Прошлое настоящее и будущее россии в блоковском цикле на поле куликовом сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить —

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

…Вдаль идут державным шагом… —

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Кто еще там? Выходи!

Это — ветер с красным флагом

Вон барыня в каракуле

К другой повернулась: —

Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась И — бац — растянулась.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом — огни, огни, огни…

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников — каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.

Позади — голодный пес,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И за вьюгой невидим.

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цикл “На поле Куликовом” создан Блоком в период безвременья после поражения первой русской революции 1905 года. Он связан с осмыслением событий 8 сентября 1380 года – сражения на Куликовом поле между войсками хана Мамая и ратью Дмитрия Донского. После победы на Куликовом поле русский народ поверил в свои силы.

В 1908 году Александр Блок, символист, декадент, казалось бы – человек, далекий от жизни простого

народа, по-настоящему осознает свою неразрывную связь с судьбой России. Судьба России переживалась им как его собственная, и чувство боли и тревоги за нее уже никогда не покидало Блока. Его сердце просилось в бой – во славу России.

В цикле “На поле Куликовом” Блок старается осмыслить русскую историю, но не как сторонний наблюдатель или беспристрастный летописец, а как соучастник. История начинает говорить голосом поэзии. У России такое великое прошлое и такое огромное будущее, что захватывает дух:

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы – ночной

Широкая, ровная степь кажется безграничной. А между тем это – не лесная и луговая Русь, строгая северная царевна других стихов Блока (“Россия”). Это – поле битвы. Но пока, перед битвой, раздумья поэта текут широким потоком, где слились воедино скорбь, и гордость, и предчувствие перемен:

О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней волиПронзил нам грудь. (“Река раскинулась…”)

В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей, грозных в своем гневе. Начинается бой, которому не видно конца:

И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль… (“Река раскинулась…”)

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность воина давних времен любой ценой отстоять свою землю. Блок описывает и тревогу, и сомнение, и предчувствие, что этот бой – первый из тех, которые еще предстоят.

В третьем стихотворении образ Родины – это образ жены, матери, светлой Богородицы, которая охраняет все живущее. Здесь слились и русская неяркая природа с ее туманами и тишиной, и религиозно-сказочное восприятие поэтом русской культуры, и трагическое прозрение исторической судьбы России.

Четвертое стихотворение (“Опять с вековою тоскою…”) выводит нас в современность, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Раздумья и распутья Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать – на чьей он стороне: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование позиции интеллигенции дает сам Блок в статье “Народ и интеллигенция”, написанной в том же 1908 году.

Последнее стихотворение цикла “Опять над полем Куликовым…” непосредственно обращено к настоящему и будущему:

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. – Молись!

Блок мысленно стоит перед грядущей революцией, понимает ее неизбежность и неизбежность выбора: на чьей стороне стоять. Как известно, поэт в решающую минуту выбрал сторону народа, невзирая на кровь и жестокость. И шел по этому пути до конца.

Цикл стихов “На поле Куликовом” – не только напоминание о давнем подвиге русских воинов, о битве света с тьмой, добра со злом, но и утверждение вечности этой битвы.

Каждого поэта, вошедшего в русскую классическую литературу, хочет он того или нет, последующие поколения критиков причисляют к определенному литературному течению. Так легче рассматривать творческое наследие, легче понимать произведения. Вот и мы не будем игнорировать принятую систему, чтобы проанализировать стихотворения Блока.

Александр Блок остался в памяти потомков как выдающийся поэт-символист. Но не многие помнят тот факт, что символистов еще называли и последователями неоромантизма. На мой взгляд, это немаловажное замечание. Ведь одной из примет романтизма является обращение к прошлому, поиску там идеалов, тем и откровений, которые помогают раскрыть настоящее.

В первом из них раскрывается образ воина, готовящегося к походу на войну. Читатель практически физически ощущает динамику действия, напряженность мыслей лирического героя, его нетерпение:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица…

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Третье стихотворение цикла одновременно примыкает к циклу стихов о Прекрасной Даме (здесь появляется незримая Она). Герой смотрит на мир глазами человека, который понимает цену настоящему чувству, война для него неважна. Это другая точка зрения на вышеописанные события.

Таким образом, перед нами своеобразный роман в стихах (этот же прием использован Блоком в цикле стихов о Прекрасной Даме). В нем, как в хорошем эпическом произведении, сочетаются прошлое, настоящее и будущее, эти временные пласты сливаются воедино. К тому же нельзя забывать, что в большинстве случаев обращение поэта к истории необходимо для того, чтобы глубже раскрыть авторское отношение к настоящим событиям. Так, можно сказать, что Блок предзнаменовал события, которые произойдут через несколько лет (революции, смена власти). Да это и немудрено, они просто витали в воздухе…

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!"

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

Блок, с одной стороны, сопоставляет великие битвы, но, с другой, противопоставляет их, чувствуя, что нет места в настоящем доблести и чести:

Цели и задачи урока:

- краткое знакомство с биографией А. А. Блока;

- выявить специфику трактовки темы Родины в лирике Блока;

- раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России;

- дать представление о лирическом цикле;

- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

- развивать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

- развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть, умение анализировать поэтический текст;

- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

- воспитывать патриотизм, ответственность перед родной страной.

Тип урока: практикум.

Используемые образовательные технологии: презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Организационный момент. Объявление целей и темы урока. Слайд №1 (Пока обучающиеся записывают тему, звучит песня “Русь моя” в исполнении ансамбля “Дружба”)

Учитель. Вступительное слово. Начало XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917 года. Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное, бурное время не могло не отразиться в русской литературе, а тем более в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Да, он был свидетелем всех событий первых десятилетий XX века. Блок обладал обостренным чувством истории, сумел отразить в своих стихах “неслыханные перемены, невиданные мятежи”. Он прошел сложный путь. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ.

II. Актуализация знаний. Обратимся к фактам его биографии.

1. Слово “биографам”. Слайды № 2-4.

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Воспитание проходило в традициях передовой интеллигенции. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица. Маленького Сашу обожали все члены большой семьи. Мальчик рос настоящим принцем. Таким мы и видим его: нежного, изящного дворянского мальчика с гордым лицом, с доверчивыми, серьезными огромными глазами. Всех покоряли его доброта, щедрость и нежность.

Детские и юношеские годы А. А. Блока прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.

Интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, а дальнейшее развитие получил в университетские годы.

Россия для Блока – это прежде всего родина, а родина для поэта – это “огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое”.

Учитель. Обращение к Родине проходит через все творчество Блока. Поэт стремится постичь ее сущность, разгадать тайну. Осмысление прошлого, желание понять настоящее, стремление предугадать пути будущего свойственно поэтам во все времена. О Родине писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел “Родина” несколько стихотворений 1906 – 1916 годов. Однако, как он сам говорил, все его произведения о России.

Слайды №5–6. Цикл “На поле Куликовом”, включающий 5 стихотворений - одно из центральных произведений третьего тома “Родина”. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России. (Понятие о цикле)

Учитель. Куликовская победа была величайшим переломом в русской истории. В чем же заключался этот перелом?

2. Послушаем “историков”. Слайды №7–8.

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали победу над огромным войском Золотой Орды под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались героически. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты. Первым пал на Куликовом поле Александр Пересвет, затем Ослябя. Они были и остаются символом ратного подвига.

Войско Мамая наступало первым. Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая, но тут выступил из леса засадный полк и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Победа была полная. И войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.

После победы Дмитрий Донской провозгласил тут же, “став на костех”, вечную память всем погибшим.

Куликовская победа стала величайшим переломом в русской истории. Это был перелом в сознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.

Учитель. О чем повествует Блок в цикле “На поле Куликовом”? Как передается поэтом историческое событие? Каковы основные мотивы цикла? (Слайд № 9) Обратим внимание на повторяющиеся образы и мотивы: это образы реки, степи – поля, долгого пути, образ мглы, мотив повторения роковых событий (мотив круга)

3. Слово “интерпретаторам”. (Группа ребят работала с первым стихотворением цикла. Варианты: слушаем аудиозапись (текст читает актер, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов) или читают наизусть ученики. План анализа стихотворений есть в каждой группе, чтобы ребята могли включиться в обсуждение стихотворений, высказать свои предположения, задать вопросы)

Слайд №10. В чем необычность ритмической организации этого стихотворения? Какое настроение создает отрывистость ритма? Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни?

Первое стихотворение исполняет роль пролога, вводит в цикл тему Родины. На первый взгляд, перед нами типичный русский пейзаж:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Все основные образы уже заявлены здесь. Лирический герой – это и воин Куликовской битвы и современник Блока. Состояние героя – размышление накануне битвы. Не сразу под “игом ущербной луны” приходит он к пониманию своего назначения. Родина, ее история помогают герою обрести свое “я”, определить свой путь:

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Необычна ритмическая организация стихотворения: сочетание длинных и коротких ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием, “неподвижной” Руси и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего. Вначале время течет лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, войско отправляется в путь. Пока еще все спокойно, но вскоре желтая глина обрыва. Степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа.

Слайд №11. Именно в этом стихотворении поэт “дерзнул” вместо привычного эпитета “Матушка-Русь” предложить свой, предельно личный: “О, Русь моя! Жена моя!” Некоторых его современников подобная “вольность” шокировала (например, М. Горького). Поэт Илья Сельвинский уже в 60-е годы публично заявил: “Меня коробит от того, что моя родина оказывается. женой Александра Александровича”. Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово “жена” употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле: слово “жена” - это и Святая Дева, и Богородица, и Русь. Облик Родины у Блока живой. Он как бы сливается с прекрасным женским образом, подчеркивая глубоко интимное чувство поэта, неотделимое для него от вечной его любви к “единственной на свете”, к жене. Зато всеми безоговорочно были приняты строки с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Слайд №12. Образу реки противопоставлен образ летящей степной кобылицы. Повтор “летит, летит” меняет ритмику стиха. Одно мгновение, и уже закат в крови. Напряжение нарастает, и уже в последующих строфах сплошь восклицательные предложения. Умолчания подчеркивают быстрое течение времени, создают впечатление некоторой недосказанности. Покоя нет! Стремительность событий подчеркивается и аллитерацией звуков “с” в 4-й и “р” в последней строфе стихотворения.

Учитель. Слайд №13. Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого? Литературовед А. С. Елеонская в статье “Куликовская битва и русская литература” пишет: “Образная система цикла несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой, противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил – в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной Дамы”.

Во втором стихотворении цикла влияния древнерусской и фольклорной поэтики больше. В основе сюжета – гадание перед боем. Здесь и “мы, сам-друг” (т.е. вдвоем) - архаичная форма собирательного множественного с фольклорным оттенком; крик лебедей, и “горючий белый камень”.

Слайд №14. Лебеди – это символ верности, чистоты. Но у Блока образ лебедей несет и иную смысловую нагрузку – смятение, тревогу. Повтор “и опять, опять они кричат…” с умолчанием в конце строки Вслушиваясь в грядущее, герой снова слышит предвестия беды, смерти, но и победы, что звучали когда-то над полем Куликовым. Горючий белый камень пришел из фольклора – из заговоров и заклинаний, о которых Блок писал: “На море - окияне, на острове Буяне стоит бел - горюч камень Алатырь, на том камне дева сидит, шелками заморскими зашивает раны кровавые..”. Эпитет “горючий” у Блока, вероятно, связан с горем, а сочетание с белым дает эмоциональный оксюморон, созвучный основному настроению цикла: предчувствию грядущих испытаний Родины. Первая и вторая половина стихотворения противопоставлены: в начале речь идет о близкой гибели, а в конце – о том, что эта гибель освящена и осмысленна:

Чтоб недаром биться с татарвою
За святое дело мертвым лечь!

Татарва – слово с фольклорным оттенком. Враг в русском фольклоре, как правило, не имеет лица, а воспринимается как чудище.

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

Как можно объяснить эти строки? Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении?

Здесь прошлое сопрягается с будущим предчувствием лирического героя: впереди страну ожидают новые испытания. Герой не отделяет свою судьбу от судьбы своей страны.

Слайд №16. Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла? Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?

И с туманом над Непрядвой спящей
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече.

В третьем стихотворении перед героем возникает символический образ – Ты. Сначала герой только предчувствует ее появление . Но вот ТЫ здесь. Но кто же эта загадочная ТЫ? Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в испытаниях времени. Образ святой Руси сливается с образом Богоматери. Родина – самое дорогое и самое святое, чему поклоняется и служит поэт.

Слайд №17. Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Повторяются эпитеты “вековая тоска”, “тоска могучая”, “ущербная луна”. Символы приобретают новый смысл. Образ пожара особенно страшен, потому что он “тихий и широкий”. Но чувства лирического героя, его мысли светлы, он на белом коне (белый конь – конь победителя). Душа устремлена в будущее, опять обращение к высшему идеалу: “Явись, мое дивное диво! // Быть светлым меня научи!”.

Слайд №18. Пятому стихотворению предпослан эпиграф из В. Соловьева: “И мглою бед неотразимых // Грядущий день заволокло”. В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Если в первых стихотворениях прошлое перекликается с настоящим, то в пятом поэт говорит о настоящем и будущем, предсказывает неизбежность исторических потрясений и свою причастность к ним: “Но узнаю тебя, начало// Высоких и мятежных дней!”

Учитель. Какой же образ России сложился в вашем представлении после прочтения цикла “На поле Куликовом”? Первые выводы. Образ Родины у Блока своеобразен и неповторим. Стихи поэта полны глубокой любви к России и веры в ее силы. Он хотел видеть ее свободной и счастливой. Слайд №19

III. Итог урока. Жить в покое нельзя. Жизнь – это движение, битва за родину. Быть спокойным, ни во что не вмешиваться – значит жить вне Родины, а это значит совсем не жить. Блок не мог остаться в стороне от событий, которые совершались у него на Родине. “Не может сердце жить покоем..” Таким образом, личная судьба героя отождествляется с судьбой России, он готов погибнуть за нее. Чувство боли и тревоги за нее никогда не покидало Блока: “Как жить и плакать без тебя! (“Осенняя воля”) В последующих стихах о России вера Блока в особую историческую роль Родины становится явственнее, ощутимее. Но его любовь к России навсегда останется с привкусом страха, страдания, муки и веры, ведь “невозможное возможно”.

Домашнее задание. Размышляя над словами поэта, попытайтесь определить, что значит для художника посвятить жизнь какой-либо теме, в чем, по вашему мнению, гражданский долг поэта перед Отечеством? (Cлабым учащимся выучить наизусть одно из стихотворений цикла)

1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2005.

2. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

3. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Под общей редакцией В.В. Агеносова. – М: Дрофа, 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Тема России в ранней поэзии А. А. Блока. 2. Стихотворение "Русь". 3. Цикл "Родина". 4. Тема исторических судеб России, связей её настоящего с прошлым и будущим в цикле "На поле Куликовом". 5. Понятие лирического цикла.

Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о её противоречиях, о её величии, её избранности (продолжая традиции Тютчева). Родина не мать, а жена. Речь идёт от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны. Образ святой Руси сливается с образом Богоматери.

Названия книг уже сами по себе являются символами:

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обрета­ет особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих совре­менниках он сказал: "Мы – дети страшных лет России". Предчувствие "не­слыханных перемен" и "невиданных мятежей" отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее и противоречивой, и обостренной.


В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа, например в стихотворении 1901 г. "Видно, дни золотые пришли. ":

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят, как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Героиня блоковских стихов ранних лет (Прекрасная Дама) обретает черты сказочной ца­ревны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царе­вич, князь, жених. Поэзию А. Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например в стихотворении "Ночь на новый год", возникает образ Светланы, героини баллады В. Жу­ковского. Мир ранней поэзии А. Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан в нем образ России.

К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада сво­их ранних стихов. Страшный мир в природе, где зори и звезды сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту при­роду диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, как, например, в цикле стихов "Пляски смерти".


Наиболее известное стихотворение этого цикла – "Ночь, улица, фонарь, аптека. ", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкну­тость жизни в страшный круг. Однако страшный мир – это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.

Так, в самом своем известном стихо­творении, надолго ставшем символом поэзии А. Блока, – "Незнакомка" – лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт – хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление – луна на небе – превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение воз­вращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А. Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличии. Сам А. Блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихотво­рении "Грешить бесстыдно, непробудно. ", написанном в 1914 г. В нем воз­никает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого – это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно, подавая грошик в церкви, он тут же, вер­нувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотво­рение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 г. "Русь", в котором образ Родины поражает своей многоаспектностью. Русь - это и прекрас­ная греза поэта, это и удивительной красоты женщина, это и нищая крестьянская страна.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины.

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь. 24 сентября 1906

Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал цикл сти­хов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы.

Здесь и размышление о Руси как о заповедной стране, хозяйка которой – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской краса­вицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некра­совским "Что ты жадно глядишь на дорогу. ". Здесь судьба России осмы­сливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже тради­ционно для русской поэзии.

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон.

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом.

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул – и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая.

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая.

Да что – давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов.

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – всё больно.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи.

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

В последних произведениях цикла "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 г., все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворе­ниях "Петроградское небо мутилось дождем. ", "Я не предал белое знамя. ", "Коршун" и других.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. -
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Величие России — в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны до конца. Прошлое взывает к будущему. Роман­тика этого призыва звучит в цикле "На поле Куликовом". Написаны эти стих-я в 1908 г. и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 г. А. Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символи­ческим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

Первое стихотворения цикла:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И дебрями окружена,

И моет берега,

Над скудной глиной же того обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя. Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь,


И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Идут, идут испуганные тучи.

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традици­онное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!").

Первые строфы первого стихотворе­ния передают душевное напряжение русича, который пони­мает, что судьба Руси и его личная решится завтра. Поэтому пронзительны ноты не то прощания с родной землей, когда человек окидывает любовным взглядом окрестность и в этой любви к раскинувшимся просторам степи и реки черпает силы для предстоящей битвы. Не то это прозрения и тревожные предчувствия лирического героя-современника, ищущего в стойкости предков духовную опору в драмах нового века. Эта слиянность двух пластов чувствования передана рядом сим­волов, емких по образному строю и смысловому наполне­нию, вписанных в пейзаж грозного трагического движения:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль. И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Останови! Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Второе и третье стихотворения приближают читателя к мировосприятию русского воина, в котором есть ощущение общности судьбы со всем воинством русским и с другом:

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

Он вспоминает мать, жену:

Перед Доном темным и зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

Объятый тоскою могучей, Вздымаются светлые мысли

Я рыщу на белом коне. В растерзанном сердце моем,

Встречаются вольные тучи И падают светлые мысли,

Во мглистой ночной вышине. Сожженные темным огнем. —

так говорит о себе и павший воин, и современный человек, много испытавший и предчувствующий бесчисленные траге­дии.

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Поэт говорит своим современникам: прошлое не ушло, оно с нами, оно учит.

В первой строфе А. Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. По той же грозной тишине, как перед битвой, по той же разлившей­ся мгле лирический герой узнает наступление таких же судь­боносных дней:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

Последняя строка звучит страстным и грозным предосте­режением.


Теме стихотворения соответствует его интонац. строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спо­койно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения де­лаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки ("Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами"). Нарастают восклицательные ин­тонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в коротком (всего семь строф) стихотворении семь раз автор употребляет восклицательный знак. Поэ­тическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стихо­вым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страш­ный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Память о подвиге былых времен становится предчувствием нового подвига:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск, и трубы лебедей.

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Стихотворения А. Блока о России, прозвучавшие в те годы, когда судь­ба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являют нам образец той мужественной, всевидящей преданности своей стра­не, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической рус­ской литературы.

Лирический циклжанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое и характеризующаяся следующими признаками:

Читайте также: