Профессиональная культура медика сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Как менялось представление о врачебной этике и профессионализме со времен Гиппократа до наших дней? Чем отличается врач традиционного типа от новатора и кого из них больше в белорусских учреждениях здравоохранения?

Таким образом, в данном контексте профессиональная культура врача — это особые стиль, технология осуществления деятельности, основанные на специфическом понимании ее смысла и содержания профессионалом.

На первый взгляд представители одной профессии должны обладать сходными представлениями о профессионализме и профессиональной культуре.
Однако анализ конкретных врачебных практик, особенно в исторической перспективе, показывает обратное.

Практически во всех профессиях есть люди, на которых равняются их коллеги. Они являются, если можно так сказать, эталонными образцами профессиональной деятельности. Вам встречались такие?

Эталонный образец профессиональной деятельности врачами и пациентами конструируется по-разному. Взять, к примеру, представления о смысле функций врача в обществе.

Соответственно, эталоном в профессиональной деятельности для этих групп опрошенных будут выступать различные персоналии. При этом ученые или администраторы от медицины самим профессиональным сообществом будут оцениваться несколько по-иному.

На первый взгляд представители одной профессии должны обладать сходными представлениями о профессионализме и профессиональной культуре. Однако анализ конкретных врачебных практик, особенно в исторической перспективе, показывает обратное.

Известны также и другие примеры. Древние индийские врачи в клятве утвердили дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев, но в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи.

В то же время с древнейших времен гуманность, сострадание, забота о благе пациента провозглашались в качестве основных ориентиров. Врачебная этика на Руси в 11–12-м веках требовала от лекаря, чтобы он был образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнял самые черные работы, был терпимым и сердечным, делал все, что в его силах, для излечения больного и не заботился о личном обогащении и профессиональном тщеславии.

Влияние общества на осмысление функциональной составляющей профессиональной деятельности весьма велико. Врачи вряд ли обладали особым иммунитетом от преследований. Классический пример: Джон Уилкс Бут, убивший 16-го президента США, при побеге с места преступления сломал ногу. Перелом лечил доктор Сэмюэл Мадд, которого позже привлекли к ответственности как пособника.

Пересматривается значение социальной ответственности врача перед обществом в целом. Признание здоровья ценностью не только отдельного человека, личности, но и ценностью государственной привело к дополнению сферы деятельности врача функцией установления социальной справедливости.

Есть факторы, которые определены изменениями внутреннего содержания профессиональной деятельности. К примеру, форма врачебной деятельности все более и более трансформируется от индивидуальной работы врача к командной работе целой группы профессионалов. Принятие решения зависит теперь не только от опыта и мастерства отдельного врача, но и от результатов действий команды различных специалистов. Очевидно, что это возможно только при высоком уровне доверия друг к другу. Работа в коллективе с другими врачами и зависимость от них не были значимой частью работы врача еще в начале 20-го века.

Становление доказательной медицины должно повлечь за собой фундаментальные изменения в процессе принятия решений о тактике и стратегии лечения. Со второй половины 1990-х годов использование доказательной медицины завоевывает все более прочные позиции среди профессионалов. Оно влечет значимые изменения в осуществлении лечебной практики. А изменения находят отражение в теоретико-практических изысканиях, разработках новых профессионально-этических кодексов врача.

Основные типы профессиональной врачебной культуры и их различия

Для врача традиционного типа профессионализм определяется высоким квалификационным уровнем, несколько меньше внимания он уделяет технологиям взаимодействия с пациентами. Другими словами, общаясь с таким врачом, пациент может почувствовать некоторую отстраненность. Чаще эти врачи поддерживают патерналистскую модель взаимодействия с пациентами. Но за отстраненностью будет стоять огромная работа, направленная на повышение уровня знаний, умений и навыков.

В профессиональной деятельности эти врачи чаще ориентированы на использование принципов доказательной медицины. Более требовательны к коллегам относительно уровня квалификации, требовательны в отношении оснащения рабочего места. При этом навыки работы с высокими технологиями они расценивают не как идеал, к которому надо стремиться, но как повседневную необходимость. Эти врачи чаще указывают на свою зависимость от специалистов смежных специальностей. Чаще по сравнению с коллегами указывают, что сталкиваются с грубостью и хамством со стороны пациентов. Реже, чем врачи новаторского типа, отмечают в поведении пациентов осознание собственной ответственности за свое здоровье и высокую степень исполнения рекомендаций.

Около 70 % участвовавших в опросе врачей традиционного типа заявили о том, что удовлетворены или скорее удовлетворены своей работой. Доля удовлетворенных своей работой непосредственно в этой группе ниже, чем в других. Доля врачей, оценивающих зарплату врачей в Беларуси как низкую, выше, чем в других группах.

Для врача новаторского типа более значимыми являются технологии взаимодействия с пациентами. Модель такого сотрудничества достаточно энергоемкая для врача. Она предполагает не делегирование ответственности за здоровье пациенту, а ее разделение. Как следствие, врачи этой группы чаще по сравнению с коллегами сталкиваются с высокой степенью исполнения рекомендаций пациентами.

В отношении квалификации новаторы придают серьезное значение принципам доказательной медицины, при этом для них очень важен опыт коллег. Они в меньшей степени, нежели другие врачи, склонны делегировать ответственность за внутрипрофессиональное взаимодействие руководству. Уровень удовлетворенности заработной платой и своей работой средний по сравнению с коллегами.

sociologiya521220

Адаптивный тип самый сложный для анализа. При формировании комплекса представлений о профессионализме врачи этой группы слабо выражают направленность и на профессиональные отношения, и на профессиональные знания врача. Оснащенность рабочего места для них имеет наименьшее значение.

Эти врачи реже выказывают поддержку моделям сотрудничества с пациентами, склонны перекладывать ответственность на пациентов. При этом, обладая менее выраженной направленностью на сотрудничество с пациентами, меньше ощущают депривацию от крушения их ожиданий в этом взаимодействии.

Также более склонны не разделять ответственность с коллегами, а скорее переложить ее на плечи коллег или администрации. Этот тип профессиональной культуры может быть охарактеризован как наименее эмоционально и психологически затратный в сфере взаимодействия с пациентами при очевидно низком уровне эффективности.

Врачи адаптивного типа демонстрируют самый высокий уровень удовлетворенности своей работой. Оценка уровня зарплат и престижа профессии врачами этой группы свидетельствует о некоторой успешности их адаптации в системе здравоохранения.

Врачи-новаторы чаще коллег не удовлетворены уровнем престижа профессии. Традиционный тип чаще коллег не удовлетворен уровнем заработной платы. Для представителей адаптивного типа профессиональной культуры эти характеристики менее выражены.

Ощущение недостаточности уровня вознаграждения труда врача, очевидно, является интегральной характеристикой профессиональной группы независимо от социокультурной ситуации. Это фиксируется в оценках и американских, и российских врачей. Но при этом отсутствие направленности на приоритеты профессиональной деятельности сопряжено с более высоким уровнем удовлетворения вознаграждением труда.

При проведении исследования среди врачей Минска вы определили следующее соотношение всех типов: 47 % — традиционный, 35 % — адаптивный, 18 % — новаторский. Можно ли экстраполировать это соотношение на всю страну? Исследование проводилось в столице, где сосредоточены крупнейшие клиники, РНПЦ, что, возможно, объясняет большой процент новаторов. А как обстоят дела в регионах?

Я бы не стала экстраполировать. Столичный образ жизни отличается более высоким темпом изменений, более интенсивными процессами взаимодействия. Здесь объединяются научно-техническая мощь, космополитизм, отчуждение человека как в социальном, как и личностном плане. Культура провинциальных регионов несколько другая. Не хуже и не лучше, но другая. Менее динамичная, более традиционная, персоналистская, с большим акцентом на личность. Это интереснейшая научная задача — сопоставление профессиональных культур в контексте провинции и столицы.

Один момент хотелось бы отметить: жители крупных городов демонстрируют своеобразный этноцентризм (склонность судить о чужой культуре с позиций превосходства собственной), поэтому оценки столичных врачей относительно деятельности коллег в провинции в целом необходимо рассматривать с учетом этой склонности.

Вы предложили рекомендации для системы здравоохранения — в частности, создание условий для формирования и широкого распространения новаторского типа профессиональной культуры, стимулирование партнерских взаимоотношений между врачами, а также врачами и пациентами. К каким конкретным действиям нужно стремиться?

На уровне общества сложнее. Переориентация ожиданий и установок пациентов, выраженная в программных и законодательных документах, акцентирование зоны ответственности пациента — это длительный кропотливый процесс. К этой работе стоит привлекать не только врачей и политиков, но и экономистов, социологов. Недаром в ВОЗ доля сотрудников-обществоведов сопоставима с долей сотрудников-врачей.

Еще одна важная рекомендация: обеспечение роста социального статуса и престижа профессии врача в обществе. Как социолог, изучающий в том числе и общемировые тенденции развития здравоохранения, расскажите, с помощью чего это можно сделать?

Но все это не снимает проблемы того, что наши врачи осуществляют свою деятельность в контексте признания ими депривации их профессии. И этот контекст задается не только белорусской социокультурной ситуацией, но и общемировой.

Почему я хочу стать врачом

Я всегда восхищался врачами. В детстве мне приходилось часто бывать в больницах с самыми разными проблемами: от разбитых коленок до серьезного гриппа и воспаления легких.

В большинстве случаев нам попадались доктора, которые внимательно выслушивали наши жалобы, старались не спугнуть меня маленького какими-то устрашающими словами, диагнозами и процедурами, но делали все очень аккуратно.

Сейчас я понимаю, что это стоило ему очень больших усилий.

Медицинская сфера всегда привлекала меня своей актуальностью в любое время. Всем людям нужен врач, когда они болеют. Но только настоящие профессионалы, которые много учились и много знают, способны помочь больному.

Я готов много учиться, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела и помогать людям.

Эссе стоило бы начать с того, что врач – это человек, который тратит свое время на совершенно посторонних людей, смотрит на их порой страшные проблемы и мужественно старается помочь.

Медицина имеет много ответвлений и здесь можно выбрать много вариантов профессий: стоматолог, фельдшер, педиатр, хирург, офтальмолог и многие другие.

Детский врач

Я хочу стать детским врачом-педиатром. Какими качествами должен обладать человек, выбравший для себя такую профессию?

Прежде всего, это терпение, внимательность, доброта, чуткость, жертвенность, и даже здоровое чувство юмора, чтобы рассмешить малыша и снять напряжение при осмотре.

Почему я сделала такой выбор? Это моя мечта — спасать детей и делать их счастливыми.

Сочинение рассуждение на тему хорошо быть врачом

Врач-онколог

Я решил написать сочинение на эту темы, потому, что очень уважаю докторов и сам желаю стать человеком, который будет помогать другим. Будущую профессию мне выбрала не мама или бабушка, я сам решил идти по этому пути и надеюсь, что никакие трудности меня не остановят.

Чума XXI века — рак. Множество людей болеют этой страшной болезнью. Я решил посвятить свою жизнь тому, чтобы изучать эту болезнь, искать методы лечения, новые лекарства и терапию, проводить профилактические осмотры и беседы с населением.

Я хочу стать врачом-онкологом. Я знаю, что нужно много и долго учиться, но это меня ни в коем случае не останавливает. Уже сейчас я много читаю книг по биологии и анатомии, провожу небольшие исследования под руководством учителя. Время не стоит на месте, нужно стремиться к своей цели и много работать.

Если вы благородная личность и желаете помогать другим – быть доктором это хороший выбор! Можно лечить детей и взрослых, стариков, бедных и богатых, нести в этот мир и добро, свет и надежду. Я верю, что у меня все получится!

Есть огромное количество врачей, имена которых никто не забудет. Например, очень смелый и талантливый польский доктор и преподаватель Януш Корчак. Даже попав со своими учениками в гетто, он отказался от побега, так как не мог бросить своих знакомых в беде. Более того, в последнем своем шествии по Варшаве на руках он нес больного ребенка. И даже последние минуты своей жизни в газовой камере он провел вместе с людьми, кого когда-то лечил.

Особенности взаимоотношений врача и больного в современных условиях. Структура профессиональной культуры врача. Основные направления медицинской этики. Специфические элементы врачебной профессии. Качества, ответственность и правила медицинского работника.

Рубрика Медицина
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 18.11.2016
Размер файла 62,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Особенности взаимоотношений врача с родственниками, как одна из самых сложных проблем в медицинской деонтологии. Модели поведения врача при лечении различных заболеваний: хронических, тяжелых, неизлечимых. Личные качества врача и медицинского работника.

презентация [757,6 K], добавлен 30.03.2011

Общение с пациентом в медицинской сфере. Значение способности практикующих врачей эффективно общаться с пациентами для качества врачебной помощи. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом. Влияние врача на самосознание больного.

реферат [35,0 K], добавлен 19.05.2009

Специфика профессии педиатра, его личные и профессиональные качества. Сложности в его работе. Компоненты взаимоотношений врача и родителей пациента. Соблюдение врачебной этики в отношении к ребенку. Учет психологических особенностей детского возраста.

презентация [2,2 M], добавлен 29.05.2015

Морально-этические проблемы медицины. Определение качества медицинской помощи и ее основных составляющих элементов. Суть и значение врачебной этики. Особенности и принципы взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Врачебная тайна и эвтаназия.

презентация [451,7 K], добавлен 18.11.2014

Основные принципы и правила медицинской этики, деонтологическое отношение врача к больному и его родственникам, коллегам по профессии, обществу. Моральные и правовые аспекты деонтологии. Моральные нормы и принципы, вытекающие из врачебной деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Новосибирской области

Исследовательская работа

Выполнила: студентка 129 группы

Папшева Марина Артуровна

Речь медицинского работника как показатель личностной культуры….

Специфика профессионального общения медицинского работника как важнейшая составляющая ее профессиональной деятельности…………

Правила общения с пожилым человеком…………… ………… ..…………..

Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов

Общие правила этикета при общении с инвалидами………………………..

Список использованной литературы ………………………………………

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И. Харди).

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми. Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т. к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние?

Еще во времена античности медицинские работники понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на тело. „Medice, cura aegrotum, sed non morbum!“ — Врач, лечи больного, а не болезнь. В высказывании, приписываемом Гиппократу, говорится о личностном подходе к каждому пациенту. Поэтому интерес к языковой стороне медицинской деятельности всегда был свойствен участникам лечебного процесса.

Воздействие словом является важным моментом установления контакта медицинского работника с пациентом, помогает успешному лечению. Языковая культура является необходимым условием общей профессиональной компетенции медицинского работника.

Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность медработников внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

В своей работе мы попытались выяснить как сложности в коммуникации медицинский работник -пациент влияют на качество медицинской помощи помощи и сказываются на течении лечебного процесса.

Цель исследования:

Изучить теоретические источники, проанализировать практические занятия и определить, как речевая культура и этикет медицинского работника влияют на лечение пациента.

Речь медицинского работника как показатель личностной культуры

Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного медработника, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности медработника.

"Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Нормативный аспект культуры речи медработника – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения с пациентом не всегда достигается одной правильности. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств в медицине необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения при беседе с пациентом. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи медработника. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения (пациенту, его родственникам), доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения медработника со своими больными. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры не только медработника, но и человека в целом.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом – ощущение поддержки . Если больной осознает, что медицинский работник намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда медицинский работник проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза , когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

- Проявляйте доброту и милосердие к пациенту.

- Не навязывайте свою волю пациенту, уважайте его желания.

- Не обещайте невозможного и исполняйте свои обещания.

- Доверие — основа отношений между медработником и пациентом.

- Соблюдайте тайну медицинского работника.

Деонтологические аспекты прикладного медицинского языкознания заслуживают особого внимания. Ведь больной вверяет вам самое дорогое - здоровье, а нередко и жизнь. В речи и действиях медицинского работника недопустимы формализм и бездушие. Говорить и поступать в отношении пациентов следует так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе. Эта заповедь выдержала испытание временем. Ею надо пользоваться для воспитания чувств сопереживания, сострадания и выдержки, так необходимых представителям самой гуманной профессии.
Следует постоянно иметь в виду высокую психологическую восприимчивость больных. Они прислушиваются к каждому слову медицинского работника, часто по-своему истолковывают смысл услышанного в надежде разгадать то, что, быть может, от них скрывают. Однажды больная при обследовании услышала, как рентгенолог сказал: "Вот сигма". Эти слова произвели на нее страшное впечатление. Убитая горем пациентка сообщила об этом невропатологу, полагая, что слово "сигма" означает "опухоль".

Деонтологические ошибки могут приводить к весьма тяжелым последствиям. С.Корж описал следующий трагический случай. Женщина 35 лет после гинекологического профосмотра была направлена на дообследование в онкологический диспансер. Пациентка считала, что в это учреждение направляют только больных раком, и поэтому сказала своим друзьям, что, если диагноз подтвердится, она покончит с собой. В диспансере после амбулаторного осмотра была предложена госпитализация для лечения. Психологическим состоянием этой женщины никто не занимался, необходимую беседу с ней не проводили. Она отпросилась домой на 1-2 дня и исчезла. Только через месяц ее труп был обнаружен в реке.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, как важно заботиться о душевном состоянии больных, оберегать их от психических травм, наносимых необдуманными словами, на всех этапах диагностики и лечения. Сложным искусством речевого общения с пациентами надо овладевать со студенческой скамьи и постоянно его совершенствовать.

Недопустим профессиональный медицинский жаргон, свидетельствующий о неуважительном отношении к личности больного человека. Слово "случай" вместо "больной", "пациент" недопустимо и оскорбительно для человека. Даже слово "больной" (как обращение к человеку) едва ли можно назвать этичным, поскольку оно снижает достоинство личности и наносит дополнительную психическую травму напоминанием о болезни. Предпочтительнее употреблять латинское слово "пациент" (в переводе оно означает "страдающий"). Однако иной раз можно услышать своего рода перлы словесного творения. На одной из "пятиминуток" в отчете молодой хирург-интерн заявил: "За время дежурства в отделение поступили два аппендицита, прободная язва желудка и ущемленная грыжа".

На больного человека производит весьма неблагоприятное впечатление обстановка, когда медицинский работник, разговаривая с ним, недостаточно внимателен, куда-то торопится, что-то пишет, порой даже не смотрит на собеседника. Благородные цели медицинской профессии и речевая неразборчивость совершенно несовместимы. Не пора ли в стенах лечебных учреждений при взаимном обращении использовать только местоимение "вы", оставив "ты" лишь в обращении к детям? Это - немаловажный элемент речевого этикета

Специфика профессионального общения медицинского работника как важнейшая составляющая ее профессиональной деятельности состоит в том, что:
1. Оно ориентировано на пациента, чрезвычайная сложность заключается в определении особенностей функционирования его физиологических систем в период заболевания, а так же нарушением различных социальных связей. В отличие от здорового человека личность пациента изменяется и дополняется теми особенностями, которые вносит в нее болезнь.
2. Характер поведения медработника может оказывать влияние на течение болезни и состояние пациента и тем самым профессиональное общение примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Следовательно, медработник должен быть компетентен не только в выполнении профессиональных задач, но и в профессиональном общении.

3. Мероприятия по укреплению и поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, обучению пациента различным умениям и навыкам, защите прав пациента обеспечиваются исключительно профессиональным общением.
4. Мероприятия по организации паллиативной, геронтологической и гериатрической помощи обеспечиваются в значительной степени средствами профессионального общения медработника и пациента.
Отсутствие у медработнику знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально некомпетентной.

Правила разговора

Разговаривать можно стоя или сидя, но обязательно лицом к лицу, глядя в глаза пациенту ;

Медицинский работник должен своим внешним видом демонстрировать полное внимание , быть спокойным и ненапряженным;

К любому пациенту нужно относиться позитивно и доброжелательно .

Не перебивайте , необходимо дождаться паузы, чтобы начать свою речь;

Не позволяйте пациенту отклоняться от темы , мягко и настойчиво возвращайтесь к исходной;

Добивайтесь ответа на заданный вопрос;

Поддерживайте обратную связь , выражая симпатию и согласие: улыбка, кивок головой или жест дадут понять пациенту, что его слушают.

Когда обратной связи нет, создается ощущение незаконченности, недослышанности и непонятости.

Правила общения с пожилым человеком

- Избегайте споров, конфликтов, резкой критики в разговоре с пожилым человеком.

-Относитесь к пожилому пациенту, как к трудному ребенку: если он бунтует, значит, ему плохо. Выясните подлинную причину его поведения.

-Помогите ему озвучить свои страхи, рассказать о них. Это частично снимет психическое напряжение и будет служить толчком к поиску решения проблемы, вызвавшей страх.

-Выслушивайте пожилого человека при любых обстоятельствах до конца; если это невозможно, мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности.

Для установления психологического контакта, всегда будьте тактичны. Помните, что неподдельное участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Всегда призывайте на помощь юмор. Обращайтесь за опытом общения к специалистам - психологам и психотерапевтам.

Для длительного общения с пожилым человеком требуется немало душевных сил и терпения. Помните, что ухаживая за пожилым, Вы готовите себя к старости.

Для установления психологического контакта, всегда будьте тактичны. Помните, что неподдельное участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Всегда призывайте на помощь юмор. Обращайтесь за опытом общения к специалистам - психологам и психотерапевтам.

Для длительного общения с пожилым человеком требуется немало душевных сил и терпения. Помните, что ухаживая за пожилым, Вы готовите себя к старости.

Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:

контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медработнику, она относится к нему с доверием;

доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистический, аккуратный медработник, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий служит примером, внушающим доверие;

убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медработника, вызывает доверие к нему лично и учреждению, которое он представляет;

соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;

проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников;

твердая воля при предъявлении матери, как посреднику в общении с ребенком, определенных требований, облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;

. внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.

Общие правила этикета при общении с инвалидами

Признайте его равным

Таким образом, можно констатировать огромную роль культуры речи в подготовке современных медиков. В каждой ситуации общения используется своя коммуникативная стратегия. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие коммуникативные тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является эффективной и универсальной. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным.

Необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь. Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. Общение медицинского работника и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой взаимопонимания, построения реабилитационной беседы. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Список использованной литературы

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под ред. А.П. Садохина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 352 с.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., 2000, 606 с.

Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. – М., 2000.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

Ширяев Е.Н. Современная теоретическая концепция культуры речи // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.

Читайте также: