Преимущества транзита через казахстан сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В связи со сложившейся ситуацией с закрытием воздушных пространств, большая часть транзитных полетов из Европы в страны Юго-Восточной Азии, Индии и Персидского залива теперь выполняется через коридоры южной части Европы.

При этом часть потока воздушного движения перенаправлена с Черноморского региона на территорию Республики Казахстан. За последние сутки через воздушное пространство страны выполнено 257 ранее не планировавшихся рейсов.

Следует отметить, что пропускная способность аэронавигационной системы республики позволяет принять дополнительный объем воздушного движения без каких-либо ограничений.

Также предусмотрен ряд специальных мер по организации воздушного движения: открытие дополнительных секторов, усиление дежурных смен и взаимодействия гражданско-военной координации, предоставление спрямленных и альтернативных маршрутов, упрощение выдачи разрешений на использование воздушного пространства для судов, выполняющих посадки на аэродромах РК и т.д.

Финансовые потери от введения санкций в отношении РФ в сфере аэронавигационного обслуживания не прогнозируются. Увеличение количества рейсов из Европы в Китай и Юго-Восточную Азию по южному маршруту предполагает дополнительный доход Республики Казахстан в размере $1,5 млн в месяц.

Павел Соколов

- Объём транзитных перевозок по итогам 9 месяцев 2019 года составил 12,2 млн тонн. При этом объём контейнерных перевозок достиг 467,5 тыс. ДФЭ, что на 31% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы не останавливаемся на этом и готовы реализовать самые амбициозные задачи, которые ставим перед собой по обеспечению дальнейшего роста транзитного грузопотока, – сообщил Павел Соколов.

Сейчас ҚТЖ развивает такие транзитные транспортные маршруты, как Cеверный, Южный и Центральный коридоры Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ), ТРАСЕКА, Север - Юг, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

- Наши специалисты по организации движения провели моделирование, при котором было установлено, что инфраструктура ҚТЖ загружена не более чем на 50%. При этом надо понимать, что отдельные маршруты имеют загрузку свыше 80%, а другие - гораздо меньше. Данный фактор учитывается при формировании транзитной политики, – рассказал г-н Соколов.

На маршрут, связывающий Китай и страны Азии, приходится 44% контейнерных перевозок, 5% идёт по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, Южному коридору ТАЖМ и прочим направлениям. Лидирует среди популярных направлений маршрут КНР – Европа – КНР, доля которого по итогам 9 месяцев текущего года составила 51%.

- Казахстан за счёт своего удобного географического расположения имеет большое количество транспортных возможностей и граничит с лидером мировой торговли - Китаем. В этой связи клиентам в зависимости от их потребностей и их возможностей Казахстан предлагает различные варианты доставок грузов через свою территорию. В такой работе задействовано много международных транспортно-логистических игроков, как минимум несколько железнодорожных администраций, и именно в этом уникальность казахстанского транзита, – пояснил г-н Соколов.

Для привлечения транзитных грузопотоков через Казахстан в ҚТЖ проводится огромная работа.

- В частности, реализуются ряд стратегически важных инфраструктурных проектов. Особое внимание уделяется модернизации инфраструктуры, реализуется гибкая тарифная политика, принимаются меры по увеличению скорости движения контейнерных поездов, формированию длинносоставных поездов. В приоритете также создание регулярного грузового судоходства на Каспийском море, – поделился Павел Соколов.

По его словам, в сфере грузовых перевозок внедряются современные информационные системы, позволяющие перейти и к безбумажной технологии перевозки, и к созданию личных кабинетов клиентов дочерних организаций ҚТЖ. Так, автоматизированная система управления договорной и коммерческой работой (АСУ ДКР) позволила осуществлять производственные процессы более оперативно, прозрачно и эффективно.

- Цифры, конечно, немаленькие и, что самое главное, существует огромное количество внешних факторов, которые на них влияют. Тут необходимо отметить политику Китая в части выделения субсидий для этих перевозок, развитие экономики Узбекистана и другие факторы на международной арене, – отметил он.

В заключение Павел Соколов отметил, что уровень технологий, доступных на всех транспортных маршрутах ҚТЖ, позволяет выдерживать скорость движения контейнерных поездов не менее 700 км в сутки, а по отдельным направлениям - не менее 1000 км в сутки. При этом скорость постоянно повышается.

- Поэтому мы призываем всех участников внешнеторговой деятельности приходить к нам, нашим партнёрам и использовать железнодорожный транспорт для доставки своих грузов, – сказал г-н Соколов.

Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно курсирует около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98%) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию Казахстана. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по территории Казахстана намного короче морского пути. Главное конкурентное преимущество Казахстана – более короткое, при прочих равных условиях, время доставки грузов. Это обстоятельство позволяет прогнозировать неизбежный рост грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан (рис. 3.). Через территорию Казахстана проходят три основных транзитных направления:

1. Европа – Китай (с участием России);

2. Европа – Китай (через страны Организации экономического сотрудничества, ОЭС);

3. Россия – Центральная Азия.

http://www.loginfo.ru/arhiv/include/2008/log03_08/2-7.jpg

Рис. 3. Прогноз роста грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан.[3]

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые демонстрируют рост ВВП, в среднем, на уровне 5-7% в год, а внешней торговли – 9-14%, уже приходится 60% глобального мирового производства и 40% мировой торговли. Доходы транспортных компаний Казахстана от транзита грузов составляют около 500 млн. долл. США, то есть лишь один процент общего рынка транзитных перевозок между Европой и Азией.

2. Транспортные коридоры на территории Казахстана

http://www.loginfo.ru/arhiv/include/2008/log03_08/2-11.jpg

Рис. 5. Динамика контейнерного грузопотока через переход Достык – Алашанькоу [4].

Планируется открытие второго международного пограничного железнодорожного перехода и строительство железнодорожной линии Хоргос – Сарыозек, которая является продолжением строящейся Китаем железнодорожной линии Цзинхэ – Хоргос. Это будет способствовать дальнейшему росту транзитных перевозок из Китая и обеспечит быстрые темпы развития зоны свободной торговли на пограничном пункте перехода Хоргос. Получит дальнейшее развитие и уже существующая сеть международных автомобильных транспортных коридоров.

Раздел: Транспорт
Количество знаков с пробелами: 26531
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 2

Особенности транзита власти в Казахстане

Пожалуй, все сошлись в диагнозе, что транзит власти в Казахстане на момент обострения кризиса был не окончен. Однако это не объясняет столь острого столкновения старой и новой элиты на ровном фоне публичной политической повестки. Предполагалось, что ставка на Токаева, сделанная весной 2019 года, постепенно убедит окружение первого президента Казахстана не предпринимать активных действий по ломке консенсуса, сложившегося вокруг фигуры нового главы государства.

Произошедшие изменения казахстанского политического поля носят вполне революционный характер. В крайне сжатый срок, чуть больше месяца, Токаеву удалось обновить кабинет министров: 16 министерств поменяли главу ведомства. Произошла смена состава в силовом блоке. Назначен новый министр обороны. В Комитете национальной безопасности (КНБ) были уволены председатель и четыре заместителя, причем трое, включая экс-руководителя КНБ Карима Масимова, арестованы.

Отсутствие институтов и дефицит времени

Опыт Казахстана, кстати важный для последующего транзита стран СНГ показал, что полностью снять конфликт перехода патримониальной власти может только полный уход первого президента (национального лидера) с политической сцены.

Во-первых, это позволяет преемнику полноценно и свободно решать кадровые вопросы. Во-вторых, не будет дезориентировать бюрократию и финансово-промышленные группы, в том, какие кабинеты власти играют первостепенную роль, а какие вторичны.

В-третьих, только в этом случае преемник получает возможность проводить собственные преобразования, менять конструкцию и стратегию в соответствии с потребностями текущего момента, не оглядываясь – как бы не обидеть отца-основателя, или не задеть интересы кого-то из его окружения.

Назарбаев не приватизировал власть, он ее создал и в определенной степени подарил себя этой системе. В результате комплекса причин возникает сращивание персоны политика и должности главы системы. Выйти из этой конструкции живым в прямом и переносном смысле – практически невозможно. Грубо говоря, необходимо держать конструкцию в руках до конца. Однако Назарбаеву это удалось, и это его несомненная заслуга.

Патерналистские системы власти в государствах СНГ весьма родственны, если не сказать однотипны, разница только в нюансах личности первых президентов и масштабе социально-политических систем.

Генезис систем высшего управления наших стран очень близок по ключевым характеристикам. Достаточно поставить три вопроса относительно правления первых президентов:

– Какова роль семьи?;

– Какова роль друзей?

– Какова роль патримониальной бюрократии в создании машины госуправления?

Ответы на эти вопросы, относительно времени правления Назарбаева, Ельцина, Лукашенко, то есть первого десятилетия становления наших стран, будут весьма близкие по сути. Многое из этих реалий транслировалось в последующие десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня.

Надо понимать, что это не уникальная ситуация или какое-то временное отклонение от условной нормы западной демократии. Это такой уникальный путь. Он неизбежен для постсоветского государства, которое входило в самостоятельное плавание оголённым по многим структурам функционирования власти. Пожалуй, главное, чего были лишены системы постсоветской власти – так это привычного на тот момент контура командно-административной системы. Отсутствие КПСС и ее управленческой иерархии уже не позволяло так же принимать более-менее консенсусные решения.

Ввиду этого, строительство нового контура власти и систем управления, с позиции первого лица, могло осуществиться только через семью, через друзей, других лично доверенных, на которых можно уверенно положиться при дефиците времени и отсутствии традиции институтов.

Постепенно, значение правовой процедуры и влияние структур исполнительной власти (регламента управления) становится в СНГ все более значимым. Отсюда необходимость вносить коррективы в основной закон, продлевая временные лимиты правления нацлидеров первой и второй волны до момента готовности их преемника и его кадрового резерва.

Здесь возникает вторая проблема транзита – кадровая. Опору новому президенту-преемнику должна составить новая бюрократия, молодая в поколенческом и более подготовленная в образовательном смысле слова. Однако глубина такого резерва в большинстве стран СНГ не слишком значительна.

Можно вспомнить ситуацию с парламентскими выборами ноября 2005 года в Азербайджане, когда группа министров, сохранившая позиции в новом кабинете Ильхама Алиева, накануне выборов попыталась сыграть свою собственную политическую игру, поддерживая протесты.

Причем протестную волну пытались использовать и внешние оппозиционеры. В Азербайджане это был Расул Гулиев, крупный функционер первой половины 1990-х, спикер Милли Меджлиса, попытавшийся вернуться в Баку из США с целью возглавить протесты. Очень похоже, как на волне январской конъюнктуры о себе неожиданно заявил Мухтар Аблязов. Хотя и одного, и другого политика к моменту кризисов в их странах почти списали из активной повестки.

Заметим, что несмотря на успешное преодоление кризиса 2005 года в Азербайджане, сменить кадровый состав азербайджанского правительства в экономическом и силовом блоке Ильхаму Алиеву удалось лишь в период 2015-2019 годов. Причина – отсутствие подготовленного кадрового резерва, а также сила влияния предыдущего поколения властной элиты. Поэтому, то, что удалось сделать Токаеву, по данному признаку можно оценивать только с положительной стороны.

Альтернатива президентским вертикалям власти – состязательная демократия, показала частичные преимущества в небольших государствах (до 10 млн населения, с небольшим объемом резервов и размером подушевого ВВП).

В свою очередь, Токаев сделал необходимые шаги, чтобы сохранить преемственность и органичность своей власти тому позитивному наследию, которое ему досталось. При этом, Токаев подчеркнуто нетождественнен и дистанцирован от эпохи Назарбаева. Он чувствует запрос на социализацию госполитики, обращение в сторону малого и среднего бизнеса.

Роль России

Россия и Казахстан – хребты евразийской интеграции. Важнейшие вехи, которые с 2022 года будут проходить обе страны, будут направлены на усиление общего потенциала.

Отметим два совместных проекта:

· переход к цифровой валюте, который позволит напрямую привязать счета граждан и компаний к системам центробанков и максимально упростить транзакции;

· совместная с KAZ Minerals эксплуатация крупнейшего в мире Баимского горнорудного месторождения на Чукотке (оценочно 23 млн.тонн меди, 2 тыс тонн золота). К 2027 году планируется построить две обогатительные фабрики по 35 миллионов тонн в год переработки каждая – крупнейший в мире проект.

Учитывая быстрые изменения технологических и геополитических ландшафтов, Москве нужен современный, сильный и надёжный партнёр, с прогнозируемой политикой.

Актуальность этого запроса на командную игру проявляется как раз в тот момент, когда Москва начинает вести серьезную игру с евро-атлантическим и китайским миром за свое место в глобальной расстановке сил текущего столетия.

Поэтому кризис казахстанского транзита, не мог интерпретироваться в Москве иначе как вызов. Окончательная диспозиция показывает, что Москва получила серьезного сторонника интеграции в лице Токаева. Казахстанская госмашина снова, как и в середине 2000-х годов, выйдет в лидеры.

Читайте также: