Радищев сочинение егэ история

Обновлено: 05.07.2024

1. Осуждение Радищевым крепостничества.
2. Авторское присутствие в “Путешествии…”.
3. Отношение писателя к самодержавию.
Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала.
А. Н. Радищев
Произведение А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своей прямотой, откровенностью и неслыханной для того времени дерзостью, с которой автор обличал главные недостатки тогдашней императорской России: самодержавие и крепостничество.

империя во второй половине XVIII века усилилась и окрепла, став одной из самых могучих мировых держав. В это время энергично развиваются просвещение, промышленность, расцветают литература, наука и искусство. Однако на фоне такого благополучия в стране обостряются социальные противоречия, более жестоким становится крепостнический гнет. Крестьянин был в полном распоряжении помещика, который имел право ссылать крепостного на каторгу без всякого суда.

Каторгой также карались жалобы крестьян на помещиков. Именно это положение имел в виду Радищев, когда писал в своем произведении, что “крестьянин в законе

Барщины – бесплатной крестьянской работы на помещика – и оброка – суммы денег, которой крестьянин откупался от такой работы, оставаясь в собственности у помещика. Была широко распространена торговля людьми. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая семьи крестьян. Радищева возмущало такое положение вещей.

Он отмечал, что помещики смотрят на крестьян как на своих домашних животных, как на “вола в ярме”, как на вещь. Причиной этого безграничного зла Радищев считал всю систему самодержавия и крепостничества. Поэтому он обрушивает свою обличительную критику на устои современной ему России: царскую власть и крепостное право, которая в полной мере отразилась в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву”.
В тот период, когда в Радищеве созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие из Петербурга в Новороссию и Крым. Путешествие было организовано с необычайной пышностью, что повлекло за собой колоссальные затраты, тяжесть которых легла на крестьянство. Для проезда царицы и ее свиты, крестьяне в самую горячую пору должны были выставить семьдесят шесть тысяч лошадей.

Радищева крайне возмущал подобный обман. В своем “Путешествии из Петербурга в Москву”, которое в известной степени совпадает с маршрутом Екатерины II, автор показывает истинную, не приукрашенную картину крепостнической действительности. Цель этой книги – открыть глаза общественности на безграничное бесправие закрепощенного крестьянства, на невыносимую тяжесть самодержавного гнета. Повествование в книги ведется от имени путешественника, устами которого Радищев выражает свои взгляды.

Путешествие совершается из Петербурга в Москву на перекладных, по дороге рассказчик останавливается на двадцати четырех почтовых станциях, где меняет лошадей. Путешественник является любознательным, внимательным и душевным человеком, который располагает встречающихся ему людей к доверительному общению. В каждой новой главе “Путешествия из Петербурга в Москву” перед читателем предстают разнообразные, но одинаково типичные картины произвола, обмана и угнетения, безнаказанно совершающиеся в самодержавно-крепостнической стране.

О тяжкой крестьянской неволе повествование развертывается уже с третьей главы “Путешествия…” – “Любани”, при описании крестьянской пахоты в воскресенье. С чувством негодования и скорби рисует автор картины крепостного угнетения и насилия во всех главах своего произведения. В “Зайцово”, где описывается зверское отношение с крестьянами отставного чиновника, который начал свою службу в должности придворного истопника и дослужился до дворянского чина.

В главе “Вышний Волочок”, где ведется рассказ о помещике, который достиг процветания в своем имении за счет полного разорения крестьян. В главе “Медное” – трагедия продажи крестьян с публичного торга, в “Городне” – жестокость рекрутского набора, в “Пешках” – описание нищего крестьянского быта, убогой избы.

В “Путешествии из Петербурга в Москву” не существует “благополучных” деревень. Конечно, иногда в произведении встречаются положительные образы “добрых” дворян. В главе “Кресцы” добродетельный дворянин прививает своим детям здравые понятия о семейных отношениях и воспитании.

В главе “Городня” добрый старый барин воспитывает крепостного мальчика наравне со своим родным сыном, но, не успев дать ему “отпускную”, умирает. С новыми господами для Ванюши настает мучительная, полная унижений и издевательств, жизнь. Радищев показывает, что личные качества некоторых добрых дворян не способны изменить существующее положение вещей.

Добро, которое они делают, силой крепостного строя превращается в зло.
Радищев осознавал, что крепостничество и самодержавие органически связаны друг с другом. По мнению писателя, царь – “преступник изо всех первейший”, который является главным виновником совершающегося зла. Не имея возможности прямо выступить против Екатерины II, Радищев в главе “Спасская Полесть” помещает аллегорический сон путешественника – очень смелую сатиру на императрицу и ее ближайшее окружение. В нем Радищев замечает, что царь прослыл в народе “обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом”, и обращает внимание на несоответствие между словами и делами Екатерины II: показной блеск и великолепие фасада империи скрывает ужасные картины угнетения народа.

Центральное место сна занимает встреча царя с “неизвестной странницей” Прямовзорой, истиной, которая снимает царю пелену с глаз. После этого все вещи предстают перед царем в естественном их виде. Прямовзора обращается к царю со словами, полными гнева и презрения: “Ведай, что ты…первейший разбойник,…враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого”.

Обличив Радищевым самодержавия и крепостничества отличаются небывалой для того времени резкостью и силой. Для Радищева зло и угнетение не являются исключением в жизни, как для его литературных предшественников, а существуют, как правило, сложившееся в самодержавно-крепостническом строе. Описывая частные примеры проявления насилия, обмана и произвола, Радищев неизменно указывает на их основную причину – самодержавную власть и крепостное право.

Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым (1749-1802 гг.) , с его знаменитой книгой “Путешествие из Петербурга в Москву” . Радищев писал, что крестьянин “заклепан в узы” и “в законе мертв” . Дворяне заставляют крестьян “шесть раз в неделю ходить на барщину” , взимают с них непосильные оброки, лишают их земли, применяют “дьявольскую выдумку” — месячину. Помещики истязают крестьян “розгами, плетьми, батожьем или кошками” , сдают в рекруты, ссылают на каторгу, “продают в оковах как скот” . Ни один крепостной крестьянин “не безопасен в своей жене, отец в дочери” . Помещики оставляют “крестьянину только то, чего отнять не могут, — воздух, один воздух” . Из этого Радищев делал вывод о необходимости “совершенного уничтожения рабства” и передачи всей земли крестьянину — “делателю ее” .

Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи между крепостничеством и самодержавием. Самодержавие защищает интересы вельмож и “великих отчинников” , в органах управления и судах царят крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа.

Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы “исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны” . Радищев наполнил понятие “патриотизм” революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление “предписанных законов естества и народоправления” .

По Радищеву, “самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние” . Он утверждал, что истина и справедливость не живут в “чертогах царских” , что одежды царя и его приближенных “замараны кровью и омочены слезами” народа, поэтому тщетны надежды просветителей на “мудреца на троне” . Мысль Радищева шла дальше: “Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти” .

Своими произведениями “Письмо другу” , “Беседа о том, что есть сын отечества” , “Житие Федора Васильевича Ушакова” и “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде “Вольность” , наиболее важные строфы которой он включил в “Путешествие” , Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует день, когда “возникнет рать повсюду бранна” , будут “ликовать склепанны народы” и торопиться “в крови мучителя венчанна омыть свой стыд” . Праздником будет день, когда победит восставший народ.

После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол “воссядет народ” и воцарится вольность – “вольность дар бесценный источник всех великих дел” . Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, “как могут мстить себя народы” , и “Карла на суде казнил” .

Издавая “Путешествие из Петербурга в Москву” , запрещенное в России, Герцен писал о его авторе: “…. Он едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилью – громкий протест против крепостного состояния” .

Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться “совершенным уничтожением рабства” .

Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти “звери алчные, пиявицы ненасытные” , согласятся на проведение реформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что “рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем разобьют железом главы” своих ненавистных господ.

Радищев считал, что революция – не пустая мечта: “Взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое столетие” , — писал он.

Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой.

С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя “вслед Радищеву” , затравленному самодержавием, радищевцы — его современники и последователи — приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России.

В дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России Радищев печатал свое “Путешествие из Петербурга в Москву” . Тогда же Я. Б. Княжнин завершал свою последнюю трагедию “Вадим Новгородский” , явившуюся вершиной дворянского свободомыслия. Яков Борисович Княжнин (1742—1791 гг.) , дворянин, в течение долгих лет преподавал русскую словесность в Сухопутном шляхетском корпусе и был автором многих трагедий. В своем “Вадиме” он дал образ республиканца, противопоставляя его “просвещенной монархии” . В отличие от Радищева народ в трагедии Княжнина изображен как пассивная сила. Тем не менее со страниц “Вадима” , так же как и “Путешествия из Петербурга в Москву” , хотя и по-разному, звучали призывы к борьбе с самодержавием.

Французская революция вначале была принята русским обществом чуть ли не с единодушным одобрением. Передовые дворянские круги, в частности, увидели в событиях во Франции путь к “просвещенной” монархии, горячо ратовали за насаждение “добродетели” , за “равенство чувств” людей всех сословий, за гражданское достоинство, оставляя в стороне вопросы общественно-экономических преобразований.

Развитие событий во Франции усиливало опасения представителей привилегированного класса. Победы революционных армий на полях войны, свержение монархии и казнь короля, установление якобинской диктатуры не оставляли больше места для дворянских иллюзий. Все более очевидной становилась пропасть, отделявшая “старое” от “нового” , путь к которому неизбежно шел через революцию. Приближавшийся кризис феодально-крепостнической идеологии даже в ее “просвещенной” форме приводил в отчаяние ее носителей. “Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!” . В этих словах Карамзин выразил в какой-то мере чувства и думы большого числа дворян.
Правительство Екатерины II встало на путь открытой реакции. Радищева сослали в Сибирь, Княжнин был брошен в тюрьму, где он, по-видимому, и умер в 1790 г. Новиков в начале 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость сроком на 15 лет. Во имя защиты “цивилизации” и “порядка” подвергались заточению свободомыслящие люди, свирепствовала цензура. В своих посланиях к европейским монархам Екатерина призывала их к постовому походу” против “якобинского варварства” . Подавить “французское безначалие, — писала она, — значит приобрести себе бессмертную славу” .

Иначе воспринимались революционные события во Франции передовыми демократическими кругами русской интеллигенции, которые в своих стремлениях отражали интересы и нужды трудовых слоев населения. В огне революции во Франции рушились те самые феодальные устои, против которых стихийно боролось русское крестьянство, и против которых выступали лучшие люди России. Французская революция как бы подтверждала на практике жизненность идей Радищева; она способствовала становлению в России революционной идеологии, развившейся как протест против русской самодержавно-крепостнической действительности.

Дела Тайной экспедиции, сохранившие протоколы допросов, показания свидетелей, раскрывают среду, в которой зрела русская революционная мысль. В Петербурге, например, у некоего разорившегося купца Степана Еркова собирались люди различных профессий, в том числе землемер в отставке Федор Кречетов, который говорил о необходимости свергнуть “власть самодержавия, сделать либо республику, либо инако как-нибудь, чтобы всем быть равными” . В Петербурге же, в кругу мелких коллежских канцеляристов велись разговоры о том, что “русские находятся под тяжким игом самодержавного тиранства” и что “было бы очень хорошо, если бы Национальный конвент додумал о способе избавления Франции от такого врага (как Екатерина II. — автор) , а людей русских от тиранства” . На Украине мелкий служащий из обедневших дворян Степан Познанский спрашивал окружавших его лиц: “на что нам коронованные головы, на что нам магнаты” , и предлагал с ними поступить так же, “как во Франции с ними сделали, а мы в то время будем равны и вольны” . Эти требования и надежды говорят о тех революционных выводах, к которым пришли русские передовые люди в дни наивысшего подъема французской революции. Наметились истоки революционно-демократического течения, определившегося в русском освободительном движении в XIX в.

Сочинения. Александр Николаевич Радищев

Александр Радищев — человек и писатель

Александр Николаевич Радищев родился 20(31) августа 1749 г. Как и большинство его сверстников, начатки образования он получил в домашних условиях — сначала в деревне, а затем в Москве, в доме дальнего родственника, где его учили профессора и учителя Московского университета. Однако в конце 1762 г. Радищев в возрасте тринадцати лет начал службу при дворе в качестве пажа.

двадцать восьмого июня 1762 г. в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично, в обнародованных манифестах, осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя — просвещенную государыню. Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем. С первых манифестов Екатерина заговорила языком указов Петра I, — и это было далеко не случайно, как и насаждавшееся ею демонстративное поклонение Петру, культ Петра: ведь для всей прогрессивной русской общественной мысли, философии, литературы (Кантемир, Ломоносов, Сумароков и др.) Петр I был идеалом просвещенного монарха.

В середине 60-х годов особенно остро встал вопрос о необходимости приведения в порядок российского законодательства. Последний общерусский свод законов — Уложение — был принят еще в XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Для разработки нового свода законов Екатерина решила созвать Комиссию по составлению нового Уложения, в которую должны были войти выборные представители от различных сословий (кроме крепостного крестьянства), местностей, национальных меньшинств. Нужны были и квалифицированные юристы, люди с хорошим европейским образованием.

В числе других наук пажам преподавали начала юриспруденции, латинский и немецкий языки, а потому, когда встал вопрос о том, кого отправлять в Лейпциг для получения юридического образования, императрица остановила свой выбор прежде всего на пажах. В конце сентября 1766 г. вместе с друзьями отправился в Лейпцигский университет Радищев.

В 1775–1777 гг. Радищев находился в отставке, а затем вновь вернулся на службу, на этот раз — в Коммерц-коллегию. С 1780 г. он — помощник управляющего, с 1790 г. — управляющий крупнейшей в России Петербургской таможней; одновременно Радищев принимал участие в деятельности Комиссии о коммерции, был членом казенной палаты Петербургского губернского правления и т. д.

Даниил Камышенков

Мария, как минимум 2 фактические ошибки точно будут. В остальном вроде не ошибался, привел в качестве второй личности Трубецкого и Николая Первого. 3 события есть, одно в итоге по минусу уходит, но полного краха быть не должно, эхх, надеюсь

Мария Алексеева

Юрий Савельев

Полина Соколова


アーニャ ペルシコバ

Сонечка Ивлева


Сонечка Ивлева ответила Никите

Федор Денисов

Никита Туманов


Никита Туманов ответил Марии

Мария, про декабристов тоже можно было расписать. Он поддерживал восставших и помогал организовывать восстание, за что позже был казнен

Никита Туманов


Никита Туманов ответил Даниилу

Даниил, ДАА. Там пипец ловушка, этот абзац убогий все напутал, но я вроде правильно написал. в 20 ошибку одну сделал, написал, что период при Горбачеве назывался гласность, а там перестройка, такой позор.

Вадим Стримчук

Мария Алексеева

Рабздона Апчхибулина

Рабздона Апчхибулина

Ирина Сидорина


Ирина Сидорина

Артём Гусев


Артём Гусев

Ксения Журба


Ксения Журба

Гульназ Усманова

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Гульназ

Гульназ, проблема в том, что я не взяла( я так переволновалась, что ничего не вспомнила про Радищева, а про Глинскую и так мало знала( взяла денежную реформу и введение единой меры длины и веса, а с личностью - 0, расписала Глинскую и там, и там(

Настя Зенкова


Настя Зенкова ответила Ксении

Ksenia, я как увидела забыла кто такой Радищев и у меня начали трястись руки, но я вспомнила потом)))

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Насте

Настя Зенкова


Настя Зенкова ответила Ксении

Ksenia, путешествие из петербурга в москву, крепостное право в малороссии и 3 событие на всякий случай просто, которое при его жизни происходило (русско турецкую)

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Насте

Настя, я бы в жизни не вспомнила про крепостное право в малороссии
Мне ни одной русско-турецкой не попалось)

Настя Зенкова


Настя Зенкова ответила Ксении

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Насте

😂

Настя, я поняла, просто очень рада, что Турция обошла меня
А про Малороссию что именно написала? Я просто не помню такого

Настя Зенкова


Настя Зенкова ответила Ксении

Ksenia, что екатерина распространила туда крепостное право. ой у меня много рл получилось, если встану, то скину что именно написала, я про неё просто ещё недавно писала

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Насте

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Насте

😂

Настя, не понравилось мне решать ЕГЭ по истории

Настя Зенкова


Настя Зенкова ответила Ксении

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Насте

Настя, я тоже не люблю, но выбора не было( я бы с удовольствием написала по личностям или периодам между Александром 1 и Николаем 2, но увы(

Георгий Высоцкийблин


Георгий Высоцкийблин

Оксана Козлова


Оксана Козлова ответила Ксении

Ксения, а я написала,что она унифицировала меру длинны и веса, а её фаворит оболенский изготовил копейку по её приказу. А ещё нам в школе говорили,что по критериям не запрещено брать вторую личность, которая проводила похожую политику. (Например, Глинская проводила эти реформы в сфере экономики, поэтому я туда ещё и Канкрина впихнула). Таким образом, у меня получилось 3 личности в 1 сочинении :)

Ксения Журба


Ксения Журба ответила Оксане

Оксана, впервые слышу про то, что можно брать личность со схожими действиями
Я про неё вообще мало знала, как-то не уделяла особого внимания, да и учитель сказал, что во второй части она вряд ли будет, кто ж знал( про всех остальных личностей во время Ее правления я напрочь забыла, вспомнила только когда вышла с экзамена вот так вот стресс работает(

Читайте также: