белогвардейцев тоже. Григорий переходит на сторону Будённого, воюет с поляками, старается очиститься от вины перед большевиками. Однако в советской действительности, где нейтралитет является уже преступлением, он не находит спасения.

Наблюдая много раз жестокость белых и красных, он не верит никаким лозунгам классовой ненависти. Необходимость убивать лишила главного героя нравственной опоры. Ему хотелось убежать от этого жестокого непонятного мира, где брат убивает брата, следуя своим идейным убеждениям.

Внутренний конфликт заставляет Григория отказаться от оружия. Для него все белые и красные одинаковы. Они являются ярмом на шее казачества. Разные борющиеся политические системы перемололи судьбы простых людей, сделав их своими заложниками и жертвами.

Под угрозой ареста Григорий пытается пробраться на Кубань с любимой Аксиньей, чтобы начать новую жизнь. В дороге застигает конная застава, которая начинает их преследовать. Погибает Аксинья на глазах любимого. Теперь побег потерял весь смысл для него, он возвращается в родной хутор. Григорий стоит возле родного дома, держа на руках сына. Это всё, что осталось у него в жизни. Дальнейшая судьба главного героя, его возможный арест новыми властями не описаны автором. У читателя всё-таки остаётся надежда на положительную развязку будущих событий.

Роман М. А. Шолохова учит нас искать и находить нравственные ценности на пути мира и гуманизма.

2 вариант

Сюжет данного произведения разворачивается вокруг одной семьи, которая проживает на Татарском хуторе. У супругов Мелеховых имеется трое детей. Старший сын Петр добродушный и мягкий человек. Он женат и вместе со своей супругой проживает в родительском доме. Но во время войны человек полностью меняется, она становится черствым, в нем появляется жестокость. Он легко убивает своих врагов. Жизнь Петра оборвалась, когда он попал в плен, там его расстреляли.

Жизнь оборвалась и у отца, главы семейства. Его подкосили переживания за своих детей.

Самый младший из сыновей влюбился в соседку, которая была замужем и родителям Гриша не нравится это. Его отец вынужден был женить Гришу на другой девушке Наталье. Но семейная жизнь Гриши и Наташи не удалась, и девушка вернулась в родительский дом. Тем временем молодой человек вместе со своей возлюбленной Аксиньей решают покинуть хутор, позже у них рождается дочка.

Также в семье имеется дочка Дуняша. Она умная и грамотная, а также хозяйственная. Она была влюблена в Мишу Кошевого, молодого человека, который расстрелял ее старшего брата. Она слепо любит его, несмотря на то, что ее родители против, они не хотят выдавать свою дочь за него замуж. Но несмотря на все, им все-таки удается пожениться. Дуняша взяла заботу на себя детей Григория, после того как умерла Наташа. А когда ее брат был в бегах, то умерла его дочь на руках у Дуняши.

Однажды мужчин-хуторчан забирают воевать. Аксинья остается одна, так как от болезни их дочь умирает. Девушка нашла утешенье в объятиях сына барина, к которому она нанялись на услужение. Тем временем Гриша, узнав об измене своей возлюбленной страдает и решает вернуться к Наталье. Григорий уходит на фронт, а у них рождаются сразу девочка и мальчик.

Судьба Натальи очень тяжела. Когда она родила детей, то у нее появился смысл и какая-то легкость, но вскоре все переменилось. Когда Наташа узнала о связи Григория и его бывшей возлюбленной, то решается на аборт, но вместе с жизнью нарождённого ребенка обрывается и ее жизнь. Наташа погибает от потери крови.

На протяжении всего произведения герой Григорий пытался найти себя. Он устает от войны и хочет спокойной размеренной жизни. Он решает вновь возобновить связь с Аксиньей, но судьба не дает им быть вместе, так как девушка трагически погибает во время совершения их совместного побега. Тем временем, совсем опустошенный молодой человек, возвращается домой к родителям.

Сочинение рассуждение по Тихому Дону Шолохова

Мне больно писать и думать об этом. Люди, кто дает вам право решать за других, как жить?! Что плохого в том, что казаки любят Родину тихо – без митингов и воззваний?! Ведь они живут честно, они ведь не говорят остальным – живите так, как мы?! Этих простых людей, и много, много других, - интеллигентов, духовенство, дворян, - лишила Родины революция. Во имя притянутых гуманистических идей, людей убивали, ссылали, вычеркивали из жизни. Вот представьте, что это вы вдруг оказались вне закона, что вы враг, что вы чужой в своей стране, в своей семье. Жуткое чувство, правда? Так в новой стране оказались лишними те казаки, которые не могли и не хотели принять новый порядок.

Михаил Шолохов чрезвычайно искусно сумел показать на страницах романа трагедию человека, рожденного для простой жизни хлебопашца и семьянина. Нет, Григорий Мелехов не увиливает от войны, это дело чести. Он храбрый воин, но война - не его призвание. Созерцательный труд привлекает Григория куда крепче, чем политика, в которой он ничего не смыслит. Мелехов не понимает всей полноты исторических событий, времени перелома. Поначалу он не принимает происходящего, но время идет, жизнь примиряет с собой. Нужно жить дальше. Григорий и дальше будет растить хлеб, он по-прежнему любит свою землю. Понадобится, Григорий защитит ее с оружием в руках. Да вот только жизнь уже не прежняя. Что осталось у казака Мелехова? Лишь маленький сынок да безграничная усталость.

Чего добились революционеры, какова цена их достижений? Реки крови, уничтожение интеллигенции, духовенства, дворянства, крестьянства как классов. Объявили врагами Церковь, Бога и верующих. Где их царство любви, равенства и братства, хваленый их коммунизм? Где сами эти деятели? Их память поносят, их ошибкам прощения нет. Страна Советов пала, ведь не могло удержаться то, что основано на крови и слезах.

Нам долго еще пожинать сеяное ими, но я верю – Русь возродится!

Вариант 4

В самом начале повествования Григорий описывается молодым человеком, красивым, энергичным и жизнерадостным. Он заядлый рыбак и охотник, при этом прекрасно держится в седле, одним словом, настоящий казак. Григорий любит свою землю, он простой труженик и политическая сторона жизни его мало интересует. Печалит его только одно обстоятельство: он глубоко несчастен в браке. Родители настояли на его женитьбе на Наталье, которую он совсем не любит. Его настоящая любовь – Аксинья, отношения с которой, полные романтизма, развиваются на протяжении всего романа, но тут тоже всё сложно, ведь Аксинья - замужняя женщина.

Когда начинается война, Григорий отправляется в армию, тем самым сбегая от проблем в семье и своих запутанных мыслей и чувств.

Там его мировоззрение переворачивается с ног на голову. Он начинает сомневаться в своей преданности царской власти. Григорий выступает на стороне красных, а между тем, его старший брат оказывается по другую сторону баррикад, он воюет на стороне белых.

Наблюдая жестокие сцены, когда большевики расправляются с беззащитными пленными, он совсем перестает понимать, что происходит. Так он и мечется от одних к другим, то разделяя политику белых, то соглашаясь с красными. В конце концов он присоединяется к Буденному, воюя против поляков, тем самым пытаясь оправдать себя перед большевиками.

Устав от этих противоречий, от этой жестокой войны, где брат идёт на брата из своих идейных соображений, он решает сбежать на Кубань, вместе со своей возлюбленной Аксиньей, чтобы начать там жизнь заново. К слову сказать, между своей законной женой и любимой женщиной он тоже никак не может сделать выбор.

По дороге за ними начинается охота и Аксинья погибает на его глазах. Вся затея с побегом теряет смысл. Григорий возвращается в родной хутор на руках с маленьким сыном. В кого превратила эта война лихого казака? Она отняла у него веру, а вместе с ней людей, которые были ему дороги. Финал этой истории остаётся открытым и читателю остаётся только гадать, наладится ли жизнь Григория и его сынишки.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по роману Шолохова Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Даже странный вопрос в теме, так как развитие науки важно просто для всех стран без исключения. Кому это не важно, ведь это прогресс!

Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.

Николай Михайлович Ромадин один из самых ярких и запоминающихся художников СССР. Его работы были отмечены многими наградами. Одна из таких наград, это премия Сталина.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

По мысли, давно установившейся в литературе о романе М.А. Шолохова, процитированная песня представлена “целиком, но в другом варианте” в качестве эпиграфа к третьей книге (шестой части) произведения 1 :

Как ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая,
Как, бывало, ты всё быстёр бежишь,
Ты быстёр бежишь, всё чистёхонек,
Теперь ты, Дон, всё мутен течёшь,
Помутился весь сверху донизу.
Речь возговорит славный тихий Дон:
“Уж как то мне всё мутну не быть,
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов — донских казаков.
Размываются без них мои круты бережки,
Высыпаются без них косы жёлтым песком”.

Иначе говоря, оба эпиграфа, о которых идёт речь, до сих пор рассматриваются исследователями как разные варианты одной песни.

Современный собиратель донского фольклора И.Я. Рокачёв-Вёшенский, приводя первый эпиграф к роману, о втором замечает: это та же песня, только “в современной записи” 2 .

Если эти эпиграфы — разные варианты одной песни или даже записи одного варианта песни с различной степенью полноты, в любом случае напрашивается вопрос: что нам делать с поэтически мощными образными обобщениями:

Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит?

Если это один из вариантов песни, представьте его читателю. Если же перед нами частичная и полная записи одного и того же варианта песни, докажите, что стихи о “студёных ключах” и “белой рыбице” находят своё органическое продолжение, объяснение и завершение в строках:

Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов — донских казаков.
Размываются без них мои круты бережки,
Высыпаются без них косы жёлтым песком.

Очевидно, обосновать последнюю версию без натяжек и больших допущений, неуместных в разговоре о народной поэзии, весьма затруднительно. Что касается первой, возможно предположить: искомый вариант интересующей нас песни утрачен народной памятью и остался не записанным собирателями. Но против такого предположения свидетельствует сам Шолохов, в записи которого она всё же сохранилась.

Вероятно, подобные версии смущали и А.А. Горелова, давно изучавшего проблемы фольклоризма творчества Шолохова 4 . В 1980-е годы А.А. Горелов попытался отыскать “пратекст” песни, который послужил основой для интересующих нас эпиграфов. Такой “пратекст”, связывающий “студёные ключи” и “белу рыбицу” с “донскими казаками”, был обнаружен А.А. Гореловым в одной из записей песен Языковых в Оренбургской губернии (Уфимский уезд) в 1830-х годах:

“Ты Дунаюшка, Дунай,
Дунай, славная река!
Ещё что же ты, Дунаюшка,
Возмутен очень течёшь?”
Он ответ-то держит
Удалому молодцу:
“Ещё как же мне, Дунаюшке,
Не мутнёхоньку течи:
С вершинушки по Дунаюшке
Земляные ключи бьют;
Посередь меня, Дунаюшки,
Бел-горюч камень лежит,
Из камешка, из белого,
Бела рыбица воду мутит.
Из-под бережка, из крутого
Легка лодочка бежит.
Ох, на той ли же на лодочке
Удалы молодцы,
Всё удалы молодцы,
Всё донские казаки!”
5

Взаимосвязи запорожских и донских казаков известны с давних пор, и в этом смысле обоюдные поэтические заимствования и трансформации “Дуная” в “Дон” и наоборот не должны нас настораживать. Настораживает другое — приводимая А.А. Гореловым песня известна не ранее 30-х годов XIX века, в то время как, если придерживаться мнения А.А. Горелова, один из её вариантов (эпиграф к 3-й книге) впервые услышан донским историком В.Д. Сухоруковым ранее 1824 года 7 . Конечно, “основной текст” песни и его варианты могут мирно уживаться в устной традиции, однако странно, что вариант оказывается старше “основного текста” песни.

Ой! ты наш батюшко Тихой Дон,
Ой, что же ты тихой Дон мутнёхонек течёшь?
Ах, как мне тиху Дону не мутному течи,
Со дна меня тиха Дона студёны ключи бьют,
Посеред меня тиха Дона бела рыбица мутит,
Поверх меня тиха Дона три роты прошли;
Ай первая рота шла, то Донские козаки,
Другая рота шла, то знамёна пронесли,
А третья рота шла, то девица с молодцом;
Молодец красну девицу уговаривает,
Не плачь, не плачь, девица, не плачь красная моя,
Что выдам тебя девица я за вернова слугу,
Слуге будешь ладушка, мне миленькой дружок,
Под слугу будешь постелю слать, со мной вместе спать.
Что взговорит девица удалому молодцу,
Кому буду ладушка, тому миленькой дружок,
Под слугу буду постелю слать, со слугой вместе спать.
Вынимает молодец саблю острую свою,
Срубил красной девице буйную голову,
И бросил он её в Дон во быструю реку.

Эта песня встречается в песенниках конца XVIII столетия 9 , а также в записях собирателей со второй половины XIX века 10 .

По условиям времени (1928 год) Шолохов не мог протицировать песню целиком в качестве эпиграфа к роману, а только намекнул на неё первыми пятью стихами, концентрирующими в себе самое обобщённое, самое условное и вместе наиболее “зашифрованное” (“студёны ключи”, “бела рыбица мутит”) её содержание.

Слуге будешь ладушка, мне миленькой дружок,
Под слугу будешь постелю слать, со мной вместе спать.

Именно исследование этой метафизической субстанции в душах людей, не поддающееся переводу на язык логических понятий, и составляет одну из самых поэтически сильных и наиболее глубоких сторон в шолоховской эпопее.

Примечания

1 Кравченко И. Шолохов и фольклор // Литературный критик. 1940. № 5/6. С. 214.

2 Рокачёв-Вёшенский И.Я. Песни станицы Вёшенской / Научн. ред. Б.Н. Путилов. Ростов н/Д., 1990. С. 256.

3 Новосельцев А. Песни шолоховских романов // Дон. 2005. № 4. С. 225.

5 Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисловия к разделам, коммент. Ал. Горелова. Л., 1984. С. 258–259, № 383.

6 Там же. С. 547, прим. 383.

7 Близкий шолоховскому эпиграфу к 3-й книге текст песни был впервые опубликован В.Д. Сухоруковым в кн.: Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного, на 1825 год / Изданная А.Корниловичем. СПб., 1824. С. 273, № 3.

8 См.: Собрание разных песен М.Д. Чулкова. Т. 1. Части I, II, III с Прибавлением. СПб., 1770–1773. Переизд.: СПб., 1913. С. 171.

9 См.: Новое и полное собрание российских песен. Ч. I. М., 1780. С. 145; Весельчак на досуге, или Собрание новейших песен / Собрал кол. р. Ив. Ф.Л. Ч. I. М., 1797. С. 178.


Фев 18, 2018 | 0 комментариев

Тихий Дон Шолохова — роман эпопея, который характеризуется глобальностью проблемы, большим временным периодом, где писатель затрагивает период с 1912 по 1922 гг. Здесь просматривается множество сюжетных линий, задействовано более семисот персонажей. Автор описывает жизнь казаков на Дону в последние годы перед началом Первой мировой.

3 часть романа Тихий Дон

Знакомясь с произведением на уроке, мы остановились на 3 части. Как раз именно в ней и показано начало войны. В третьей части романа впервые мы встречаем дату 1914 год. Этот год и отделяет мир от войны. Сама же весть о военных событиях застает казаков за обыденной работой.

Описывая военные и батальные сцены в 3 части Тихого Дона, автор старается не приукрашивать события, а описывает их правдиво, со всей бесчеловечностью и неприглядностью. Читая работу автора, мы видим первые эмоции людей, которым приходится оказаться в бою. Виден их ужас, что навсегда остается в памяти. Например, Григорий, убив австрийца, помнит этот случай и он не дает ему жить спокойно. Это калечит герою душу. Изображая батальные сцены в своем произведении, Шолохов хочет показать, что делает война с людьми и насколько она бессмысленна.

3 часть романа Тихий Дон батальные сцены

Эпиграф к 3 части романа Тихий Дон

Когда мы знакомились с 3 частью романа Тихий Дон, мы видели эпиграф, и автор выбрал его не просто так. Эпиграфом данной части романа послужила всем известная песня казаков. В ней Дон из чистой реки превращается в мутные воды, а все потому, что распустил он своих сыновей. Теперь его берега омываются без них. Обращаясь к сюжету, мы как раз в третьей части и видим начало войны, когда казаки оказались разбросанными по разным военным частям. Видим, как соседи становятся чужими, а брат идет на брата. Эпиграф к части как предупреждение о том, что дальше в работе автора последуют страшные события, где не просто воды Дона помутятся а помутится рассудок людей. А самое страшное, что казаки не понимали сути происходящего. Они не понимали, почему они должны идти войной друг против друга, зачем нужна война, которая забирала жизни казаков, рушила семьи и судьбы людей.

Тихий Дон — работа, что имела большой успех и повлекла массовые издания в советское время. Роман читали и читают не только в нашей стране, но и за границей. По этим причинам работа Шолохова переводилась на разные языки. Замечательное произведение заслуживает внимание и достойно того, чтобы несколько раз перечитывать его зимними вечерами, открывая для себя новые факты и образы.


Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20 - х гг.

Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г.

Возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его.

С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев.

В октябре 1925 г.

Работа давалась нелегко.

В процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время.

Он понимал, что без раскрытия историче - ски сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции.

Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями.

Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился пока - зать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь.

Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу.

В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества.

С изменением привычного для казаков образа жизни заглавие романа приобретает новый смысл : не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле.

Именно об этом казаки издавна слагали песни, строки из которых Шолохов взял эпиграфом к своему роману : «Не сохами - то слав - ная землюшка наша распахана.

Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, крашен - то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

В романе Шолохова Дон не тихий, а буйный : идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды.

Как и в старинной песне, проливают казаки кровь за родную землю, бьются с врагами и друг с другом, но не зерном засевают казаки степь, впитывает она их кровь ; страшные урожаи предстоит собирать их матерям и женам.

. Замкнулся великий круг великого романа : главный герой вернулся туда, откуда начал свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, будто в первый раз.

Жестоко испытывала Григория судьба, носила жизнь по чужим полям и городам, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить родины, но не сломила его характера, не оборвала нитей, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями.

И возвращались на родину казаки – сыны великой реки, чтобы жить и пахать свою землю.

Читайте также: