Проблематика история одного города сочинение

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Жанр, направление, композиция

  1. Вступление автора, который якобы нашел древнюю летопись города Глупова.
  2. Вступительная часть самого летописца, который рассказывает о происхождении глуповцев.
  3. Далее идут отдельные главы, связанные единым повествованием. Каждая из них посвящена конкретной эпохе в жизни города.

Смысл названия

После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.

Главные герои и их характеристика

Тематика этой антиутопии весьма многогранна: в ней представлены общественно-политические и морально-нравственные темы.

Проблемы

Проблематика произведения богата проблемными вопросами из политической, социальной и нравственной сфер человеческого бытия.

Многомудрый Литрекон может расписать и другие проблемы, но его труд и так разбух от подробностей. Если же Вам очень понадобятся дополнения к этому разделу, напишите о своих пожеланиях в комментариях.

Основная идея

Главная мысль (некая дидактика) произведения заключена в том, чтобы в дальнейшем уберечь народ от слепого потакания вышестоящим и обличить произвол власти, сокращая при этом возможность народных волнений и подготавливая людей к разительным переменам внутри себя и в общественно-политическом строе страны. Автор показывает не столько историю, сколько современность, и даже сегодня можно найти многое из того, что он так подробно описал. В этом и суть его замысла: выжечь сатирой те стороны и проявления государственной жизни, которые не мешали, а мешают развитию страны прямо сейчас. Поэтому актуальность его книги неоспорима.

Салтыков-Щедрин являлся сторонником эволюционной модели прогресса общества, он не верил в спасительный огонь бунтов, что наглядно отразил в своем произведении. Его убеждения открывают нам смысл книги: подготовить перемены изнутри, снизу, показывая людям уродливые черты авторитарного режима и переосмысливая историю родной страны. В его хронике содержатся едкие намеки на те события, которые мы изучаем в рамках исторического курса. Этим он демонстрирует убедительность своих опасений и доводов. Например, призвание Рюрика на княжение и татаро-монгольское иго высмеяно в первых главах, посвященных князю и его вороватым наместникам. Период дворцовых переворотов нашел отражение в главе о шести градоначальницах. Глава о Грустилове обличила эпоху немецкого фаворитизма. Таким образом, сатирик переосмыслил историю родной страны выделив позорные страницы, повторения которых допускать никак нельзя, как и преклонения перед ними.

Средства создания комического

Автор рассчитывал обличить высшие слои общества (градоначальников) в лихоимствах, аферах и прочих махинациях, разрушающих город. Он высмеял пороки таких людей: алчность, кровожадность, эгоизм, ограниченность, жестокость, безнравственность, лень и бесчестность. Салтыков-Щедрин не рассчитывал на добрый юмор, а использовал именно сарказм (язвительная насмешка, злая ирония). Его задачей было высмеять и насмешкой уничтожить то, что затормаживало развитие отчизны. Поэтому сатирические приемы представлены в изобилии.

Гротеск (художественный прием преувеличения, фантастический, уродливо-комический стиль) и сатирическую гиперболу (преувеличение действительности) Салтыков-Щедрин считал приемами, помогающими достижению более реалистического раскрытия существенных сторон действительности, а также характеров-психотипов. Превалирующими средствами художественной выразительности автор выделил гротеск, сарказм, иронию, гиперболу, эзопов язык, фантастические элементы, пародию. Он подчеркивал, что гротескный тип изображения действительности не всегда точен, но в конечной сути вполне реален и несет в себе наиболее определяющие, характерные черты типа.

Средства создания комического с примерами из текста:

Чему учит произведение?

Критика

Советские литературоведы весьма высоко оценили произведение сатирика, эта оценка была политически обусловлена. Они подчеркнули политическое значение книги для освобождения России от царизма:

Автор: София Ловцова

Автор: Самый Зелёный · Published 31.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 18.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 18.12.2019

комментария 3

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

­ Пример сочинения 1

Большинство писателей той или иной эпохи старались передать своё недовольство той или иной ситуации через свои произведения, стараясь как можно лучше донести их до общей массы людей. Кто-то старался выявить проблему, которая присуща только периоду их жизни, кто-то старался передать свои переживания насчёт темы, которая присущая не только их поколению, но и предыдущим. Одним из таких писателей был Салтыков-Щедрин.

Многие его произведения несли в себе просветительский характер, стараясь помочь людям увидеть проблему и предложить пути её решения. Читая такие произведения люди, осознавали то, что происходит вокруг них и пытались хоть что-то сделать, и именно этим и хороши произведения Салтыкова-Щедрина, они давали повод задуматься.

Произведение “История одного города” повествовала читателю об одном городе, в котором жили люди которых можно без преувеличения назвать олицетворением того или иного периода в жизни нашей родины. Город назывался Глупов, а его жители звали себя глуповцы, скорее всего этим Салтыков-Щедрин старался как можно сильнее передать их невежество и ограниченность. Далее по ходу повествования мы видим, что город и его жители являются буквальным олицетворением всего того, что человек хотел бы скрыть в себе и не выпускать. Всех тех пороков, что есть в нём. Город полон людей глупых, которые стараются подчиняться, а не мыслить самим.

В произведениях раскрываются множество проблем, которые были присущи тому или иному периоду. Например, в произведении чётко просматривается проблема чрезмерной коррупционированности чиновничества. Также в произведении мы видим проблему человеческого отторжения от общества, жителям города всё равно на всех кроме себя, они заботятся только о себе любимых, что заставляет задуматься над человеческим безразличием в нашем обществе.

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.

Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.

Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.

В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.


Пример сочинения 2

Роман “История одного города” (1869-1870) – произведение сложное и неоднозначное. Сразу же после его выхода в свет Салтыкова-Щедрина обвинили в оскорблении русского народа и искажении отечественной истории. Сам же автор утверждал: “Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… Мне нет никакого дела до истории.

В центре романа “История одного города” лежит история города Глупова, на примере которого рассматривается развитие русского самодержавия. В произведении сопоставляются различные эпохи: от Киевской Руси до начала 19 века.

Историческая форма рассказа была удобна писателю тем, что позволяла ему свободнее обращаться к современным явлениям жизни. “Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь”, – писал Салтыков-Щедрин. Лишь под покровом исторической формы, а также с помощью гротеска и эзопова языка автор смог высказать свои смелые суждения о существующем в стране строе. Ни русская, ни мировая художественная литература не знают другого произведения, в котором российское самодержавие подвергалось бы столь же яростному обличению и беспощадному суду, как в “Истории одного города”
Уже первые строки этого произведения являются пародией на памятники древнерусской литературы: “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет”. Но в нем высмеиваются не эти памятники культуры, а установившееся мнение, согласно которому история творится не народными массами, а отдельными личностями. Салтыков-Щедрин указывает на воззрения глуповских архивариусов, видевших в истории лишь биографии следовавших друг за другом градоначальников с описанием их “замечательных” деяний.

Связь сатирических иносказаний глуповской летописи с историческими личностями очевиднее всего в главе “Сказание о шести градоначальниках”. Картина “глуповского междоусобия” – пародия на знаменитые дворцовые перевороты после смерти Петра I. Салтыков-Щедрин создал гротескные фигуры российских императриц, их сподвижников и любовников. При всем этом, ни об одной из этих фигур нельзя определенно сказать, что кто-то из них – Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна или Екатерина II.
Это обобщенный образ всех русских цариц.

В “Истории одного города читатель встречается прежде всего с образами градоначальников (Фердыщенко, Двоекуров, Бородавкин, Негодяев, Прыщ, Угрюм-Бурчеев). Все они являются своего рода элементами одного собирательного образа – глуповской власти. И этот образ ужасает. Так, во время “просветителя” Фердыщенко город охватил пожар и голод.

Двоекуров занимался развитием пивоварения, разведением горчицы и лаврового листа. В конце правления Негодяева Глупов представлял собой скопище почерневших изб.

Сюжеты и сатирические образы “Истории одного города” во многом похожи на реальные события прошлого. Например, в рассказе о фантастических путешествиях градоначальника Фердыщенко по землям Глупова содержатся намеки на пышные путешествия царственных особ по городам и весям Российской державы. Достаточно вспомнить хотя бы устроенное Потемкиным путешествие Екатерины II в Крым.

Сколько не измывался Угрюм-Бурчеев над народом, тот все равно остался жив.
Постепенно страх перед градоначальниками у народа начинает исчезать. Однажды глуповцы поняли, что перед ними просто бездушный идиот. Прошло полное гнева Оно, символизирующее собой революцию, стихийный бунт. Великая сатира на “порядок вещей” глуповской жизни заканчивается гибелью этого ненавистного порядка и его последнего правителя Угрюм-Бурчеева: “Оно прошло.История прекратила течение свое”.
Салтыкову-Щедрину были совершенно чужды народнические идеи. Он не верил в способность подняться всем народом на революцию. Темнота и бледность народной жизни могли, по его мнению, привести лишь к стихийной, страшной, “революции брюха”.

Ее писатель страшился больше всего.
Таким образом, “История одного города” – это двусторонняя сатира: на самодержавие и на политическую пассивность народных масс. Если по отношению к самодержавию сатира носила характер беспощадного и полного отрицания, то по отношению к народу целью ее было исправление нравов, политическое просветление.


Пример сочинения 3

С помощью фантастических элементов повествования сатирику удалось продемонстрировать взаимоотношения между властью и народом. Тема власти и народа – центральная тема во всем романе. И из этой темы вытекают важные общественно-политические проблемы.

Салтыков-Щедрин поднимает проблему неограниченной власти. Все градоначальники стремятся к абсолютной власти. Они считают, что им все дозволено. Градоначальники не думают о жизни представителей народа, они зациклены на достижении собственных целей. Желая богатства и благополучного существования, градоначальники пользуются своим служебным положением, обкрадывая народ и пользуясь их физическим трудом. Градоначальники против просвещения и свободы, так как они понимают, что просвещенные и стремящиеся к свободе глуповцы помешают им обладать неограниченной властью.

В романе поднимается проблема государственной несправедливости. Градоначальники думают лишь о собственном существовании, ни разу не задумавшись о жизни простых людей. Градоначальники осуществляют собственные планы, при этом притесняя права народа. У глуповцев нет права на собственное мнение, они не могут высказать свои опасения и жалобы. Ради достижения своих целей градоначальники используют народ как пушечное мясо. Салтыков-Щедрин поднимает следующие проблемы: произвол самодержавной власти и стремление власти к подчинению народа. Сатирик демонстрирует царствование беззакония, который в свою очередь прикрыт различными созданными представителями власти законами.

Однако авторскому осуждению подвергаются не только градоначальники как представители власти, но и представители народа. Жители города Глупова – не способный на борьбу против несправедливостей народ. Основными качествами глуповцев являются покорность, смирение и долготерпение. Как бы тяжела ни была жизнь при конкретном градоначальнике, глуповцы не хотят идти на борьбу. Это смирение граничит, как демонстрирует название народа, с глупостью. М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает народ, который терпит несправедливости и жестокости, которые совершают градоначальники. Сатирик поднимает проблемы смирения, покорности и долготерпения, на примере глуповцев демонстрируя, что эти качества не всегда являются положительными.

Сатира Салтыкова-Щедрина направлена на обе стороны: и на власть, и на народ. В романе поднимается проблема глупости. Градоначальники глупы, потому что ничего не понимают в той деятельности, которую они должны выполнять. Представители власти глупы, потому что считают, что главной обязанностью градоначальников является подчинение народа. Жители города глупы потому, что терпят все притеснения и мирятся с ними, не желая поднимать бунты. Головотяпы самостоятельно отказываются от свободы, когда уходят на поиск глупого князя, который бы ими руководил.

Салтыков-Щедрин, видя проблемы современного ему общества, не стал ограничиваться высмеиванию градоначальников. Он передал мысль о том, что причинами несчастной общественной жизни становятся не только жестокие и эгоистичные представители власти, но и представители народа, которые не хотят бороться за собственные права.

В данном произведении Щедрин метит своими сатирическими стрелами в правительственную верхушку. Глуповцы олицетворяют народ, а их градоначальники — правительственные верхи. В повести взаимоотношения между народом и властью, между глуповцами и градоначальниками пропускается через сатирическую призму писателя. Щедрин задался целью создать целостный образ страны, подвергая сатирическому освещению все негативные стороны ее общественно-политической жизни.

Хотя в книге речь идет об истории вымышленного города Глупова, даже указывается точное время этой истории, происходят фантастические события, а также допускаются анахронизмы, более того, автор все время отвлекает читателя от проведения параллелей, но это не мешает любому, кто хоть сколько-нибудь знаком с историей России, увидеть во всем этом отзвуки реальных событий, имевших место в указанный в книге отрезок времени.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Описание Глупова, ровно так же, как и ее жителей весьма противоречиво. Например, то выясняется, что город основан на болоте племенами головотяпов, то он построен на семи горах, то он предстает уездным городишко, а то и губернским или даже столичным городом. Жители тоже меняются фантастическим образом: это то горожане, а порой эти же горожане занимаются сельским хозяйством и живут в деревенских избах. А происходит это потому, что как отмечалось выше, в одном городе Щедрин хотел собрать всю Россию со всеми ее городами и селами.

Сатирик пытается дать ответ на вопрос о том, что же приводит к появлению подобных градоначальников, что подпитывает этот деспотический режим? Ответ он видит в политической наивности народных масс, в их слепой вере в вышестоящую власть, в их терпении.

Щедрин не был сторонником революционных преобразований, считая, что народный бунт, несознательный и беспощадный, может привести к еще более жестокому деспотическому режиму. Именно поэтому произведение заканчивается символической картиной смерти Угрюм-Бурчеева в результате пробуждения гражданского самосознания. Это пробуждение выливается в страшное оно, которое движется с Севера и пугает даже самих глуповцев. Это можно оценивать и как предупреждение власть имущим, как понимание того, что рано или поздно деспотический режим будет сметен подобно тому, как река, которую пытался обуздать Угрюм-Бурчеев, смыла напрочь его плотину.

Произведения Салтыкова-Щедрина стоят неким особняком в русской литературе второй половины 19 века. Прежде всего, благодаря острой сатире и аллегорической, гротескной выразительности повествования. Именно это позволяет рассмотреть в его произведениях под увеличительным стеклом такие проблемы, которые не изживут себя никогда. И одними из ярчайших их воплощений являются сказки, а также хронологический роман "История одного города", играющие важную роль в творчестве писателя.

Так как проблематика касается прежде всего отношений властвующих и народа, можно сделать вывод, что данный ряд проблем актуален для автора.

— Так! — отвечали глуповцы". То есть народное безволие — подчинение движению жизни, смирение с любой участью, уготованной вышестоящим. История Глупова продолжит свой ход, многое изменится, а люди все также продолжат терпеть. Следовательно, данный вопрос является извечным, также подтверждает актуальность сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.

Следующая проблема, раскрываемая автором в образе народа — проблема ответственности. И также звучит она в сказке "Пропала совесть". Само название говорит о том, что ответственность в русском человеке, которого изображает Салтыков-Щедрин, в большинстве своем отсутствует, ведь без совести она существовать не способна. Пропоец, который находит совесть — образ русского человека, части народа. Несмотря на то как сильно мучается герой от прозрения, понимания ужаса собственного существования, он не решается измениться, стать лучше и возродиться. Все, что волнует его — "как-нибудь её сбыть!". Значит, и ответственности нести он не хочет. Эта же проблема получает авторскую оценку и в "Истории одного города". В главе "О корени происхождения глуповцев" рассказывается, как безответственный народ ищет человека, на которого эту самую ответственность и можно было бы переложить. Глуповцы, под которыми подразумевается образ русского народа, не способны развиваться самостоятельно, решать все вместе и находят простой выход: "надумали искать себе князя". Данная проблема также является актуальной и по сей день, так как безответственность — неискоренимый порок нашего общества.

Далее следует одна из самых острых проблем: проблема морально-нравственного развращения. И снова ярким примером становится сказка "Пропала совесть" и один из низших представителей народа — пропоец, нашедший совесть. Салтыков-Щедрин пишет: ". он до того подавлен вставшею перед ним картиною нравственного падения. ". Пьянство — один из показателей морального падения человека. Об этом, охватывая остальные проявления нравственного развращения, автор пишет и в хронологическом романе. Несомненно, галерея градоначальников велика и многогранна: Глупов преследовал то упадок, то подъем. Но одним из важнейших примеров является время правления Дю Шарио, при котором "развращение нравов развивалось не по дням, а по часам". Люди вновь обратились к язычеству, стали вести развратный образ жизни и каждый позабыл о том, что значит быть человеком. Несомненно, и эта проблема преследует нас до сих пор. Слишком легко человек поддается праздности жизни.

Ключевой проблемой в рамках данной темы выступает отношение народа к вышестоящим. В сказках Салтыкова-Щедрина она является сквозной, то есть присутствует практически в каждой, подтверждая мысль об избыточном доверии русского народа высокопоставленным лицам, которые в самом деле оказываются настоящими животными. В "Истории одного города" данная проблема прослеживается на протяжении всего романа, но одними из самых показательных эпизодов являются появления новых властителей, при которых "счастию глуповцев, по-видимому, не предстояло еще скорого конца".

Из данной проблемы вытекает и следующая: отношение вышестоящих к народу. Так ли оно справедливо? В той же сказке "Пропала совесть" Салтыков-Щедрин говорит о том, как бездушно относится Ловец, квартальный надзиратель, к толпе мужиков, которую, имея при себе совесть, привел на собственный двор кормить. Но затем, сняв жалкую совесть вместе с пальто, "видит и не понимает: "Зачем? неужто всю эту уйму сечь предстоит?". Такое отношение к народу, как к естественной рабочей силе, не имеющей чувств и желаний изображается автором и в сатирическом романе. Отношение Угрюм-Бурчеева — одного из последних градоначальников Глупова — к народу совершенно безразлично и жестоко. "Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживаемого уздою" — пишет Салтыков-Щедрин. Действительно, непонимание властью народа является ведущей проблемой государства и в настоящее время, к сожалению, она остается актуальна.

Проблема нравственного развращения не обходит стороной и высокопоставленных людей. Так, например, в сказке "Пропала совесть" в пример можно привести Прохорыча, спаивающего людей в собственном питейном заведении с фальшивыми патентами. За неимением своих нравов, он развращает и нравы других. В "Истории одного города" важным примером является образ градоначальника Фердыщенко, который забывается в любовном пьянстве, уводя и чужих женщин, часто "захаживал кабаки покалякать".

Проблема ответственности также получает свое выражение в сказке о пропаже совести. Финансист Боржоцкий, получив неожиданный подарок в виде совести тут же спешит избавиться от нее, передавая генералу под предлогом, что "обещал сделать какое-нибудь пожертвование". Избавляясь от нее, герой лишний раз подтверждает, собственную безответственность, ведь даже совесть не пробуждает в нем никаких чувств, кроме боли. В романе же данная проблема получила выражение в Угрюм-Бурчееве, который имел "громадное", это "всепокоряющее" — не что иное, как идиотство, не нашедшее себе границ". И все его глобальные утопические планы о создании нового города "Непреклонск", идеального мира, оказываются лишь безответственным желанием властвовать и командовать. Неограниченная власть самая страшная, если управляющий не имеет ответственности. Неиссякаемость и этой проблем также бесспорна.

Салтыков-Щедрин также поднимает проблему власти и денег. В сказке "Пропала совесть" яркое подтверждение она находит в образах семьи Брожцкого: дети, просчитывающие за столом количество денег и выгоду, и даже маленькая девочка, алчно тянущаяся "золотым браслетам, украшавшим руку матери". В хронологическом романе данная проблема касается практически каждого градоначальника, но Брудастый выступает образом самым ярким в рамках данной проблемы. Он погрузил город в страх, бесчестно властвуя, и активно собирал недоимки. Проверку властью и деньгами проходит не каждый, и это проблема также является одной из вечных в человеческой жизни.

Таким образом, сатирические произведения Салтыкова Щедрина — это не просто круг важных проблем, которые автор считает самыми важными и характерными для общества, а перечень действительно значимых и неиссякаемых злонравий любого времени, которые автор ярко воплощает при помощи гротеска и аллегории. Несмотря на то, что с Салтыковым-Щедриным нас разделяет более века, проблемы, поднятые в его сказках, романе, остаются актуальны и по сей день, так как они неискоренимы и всегда будут находиться вне времени.

Читайте также: