Судьба крепостных крестьян сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова "Тихий Дон". Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.

Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке "тихом Доне", который то "чистехонек", то "мутен" бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.

Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.

"Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу". Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.

Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.

Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти "по мукам".

Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе. В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.

"Взрослая" жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. "Автономист" Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: "Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти".

Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный "до донышка", он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: "Взводный в хромовых сапогах, а "Ванек" в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает". Григорий делает неутешительные выводы: "уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже".

Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: "Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем". Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но "когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе".

Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание "перевоевать" и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: "Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!" Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: "Сеять надо, а не воевать". Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло.

На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.

Григорий прошел "по мукам", прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни.

­В поэме "Мертвые души" Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть.

Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как "мертвые души". Но позади "мертвых душ" выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России.

Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа — мертвой.


Пример сочинения 1

“Идейным стержнем” поэмы И.В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор упоминает людей “низкого класса”. Хотя среди образов крепостных крестьян и не выделяются столь яркие характеры, зато их разнообразие раскрывает всю картину крепостной России. Изображение тяжелой жизни крестьянства, показ его трудолюбия, талантливости, меткости речи и его невежества и темноты – все эти качества помогают автору раскрыть разные стороны простого народа.

На первой же странице поэмы Гоголь рисует нам такую картину: два мужика, явно не обремененные никакими делами, стоя у дверей кабака, внимательно осмотрели и оценили состояние колеса на бричке Чичикова и не без знания дела решили, что оно доедет лишь до Москвы. Этим он хотел показать безразличие этих мужиков к делам, которые их не касаются.

Во второй главе автор знакомит нас с Петрушкой и Селифаном – слугами Чичикова. Петрушке свойственны три характеристические черты: страсть к чтению, спать не раздеваясь и носить с собой повсюду особенный запах: “достаточно ему было пристроить где-нибудь свою кровать да притащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате уже лет десять жили люди”. Селифан же был несколько другим человеком, хотя и малообразованным. Два этих персонажа олицетворяют собой невежество народа, его темноту. Но в то же время даже в таких людях есть народная смекалка: “Русский человек в решительные минуты найдется, что делать, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения”.

Совсем темная и забитая дворовая девчонка Коробочки – Пелагея, которая “не может отличить, где лево, а где право”. Она ходит “с босыми ногами и в платье из домашней крашенины”, что говорит о бедности крестьян того времени.

О том, что среди крепостных были мастеровые, мы узнаем из слов помещика Собакевича: “…у меня, что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь крепкий мужик”. А далее он о каждом рассказывает отдельно: каретник Михеев, плотник Степан Пробка, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников, торговец Еремей Сорокоплехин – все они были искусными мастерами своего дела. О трудолюбии крестьян Собакевича говорит и описание их домов: “Деревенские избы мужиков тоже были срублены на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует”.

Автор восхищается меткостью речи русского народа: “Выражается сильно российский народ. но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”.

Нужно сказать, что в поэме уделено внимание и народному бунту, о чем написано в “Повести о капитане Копейкине”.

Также Гоголь не забывает про такое качество русского народа, как широта натуры. О нем он повествует в лирическом отступлении о птице-тройке. Описание современной Гоголю России нельзя представить без крепостничества, поэтому судьба народа занимает одно из главных мест в поэме. Автор любит простых крестьян – соль земли русской.

Пример сочинения 2

В поэме "Мертвые души" Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть. Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как "мертвые души". Но позади "мертвых душ" выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа — мертвой.

Почему же мысль о русском народе наполняет душу писателя радостью, почему язвительная, гневная сатира уступает место высокой патетике? Наверное, потому, что писатель видел в темном и забитом русском народе необъятные силы, огромные потенциальные возможности. Значит, основная мысль поэмы — в стремительном беге России вперед, в движении к счастливому будущему русского народа. Несмотря на господство в эпоху Гоголя "мертвых душ" над живыми, он видит неудержимое движение России к лучшему.

Кто же движет ее? На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как "мертвую душу". Но этот русский богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами. Эта умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и работать.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям и сам горько издевается над своей судьбой. Запоминается в поэме образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Но писатель видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево". Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для размышлений. Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению" крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.

Невежество, темнота, пьянство, забитость — это те черты русского народа, которые сформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Значит, самодержавно-крепостнический строй России не только тормозил экономическое развитие страны, но и преступно губил душу русского народа. В поэме слышится протест крестьянства против своих мучителей и угнетателей — помещиков и чиновников. Например, он выражается в бунте крестьян сельца Вшивая Спесь и сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина. Тот же протест звучит и в народном слове, в метких пословицах и поговорках. Например, когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о Плюшкине, тот наградил этого барина убийственно точным прозвищем "заплатанной". Гоголь пишет: "Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света". Писатель убежден, что ни у какого народа нет такого замашистого и бойкого меткого слова. Величественные, бескрайние просторы России и горькая судьба ее народа наводят на мысль о возможности и необходимости коренных перемен в стране, так как "удалая, полная силы национальность" несовместима с нищенским положением, отупляющей неволей, господством "мертвых душ".

Пример сочинения 3

Поэма построена так, что автор следует за своим героем по всем бескрайним просторам Руси, стирая границы и расстояния. Чичиков в своем путешествии руководствуется жаждой наживы, Гоголь же находится в поиске “живых” душ. В это понятие автор вкладывает не биологическое понимание жизни человека, а живость души, ее подвижность. Поэтому и получается, что все помещики, с виду живые, оказываются у писателя душами мертвыми, не способными к возрождению.

Живые души можно найти только среди простого народа.
Нельзя сказать, что Гоголь идеализирует народ. На протяжении всего произведения появляются комические образы мужиков, спорящих о “колесе” и “Заманиловке”. Мы смеемся над глупыми и бестолковыми дядей Митяем и дядей Миняем. Нас веселит слуга Чичикова Петрушка, который очень любит читать, но ничего не понимает из прочитанного: “Ему нравилось не то, о чем читал он, но… процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит”.

Вечно пьяный кучер Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево. У Манилова крестьяне крайне распущены. Они любят выпить, могут с легкостью обмануть своего барина.

Все это не лучшая часть русского народа. Гоголю горько видеть такую картину, но он не закрывает глаза на людские недостатки.
Ведь не все так безнадежно. Есть в поэме народные образы, вызывающие восхищение. В основном, это образы умерших крестьян, оставивших после себя живую память. Таковы, например, крестьяне Собакевича.

Каретник Михеев “ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, – прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!” Степан Пробка, по словам своего барина, был настоящим богатырем: “Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!” Кирпичник Милушкин “мог поставить печь в каком угодно доме”. Сапожник Максим Телятников “что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного”.

Еремей Сорокоплыхин “одного оброку приносил по пятисот рублей”. Восхищает мастерство, трудолюбие, находчивость русского народа.
Любая работа кажется по плечу простому русскому человеку. Мне кажется, дело в том, что настоящая, живая душа все делает с песней. Именно в песне она выражает свою радость, боль, переживания, восторг, страдания. Это мы можем увидеть благодаря образу бурлаков.

Во время отдыха они умеют веселиться от души: “хороводы, песни, кипит вся площадь”. Но, когда настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и “дружно, как прежде гуляли и бесились”, примутся “за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
Автор восхищается бескрайними просторами Родины и отмечает: “Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?” Видимо благодаря этим просторам в русском человеке невозможно убить тягу к свободе. Это мы видим на примере образа Абакума Фырова. О нем автор говорит так: ” ты брат, что? где, в каких местах шатаешься? Занесло ли тебя на Волгу и влюбил ты вольную жизнь, приставши к бурлакам?”
Автор замечает с сожалением, что русского человека легко обмануть. Об этом нам говорит “Повесть о капитане Копейкине”. Капитан Копейкин отважно сражался во время войны 1812 года.

Он, как и многие простые солдаты, буквально на своих плечах вынес эту победу. На войне у Копейкина отняли руку и ногу, он остался инвалидом. Семья не имела достаточных средств, чтобы прокормить его, и герой был вынужден поехать в Петербург и просить у влиятельного генерала “монаршей милости”. Капитан остался без средств к существованию, но ответ от генерала так и не приходил к нему.

В итоге, герой войны был выгнан из приемной этого влиятельного лица. Копейкин пропал. Но позже поползли слухи о том, что в рязанских лесах орудует банда разбойников, а предводитель их – сам капитан Копейкин.
Этой вставной повестью Гоголь хочет подчеркнуть, что терпение простого народа, вечно обманутого властью, небезгранично. Они дотерпят до самой крайней точки, но затем последует страшный взрыв, бунт, кровопролитие. Сам автор, конечно, отвергает путь многих беглых крестьян и путь капитана Копейкина – путь насилия, вражды, грабежа.

Он поддерживает идею проведения реформ, постепенных изменений к лучшему.
Так к чему же придет русский народ? Что ждет его впереди? Мысли Гоголя по этому поводу достаточно оптимистичны. Образ “птицы-тройки” в конце первого тома произведения является символом стихийности русской жизни.

Автор надеется на пробуждение национального духа, он верит, что его народ ждет великое будущее. И судьба всей Руси в руках простых людей, близких к земле, сильных духом, крепких, талантливых, находчивых.

Все — крепостные?

Но в 1762 г. одним росчерком пера дворян от этой повинности освобождают. А крестьянин ждёт ещё почти 100 лет. Ждёт и надеется на милость государя…

Александр II в своём кабинете.


Реформы и проблемы. Почему Александр II не хотел быть царём? Подробнее

История крепостного права в России

Но в 1497 годубыло введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.

В 1649 году Соборное уложение о, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Без Манифеста

Могло такое случиться? Могло. Перед глазами помещичьих крестьян был живой пример. Предыдущий император, Николай I, даровал государственным крестьянам широчайшие права самоуправления и фактически уравнял их с городскими жителями. Более того — проявил реальную, почти отеческую заботу к нуждающимся. Мужикам было безвозмездно роздано более 5,5 млн десятин земли, около 3 млн десятин лесных угодий, а также построено 6 тыс. кирпичных заводов и около 100 тыс. кирпичных домов. Все эти реформы вводились с 1840-х гг. Помещичьи крепостные, видя такой рост благосостояния своих собратьев, надеялись, что царь-батюшка не оставит и их.

В некоторых деревнях эта надежда была настолько сильна, что крестьянские сходы после прочтения Манифеста были уверены — теперь им даны и воля, и земля. И на полном серьёзе выносили приговор о предоставлении бывшему помещику его усадьбы в пожизненное владение — в благодарность за доброту, проявленную во время крепостного права.



Холопы и закупы. Насколько хорошо вы знаете категории крестьян? Подробнее

Долг на 100 лет вперёд

Тут начинается любопытная арифметика. Настоящая рыночная стоимость земли, которую должны были выкупить крестьяне, составляла 544 млн руб. Государственная комиссия оценивает её в 897 млн руб. Почему? Да просто так — после консультации с наиболее крупными помещиками-землевладельцами.

Нашему современнику, тянущему ипотеку под вдвое больший процент, такие условия могут показаться сносными. Но есть один момент. По данным статистики 1860-х гг., среднедушевой крестьянский доход с одной десятины земли равнялся 163,1 копейки. А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки. Получалось, что мужик работал не просто задаром, но ещё и в минус. При таких условиях, согласно подсчётам тогдашних экономистов, окончательный выкуп земли откладывался до 1932 г. А в некоторых случаях даже до 1955 г.

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

Похожие статьи:

Уничтоженное доверие

Разумеется, столь глубокими познаниями в математике крестьяне похвалиться не могли. Но отлично понимали, что свобода без земли не стоит и ломаного гроша, что их обманули — нагло и жестоко. Оставался один вопрос — кто именно? Жадные чиновники или… Да нет, царь не мог так поступить!

Александр II.


Тень Петра Великого. Почему Александр II так и не стал своим для народа Подробнее

Главным обманщиком действительно оказался царь, лично это подтвердивший. Так был фактически уничтожен основной ресурс высшей власти — доверие народа.

Крепостное право

­Крепостное право

Сегодня трудно поверить, что когда-то существовали такие места, где с публичных торгов продавали крестьян. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая целые семьи. Причиной этого повального зла Радищев считал систему крепостничества и самодержавия. Мы видим, что у самого рассказчика тоже есть слуга — Петрушка, но он к нему относится совершенно по-другому. С каждой новой главой перед читателями развертываются разнообразные сцены, типичные для народного произвола.

см. также: Краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев Характеристика героя Путешественник, Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев Краткая биография Александра Радищева

Герои произведения крепостные и помещики, ужасные события, ломающие судьбу влюбленных, происходят в частном театре графа. Мир искусства, к которому они принадлежат, таким образом, выступает дополнительным контрастом бесчеловечной системе рабства.

В противоположность этого их хозяин граф Каменский характеризуется не только как исключительно злой человек и деспот, и в мелочах контролирующий жизнь своих крепостных, но подчеркивается, что он обладает некрасивой внешностью. Его брат, вообще, выглядит еще хуже. Он производит впечатление гротескного персонажа. В самом деле, даже по нравам того времени, несмотря на мало чем ограниченную власть помещика над крепостными, особенно дворовыми, угрожать убийством для того, чтобы быть хорошо постриженным стал бы далеко не каждый.

Аркадий бежит со своей любимой, чтобы не дать графу сделать ее своей наложницей, но их ловят. Неудача с побегом, как и конец жизни парикмахера, подчеркивают несправедливое устройство жизни.

Будучи отданным хозяином в солдаты и заслужив чин офицера, хочет выкупить Любовь Онисимовну, но убит с целью ограбления. Личные достоинства, в частности храбрость, которую на протяжении рассказа проявляет Аркадий, не могут изменить его судьбы.

Подобное впечатление подтверждается судьбой Любови Онисимовны, посланной на скотный двор и медленно губящей себя выпивкой. Талант актрисы, как и смелость парикмахера, не помогли им не только вырваться из под власти барина, но даже как-то устроиться в их крепостном состоянии.

Сочинение 2

Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа в рассказе от лица маленького мальчика, передающего поведанное ему старой нянькой.

События рассказа переносят читателя во времена крепостного права в усадьбу графа Каменского, в крепостном театре которого играет Любовь Онисимовна, а готовит актеров к спектаклям крепостной цирюльник Аркадий, являющийся по состоянию души истинным художником, создающим из обычных дворовых актеров гениальные образы в виде божественных великолепных натур.

Между молодыми людьми вспыхивает страстное взаимное чувство, однако счастью влюбленных не суждено сбыться, поскольку граф является деспотичным, жестоким помещиком, наслаждающийся унижением собственных крепостных, жаждущим ласк юных невольниц. Парикмахер спасает любимую женщину от судьбы графской невольницы, сбежав вместе с Любовью из усадьбы в надежде тайного венчания. Сбежавших влюбленных настигает погоня, вернувшая их хозяину, который отправляет парикмахера в наказание на воинскую службу, а Люба оказывается невольной любовницей графа.

Аркадий достигает на службе определенных успехов, получив высокий чин и заработав немалые деньги, которые бывший парикмахер надеется потратить на выкуп своей возлюбленной. Однако на пути в графское поместье Аркадия убивает случайный знакомый, служащий городским дворником, решивший завладеть легкими деньгами, а Любовь, узнав новость о гибели суженого, пристращается к спиртному.

Описывая историю простых русских людей, мечтающих об обычном семейном счастье, писатель раскрывает на примере их судеб страдальческую судьбу своего народа, вынужденного терпеть жизненные лишения и тяготы, а порой и терять любимых и близких людей.

Образы героев произведения представляются автором путем эмоционального изображения, достигающего своей вершины в момент гибели главного персонажа, умершего несправедливой, невинной смертью, так и не постигшего истинного наслаждения от встречи с любимой женщиной.

На примере любви Аркадия и Любови писатель демонстрирует образец верности, преданности человека истинным чувствам, готовности на самопожертвование, беспристрастно и открыто изображая социальное неравенство царской России.

Конспект урока по литературе план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Тема: ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА «ТУПЕЙНЫЙ

— помочь учащимся уяснить идейно-художественную ценность рассказа;

— учить анализировать самостоятельно прочитанное произведение;

— продолжить формирование культуры чувств учащихся.

I. Вступительное слово учителя.

преданиях Орловской старины, хотя для писателя это была не такая уж старина. Под

заголовком рассказа посвящение: «Светлой памяти благословенного дня 19-го февраля

Посвятим и мы свой урок светлой памяти благословенной даты. А эпиграфом к уроку

возьмем слова М. Горького: «Лесков понимал, как никто другой до него, что человек имеет

Почему 19 февраля такой памятный день? Что же это за время, к которому обратился

II. Формирование новых понятий.

Учитель. Краткая историческая справка о крепостном праве.

Ученик читает определение.

Учитель. О судьбах талантливых крепостных людей нам известны абсолютно достоверные

— судьба крепостной актрисы Параши Жемчуговой, хотя и вышедшей замуж по любви за

графа Шереметьева, но отвергнутой обществом, оставшейся в глазах аристократов «наглой

— судьба крепостного поэта и художника Т. Г. Шевченко, выкупленного из рабства и

страдающего всю жизнь из-за своего таланта;

— известно также, что русские писатели XIX века не обошли молчанием эту тему (открыть

доску с портретами: А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, А. И. Герцена, Н. С.

Учитель. Всех имен мы не назовем, не успеем. Вспомним лишь некоторых.

(читает подготовленный ученик):

Здесь тягостный ярем

До гроба все влекут,

Надежд и склонностей

В душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

О положении крепостных писали и Тургенев, и Некрасов, и Салтыков-Щедрин…

выражению Лермонтова, невозможно быть счастливым посреди всеобщего несчастья. Н. С.

Лесков подхватил, продолжил и развил эту традиционную для русской литературы тему.

III. Формирование умений и навыков.

Учитель. Послушайте эту фразу:

Докажите правоту моих слов.

(Подсказка: Как построен рассказ?)

(Первые 3 главы — пролог от имени повествователя, которыЬ вспоминает свои

отроческие годы. Повествование в последних 3 главах ведется также от лица автора.

Центральная же часть произведения представляет собой историю, поведанную Любо-

вью Онисимовпой, героиней рассказа. В художественное обрамление, как в рамку,

заключен портрет минувшей эпохи.)

Учитель. Что дает такой прием автору?

(Достоверность рассказа от первого лица — излюбленный прием Лескова.)

Учитель. Где происходит действие? Что представляет собой театр? Посмотрим, что говорит

о нем Любовь Онисимовна? (Конец 3 главы.)

Учитель. А что еще страшней? Каково положение крепостных актеров? (Глава 4 (конец), 11

Учитель. Камариновые серьги — это какие?

Прекрасный подарок с зелено-голубым аквамарином, сейчас любая из девушек, наверное,

порадовалась бы такому вниманию. Почему же Любовь Онисимовна говорит, что это было

это то самое утешение, та ласка, о которой говорит Горький? (Эпиграф.)

Учитель. Да неужели же это правда? Неужели в самом

деле люди подвергались таким унижениям и пыткам? Кто может подтвердить

достоверность описанного? Не авторский ли это прием?

(Воспоминания современников, можно зачитать.)

Учитель. Исключительно одаренные люди, находясь на положении рабов, холопов, не

имели права на любовь, свободу, известность. Они содержались взаперти, словно

преступники, им постоянно угрожали запороть или отдать в солдаты, что и происходит с

героем рассказа. Кто же хозяева этого театра?

(Портреты братьев Каменских, главы 4, 6, договор.)

Учитель. Вот перед нами портреты крепостников. Только гениальность художника могла

(Второе: в этом есть еще и что-то нечистоплотное.)

Учитель. Главный герой — тупейный художник (что значит тупейный) — кто это? Расскажите

(Работа с этимологическим словарем.)

Учитель. Не менее печальна участь главной героини, непревзойденной крепостной актрисы.

Что стало с прекрасной, нежной, чистой любовью?

Учитель. На мой взгляд (вы можете не согласиться), эта непобедимая и чистая любовь не

уступает по силе любви Ромео и Джульетты. Она также бессмертна, но прошла такие

испытания, которые и не снились ни Ромео, ни Джульетте. Вы согласны со мной?

(Предательство священника — только это уже само по себе многого стоит.)

Учитель. Кто в этом рассказе выражает идею автора? Как? Что стало с Любовью

слово? Как вы его понимаете?

— В качестве домашнего задания я просила выписать в тетрадь непонятные слова и

попробовать дать им объяснение. Что узнали из примечаний?

— Попытаемся определить литературное направление, стиль, в котором написан рассказ.

Проверим по памятке, все ли мы поняли в этом рассказе, не осталось ли чего-то

Учитель. Ну вот и все, закончилась печальная история. Что скажете о ней? О Лескове?

Посмотрите на эпиграф урока. Может быть, он вам что-то подскажет?

— Кто в рассказе — нелюди? А сам автор? Зачитайте последний абзац рассказа. Сколько

нежности, сострадания в отношении к своей няне! Так можно говорить о ребенке с чистой,

безгрешной, праведной душой.

— Постелька! Одно это слово доказывает бесконечное преклонение и любовь. В своем

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте, помяните

Добрым, тихим словом.

Сегодня мы вспомнили о талантливых людях России добрыми, тихими словами. Спасибо

План анализа образа литературного героя

1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения. 2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи. 3. Роль прошлого героя для понимания его характера. 4. Авторские приемы создания образа:

1)смысл имени и фамилии героя;
2)смысловая роль его первого появления в произведении;
3)портрет; чьими глазами он дается;
4)пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5)интерьер; вещи, характеризующие героя;
6)речь героя; особенности внутренних монологов;
7)поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
8)
художественные детали, характерные для образа героя;
9)герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

Читайте также: