Природа в стихах поэтов серебряного века сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Материал можно использовать как для литературного вечера, выбрав из подборки стихотворений самые понравившиеся, можно использовать и как конкурс чтецов. Тема сложная, но интересная.

ВложениеРазмер
literaturnyy_vecher.rar 74.98 КБ
priroda_v_poezii_serebryanogo_veka.pptx 2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Форма : литературный вечер
Цели проведения : содействовать эстетическому воспитанию школьников; расширить знания о периоде серебряного века.
Возраст : учащиеся всех классов
Место проведени я: читальный зал, концертный зал, кабинет литературы.
Оборудование : музыкальная аппаратура, проектор, портреты поэтов.

Итак, я объявляю начало конкурса! Разрешите представить членов жюри: …

Итак, первая часть нашего конкурса завершилась. Спасибо ученикам начальной школы. А мы переходим ко второй части.

Судьбы творцов начала века так же, как и судьбы многих россиян в то время, были трагичны и счастливы одновременно. И все они были необыкновенно талантливы и интересны. Целая серебряная россыпь имен…

Максимилиан Волошин - поэт- интеллектуал, без творчества которого представление о поэзии начала ХХ века будет неполным.

Я кончился, а ты жива…

И ветер, жалуясь и плача,

Раскачивает лес и дачу…

Февраль…Достать чернил и плакать…

Давай ронять слова,

Как сад – янтарь и цедру

Рассеянно и щедро, едва, едва, едва…

Высоко оценен в мировой литературе Нобелевской премией. И только в 89 году ее вручили сыну Пастернака. А тогда от премии заставили отказаться, добавив боли и горечи в эту и так нелегкую жизнь. А он дарил нам свет своей души щедро, на века.

Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба. Марина Цветаева.
В ее поэзии - любая страница - это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают потоком гибким, постоянно меняющимся ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы.

Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок . М. Горький сказал о Блоке: "Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности". Путь А. Блока был труден и полон противоречий.

Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

Мой серебряный век,

Твой серебряный век,

Наш серебряный век…

Сколь тайн и имен!

В этот век я влюблен.

Спасибо большое всем участникам! Жюри подводит итоги, которые будут оглашены завтра.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты


Подробнее о работе:

Оглавление

Введение

Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности. Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия, а также поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Литература как вид искусства является национальным достоянием и частью жизни людей, отражающей их нравственную и гражданскую позицию.

Гипотеза. Если поэтом умело создан образ природы, и определена её роль в поэтическом тексте, то и герой, и сама природа воспринимаются как одно целое, в единстве и гармонии.

  1. Познакомиться с поэзией серебряного века
  2. Изучить особенности творчества С. Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, А. Ахматовой и И. Северянина
  3. Подобрать произведения с изображением пейзажа
  4. Проанализировать, как раскрывается тема природы в этих произведениях
  5. Сделать вывод о роли пейзажа

Этапы работы

  • Выполнение поставленных задач
  • Поиск иллюстраций
  • Проверка работы куратором
  • Формулировка вывода (подтверждение или опровержение гипотезы)
  • Составление списка источников
  • Проверка и корректировка работы

Предпосылкой для этого периода стали научные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Предыдущие ценности устарели, поэтому были необходимы новые. Появилось свежее и яркое направление в литературе - модернизм. Он заменил реализм собственным разнообразием направлений.

Акмеисты призывали очистить поэзию от философии, от использования расплывчатых намеков и символов, провозгласив возвращение в материальный мир, приняв его таким, какой он есть. В отличие от символистов, акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая духовной жизни. Это сделало работы акмеистов более понятными для публики.

Футуризм - направление, возникшее на принципах бунтарства. Он выражал массовые настроения толпы, отрицание культурного наследия, традиций, попытки создания искусства, устремленного в будущее. Футуристы считали культурное наследие пережитком, от которого необходимо отказаться. Самым важным было слово. Футуристические произведения отличались новыми поэтическими формами.

Имажинизм – это литературное движение, представители которого заявили, что цель творчества - создание образа. Представители этого направления большое внимание уделяли образности слова, избегали заезженных фраз. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также произведения, наполненные пессимизмом.

А. Есенин

Сергей Есенин в начале своей карьеры писал в направлении новой крестьянской поэзии, а затем обратился к имажинизму. Однако он так и не присоединился ни к одному из популярных в то время модернистских движений. Поэт передал в стихах скромную красоту пейзажей родного края, описал крестьянский труд. В лирике Сергея Есенина главные мотивы - страсть, раскаяние, самоуничтожение и забота о судьбе Родины. Особенность поэзии Сергея Есенина заключается в том, что она тесно связана с народными традициями и фольклором, близка к простонародью.

В своих произведениях поэт мог позволить себе как сквернословие, так и реалистичное описание экзотических окраин. Стихи Сергея Есенина последних двух лет его жизни отличаются лаконичностью, содержанием и глубоким смыслом. Затем наступает период глубокого разочарования и тоски по несбывшимся надеждам. В это время в его творчестве все больше превозносилась красота духовной и физической деградации. Любовь, которую Есенин воспевал практически в каждом произведении, теперь принимает форму тоски, страдания, глупого отчаяния.

А. Блок

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Эта поэзия пронизана острым чувством истории и реальности. Лирический стиль Блока – это не разрушение старых традиционных форм, а свободное сочетание и переосмысление элементов самых разных стилей. Произведения Александра Блока представляют собой поиски гармонии человека с окружающим и мистическим миром. Родина – это путь в творчестве автора. В этой концепции поэт видит Россию не как страну, а как историю людей и их судеб. По словам Блока, дом - единственное, что дает надежду в трудную минуту. Его стихи привлекают силой и чистотой чувств, гармонией и музыкальностью речи, что особенно заметно в пейзажной лирике. Антитезис - излюбленный стилистический прием поэтики Блока.

Б. Пастернак

В его стихах часто можно встретить устаревшие слова, малоизвестные географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Особенность поэтического стиля Пастернака заключается еще и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает обычные нормы построения в строфе. Постижение духовного мира человека, закономерностей развития общества, природы - главное в творчестве Бориса Пастернака. Особенностью поэзии Пастернака является живописная и звуковая выразительность стиха, а также индивидуальность системы образов.

4.А. Ахматова

Анна Ахматова была акмеисткой. Характерные черты ее творчества - сочетание недосказанности с ясностью, передача состояния души героя через внешний образ, использование контрастных образов и коротких диалогов. Поэзии Ахматовой характерна внутренняя напряженность, но внешне она сдержанная, целомудренная и строгая, в которой проявляются душевная стойкость, внутренняя сила и достоинство. Ахматова скупо использует средства художественного выражения. В ее стихах преобладает сдержанный матовый колорит.

5. И. Северянин

Северянин поддерживал технические достижения нового века и старался успевать за быстрыми темпами жизни. В отличие от кубофутуристов, стремившихся к сложной игре слов, стихи Северянина были общедоступными. Однако иногда ему не хватало художественного вкуса и чутья: в ранних стихотворениях поэт метался между двумя крайностями - современной модой и стремлением к высокой гармонии. Более того, поэт был очень изобретателен в области поэтической формы.

Здравствуйте,как вы считаете,послужила ли личность Романа Александровича примером для других спортсменов-паралимпийцев?

Здравствуйте, существуют ли в Архангельской области сформированные команды людей с ПОДА по пауэрлифтингу?

Авторы пишут: "Тяжелые металлы считаются одним из приоритетных аэротехногенных поллютантов". ---ВОПРОС. Какой смысл вы вкладываете в понятие "приоритетные поллютанты"? Спасибо.

КОММЕНТАРИЙ. Цель представленной работы четко НЕ сформулирована, хотя такой пункт в работе есть. Уточните, пожалуйста, цель работы. Спасибо.









Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Серебряный век «был подчеркнуто индивидуалистичен, субъективен, поэтому жанры философии, как и жанры художественной литературы, были подвергнуты субъективизации. Деятели культуры Серебряного века считали, что форма не является второстепенной, условной по отношению к содержанию, что форма во многом определяет содержание, организовывает его.

Практически каждый, достигший успеха в своей деятельности писатель, в своем творчестве использует пейзаж. Рано или поздно тема природы фигурирует в творчестве каждого писателя. Известная русская писательница Анна Ахматова не является тому исключением. Более того, тема природы является одной из любимых тем в ее творчестве. Пейзаж в ее стихотворениях ассоциируется с разнообразными душевными переживаниями. Нередко эти душевные переживания становятся неотъемлемой частью деревенской жизни главных лирических героев Ахматовой.

«Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам.

На рукомойнике моем

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

Детали сельского пейзажа в произведениях Ахматовой символизируют у писательницы грусть. Грусть по былым годам, когда Ахматова была счастлива и не обеспокоена городским шумом. Произведения такой тематики предает читателем чувство патриотизма. Это связано с тем, что писательница очень ярко выражает свою патриотическую позицию к родному краю.

Ахматова очень много пережила в своей жизни. Вся ее тревога и тоска сильно передается в ее стихотворениях. Она просто проникает в литературу Ахматовой.

Вечерний и наклонный

Передо мною путь.

Вчера еще влюбленный,

А нынче только ветры

Да крики петухов,

Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется.

Тема русской природы - неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа - это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия.

Список использованных источников:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Выполнила: Солодкая Екатерина,

ученица 10 класса.

Руководитель: Табаева Ю.В.,

учитель русского языка и литературы.

1.1 Творчество Сергея Александровича Есенина…………………………..6

1.2 Особенности поэзии Александра Александровича Блока……………..6

1.3 Анна Андреевна Ахматова – поэт-акмеист……………………………..7

2.1 Тема родины в творчестве С. А. Есенина……………………………. 8

2.2 Картины природы в поэзии А. А. Блока………………………………11

2.3 Городской и деревенский пейзажи А. А. Ахматовой………………. 14

Содержание проекта адресовано учащимся средней школы, занимающимся изучением литературы и, произведений поэтов серебряного века в рамках урока литературы. Эмоционально выраженная мысль в описании природы должна побудить учащихся к осознанному восприятию красоты окружающего мира через поэтический текст.

- Познакомиться с поэзией серебряного века

- Изучить особенности творчества С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой

- Подобрать произведения с изображением пейзажа

- Проанализировать, как раскрывается тема природы в этих произведениях

- Сделать вывод о роли пейзажа

Предпосылкой для этого периода стали научные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Предыдущие ценности устарели, поэтому были необходимы новые. Появилось свежее и яркое направление в литературе - модернизм. Он заменил реализм собственным разнообразием направлений.

Акмеисты призывали очистить поэзию от философии, от использования расплывчатых намеков и символов, провозгласив возвращение в материальный мир, приняв его таким, какой он есть. В отличие от символистов, акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая духовной жизни. Это сделало работы акмеистов более понятными для публики.

Футуризм - направление, возникшее на принципах бунтарства. Он выражал массовые настроения толпы, отрицание культурного наследия, традиций, попытки создания искусства, устремленного в будущее. Футуристы считали культурное наследие пережитком, от которого необходимо отказаться. Самым важным было слово. Футуристические произведения отличались новыми поэтическими формами.

Имажинизм – это литературное движение, представители которого заявили, что цель творчества – создание образа. Представители данного направления уделяли большое внимание образности слова, избегали обыденных фраз. Авторы писали патриотические стихи, а также произведения, наполненные пессимизмом.

1.1 Творчество Сергея Александровича Есенина

Сергей Есенин в начале своей карьеры писал в направлении новой крестьянской поэзии, а затем обратился к имажинизму. Однако он так и не присоединился ни к одному из популярных в то время модернистских движений. Поэт передал в стихах скромную красоту пейзажей родного края, описал крестьянский труд. В лирике Сергея Есенина главные мотивы - страсть, раскаяние, самоуничтожение и забота о судьбе Родины. Особенность поэзии Сергея Есенина заключается в том, что она тесно связана с народными традициями и фольклором, близка к простонародью.

В своих произведениях поэт мог позволить себе как сквернословие, так и реалистичное описание экзотических окраин. Стихи Сергея Есенина последних двух лет его жизни отличаются лаконичностью, содержанием и глубоким смыслом. Затем наступает период глубокого разочарования и тоски по несбывшимся надеждам. В это время в его творчестве все больше превозносилась красота духовной и физической деградации. Любовь, которую Есенин воспевал практически в каждом произведении, теперь принимает форму тоски, страдания, глупого отчаяния.

1.2 Особенности поэзии Александра Александровича Блока

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Эта поэзия пронизана острым чувством истории и реальности. Лирический стиль Блока – это не разрушение старых традиционных форм, а свободное сочетание и переосмысление элементов самых разных стилей. Произведения Александра Блока представляют собой поиски гармонии человека с окружающим и мистическим миром. Родина – это путь в творчестве автора. В этой концепции поэт видит Россию не как страну, а как историю людей и их судеб. По словам Блока, дом - единственное, что дает надежду в трудную минуту. Его стихи привлекают силой и чистотой чувств, гармонией и музыкальностью речи, что особенно заметно в пейзажной лирике. Антитезис - излюбленный стилистический прием поэтики Блока.

1.3 Анна Андреевна Ахматова – поэт-акмеист

Анна Ахматова была акмеисткой. Характерные черты ее творчества - сочетание недосказанности с ясностью, передача состояния души героя через внешний образ, использование контрастных образов и коротких диалогов. Поэзии Ахматовой характерна внутренняя напряженность, но внешне она сдержанная, целомудренная и строгая, в которой проявляются душевная стойкость, внутренняя сила и достоинство. Ахматова скупо использует средства художественного выражения. В ее стихах преобладает сдержанный матовый колорит.

2.1 Тема родины в творчестве С. А. Есенина

В творчестве Есенина тема природы является главной. Его звонкие пейзажи музыкальны. Природа Есенина – это одушевленное существо, которое живет самостоятельной жизнью. Поэт подбирает точные эпитеты, которые рисуют невероятно красочную картину, он показывает простую красоту окружающего мира и учит нас любить её. Поэт в произведениях объединяет мир людей, флору и фауну, ведь человек – неотъемлемая часть природы, ему нужно жить в ладу с окружающим миром, нуждается в нашей любви и заботе.

В основном, в своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь со всеми её прелестями. Многокрасочная цветовая палитра играет важную роль, потому что каждый цвет несет в себе определенный смысл. Алый цвет используется для описания нежности и юности, желтый — для создания лирических героев, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию, а малиновый цвет — звон колоколов при необходимости придания пейзажу звучности.

В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. Мы видим много связующих нитей между человеком и природой, Образ человека раскрывается через пейзаж. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую тоску, но не омрачает настроение. Есенин хочет сказать о том, что крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой. В некоторых произведениях Есенин писал об уходе на задний план старой деревни. Душа поэта болит из-за утраты исконно русских начал, которые она выражала.

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальkой стою обедней

Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин часто наделял явления природы очаровательными женскими чертами, что показывает любовь поэта к женщине, которая является воплощением красоты.

Особенно чудесна природа весной, которую можно сопоставить с расцветанием человеческой души, ведь окружающая среда постоянно изменяется и развивается. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и радость, которая может согреть любую душу.

Вяжут кружево над лесом

В жёлтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шёпот сосняка.

Живые картины природы не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее и более чуткими.

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

Есенин воспринимает растения, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали, они являются его близкими и надёжными друзьями.

А люди разве не цветы?

О, милая, почувствуй ты,

Здесь не пустынные слова.

Как стебель тулово качая,

А эта разве голова

Тебе не роза золотая?

Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. В их образах Есенин показывает глубинную связь всего живого на планете.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманной глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе.

Листья падают, листья падают,

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

Когда молодость поэта заканчивается, живописный пейзаж сменяют картины раннего увядания. Однако, зрелость человека пе­рекликается с приятной осенней порой, а краски не потускнели, они приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой — старостью.

Отговорила роща золотая

Березовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Не жалеют больше ни о ком.

В лирике еще более позднего периода в описании пейзажа присутствует предчувст­вие гибели, стихотворения наполнены грустью по утраченной молодости. Используя мрачные краски, Есенин показывает свою обреченность и усталость.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам:

Кто погиб здесь? Умер?

Уж не я ли сам?

2.2 Картины природы в поэзии А. А. Блока

Блок не идеализирует пейзаж, его привлекают бедные и скучные пейзажи родины. Меланхоличному настроению поэта соответствует тусклая красота России.

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали.

Фольклор тесно связан с природой, даже является некой частью общей картины. Блок часто показывает в своих стихотворениях эту неразрывную связь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Пейзаж в произведениях Блока часто напряженный и вызывает небольшую тревогу. Природа не безмятежна, она в ожидании каких-то событий и явлений, она всегда в центре происходящего. Кроме того, она не безлична, она своеобразная личность.

Блок с удовольствием пользуется олицетворениями, поэтому природа в его поэзии одухотворена. Окружающий его мир — живая загадочная сущность, с которой Блок делится всеми своими секретами и впечатлениями, а взамен получает воодушевление, желание жить и творить.

Сложные образы, создателем которых является А. Блок, необходимы для передачи символической гармонии реального мира природы и внутреннего мира. Именно образ тропы и дороги в пейзаже ранней поэзии Блока раскрывали эту идею. Тема пути реализуются через изображение жизненного пути от рождения к смерти.

Особенное место в душе поэта занимают лесные, полевые и луговые пейзажи, в особенности весной, когда всё насыщается сочными и свежими красками.

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали.

Картины природы связаны с душевными переживаниями автора. Его душевный настрой порой удивительно соответствует пейзажу.

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

В творчестве Блока зимние, снежные пейзажи служат в качестве отражения мощной стихии или страсти и нежности в душе лирического героя.


Не пойму я, что нас манит,

Не поймешь ты, что со мной,

Чей под маской взор туманит

Сумрак вьюги снеговой?

И твои мне светят очи

Наяву или во сне?

Даже в полдне, даже в дне

Разметались космы ночи…

И твоя ли неизбежность

Совлекла меня с пути?

И моя ли страсть и нежность

Хочет вьюгой изойти?

Водные пейзажи зачастую выполняют различные смысловую роль. Река символизирует течение, изменение жизни, а также водораздел жизни: на одном берегу остается старая жизнь, а на другом берегу — новая. В некоторых произведениях встречается образ реки или озера, символизирующий желание ухода в иной мир. Поэту хочется с головой броситься в пучину вод и исчезнуть навечно. Морские пейзажи символизируют чистоту и романтические порывы лирического героя.

Ночь теплая одела острова.

Взошла луна. Весна вернулась.

Печаль светла. Душа моя жива.

И вечная холодная Нева

У ног сурово колыхнулась.

2.3 Городской и деревенский пейзажи А. А. Ахматовой

Образ натуры Ахматовой отличается изысканным орнаментом. Примечательной чертой стихов Ахматова является именно детальный городской пейзаж, на фоне которого разворачиваются все события. Чаще всего это Петербург, с которым связана личная и творческая судьба поэтессы. Город - участник событий.

В последний раз мы встретились тогда

На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода,

И наводненья в городе боялись.

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине – нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость.

Тема природы - одна из любимых Ахматовой. Работа Анны очень похожа на работу Блока. Пейзаж в ее стихах отражает самые разные эмоциональные переживания, которые часто проявляются в деревенской жизни лирических персонажей Ахматовой.

Детали деревенского пейзажа в творчестве Ахматовой символизируют печаль и ностальгию. Такие произведения передают читателю чувство особой привязанности к природе родного края.

Плюсами проекта является подробность и наглядность. Многогранный анализ с привлечением текста позволяет изобразить полную картину в воображении учащихся. Минусами проекта может являться большой объём информации и необходимость концентрации.

Список литературы

1. Феникс. Серебряный век русской поэзии.

2. Stud.Wiki. Поэтический мир Ахматовой - 10.12.2009. Цветовой колорит, пейзаж в поэзии Ахматовой.

3. Школьные сочинения. Художественные особенности лирики Александра Блока.

4. Искусствовед. Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России / Природа в поэзии Александра Блока.

5. Крючков В. П. Русская поэзия XX века. Анна Ахматова. Storecalc. Культура и искусство/Пейзажная живопись ранней Ахматовой - 16.07.2016.

6. Н. Барковская. Поэзия серебряного века. – 1999г.

7. ЯКласс. Своеобразие лирики Б. Пастернака.

8. SuperSoch. Марина Владимировна. Творчество Есенина: Темы, мотивы, особенности стиля – 07.09.2020. Kostyor. Художественные особенности лирики Блока.

9. Пайзиев Б. Х., Половинкина Т. В. Образ природы в лирике Сергея Есенина - 04.12.2019.

Человек в лирике Д. Мережковского и З. Гиппиус. Периодизация и проблематика "Серебряного века". Природа в творчестве поэта-имажиниста С. Есенина и поэта-символиста К. Бальмонта. Особенности преподавания произведений поэтов "Серебряного Века" в школе.

Рубрика Литература
Вид диссертация
Язык русский
Дата добавления 24.05.2018
Размер файла 245,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство высшего и среднего специального образования

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Диссертация

на соискание академической степени магистра

5А 111301 - Русская язык и литература

Цой Юлия Владимировна

Руководитель отдела магистратуры русской

и зарубежной литературы М.Х.Эсанов

к.ф.н., доц. Матенова Ю.У.

Содержание

Глава 1. Природа и человек в творчестве поэтов XIX и XX веков

1.1 Природа в лирике Афанасия Фета

1.2 Природа в лирике А.К. Толстого

1.3 Человек и природа в лирике Д. Мережковского и З. Гиппиус

1.4 Человек и природа в лирике Анны Ахматовой

Выводы по главе 1

2.2 Человек и природа в творчестве поэта-имажиниста С. Есенина

2.3 Человек и природа в творчестве поэта-символиста К. Бальмонта

2.4 Единение природы и человека в творчестве Бориса Пастернака

Выводы по главе 2

3.1 Проблемные вопросы методики преподавания поэтических произведений в средней школе

Выводы по главе 3

Список использованной литературы

Введение

Любая литература богата традициями. Не будь Омара Хайяма, Рудаки, Навои, Хафиза, возможно, не заявили бы о себе столь ярко и талантливо такие замечательные узбекские прозаики и поэты, как: Абдулла Кадыри, Хамид Алимджан, Гафур Гулям, Зульфия, Эркин Вахидов…

Без Пушкина, Лермонтова, Фета, Некрасова, Тютчева, возможно, не было бы Блока, Ахматовой, Есенина, Пастернака…

Объектом нашей магистерской диссертации является поэтическое наследие С. Есенина, К. Бальмонта и Б. Пастернака.

Данная цель определяет следующий круг задач:

1. Представить анализ поэзии Есенина, Бальмонта и Пастернака в концепции заданной темы.

2. Провести соответствующий сравнительный анализ, акцентируя внимание на специфике мировосприятия вышеуказанных поэтов, на индивидуальности их творческого почерка.

3. Провести сравнительный анализ творчества Сергея Есенина, Константина Бальмонта и Бориса Пастернака с творчеством других поэтов XIX - ХХ веков.

4. Показать отношение критиков, литературоведов, писателей к их художественному наследию.

Гипотеза формулируется следующим образом:

Методы исследования. В процессе работы над темой магистерской диссертации были использованы следующие методы исследования: сопоставительный, описательный, системный; была осуществлена попытка комплексного подхода к изучению основной проблемы.

.Методологическая база исследования.

Основополагающим методологическим источником данной магистерской диссертации являются труды Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, посвященные проблемам духовной и культурно-просветительской работы, осмысления стратегических задач в области реформирования образования

Теоретической основой диссертации послужили научные труды таких видных ученых и литературоведов, как: Ю. Прокушев, О. Воронова, В. Чалмаев, А. Марченко, В. Шкловский, Н. Суворин, Л. Соболев и другие.

Положения, выносимые на защиту. В данной магистерской диссертации рассмотрено и доказано на фактическом материале следующее:

- общность взглядов Есенина, Бальмонта и Пастернака в решении ими непреходяще актуальной проблемы единой связи природы и человека.

Апробация: по материалам диссертации изданы следующие статьи:

Глава 1. Природа и человек в творчестве поэтов XIX и XX веков

1.1 Природа в лирике Афанасия Фета

Афанасий Фет - один из самых известных и популярных поэтов XIX века. Одной из основных тем поэзии Фета была красота окружающего мира, картины природы.

В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно-обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни. Образами деревьев изобилует и поэзия Фета.

Заря прощается с землёю,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают,

Лучи и гаснут под конец.

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней

Их тень растёт, растёт, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их лёгкий очерк вознесён!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.5 Фет А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. - М.: 1985 - С.148 (В дальнейшем стихотворный текст будет даваться по этому изданию с указанием страниц)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет,

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, -

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины… Тютчев Ф. Стихотворения. - М.: 1990 - С.209

От родника, бьющего из недр земли, до орла, реющего в небесном просторе, - вот между какими пределами простирается дерево, связуя их своей непрерывно растущей тканью. Солнечный свет, питающий листья, и земные воды, питающий корни, - всё это соединяется во плоти деревьев, рождённых от брака земли и неба.

Дерево соединяет глубину и высоту не только в пространстве, но и во времени, выступая как символ памяти о прошлом и надежды на будущее.

Дерево - образ самой вечности, которая всегда юна и всегда стара.

Дерево выступает перед человеком как образ упорного прорастания, жизнестойкого терпения, которое осиливает все превратности годового цикла: из осеннего увядания и зимней наготы возрождается к новой, цветущей жизни. Отсюда - мотив учения человека у деревьев, нравственный образец которых утверждён законами самого естества:

Учись у них - у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора.

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты.

Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа Фет А. Указ. произведение. - С. 149. .

Жизнь деревьев, по Фету, - это урок молчаливого, стоического претерпевания скорбей и невзгод, которые так же неотменимы в судьбе человека, как осень и зима в судьбе дерева: необходимо достойно перенести страдания и болезнь, чтобы в душе пробился росток обновления.

Конечно, здесь перед нами развёрнутая метафора. Философско-психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб - символ стойкости, крепости, силы. Берёза - символ жизнеспособности, противостояния невзгодам, гибкости, жизнелюбия. Речь в стихотворении, следовательно, идёт о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен. Напомним, что в русском фольклоре это традиционные символы мужчины и женщины.

1.2 Природа в лирике А.К. Толстого

Подобно А. Фету, любовь к природе родного края является одной из основных тем творчества А.К.Толстого. Однако, в отличие от Фета, у него нет целенаправленных зарисовок времен года, или красочных характеристик деревьев, кустов, цветов, птиц, насекомых. В творчестве каждого талантливого художника слова мир природы изображен по-своему - оригинально и неповторимо, и это утверждение-аксиома, не требующее доказательств. Общие связи, безусловно, прослеживаются, но непосредственная разработка материала у каждого поэта своя.

Мы уже говорили о том, какую ассоциативную связь установил Афанасий Фет, сравнивая жизнь человека с жизнью деревьев. Аналогичная параллель прослеживается и в пейзажных зарисовках А. Толстого:

Острою секирой ранена береза,

По коре смолистой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны! Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. (в дальнейшем - ссылки на данное издание с

указанием тома и страницы)

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!

Грядой клубится белою

Над озером туман;

Тоскою добрый молодец

Не довеку белеется

А горе никогда! Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. 72.

Колышется море; волна за волной

Бегут и шумят торопливо…

О друг ты мой бедный, боюся, со мной

Не быть тебе долго счастливой:

Во мне и надежд и отчаяний рой,

Кочующей мысли прибой и отбой,

Приливы любви и отливы! Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. 72.

Возвращенный к жизни могучей силой моря лирический герой А.Толстого иначе осмысливает и себя, и свою любовь. Это человеческое чувство действительно сродни изменчивым волнам, знающим приливы и отливы, но если оно так же глубоко, как море, то оно (при всей кажущейся изменчивости) все-таки постоянно:

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,

Я говорю, что разлюбил тебя.

В отлива час не верь измене моря,

Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,

Мою свободу вновь тебе отдам,

И уж бегут с обратным шумом волны

Издалека к любимым берегам Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. 85..

Дождя отшумевшего капли

Тихонько по листьям текли,

Тихонько шептались деревья,

Кукушка кричала вдали..

Так думал о днях я минувших,

О днях, когда был я добрей;

А в листьях высокого клена

Сидел надо мной соловей,

И пел он так нежно и страстно,

Как будто хотел он сказать:

«Утешься, не сетуй напрасно -

Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого,

Не связать тебя всю во единый сноп!

Уж вы думы мои, думушки,

Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

Одной речью-то вас не высказать… Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. 71.

Деревце мое миндальное

Все цветами убирается,

В сердце думушка печальная

Деревцем цветы обронятся,

И созреет плод непрошеный,

И зеленое наклонится

До земли под горькой ношею Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. 93. ..

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин.

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю Толстой А.К. Собр. соч. в 4 Т. - М.: 1980. - Т.1. - С. 99. ..

1.3 Человек и природа в лирике Д. Мережковского и З. Гиппиус

Бледный месяц на ущербе,

Воздух - звонок, мертв и чист,

И на голой, зябкой вербе

Шелестит увядший лист. Мережковский Д. Собр. Соч. в 4 Т. - Т.4 - М.: 1990 - С.125.

Однако по мере развития лирического действия выясняется, что образные детали в данных строках важны не сами по себе, а лишь в той роли, какую они играют в формировании символического подтекста. Намек на существование запредельного мира сделан в конце повествования, причем, утонченно деликатно, путем сопоставления реального с условным, предполагаемым.

Блещет небо, догорая,

Как волшебная земля,

Как потерянного рая

Недоступные поля. Там же.

Там, где заводь тихая, где молчит река,

Липнут пьявки черные к корню тростника.

В страшный час прозрения, на закате дней,

Вижу пьявок, липнущих к душе моей.

Но душа усталая мертвенно тиха.

Пьявки, пьявки черные жадного греха! Гиппиус З. Сочинения. Стихотворения. Проза. - Л.:1991 - С.83

Над водами, стихнувшими в безмятежности.

Вечера ясного, - все бродит туман:

В последней жестокости есть бездонность нежности

И в Божией правде - Божий обман Там же - С. 67 .

Нить паутинная, упруга и чиста,

Повисла в небесах; и дрожью незаметной

Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;

Она крепка, тонка, прозрачна и проста.

Разрезана небес живая пустота

В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной

Мы ищем тонкости, не веря, что возможно

Величье с простотой в душе соединить.

Но жалко, мертвенно и грубо все, и сложно;

Как известно, для символистов характерны поиски высшего, таинственного смысла (символа) во всех явлениях жизни, даже самых простых. Символическим смыслом наделялась и сама форма стиха, образное слово.

Лампада робкая бледнеет.

Вот первый луч - вот алый меч.

И плачет сердце.

Не умеет огня лампадного сберечь! Там же.

1.4 Человек и природа в лирике Анны Ахматовой

В творческом наследии Анны Ахматовой нет темы природы как таковой, в чистом виде. В то же время нельзя сказать, что она присутствует в ее строках лишь опосредованно, нет, она играет свою и весьма значащую роль в осмыслении душевного состояния лирической героини Ахматовой. Постараемся доказать это, проанализировав несколько стихотворений поэтессы.

Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам.

На рукомойнике моем

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне. Ахматова А. Собр.соч. в 2 Т. - М.: 1986 - Т.1 - С. 112.

Говоря об Ахматовой, о ее любовной лирике, критики не раз замечали, что ее любовные драмы, развертывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. Предполагается, что читатель должен догадаться, что стихотворение очень широко по своему смыслу: его тайная драма, его скрытый сюжет относится ко многим и многим людям. Так и в этом стихотворении. Так ли нам уж важно, что произошло в жизни героини? Ведь самое главное - боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Конкретная расшифровка лишь повредила бы силе стихотворения, так как мгновенно сузила бы, локализовала его сюжет, лишив всеобщности и глубины.

И сердце то уже не отзовется

На голос мой, ликуя и скорбя,

Все кончено… и песнь моя несется

В пустую ночь, где больше нет тебя. Ахматова А. Собр.соч. в 2 Т. - М.: 1986 - Т.1 - С. 67.

Вечерний и наклонный

Передо мною путь.

Вчера еще влюбленный,

А нынче только ветры

Да крики петухов,

У чистых родников. Ахматова А. Собр.соч. в 2 Т. - М.: 1986 - Т.1 - С. 124

природа лирика есенин бальмонт

Выводы по главе 1

Особенностью поэзии Анны Ахматовой в рассматриваемом аспекте является отсутствие стихотворений, непосредственно посвященных описанию природы. В то же время описания природа включены во многие произведения Ахматовой, отражая гармонию с природой даже в самых трагических ситуациях.

Как известно, в молодости А.А. Ахматова принадлежала к акмеизму - литературному течению, признававшему себя наследником символизма и в то же время противостоящему ему в стремлении сблизить поэзию с действительностью. По сути это было стремление вернуться к классическим корням русской поэзии, что А. Ахматова и осуществила в своих прекрасных произведениях.

В связи с вышеизложенным интересным представляется анализ в рамках заявленной темы лирического наследия таких талантливых мастеров слова, как С. Есенин, К. Бальмонт и Б. Пастернак.

Первые годы ХХ в. были отмечены возникновением знаменитых Религиозно-философских собраний, на которых представители русской философии Серебряного века (В.В. Розанов, Д.В. Философов и др.), а также писатели с ярко выраженным религиозно-философским аспектом творчества (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус) беседовали и спорили с представителями Православной Церкви. Таким образом, происходило сближение светской философии и литературы с православным богословием, закладывались основы синтетической философии Серебряного века.

Одновременно русские поэты Серебряного века реставрировали архаические жанры, такие как идиллия, сонет, триолет, секстина, канцона, баллада, терцина, ода, послание. Философы также использовали поэтические жанры для выражения своих мыслей (например, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев). До сих пор среди исследователей не сформировалось единого чёткого мнения относительно точной датировки хронологических рамок данного феномена. Значительная часть учёных отсчитывает начало Серебряного века от 1890-х годов, а некоторые даже от 1880-х. Версии относительно конечной границы Серебряного века значительно разнятся - от 1913 года до середины ХХ века.

2.2 Человек и природа в творчестве поэта-имажиниста С. Есенина

Читайте также: