Экология души и экология природы сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Все мы, кто чаще, кто реже говорим об экологии. Говорим так часто, что совсем забыли значение этого слова. Напомним: "Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем". Это материальная сторона вопроса. Но есть ещё и более тонка, духовная. Что такое"экология души"? А это взаимоотношение души с миром. И не абстрактной души, а конкретной, моей, вашей, родительской, детской.

Об экологии природы говорят много и часто, об экологии души даже не подозревают, а между тем, проблема-то серьёзная. Ещё в девяностых годах, я писала, по поэме Андрея Вознесенскго "Ров" работу "Экология души человека".

Но тогда весь вопрос вертеля вокруг одной поэмы и проблемы гробокопателей, теперь же, мы ставим его иначе. Как вопрос уважения не только к памяти о героях и жертвах войны, а об уважении в целом. И не только к памяти, но и к людям, миру, в котором мы живём.А проблема разрослась и в ширь и в глубь. Гробокопательство, ради наживы, перешло в алчную погоню за деньгами. Погоню жесткую и беспощадную, заставляющую людей забыть о душе. Не только о чужой, но и о своей.

Продажа икон, орденов, частной собственности, продажа органов, человеческих тел - всё это звенья одной цепи.

"Связь распалась времен?

Психиатра — в зал!

Как предотвратить бездуховный процесс,

Написал А. Вознесенский в 1986 году, а ведь точно вчера, только беда с экологией души стала больше. Больше стало бездуховности, лжи, оби, жажды денег. Деньги. Готовность всё продать сменилась мошенничеством и кредитами, воровством, но осталась алчью Вознесенского.

"Окружающая среда страшна,

экология духа — страшней."

Синтетические продукты, заменители вкуса, фрукты и овощи, выращенные на нитратах, удобрения, убивающие землю и тотальная бездуховность. Гоголя и Достоевского читают в кратком изложении, с мониторов льётся безграмотная речь "учителей жизни", родители умирают, зарабатывая детям денег на квартиры, при чём умирают часто одинокие и забытые теме, в кого вкладывали душу. Когда-то, до революции, Россия была высоко духовной страной. После ВОВ, духовность, врое бы начала рости. С бездуховностью боролись. А теперь борются с коррупцией, взятками, воровством, обрезая ростки Алчи но старательно не трогая корни.

Трудно бороться с разрушением всемирной души. Но победи саморазрушение в душе своей. Отнесись ко всему вокруг, как к самому себе. Вспомни, что все мы связаны невидимыми духовными нитями, взывающими к нашему сознанию. Вспомни и прояви хоть немного добра к ближнему. не только к человеку, но и к котёнку, цветку, ребёнку, кусту сирени. С этого начинается экологиядуха каждого из нас.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Человек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах мира, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Общение с природой, потребность всякого нормального человека, поскольку он и в условиях цивилизации остается биологическим существом. Любовь к природе не ослабевает, а наоборот, становится жизненной необходимостью, особенно, в больших городах, где людей буквально преследует отравленный воздух, шум, стрессовая обстановка. Красота природы – это поэзия зрительного восприятия, секрет восприятия заложен в самом человеке, как мера духовного богатства. За всю историю существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. Экология – понятие очень широкое, это не только охрана природы, есть экология личности, культуры, города, человечества, в конце концов, заботиться нужно и о себе, и о своей семье. Поэтому любому школьнику интересно узнать о своем роде, о традициях, услышать историю названия знакомого с младенчества места. Ведь родной поселок, город – это тоже семья. Экология – это наше здоровье. В течении долгого времени человек жил в гармонии с окружающей природой, но с развитием цивилизации вмешательство человека в природу резко возросло: появилось огромное количество экологических проблем которые имеют взаимообратную связь. Наиболее опасными факторами для человека являются: вырубка лесов и истребление животных, увеличение площадей свалок, загрязнение атмосферы выхлопными газами, уничтожение редких животных и растений. А ведь именно растения задерживают часть пыли, копоти и различных вредных газов, не давая им попасть к нам в организм. Живет человек на Земле он маленький, Земля огромная и она нуждается в постоянной заботе. Мы должны помнить, что не на словах, а на деле надо заботиться об окружающей природе. Надо изменить потребительское отношение к природе, так- как погубив природу, погубим себя. Земля общий дом для всех людей, птиц, зверей, цветов, трав, лесов. Наш долг беречь природу и заботиться о ней, ведь это забота и о нас с вами.

Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

С развитием промышленных предприятий ухудшается экология вокруг нас: вырубаются деревья, выбрасываются в атмосферу отработанные вещества. Все это отражается на качестве жизни людей и всего живого.

Конечно, многое зависит от нас и нашего отношения к этой проблеме, она неизбежна, так как прогресс не стоит на месте, но людям надо научиться действовать с окружающей средой.

Нам надо научиться рациональному природопользованию, то есть, например: где-то вырубается лес, то в другом месте необходимо производить посадки нового леса.

Природа очень страдает от безответственного отношения к ней. Так давайте же будем подходить к этому ответственно и не дадим погибнуть природе, а значит, и себе!

За те тысячелетия, в которых люди жили и развивались, природа существенно ухудшилась. Глобальной проблемой человечества в наши дни стала экология. За один год в атмосферу, почву и водоемы выбрасывается около 40 млрд.т. промышленных отходов и других вредных веществ! Промышленность, автомобили от общего числа составляют около 77%. Природа под натиском отходов испортилась. В нашем городе почти каждую неделю смог (чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определенных погодных условиях), от которого становится плохо всем. Так почему же люди вредят природе, не задумываясь?

Для сохранения природы мира в целом и человеческого внутреннего мира правительство устраивает акции и собрания добровольцев, которые на своем примере показывают, как надо помогать природе Земли. Создаются общества по защите экологии (ЮНЕСКО, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы). Но без помощи человека и общества все будет зря. Поэтому общества и правительство привлекают всеми возможными способами людей для здоровых и дружных следующих поколений.

Природа и человек единое целое, а, значит, разрушая природу, человек разрушает самого себя. Поэтому, каждый из нас, если будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, то мир станет намного лучше.

А что значит жить, как люди? На мой взгляд, нужно, как можно раньше и чаще говорить об экологии человеческой души. Душу детей надо растить осторожно, внимательно и с любовью, чтобы сохранить художественное восприятие мира – главное общение с природой. Это делает детей более выносливыми и формирует такие качества личности, как целеустремленность, смелость, отзывчивость и бережное отношение к природе.

Природа наградила нас всем необходимым для жизни: воздухом, которым мы дышим; солнцем, благодаря которому мы живем в светлом мире; землей, по которой мы ходим. Природа заботится о человечестве, как любящая мать о своем ребенке, которая готова пожертвовать всем, ради его счастья. Но, к сожалению, человек, пользуясь всеми благами, не всегда поступает справедливо по отношению к природе.

Жизненная практика показывает, что экология природы невозможна без экологии души. Ведь, если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа – будет грязной экология нашей планеты.

Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери; пер. с фр. Н. Галь. - М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. - 299 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

Ни для кого не секрет, что в данный момент благосостояние матушки-природы переживает не лучшие времена. С каждым днём ей всё сложнее восстанавливаться от нанесённых человеком ран и вновь расцветать, пыша здоровьем и неповторимыми благовониями. Больно день ото дня наблюдать за парящими в воздухе пластиковыми пакетами. Что же должно произойти с душой человека, чтобы он бросил пачку из-под чипсов в нескольких метрах от контейнера для мусора? Неужели этот человек не видит, что планета увядает?

Как и в большинстве ситуаций, в этом случае стоит начать с себя. Необязательно сворачивать на ходу горы, чтобы изменить мир. Не стоит думать, что если ты не можешь придумать высокотехнологичное оборудование для очистки воздуха, то ты бессилен. Нет! Купил воду в пластиковой бутылке? Не выбрасывай её. Наливай в неё воду, когда идёшь на прогулку. Выпил сок? Сложи коробку от него в рюкзак, а дома выброси в мусорное ведро - туда, где ему положено быть. Достань велосипед, совершай поездки на нём - и приятное времяпрепровождение, и тренировка мышц, и одной машиной с выхлопной трубой меньше. В конце концов, если сто тысяч жителей Земли отправят по рублю в фонд по борьбе с техногенными катастрофами, соберётся целых сто тысяч рублей, которые смогут оказать помощь природе. Море ведь тоже состоит из капель, верно? Не пролистывай ленту социальной сети дальше, если увидел петицию о спасении редкого вида животных. Не будь безучастным, прошу. Помогая природе даже такими небольшими делами, ты достигаешь гармонии не только с ней, но и с самим собой.

Когда приходишь к берегу реки через лес, тебе хочется ощутить единение с природой, полюбоваться девственной зеленью, чисто-золотым песком. Но вместо этого ты видишь лишь плавающие пластиковые бутылки, прибитые к берегу, влажные салфетки и прочие отходы. Естественно, когда окружающий мир в таком состоянии, гармонии с природой достичь трудно. Неравнодушные люди-альтруисты ежедневно убирают мусор за другими людьми, освобождая путь к гармонии с миром.


Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты

В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.

В современной школе учитель должен через свой предмет воспитать в учащихся гуманное отношение к окружающему миру, ответственность за себя и за природу.

На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство — самые мощные инструменты воспитания нравственности. Например, в 5 классе мы погружаемся в устное народное творчество, в котором народной мудростью веками собирались обширнейшие знания о природе, окружающем мире. Ведь русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей.

В начале разговора лирический герой убежден, что отношений между Природой и человеком полны гармонии, что Природа — это мать, которая заботиться о его (человеке) благе и счастье. Но поговорив с Матерью-природой, герой понимает, что не все так однозначно. Разум и чувства выделяют человека из мира природы. Люди живут по своим законам, а природа — по своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

О загадочной душе природы замечательно написал Ф. И. Тютчев. Для поэта природа всегда была живым организмом, имеющим душу:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тонкий мастер стихотворных пейзажей, он выступал против тех, кто недооценивал природу, говорил о людской глухоте, очерствении человеческой души.

Профессору это удается. И после того, как он просверлил земную мантию, по всей земли понесся рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был подобен слившимся воедино голосам тысячи сирен; он пронесся по всему южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-Манш, и, в конце концов, растаял в спокойном летнем воздухе.

Нужно сказать, что большинство героев повести, среди которых были и журналист Мелоун, и Пэрлисс Джоунс, был напуган реакцией Земли. Но они посчитали такую реакцию правильной. Им о многое пришлось обдумать. И единственным человеком, кого не тронула такая реакция Земли, был профессор Челленджер. Он считал, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны, что Земля — это живой организм, такой же как мы с вами. И все что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Но этот удивительный человек был не только писателем, призывающим к спасению редких животных и птиц, но и тем, кто своим примером показывал, как это сделать.

В 1959 году Джеральд Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, на базе которого в 1963 году был организован Джерсийский трест сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Итолько благодаря Джерсийскому тресту, многие виды животных сохранились, и мы их можем увидеть в естественной среде обитания, а не только в виде чучел в зоологических музеях

Эти слова были написаны в первой половине XX века, но мы знаем, очень хорошо знаем, к чему привела такая психология. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым.

Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души.

Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. Именно этим она и ценна для нас, людей.

От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!

1. Боголюбов, С. А. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций [Текст] / С. А. Боголюбов. — М., 1996.

2. Дубовик, О. Л. Экологическое право: учебник [Текст] / О. Л. Дубовик, Л.Кремер, Г. Лоббе-Вольфф. — М.: ЭКСМО, 2005.

3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: учебник [Текст] / Б. В. Ерофеев. — 3-е изд. — М.:Юристъ, 2005.

6. Криксунов, Е. А. Экология [Текст] / Е. А. Кринсунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. — М.: Дрофа, 1995

7. Богдановский, Г. А. Химическая экология [Текст] / Г. А. Богдановский. — М.: Издательство Московского университета, 1994

8. Агаджанян, Н. А. Экология человека [Текст] / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. — М.: Экоцентр, КРУК, 1994

9. Экология человека: Словарь-справочник [Текст] // Под общей редакцией академика РАМН Н. А. Агаджаняна. — М.: КРУК, 1997.

10. Экология. Природа — Человек — Техника: учебник для вузов [Текст] // Т. А. Акимова, A. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11. Экология: учебник для вузов [Текст] / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004.

12. Экология: учебник для вузов [Текст] // А. С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

13. Даррелл, Д. Птица-пересмешник. Натуралист на мушке [Текст] / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 608 с.

14. Даррелл, Д. Поймайте мне колобуса [Текст] / Д. Даррелл, пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2001. — 223 с.

15. Даррелл, Д. Гончие Бафута. Под пологом пьяного леса [Текст] / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, Земля, Душ, окружающий мир, экология души, живой организм, Живой портрет, конец концов, русский язык, человеческая душа.

Похожие статьи

Он напоминает каждому, что она живой организм, что она способна чувствовать и дышать, плакать, огорчаться, хмуриться, радоваться.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка.

Эти грибы — цепочка в питании живых организмов в природе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное.

Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле.

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Философские аспекты охраны окружающей среды

Экология души — путь в будущее человечества.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Но в конце концов монстр, задуманный как защитник, так же как и творение Франкенштейна, восстает против создателя.

Ещё в юном возрасте у мальчишки возникает страсть к познанию земли и неба, тайн человеческой души, физическим секретам мира.

Экологическое воспитание как средство социализации младших.

Ребёнок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках

Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы.

Экология и здоровье человека | Статья в журнале.

Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, организм человека, болезнь, природная среда, вод, животное, вещество, конец концов.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале.

Несмотря на то, что глухари, иволга — представители природы — плачут и грустят, душа лирического героя полна гармонии и внутреннего покоя.

Лирический герой Есенина, как человек с чуткой и ранимой душой, умеет и восхищаться красотой окружающего мира, и, в то.

Изучение экологии в начальной школе | Статья в журнале.

Все занятия по окружающему миру пронизаны экологическими понятиями и направлены на воспитание в детских душах любви к окружающему миру и чувства ответственности за будущее всей Земли.

Читайте также: