Сочинение на тему навруз

Обновлено: 04.07.2024

Весна у всех народов – время возрождения и обновления, пора ожиданий инадежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие всемье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И всеэти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз.
Навруз на фарсиозначает “новый день”, а точнее “новый день нового года”. Он отмечается21 марта – в день весеннего равноденствия.
Как всякая встречанового года, Навруз прежде всего веселый народный праздник. Но в отличиеот европейского нового года, Навруз отмечается днем.
Занесколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во времякоторого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки. Ведьэто так естественно – встречать праздник в нарядном и ухоженном доме. Кначалу Навруза должны быть закончены и все домашние хлопоты, связанные сприготовлением праздничного угощения.
Разнообразная иобильная трапеза является центром праздника, который и устраивается внадежде на предстоящий урожайный и прибыльный год. В этот день надастархан подают разные национальные блюда – плов, шурпу, варенуюбаранину или говядину, кук-самсу – пирожки с зеленым луком, сладкуюнишолду.
Но венцом праздничных угощений является ритуальноеблюдо сумаляк, который жители республики могут попробовать раз в год, аее гости, скорее всего, раз в жизни. Сумаляк варят из муки и проросшихзерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и представляетсобой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Варят его,медленно помешивая, целые сутки в больших котлах, на дно которых кладутокруглые камушки, чтобы сумаляк не пригорал. Приготовление сумаляка -древний обряд, по традиции, этим занимаются женщины, причем они поютчастушки-ляпаты, танцуют под звуки дойры, рассказывают были и небылицы,веселятся и шутят. Готовым блюдом угощают родных и близких, гостей,соседей. Считается добрым знаком, если гостю в чашку с сумалякомпопадется камушек – значит, весь год до следующего Навруза он будетвесел, удачлив и здоров.
Между тем в скверах и на площадях нафоне цветущих деревьев начинается стихийное веселье. Появляютсятрадиционные персонажи – Бахор-Ханум – Весна, Дехкан-Бобо -Дед-Земледелец, Момо-Ер – Земля. На украшенной цветами машине, всопровождении музыкантов они объезжают улицы и приглашают жителей игостей на главную площадь, где поздравляют всех с Наврузом.
Постаринному обычаю, в день праздника люди прощают друг другу все обиды,мирятся те, кто находится в ссоре. Многие навещают бедных, одиноких инемощных, согревают их заботой, одаривают подарками. ПразднованиеНавруза длится целый месяц.

Весна у всех народов – время возрождения и обновления, пора ожиданий и надежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И все эти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз.Навруз на фарси означает “новый день” или “новый год”.Он отмечается 21 марта- в день весеннего равноденствия.
Как всякая встреча нового года,Навруз прежде всего веселый народный праздник.
За несколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во время которого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки.Ведь это так естественно-встречать Навруз в красивом и ухоженном доме.
В этот день на дастархан подают разные национальные блюда- плов,шурпу,сваренную баранину или гавядину,куксамсу, пирожки с зеленым луком и Навруз коже состоящий из семи частей.
Но венцом праздничных угощений является -” Сумаляк”, который жители республики могут попробовать раз в год.
Сумаляк варят из муки и проросших зерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и представляют собой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Варят его, медленно помешивая, в больших котлах, на дно которых кладут круглые камушки, чтобы Сумаляк не пригорал.
Приготовление Сумаляк – древний обряд, по традиции этим занимаются женщины, и еще они поют частушки и танцуют под звуки домбры, рассказывают были и небылицы.Готовым блюдом угощают родных, близки и соседей. Считается добрым знаком если гостю с чашкой сумаляка попадется камушек, значит весь год будет веселым и счастливым.
По старинному обычаю в день праздника люди прощают друг другу все обиды и мирятся те кто находится в ссоре.Празднование Навруза длится целый месяц.

Весна у всех народов – время возрождения и
обновления, пора ожиданий и надежд на мир
между людьми, на добрый урожай, на любовь
и согласие в семье, на здоровье и счастье
детей, на приплод в хлеву и кошаре. И все
эти ожидания воплощены в весеннем
празднике Навруз. Навруз на фарси означает
“новый день”, а точнее “новый день нового
года”. Он отмечается 21 марта – в день
весеннего равноденствия. Как всякая
встреча нового года, Навруз прежде всего
веселый народный праздник.
Но в отличие от европейского нового года,
Навруз отмечается днем. За несколько дней
до начала праздника обычно устраивается
хашар, во время которого жители убирают,
чистят и украшают свои города и поселки.
Ведь это так естественно – встречать
праздник в нарядном и ухоженном доме. К
началу Навруза должны быть закончены и
все домашние хлопоты, связанные с
приготовлением праздничного угощения.
Разнообразная и обильная трапеза является
центром праздника, который и устраивается
в надежде на предстоящий урожайный и
прибыльный год. В этот день на дастархан
подают разные национальные блюда – плов,
шурпу, вареную баранину или говядину, кук-
самсу – пирожки с зеленым луком, сладкую
нишолду.
Но венцом праздничных угощений является
ритуальное блюдо сумаляк, который жители
республики могут попробовать раз в год, а ее
гости, скорее всего, раз в жизни. Сумаляк
варят из муки и проросших зерен пшеницы,
которые являются символом вечной жизни, и
представляет собой яство, вкусом и
сладостью похожее на густой кисель. Варят
его, медленно помешивая, целые сутки в
больших котлах, на дно которых кладут
округлые камушки, чтобы сумаляк не
пригорал. Приготовление сумаляка – древний
обряд, по традиции, этим занимаются
женщины, причем они поют частушки-ляпаты,
танцуют под звуки дойры, рассказывают
были и небылицы, веселятся и шутят.
Готовым блюдом угощают родных и близких,
гостей, соседей. Считается добрым знаком,
если гостю в чашку с сумаляком попадется
камушек – значит, весь год до следующего
Навруза он будет весел, удачлив и здоров.
Между тем в скверах и на площадях на фоне
цветущих деревьев начинается стихийное
веселье. Появляются традиционные
персонажи – Бахор-Ханум – Весна, Дехкан-
Бобо – Дед-Земледелец, Момо-Ер – Земля. На
украшенной цветами машине, в
сопровождении музыкантов они объезжают
улицы и приглашают жителей и гостей на
главную площадь, где поздравляют всех с
Наврузом.

Весна у всех народов – время возрождения и обновления, пора ожиданий и надежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И все эти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз.Навруз на фарси означает “новый день” или “новый год”.Он отмечается 21 марта- в день весеннего равноденствия.
Как всякая встреча нового года,Навруз прежде всего веселый народный праздник.
За несколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во время которого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки.Ведь это так естественно-встречать Навруз в красивом и ухоженном доме.
В этот день на дастархан подают разные национальные блюда- плов,шурпу,сваренную баранину или гавядину,куксамсу, пирожки с зеленым луком и Навруз коже состоящий из семи частей.
Но венцом праздничных угощений является -” Сумаляк”, который жители республики могут попробовать раз в год.
Сумаляк варят из муки и проросших зерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и представляют собой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Варят его, медленно помешивая, в больших котлах, на дно которых кладут круглые камушки, чтобы Сумаляк не пригорал.
Приготовление Сумаляк – древний обряд, по традиции этим занимаются женщины, и еще они поют частушки и танцуют под звуки домбры, рассказывают были и небылицы.Готовым блюдом угощают родных, близки и соседей. Считается добрым знаком если гостю с чашкой сумаляка попадется камушек, значит весь год будет веселым и счастливым.
По старинному обычаю в день праздника люди прощают друг другу все обиды и мирятся те кто находится в ссоре.Празднование Навруза длится целый месяц.

Весна у всех народов – время возрождения и обновления, пора ожиданий и надежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И все эти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз. Навруз на фарси означает “новый день”, а точнее “новый день нового года”. Он отмечается 21 марта – в день весеннего равноденствия. Как всякая встреча нового года, Навруз прежде всего веселый народный праздник.
Но в отличие от европейского нового года, Навруз отмечается днем. За несколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во время которого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки. Ведь это так естественно – встречать праздник в нарядном и ухоженном доме. К началу Навруза должны быть закончены и все домашние хлопоты, связанные с приготовлением праздничного угощения. Разнообразная и обильная трапеза является центром праздника, который и устраивается в надежде на предстоящий урожайный и прибыльный год. В этот день на дастархан подают разные национальные блюда – плов, шурпу, вареную баранину или говядину, кук-самсу – пирожки с зеленым луком, сладкую нишолду.
Но венцом праздничных угощений является ритуальное блюдо сумаляк, который жители республики могут попробовать раз в год, а ее гости, скорее всего, раз в жизни. Сумаляк варят из муки и проросших зерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и представляет собой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Варят его, медленно помешивая, целые сутки в больших котлах, на дно которых кладут округлые камушки, чтобы сумаляк не пригорал. Приготовление сумаляка – древний обряд, по традиции, этим занимаются женщины, причем они поют частушки-ляпаты, танцуют под звуки дойры, рассказывают были и небылицы, веселятся и шутят.
Готовым блюдом угощают родных и близких, гостей, соседей. Считается добрым знаком, если гостю в чашку с сумаляком попадется камушек – значит, весь год до следующего Навруза он будет весел, удачлив и здоров. Между тем в скверах и на площадях на фоне цветущих деревьев начинается стихийное веселье. Появляются традиционные персонажи – Бахор-Ханум – Весна, Дехкан-Бобо – Дед-Земледелец, Момо-Ер – Земля. На украшенной цветами машине, в сопровождении музыкантов они объезжают улицы и приглашают жителей и гостей на главную площадь, где поздравляют всех с Наврузом.

Весна у всех народов - время возрождения и обновления, пора ожиданий инадежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие всемье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И всеэти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз.
Навруз на фарсиозначает "новый день", а точнее "новый день нового года". Он отмечается21 марта - в день весеннего равноденствия.

Как всякая встречанового года, Навруз прежде всего веселый народный праздник. Но в отличиеот европейского нового года, Навруз отмечается днем.

Занесколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во времякоторого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки. Ведьэто так естественно - встречать праздник в нарядном и ухоженном доме. Кначалу Навруза должны быть закончены и все домашние хлопоты, связанные сприготовлением праздничного угощения.

Разнообразная иобильная трапеза является центром праздника, который и устраивается внадежде на предстоящий урожайный и прибыльный год. В этот день надастархан подают разные национальные блюда - плов, шурпу, варенуюбаранину или говядину, кук-самсу - пирожки с зеленым луком, сладкуюнишолду.

Но венцом праздничных угощений является ритуальноеблюдо сумаляк, который жители республики могут попробовать раз в год, аее гости, скорее всего, раз в жизни. Сумаляк варят из муки и проросшихзерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и представляетсобой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Варят его,медленно помешивая, целые сутки в больших котлах, на дно которых кладутокруглые камушки, чтобы сумаляк не пригорал. Приготовление сумаляка -древний обряд, по традиции, этим занимаются женщины, причем они поютчастушки-ляпаты, танцуют под звуки дойры, рассказывают были и небылицы,веселятся и шутят. Готовым блюдом угощают родных и близких, гостей,соседей. Считается добрым знаком, если гостю в чашку с сумалякомпопадется камушек - значит, весь год до следующего Навруза он будетвесел, удачлив и здоров.

Между тем в скверах и на площадях нафоне цветущих деревьев начинается стихийное веселье. Появляютсятрадиционные персонажи - Бахор-Ханум - Весна, Дехкан-Бобо -Дед-Земледелец, Момо-Ер - Земля. На украшенной цветами машине, всопровождении музыкантов они объезжают улицы и приглашают жителей игостей на главную площадь, где поздравляют всех с Наврузом.

Постаринному обычаю, в день праздника люди прощают друг другу все обиды,мирятся те, кто находится в ссоре. Многие навещают бедных, одиноких инемощных, согревают их заботой, одаривают подарками. ПразднованиеНавруза длится целый месяц.

бывают в жизни разные моменты - радости, горести, переживания. в любые такие моменты всегда найдутся добрые слова.в радостные моменты добрые слова - как радуга после весёлого дождика, в момент печали - бальзам для души. в минуты беды добрые слова для человека как скала спасения. в минуты радости капля добра никогда не будет лишней, а наоборот сделает человека ещё радостней.

пЕсОк ЕНОТ НиТь

кОвЁр ОРЁЛ РуЛь

иСтОк СТОЛ ТеЛо

Це періодичні процеси появи й розвитку на Сонці активних областей, що характеризуються виходом на поверхню сильних магнітних полів. Цикли сонячної активності — періодична 11-річна активізація в сонячній атмосфері з виникненням підвищеної кількості плям, факелів, спалахів, протуберанців і підвищення їх енергії. Деякі дослідники припускають вплив активності Сонця на переміщення в земній корі, землетруси, вулканізм тощо. Комплексні дослідження сонячно-земних зв'язків проводяться в рамках міжнародних досліджень (Міжнародний геофізичний рік та ін.).

В ХХ веке НЕ было изобретен: 1.Компьютер; 2.Пароход; 3.Видеомагнитофон В ХХ веке появилась профессия: 1.фотограф; 2.лётчик; 3.же

Заемщик получил кредит под 25% годовых на условиях возврата суммы кредита и процентов по нему ровно через год.Инфляция ожидалась

Какое оборудование используется на занятиях по гимнастике в школьном зале а) ворота б) перекладина в) стартовые колодки г) ба

Весна у всех народов - время возрождения и обновления, пора ожиданий и надежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И все эти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз.
Навруз на фарси означает "новый день", а точнее "новый день нового года". Он отмечается 21 марта - в день весеннего равноденствия.

Как всякая встреча нового года, Навруз прежде всего веселый народный праздник. Но в отличие от европейского нового года, Навруз отмечается днем.

За несколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во время которого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки. Ведь это так естественно - встречать праздник в нарядном и ухоженном доме. К началу Навруза должны быть закончены и все домашние хлопоты, связанные с приготовлением праздничного угощения.

Разнообразная и обильная трапеза является центром праздника, который и устраивается в надежде на предстоящий урожайный и прибыльный год. В этот день на дастархан подают разные национальные блюда - плов, шурпу, вареную баранину или говядину, кук-самсу - пирожки с зеленым луком, сладкую нишолду.

Но венцом праздничных угощений является ритуальное блюдо сумаляк, который жители республики могут попробовать раз в год, а ее гости, скорее всего, раз в жизни. Сумаляк варят из муки и проросших зерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и представляет собой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Варят его, медленно помешивая, целые сутки в больших котлах, на дно которых кладут округлые камушки, чтобы сумаляк не пригорал. Приготовление сумаляка - древний обряд, по традиции, этим занимаются женщины, причем они поют частушки-ляпаты, танцуют под звуки дойры, рассказывают были и небылицы, веселятся и шутят. Готовым блюдом угощают родных и близких, гостей, соседей. Считается добрым знаком, если гостю в чашку с сумаляком попадется камушек - значит, весь год до следующего Навруза он будет весел, удачлив и здоров.

Между тем в скверах и на площадях на фоне цветущих деревьев начинается стихийное веселье. Появляются традиционные персонажи - Бахор-Ханум - Весна, Дехкан-Бобо - Дед-Земледелец, Момо-Ер - Земля. На украшенной цветами машине, в сопровождении музыкантов они объезжают улицы и приглашают жителей и гостей на главную площадь, где поздравляют всех с Наврузом.

По старинному обычаю, в день праздника люди прощают друг другу все обиды, мирятся те, кто находится в ссоре. Многие навещают бедных, одиноких и немощных, согревают их заботой, одаривают подарками. Празднование Навруза длится целый месяц.

Наурыз - это день обновления природы. В Наурыз народ одевает самые лучшие и красивые наряды и встречает новый год с великой радостью. Символом праздника является тюльпан. Люди прощают друг другу все обиды, мирятся.

Сочинение на тему Праздник Навруз
Весна у всех народов - время возрождения и обновления, пора ожиданий и надежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву и кошаре. И все эти ожидания воплощены в весеннем празднике Навруз.
Навруз на фарси означает "новый день", а точнее "новый день нового года". Он отмечается 21 марта - в день весеннего равноденствия.

Как всякая встреча нового года, Навруз прежде всего веселый народный праздник. Но в отличие от европейского нового года, Навруз отмечается днем.

За несколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во время которого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки. Ведь это так естественно - встречать праздник в нарядном и ухоженном доме. К началу Навруза должны быть закончены и все домашние хлопоты, связанные с приготовлением праздничного угощения.

Разнообразная и обильная трапеза является центром праздника, который и устраивается в надежде на предстоящий урожайный и прибыльный год. В этот день на дастархан подают разные национальные блюда - плов, шурпу, вареную баранину или говядину, кук-самсу - пирожки с зеленым луком, сладкую нишолду.

Празднование навруза. Архив

Навруз – праздник начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Он отмечается в день весеннего равноденствия. В 2010 году Навруз начнется вечером 20 марта.

Навруз – праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. В 2010 году Навруз начнется вечером 20 марта.

Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Его написание и произношение могут различаться в разных странах – Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.

Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI – IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания – Зороастр). Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза – это священная книга зороастризма "Авеста".

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный – 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1-го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время – на зимние.

В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2010 году День весеннего равноденствия, т.е. день, когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 20 марта в 20 часов 32 минуты по московскому времени.

По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта – выходным днем.

Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.

Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили ‑ чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.

Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Обязательно стирается одежда, особенно детская – ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Навруз – это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют – останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты – сипанд, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина – санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи. Возможен другой набор 7 предметов, например, в Иране в него входят секке ‑ монета; серке ‑ уксус; сир – чеснок; сумах – специя; саману (у других народов сумалак) – блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед ‑ ягода лоха; сабзе – зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.

На Навруз готовится плов - в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) – мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак – это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера длятся веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.

Эта традиция сохранилась в Иране. Празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар ("Тринадцатое вне дома").

Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на природе, как бы примиряясь с ней. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.

Читайте также: