Правила расстановки запятых в русском языке егэ сочинение
Обновлено: 04.07.2024
К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно (А. Чехов. О любви).
Кроме того, Веня увлекается теософией, а это учение , как известно, требует от адепта духовной твёрдости и чистоты при всякого рода житейских испытаниях (Г. Чулков. Шурочка и Веня)
Я слишком долго пробыла за границей , Марья Дмитриевна, я это знаю; но сердце у меня всегда было русское, и я не забывала своего отечества (И. Тургенев. Дворянское гнездо).
Старик-маркёр , в войлочных туфлях и длинном дипломате неопределённого цвета, разбитой старческой походкой шмыгал около бильярда (Д. Мамин-Сибиряк. Клад)
Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одиночным деепричастием. Другие виды обособленных обстоятельств — это отдельные правила постановки запятой
Когда она увидала перчатку, то глаза у неё загорелись , словно яркие факелы в ночной темноте, и она вся побагровела от восторга (Л. Чарская. Живая перчатка)
Все офицеры , исключая вахтенных, пили чай в кают-компании, когда вбежал туда Дергачёв (А. Новиков-Прибой. Пошутили)
У конюшен , направо, при въезде в деревню, стоял Илья Петрович в драгунском сюртуке с брусничным воротником, в нанковых серых шальварах и в белом пуховом картузе (И. Панаев. Раздел имения).
Его приятели , то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его упадший кредит (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
[Неосвещённое окошко в нижнем этаже осторожно отворилось] , и [показалась голова Гагина] (И. Тургенев. Ася).
[Океан, ходивший за стенами, был страшен] , но [ о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира] (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско)
( Когда свет зажжённой лампы наполнял комнату) , [взор Владимира Михайловича встречал упорный взгляд чёрных глаз собаки] (Л. Андреев. Друг).
[Лиза собралась с духом и объявила ему] , ( что не может быть его женой) (И. Тургенев. Дворянское гнездо)
Главное и придаточное предложения могут стоять в любом порядке, в т. ч. придаточное предложение может быть внутри главного
Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.
Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.
Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.
Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.
В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.
Знаки препинания и правила их употребления
- существительным в им. п. — существительным в им. п.;
- числительным — числительным;
- числительным — существительным в им. п.;
- инфинитивом — инфинитивом;
- существительным в им. п. — инфинитивом;
- перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
- при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
- при параллелизме частей сложного предложения;
- в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
- в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена
За ночным окном — туман.
Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)
Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.
В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).
- после однородных членов перед обобщающим словом;
- при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается
Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?
- перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;
- для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;
- если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;
- для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова
Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.
В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).
Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).
- для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);
- при параллелизме структуры частей
Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).
- для выражения
– быстрой смены событий;
– резкого противопоставления; - если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
- если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
- если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
- если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой
Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).
Многоточие
Двоеточие
- если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
- если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
- если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
- если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
- перед прямым вопросом, включённым во вторую часть
Точка с запятой
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В простом предложении с однородными членами | для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые | Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин). |
2. | В бессоюзном сложном предложении | если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые | Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой). |
3. | В сложноподчинённом предложении | если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые | Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов). |
Кавычки
Запятая
- между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
- между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
- между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и. и, да. да, ни. ни, или. или, либо. либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли и др.;
- между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза
Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.
Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.
Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.
- при обособлении определений:
- с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
- два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
- относящееся к личному местоимению;
- стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- оторванное от определяемого существительного другими членами предложения; - при обособлении приложений:
- любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
- распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
- распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
- распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
- приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
- приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его); - при обособлении обстоятельств:
- деепричастные обороты независимо от места в предложении;
- одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
- сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
- сравнительные обороты с союзом как:
- если они обозначают уподобление (как = подобно);
- если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
- если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
- если оборот начинается сочетанием как и;
- если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.
КАК ВЫПОЛНЯЕМ
Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.
Пунктуация ЕГЭ: все задания на знание теории
Заданий, в которых напрямую проверяется знание пунктуации ЕГЭ, всего 6. Давайте разберемся с ними подробнее.
16 задание
Бессоюзное, сложносочиненное предложение и однородные члены предложения. БСП, ССП и ОЧП — вокруг этих правил строится номер 16. Нужно уметь ставить запятые и не попадаться в ловушки.
Проверь себя! Сколько запятых ты поставишь в эти предложения?
Он проснулся ни свет ни заря.
Сегодня ночью шёл сильный дождь и сверкали молнии.
Девочки и мальчики работали дружно и весело и вскоре всё сделали.
Ответ: ни одной! Вот почему:
- Во фразеологизмах запятая не ставится.
- Если разные грамматические основы в ССП имеют общий второстепенный член (когда? Сегодня ночью), запятая не ставится.
- Разные ряды однородных членов: перечислений нет, запятая не ставится.
Так что знание правил пунктуации ЕГЭ действительно убережёт вас от ошибок на экзамене!
Пример задания
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.
- Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.
- Запряжённые в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.
- Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.
- Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.
17 задание на пунктуацию ЕГЭ
Причастные и деепричастные обороты. Прекрасное задание, довольно лёгкое, ведь никаких других правил, кроме этих, не будет.
Пример задания
Птица вспорхнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во тьму.
18 задание
Вводные слова и обращения. Казалось бы, тоже лёгкая тема в пунктуации ЕГЭ. Однако в этом задании встречается ряд ловушек. Например, слова, которые в одном контексте являются вводными, а в другом — нет:
Озеро казалось прозрачным.
Озеро, казалось, стало больше.
А есть ещё коварные слова, которые никогда не являются вводными:
Авось, вдобавок, в заключение, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, по меньшей мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы. |
Пример задания
В тёмной аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) кто-то прятался, и вдруг на миг от этой картины (3) как будто (4) стало на душе спокойно.
19 задание на пунктуацию ЕГЭ
Сложноподчинённое предложение. Повторяем, как определять границы придаточных, и спокойно получаем балл за это задание по пунктуации ЕГЭ!
Пример задания
20 задание
Постановка запятой на стыке союзов и однородное соподчинение придаточных.
Пример задания
Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.
Про это задание подробно читайте здесь:
21 задание
А вот это самое интересное. Это задание — главный повод учить и знать все правила постановки двоеточия, тире и запятой, ведь нас попросят не расставить знаки препинания, а объяснить постановку каждого.
Помимо упомянутых выше правил пунктуации ЕГЭ, вам нужно разбираться в этих:
Двоеточие
1. Прямая речь
2. Обобщающее слово + ОЧП
3. БСП
Тире
1. Прямая речь
2. ОЧП + обобщающее слово
3. БСП
4. Неполное предложение
5. Между подлежащим и сказуемым
6. Приложение
7. Уточнение
Запятая
1. Приложение
2. Уточнение
3. Сравнительный оборот
Пример задания
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилам пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.
Пунктуация логична и прекрасна. Она работает по чётким и определённым правилам, главное — вовремя отказаться от соблазна пользоваться интуицией, и погрузиться в этот раздел. Но знания только правил пунктуации недостаточно, чтобы сдать ЕГЭ по русскому на высокий балл. Нужно также разбираться в орфографии и грамматике, понимать, как ставятся ударения, как писать сочинение логично и без ошибок, как оформлять ответы и вносить их в бланк. Поэтому готовиться к ЕГЭ нужно тщательно и системно.
Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы сдать этот экзамен на 90+. На занятиях мы изучим все правила, научимся решать самые разные типы заданий и освоим лайфхаки, которые помогут не попасться в ловушки ЕГЭ. Мы также проведем для вас пробный экзамен в формате настоящего ЕГЭ, чтобы вы поняли, какие темы вам надо повторить дополнительно и меньше нервничали. Хотите сдать ЕГЭ без стресса? Готовьтесь с MAXIMUM Education!
В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!
Итак, где и когда ставится запятая?
5. Запятой разделяются однородные члены предложения
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.
Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).
♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…
♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.
Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра
6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного
Эти предложения могут быть:
А) Бессоюзные.
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра
Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.
Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.
Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.
К ночи ливень прекратился и стало тише.
К ночи ливень прекратился.
К ночи стало тише.
К ночи — общий член.
7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное
Придаточное присоединяется к главному:
Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):
Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):
Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.
8. Запятая при сложных подчинительных союзах
А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.
Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.
В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.
9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения
Запятая ставится между причастными оборотами
Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.
Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты
♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.
Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).
Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).
Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.
10. Запятой выделяются сравнительные обороты
Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.
Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!
Начало
Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема: О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема: О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема: О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема: О , и О , и О .
Общая схема: и О , и О , и О .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4: Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , или О , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде.
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни . ни; тоже; также; не только . но и; как . так и);
2) ССП с разделительными союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся —это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения, а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Читайте также: