Путешествие в глаголию сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Формировать умение применять на практике полученные при изучении темы знания;

Развивать умение обосновывать условия выбора орфограмм при написании глагола;

Способствовать воспитанию осознанного отношения к получаемым знаниям, организованности, усидчивости, стремлении узнавать новое, расширять свои знания.

Форма проведения: игра-путешествие

Методы: игра, беседа, похвала, самооценка

Оборудование и средства, необходимые для проведения: презентация, проектор, компьютер, листочки с заданиями, грамоты.

Предварительная подготовка: Деление класса на две команды (дети вытягивают из коробочки листочки с цифрой 1 и 2, у кого будет цифра 1, тот первая команда, у кого цифра 2 – вторая); одному из обучающихся предлагается выучить стихотворение; выбор жюри.

Ожидаемые результаты:

Смогут оформить свою речь как в устной, так и в письменной форме;

Договорятся между членами команды и придут к единому решению.

Ход мероприятия.

Учитель озвучивает, что обучающимся нужно сесть по командам, выбрать капитана, придумать название.

- Интересная часть речи

В Русском языке живёт,

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол)!

Глаголам, конечно же, не привыкать

Работать и строить,

Всё видеть, всё слышать,

Писать и читать.

Рассаживаются по местам, придумывают название, выбирают капитана, слушают стихотворение, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:

1.. Формулировать тему классного часа.

- Откуда эта фраза?

- Как вы её понимаете?

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, мысли.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

А для этого давайте проведём устный теоретический диктант. (Вопросы задаются по очереди каждой команде, за каждый правильный ответ 1 балл)

Теоретический диктант (устный опрос):

1. Начальная форма глагола (Неопределённая, или инфинитив).

2. Время глагола, обозначающее действие, которое произойдёт после момента речи (Будущее).

3. То, что обозначает глагол (Действие).

4. Изменение глагола по лицам и числам (Спряжение).

5. Синтаксическая роль глагола (Сказуемое).

7. Время глагола, имеющее отличительный признак – суффикс -Л- (Прошедшее).

8. Форму этого времени имеют только глаголы несовершенного вида (Настоящее).

9.Личное окончание глагола, по которому нельзя определить тип спряжения этого глагола (Безударное).

11. Признак глагола, указывающий на действие по отношению к моменту речи (Время).

12. Непостоянный признак, обозначающий, что действие производилось одним лицом или несколькими лицами (Число).

- Ребята, вы хорошо справились с заданием, поэтому можете смело отправляться в путь.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Путешествие по станциям.

Набраться сил и отдохнуть

В лесу, в бору зелёном.

Увидеть дятла на суку,

Как будто заводного,

Из сумрака лесного.

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой,

И быть везде, как дома.

-Ребята, найдите в выписанных вами глаголах из стихотворения Маршака глагол с чередующейся гласной в корне ( собирать ). Какое правило нужно использовать при выборе гласных Е и И? Давайте проверим, как вы научились применять это правило на практике. (за правильное выполнение задания 5 баллов)

Расст…лать, разб…ру, проб…раться, заб…рём, подж…гать, выд…рать, забл…стел, отп…реть.

Зам…раю, выт…реть, уд…рать, пост…лил, выж…гать, соб…рёшься, изб…рать, бл…стать.

- Как определить вид глагола? Закончите пословицы, определите вид глаголов. (за правильное выполнение задания 5 баллов)

1) Мир строит, а война … (разрушает).

2) Труд кормит, а лень … (портит).

3) Волков бояться – в лес … (не ходить).

4) Крепкую дружбу и топором не … (разрубишь).

Подготовленный ученик читает стихотворение-правило.

Ты просишь о чём-то

Ты любишь кого-то

Но тот, кто об этом

Чтоб второму лицу

Были буквы к лицу,

Думай – не спеши,

Мягкий знак пиши.

Без него - никак!

Здравствуй, мягкий знак!

Задание: Подберите слова с противоположным лексическим значением. Как они называются? Запишите их. (4 балла)

Я иду, а ты … (стоишь),

Я вхожу, а ты … (выходишь),

Я пою, а ты … (молчишь),

Я вношу, а ты … (выносишь).

-Один мальчик, ученик 5 класса, вернувшись из школы, рассказал маме, как он провёл день в школе:

Не бегал, не прыгал,

Не пел, не грустил,

Не спорил, не дрался

И стёкла не бил.

Не ползал под партой,

Бумаг не бросал,

И вместе с глаголами

- А всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?

Конкурс капитанов. распределить глаголы в 2 столбика (слитно и раздельно):

(Не)взял, (не)хочет, (не)навидит, (не)было, (не)доумевал, (не)пришёл, (не)здоровится, (не)пишется, (не)домогал, (не)волить, (не)годовать, (не)нравится.

Выполняют команды: Восстановить пословицы, добавив частицу НЕ.

Клади волку палец в зубы.

Учи рыбу плавать.

В решете воду удержишь.

Победит тот, кто дрогнет.

Что написано пером – вырубишь топором.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2 . Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, вы ещё раз смогли убедиться, какая это интересная страна – Глаголия, и какая замечательная часть речи – глагол.

Ведь глаголы всё в мире умеют:

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

Грустят и болеют,

И любят мечтать,-

Хотят нам во всём

И всегда помогать:

На подвиг решиться,

И другу открыться,

И полюс открыть.

- Подведение итогов, жюри озвучивает результат игры, награждение.

Слушают результаты игры, задают вопросы.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Урок-путешествие проводится в 6-м классе по программе "Школа-2100".

Он знакомит учащихся с лексическим богатством языка, демонстрирует богатые лексико-семантические возможности глаголов как части речи, показывает ученикам на примерах отрывков из художественного текста разнообразие оттенков значения глаголов и возможности их употребления, учащиеся сами пробуют создавать мини-тексты, употребляя глаголы разного значения.

Урок проводится в форме игры-путешествия, в групповой форме, что оживляет урок, делает его увлекательным, интересным.

Тема: Лексико-семантические группы глаголов

(демонстрируется на слайде №1)

  1. Показать роль глаголов в языке и речи.
  2. Обогатить речь глаголами наиболее употребительных лексико - семантических групп (в частности движения, речи, чувства, звучания)
  3. Воспитание интереса к предмету, внимания к слову.

Урок можно провести, разделив класс на несколько групп - экипажей.

У каждого экипажа есть свой капитан, ведущий бортовой дневник, куда вносятся оценки членов экипажа за ответы. В конце урока учитель по этим журналам подводит итоги урока, оценивает активность работы экипажа на уроке. Чтобы усилить игровой момент урока, можно заранее изготовить карту путешествия,отметив на ней испытания, которые предстоит пройти в пути.

Наглядность и оборудование: компьютеры, мультимедиа, карточки

(Урок на диске разработан в программе PowerPoint )

Эпиграф к уроку:

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в страну Глаголию и поближе ознакомимся с глаголами, населяющими эту страну.

Вспомним, что вам известно о глаголах?

(Ребята вспоминают все, что им известно о глаголах, т.е. идет актуализация знаний по теме "Глагол")

Глагол как единица занимает очень важное место в языке. Русский язык чрызвычайно богат глаголами. Если большинство слов в языке составляют существительные, то второй по численности группой слов в языке являются глаголы.

(Маршруты путешествия демонстрируются на слайде №3)

Итак, наш I маршрут - Область глаголов движения. Чтобы попасть в эту область, нужно вспомнить как можно больше пословиц и поговорок, содержащих глаголы со значением движения. Например: "Не спеши языком - торопись делом", "Тише едешь - дальше будешь" и т. д. Нужно назвать как можно больше пословиц и пояснить их значение.

Белинский писал: "В русском языке иногда для выражения одного и того же действия существует до десяти и более глаголов одного значения, но разных видов" (слайд №5).

1) Ребята, на экране вы видите группу глаголов (слайд № 6). Давайте поближе познакомимся с ними. Выясним, что же объединило эти глаголы? (Означают движение) Чем же они отличаются друг от друга?

- Давайте попробуем определить их значения.

- Посмотрите, ребята, сколько глаголов обозначает движение. И все они имеют свой неповторяющийся оттенок значения! Следовательно , употребляя эти глаголы, надо выбрать наиболее подходящий по значению для данной ситуации, для данного случая глагол. И талант писателя, рассказчика в том, чтобы найти тот единственный, наиболее точный глагол. (Выбор этот зависит от стиля речи, текста, от индивидуальных особенностей говорящего, от того, какое движение хочет показать автор).

2) А сейчас, ребята, мы дружно встанем и поприветствуем глаголы движения. Они очень любят когда много движения. Ведь не зря говорят: "Движение - это жизнь". (Небольшая физкультминутка)

А теперь проведем стилистический эксперимент (слайд № 6). Вставим в текст глаголы движения и сравним с авторским текстом. (Ребята вставляют пропущенные глаголы на своих мониторах и проверяют по экрану мультимедиа).

Теперь, ребята, посмотрите, сколько глаголов вы употребили неточно. Оценим работы. (Самооценка и взаимопроверка).

3). Чтобы перейти к следующему маршруту, надо пройти еще одно испытание: каждый из вас образует от одного из глаголов движения все возможные глаголы с новыми значением, используя приставки.(Несколько человек зачитывают образованные глаголы, остальные могут дополнять.

Например: идти-уйти-зайти-выйти-прийти-войти-сойти-пройти и. т. д.)

II маршрут. Область глаголов чувств (слайд № 7). Чтобы попасть в нее, надо назвать как можно больше пословиц со значением чувства. Например "Кто кого обидит - тот того и ненавидит" и т. д. . Объяснение значения пословицы.

Рассмотрите, ребята, таблицу с глаголами чувств. Какие глаголы вы можете еще добавить? (на мониторах компьютеров)

Составьте небольшой текст на темы, данные вам на карточках, используя опорные глаголы чувств ( "На уроке русского языка", "Мой друг у доски", "Соревнования по баскетболу" и. т. д. ). Зачитывается по одной работе в каждой группе.

III маршрут. Область глаголов речи (слайд № 8). В эту область мы попадем, если вспомним пословицы с глаголами речи.

Например: "Меньше говори - больше делай",

Ребята, умение красиво говорить - это дар, и каждый человек должен к этому стремиться. Чем разнообразнее, богаче словарный запас, тем ярче речь человека, тем интереснее он сам. Речь - это зеркало, в котором отражается человек.

  • Говорить
  • Сказать
  • Шепнуть
  • Закричать
  • Прибавить
  • Сообщить
  • Возразить
  • Намекнуть
  • Переспросить
  • Поинтересоваться

Ребята, в каких текстах больше всего употребляются глаголы речи?

У вас карточки с диалогом и задания.

  1. Выписать глаголы речи.
  2. Вставить глаголы речи.
  3. Как характеризуют человека подчеркнутые глаголы речи? Можем ли мы узнать характер человека по его речи?

IV маршрут: "Область глаголов звучания" (слайд № 9). Чтобы попасть в него, надо вспомнить как можно больше пословиц с глаголами звучания.

(Например: "Как аукнется, так и откликнется", "Пустой сосуд громче звенит" и т.д. Значения пословиц поясняются учениками)

  • Послушаем лесной концерт (слайд № 9)
  • Прочитайте текст. Какие звуки вы услышали, читая текст? Запишем эти звуки словами (глаголами). Охарактеризовать текст. Как бы вы озаглавили этот текст?
  • Что помогло писателю так образно, почти ощутимо на слух передать звуки?

Обобщающее слово учителя:

Чем лучше мы будем знать лексико-семантическое богатство языка, тем более точно будем в своей речи использовать слова и тем ярче, выразительнее будет наша речь

Высказывание К.Г. Паустовского (На экране мультимедиа слайд № 10).

Подведение итогов урока.

- Кто в вашем экипаже работал хорошо?

(отметим наиболее активных учеников)

Домашнее задание: написать мини-сочинение, используя одну из лексико-семантических групп глаголов или сочинить небольшое стихотворение (слайд № 11).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Путешествие по стране Глаголии. Презентация на заданную тему содержит 40 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель урока: Образовательная: закрепление, систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Повторить материал по фонетике. Развивающая : развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность при работе воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Послание из страны Глаголии КТО ПРИСЛАЛ ПОСЛАНИЕ И КУДА НАМ ДАЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ ,УЗНАЕМ РАСШИФРОВАВ НАПИСАННОЕ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Задачи урока:

Воспитывать взаимоуважение, взаимоподдержку при работе в группах.

Учить прогнозировать ситуации, отвечать на вопросы.

Оборудование:

Учебник авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко."Русский язык" и рабочая тетрадь к комплекту.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;

закрепление знаний о склонении имен существительных

развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать

Воспитательная: воспитание любви к родному языку

компьютер, проектор, экран ;

Ход урока

I НАЧАЛО (Слайд 1):

К нам пришло много гостей поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой. Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимыйурок, и я стараюсь привить эту любовь вам. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим - большой пальчик вверх, если с плохим - тогда пальчик- вниз. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

В путешествие, друзья,

Вновь вас приглашаю я.

И с собой прошу всех взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

Организационный момент.

Ребята, давайте приготовимся к работе:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

Каллиграфическая минутка:

II Прочтите про себя пословицу:

Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.

1.Чистописание. Один из учеников проговаривает пословицу еще раз и объясняет орфограммы.

- Прочтите пословицу еще раз. В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,–
Все расскажет нам … (глагол!)

Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе? (устно)

Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

Выделим пошагово – что знаем и что умеем. (Слайд 3)

Глагол - самостоятельная часть речи.

обозначает действие;

отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

в предложении чаще всего бывает сказуемым;

не с глаголами пишется отдельно;

перед глаголами никогда не пишется предлог;

изменяется по временам, числам, в прошедшем времени по числам, а в ед.ч.-по родам.

Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. Но посмотрите. Одна из строчек пустая.
А вот какую же тайну будем открывать сегодня на уроке, вы узнаете, прочитав шифровку. (Слайд 4 и 5)

А теперь новое задание, я думаю, что вы справитесь с ним.- Прочтите данные на доске слова и напишите их в тетради, разделив на две группы. Подумайте, по какому принципу можно это сделать? (Слайд 6)

Слушать, сорока, сеять, вагон, кипеть, суббота, строить, мебель

-Проверяем, как это вы сделали? (Слайд 7)

-В каких словах встретились ошибкоопасные места, объясните.

- Что можете сказать о словах 1-ой группы? Расскажите всё, что вы знаете о существительных?

- Ребята, по какому признаку я разделила существительные на 3 группы?

- Посмотрите на их окончания. О чем они напоминают? (Слайд 8)

- Сколько типов склонения у имен существительных? Как их определить?

- Устно закончите предложение.

Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежам.)

- Итак, имена существительные …(.склоняются).

- А какие еще части речи, известные вам, склоняются? (Склоняются имена прилагательные, местоимения)

III. Осознание и осмысление новой учебной информации.

-Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, учёные выделили три склонения. А сколько же спряжений у глагола? На этот вопрос мы сегодня и ответим во время путешествия. (Слайд 9)
- Можно ли просклонять глагол? (Глаголы не изменяются по падежам.)

- А как глаголы изменяются? (В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, а в прош. вр. – по числам, в ед. ч.- по родам.)

Найти ответ на вопрос: Как называется изменение глагола по лицам и числам? в учебнике на странице 30.

IV. Первичное закрепление знаний

Глагол и местоимение дружат.

Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе

Долго им пришлось идти,

Чтоб спряжение принести.

Научить они хотят,

Как глагол нам проспрягать.

Сегодня мы узнаем, что такое спряжение и будем учиться спрягать глаголы.

Работа над лексическим значением слова. (Слайд10)

- Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 12 по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)

- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика. (слайд 14).

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

- Откройте учебник на с. 32, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения? (Слайд 15)

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –.

Читайте также: