Структура сообщения в общении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изучение сути общения – одного из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Источники коммуникативной компетентности. Средства общения: вербальные, невербальные, речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2013
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие общение

2. Структура общения

3. Средства общения

Список используемой литературы

1. Понятие общение

Общение - одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Наш век характеризуется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок.

В большой степени эта беспомощность характерна и для выпускников-сирот из школ-интернатов, где крайне важно создание структурных подразделений, которые должны максимально эффективно помочь и поддержать выпускников-сирот в их постинтернатной жизни.

Или проблема коммуникаций и адаптации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики или Афганистана.

Своего рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными - это говорит о наличии коммуникативных проблем.

Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.

Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

Функции и специфика общения

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации.

2. Структура общения

общение вербальный коммуникативный звуковой

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки.

Б) Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

3. Средства общения

Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:

В) К невербальной стороне общения относится:

- внешние проявления человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения кинессики. Это мимика - движение мышц лица; жестикуляция - жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика - моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

- Тексика - прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

- Проксемика - специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1. интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении.

2. Личная или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Мимика - движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговоров.

Лоб, брови, рот, глаза, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система более или менее отчетливо воспринимается человеком, придает общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас означает согласие, то у болгар - отрицание.

Список используемой литературы

1. Э. Цветков. Тайные причины человеческой психики. Санкт-Петербург. 1997 г.

2. М.К. Тутушкина. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Санкт-Петербург. 1999 г.

3. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. Минск. 1997 г.

4. Экспресс-справочник для студентов по психологии. Ростов-на-Дону. 1999 г.

Подобные документы

Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

реферат [29,7 K], добавлен 08.02.2011

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Коммуникативная компетентность, тактики, виды общения. Социально-психологический тренинг, вербальные и невербальные средства общения, оценка коммуникабельности.

курсовая работа [191,2 K], добавлен 11.12.2010

Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

презентация [995,1 K], добавлен 28.10.2014

Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.

контрольная работа [38,4 K], добавлен 21.12.2007

Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

  • коммуникативная сторона отвечает за обмен информацией между людьми;
  • интерактивная сторона отвечает за организацию взаимодействия между людьми, например, необходимо повлиять на настроение человека;
  • перцептивная сторона отвечает за включение процесса восприятия и взаимопонимания друг друга.

Общение выполняет ряд функций:

  1. Личностную.
  2. Коммуникативную.
  3. Инструментальную.
  4. Экспрессивную.
  5. Психотерапевтическую.
  6. Интегративную.
  7. Социализирующую.
  8. Самовыражения.

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

  1. Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
    • доверие;
    • негромкий голос;
    • такесика.

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

  1. Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
  2. Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
  3. Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Структура общения в психологии: из каких сторон состоит

Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.

Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:

  1. Коммуникативная. В основе лежит информационный обмен между людьми, главные средства коммуникативного процесса — вербальное и невербальное общение.
  2. Интерактивная. Состоит в организации взаимодействия между субъектами общения: например, партнерство или конкуренция, доминирование или подчинение.
  3. Перцептивная. Описывает процесс взаимовосприятия, изучения, оценивания партнерами друг друга, а также установления взаимопонимания между ними, по сути, формирование образа собеседника в сознании человека.

Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативная сторона

Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:

  • чувства;
  • рассуждения;
  • идеи;
  • мнения;
  • установки и т.д.

Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.

Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:

При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:

  1. Информация не только переходит от одной стороны к другой, но и обрабатывается на предмет осмысления, оценки значимости. Так налаживается общая деятельность участников общения.
  2. При информационном обмене общающиеся психологически влияют друг на друга с целью воздействия на поведение. Успех коммуникации зависит от уровня этого влияния.
  3. Даже если обе стороны общения используют одну и ту же систему кодирования и декодирования, смысл передаваемой информации люди воспринимают по разному. Это происходит из-за отличий социальной или профессиональной принадлежности общающихся, разницы в возрасте и т.д.
  4. Во время общения возможно возникновение коммуникативных барьеров, вызванных разницей в мировоззрении двух сторон, их психологическими качествами (к примеру, замкнутостью или чрезмерной развязностью).

Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:

Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:

Для коммуникатора возможны разные позиции:

  1. Открытая — коммуникатор открыто признает свою точку зрения, наводит данные для ее подтверждения.
  2. Отстраненная — коммуникатор придерживается нейтральной позиции, сопоставляет разносторонние точки зрения, одна из которых импонирует ему, но не признана открыто.
  3. Закрытая — коммуникатор недоговаривает о собственном мнении, иногда специально скрывает его.

Передача информации происходит в таких направлениях:

  • сверху вниз (формулирование заданий, инструктаж);
  • снизу вверх (донесение);
  • в горизонтальном направлении (согласование действий, рассуждения).

Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:

  1. Авторитарный — коммуникатор выдает информацию, реципиент воспринимает ее и считается пассивным участником коммуникации.
  2. Диалогический — равноправное коммуницирование, получатель информации рассматривается как активный участник общения, который способный формировать и озвучивать собственную точку зрения.

Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.

Барьеры классифицируются по ряду признаков.

Барьеры понимания:

  1. Логический барьер — возникает при преобладании несходных типов мышления у общающихся.
  2. Стилистический барьер — проявляется в обстоятельствах, когда форма подачи информации не соответствует ее смыслу.
  3. Семантический (смысловой) барьер — образовывается при расхождении лингвистического компонента и смысловой нагрузки, а также при различном речевом поведении представителей разных культур (проблематика жаргонов, сленгов).
  4. Фонетический барьер — преграды, которые появляются из-за особенностей речи говорящего, то есть дикции, интонации или логических ударений (общение людей, говорящих на различных языках или диалектах).

Социально-психологические барьеры:

  • социальный;
  • политический;
  • религиозный;
  • профессиональный и т.д.

Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.

Вербальная и невербальная коммуникация

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:

  • коммуникативная (обмен информацией);
  • конструктивная (построение мыслей);
  • апеллятивная (воздействие на реципиента);
  • эмотивная (эмоциональный отзыв на происходящее);
  • фактическая (произнесение обеими сторонами ритуальных формул);
  • метаязыковая (функция трактовки с целью проверки использования сторонами общения одного и того же кода).

Вербальная коммуникация делится на два вида:

Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.

Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:

  1. Формализованный — следует строгой регламентации (собрания, переговоры).
  2. Полуформализованный — первоначальная регламентация отсутствует, но конкретные правила соблюдаются (официальные приемы).
  3. Неформализованный — правила также присутствуют, но ситуативные и направленные не на внешнюю, а на внутреннюю сторону разговора (повседневные беседы).

Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:

  1. Нерефлексивное — наименьшее вмешательство в речь коммуникатора с целью ее максимального восприятия.
  2. Рефлексивное — активная обратная связь с говорящим.

Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:

  1. Кинестетика — вид невербального общения, в основе которого лежит восприятие общей моторики частей организма. К нему относятся жестикуляция, мимика и пантомимика.
  2. Паралингвистика — восприятие голоса (тембр, диапазон, тональность).
  3. Экстралингвистика — определение темпа речи, а также речевых дополнений (смех, кашля, пауз и т.д.)
  4. Проксемика — пространственное и временное построение коммуникативного процесса.

Психологи выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (0 — 0,5 м.);
  • межличностная (0,5 — 1,2 м.);
  • официально-деловая или социальная (1,2 — 3,7 м.);
  • публичная (более 3,7 м.)

Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.

Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.

Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.

В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:

  • принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
  • оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
  • уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.

Главные признаки совместной деятельности:

  • наличие общей мотивации;
  • единая цель;
  • слаженность действий;
  • личная деятельность и ее согласование;
  • руководство индивидуальными действиями;
  • единство действий в пространстве и времени;
  • итог общей работы.

В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:

  1. Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
  2. Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
  3. Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.

Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:

  1. Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
  2. Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.

Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:

  1. Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
  2. Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
  3. Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.

Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.

Возможные формы организации совместной деятельности:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
  2. Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.

Ключевые стратегии во взаимодействии:

  1. Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
  2. Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
  3. Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
  4. Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
  5. Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.

Люди воздействуют друг на друга различными способами:

  1. Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
  2. Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
  3. Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
  4. Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.

Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

  • постижение себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

  1. Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
  2. Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
  3. Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
  4. На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
  5. Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

  1. Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
  2. Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
  3. Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
  4. Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

  1. Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
  2. Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
  3. Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
  4. Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
  5. Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
  6. Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.

Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.

Общение понимается как деятельность – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие, понимание другого человека и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров и выполняет определенные функции:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Выделяют следующие функции общения: 1) информационно-коммуникативную (передача, прием информации); 2) аффективно-коммуникативную (обмен эмоциями); 3) регуляционно-коммуникативную (влияние на поведение другого).

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.

Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио– и видеотехники).

6) Также выделяют законченное и незаконченное общение; кратковременное и долговременное; вербальное и невербальное и др.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента.

Структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

(Коммуникативная сторона) (Интерактивная) (Перцептивная)
Рис. 7.1. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

7.2. Общение как процесс коммуникации: передача информации и средства общения

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров (социальных или психологических). В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно, выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Главное назначение вербальной коммуникации – установление, поддержание, развитие осмысленного информационного контакта.

Виды вербальной коммуникации :

  • Письменная: определенность источника; постоянство информации; возможность адекватного донесения.
  • Устная: возможно невербальное подкрепление; можно отредактировать и уточнить. Информация может быть предметной (в зависимости от предмета) и модальной (показывает является ли то, о чем говорится существенным, желательным, необходимым, возможным).

Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации, т.е. их функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Виды невербальных средств общения :

1. Визуальные средства общения – это:

  • кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение глаз;
  • выражение лица (мимика);
  • поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;
  • кожные реакции (покраснение, появление пота);
  • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения – это:

  • паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
  • такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека и др.

Семантический коммуникативный барьер.

Семантический барьер связан со значением, смыслом слов. Возникновение такого барьера неизбежно, так как человек запоминает полученную информацию не дословно, а пытается сначала осмыслить ее, опираясь на свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и т.д.

Люди отличаются друг от друга опытом, кругозором, словарным запасом, мировоззрением, жизненными ценностями, потребностями. Многие слова имеют несколько значений, поэтому в зависимости от контекста одно слово может иметь разные смыслы.

Семантический барьер может возникать по разным причинам: ограниченный словарный запас у одного из партнеров и богатый - у другого, несовпадение у собеседников лингвистического словаря (тезаурусов) из-за социальных, культурных, психологических, национальных, религиозных и других различий между людьми. Поскольку каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, индивидуальную способность к саморазвитию, свой круг общения и пр., постольку он имеет и неповторимый тезаурус. Когда собеседник понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который приводит к неэффективным коммуникациям.

Однако отсюда вовсе не следует, что взаимопонимание невозможно. В этом случае необходима обратная связь, позволяющая с помощью вопросов уточнить сказанное, достичь адекватного восприятия информации.

Логический коммуникативный барьер .

Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Ход рассуждений одного собеседника непонятен другому, либо кажется ему неверным.

Основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому при логическом барьере:

    • неточность высказывания, витиеватость мысли;
    • несовершенство перекодирования мыслей в слова;
    • наличие логического противоречия в высказывании;
    • наличие смысловых разрывов и скачков мысли;
    • неуместное использование профессиональных терминов;
    • неверное истолкование намерений собеседника;
    • чрезмерное использование иностранных слов;
    • неполное информирование партнера;
    • быстрый темп изложения информации;
    • игнорирование различных каналов восприятия;
    • неадекватный язык тела, не совпадающий со словами.

    Стилистический коммуникативный барьер.

    Стилистический барьер возникает, когда форма речевого высказывания не соответствует содержанию общения.

    Стилистика отвечает за выразительность средств языка. Слишком вольное обращение с ней приводит к возникновению специфических стилистических барьеров. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой

    Фонетический коммуникативный барьер.

    Фонетический коммуникативный барьер возникает, когда собеседники разговаривают на разных языках, диалектах, а также при существенных дефектах речи и дикции, при косноязычии, речи с большим количеством слов-паразитов.

    Фонетический коммуникативный барьер возникает и тогда, когда говорящий резко повышает голос. Специалистами в области общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чувствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. В результате (в качестве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание заблокировано.

    Возможно вам это будет интересно:

    Психология общения

    Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в.

    Перцептивная сторона общения

    Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на .

    Приемы преодоления барьеров в общении

    Проблемы межкультурного диалога в деловой коммуникации

    Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения.

    Классификация коммуникативных барьеров

    Группа барьеров

    Виды барьеров

    Барьеры непонимания.

    Связаны с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации)

    Семантические. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия, рисунки, жесты, мимику, пантомимику.

    Языковые барьеры Языковые барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

    Фонетические. Фонетический барьер – препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).

    Логические. Логический барьер – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл. Таким образом, смысл всегда индивидуально-специфичен. Он рождается в сознании говорящего, но не всегда понятен собеседнику.

    Личностные барьеры.

    Связаны с психологической несовместимостью собеседников и с негативными установками, создающими помехи общению

    Барьеры индивидуальных различий. Индивидуальные различия в характере, темпераменте, эмоциональных состояниях могут стать существенной помехой на пути адекватной передачи информации. Например, меланхолику, обладающему повышенной тревожностью, трудно общаться с импульсивным и склонным к агрессии холериком.

    Идеологические. Идеологический барьер – барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов, мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок.

    Барьеры предвзятости. Барьер предвзятости заключается в том, что человек без видимых весомых причин начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку, что существенно затрудняет коммуникацию. Обычно это связано с негативным восприятием внешнего облика или манеры поведения собеседника.

    Барьеры отрицательной установки. Барьер отрицательной установки возникает вследствие полученной заранее негативной установки по отношению к партнеру по общению. В данном случае человек, вступая в коммуникацию, проявляет закрытость, настороженность, ждет негативных проявлений со стороны партнера, в каждой фразе собеседника ищет негативный завуалированный смысл.

    Барьеры ожидания непонимания.·Барьер ожидания непонимания – в данном случае человек перед предстоящей коммуникацией волнуется, правильно ли его поймет партнер и считает, что понимание невозможно по ряду причин; начинает прогнозировать последствия, предвосхищать неприятные ощущения.

    Барьеры недостаточного понимания важности общения. Барьер недостаточного понимания важности общения – возникает, когда собеседники по-разному оценивают степень значимости контакта: один стремится к эффективному взаимодействию, другой пытается уклониться от беседы, избавиться от партнера, не давать ответы на вопросы. Это вызывает у первого напряженность, недоверие, обиду.

    Культурные барьеры.

    Коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

    Национальные (этнические). Национальный барьер возникает между представителями двух различных культур и проявляется, например, в пунктуальности, точности начала совещаний, дистанции между общающимися, манерах держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах. Так, при деловых контактах с японцами нельзя держать руки в карманах.

    Религиозные. Религиозный барьер – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.

    Эстетические. Эстетический барьер проявляется в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую организационной культуры.

    Организационные барьеры.

    Коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления

    Барьеры излишней централизации. Излишняя централизация в системе управления, что приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений.

    Барьеры излишней дифференциации. Излишняя дифференциация подразделений, в результате чего их сотрудники замыкаются на решении проблем собственного подразделения, и обмен информацией между ними ограничивается.

    Барьеры неопределенностей обязанностей и прав. Неопределенность обязанностей и прав приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными.

    Барьеры нежелания делиться информацией. · Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят ее с тем, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение и затрудняет коммуникации.

    Социальные барьеры.

    Коммуникативные помехи, возникающие из-за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей.

    Когнитивные. Когнитивный барьер возникает из-за разности знаний о предмете общения; различного уровня профессиональной компетентности; барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия.

    Статусные. Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).

    Профессиональные. Профессиональный барьер может возникнуть между представителями разных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях этот барьер проявляется как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач.

    Барьеры образования. Барьер образования – это барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающий из-за разности социального опыта партнеров; из-за различия уровней образования.

    Физические барьеры.

    Объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

    Пространственные. Пространственный барьер возникает в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, затрудняющих информационные потоки; неэффективного расстояния между людьми во время общения; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора).

    Временны́е. Временной барьер обусловлен дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации.

    Технические. Технический барьер вызван временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помехи во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего.

    Психологические барьеры в общении

    +

    Психологические барьеры в общении

    Психологические барьеры в общении связаны с психологической несовместимостью собеседников и с негативными установками, создающими помехи общению.

    Искажения возникают из-за разного уровня компетентности собеседников, которые, в свою очередь, могут создавать совершенно иной уровень компетентности в сфере деятельности (например, статус профессора и рядового учителя). В результате у людей формируются разные ценности, потребности и отношения, что может привести к неумышленному искажению получаемой информации. Несоответствие кодирования и расшифровки является распространенным барьером эффективного общения.

    Трудовые, профессиональные социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять позитивные функции. Он вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы.

    Давление времени.
    Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

    Барьер установки.
    Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам. При наличии неприязни со стороны собеседника, следует отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

    Барьер психологической защиты.
    Выстраиваемая психологическая защита — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или агрессивный, взвинченный, напряженный собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли. Осознав, что барьер в общении с неудобным партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком исчезнут.

    Барьер темперамента.
    У каждого человека свой темперамент, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их темперамент не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.
    Сангвиник – уравновешенный, подвижный, преобладает хорошее настроение. Быстро сходится с людьми, жизнерадостный, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразной рутинной работы. У сангвиника быстро возникают чувства радости или горя, привязанности или враждебности, но эти чувства неглубоки.
    Флегматик – медлительный, уравновешенный. Как правило, всегда доводит начатое дело до конца. Выдержанный, спокойный, хладнокровный, его трудно вывести из себя. Устойчивые интересы и стремления. У флегматиков есть способность к работе, требующей длительного сосредоточения, усидчивости.
    Холерик – человек порывистый, импульсивный, быстрый, подвижный, возбудимый. У него быстрая, громкая речь, выразительная мимика, резкие движения. Холерик склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резкой смене настроения. В общении с другими людьми холерики резки, часто провоцируют конфликтные ситуации.
    Меланхолик – его эмоции чувства отличаются большой глубиной, силой и длительностью. Чувствительный и ранимый. Тяжело переживает обиды и огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Меланхолики избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. Им свойственна глубина и постоянство, тонкость восприятия.

    Сплетни – это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании заведомо неверных, неточных и измышленных сведений.

    Слух – один из видов распространения информации.

    Слухи – это неизбежный процесс, так как информация, которой делятся люди друг с другом претерпевает сильные искажения в процессе передачи. Это происходит помимо воли участников диалога и связано с особенностями памяти: при однократном прослушивании информации мы запоминаем 10-20% от всего объема, остальное теряем. Когда мы пересказываем собеседнику интересные сведения, нам хочется рассказать все как было, но 80% информации потеряно, причем мы об это не подозреваем. Рассказывая подробности той или иной истории, мы домысливаем детали, фантазируем исходя из наших представлений, о том, как оно могло быть на само деле. Мы искренне верим в то, что говорим. Опасность слухов в том, что информация, содержащаяся в них, кардинально отличается от того, что было на самом деле, а отношения, дружба, хорошее знакомство могут рухнуть раз и навсегда.

    Используемая литература.

    Упражнения на коммуникацию.

    В этом материале даны описания упражнений, направленных на развитие навыков коммуникаций.

    Читайте также: