Портрет жанны самари сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Один из самых узнаваемых портретов в мире (1877). Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.

Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На сентиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже . Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея .

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

Ссылка на бесплатный курс

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “ Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва


Брату младшему задали написать план и сочинение по этому портрету. если у кого нибудь есть что то такое напишите пожалуйста

Ренуар Портрет Жанны Самари

Написать -то несложно, но это сочинение задали писать не нам, а твоему брату.
Вот пусть садиться и пишет, а что будет непонятно- стучитесь в почту, помогу.

Это портрет французской актрисы Жанны Самари кисти Ренуара, хранящийся в пушкинском музее в Москве.

Пьер–Огюст Ренуар . Портрет актрисы Жанны Самари. 1877года.
Позже Ренуар написал еще один парадный портрет в полный рост в розовом платье. Но именно этот портрет занял в творчестве
Ренуара свою особую нишу, став одной из самых искренних и прекрасных его работ. В этом портрете главную роль художник отдает лицу героини,
ее светлым, лучистым глазам. От глаз, лица в туманную розовую дымку уходят
плечи, волосы, руки - все это вторично. Всю сущность своей героини
Ренуар погрузил в ее взгляд. Ведь недаром говорят: глаза – это зеркало души. И через глаза мы в этом портрете видим ее душу. Она добра, очень открыта и искренна. Зрителю становится понятно отношение художника к прекрасным чертам актрисы, его настроение и восприятие. Безусловно, он восхищен ее юностью, ее свежестью, ее простыми, но тонкими чертами. Она не красавица, но он в ней увидел и изобразил столько красоты и жизни! На этом портрете она свободна, непринужденна, ее поза спокойна
и гармонична с ее характером – легким и открытым. Стоит сказать и об изобразительных средствах, использованных
при создании художником этой картиныВообще, живопись Ренуара имеет несколько характерных
особенностей. Его картины будто прозрачны. Исключительно разнообразны мазки
краски, положенные кистью Ренуара. Они то полупрозрачны, то плотно положены. Фактурное изображение предметов, колористические особенности
конкретного участка картины создают неповторимую живописностью. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных
тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего
времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку, когда краску
наносят тонкими полупрозрачными слоями.
Лицо Жанны Самари словно светится изнутри. Самый сильный цветовой акцент в картине - розовый фон - определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особый свет и подвижность. На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари. Четко
прорисованные глаза и губы Жанны Самари будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Фигура актрисы "вбирает" цвет
из переливчатого фона Образ как бы рождается на глазах зрителя Мазки - крупные, решительные, создают ощущение подвижности воздуха, жизни. Ренуар играючи сочетает холодные и теплые цвета, бесстрашно накладывает контрастные синие мазки на фон. Портрет – поясной, композиция практически центральная, но динамику картине придает диагональ руки Жанны, на которую она опирается. Из-за этого портрет не смотрится статичным.
Актриса словно только что подперла рукой голову и точно так же в любой момент
может сменить позу. . Это портрет, который несет в себе настроение - теплое,
весеннее, нежное. Он писан с любовью, огромным желанием и очень легко. На одном дыхании. И зритель о безусловно чувствует на себе счастливый взгляд Жанны Самари.

Она не была красавицей. Она не была великой актрисой. Возможно, имя ее затерялось бы во времени. Если бы однажды Огсюст Ренуар не увидел актрису на сцене одного из самых популярных парижских театров "Комеди Франсез" и был очарован ею.

Так родилась картина "Портрет актрисы Жанны Самари" - однин из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника.

Жанна Самари родилась в 1857 году в семье, связанной с искусством. Бабушка была актрисой, отец - виолончелистом Парижской оперы, брат также был актером. Поэтому нет ничего удивительного, что и Жанна в возрасте 14 лет поступила в Парижскую консерваторию. В 1875 году, когда ей было 18 лет, стала выступать в "Комеди Франсез".

Она не была звездой театра, играла в основном служанок и субреток. Но Ренуар выделил её из толпы талантов и красавиц.

Огюст Ренуар написал несколько портретов актрисы, но этот, ныне украшающий один из залов Пушкинского музея в Москве, самый известный. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка. "Луч солнца", - так называл Ренуар свою модель.

В 1877 Ренуар выставил "Портрет Жанны Самари" на третьей выставке импрессионистов. Критики приняли его негативно. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”. " Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала", - писал один из критиков.

Картина написана широкими мазками. Отсутствие фона, и мдель выступающая словно из тумана. В те годы импрессионисты еще не достигли своей славы. Зрители требовали красивых и прилизанных портретов. А в картине Ренуара еще "дикое" сочетание цветов: зеленое на розовом. Разве такое допустимо?

Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Портреты Жанны Ренуар писал с удовольствием. "Она приходила к художнику рано утром и надевала платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица", – рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер.

Жанна проводила много времени в мастерской художника. Ходили слухи, что они были любовниками. Вряд ли. Сама Жанна в последствии говорила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти".

Вскоре Жанна Самари отказалась позировать художнику. У 23-летней Жанны начался роман с Полем Лагардом, сыном богатого биржевого брокера. Это был скандал – отпрыск респектабельного семейства хочет жениться на актрисе! Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной. Родители жениха даже не присутствовали на церемонии брака в 1880 году.

У них родилось три дочери. Первая умерла в младенчестве, а две другие пошли по стопам матери - тоже стали актрисами.

Жизнь Жанны Самари была недолгой. В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. Там актриса сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года.

Её муж Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.
Дюран-Рюель купил портрет Жанны за 13300 франков и перепродал русскому купцу Ивану Морозову. Так портрет Жанны Самари оказался в России.

Презентация включает в себя краткие сведения о художнике и создании картины. Интересные факты из жизни актрисы Жанны Самари. Видео файлы о картине.

Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари

Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари

Портрет Жанны Самари

Работа по картине Огюста Ренуара "Портрет Жанны Самари"

Работа по картине Огюста Ренуара

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.
Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.
Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?
Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника

Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника

Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины — оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту
Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.
Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.
Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.
Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.
Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

Ренуар приукрасил внешность Жанны

Ренуар приукрасил внешность Жанны

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари
Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.
Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.
Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг

На фото Жанна в сценическом костюме

На фото Жанна в сценическом костюме

На фото Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.
Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

Реакция публики на портрет была неоднозначной

Реакция публики на портрет была неоднозначной

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной
Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На сентиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Огюст Тульмуш. Любовное письмо

Огюст Тульмуш. Любовное письмо

Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание.

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США.

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа: «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ренуар написал 5 портретов Жанны

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны
Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.
Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).
Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.
Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им картину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878г.
Государственный Эрмитаж,
г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет

Ренуар написал ещё один портрет

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.

Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США

Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна заказывала портреты у других художников

5. Жанна заказывала портреты у других художников
Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.
Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.
И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж.

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

Личная жизнь актрисы Вскоре Жанне уже было не до портретов

Личная жизнь актрисы Вскоре Жанне уже было не до портретов

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.
Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.
Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.
Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.
Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

У картины есть один секрет У картины есть небольшой секрет

У картины есть один секрет У картины есть небольшой секрет

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.
Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.
Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный.

Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, портретист, один из почитателей импрессионизма

Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, портретист, один из почитателей импрессионизма

Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, портретист, один из почитателей импрессионизма. Женские портреты занимают основное место в творчестве Ренуара. Одним из самых известных стал портрет начинающей актрисы театра Жанны Самари. Лик Жанны излучает трогательную женственность, изысканность и красоту. Читается едва уловимая улыбка и выразительный взгляд. Ренуар виртуозно передал глубокий взгляд актрисы с роскошными рыжими волосами и нежной, молочной кожей на полотне, создав очаровательный портрет неподвластный времени.


Ренуар достаточно быстро освоил жанр пейзажа. Но главным в его творчестве был портрет. Свой путь в искусстве художник начал с изображения лиц. Напомним, что вначале Ренуару пришлось зарабатывать на жизнь именно рисованием.

Художник был старшим в многодетной семье и его достаточно рано отдали на фарфоровую фабрику, где он преуспел, рисуя профиль Марии-Антуанетты на тарелках и чашках. В то время росписи делались вручную, штамповки ещё не существовало.
Ренуар рисовал молодость и красоту, и к нему выстроилась очередь из желающих быть изображёнными на портрете.

Художник очень любил писать женщин и детей, которых он сравнивал с плодами и цветами. Образы женщин занимали особое место в его творчестве. Он воплощал духовную чистоту, ясность и безмятежность жизни в женских образах. Но, наверное, самый знаменитый портрет Ренуара – это портрет Жанны Самари.

В России находятся два её портрета, но тот, что хранится в Эрмитаже, не столь знаменит и бывает, что актрису даже не узнают. Многие специалисты считают, что выставленный в ГМИИ портрет актрисы – лишь подготовительный этюд к парадному портрету Жанны, который экспонируется в Эрмитаже.

Именно Ренуар дал Жанне вторую, бессмертную жизнь. Вряд ли кто помнил бы её сто лет спустя, ведь ее творчество не было известно за пределами Франции, несмотря на фантастическую популярность Жанны Самари на Родине. Самари обожали, боготворили. И сама она была очень доброй, весёлой и жизнерадостной, улыбка никогда не сходила с её лица.

Самари отличалась живостью характера, и всегда была душой любой компании. В то время о Жанне писали, что она обладает некоей необыкновенной магией, притягивая к себе всё внимание одним своим появлением на сцене, весёлым смехом, похожим на звенящий колокольчик. Но обессмертило её не театральное амплуа, не её характер и не её талант.

Огюст Ренуар сделал актрису действительно знаменитой.

Жорж Апантье, издатель и покровитель Ренуара, познакомил художника с актрисой. Вероятно, встреча произошла в салоне мадам Шарпантье.

В феврале 1877 года художник готовился к выставке и, как он отмечал позже, стоя спиной ко входу в помещение, просто затылком почувствовал, что в комнате стало светлее, теплее и радостнее. Он оглянулся и увидел Жанну Самари. Ренуару сразу захотелось написать её портрет.

И актриса тоже была этому рада – ей было 20 лет и никто ещё не писал её. По счастливой случайности ничего не препятствовало этому – художник и актриса жили по – соседству, на Монмартре. (Небольшое лирическое отступление об этой местности в конце XIX века. Это сейчас гора Монмартр вошла в состав Парижа. Тогда это был пригород.

Да и сам Париж выглядел ужасно. Тогдашний правитель, Наполеон III – племянник Наполеона Бонапарта, мерзейший тип, пережил 23 покушения на свою жизнь, смертельно боялся 24-го и приказал мэру Парижа оздоровить город. Тогда и были разбиты широкие проспекты, разбиты клумбы, посажены цветы.

Деревни же, которые входили в состав Парижа были выведены за город. Крестьяне, жившие в черте города, получили значительные субсидии и ушли, построив на полученные деньги добротные дома за городом. Поэтому горожане могли снимать хорошее жильё за умеренную плату).

До замужества актриса жила недалеко от студии Ренуара и часто позировала художнику.

Когда Ренуар писал портрет Жанны, её мама присутствовала на сеансах, боясь, наверное, возникновения романтических отношений между художником и дочерью.

Во время сеансов, Ренуар никогда не мучил модель неподвижным сидением перед ним. Портретируемый мог делать всё, что угодно, в то время, как Ренуар писал портрет.

Улыбчивая и задумчивая одновременно, в очаровательном жемчужно- зелёном платье актриса изображена на воздушном розовом фоне. Ренуар подчеркнул её лучшие черты, её женственную грацию, немного озорное выражение голубых глаз и сияющую улыбку, которая “освещает всё вокруг”.

Сам Ренуар писал о своей цветовой гамме: “Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает”. Здесь, естественно – это розовый цвет фона. И он здесь действительно потрясающий – от красноватого до нежно розово-пастельного.

“Затем, – продолжал художник, – нужно взять цвет, который есть в реальности, и нанести тоже.” Здесь – изумрудно-зелёный цвет её платья. “А потом, – утверждал Ренуар, – если видишь, что два цвета плохо согласуются, то нужно найти третий – примиряющий”. И тут он чётко понимал, что зелёный и розовый плохо сочетаются друг с другом.

(Это противоречивое сочетание цветов отметил и А.Пю Чехов в “Трёх сёстрах”, когда Ольга говорит сестре:”Боже, розовое платье и зелёный пояс! Помилуй, это же неприлично!) И он гениально снимает противоречие третьим цветом – рыжим, жёлто-рыжей копной её волос. Вот этим он достигает полной гармонии.

Альберт Вольф писал: “Это напоминает не женский портрет, а блюдо из фисташек и крыжовника, которое хочется есть ложками”

Полотно происходит из коллекции И.А.Морозова.

Огюст Ренуар в ГМИИ

Жанна Самари и ее портреты


Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. А это сама Жанна Самари. Узнаёте?

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г. Видимо, и Ренуар видел в ней нечто большее, чем обычную земную женщину, – прекрасный и лёгкий образ, который вдохновляет нас и спустя многие десятилетия.

Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879). А этот – Шарля Эмиля Огюста Каролюс-Дюрана (1885). Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.

Актриса Жанна Самари на полотнах Ренуара и на фотографиях


Слева – Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1877. Справа – Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара.

Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни.

Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника – увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари.

Слева – Шарль Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Жанна Самари, 1885. Справа – Жанна Самари. Фото, 1890

Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи, 1877

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари, 1879

Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки – традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах.

Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1878

В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье.

Огюст Ренуар. Автопортреты, 1875 и 1876

Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.

Жанна Самари


January 8th, 2009

Мне так нравится читать твои подборки, душа отдыхает:)

мне тоже нравится про них читать, поэтому добавляю тока картины, где-то что-то убираю, где-то добавляю и выкладываю))не я ж автор… но все равно пожалуйста

(Reply) (Parent) (Thread)

Тот который “расплывчатый” в Вашингтоне да? а этот в полный росто который тот в Питере )
Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Читайте также: