Рассвет на москве реке сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Опера "Хованщина" в ней образ Марфы, одной из главных героинь, раскрыт в подлинно народной песне. После знакомства с ней учащиеся отмечают её народную мудрость, и то как само пение облегчает страдания Марфы. Интересно для учащихся было и необычное построение песни, в которой сопровождение каждого куплета меняется. Песня красива и благородно широка, с раздольной мелодией. Большой симфонической картиной предстаёт перед учащимися увертюра "Рассвет на Москва-реке".Несётся над Красной площадью колокольный перезвон. Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела её широкому раздолью. Учащиеся "видят" и рисуют как просыпается деревянная Москва 18 века. Как меняется главная мелодия во время звучания всей симфонической картины. Какие изобразительные интонации помогли ребятам услышать рассвет. В звуках оркестра слышатся крики петухов, колокольные звоны, мелодии пробуждения природы.

Красота мысли о России, как о Святой Руси - от самого начала и до конца, в выразительности каждой вариации. Вариативность мелодии рождает ассоциации с наступлением утренней зари, где облечённое во всё тёмное и смутное переходит в бесконечность полной жизни и неизбывной творческой силы. Эта увертюра и есть смысл вечной красоты. Талант композитора углубляет восприятие его муз. шедевров, роднит их со слушателем и исполнителем, открывает для учащихся всё новые и новые художественные грани её величества МУЗЫКИ.

ВложениеРазмер
4b_klass.docx 26.7 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе, посвящённый юбилею М.П.Мусоргского

Тема урока: Исходила младёшенька. Рассвет на Москве-реке

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к осуществлению контрольной функции

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов с использованием ТРИЗ

Учебные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развивающие - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства

воспитательные - воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности

Тип урока: комбинированный, урок-коллоквиум

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Муз. Инструменты: фортепиано

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Учитель: Модест Петрович Мусоргский - один из величайших композиторов всех времен и народов. Человек, которым гордится русская культура. Мусоргский равен самым великим творцам в истории человечества, таким как Микеланджело, Бах или Шекспир. К какому бы жанру ни обращался, он везде сказал свежее слово, везде оставил непревзойденные образцы высокого искусства.

Урок-коллоквиум начнём с выступления Михайленко Павла.

Творческое наследие Модеста Петровича Мусоргского вызывает неизменный интерес во всем мире, в том мире, где звучит музыкальная классика.

Значимую для отечественной культуры дату – 180-летний юбилей знаменитого во всем мире русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – отмечают во многих местах, так или иначе связанных с его именем. Модест Петрович Мусоргский – это композитор мировой величины, имя которого знакомо не только ценителям музыкального искусства, но и многим людям, пусть и далеким от мира музыки, в том числе за рубежом. Он оставил после себя обширное творческое наследие – оперы, пьесы для оркестров, романсы, песни и многое другое.

Продолжит Варвара Гусева.

Ребята, ещё раз послушаем эту симфоническую картину, увертюру к опере. Какими словами вы можете описать эту музыку?

Этой музыкой началось ваше знакомство в 1 классе, ею же вот и оканчивается ваш 4 класс. Уроки музыки в начальной школе часто показывали и открывали вам чистый образ Родины. Древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца музыка Мусоргского.

А мы продолжаем коллоквиум. Слово Глебу Сабурову.

Ребята, скажите, что изменяется в песне, а что остаётся неизменным?

В какой форме написана песня? А кто обратил внимание на аккомпанемент?

А теперь прежде подумайте и ответьте. Что роднит песню Марфы с увертюрой? А в чём различие?

Учитель: Ребята, послушайте это произведение. Кто сможет назвать его?

Найдите интонации, которые придают сходство этим мелодиям.

Слово предоставляется Максиму Ситникову.

Учитель: А теперь творческая работа. Откройте свои рабочие тетради. Я предлагаю вам на свободном месте нарисовать 5 арок. В их пространстве вы отразите пожалуйста как меняется и развивается колорит звучания 5 вариантов темы этого сочинения. Для выполнения этого задания выберите 5 цветов, чтобы соответственно правильно подобрать названия к каждой части. Подумайте, каким знакомым вам словом можно назвать центральную часть, в которой вы явно услышите колокольный звон. Итак, приступаем к работе.

Продолжим урок. Слово предоставляется Наде Литвиненко.

И в заключении выступит Артём Шарыткин.

6. Многое из того, что сделал Мусоргский, было устремлено в будущее, он – самый большой новатор своего времени. Прежде всего Модест Петрович оперный композитор, так вот современный ему театр отставал от его творчества. Кроме того, Мусоргский – источник вдохновения для других композиторов. Рафинированный импрессионист Дебюсси, например, считал его своим учителем и многое взял у него в области гармонии, мелодики, формы… К творчеству Мусорского обращались и Стравинский, и Шостакович, и Равель. Мусоргский – неисчерпаем!

Мусоргский опередил свое время настолько, что его творчество современники воспринимали как нечто безграмотное или как некое хулиганство. То, что это гениальная система воззрений, гениальный художественный мир, стало понятно только много лет спустя. И открывается до сих пор. И дальше будет раскрываться еще больше. Главное же, что музыка Мусорского – гениальная музыка, встреча с которой для слушателя всегда — радость. Она же – один из тех факторов, которые способствуют единению Русского мира.

Спасибо вам ребята за коллоквиум. Итогами этого урока будут ваши оценки. Всех поздравляю. До новых встреч в 5 классе!

Природа и музыка: Утро (часть 2)

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки.

Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость. (Звучит вступление.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму произведения, изобразительность музыки.

Д е т и. Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части.

П е д а г о г. Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце.

Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола - свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва.

Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей вслушиваться в выразительные музыкальные интонации, различать изобразительность музыки, сравнивая произведения, близкие по названиям, но контрастные по содержанию.

Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).

Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)

В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)

А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)?

Д е т и. Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг.

П е д а г о г. Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Третья часть опять звучит успокоенно, заворожённо, мечтательно, нежно.

В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.)

Презентация

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему презентация по музыке 4 класс Власенко И.В. Рассвет на Москве-реке. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вопросы после слушания: Вопросы после слушания: Как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, похожая на русскую песню, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части). Что происходило с мелодией? Были другие, контрастные темы? (нет) Мелодия звучала одинаково? (нет, она развивалась и изменялась) Как называется такая форма, в которой мелодия звучит в разных вариантах? (вариации) Где была кульминация, т.е. самый яркий, напряжённый момент развития? (в середине)

Какие изобразительные интонации вы здесь услышали? Что они напоминали? (колокольный звон). В оркестре звучали настоящие колокола или было звукоподражание? (звукоподражание) Что ещё изображала музыка? (крик петухов, трубы стрельцов, восход солнца) Как звучала музыка? (спокойно, напевно, затем взволнованно, величаво, опять спокойно, светло …) Это не просто пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России.

Урок музыки: Утро Модест Мусоргский. Рассвет на Москве-реке Эдвард Григ. Утро

Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость. (Звучит вступление.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать форму произведения, изобразительность музыки.

Ход занятия:

Д е т и. Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части.

П е д а г о г. Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце.

Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола - свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва.

Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей вслушиваться в выразительные музыкальные интонации, различать изобразительность музыки, сравнивая произведения, близкие по названиям, но контрастные по содержанию.

Ход занятия:

Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).

Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)

В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)

А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)?

Д е т и. Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг.

П е д а г о г. Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Третья часть опять звучит успокоенно, заворожённо, мечтательно, нежно.

В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.)

Читайте также: