Сочинение по обществознанию егэ 2019 шаблон

Обновлено: 05.07.2024

Написание эссе по обществознанию в ЕГЭ 2019.
Структура эссе, упрощенный план эссе. Виды аргументов для эссе по обществознанию.
Как выполнять 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

Содержание:

↑ Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему.

В очередной раз обратим внимание на то, что формулировка задания не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора высказывания. Данное требование было исключено еще в 2013 г., хотя авторы ряда некачественных пособий для подготовки к ЕГЭ до сих пор сводят мини-сочинение к выражению и аргументации отношения выпускника к мнению автора выбранного высказывания. Результатом реализации подобных советов является потеря выпускником определенного количества баллов ЕГЭ.

3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Предъявляется требование к структуре ответа. Раскрывая сформулированную идею(-и), выпускник использует соответствующие понятия и теоретические положения, рассуждает, делает выводы.

Выпускник иллюстрирует свои идеи, рассуждения, выводы фактами социальной жизни и личного социального опыта, в качестве примеров могут приводиться модели социальных ситуаций. При этом указываются источники примеров: общественная жизнь, личный социальный опыт, различные учебные предметы.

5. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.

По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Что нужно сделать, чтобы получить максимальные баллы за эссе по обществознанию?

Как написать эссе по обществознанию на 6 баллов?

Многие выпускники при подготовке к ЕГЭ по обществознанию сталкиваются с одним из самых сложных заданий экзамена — эссе. В каждом КИМ в задании 29 дается пять цитат различных ученых, общественных деятелей и политиков. Все цитаты разделены на, соответственно, пять разделов: философия, социальные отношения, право, политика и экономика — по одной цитате в каждом разделе.

Чтобы выполнить задание, необходимо выбрать одну из цитат и раскрыть ее смысл, аргументировав мнение автора цитаты двумя аргументами.


Пример задания с эссе в демонстрационном варианте КИМ по обществознанию на 2019-2020 учебный год

Критерии эссе по обществознанию

Всего при оценивании эссе эксперты пользуются четырьмя критериями:

  1. Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
  3. Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл
  4. Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла

К1. Раскрытие смысла высказывания

Критерий с раскрытием смысла цитаты является самым главным при оценивании. Если вы не раскрыли смысл того, что говорит автор в высказывании, то дальше эссе не оценивается.

Самая главная ошибка учеников — они понимают смысл высказывания, но неверно оформляют его. Недостаточно просто повторить то, что сказал автор. Важно именно объяснить, что он имеет в виду, порассуждать на данную тему.

🤯 Как не надо писать: Вольфром считает себя гордым за страну, поэтому он не националист.

😍 Как надо написать: В данном высказывании автор говорит об истинном патриотизме. По мнению Вольфрома, настоящий патриот не может быть националистом…

После раскрытия основной мысли цитаты стоит порассуждать немного на эту тему, чтобы выразить свое мнение. Это не обязательно, но очень желательно, потому что поможет четко раскрыть тему.

К2. Теоретическое содержание сочинения

Далее нужно обязательно привести несколько теоретических положений, связанных с данной цитатой. Важно, чтобы это был не просто словарик с перечислением нескольких определений, а связанные красивые предложения, включающие в себя как определения, так и отдельные характеристики.

😍 Пример: «В политологии выделяют следующее определение понятия „государство“ — главный институт политической системы, управляющий обществом в конкретной стране, политическая организация страны. Для существования государство должно иметь территорию с признанными границами, иметь право на издание законов, на легальное насилие, членство (гражданство), систему устройства органов власти, а также ряд других признаков.

Сколько всего нужно теоретических положений? Четко сказать нельзя, однако очевидно, что их должно быть от трех до пяти-семи в зависимости от сложности темы и ее составляющих.

Важно также не забывать, что под теоретическими положениями понимаются не только определения понятий, а в целом все возможные вариации теории, которая изучается в обществознании:

  • определения понятий
  • характеристики явлений
  • структура явлений
  • типология

К3. Корректность суждений

😩 Важно! Если по критерию К2 выставляется 0 баллов, то за критерий корректности суждений автоматически выставляется 0 баллов.

К4. Аргументы к эссе по обществознанию

Самая важная часть эссе по обществознанию — аргументы-примеры. Важно, что все аргументы должны быть конкретными и максимально полными.

Самое главное требование к аргументам — подтверждение смысла цитаты автора, поэтому важно в конце каждого примера делать микро-вывод.

Население города Королевской гавани нуждается в удовлетворении своих как первичных, если мы говорим о бедняках, то есть самой простой еде и предметов быта, необходимых для проживания, так и о вторичных потребностях, если мы говорим о представителях знати, то есть предметах косметики и атрибутики для присутствия на турнире. Турнир выступил в роли катализатора, то есть ускорил рост потребностей населения города в условиях приближающейся зимы, что ещё более ограничивало доступные ресурсы Королевской гавани.

Всего в эссе нужно привести как минимум два аргумента из разных источников. Откуда брать аргументы для эссе? Все очень просто, ФИПИ в критериях указывает список основных источников.

Откуда брать аргументы в эссе по обществознанию?

Всего ФИПИ выделила три возможных источника примеров-аргументов, которые можно приводить в эссе:

  • факты общественной жизни, в том числе смоделированные примеры
  • личный социальный опыт
  • история

😅 Важно! Каждый аргумент должен быть из разных сфер. Нельзя привести два аргумента из истории — за них поставят в сумме 1 балл (вместо двух).

Аргументы из общественной жизни в эссе по обществознанию

Аргументы из личного социального опыта

Под этим видом аргументов понимают различные события из социальной жизни выпускника, а также его родственников, друзей и знакомых. Также в эту категорию входят прочитанные книги, сериалы, фильмы, театральные постановки. Даже если книги изучались в курсе литературы в школе, они будут входить в данную категорию.

Обратите внимание, что примеры из художественных произведений являются примерами из личного социального опыта, поэтому если привести один пример из Толстого, а второй про вашу сестру, то вы получите лишь 1 балл.

Аргументы из истории в эссе по обществознанию

Третий вид аргументов, которые можно приводить в эссе по обществознанию — аргументы из истории. Можно приводить примеры как из российской истории, так и из всемирной. Помимо истории общества, также допустимы примеры из истории литературы (в частности, биографии авторов), истории техники (например, история изобретения какого-либо технического средства) и так далее.

Структура эссе по обществознанию

Четкой структуры эссе не существует, так как критерии ФИПИ не устанавливают какой-то конкретный формат написания эссе. Также важно, что в обществознании нет требования минимального количества слов или предложений.

Большинство преподавателей рекомендуют использовать следующую структуру эссе, чтобы получить максимальные баллы:

  1. Раскрытие смысла цитаты (1-2 абзаца)
  2. Теоретические положения (2-3 абзаца)
  3. Аргумент 1 (2 абзаца)
  4. Аргумент 2 (2 абзаца)
  5. Вывод (1-2 предложения)

Помните, что все части эссе должны быть связаны между собой, а после каждого аргумента следует сделать микро-вывод примерно в одно предложение.

В конце эссе тоже лучше сделать вывод — этого нет в критериях, но наличие вывода позволяет четко раскрыть смысл высказывания: если в первых абзацах вы не полностью переформулировали цитату, но сделали это в выводе, то эссе засчитают в 99% случаев.


Банк эссе

Критерии

Сперва вам стоит понять, что проверяющий будет искать в вашем эссе, за что он имеет право поощрить вас, а за что нет. Хотя мини-сочинение и является творческим заданием, оно при этом предполагает наличие конкретики и чёткое выполнение задач, поставленных перед вами.

Так, за красноречивые рассуждения общего характера вы рискуете получить 0 баллов, а работа с изобилием пунктуационных ошибок в то же время может быть оценена высоко. Однако специально демонстрировать свои пробелы в знании русского языка, конечно, вовсе не рекомендуется, ведь вы таким образом затрудните процесс проверки.

Внимательно изучите официальные критерии, опубликованные разработчиками ЕГЭ по обществознанию. Не зная их, хорошо написать 29 задание будет очень затруднительно. Очень кратко!

План мини-сочинения

Введение

В начале сочинения вы должны раскрыть смысл высказывания. При этом нельзя просто переставлять местами слова, либо обходиться непонятными и размытыми фразами.

На данный момент мы готовы бесплатно проверять Ваши обществоведческие сочинения по критериям экзамена. Присылайте нам свои работы здесь !

Для примера возьмём известный афоризм Аристотеля.

Человек вне общества – либо Бог, либо зверь

Прежде всего определим проблему высказывания, попробуем догадаться какой раздел обществознания, тему затрагивает древнегреческий философ. Очевидно, что мыслитель говорит о сущности человека, неразрывном сочетании в нём биологических и социальных начал. Вспомним немного теории: все мы не смогли бы стать людьми в полном смысле этого слова без связи с обществом, а равно продолжать полноценно жить без него… Вот мы уже и пришли к главному тезису, который необходимо обязательно зафиксировать в эссе.

Кроме того, в первом абзаце своего сочинения укажите, поддерживаете ли вы предложенную позицию. Выражать полное несогласие с мнением лучших умов крайне не рекомендуется, однако подчеркнуть частичное возражение, если оно имеется, даже нужно: в дальнейшем это позволит (и даже обяжет) рассмотреть вопрос с разных сторон. В любом случае ориентируйтесь, прежде всего, на свою аргументацию, вообще возможность дискуссии по теме (иногда она просто невозможна; так, нельзя отрицать биосоциальную сущность человека, говоря о цитате, которую мы взяли в качестве образца).

Актуальность же, согласно критериям, писать не стоит. Не тратьте на неё своё время и не отвлекайте проверяющего от действительно важных деталей. Не будет сколь либо значимым и отсутствие информации об авторе суждения.

Основная часть

П — Позиция (я считаю…)

О — Объяснение (поскольку…)

П — Пример (факты из общественной жизни, личный социальный опыт, история)

С — Следствие, краткий вывод

Для получения максимального балла за сочинение необходимо привести корректные теоретические положения (функции, признаки, теории происхождения и т.п.) и основные понятия для этой тему, подкрепить их примерами. Так, какие объяснения можно привести, говоря о высказывании Аристотеля?

Сразу приходит на ум социализация как путь становления личности (пример от обратного — феномен маугли). Можно вспомнить про десоциализацию и распад личности в изоляции от общества (так, подобное наблюдалось в концлагерях). Упомяните особенности, отличающие человека от животного: членораздельную речь, прямохождение, способность к преобразованию окружающей среды и другие. Заметьте, что практически вся деятельность человека протекает в социальных институтах (семья, образование, государство).

Естественно, все ваши мысли должны быть более развёрнутыми и логически связанными. Ознакомьтесь с образцами эссе.

Заключение

В последнем абзаце повторите все микровыводы из основной части. Здесь же можно подчеркнуть актуальность, связь с другими проблемами. Как правило, вывод не оценивается, поэтому скрупулёзность в данном случае не к месту, хотя и противоречить себе в нём уж точно нельзя.

Клише

Согласно опыту, заучивать клише не стоит, как и перенасыщать ими своё сочинение. Формируйте свой стиль, а по началу воспользуйтесь памяткой ниже.


ЕГЭ по обществознанию уже который год остаётся самым популярным предметом по выбору у выпускников. Главные сложности, которые возникают у школьников на экзамене, связаны с 29-м заданием, — эссе. Наш блогер, учитель истории и обществознания Ирина Потапенко, рассказывает, по какому плану стоит писать сочинение, чтобы получить максимальный балл.

Ни для кого не секрет, что самое сложное и при этом — самое творческое задание в ЕГЭ по обществознанию — это задание 29, то есть сочинение, или как многие любят его называть, эссе. Сложно с этим не согласиться. Сочинение вызывает затруднение у всех старшеклассников, которые готовятся сдавать обществознание. Поэтому я и сделала эту инструкцию.

Критерии оценивания эссе по обществознанию


За критерий 3 можно получить 1 балл. Наличие и корректность рассуждений, выводов. Что это все значит? В эссе должны быть последовательные и непротиворечащие рассуждения, не должно быть допущено ошибок с точки зрения научного обществознания, то есть ученик правильно использовал все термины и объяснил их значение.

Критерий 4: нужно привести не менее двух (можно и больше) фактов/примеров, которые бы подтверждали идеи, тезисы, высказанные автором. Примеры должны быть развернутыми и не противоречить идеям, изложенным в теоретической части. Примеры не должны дублировать друг друга. Откуда взять эти примеры?

Факты не должны содержать смысловые и фактические ошибки, которые могут привести к искажению сути высказывания. Будьте осторожны! Используйте примеры, суть которых вы понимаете, особенно это касается исторических фактов. За два правильно приведенных факта ученик получает 2 балла.

Итого — 6 баллов за все сочинение.

План написания эссе

  • Цитата. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  • Смысл высказывания.
  • Собственная точка зрения.
  • Аргументация на теоретическом уровне.
  • Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  • Вывод.

А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментирую каждый пункт нашего плана для эссе и составим алгоритм написания.

Предвкушая ваш вопрос о том, как правильно использовать данный алгоритм, приведу сразу пример заполненной таблицы готовым сочинением.

Готовое эссе.

29.1. «Создает человека природа, но развивает и образует его

Автор размышляет на тему биосоциальной сущности человека. Автор считает, что человек обладает биологической природой — организм с физиологическими потребностями, а также социальной — личность человека, формируемая в процессе социализации. Я согласна с мнением автора.

Формирование человека, как существа биосоциального, то есть личности, проходит в процессе социализации. Под социализацией в обществознании понимают процесс становлении личности в среде себе подобных, то есть в обществе. Процесс социализации включает в себя три этапа: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Немаловажную роль играют агенты социализации — первичные и вторичные (окружающие люди и различные социальные институты).


Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию: как не допустить ошибок и что повторить

Например, на стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется, на первый взгляд. Примером тому является герой Р. Киплинга Маугли, который оказался в изоляции от общества. Мальчика вырастила стая волков и он был лишь биологическим существом.

Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы). Все-таки природа влияет на формирование личности. Именно она закладывает на генетическом уровне определенные задатки, да и влияет на социализацию личности исходя из индивидуальных особенностей человека (внешность, характер, строение и пр.). Задатки как анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, в процессе социализации способствуют успешной деятельности личностей.

Например, человек обладает специфическими индивидуальными особенностями, данными природой, — уникальный музыкальный слух, как у Моцарта или Бетховена. Развивая этот задаток с детства, можно достичь значительных успехов в жизни. Можно рассмотреть и пример известного австралийского мотивационного оратора Ника Вуйчича, мецената, писателя и певца, рождённого с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей. Несмотря на страшный недуг, Ник сумел пройти достойно социализацию и стать выдающимся примером того, что биологические особенности могут повлиять на развитие, даже если они ограниченные.

Таким образом, автор прав в своём высказывании. Действительно, человека создает природа и она же влияет на дальнейшее становление личности в обществе в процессе социализации.

Читайте также: