Сочинение рассуждение на тему доброта 6 класс урок

Обновлено: 02.07.2024

Цель : побуждение учащихся к размышлению о доброте и сбор материала для творческой работы о доброте.

- Формировать знания о понятиях доброта, гуманизм, равнодушие, филантроп ; умение рассуждать на тему доброты с привлечением личного опыта.

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и доброго отношения к детям и взрослым

Формы организации познавательной деятельности :

Основные понятия : Добро, милосердие, терпение, сострадание, филантроп, гуманизм, отчаяние

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Парами берутся за руки и улыбаются друг другу в знак приветствия

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через составление кластера и написание словарной работы

Создание проблемной ситуации.

А теперь давайте попробуем с помощью моих подсказок угадать тему нашего урока. Ребята, какие черты характера вы больше всего цените в человеке?

1.Составление кластера №1

Мудрость Верность доброта - черты характера Нежность

Милосердие любовь справедливость терпимость

А теперь я предложу вам словарный диктант (по ходу сразу же проговариваются орфограммы, затем идёт самопроверка в парах).

Стреми ться делать добро, доброжелательное отношение, готовность помочь, сочувствовать меньшинству, отзывчивый человек, добрая улыбка, оставить добрую память, доброе утро, добрый малый.

-Итак, какое же слово положено в основу словарного диктанта?

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- интерес к изучению предмета

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания (5 имнут)

Составление кластера №2

Земля сердце Нежность ласка

Забота - Добро- тепло

Красота уважение Надежда счастье

Каждый учащийся приводит по одному слову, связанному со словом добро

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре, развития умений находить ответы на проблемные вопросы (15 минут)

1. -. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Где мы можем узнать определение понятий добра? (словарь )

Даётся задание: внимательно прочитать текст, определить стиль и тип текста, подчеркнуть ключевые слова и словосочетания, раскрывающие тему текста (работа в парах).

Вопросы для обсуждения:

- К какому стилю речи относится текст Д.С. Лихачёва?

- Определите тип речи.

-Что есть добро? Приведите примеры из текста.

- Из чего оно слагается?

- Что даёт добро человеку?

-Что же есть добро по тексту Д.С. Лихачёва?

Проверим наши ответы и составим кластер

Составление кластера №3

Большое и глубокое чувство счастье всех людей Школа, село, город вся страна

мудрость - Доброта- желание добра своим близким

Мать, отец, братья, сёстры любовь, дружба

Задача, которую нужно уметь решать

Работа в группах

Обсуждают в группах, делают выводы, составляют кластер со словом Доброта

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

- Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга. Потянитесь к солнцу, возьмите лучик счастья, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и подарим нашу улыбку солнцу. Спасибо, ребята, садитесь.

Первичное закрепление (10 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

.Беседа по вопросам:

- Ребята, встречались ли вам добрые люди?

-В чём выражалась их доброта, какие добрые поступки совершали они?

-А какие вы добрые поступки совершали?

- Ребята, а в настоящее время чего больше: добра или зла?

Знакомство с Доктором Лизой. (Презентация)

Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

Учащиеся знакомятся с личностью доктора Лизы через презентацию.

Записывают определение слов филантроп, гуманизм, отчаяние

Просмотр видеоролика о доброте в нашем современном мире.

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

Первая строка – основное слово (имя существительное). Вторая строка – два определения к нему. Третья строка – три глагола к нему. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к этому слову. Пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно одно слово.

Сказать, передать, донести.

Искреннее добро – цель жизни.

собственной деятельности на уроке

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок развития речи 6 класс Что такое доброта?

Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день! И работать нам не лень.

Словарный диктант Стремиться делать добро, доброжелательное отношение, готовность помочь, сочувствовать, отзывчивый человек, добрая улыбка, оставить добрую память, доброе утро, добрый малый.

Что такое доброта? Подготовка к сочинению-рассуждению Урок доброты

Сочинение-рассуждение : тезис доказательство вывод

Доброта добродушие добросердечность душевность сострадание человечность милосердие благо отзывчивость

Доброта добродушие добросердечность душевность сострадание человечность милосердие благо отзывчивость

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Д.С. Лихачев

Физкульминутка Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга. Потянитесь к солнцу, возьмите лучик счастья, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и подарим нашу улыбку солнцу. Спасибо, ребята, садитесь.

“ Доктор Лиза ” Удивительный человек, достойный того, чтобы рассказать о ее самоотверженной деятельности

Елизавета Петровна Глинка родилась в 1962 году, в 1986 году закончила Московский 2-й Медицинский институт им. Пирогова по специальности врач-реаниматолог.

Объездив весь мир, она осознала, что помогать безнадежно больным, умирающим людям, стало ее духовной потребностью. Получив второе медицинское образование в США, Елизавета Глинка стала еще и специалистом по паллиативной медицине , то есть, врачом, который оказывает помощь неизлечимым больным.

В конце 90-х годов 20 века семья Глинки переехала в Киев, где стараниями Елизаветы Глинки в украинской столице появилась патронажная служба и первые хосписные палаты при хирургическом отделении онкологического центра.

Глинка - член правления созданного в 2006 году российского фонда помощи хосписам "Вера". Она также упоминалась в СМИ как член Американской академии хосписной и паллиативной медицины. Помимо Киева и Москвы, Глинка курировала хосписную работу в других городах - в России, а также в Армении и Сербии.

Известность на всю Россию этой организации принесла акция по сбору средств и гуманитарной помощи для жертв лесных пожаров, бушевавших в 2010 году в разных федеральных округах страны. Зимой 2011 года фонд собрал десятки килограммов гуманитарной помощи для пунктов обогрева. В 2012 году помощь от фонда доктора Лизы шла в пострадавший от наводнения Крымск.

Когда начался конфликт в Донбассе, Елизавета Глинка, конечно же, не осталась в стороне. Фактически с самого начала конфликта на юго-востоке Украины Елизавета Глинка постоянно посещает этот регион с гуманитарными миссиями – передает медикаменты и продукты питания в больницы, а также эвакуирует больных детей.

Всего, с марта 2014 и по начало 2017 года, доктор Лиза побывала в Донбассе 16 раз. За это время было вывезено около 160 детей. Все дети, за исключением одного, выжили. Не погиб ни один вывезенный оттуда ребенок.

В апреле 2016 года дети, проживающие в Доме Милосердия, встретились со знаменитым австралийским писателем и меценатом Ником Вуйчичем.

Ник Вуйчич рассказал о том, что все начинается с мечты и что никогда не надо сдаваться, какие бы трудности не возникали. Он был очень рад успехам ребят и тронут замечательным подарком нашей маленькой Лизы.

Благотворительной деятельности Глинки помогают многие политики, музыканты и другие известные люди.

За свою благотворительную деятельность Глинка неоднократно удостаивалась различных наград. В их числе - орден Дружбы, врученный ей в мае 2012 года президентом Дмитрием Медведевым.

Глинка стала лауреатом журналистской премии имени Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство" (2008), премии радиостанции "Серебряный Дождь" (2010), премии Муз-ТВ в номинации "За вклад в жизнь" (2011). О деятельности Глинки было снято несколько документальных фильмов, один из которых - "Доктор Лиза" Елены Погребижской - в 2009 году был удостоен премии ТЭФИ.

Отмечалось, что несмотря на напряженный график, Глинка много читает, ее любимый писатель - Чехов; из музыки она предпочитает классику и старый джаз. У Елизаветы Глинки и ее мужа трое сыновей, один из них - приемный. Старший сын Глинки - художник.

Страшная авиакатастрофа вблизи города Сочи унесла жизнь этого самого доброго доктора.

Словарь Филантроп – Гуманизм – Отчаяние –

Вторя строка: два определения к нему (имена прилагательные) Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающих отношение к нему Пятая строка: слово, выражающее его суть (синоним к первому) Синквейн: Первая строка: основное слово (имя существительное) Третья строка: три глагола к нему

Предварительный просмотр:

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой…

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости…

Вопросы для обсуждения:

- К какому стилю речи относится текст Д.С. Лихачёва?______________________________

- Определите тип речи. _________________________________________________________

-Что есть добро? Приведите примеры из текста. ___________________________________

- Из чего оно слагается?________________________________________________________

- Что даёт добро человеку?_____________________________________________________

-Что же есть добро по тексту Д.С. Лихачёва?_______________________________________

Рассказ В. Г. Распутина “Уроки французского” был впервые опубликован в 1973г. в иркутской газете “Советская молодежь”. Он посвятил его учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой. Он говорил, что никогда не видел у нее жестокого выражения на лице, которое уже должно было появиться после стольких лет работы.

Вот и в рассказе мы видим такую добрую и отзывчивую учительницу Лидию Михайловну. Это произведение автобиографичное, поскольку автор действительно вынужден был уехать от семьи в город, чтобы ходить там в школу. Как он сам позже напишет: «Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня.”

Герою произведения одиннадцать лет, мать отправила его из деревни, чтобы он продолжил обучение. Она посылала ему небольшие посылки с едой, отрывая последние крохи от себя и от брата с сестрёнкой. Однако мальчик все равно недоедал, и у него даже развилось малокровие. Мальчику пришлось играть с местными ребятами на деньги, чтобы хватало хотя бы на молоко, которое хоть немного поддерживало его здоровье. Однажды его избили за то, что он очень хорошо играл и хотел забрать много денег. Учительница французского, которая все подмечала, увидела это. Женщина искренне пожалела ребенка. Она поняла, что играл он не из-за жадности, а из-за безысходности. Она придумала выход: начала приглашать мальчика домой якобы на уроки французского, а сама невзначай пыталась его накормить. Однако ребенок был очень упрям, он раскусил замысел Лидии Михайловны и наотрез отказался принимать еду. И тут в голову учительницы пришла другая идея: она стала играть с ним на деньги, пыталась поддаваться, чтобы ребенок оставался в выигрыше. Однажды директор школы, который жил в одном доме с учительницей, увидел это. Лидия Михайловну с позором уволили с работы, ей пришлось возвращаться домой на Кубань. Однако никто и не поинтересовался, почему она играла на деньги с ребенком. Никто и не замечал, что он голодал и едва держался на ногах.

Лидия Михайловна, уехав, все равно помнила о мальчишке, она прислала ему посылку с макаронами и яблоками.

Этот рассказ – история о действительно добром человеческом поступке. Учительница готова была пожертвовать работой, лишь бы хоть немного помочь ребенку. И если бы люди, не смотря ни на что стремились всегда делать добро, то в мире стало бы немного светлее.

Пример 2

Какие школьные воспоминания остаются с нами на всю жизнь об учителях? Разные. Мы помним несправедливость излишне строгих учителей или, наоборот, душевное тепло и мудрые решения. Не зря автор начинает свой рассказ рассуждением о том, почему некоторые учителя остаются в нашей душе на всю жизнь, мы мысленно ведём с ними диалоги. Даже стыдно нам бывает перед ними больше, чем перед родителями иногда. Это особенные учителя, которые дают нам главные уроки: человечности и доброты.

Лидия Михайловна стала для главного героя эталоном доброты. Молодая учительница сказочного французского языка смогла увидеть одиночество и постоянный голод в глазах пятиклассника. Разве этого не видели другие взрослые вокруг? Конечно видели. Но только она захотела помочь ребёнку.

Первый урок доброты она преподнесла ему, когда не стала ругать за игру на деньги, а захотела понять, зачем ему это. Директор бы отчитал при всех, а она поговорила по душам.

С французским произношением у деревенского мальчишки было плохо, поэтому он был приглашён на дополнительные уроки домой к учителю. Потом мальчик понял, что это был всего лишь предлог, чтоб попытаться накормить его. Нет, французским они, конечно, занимались, но после урока Лидия Михайловна всегда предлагала поужинать вместе. Робость и хорошее воспитание не позволяли мальчику принять предложение. Учительница казалась ему необыкновенной, не верилось даже, что она ест обычную еду, а не манну небесную. Он убегал.

Казалось бы, женщина сделала все, что смогла. Мальчик отказывается от помощи, что ж поделать? Однако, она не сдалась. А может быть именно его скромность, зажатость, стойкость не позволяли ей остановиться. Она знала, что он голодает, но не жалуется.

Следующим уроком доброты стала анонимная посылка. В ней лежали макароны, сахар и гематоген. Таких продуктов в селе никогда не было, это не от мамы. Лидия Михайловна почти не отпиралась, рассмеялась, что её так быстро раскрыли и сказала, что просто от души хочет помочь.

А дальше и вовсе все перевернулось с ног на голову: учитель хитростью заманили мальчика в игру на деньги. Теперь у голодного ученика всегда был рубль на молоко. Директор воспринял такое поведение как должностное преступление.

Зачем она так рисковала? Просто у настоящей доброты нет границ. Испробовав все способы, она нашла самый действенный. Ей не хотелось с годами превратиться в злую “буку и бяку”, хотелось сделать жизнь хоть одного обездоленного ребёнка легче.

Лидия Михайловна уехала из города, но не забыла о мальчишке. Доброта не измеряется расстоянием. Он снова получил посылку с продуктами, чтобы уже никогда не забыть главные уроки доброты в своей жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление: гуманитарное

Предме т: русский язык

«Русский язык: учебник для 8 класса / Под ред. Е.А. Быстровой в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2014г.

Уровень обучения : базовый

Раздел : Развитие речи

Недельная нагрузка : 3 часа,105 часов в год.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 1час

Тип урока: усвоения нового

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческое задание; работа с текстом; чтение и анализ текста.

Методы: исследовательский, эвристический.

Виды деятельности запись материала, с текстом, ответы на создание собственных высказываний.

Оборудование: компьютер, экран.

Урок направлен на отработку навыков понимания и анализа исходного текста: выявления и формулирования проблемы, умения ее прокомментировать. Работа направлена на отработку умения написания сочинения по исходному тексту на морально-этическую тему.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

русского языка в 9 классе

Цель урока: способствовать формированию навыка написания сочинения - рассуждения

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

-Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок. Наш урок я хотела бы начать с эпиграфа, помещенного на слайде, давайте прочтём его и запишем в тетрадях, к нему мы будем обращать в течение урока.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек

Приветствуют учителя, записывают число в рабочих листах, читают эпиграф и записывают его.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

--Что имел в виду Диоген, говоря о том, что ищет он настоящего человека?

-Я попрошу вас посмотреть видеоролик

-Какими качествами обладают герои фильма?

- Итак, можно ли героя назвать настоящим человеком?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть человеком с большой буквы?( доброта, человечность, милосердие, сострадание).

-Скажите пожалуйста, в каких видах заданий по русскому языку мы можем встретить рассуждение о доброте, милосердии, сострадании? (работа с текстом, изложение, сочинение).

- Какие виды сочинений вам известны? ( сочинение по картине-сочинение-описание, сочинение, рассказывающие о каких-то событиях, сочинение- повествование, сочинения, раскрывающие смысл высказывания, тезиса- сочинение-рассуждение).

-Что мы должны знать для успешного написания сочинения-рассуждения? (внимательное прочтение текста, структуру сочинения)

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы

Вспоминают ранее изученное. обобщают

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

3. Постановка целей урока, определение темы урока

Запишем тему урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «…..

-Какова цель нашей работы? (подготовиться писать сочинение, вспомнить структуру сочинения, поработать с тестом, определить его тему, основную мысль)

Определяют тему урока, ставят цели на предстоящий урок

Регулятивные

Познавательные

(умение формулировать проблему, аргументировать собственную точку)

4.Работа по теме урока

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание.

Работа по тексту

На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

- Кто является главным героем текста? Что узнали о них?

-Почему волновался учитель?

-Какие слова служат подтверждением этому?

- Как повели себя ребята? Найдите подтверждение в тексте

-Так о каких же качествах детей идёт речь в этом тексте?

-Мы ответили на вопрос, что такое доброта, нашли пример доброты в тексте. А теперь давайте вспомним структуру сочинения- рассуждения?( тезис, аргумент №1, аргумент №2, вывод).

Подбор материала к сочинению:

1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис

Это ответ на вопрос: что это такое?

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта-э то душевное качество человека , которое выражается в нежном , заботливом отношении к другим людям , в стремлении сделать что - то хорошее , помочь им.

2. Перечисление синонимов.

-Какие синонимы к слову доброта можно подобрать? (добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие)

- Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. ( Доброта обязательно должна быть действенной, должна проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Добрый человек, всегда бескорыстно поможет окружающим и вовремя придёт на помощь.

-Попробуйте написать вступление.

- 2-й абзац. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:

Именно таким человеком является герои текста

- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героях, вспомним вопросы анализа: кто они, их поступки?

- Напишите первый аргумент

- 3-й абзац. Аргумент №2

-Чтобы наше сочинение получилось краше, выразительнее, интереснее 2 аргумент мы должны взять из жизненного опыта. Но так как у нас не очень богатый жизненный опыт, можно брать аргументы из книг, газетных статей, просмотренных фильмов или телепередач.

- А с примерами проявления доброты часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Подтверждением тому, что добрых людей, к счастью, много, являются события, связанные с….

Чтобы доказать необходимость доброты в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …)

- Попробуйте написать 2 аргумент.

- Приступаем к написанию вывода

4-й абзац. Заключение. Вывод.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

- Попробуйте написать вывод. Таким образом, доброта – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный фрагмент урока разработан с целью подготовки учащихся к написанию сочинения 9.3 на экзамене в 9 классе.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

2. Беседа по просмотренному фрагменту

Ребята, мы посмотрели фрагмент м/ф по сказке В. Катаева.

- Как называется сказка?

-Кому посвящен отрывок?

- Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь?

- А что такое доброта? Можем ли мы сейчас дать определение этому понятию?

Отвечают на вопросы

3. Определение темы урока

Давайте определим, что мы должны сделать на уроке.

Ответить на вопрос: что такое доброта?

Сегодня вы создадите книгу.

-Театр начинается с вешалки. А с чего начинается книга?

Итак, приступаем к ее созданию.

Отвечают на вопрос.

Обложку оформили. Начинаем заполнять ее содержание.

Я тоже размышляла над этим вопросом и рада, что наши мнения совпали. (РОМАШКА)

Дети называют ассоциации и записывают на первую страницу книги.

6. Пословицы и поговорки

- Чем же оно такое особенное?

Народное представление нашло отражение в УНТ.

- Какая пословица тебе близка? Дай ее толкование.

Отвечают на вопрос (вечная ценность)

Кирилл раздает подборку пословиц и поговорок.

Дает объяснение пословице.

7. Художественное значение

И сегодня доброта (добро) актуальны как никогда. Многие писатели поднимают эту проблему в своих произведениях.

- Какие произведения о доброте вы читали?

Дети называют авторов и произведения о доброте.

8. Работа с текстом

Одним из таких произведений является текст Владимира Железникова, который вы прочитали дома и поработали с ним.

- Понравился вам текст?

- Определите его тему.

- Что (кто) объединяет мальчиков?

- Что происходит в жизни собаки и ее хозяина?

Отвечают на вопросы.

Определяют тему текста (о ком? – о Юре, Валерке, собаке Янке); (о чем? – о доброте)

Отношение к Янке и ее хозяину.

Они в безвыходной ситуации: не с кем гулять днем с собакой, поэтому она воет каждый день.

Дома вы подчеркнули в тексте слова и выражения, характеризующие мальчиков. Внесите свои наблюдения в таблицу.

Проанализируйте записи и сделайте вывод, опираясь на примеры из текста, кому из мальчиков свойственна доброта.

Сравнивают героев и их поступки, делают вывод о том, Валерке свойственна доброта.

9. Синонимы, антонимы + РОМАШКА КАЧЕСТВ

Ребята, сравнивая мальчиков и делая вывод о том, кто из них добрый, а кто нет, какую лексику мы использовали?

-Дополните список-характеристику героев текста выбрав нужное (1-в. – синонимы; 2-в. – антонимы)

РОМАШКА КАЧЕСТВ – Катя

Синонимы и антонимы.

Выделяют нужное маркером.

Доделывают ромашку качеств.

Ребята, что у нас получилось?

-Почему не использовали антонимы?

- Почему мы взяли этот цветок в качестве символа доброты?

-На что он похож?

Похож на солнце, к теплу, свету которого тянется все живое.

10. Итог - определение

Подходит к концу наш урок. В начале урока мы поставили перед собой цель ответить на вопрос: что такое доброта?

Можем ли мы дать определение этому понятию? (Ответив на вопросы и используя незаконченные предложения дайте определение).

Правы ли мы? Давайте прочитаем словарные статьи.

Читают статьи, делают вывод .

- Как вы думаете, каких людей больше: добрых или недобрых?

-Какую роль играет доброта в жизни человека?

- Легко ли быть добрым?

Рассуждают по поставленным вопросам.

13. Заключительное слово учителя

Нельзя прожить без красоты, Без света и тепла.

Нельзя прожить без доброты – Она сильнее зла.

За минутою минуты убегают навсегда,

Но на свете отчего-то, Но на свете почему-то

Существует доброта, Торжествует доброта!

Текст для анализа

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой (. ) коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему-однокласснику в гости.

(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой.

– (4)Не обращай внимания! – махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. – (5)Собака у соседа!

– (6)Почему же она воет?

– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак.

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей.

(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело. (24)Янка с чужими. не особенно любезна. (25)А к тебе – вон как! (26)Заходи.

– (27)Я на минутку, по делу. (28)Человек сразу стал серьёзным.

– (29)По делу? (30)Слушаю.

– (31)Собака ваша. Яна. (32)Воет целыми днями. (33)Человек погрустнел.

– (34)Так. (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?

– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

– (43)Я прихожу из школы в два часа. (44)Я бы мог гулять с ней после школы!

(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.

(47)Пришло время удивляться Валерке.

– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

– (49)Ох, извини, пожалуйста, – мужчина протянул руку. – (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.

– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются. – бурчал себе под нос инженер Молчанов.

(По В. Железникову)*

Читайте также: