Проблематика и идейный смысл комедии грибоедова горе от ума сочинение

Обновлено: 04.07.2024

2. Проблема жестокости крепостного права, произвола помещиков.

1. В столкновении с погрязшим во лжи и корыстолюбии фамусовским обществом решивший покинуть Москву Чацкий не проигрывает, а одерживает нравственную победу.

2. Главный герой не так одинок. Прогрессивные силы в обществе накапливаются и постепенно должны заявить о себе (комедия выразила взгляды, близкие взглядам декабристов). Наболевшие проблемы российского общества необходимо решить.

Художественные приемы

1. Сатира - осмеяние нравственных и общественных пороков.

2. Ирония, сарказм.

Ирония (скрытая насмешка) присутствует в речи не только Чацкого, но и других героев - Фамусова, Софьи, Лизы и даже Скалозуба. "Дни целые пожертвую молве // Про ум Молчалина, про душу Скалозуба" (Чацкий).

Сарказмом (язвительной насмешкой, злой иронией) отмечена именно речь главного героя: "Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! // Вот наши строгие ценители и судьи!" (монолог "А судьи кто?").

3. Говорящие фамилии: Фамусов , Репетилов , Молчалин, Скалозуб, Хлёстова. (О значении фамилий с латинскими корнями сообщалось в предыдущих статьях, пройдите по ссылкам.)

В цикле статей о "Горе от ума" мы также говорили о том, что герои, представители московского общества, допускают грамматические ошибки: "Мне совестно, как честный офицер" (полковник Скалозуб), "Время нет!" (Хрюмина, графиня внучка). Показана ограниченность Скалозуба и "нерусскость" графини внучки, вероятно, говорящей по-французски лучше, чем на родном языке. Графиня бабушка вообще изображена немкой, объясняющейся на ломаном русском.

5. Взаимохарактеристика персонажей. Например, Чацкий дает характеристику Фамусову, Молчалину, Софье, второстепенным и внесценическим персонажам. Фамусов - Чацкому, Молчалину, Скалозубу, внесценическим персонажам, Софья - Чацкому, Молчалину, Скалозубу и т.д.

7. Диалог и монолог. Монологи играют в комедии важную роль, поскольку позволяют выразить взгляды Чацкого и Фамусова, показать столкновение противоположных взглядов, а также дать подробное описание нравов московского дворянского общества.

9. Афоризмы. Пушкин писал, что половина стихов комедии "должны войти в пословицу". Гончаров говорил о языке пьесы следующее:

Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии —г бессмертной комедии “Горе от ума”, А. С. Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры. Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Блестящий ум автора, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского “света”, погрязшим в ленивой праздности и ностальгии “по временам очаковским и покоренья Крыма”. Но в глухо затворенные двери особняков, где “предрассудки стары”,властностучится “век нынешний”, несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов. Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, “души высокие порывы” посвящающая Отчизне, своему народу, который в “рабстве тощем” дошел до предела, а с другой — “барство дикое”. Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический “любовный треугольник” и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте — особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода — социальному. Тем не менее “тайна” Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова! Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи — типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. “Мечтатели опасные” вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб — тупой солдафон, “острослов” Репетилов — пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий — наглый мошенник. А вокруг них — толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских… Чацкий — единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А. Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автора и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками. Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой общество, вынеся ему справедливый приговор: …Не эти ли. грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, родстве, Великолепные сооруди палаты. Где разливаются в пирах и мотовстве И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты… Чем же завершается конфликт передовой личности с фамусовским обществом? Помните? “Сюда я больше не ездок…” Неужели это— признание поражения? Нет. отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой…” Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями “России верные сыны”… Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед — “за честь отчизны, за убежденья, за любовь”.
А что бы мы делали без них. Ответ очевиден. Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, “всегда возвращаются”…
.


Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

Вариант 2

Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.


Мнение большинства

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Другие сочинения: ← Фамусов и Чацкий в произведении Горе от ума↑ ГрибоедовОтношение Чацкого к крепостному праву в комедии Горе от ума →

Софья Фамусова

Логика Чацкого

Ум для Чацкого заключался не в тех же ценностях, что и для Фамусова. Юноша считает, что нельзя безмерно пользоваться подаренными судьбой привилегиями. Образование хотя и является обязательным условием ума, но и его недостаточно. Гораздо важнее свободно выказывать свои взгляды и мысли, стараться менять мир под себя.


Он крайне недоволен тем, что глава ученого комитета требует, чтобы грамоту никто не знал. На такой должности с подобными взглядами долго продержаться не получится. Высмеивал Чацкий и слуг Фамусова, которые старались спасти его жизнь и честь. Пользоваться предоставленными благами самостоятельно он не рекомендует, ведь нужно как-то поощрить умный народ, избавивший монархию от нападок Наполеона.

Молодой человек говорит, что нельзя удержаться при дворе, если вести себя, как родственник Фамусова. Уже не хватает просто угождать и выказывать преданность властям, нужно заниматься своими делами и тщательно выполнять обязанности. Все это знакомит читателя с точкой зрения самого автора: приспосабливающийся к жизненным условиям человек мыслит шаблонами.

Грибоедов показывает отличия не просто между разными поколениями. Ведь у Чацкого и Молчалина небольшая разница в возрасте. Хотя последний сделал карьеру и занял определенное место в обществе, образованному юноше не нравится поведение его соперника.

Чацкий говорит, что умный человек может хотя бы кратко выразить свои мысли, он не должен зависеть от окружающих.

Сочинение на тему горе от ума

Согласно его мнению, аристократическое общество уже не соответствует требованиям времени. Большинству дворян нужно поменяться, но многие из них не могут или просто не хотят этого делать. Вместо этого Фамусовское общество продолжает бороться с позицией Чацкого. Аристократы просто объявили своего оппонента сумасшедшим. Его изгнали из общества, после чего Фамусов стал чувствовать себя спокойнее. Но долго это не продлилось, ведь Чацкий не единственный в своем роде.

И любой, кто вступает в борьбу с уже устоявшей системой принципов, станет изгоем.

Чацкий приезжает рано утром в дом Фамусова вовсе не для того, чтобы вступить в бой с отжившими взглядами, произносить громкие монологи. Он спешит повидать любимую девушку. Но оказывается, что любовь героя обречена на неудачу — и не просто потому, что Софья не отвечает взаимностью Чацкому, а еще и по иной причине: нет ничего общего, что связывало бы героя с ее миром. По-разному мыслят, говорят, поступают Чацкий и представители фамусовского круга (не исключая и Софью). Во II действии Чацкий разговаривает с Фамусовым о Софье. Речь идет о сватовстве, то есть о вещах, казалось бы, сугубо семейного, бытового характера. Но этот разговор мгновенно переходит в открытый спор о жизни, экономике, мировоззрении, о политике, наконец. Таким образом, различие человеческих характеров, психологии определяется у Грибоедова принципиально противоположными жизненными позициями, прямым антагонизмом в ценностных ориентирах.

Система образов. В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его самохарактеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Где найти прибежище герою?

Существовало ли такое место в нашей стране, где герои, подобные Чацкому, могли найти прибежище, чтобы залечить свои раны? Наверное, Александру Андреевичу следовало ехать туда, где уже начинали создаваться тайные общества декабристов, в которых ценили таких людей и находили применение их силе и знаниям для преобразований, назревающих в России. Ум, как представляли его передовые дворяне, должен быть вольным, свободным. Вольнодумство для декабристов было не определением опасного недуга, порока или ругательным словом, а наоборот, очень ценилось.

Гост

ГОСТ

Конфликт — это столкновение противоположных взглядов персонажей в сюжетных художественных произведениях.

Противоположность взглядов фамусовской Москвы и Чацкого проявляется в суждениях по ключевым вопросам, касающихся жизни общества:

  • Отношение к службе, чинам, богатству, крепостному праву, образованию, просвещению, народу, национальной культуре;
  • Преклонение перед всем иностранным;
  • Свобода выбора жизненного пути.

Эти вопросы определяют актуальность проблематики произведения.

Проблематика произведения Грибоедова довольно обширна. Писатель в своей комедии поднимает множество злободневных проблем своего времени. Этим Грибоедов вызвал недовольство цензуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными проблемами и темами произведения А.С. Грибоедова являются:

Кроме этих тем, Грибоедов затрагивает общечеловеческие темы: любовь, брак, семья и т.д.

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова

Произведение Грибоедова было передовым для своего времени.

Однако проблемы произведения Грибоедова представлены в более широком диапазоне. Это оказалось возможным благодаря использованию писателем художественных методов реализма, классицизма и романтизма.

Таким является и Молчалин, хотя и относится к молодому поколению. Молчалин слепо следует идеалам помещиков-крепостников. Для него непозволительная роскошь иметь собственное мнение и его отстаивать, ведь так можно потерять уважение в обществе. Молчалин – достойный учении Фамусова. С Софьей он ведет любовную игру исключительно ради того, чтобы выслужиться перед ее влиятельным отцом.

Все герои пьесы, кроме Чацкого, имеют одни и те же пороки. Они зависимы от чужого мнения, питают страсть к деньгам и чинам. Чацкому чужды эти идеалы. Он предпочитает служить не лицам, а делу.

Когда Чацкий появляется в доме Фамусовых и начинает обличать устои дворянского общества, общество объявляет его сумасшедшим и этим обезоруживает. Идеи Чацкого прогрессивны он указывает аристократам на то, что перемена взглядов просто необходима. Но консервативные аристократы в словах Чацкого видят угрозу своим привычкам и комфортному существованию. Названный безумным Чацкий перестает быть опасным. Тем более, что он один, и поэтому его легко просто изгнать из общества, для которого он не угоден. То есть Чацкий, оказавшись не в том месте и не в то время, бросает семена разума в ту почву, которая не готова их взрастить. Ум Чацкого, его нравственные принципы, идеи оборачиваются против него самого.

Однако нельзя сказать, что все герои пьесы, за исключением Чацкого, глупы. В проблематике произведения скорее на передний план выходит сравнение разных типов ума. Наблюдая за интригами Молчалина, вчитываясь в монологи Фамусова нельзя сказать, что он глупы. Однако их ум отличается от ума Чацкого. Ум представителей фамусовского общества можно охарактеризовать как житейский, практичный ум. Получается, что общество не так глупо, как кажется, просто время Чацкого, выразителя новых идей и взглядов, еще не настало.

Грибоедов Александр Сергеевич

Краткий и полный анализ помогают выявить новаторские идеи и важные художественные решения в комедии.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Стремление дворянства к титулам, наградам и богатству.

Проблема: Даже служба воспринимается дворянством местом получения выгоды, а не служения отечеству. Чинопочитание и финансовое состояние становятся мерилом человеческой личности.

2. Тема: Деспотическое отношение дворян к слугам.

Проблема: Отношение к низшим сословиям было не лучше, чем отношение к скоту или ресурсам. Дворяне не видели в слугах людей, поэтому загоняли их в чудовищные условия жизни.

3. Тема: Ум приносит горе, то есть понимание ужасающих пороков общества.

Проблема: Консервативно настроенное дворянство не в состоянии даже оценить масштаб социальных проблем в обществе. Власть сосредоточена в руках глупых, невежественных людей.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Грибоедов выразил основную идею в названии пьесы. Горе Чацкого – в том, что он достаточно умен, чтобы осознать, как много проблем назрело в обществе. Ему видны социальное неравенство, политически неверные решения, ущемление просвещения и русской культуры. В своих монологах он также поднимает вопросы о нравственности, чести, лжи и лицемерии людей. Но он остается одиноким в своих прозрениях, а общество его объявляет безумным.

п.3. Основные герои

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

1. Общественно-политический: Чацкий противостоит обществу Фамусова. Этот конфликт не может быть улажен из-за непримиримых противоречий, приведших к расколу даже внутри дворянства.

2. Любовный: Чацкий влюблен в Софью, а та заинтересована в Молчалине. Этот треугольник разрушается, когда Чацкий понимает, кого выбрала девушка.

Читайте также: