Правила расстановки запятых в русском языке егэ сочинение

Обновлено: 04.07.2024

К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно (А. Чехов. О любви).

Кроме того, Веня увлекается теософией, а это учение , как известно, требует от адепта духовной твёрдости и чистоты при всякого рода житейских испытаниях (Г. Чулков. Шурочка и Веня)

Я слишком долго пробыла за границей , Марья Дмитриевна, я это знаю; но сердце у меня всегда было русское, и я не забывала своего отечества (И. Тургенев. Дворянское гнездо).

Старик-маркёр , в войлочных туфлях и длинном дипломате неопределённого цвета, разбитой старческой походкой шмыгал около бильярда (Д. Мамин-Сибиряк. Клад)

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одиночным деепричастием. Другие виды обособленных обстоятельств — это отдельные правила постановки запятой

Когда она увидала перчатку, то глаза у неё загорелись , словно яркие факелы в ночной темноте, и она вся побагровела от восторга (Л. Чарская. Живая перчатка)

Все офицеры , исключая вахтенных, пили чай в кают-компании, когда вбежал туда Дергачёв (А. Новиков-Прибой. Пошутили)

У конюшен , направо, при въезде в деревню, стоял Илья Петрович в драгунском сюртуке с брусничным воротником, в нанковых серых шальварах и в белом пуховом картузе (И. Панаев. Раздел имения).

Его приятели , то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его упадший кредит (М. Лермонтов. Герой нашего времени)

[Неосвещённое окошко в нижнем этаже осторожно отворилось] , и [показалась голова Гагина] (И. Тургенев. Ася).

[Океан, ходивший за стенами, был страшен] , но [ о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира] (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско)

( Когда свет зажжённой лампы наполнял комнату) , [взор Владимира Михайловича встречал упорный взгляд чёрных глаз собаки] (Л. Андреев. Друг).


[Лиза собралась с духом и объявила ему] , ( что не может быть его женой) (И. Тургенев. Дворянское гнездо)

Главное и придаточное предложения могут стоять в любом порядке, в т. ч. придаточное предложение может быть внутри главного

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

Знаки препинания и правила их употребления

  1. существительным в им. п. — существительным в им. п.;
  2. числительным — числительным;
  3. числительным — существительным в им. п.;
  4. инфинитивом — инфинитивом;
  5. существительным в им. п. — инфинитивом;
  6. перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
  1. при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
  2. при параллелизме частей сложного предложения;
  3. в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
  4. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

  1. после однородных членов перед обобщающим словом;
  2. при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

  1. перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;
  2. для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;
  3. если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;
  4. для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

  1. для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);
  2. при параллелизме структуры частей

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

  1. для выражения
    – быстрой смены событий;
    – резкого противопоставления;
  2. если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
  3. если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
  4. если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
  5. если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

Многоточие

Двоеточие

  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть

Точка с запятой

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении с однородными членами для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2. В бессоюзном сложном предложении если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённом предложении если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

Запятая

  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и. и, да. да, ни. ни, или. или, либо. либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли и др.;
  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

  1. при обособлении определений:
    - с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    - два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    - относящееся к личному местоимению;
    - стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    - оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;
  2. при обособлении приложений:
    - любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    - распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    - распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    - распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    - приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
    - приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);
  3. при обособлении обстоятельств:
    - деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    - одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
  2. сравнительные обороты с союзом как:
    - если они обозначают уподобление (как = подобно);
    - если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    - если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    - если оборот начинается сочетанием как и;
    - если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Пунктуация ЕГЭ: все задания на знание теории

Заданий, в которых напрямую проверяется знание пунктуации ЕГЭ, всего 6. Давайте разберемся с ними подробнее.

16 задание

Бессоюзное, сложносочиненное предложение и однородные члены предложения. БСП, ССП и ОЧП — вокруг этих правил строится номер 16. Нужно уметь ставить запятые и не попадаться в ловушки.

Проверь себя! Сколько запятых ты поставишь в эти предложения?

Он проснулся ни свет ни заря.
Сегодня ночью шёл сильный дождь и сверкали молнии.
Девочки и мальчики работали дружно и весело и вскоре всё сделали.

Ответ: ни одной! Вот почему:

  1. Во фразеологизмах запятая не ставится.
  2. Если разные грамматические основы в ССП имеют общий второстепенный член (когда? Сегодня ночью), запятая не ставится.
  3. Разные ряды однородных членов: перечислений нет, запятая не ставится.

Так что знание правил пунктуации ЕГЭ действительно убережёт вас от ошибок на экзамене!

Пример задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.
  2. Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.
  3. Запряжённые в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.
  4. Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.
  5. Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

17 задание на пунктуацию ЕГЭ

Причастные и деепричастные обороты. Прекрасное задание, довольно лёгкое, ведь никаких других правил, кроме этих, не будет.

Пример задания

Птица вспорхнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во тьму.

18 задание

Вводные слова и обращения. Казалось бы, тоже лёгкая тема в пунктуации ЕГЭ. Однако в этом задании встречается ряд ловушек. Например, слова, которые в одном контексте являются вводными, а в другом — нет:

Озеро казалось прозрачным.
Озеро, казалось, стало больше.

А есть ещё коварные слова, которые никогда не являются вводными:

Авось, вдобавок, в заключение, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, по меньшей мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Пунктуация ЕГЭ: слова, которые НЕ относятся к вводным

Пример задания

В тёмной аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) кто-то прятался, и вдруг на миг от этой картины (3) как будто (4) стало на душе спокойно.

19 задание на пунктуацию ЕГЭ

Сложноподчинённое предложение. Повторяем, как определять границы придаточных, и спокойно получаем балл за это задание по пунктуации ЕГЭ!

Пример задания

20 задание

Постановка запятой на стыке союзов и однородное соподчинение придаточных.

Пример задания

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.

Про это задание подробно читайте здесь:

21 задание

А вот это самое интересное. Это задание — главный повод учить и знать все правила постановки двоеточия, тире и запятой, ведь нас попросят не расставить знаки препинания, а объяснить постановку каждого.

Помимо упомянутых выше правил пунктуации ЕГЭ, вам нужно разбираться в этих:

Двоеточие
1. Прямая речь
2. Обобщающее слово + ОЧП
3. БСП

Тире
1. Прямая речь
2. ОЧП + обобщающее слово
3. БСП
4. Неполное предложение
5. Между подлежащим и сказуемым
6. Приложение
7. Уточнение

Запятая
1. Приложение
2. Уточнение
3. Сравнительный оборот

Пример задания

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилам пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

Пунктуация логична и прекрасна. Она работает по чётким и определённым правилам, главное — вовремя отказаться от соблазна пользоваться интуицией, и погрузиться в этот раздел. Но знания только правил пунктуации недостаточно, чтобы сдать ЕГЭ по русскому на высокий балл. Нужно также разбираться в орфографии и грамматике, понимать, как ставятся ударения, как писать сочинение логично и без ошибок, как оформлять ответы и вносить их в бланк. Поэтому готовиться к ЕГЭ нужно тщательно и системно.

Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы сдать этот экзамен на 90+. На занятиях мы изучим все правила, научимся решать самые разные типы заданий и освоим лайфхаки, которые помогут не попасться в ловушки ЕГЭ. Мы также проведем для вас пробный экзамен в формате настоящего ЕГЭ, чтобы вы поняли, какие темы вам надо повторить дополнительно и меньше нервничали. Хотите сдать ЕГЭ без стресса? Готовьтесь с MAXIMUM Education!

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

запятая перед союзами а но зато

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

запятая между однородными членами

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между подчинительными союзами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

запятая ставится один раз

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

где запятые благодаря тому что, до тех пор пока

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

запятая при деепричастиях

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

запятая в сравнении

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?




ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Читайте также: