Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Левкипп же и его приятель Демокрит учат, что элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием. А именно, из них полное они называли бытием, пустое же и редкое – небытием. Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому как почитающие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений её; точно так же и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что причинами прочих вещей являются определённые различия в них. А этих различий, по их учению, три: форма, порядок и положение. Бытие различается только “очертанием, соприкасанием и поворотом” Из них очертание есть форма, соприкасание – порядок и поворот – положение. Например, А отличается от N формою, AN от NA – порядком, N от Z положением.

Атомы движутся, ударяя друг друга и ударяясь один о другой.

. Начала бесконечны по числу и их. называли “атомами” и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они “абсолютно плотны” и не заключают в себе пустоты.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Всё происходит по определению судьбы, так что эта судьба приносит силу необходимости.

. случай не является причиной чего-либо, но [всё] он относит к другим причинам, как, например, причиной отыскания сокровища [он считает] копание [земли] или посадку оливкового дерева, причиною же того, что был разбит череп лысого, орла, сбросившего черепаху, чтоб разбить её скорлупу.

Если кто-нибудь почувствовал жажду, выпил холодной воды и стал нездоров, то Демокрит считает причиною этого не случай, а жажду.

Всё существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира – одно и то же.

Причина вещей неясна для человеческого рассудка. Ибо одни вещи существуют по необходимости, другие – по определению судьбы, третьи – по решению нашей воли, четвёртые – сами собой.

Люди измыслили себе идол [образ] случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет [к достижению поставленной цели].

Демокрит утверждал, что он “предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”.

. Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же, – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь верх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения.

Начало Вселенной – атомы и пустота. Миров бесчисленное множество, а они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытии. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твёрдости.

Демокрит из Абдеры. полагал, что искони в течение беспредельного времени всё вообще – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости.

[УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ]

. Из этого правила человек должен узнать, что он далёк от [подлинной] действительности (что от него действительность скрыта).

В самом деле мы ничего ни о чём не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть [результат] притекающих [к нему образов].

[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота.

В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но [воспринимаем лишь] то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие [истечений от вещей].

Много раз [мною] было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая [вещь] есть и такие свойства в действительности ей не присущи.

На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине [лежит на дне морском].

Остроте мышления зрение мешает.

Демокрит заставил ощущения так говорить против разума:

“Жалкий разум, взяв у нас доказательства, ты нас же пытаешься ими опровергать! Твоя победа – твоё же падение”.

Каждый день у людей новые мысли.

Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы.

Есть два рода познания: один – истинный, другой – тёмный. К тёмному относятся все следующие [виды познания]: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что касается истинного [познания], то оно совершенно отлично от первого. Когда тёмный [род познания] уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование [должно проникнуть] до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятия), .

Мудрый человек есть мера всего, что существует. И действительно, через ощущение он есть мера чувственно воспринимаемых (вещей) и через разум есть мера (умопостигаемых) предметов. Ибо каждая (вещь) измеряется первым и простейшим в данном роде; первое же и простейшее во всяком роде есть совершенство. Итак, совершенство есть начало самого познания любой вещи, следовательно, познание всякой вещи совершается в познании её совершенства.

…Над всем тем, что ускользает от взора очей, господствует умственный взор.

[УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ]

…[Люди] произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания.

…Душа и ум одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы. Из форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же [по своей форме] ум и огонь.

[Душа] – огнеподобное сложное (соединение) умопостигаемых (телец), имеющих сферические формы и огненное свойство, она есть тело.

. Атомы шарообразной формы вследствие того, что они по своей природе никогда не пребывают в покое, двигаясь, вместе с собой влекут и приводят в движение тело в целом.

. Душа состоит из двух частей; она – имеет разумную [часть], помещающуюся в груди, и неразумную [часть], рассеянную по всему телу. Главенствующую часть души [он разместил] в мозгу.

. Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

Душа и ум одно и то же. не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным.

Всё имеет душу, и [даже] трупы, потому что в них всегда явственно находится нечто тёплое и способное ощущать, хотя большая часть [этого тёплого] и рассеялась.

[О БОГАХ И РЕЛИГИИ, ЭТИКА]

Демокрит говорит, что древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звёзд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги.

Если кто-нибудь с умом станет внимать моим изречениям, то он совершит много дел, достойных прекрасного мужа, и избегнет много дурного.

Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться [делать] свыше своих сил и своей природы. Но, даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надёжнее, чем избыток.

Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтюмия), которое нетождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.

Счастье и несчастье – в душе.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

Быть хорошим [человеком] – значит не [только] не делать несправедливости, но и не желать [этого].

Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Доступный подкупу никогда не может быть справедливым.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне не нравится.

Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.

. врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.

От мудрости получаются следующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, говорить и хорошо поступать.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Большой ум, а не многознание должно развивать.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Женщина не должна заниматься болтовнёй. Это ужасно.

Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием.

Бывают женщины, которые, подобно идолам [образам], великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца.

Немногословие есть лучшее украшение для женщины. Украшает женщину также отсутствие у неё нарядов.

По-моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы.

Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.

[ПОЛИТИКА]

Интересы государства должно ставить выше всего прочего и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побеждённых она одинаково гибельна.

Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Приобретать деньги – не бесполезно, но добывать их неправыми путями – самое худшее дело.

Надежда на нечестную прибыль есть источник убытка.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание прибавлять к ним.

[ПЕДАГОГИКА]

Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает [человека] и нет никакой разницы, от природы или от времени и учения быть преобразованным [в такой вид].

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов сами собой производятся.

Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки.

Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, а раннее воспитание и природа.

Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет благодетель, – стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Наихудшее, чему может научиться молодёжь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок.

Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные.

Смелость есть начало дела, конец же его зависит от счастья.

Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своей противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья, благодаря своим страстям.

Отрицал случайность и считал, что все происходит по необходимости. Это понимание необходимости вызвало возражение со стороны Эпикура. Отрицал бессмертие души, т. к. душа человека состоит тоже из атомов и имеет лишь временное существование.

Считал, что мир бесконечен, т. к. он никем не создан.
Для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств выдвинул Теорию истечений (эманацию). Этой теорией он объяснял также симпатии и антипатии людей. Теория истечений была намечена Эмпедоклом и развита Демокритом. Ему принадлежит первый в Древней Греции трактат по Логике, который был направлен против метафизики элейцев и пифагорейцев и получил дальнейшее развитие в Эпикурейской школе (хотя о самом Пифагоре он отзывался восторженно).

Платон хотел сжечь все книги Демокрита, но ему указали, что это бесполезно, т. к. они уже у многих на руках. И неудивительно: ведь Платон, упоминая почти всех древних философов, Демокрита не упоминает нигде, даже там, где надо было бы возражать ему. Ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с лучшим из философов

Многие в древности считали, что из философов выделяются Демокрит, Платон и Аристотель.

Эпикур очень уважительно относился к Демокриту. Считалось, что если бы Эпикура не научил Демокрит, то сам он бы не дошел до мудрости. Разногласие между ними заключалось в том, что Эпикур признавал все атомы малыми, а Демокрит полагал, что есть атомы весьма больших размеров.

Ницше: «О его жизни имеется мало данных, но много россказней: громадные путешествия, обеднение, почет, одиночество, большая работоспособность. Он – великий писатель. Цицерон ставит его наряду с Платоном. Исходным пунктом его учения служит положение Элеатов. Особенно сильное влияние было Парменида.
Исходный пункт о реальности движения присущ как Демокриту, так и Эмпедоклу, и Анаксагору. С Гераклитом у Демокрита общая вера в движение: что всякое движение предполагает некоторую противоположность, что борьба есть матерь вещей.

Из всех древнейших систем демокритовская – наиболее последовательная. Образование мира он представлял следующим образом: в бесконечном пространстве носятся атомы в вечном движении. Всякое движение он выводит из пустого пространства и тяжести: более тяжелые атомы падают вниз и своим давлением изгоняют дальше более легкие.

Душа состоит из самого подвижного вещества – из огня. Между каждыми двумя телесными атомами Демокрит помещает по одному атому души. Душа – есть наиболее существенная часть в человеке: тело не более как сосуд для нее.

"Полезно уметь не только говорить, но и молчать".

"Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию".

"Благоразумен тот, кто не печалится о том, что не имеет, но радуется тому, что имеет".

"Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток".

"Не место создает человека, а человек создает славу месту".

"Философия освобождает душу от страстей".

"Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и мудрость".

"Приобретать деньги не бесполезно, но добывать их неправедными путями – худшее из дел".

"Слово часто бывает убедительнее золота".

"Слово – тень дела".

"Лучше думать перед тем, как действовать, чем после".

"Жизнь без праздников – есть длинный путь без остановки для отдыха в гостиницах".

"Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко".

"Кто верит, что боги наблюдают за всем, тот ни тайно, ни явно не станет грешить".

"Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим".

"Воспитание – есть украшение в счастье и прибежище в несчастье".

"Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".

"Слава и богатство без рассудка – непрочное достояние".

"Постоянно размышлять о чем-нибудь прекрасном – есть свойство божественного ума".

"Сила и красота – суть блага юности, блага же старости – расцвет рассудительности".

"Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа".

"Великие удовольствия получаются от созерцания прекрасных произведений".

"Благоразумие отца – есть самое действительное наставление для детей".

"Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой".

"Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь".

"Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими".

"Благодеяния должно принимать только для того, чтобы потом ответить еще большими услугами".

"Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных".

"Единомыслие создает дружбу".

"Не родственные связи создают друзей, но общность интересов".

"Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит".

"Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием".

В своих педагогических сочинениях Аристотель довольно под­робно рассматривает многие важные вопросы воспитания. Воп­реки учению Платона, учеником которого он был на протяже­нии 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отождествлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя.

1 Аристотель. О частях животных. / Пер. с греч. В. П. Карпова — М 1937.

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит пред­ставление о единстве души и тела, как формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), разумной (функции мышления), жи­вотной (функции ощущения и желания). Исходя из этих пред­ставлений, Аристотель видел задачи воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, умственное и нрав­ственное воспитание в их гармоническом единстве. В частности, по мнению Аристотеля, для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения в справедливом и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а отсюда образуется нравствен­

ное поведение детей. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина, и во всем только середина, только равновесие хорошо и полез­но. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель, в от­личие от Платона, полагал, что семья не устраняется от воспита­ния, на ней главным образом лежит забота о нравственном вос­питании.

В медицинских сочинениях Аристотеля, таким образом, с по­зиции сравнительной анатомии органов речи у человека и жи­вотного мира определяется, какими качествами должен обладать речевой аппарат для возможности образования членораздельной речи. Аристотель рассматривает здесь роль языка, губ. Причину недостатков речи усматривает в нарушениях периферической части речевого аппарата человека.

В педагогических сочинениях Аристотеля рассматриваются вопросы умственного, физического, нравственного воспитания детей, роль упражнений, роль семьи в воспитательном процессе. И не находим никаких упоминаний о недостатках речи. Это об­стоятельство подтверждает мысль, что речевые расстройства в те далекие времена относились в разряду болезней и потому подле­жали вниманию врачей.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания В 3-х томах. — М., 1961.

Плутарху принадлежит также одно из наиболее полных опи­саний дефекта речи, которым страдал блестящий древнегречес­кий оратор и политический деятель Демосфен (384—322 гг. до нашей эры).

От рождения Демосфен был слабого и нежного телосложе­ния, с малых лет бьГл хвор и худ, читаем мы у Плутарха, зани­мавшегося жизнеописанием Демосфена. Кроме того, он обладал такими природными недостатками речи, как заикание и косноя­зычие. Следствием чего явились такие черты в характере Демос­фена, как робость, несмелость перед толпой, мнительность, не­преклонность, упорство, честолюбие, малодушие на войне и в опасностях. А также и то, что он, будучи уже блестящим орато­ром, никогда не выступал с речью, предварительно не подгото­вив, не записав ее.

Желание стать оратором у Демосфена появилось еще в юные годы, когда однажды он услышал выступление Каллистрата, за­мечательного греческого оратора. Возникшее страстное желание побудило Демосфена заниматься декламацией и сочинением ре­чей, брать уроки красноречия. Демосфен, посещал школу Пла­тона, благодаря чему сделал большие успехи в искусстве красно­речия. О речевом дефекте Демосфена упоминает Марк Фабий Квинтилиан, пишет известный отечественный ученый профес­сор И. А. Сикорский (1889), который тщательно изучал записки биографов Демосфена и пришел к заключению, что блестящий оратор древности действительно страдал заиканием. Причем ре­чевые судороги у него были настолько сильны, что отражались даже на его жестах. Демосфен имел и типичный для многих заи­кающихся характер: он был крайне впечатлителен и робок, вслед­ствие чего отличался тихим голосом и неуверенностью в себе.

Следует отметить, что Демосфен сам избрал путь избавления от заикания. Заказав себе зеркало в полный рост, он внима­тельно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позво­лило ему наметить целую систему различных речевых упражне­ний. В них он предусматривал не только регулярную трениров­ку правильной речи, но и воспитание в себе определенных черт личности.

Известно, например, что в речевых упражнениях он большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой целью максимально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декла­мировал стихи, взбираясь на крутые подъемы и пр. Чтобы раз­

вить силу и координированность мышечных движений речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие и удобоподвижные камешки.

Демосфен прилагал также очень серьезные усилия к тому, чтобы придать своей речи тщательную редакционную отделку. Он и впоследствии, уже будучи известным оратором, до мель­чайших подробностей продумывал предстоящее выступление или беседу: содержание, последовательность, фразы, выражение. Его биографы отмечают, что он никогда не выступал без тщательной .подготовки, несмотря на свою ораторскую опытность и посто­янный успех. Устранение всяких поводов к колебанию в выборе слов придавало течению его мысли ровный характер и тем об­легчало речь.

И все-таки, несмотря на многообразные и сложные речевые упражнения, на первом плане у Демосфена стояла задача побе­дить свою робость и смущение, вызываемое присутствием дру­гой личности или общества, приучить себя спокойно относиться к ним. Вот почему, в частности, свои речевые упражнения он проделывал у моря. Изменчивая картина волнующегося моря со­поставлялась у него с представлением о неспокойной и шумя­щей толпе. Известно также, что речевые занятия он нередко про­водил в присутствии посторонних лиц.

Немало помогало ему также стремление подражать выбран­ному образцу (для него это был Перикл), его внешним манерам, мысленно входил в его роль. Еще одним примером для него, а также и помощником, был его врач и учитель Неоптолем.

К сожалению, история не сохранила для нас полностью план лечения Демосфена. И мы знаем хорошо лишь то, что он, про­явив психологическую проницательность и собственную настой­чивую волю, достиг не только излечения, но и общего призна­ния своего ораторского таланта, представив собой блестящий и достойный подражания образец для любого взрослого человека, страдающего заиканием.

Сейчас для нас Демосфен является классическим примером логопедической работы над речью. Неустанно работая над своим произношением, Демосфен избавился от своих речевых дефек­тов и стал прекрасным оратором. Цицерон характеризовал его как образцового оратора. Его политические и судебные речи от­личались замечательной стилистической отделкой, тонкой рит­микой.

Таким образом, мы находим в сочинениях Плутарха два при­мера, показывающих особенности формирования правильной речи. Первый пример относится к системе развития речи у юных спартанцев, второй — к системе перевоспитания неправильной

речи (заикания и косноязычия) у прославленного древнегречес­кого оратора Демосфена.

Древнеримский ученый, энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н.э. — 40—45 гг.), заслуга которого прежде всего в том, что он собрал и сохранил для последующих поколе­ний много произведений древней медицины, а также оставил некоторые заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев.

Таким образом, Цельс усматривает причину расстройств речи в нарушении строения или подвижности периферической части речедвигательного механизма и рекомендует в качестве приемов устранения хирургические, терапевтические средства и речевые тренировки.

1 Цельс Авл Корнелий О медицине. Пер. В. Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца. - М., 1959. - С. 144.

Клавдий Гален (ок. 130—200 гг.) — древнеримский врач и ес­тествоиспытатель. После Гиппократа был самым крупным тео­ретиком античной медицины. Создал систему биологических и медицинских знаний. Он уточнил сведения о строении головно­го мозга и нервной системы, им описаны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинномозго­вые нервы. Гален различал 7 пар черепно-мозговых нервов. Мозг

он считал источником всех нервов. Он также установил, что пе­ререзка спинного мозга на определенном уровне ведет к нару­шению двигательных функций (параличи конечностей и пр.), параличу дыхательных мышц; перерезка блуждающего нерва — к потере голоса, чувствительности.

Гален описал механизм дыхания, понял роль активных дви­жений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. Установил, что дыхание представляет собой акт произвольный, и считал, что природа устроила это с той целью, дабы можно было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса и пр.

Гален значительно способствовал укреплению материалисти­ческих воззрений в медицине, хотя в философии следовал за Платоном (учение о пневме) и Аристотелем (учение о целенап­равленности). Отсюда Гален нередко верно описывал то, что видел, но под влиянием своего идеалистического мировоззрения давал фактам неверное толкование.

И. А. Сикорский 1 отмечал, что Галену принадлежит заслуга тщательной установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терми­нов anaudia (афазия), aphonia (афония), ischnophonia (заика­ние), traulotes (косноязычие), asapheia (невнятная речь).

1 Сикорский И. А. О заикании. — Киев, 1889. — С. 3—4.

Таким образом, мы видим, что основанием для взглядов Гале-на на расстройства речи послужили клинические наблюдения Гиппократа (связь между расстройствами речи и страданиями мозга) и естественно-исторические изыскания Аристотеля (связь с нарушениями строения и подвижности периферической части речевого аппарата).

Клавдий Гален в своих работах расширяет сведения о строе­нии и функциях головного мозга и нервной системы. Описывает механизм дыхания, уточняет терминологию болезней речи. Впер­вые он указывает на причины расстройства речи центрального и периферического характера, различает их врожденный и приоб­ретенный генез.

Квинтилиан выступал сторонником общественного воспита­ния детей. Ему принадлежит прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются толь­ко в правильном воспитании и обучении с учетом их индивиду­альных особенностей.

«Тупые и не поддающиеся учению умы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказатель­ством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надеж­ды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не приро­да виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не най­дешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием.

Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ре­бенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по его мне­нию, способствует выработке хорошего произношения, улучша­ет стиль речи, делает ее более выразительной.

1 Глебовский В. А. Древние педагогические писатели в биографиях и об­разцах. - СПб, 1903. - С. 96-112.

2Квинтилиан М. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Пер. с лат. А. Никольского. — СПб., 1834. — С. 2—3.

3 Там же. С. 66-67.

Таким образом, Марк Фабий Квинтилиан в своих педагоги­ческих сочинениях выступал сторонником общественного вос­питания детей с раннего возраста, последовательного и доступ­ного обучения детей. Важными являются его указания на то, что почти все дети от природы достаточно сообразительны и нужда­ются только в воспитании, что обучению и воспитанию подда­ются все дети без исключения.

Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение языка и музыка способству­ют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразитель­ности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значе­ние речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых возможных дефектах фонетичес­кой стороны речи у ребенка и дал практические советы для их предупреждения и устранения.

Сочинения философов, энциклопедистов того времени дают нам представление о культуре Древней Греции и Рима. В фило­софских, исторических, педагогических и медицинских сочине­ниях (Демокрита, Платона, Герадота, Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена, Квинтилиана и др.) отражены взгляды выдаю­щихся умов той эпохи на вопросы воспитания подрастающего поколения, вопросы сохранения здоровья, различные болезни и необходимые меры по их лечению. Встречаются в этих сочинени­ях и упоминания о воспитании правильной речи, о возможных ее расстройствах, о средствах их предупреждения и преодоления.

Отношение к вопросам воспитания и обучения, понимание болезней и их лечение определялись материалистическим (Де­мокрит) или идеалистическим (Платон) мировоззрением авто­ров. В объяснении происхождения болезней и соответственно их лечения преобладали гуморальная точка зрения (Гиппократ) и учение о пневме (Платон, Аристотель).

Для развития речи Платон считает необходимым специаль­ный подбор литературы для заучивания и рассказывания ребен­ком. Квинтилиан впервые обращает внимание на фонетические погрешности детского языка и рекомендует воспитывать пра­вильную речь у детей в раннем периоде их развития (до 7 лет). В связи с этим он указывает на полезность изучения детьми языка и занятий музыкой.

В этих сочинениях мы встречаем уже указания на главенству­ющую роль головного мозга во всей деятельности человека (Гип­пократ), описание органов и функций слуха, зрения, голоса и речи, в частности, языка и губ (Гиппократ, Аристотель), Гален уточнил сведения о строении и функции головного мозга, не­рвной системы, описал механизм дыхания.

Здесь впервые были предприняты попытки научного описа­ния отдельных расстройств слуха, голоса и речи, первые попыт­ки их дифференциации. У Гиппократа и Галена, в частности, встречаются упоминания о таких расстройствах речи (в их пере­воде на русский язык), как расстройства голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.

Характерно, что речевые расстройства рассматриваются в ряду других болезней, поражающих человека, но также и как симптом какого-то другого заболевания. Поэтому у Гиппократа мы нахо­

дим указания врачу при диагносцировании любой болезни обра­щать внимание на состояние слуха в речи больного.

Причинами расстройств речи, по мнению древних врачей, являются либо излишки влаги преимущественно в головном мозгу или в органах речи (Гиппократ), либо недостатки в строении или в функциях органов артикуляции (Аристотель, Цельс). Гален ука­зывал на возможность причин возникновения речевых рас­стройств как центрального происхождения, так и периферичес­кого. При этом обращал внимание на то, что речевые расстрой­ства могут быть либо врожденными, либо приобретенными.

Византия. Арабские халифаты

Похожие документы:

Л. С. Волкова и Заслуженный работник высшей школы рф, профессор (2)

. 74.3 Х91 Научные редакторы: Заслуженный деятель науки РФ, профессор Л.С.Волкова и Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В. И. Селиверстов. Составители: проф. Р. И.Лалаева .

Безопасность в чрезвычайных ситуациях анализ оказания догоспитальной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанными травмами в арктической зоне архангельской области

. детей. Онкопедиатрия. Кириллова О.А., Волкова Л.Д., Михайлова Е.В., Захарова Е.В., . проф., заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ Грибанов Анатолий . / Н.Гусева, д.м.н., профессор, руководитель лаборатории микроциркуляции и .

Программа 24 августа 2016 г

. аттестации. Мильруд Р.П., д.п.н., профессор кафедры «Международная профессиональная и . обучения. Волкова Е.В., учитель высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № . Кирилла и Мефодия МГОУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза писателей .

Программа и приглашение IV международная научно-практическая конференция, посвященная памяти выдающегося российского ученого-педагога

. профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, заслуженный работник высшей школы РФ Научная школа . подготовки Лысова И.И., Витохина О.А., Волкова О.В. Языковая подготовка студентов в .

. им.А.И. Герцена, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ Члены программного комитета Семикин Виктор . и импульсивность у игроков в компьютерные игры. (Москва) Волкова И.П. Специфика адаптации инвалидов по зрению .




Пример сочинения 1

У меня есть друг - Вася. Он сын судьи, но это совершенно не мешает нам дружить. Он, также как и я лишён счастливого детства, у нас похожи мысли, чувства. Нас связывает желание посочувствовать другу в горестях несчастного детства. Ещё одна связующая ниточка- моя маленькая сестра Маруся. Вася любит почти как родную, беспокоится о ней, о её здоровье.Он постоянно пытается её развеселить.

Васю считают сорванцом, которому присущи все пороки, возможные для его возраста. Но не удивительно что он стал сорванцом. Отец не обращает на него внимания, занимаясь своими чувствами и маленькой сестрой Васи, Соней. Старая нянька не подпускает даже близко его к Соне. Что ему оствалось делать? Вот и стал сорванцом. Но хоть ему и приписывают дурные качества, на самом деле это не так. Он добр, смел, милосерден, великодушен и не гнушается дружбой с теми кто ниже его по положению. Он очень хороший- мой друг Вася.


Пример сочинения 2

Меня зовут Валек. У меня был друг по имени Вася. Я познакомился с ним в часовне города Княжье-Вено. Сейчас я расскажу, каким был этот парнишка, и как завязалась наша дружба. Когда я находился в часовне, неизвестный мне мальчик спускался на землю при помощи двух ремней. Через некоторое время огромная сова вылетела из тёмного угла, мелькнула на фоне голубого неба в пролёте и шарахнулась вон.

Юноша испугался и крикнул, чтобы его поднимали, но этого не произошло. Вскоре я вышел и лучше разглядел моего будущего друга. Это был девятилетний мальчишка, меньше меня, одет он был опрятно, но его розоватые губы дрожали, белые волосы взъерошились, кожаная обувь испачкалась, в его голубых глазах виднелся страх, но сам он немного отодвинулся от стены и положил свои белые руки в карманы. Это было признаком, что он не боится меня. После напряжённого момента я помог Васе выбраться из часовни. За это он наградил нас с Марусей большими сладкими яблоками.

После наших многочисленных встреч я понял, какой на самом деле этот мальчик. Он был смелым, великодушным, верным, решительным и понимающим другом. Даже мой отец доверял ему. Вася не любил воровство. Он думал, что я очень хороший и никогда не ворую. Но когда я рассказал ему, что я украл несколько булок, он сказал, что воровать нехорошо и ушёл. Также он ничего не жалел для меня и Маруси. Наш друг носил больной Марусе игрушки из дома. Этот юноша умел хранить секреты. Он никому не говорил про меня, мою сестру и моего отца.

Вот таким был мой лучший друг Вася. Этот мальчишка являлся самым добрым и верным другом в моей жизни. Я его никогда не забуду.


Пример сочинения 3

Мой друг Вася, мальчик из хорошей семьи - который очень помог мне и моей сестре, в самый тяжелый момент и даже принес Машеньке куклу, когда она сильно болела. Мы познакомились с ним в тот момент, когда мы жили в подвале старой часовни - он случайно туда забрел и после длительного разговора, мы подружились. Вася был очень трогательным и чувственным мальчиком, готовым всегда прийти на помощь - это качество очень помогало ему в жизни и в общении с родными. Лично меня дружба с Васей научила - никогда не опускать руки и оставаться честным до последнего вдоха.

Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле, - никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.

Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.

Когда замок потерял для Васи привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел меня и девочку с голубыми глазками, мою сестру Марусю. С тех пор Вася часто приходил к нам в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни.

От меня Вася узнал, что серый камень высасывает из Маруси жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Мы с Васей собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли нашу дружбу, которая росла, несмотря на резкую противоположность наших характеров.

Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Я обнимал его как брат.

Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Маленькая кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Вася сообщил мне о своих опасениях. Он знал, что будет обнаружена пропажа куклы и ему достанется от отца. Вася понял, что не может лишить своего маленького друга первой и последней радости в её недолгой жизни.

Васю ждал серьёзный разговор с отцом, но он не испугался. Вася-человек сильный и смелый, добрый, способный понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать. Вот такой он, мой друг Вася. Он не боится жизни и не никогда не склонит голову перед трудностями.

Читайте также: