Мой стиль речи сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь человека обусловлена его уровнем начитанности, образования и ситуативностью использования, чуткостью.

В русском языке пять стилей. Наиболее сложными лингвисты считают художественный и публицистический стили речи, ведь в них много дополнительных образов и совсем нет шаблонности, напротив, сложность или синтаксическая, или лексическая.

Письменная речь еще более сложна в данных стилях, потому что каждое слово должно быть образно выдержано, а мысли подчинены аргументам и единой идее произведения, текста.

Художественный стиль (по-другому книжный) – это стиль литературы и театра. Художественный стиль применяется в книгах и выступлениях, его особенностями являются выразительные средства, которые придают образность, метафоричность, дают игру и многоплановость. Здесь есть вымысел и разновременные рамки. Первое, что человек дает о себе знать с помощью своей речи, – стилистическая чуткость. Это значит, он говорит так, как следует в данной обстановке. Естественно, художественный стиль в устной речи приемлем для пафосных мероприятий или творческих вечеров. По мнению педагогов и психологов, чтение художественной речи лучше всего развеивает речь и мышление, потому что в этом стиле более всего сложных синтаксических конструкций и образов.

Точность, логичность, уместность, правильная дикция, правильное литературное произношение слов родного языка, выразительность, разнообразная интонация – все эти компоненты речи должны быть задействованы в полном объеме для того, чтобы художественный стили речи была богатой и выразительной.

Публицистический стиль, напротив, имеет вкрапления, как официальной речи, так и художественной, по форме приближен к разговорному стилю.

В настоящий момент в языке публицистики активно используются различные виды выразительных средств, все это делается для акцентуации внимания и игре слов.

Используя средства художественности выразительности или сниженную бытовую речь, или официальные термины, журналисты привлекают слушателя. Выразительные средства дают эффект интеллектуальности и экспрессивности.

Эффект манипуляции дает игра слов, стилистические фигуры могут быть использованы как приемы воздействия на аудиторию

Публицистика также отлична еще социальной проблематикой, темами актуальными и злободневными. На страницах прессы, Интернета и на телевидении заголовки играют ключевою роль в восприятии читателем информации, поэтому чаще всего можно встретить художественные средства в названиях статей или начале текста.

СМИ активно в свою очередь влияет на массовую культуру и язык, приобщая к новыми выражениям, заимствованиям или профессионализмам в речи.

Язык публицистики интересен тем, что он полемичен, в нем сочетаются различные элементы других стилей, этот стиль очень подвижен, эти он и сложен для начинающих журналистов и публицистов. Лексика наиболее проста, но имеет множество замен и синонимов, тогда, как в художественной речи слово сложно заменить синонимом.

Синтаксическая структура публицистики приближена к разговорному стилю и отчасти к официальному, поэтому уровень синтаксических конструкций наиболее прост, чем в книжном стиле.

В современном публицистическом стиле активно используются обращения, которые берутся из разных стилей: делового, художественного или разговорного.

Например, в современном русском языке есть множество обращений к незнакомым людям, к людям, с которыми ты дружишь, учишься или работаешь. Какими бы не были обращения, они всегда должны быть образованы в единых требованиях речевого этикета. Я решила провести эксперимент и записать обращения в различных ситуациях в обществе.

Итак, каждый человек волен сам выбирать средства изобразительности, используя художественный или публицистический стиль, но необходимо эти средства соотносить с проблематикой и жанром. Ведь в данных стилях большое многообразие жанров.

В процессе развития и становления языковой системы происходит отбор и группирование средств речи согласно сферам и целям их применения. Так формируются стили речи. Примеры, которые предлагаем изучить, помогут составить четкое представление о том, чем художественный стиль отличается от официально-делового, а разговорный от научного.

Публицистический стиль: примеры текста

Стили речи — это исторически сложившаяся парадигма использования определенных речевых средств. Отбираются они просто: в этом процессе важную роль играет цель и сфера их применения. Поэтому их и называют функциональные стили речи, то есть языковые средства применяются для решения конкретных коммуникационных задач, часто — в четко очерченном круге собеседников.

Каждый стиль речи отличается спецификой использования. Например, разговорный стиль в основном имеет устную форму, поэтому речевые средства характеризуются спонтанностью отбора, используются неполные предложения или эмоционально окрашенные, сленговые слова, диалектизмы, восклицания и т. д.

Подобные явления чужды строгому научному и официально-деловому стилям. Здесь приоритет отдан однозначным словам, терминам, сложным или усложненным различными оборотами предложениям, штампам.

Примеры помогут составить четкое представление об особенностях этого стиля:

Законопроектом предусматривается изменение сроков начала уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования (далее — Фонд), и, соответственно, перенос сроков начала функционирования всех процессов системы обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС).

Функционально-смысловые типы речи

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи. Однако функциональный стиль речи – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке. В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Стили и функционально-смысловые типы речи

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  1. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  1. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  1. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в‑третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  1. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

Напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Научный стиль речи: примеры из книг

Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен для научных работ (диссертаций, докладов, монографий и учебников), а вот для научно-популярных текстов допустимо использование художественных описаний.

Сравните два примера:

В аспекте изучения социальной организации древних обществ и связанной с ней престижной экономикой украшения приобретают значение индикатора процесса межобщинного обмена. Типолого-морфологическая и технологическая эволюция украшений, наряду с другими источниками, позволяют решать проблемы происхождения древних обществ и культурных взаимосвязей. Украшения являются неотъемлемой частью атрибутики погребального обряда, поэтому наличие и сочетание в инвентаре набора определенных изделий может рассматриваться в качестве характеристики мировоззренческих представлений.

В аспекте исторических реконструкций материалы украшений составляют приоритетный источниковый фонд для изучения древнего специализированного производства. Исследования в этом направлении связаны, прежде всего, с изучением металлургических и металлообрабатывающих очагов, техники и способов изготовления предметов из металла. Это особая область исследования, которая в настоящее время не получила должного исследования и является самостоятельной темой.

В Ликфрите (Северный Стаффордшир, Англия) обнаружили четыре торквеса – шейных гривны. Украшения датируются временем от 400 до 250 гг. до н.э., что делает их самыми древними золотыми предметами раннего железного века, когда-либо найденными в Великобритании. Находка интересна не самим фактом своей древности, а тем, что совсем не типична для своего времени. Для людей бронзового века золотые украшения не были чем-то необычным, а вот с освоением железа они (украшения, а не люди) почему-то исчезают. Почему это случилось, точно неизвестно. Возможно, дело в том, что прервались торговые связи с местами, откуда поступало золото. Если раньше жители Британии импортировали олово и медь, необходимые для выплавки бронзы, то с переходом к чёрной металлургии необходимость импорта отпала (железо на островах есть своё). Когда торговля сырьём для бронзы угасла, могла прекратиться и другая торговля с континентом. Кроме того, мог сыграть роль и социальный фактор: люди стали больше внимания уделять сохранению своих сообществ, а не собственному статусу (почему, не очень понятно).

Научный стиль — это стиль учебников и научных статей, которые изучают в школах, университетах, колледжах. Им пользуются научные сотрудники, исследователи. Важнейший индикатор научного стиля — это терминология, а также строгость и четкость изложения.

Стандартные конструкции и типизированные формы

Формы этикета также обязывают. Ведь если речь неподготовлена и менее официальна, это не означает, что она груба и исключительно невежлива.

Художественный стиль: примеры про осень

Художественный стиль, подобно публицистическому, использует все средства иных стилей с определенной целью.

Задача художественных текстов — вызвать эмоции и создать образ. Поэтому писатели прибегают и к средствам разговорного стиля, когда передают беседу персонажей, к научным терминам, если создают образ героя-исследователя. Не чужды писателям и канцеляризмы, которые часто используются для создания комических эффектов.

Ознакомьтесь с такими примерами художественного стиля:

Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

Речь художественного стиля яркая и эмоционально окрашенная, она изобилует многозначными словами, прилагательными.

Письмо А. С. Пушкина к его жене

Письмо, которое написал 3 августа 1834 года Александр Сергеевич своей жене, Наталье, — это тоже небольшой текст разговорного стиля речи (примеры разбиты на предложения для рассмотрения их в большей детализации).

  • оценочные словообразовательные суффиксы (городишко);
  • инверсия порядка слов в предложениях;
  • употребление множественной формы для слова, которое на самом деле по правилам русского языка ее не содержит (Калуга — по Калугам);
  • большинство глаголов употреблено в настоящем времени.

Разговорный стиль: примеры предложений

Разговорный стиль речи предусматривает спонтанность коммуникации. Этим обусловлен и выбор языковых средств. В основном преобладает бытовая лексика, часто экспрессивно окрашенная. Используются фразеологизмы, форма диалога, восклицательные и вопросительные предложения, вставные конструкции и лексические повторы.

Стили речи: примеры текста


Фото: giadinhmoi.vn

Вот примеры, которые дадут четкое представление разговорном стиле:

Я вчера себе купил новую мышь, новую клаву, а вебки в торговом центре мне не понравились. Что-то непонятное там … Посмотрю на неделе в другом магазине. А пока перебьюсь без камеры.

Пробовала? — я взглядом указала на сыр.

— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!

— А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, — рассмеялась я.

Просторечные слова, уменьшительные суффиксы, сленговые словечки, неполные предложения — это часть тех индикаторов, по которым определите разговорный стиль.

Синтаксис

Лексика и фразеология

Языковые средства, относящиеся к лексическому и фразеологическому уровню:

Литературно-разговорная речь

Разговорная речь в ее первозданном проявлении устная. В художественных произведениях она нуждается в специальных средствах имитации. Автор может и сам писать речью, близкой к разговорной, но чаще он использует ее в беседах между персонажами. Так, каждый герой приобретает индивидуальность.

Мы в полной мере рассмотрели разговорный стиль речи, примеры текстов. 5 класс школьной программы предполагает изучение функциональных стилей речи, но разговорный — это тот стиль, который встречается постоянно, повседневно, и в художественных произведениях, и в окружающей среде (прежде всего в ней).

Для того чтобы отобразить разговорный стиль речи, примеры текстов из литературы уже были даны выше. Равнозначно с ними ставились и просто показательные предложения.

Фонетика

К языковым средствам, которые используются на фонетическом уровне языка в разговорном стиле, относят две основные черты:

Все мы знаем, насколько важно писать и говорить грамотно, не допуская при этом ошибок. Впрочем, как правило, под грамотностью подразумевается знание правил грамматики, пунктуации и орфографии. В то же время очень важной частью письменной и устной речи является стиль, стилистика.

Некоторые даже сравнивают стиль мысли с одеждой для человека. Думается, что такое интересное сравнение вполне адекватно, если учесть некоторые важные факторы.

Одежда может существенно изменить внешний облик человека. Думается, с этим могут согласиться абсолютно

все люди без исключения. Нередко мы все видели прекрасные преображения, когда человек менял свою серую обыденную и скучную одежду, покупая и нося что-то действительно стильное, модное и современное.

Отношение со стороны других к такому человеку может существенно поменяться, он может вызвать интерес и даже симпатию.

С уверенностью можно сказать, что обретение своего стиля письма или речи сказывается на авторе приблизительно так же. До того, как он говорил и писал в рамках своего уникального стиля, его творчество или простая деятельность воспринимались без интереса. Но как только вы прочитали его

произведение, наполненное уникальным стилем, о чем бы там ни шла речь, вы действительно можете не просто заинтересоваться этим автором, но и попросту влюбиться в стиль его письма или речи.

В чем конкретно может выражаться стиль? Во-первых, в отсутствии стилистических ошибок. Конечно, вы вряд ли полюбите обычный текст только лишь при условии отсутствия ошибок в нем. Тем не менее, если вы хотите выработать стиль, вам необходимо полностью избавиться от такого рода ошибок.

Все остальное, что касается стиля, абсолютно индивидуально, оно может включать большое количество различных приемов.

Как же разработать уникальный, интересный и приятный для читателя стиль, чтобы, таким образом, добиться его признания и даже, быть может, любви? Во-первых, необходимо побольше читать. Вряд ли многие известные писатели отыскали свой стиль самостоятельно, без использования других источников. Как правило, чей-то уникальный стиль – это либо модификация стиля другого писатели или, что более сложно, но и эффективно – комбинирование стилей нескольких различных писателей.

Думается, что при соблюдении этого правила хороший стиль вполне возможно разработать.

Вспомните свою любимую книгу или произведение. Как вы думаете, почему она понравилась вам больше всего? Вероятнее всего, это случилось потому, что там использован какой-то уникальный, понравившийся вам стиль.

И если вы хотите сделать свой стиль речи или письма более богатым, насыщенным и интересным для других людей, вам определенно нужно внимательно изучить понравившееся произведение и перенять некоторые приемы из него.


Данная книга продолжает серию пособий о правилах составления текстов, как устных так и письменных, об особенностях написания сочинений. В курсе 7–8 классов это также правила написания докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов). пособие будет полезно учащимся и учителям общеобразовательных и специальных школ.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения и другие письменные работы. 7—8 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Стили речи — это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или мной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Существует 5 стилей речи:

1. Научный — основное значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о предмете (в частности, для него характерны точность формулировок, употребление специфических терминов);

2. Официально-деловой — в нем употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (официальные письма, запросы, решения, протокол, постановления, резолюция). Наиболее употребителен в официальной переписке

4. Разговорный — язык разговорной речи. Как правило, характеризуется простотой синтаксиса, стремлением к экономии средств, эксперссмивностью, частым употреблением неполных предложений и указательных местоимений. Часто в этом стиле речи используется особая лексика, характерная для той или иной социальной группы (жаргонизмы, арготизмы, просторечные выражения, диалектизмы).

5. Художественный — стиль художественной литературы.

В рамках обучения школьников стилям речи преподается три стиля: научный, публицистический и художественный.

Для научного стиля характерно:

1. Монологический характер речи.

2. Строгий отбор языковых средств (недопустимо использование языковых средств, характерных для разговорной речи, — жаргонизмов, диалектизмов, просторечий и т. д.).

3. Использование терминов, характерных для той или иной области знания. Например, если речь идет о литературной рецензии, то это использование литературоведческих терминов, если речь идет о написании технической статьи, то это употребление соответствующих технических терминов)

4. Нормированность речи — строгое соответствие существующим и закрепленным в языке нормам, характерным для данного стиля речи.

Научный стиль — это язык научных статей, работ, докладов, рефератов и т. д. В школе ученики сталкиваются с необходимостью использовать научный стиль, когда возникает потребность в написании рефератов, докладов, рецензий, отзывов, а также школьных сочинений по литературе. Данные навыки необходимы в силу того, что впоследствии, в процессе получения высшего образования, перед учащимися встанет необходимость в создании таких работ, как курсовые, дипломные работы, научные статьи, рефераты и т. п.

Строгой границы, пролегающей между научным и художественным стилем, не существует. Об этом говорит то, что в литературной практике есть такие жанры, как отзыв и эссе. Они сочетают в себе как признаки научного, так и художественного стиля.

Читайте также: