Проблема становления писателя сочинение егэ

Обновлено: 15.05.2024

(1)Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. (2)Жена молча пошла следом за мужем. (3)В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. (4)Потом он выпустил из рук портфель, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.

(5)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба. (6)Он сегодня представлял профессору практическую работу — инструментальную съёмку местности.

(7)До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. (8)Само поступление в Академию казалось сначала невозможным. (9)Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. (10)Не будь жены, он, возможно, махнул бы на всё рукой. (11)Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. (12)Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. (13)Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый для занятого человека комфорт. (14)Она бывала его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

(15)Прошло минут пять тяжёлого молчания. (16)Наконец заговорила Вера:

— Коля, ну как же твоя работа? (17)Плохо?

(18)Он передёрнул плечами и не отвечал.

— (19)Забраковали твой план? (20)Скажи, всё равно ведь вместе обсудим.

(21)Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо:

— Да, забраковали! (22)И это из-за какого-то поганого пятна.

— (23)Какое пятно, Коля? (24)Я ничего не понимаю.

— (41)Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

— (42)Какие ты детские вопросы задаёшь, Вера! (43)Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. (44)Педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок.

(45) Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

(46) Муж и жена долго сидели в тяжёлом раздумье, не произнося ни слова. (47)Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

— (48)Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! (49)Одевайся скорей.

(50)Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

— (51)Ах, не говори, Вера, глупостей. (52)Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться?

— (53)Никто тебя не заставляет ехать с извинением. (54)А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

(55)Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. (56)Садовник был недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой, и тогда Верочка рассказала ему подробно всю историю с злополучным пятном. (57)Садовник слушал сначала недоверчиво, но, когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее.

— (58)Какие изволите посадить кусты? — только спросил он.

(59) Остановились на кустах сирени.

(60) На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. (61)Она ещё издали, по одной походке узнала, что история с кустами закончилась благополучно. (62)Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством.

(72)Но Вере было мало того, что он рассказал. (73)Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

(74)И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. (75)Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку.

(76)Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день. (77)После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

— (78)Ты — чему? — спросила Вера.

— (79)Да так, глупости. (80)Вспомнилась вся эта история с сиренью. (81)А ты?

— (82)Я тоже про сирень. (83)Она теперь будет навсегда моим любимым цветком…

*Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель, переводчик.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема понимания сущности любви. (Какой должна быть настоящая любовь?)1. Настоящая любовь жертвенна, но это должна быть добровольная жертва. Любящий человек старается сделать жизнь своего избранника счастливой, даже ценой отказа в удовлетворении собственных потребностей. Любовь требует постоянной самоотдачи.
2. Проблема ценности поддержки друг друга в браке. (Почему в браке важно поддерживать друг друга?)2. Супружеская поддержка придает человеку сил справляться с трудностями.
3. Проблема достижения счастья в браке. (Когда люди могут быть счастливы в браке?)3. Достижение счастья в браке возможно при стремлении сделать жизнь любимого супруга лучше.
4. Проблема формирования отношения к другому человеку. (На основании чего формируется наше отношение к другому человеку?)4. Часто на формирование нашего отношения к другому человеку оказывает влияние наше настроение. В дурном расположении духа люди кажутся нам недостаточно добрыми и славными. Отношение к человеку может измениться при перемене настроения в лучшую сторону.
5. Проблема понимания женской мудрости. (В чем заключается женская мудрость?)5. Женская мудрость заключается в умении стать для избранника настоящим помощником и другом, который поддержит в любой ситуации и словом и делом, проявит изобретательность в решении сложной жизненной проблемы.
6. Проблема определения причин, заставляющих человека совершить обман. (Что заставляет человека пойти на обман?)6. Совершить обман героиню заставляет желание помочь супругу, поддержать его в трудную минуту, а героя – желание достичь поставленной цели и отплатить профессору за его педантизм.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №2: Проблема ценности поддержки друг друга в браке

Каков секрет счастливой семейной жизни? Этот вопрос волнует многих, ведь ежегодно в мире заключается огромное количество браков, но по-настоящему счастливы в них далеко не все. Александр Иванович Куприн в своем тексте поднимает проблему ценности поддержки друг друга в браке.

Вера Алмазова проявила изобретательность в очередной непростой жизненной ситуации Николая: она предложила посадить кусты на том месте, где они располагались в работе мужа. И это сработало. У Николая Евграфовича поднялось настроение, он был поистине счастлив, что его проблема решилась. И все это благодаря жене, которая подсказала, как поступить в данной ситуации.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важна поддержка в брачной жизни.

Нельзя не согласиться с автором. В браке людям необходимо делиться со своими неудачами, проблемами, а не пытаться решить их в одиночку. Нужно доверять друг другу, совместно находить выход из сложившихся сложных ситуаций, не бояться просить помощи и поддержки. Тогда супружество будет гармоничным, а люди в нем – счастливыми.

Таким образом, одной из составляющих успешного брака является поддержка друг друга в трудные жизненные моменты, умение приободрить, подсказать, подобрать нужные слова, когда это необходимо.

6 готовых уникальных сочинений ЕГЭ по тексту К. Г. Паустовскому (есть неоспоримые истины, но они часто), для варианта №31 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

  • Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика. (Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?)
  • Проблема отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства. (Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?)
  • Проблема появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво. (В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?)
  • Проблема внимательного отношения к окружающей действительности. (Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?)

Сочинение ЕГЭ №1

Все виды искусств так или иначе взаимосвязаны. Писатель же должен быть особенно внимательным к смежным областям. Это наблюдатель, который не может упустить из виду ни одной мельчайшей детали. В предложенном тексте К.Г. Паустовского поднимается проблема отношения писателя к другим видам искусства.

Итогом размышлений К.Г. Паустовского становится такая позиция: если писатель является настоящим мастером, он не может пренебрегать знанием поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки.

Таким образом, смежные области искусства помогают писателю по-новому взглянуть на мир, а такой взгляд необходим для создания художественного произведения. Прозаик должен стремиться к тому, чтобы его читатель с каждой новой страницей делал для себя интересные открытия.

Сочинение ЕГЭ №2

Влияет ли знание различных видов искусства на писательское мастерство? Необходимо ли изучать поэзию, музыку, архитектуру и живопись, чтобы стать хорошим писателем? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя К. Г. Паустовского.

Раскрывая проблему влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика, автор опирается на личный опыт и собственные рассуждения, приводит пример из своей молодости. Утверждение автора о том, что писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, является яркой иллюстрацией того, что нужно смотреть на окружающую действительность внимательно, а неумение видеть свидетельствует о недостатке культуры, знания других видов искусства. Вторым примером может служить совет художника юному писателю о том, что нужно попробовать смотреть на всё с мыслью о том, что всё это надо написать красками.

Оба эти примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что необходимо в писательской деятельности обращаться к помощи других видов искусства, а для этого нужно их изучать.

Авторская позиция заключается в следующем: знание поэзии, архитектуры, скульптуры и музыки необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, литература и проза как часть искусства слова являются видом искусства, куда входят живопись, музыка, архитектура и скульптура. Знание этих видов искусств необходимо для того, чтобы проза была эмоционально богатой, насыщенной, яркой, полной глубокого смысла. Борис Пастернак, прежде чем стать поэтом, увлекался живописью, музыкой и философией. Эти увлечения повлияли на художественное своеобразие стиля писателя, его лирика обладает и живописностью, и музыкальностью; кроме того, она наполнена глубоким философским смыслом.

В заключение подчеркнём, что искусство – это художественное освоение реальной действительности, и в познании окружающего мира большую роль играют все виды искусства, которые способны взаимодействовать, взаимопроникать друг в друга, обогащать художественное произведение.

Сочинение ЕГЭ №3

Часто можно слышать от людей, что они не любят живопись или музыку, стихи или архитектуру. Но не обедняем ли мы себя, отказываясь от восприятия тех видов искусств, которые кажутся нам не особо близкими?

Мне думается, текст К. Г. Паустовского посвящен именно этой проблеме — важности для прозаика понимания другого искусства.

Далее автор приводит совет знакомого художника, который научил ясно и четко видеть его самого. Секрет в жадной наблюдательности, которая помогает видеть ясно и дает пищу душе и уму. Паустовскому стало очень обидно, что он с самого начала не умел смотреть на мир как художник: он очень многое пропустил.

Автор уверен, что глубокое понимание другого искусства (например, живописи) удивительно обогащает прозаика.

С автором невозможно не согласиться. Действительно, человек, который интересуется искусством, постепенно учится видеть и слышать то, на что прежде он не обращал внимания. Это делает его внутренний мир более ярким и многоцветным, насыщает его новыми звуками и линиями. Неслучайно у многих великих людей был не один талант, а несколько. Например, М. Ю. Лермонтов был не только великим писателем, но и талантливым художником, А. С. Грибоедов сочинял музыку, а Н. В. Гоголь был прекрасным комическим актером.

Я стараюсь уделять внимание своему образованию в области живописи, музыки и театра: хожу на спектакли, концерты, посещаю выставки и музеи. Я уверен, что знакомство с произведениями разных искусств поможет и мне стать образованнее, обогатит мой внутренний мир.

Сочинение ЕГЭ №4

Как научиться видеть прекрасное во всем? На данный вопрос отвечает в своем тексте русский писатель К.Г. Паустовский.

С автором текста трудно не согласиться. Если не обращать пристального внимания на окружающий мир, то не получится увидеть все то прекрасное, что нас окружает. Об этом рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что способность видеть красоту окружающего мира развивается с помощью внимательного отношения ко всему, что окружает человека.

Сочинение ЕГЭ №5

Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства? Должен ли он интересоваться живописью, архитектурой, музыкой? Именно эти вопросы волнуют К. Паустовского, автора предложенного для анализа текста.

Эти два примера взаимосвязаны и важны для понимания проблемы, поскольку показывают мнения двух людей на один и тот же вопрос и доказывают, что смежные с писательским творчеством области искусства очень важны для прозаика.

Автор считает, что писатель не должен пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, в том числе должен интересоваться поэзией, живописью, архитектурой, скульптурой и музыкой. Эти знания наполняют красками, свежестью и характером работы прозаика. Я согласен с мнением автора. Писатель должен быть подкован в разных видах искусства, чтобы его работы были полны жизненных образов и искренних эмоций.

В мире искусства есть немало примеров, которые подтверждают мою мысль, один из них – это Борис Пастернак. Известный поэт был хорошо знаком и с другими видами искусства – он увлекался живописью, музыкой, философской наукой. Такой широкий спектр знаний, безусловно, оказал влияние на его творчество, у которого сегодня тысячи поклонников.

Таким образом, писатель должен изучать разные виды искусства, чтобы его произведения были наполнены глубоким смыслом и выразительными образами.

Сочинение ЕГЭ №6

В данном тексте К. Г. Паустовский, известный русский писатель, поднимает проблему влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, музыки и скульптуры на творчество прозаика.

Чтобы привлечь внимание читателя к данному вопросу, автор рассказывает нам о том, что часто сталкивается с ситуацией, когда после прочтения книги в памяти не остается ничего, кроме сутолоки серых людей.

Паустовский отмечает, что литературные произведения являются по-настоящему интересными, лишь когда сам писатель развивается с разных сторон. Действительно, если прозаик не интересуются ничем кроме письма, его творчество не способно вызвать у людей какие-либо чувства.

Эти два примера, дополняя друг друга, убеждают любого читателя в том, что автор должен расширять свой кругозор, изучать особенности культуры и социума.

Позиция автора такова: знание поэзии, музыки, архитектуры, живописи и скульптуры необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика, придавая особую выразительность его прозе.

Таким образом, мой читательский и жизненный опыт убеждает меня в том, что заинтересовать публику способны лишь те произведения, которые автор наполнил глубоким смыслом и выразительными образами.

Полный текст ЕГЭ К.Г. Паустовского о писательстве, искусстве, красоте:

(1)Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.

(2)Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. (3)Она заключается в том, что знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. (4)Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, характерной для поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки.

(5) Это всё добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета.

(6) Я не верю писателям, не любящим поэзию и живопись. (7)В лучшем случае это люди с несколько ленивым и высокомерным умом, в худшем — невежды.

(8)Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют Американскую жевательную резинку.

(9)Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не остаётся в памяти, кроме сутолоки серых людей. (10)Мучительно стараешься увидеть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты.

(11)И действие этих рассказов, повестей и романов происходит среди какого-то студенистого дня, лишённого красок и света, среди вещей только названных, но не увиденных автором и потому нам, читателям, не показанных.

(12)Несмотря на современность темы, беспомощностью веет от этих вещей, написанных зачастую с фальшивой бодростью. (13)Ею пытаются подменить радость, в особенности радость труда.

(14) Причина этой тоскливости не только в эмоциональной скудости и неграмотности автора, но и в его вялом, рыбьем глазе.

(15) Такие повести и романы хочется разбить, как наглухо заклеенное окно в душной и пыльной комнате, чтобы со звоном полетели осколки и сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики детей, гудки паровозов, блеск мокрых мостовых, — ворвалась бы вся жизнь с её беспорядочной на первый взгляд и прекрасной пестротой света, красок и шумов.

(16)У вас немало книг, написанных как будто слепыми. (17)Предназначены они для зрячих, и в этом заключается вся нелепость их появления.

(18)Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. (19)Нужно научиться видеть. (20)Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит.

(21)Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (22)Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. (23)Тогда это дело, как говорится, поправимое.

(24)Как видеть, как воспринимать свет и краски — этому могут научить нас художники. (25)Они видят лучше нас. (26)И умеют помнить увиденное.

(27)Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:

— Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите. (28)Несколько мутновато. (29)И грубо. (30)Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.

— (31)Что же я могу поделать! — ответил я, оправдываясь. — (32)Такой уж глаз.

— (33)Ерунда! (34)Хороший глаз — дело наживное. (35)Поработайте, не ленитесь, над зрением. (36)Держите его, как говорится, в струне. (37)Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками.

(38) В трамвае, в автобусе, на улице — всюду смотрите на людей именно так.

(39) И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. (40)А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.

(41) Я послушался художника, и действительно — и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.

(42) И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. (43)Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! (44)Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь!

(45)Это был первый урок, который я получил от художника.

Проблема

В чём источник писательского и педагогического таланта?

Отношение автора к проблеме

Для продуктивной деятельности писателям и истинным педагогам необходимо отыскать вдохновение. Но немногим удаётся это, потому что необходим талант, для того чтобы найти предметы или явления, которые способны воодушевить. Мне кажется, в первую очередь источник писательского и педагогического таланта заключается в любви к людям, природе, Родине и своему делу.

Аргументы

  1. Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности.
  2. Талант позволяет достигнуть высоких результатов.
  3. Талант – это особые природные способности.
  4. Положение, занимаемое в обществе, никак не влияет на талант человека.
  5. Талант может зародиться любого человека.
  6. Если у человека есть талант, рано или поздно он его проявит.
  7. Чаще всего талант проявляется в детстве, однако не все развивают его.
  8. Талант можно сравнить с бутоном цветка: в благоприятных условиях он распустится, в неблагоприятных – завянет.
  9. Талант необходимо использовать во благо окружающим.
  10. Истинный талант всегда признаётся окружающими.

Актёрский, артистический, блестящий, блистательный, большой, вдохновенный, великолепный, видный, восхитительный, врождённый, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, громадный, грубый, дивный, дикий, добрый, естественный, замечательный, зрелый, изумительный, исключительный, искусственный, истинный, крупный, кулинарный, многогранный, многообразный, многосторонний, могучий, могущественный, молодой, мощный, настоящий, невиданный, незаурядный, неистощимый, необыкновенный, необычайный, неокрепший, неповторимый, неподражаемый, непризнанный, неразвитый, неслыханный, несомненный, несравненный, неувядаемый, огромный, ораторский, организаторский, оригинальный, особый, педагогический, первоклассный, писательский, подлинный, полководческий, поэтический, правдивый, признанный, прирождённый, природный, прямой, разнообразный, разносторонний, редкий, редкостный, решительный, самобытный, самородный, свежий, светлый, своеобразный, сильный, смелый, стихийный, счастливый, творческий, удивительный, чистый, чудесный, чудный, щедрый, яркий, военный, драматический, изобретательский, импровизаторский, инженерный, исследовательский, комедийный, композиторский, конструкторский, музыкальный, певческий, полководческий, сатирический, сказительский, художественный, уникальный, экспериментаторский, юмористический.

Дар, способность, дарование, одарённость, гениальность, особенность, склонность, умение, мастерство, искусство, искусность, ловкость, данные, призвание, искра Божья.

Примеры из художественной литературы

До определённого времени Мастер был бедным, одиноким человеком, живущим в Москве без друзей и родственников. По образованию он историк и в последние годы работал в музее. Кроме того, он знал в совершенстве пять языков и занимался в свободное время переводами. Ему всегда была близка писательская деятельность, но что-то мешало начать собственное творчество. Неожиданная удача изменила всю его жизнь. Выиграв сто тысяч рублей, он оставил постоянное место работы, арендовал уютный подвальчик с красивым садом за окном и приступил к написанию романа о Понтии Пилате.

Со временем судьба преподнесла ему ещё один подарок – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты было неизбежным, их встреча была предначертана свыше. Однако с окончанием романа удача оставляет писателя. Его творение не хотят брать в печать. Благодаря уговорам и стараниям Маргариты, отрывок из романа всё же издаётся в одном из журналов, но на него обрушилась жестокая, уничтожающая критика. Осознав, что дело всей его жизни провалилось, Мастер опустил руки. Находясь в состоянии полнейшей тоски и уныния, он оказывается в клинике для душевнобольных. Его внутреннее состояние становится понятным из беседы с Иваном Бездомным, которому он говорит, что болен и сожалеет о том, что вообще начал писать свой роман. Он не хотел больше писать, не хотел возвращаться к Маргарите, втайне надеясь на то, что она его уже позабыла. Мастер считал, что он потерял всё, и в его жизни больше не было смысла. Однако в отличие от него Маргарита так не думала. Она была готова на всё, чтобы спасти своего возлюбленного и напомнить ему о его таланте. Благодаря её стараниям Воланд вернул Мастера из клиники и восстановил его сожжённую рукопись. Но даже это не смогло дать писателю уверенности в завтрашнем дне и надежды на счастье, он говорит, что его сломали, и просит оставить себя в покое. Только благодаря его смирению и художественному таланту судьба подарила ему вечный покой рядом с возлюбленной, а на земле он оставил свой след на страницах бессмертного романа.

В образе Мастера М.А. Булгаков воплотил свои представления о настоящем писателе. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, которых заботили только деньги, привилегии и популярность. Мастер создаёт истинное искусство, он понимает, что роман о Понтии Пилате вызовет полемику и острую критику, однако продолжает писать. Именно поэтому он не просто писатель, а Мастер. На примере его судьбы Булгаков раскрывает свои размышления о месте творческой личности в мире, о её взаимоотношениях с обществом и своей совестью.

Действие романа начинается с описания визита Мартина в буржуазный дом Морзов, где он с первого взгляда влюбился в дочь банкира Руфь. Он хорошо понимал, что между ним и девушкой из состоятельной семьи лежит непреодолимая пропасть. Однако благодаря немыслимому упорству и прирождённому таланту Мартину удалось стать не только образованным и интеллигентным человеком, но и популярным писателем. Счастливый случай изменил всю жизнь главного героя. Его книги стали активно издаваться и нарасхват раскупаться читателями. Мартин стал богатым человеком, вхожим в тот мир, о котором он так долго мечтал. Но неукротимая душа новоиспечённого писателя никак не находила покоя. Когда газеты и журналы были готовы печатать все его произведения, желание писать у Мартина пропало. Он был занят поиском смысла жизни, пытался осознать, с какой целью происходили все события в его жизни, которые привели его туда, где он в итоге оказался. Это были размышления человека, прошедшего через жестокие жизненные испытания, сумевшего собственными силами и упорным трудом пробиться из самых низов на вершину буржуазного общества. Но на этой вершине он не нашёл ничего возвышенного, все его представления о лучшей жизни разбились о неприступные стены капиталистической действительности.

Что делать с образовавшейся внутренней пустотой Мартин не знал. Он понимал, что не хочет жить в этом новом мире, но и назад пути уже не было. Слишком большая пропасть образовалась между популярным писателем и необразованными простолюдинами. Его прошлая жизнь была безвозвратно утеряна, а новая, несмотря на богатство и славу, не приносила никакого удовольствия. В итоге Мартин Иден, не выдержав душевных терзаний, ушёл из жизни в час своего полного триумфа. Его трагедия заключалась в том, что его идеи и мысли были слишком реалистичны, в них не укладывались надуманные порядки и предрассудки буржуазии, к которой он вынужден был принадлежать, согласно своему новому социальному статусу.

Лидия Михайловна была учителем по призванию, обладала истинным педагогическим талантом. Она не только мастерски преподавала свой предмет, но и принимала участие в жизни каждого ученика. Замечая все перемены, происходящие с юными школьниками, Лидия Михайловна всегда старалась оказать положительное влияние на их жизнь. Главный герой рассказа вспоминал, как его учительница, входя в класс, здоровалась, но не разрешала детям садиться до того, как не обведет их всех взглядом, делая небольшие, но ценные замечания. Таким образом, Лидия Михайловна поступала не только как учитель, а ещё и как человек, которому небезразлична судьба ее учеников.

Учитель – это не просто профессия, этот человек является нравственным образцом для детей. Все педагоги оказывают большое влияние на формирование личностей школьников, от которых зависит будущее нашего общества. Но только сам учитель решает, быть ему просто учителем или наставником, помогающим выбрать верную дорогу в жизни.

Лидия Михайловна – не просто талантливый педагог, она настоящий человек, способный на милосердие. Учительница французского языка оказалась готовой пожертвовать своей работой ради того, чтобы помочь мальчику. Она научила его главному в жизни: в любой ситуации нужно оставаться человеком и не отворачиваться от тех, кто нуждается в помощи.

Вторым учителем в семье Простаковых был Кутейкин. Он учил Митрофанушку писать и читать. Он был обыкновенным дьячком, который сам в своё время бросил учёбу в семинарии. Его можно охарактеризовать как непорядочного, необразованного, трусливого и недоброго человека.

Лучшим учителем, по мнению госпожи Простаковой, был Вральман. Она, в силу своей невежественности, считала бывшего кучера умнейшим в мире человеком, и была готова платить ему 300 рублей в год, в то время как другим учителям платила всего 10 рублей. А причиной этому была беспринципная лесть учителя французского языка. Он был нехорошим, хитрым и ленивым человеком, желающим заполучить расположение хозяев путём расхваливания их сына. Вральман ничему не учил Митрофанушку, его единственной целью было зарабатывание денег. Не найдя работы по своей профессии, он притворился учителем, чтобы удачно пристроиться в жизни.

Д.И. Фонвизин в своей комедии наглядно изобразил, как могут навредить человеку плохие учителя. Митрофанушка изначально не отличался особыми умственными способностями, но при помощи горе-учителей он стал ещё ленивее и глупее. Автору обидно за невежество людей, считающих себя педагогами. Они не видят истинной ценности образования.

Карл Иванович Мауэр имел немецкие корни. На момент повествования он работал в семье Иртеньевых уже более 10 лет. Он часто жаловался, что на прежнем месте службы его ценили намного больше, но, тем не менее, всей душой любил своих воспитанников. Когда Карл Иванович узнал о предстоящем отъезде мальчиков в Москву, воспринял это как личное оскорбление. Преданный учитель не мог представить своей жизни без детей, которых полюбил как родных. Находясь в отчаянии, он предлагает служить семье Иртеньевых безвозмездно, лишь бы оставаться рядом с Николенькой и Володей.

В повести не раз говорится о трудной судьбе Карла Ивановича. С детства ему пришлось столкнуться с множеством лишений. Кроме того, он успел побывать на войне, в плену, под арестом. С возрастом он оглох на одно ухо, а увлечение чтением привело к сильному ухудшению зрения. Однако сложная жизнь не сломала дух Карла Ивановича, он сумел сохранить свою гордость и привык говорить правду. Он не льстил и не пытался угодить окружающим, возможно, именно поэтому не добился в жизни особых высот. Карл Иванович был настоящим учителем, которому была небезразлична судьба его учеников. Деньги имели для него второстепенное значение, а основной задачей было передать свои знания детям и научить их всему, что он знал сам.

Такие учителя всегда оставляют след в жизни человека. Благодаря Карлу Ивановичу главный герой повести вырос добрым, отзывчивым и справедливым человеком. Старый немец смог указать Николеньке верную дорогу в жизни и оказать положительное влияние на формирование его мировоззрения.

Основной темой стихотворения является бессмертие поэзии, которая будет жить в памяти грядущих поколений. Автор размышляет о влиянии поэтического творчества на общество, о праве поэта на уважение и признание современников и потомков. Ведь именно литература, являясь частью искусства, воспитывает в человеке любовь к прекрасному. Она побуждает его духовно самосовершенствоваться и стремиться к развитию, избавляясь от пороков на пути к лучшему.

Примеры из жизни

Народная мудрость

Афоризмы

Темы:

  • личность писателя,
  • особенности писательского труда.

Проблемы:

  • каким должен быть писатель, какие черты характера ему необходимо иметь, чтобы создавать талантливые произведения?
  • отражение правды жизни – обязательное условие писательского творчества.

Аргумент по теме.

Творческая деятельность Л.Н. Толстого – яркий пример преданности своему делу, ответственности за создаваемые произведения.

У Л. Толстого всегда были любимые герои. Он считал, что это просто необходимо для писателя, чтобы именно через их образы передавать своё видение жизни, высказывать свои мысли. Вспомним его любимых героев: Наташу Ростову, Андрея Болконского, Пьера Безухова. Они стали любимы и читателями.

Писатель не уходил от правды, не изменял ей до конца. Он был глубоко убеждён в огромной воспитательной силе литературы, поэтому считал, что нужно показывать и нравственно чистых, благородных героев, патриотов страны, чтобы они стали примером для читателей.

Таким образом, творчество Л.Н. Толстого, его внимание к слову, отбору художественных средств для раскрытия тем и проблем, его стремление быть правдивым с читателями – образец для тех, кто решил посвятить свою жизнь литературному труду.

Цитаты Л.Н. Толстого о творчестве, о писательском труде.

Цитаты о Л.Н. Толстом.

ТЕКСТ (из открытого банка данных ФИПИ).

(В сочинении по данному тексту может быть использован материал о Л.Н. Толстом при аргументации своей позиции).

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

– (20)Но я уже писал… и печатался.

– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

– (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.

– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.

(по К. Г. Паустовскому*)

Читайте также: