Сочинение мелодии на заданный текст

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Раскрытие возможностей уроков музыки в развитии творческих способностей детей.

Задачи: познакомить с музыкально-творческими приёмами, педагогическими технологиями, которые помогут развивать жизнетворческие компетенции на уроках искусства.

Мне хотелось бы задать вам вопрос: Как вы понимаете творчество? Что такое творчество?

А вот варианты, которые нам предлагают словари

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности (Большой энц. словарь).

Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской (психологический глоссарий)

Прочитанные определения говорят о творчестве, как о деятельности, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Эта задача решается не столько через объяснение и приобщение к музыке, сколько через процесс активного ее восприятия на основе собственной творческой деятельности детей в доступной для них форме.

Вот примеры некоторых музыкально-творческих приемов и технологий, которые я использую на своих уроках.

Игровые технологии – музыкальные игры и викторины, кроссворды, загадки.

Пластическая импровизация - музыкальный звук-музыкальный образ- способ его воплощения.

Вокальная импровизация – сочинение мелодии на заданный текст, её исполнение.

Сочинение-миниатюра (эссе) – сочинение истории, которую поведала музыка.

Перевод музыки на язык другого вида искусства – сочинение рассказа, перевод на язык красок, движения, пантомимы

Инструментальное исполнительство – игра на простейших ритмических инструментах (ритмическая партии, сочетание вокальной группы и инструментальной при исполнении произведений, совместная творческая деятельность учителя и учащихся.

Давайте остановимся на некоторых из них и поработаем в группах.

Угадай мелодию. Работа в группах.

1. Звучат фрагменты детских песен (без слов.) Ученики. слушая фонограмму должны узнать и пропеть фрагмент песни :

Вместе весело шагать, Песня мамонтёнка, Во поле береза стояла, В лесу родилась елочка и др.

2. Угадай мелодию (иллюстрация к песне)

Ученики. должны узнать название песни по иллюстрации (рисунки детей)

Подведение итогов работы в группах.

Поаплодируем друг другу. Всё здорово получилось! Молодцы!

Узнай инструмент (иллюстрация) :

Звучат фрагменты исполнения на различных инструментах.

Ученики определяют тембр музыкального инструмента. который звучит и после этого демонстрируется рисунок инструмента (слайд)

Пластическая импровизация. Работа в группах.

Каждой группе включается определённая композиция, а вы должны изобразить песню без слов.

Пример: Во поле береза стояла (в центре человек с вытянутыми руками, вокруг него водится хоровод)

Ученики быстро создают пластическую импровизацию, время на обдумывание не более 2 минут.

Создадим оркестр - игра на простейших ритмических инструментах (ритмическая партии, сочетание фонограммы произведения и инструментальной импровизации учащихся, совместная творческая деятельность учителя и учащихся

Давайте выясним, что должно быть у хорошего музыканта?

Выводы:

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность учеников : в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Актуальность

Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окрасе силе и т.д.): дети вслушиваются в них, сравнивают, выделяют, обобщают их различные свойства. В процессе обследования у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается инициативность и самостоятельность.

В многочисленных работах о песенном творчестве дошкольников показано, что дети старшего дошкольного возраста способны сами выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, сочинять мелодии на заданный текст, попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).

К сожалению, одной из проблем, с которой сталкиваюсь, является низкая способность детей в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт.

Недостаточные возможности традиционного подхода к разрешению данной проблемы побудили к поиску эффективных методов и приемов, свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ-РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать образовательный процесс результативным.

Для решения поставленных задач:

• формировать у детей:

    • понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;
    • умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии на заданный текст;
      • музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
      • мыслительные действия: моделирование, группировка;
      • творческую активность в сочинении мелодии на заданный текст;
      • интерес к песенному творчеству;
      • музыкальную память;

      и игровые приемы:

      • моделирование объекта с помощью значков, схем, картинок;

      Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

      Цель: формирование умений детей создавать собственный вариант сочинения мелодии на заданный текст с помощью ТРИЗ технологии.

      • у детей понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;
      • умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии по заданному тексту;
      • развивать:
      • музыкальные способности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
      • мыслительные действия: моделирование, группировка;
      • творческую активность в сочинении мелодии на заданный текст;
      • интерес к песенному творчеству;
      • музыкальную память.

      • Сочинение простейших мелодий на заданный текст по модели.

      Оборудование и материалы: мультимидийный экран, видеосюжеты; морфологическая таблица; картинки - значение имени признака для фланелеграфа; музыкальные инструменты; музыкально-дидактические пособия; маленький мячик; длинная атласная лента сшитыми концами; альбомные листы, фламастеры.

      Ход непосредственно образовательной деятельности

      1. Организационно-мотивационный.

      (Педагог встречает детей, здоровается, обращает внимание на экран).

      Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то спешит.

      Пятачок: Здравствуйте, ребята. Сегодня у ослика Иа день рождение. Винни Пух сочинил ему песенку.

      (Фрагмент из мультфильма: Винни Пух поет песенку).

      Пятачок: Понравилась песенка? Мне тоже хочется спеть веселую песенку ослику, ведь он такой грустный.

      (Фрагмент из мультфильма: грустный ослик)

      Пятачок: Но я не умею сочинять, как Винни Пух. Помогите мне, ребята!

      2. Проблемно-деятельный.

      Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Пятачку сочинить песенку? Что такое песня? Из чего она состоит?

      Дети: Из мелодии и слов.

      (Ребенок выкладывает картинки на морфологической таблице).

      Музыкальный руководитель (выкладывает знак вопроса): А как сочинить песенку?

      Дети: У нас есть умные нотки, они помогут нам.

      Ребенок (выбирает нотку): Что означает эта нота?

      Дети: О ком, о чем поется в песне.

      (Ребенок выкладывает нотку на морфологической таблице).

      Музыкальный руководитель: Значит нужно подобрать текст к песенке? Тогда садитесь, слушайте:

      1. На улице две курицы с петухом дерутся
      Две девицы-красавицы смотрят и смеются.

      2. Маленький ослик, любим мы тебя.
      Маленький ослик, с днем рождения.

      Какой текст выберите, первый или второй? Почему?

      Дети: Второй текст, потому что он про ослика, у него день рождение.

      Музыкальный руководитель: Хорошо, с текстом определились. Кто выложит картинку и выберет нотку?

      Ребенок: Что означает эта нота?

      (Ребенок выкладывает ноту).

      Музыкальный руководитель: Ребята, прохлопайте ритмический рисунок текса и послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?

      Дети: Долгие и короткие звуки.

      (Дети записывают на альбомном листе большими и маленькими кружочками ритмический рисунок первой фразы).

      Музыкальный руководитель: Давайте проверим, вторая фраза подойдет к этому ритмическому рисунку? Эти фразы одинаковые или разные?

      (Дети проговаривают вторую фразу и отстукивают ритмический рисунок карандашом. Дети сравнивают и делают вывод, что фразы одинаковые).

      Музыкальный руководитель: Для чего вы составили ритмический рисунок текста?

      Дети: Чтобы определить ритмический рисунок мелодии.

      (Ребенок выкладывает карточки с ритмическим рисунком на морфологической таблице и выбирает ноту).

      Ребенок: Что означает эта нота?

      (Ребенок выкладывает ноту).

      Музыкальный руководитель: В каком жанре будет песня?

      Дети: В танцевальном жанре, потому что у ослика день рождение, а на празднике всегда танцуют.

      Музыкальный руководитель: Какие танцы вы знаете?

      Дети: Вальс, полька.

      Музыкальный руководитель: Какой танец выберите? Почему?

      Дети: Полька, потому что это веселый танец.

      Музыкальный руководитель: Какие движения вы будете использовать, когда будете исполнять свои песенки?

      Дети (выкладывают картинки): Хлопки, притопы, кружение.

      Музыкальный руководитель: Кто выберет следующую нотку?

      Ребенок: Что означает эта нота?

      (Ребенок выкладывает ноту).

      Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет мрачная?

      Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песенка будет светлая (выкладывает пиктограмму).

      Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет злая?

      Ребенок: Добрая (выкладывает пиктограмму).

      Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет грустная?

      Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песня будет веселая (выкладывает пиктограмму).

      Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет в минорном ладу?

      Ребенок (бросает мяч педагогу): Нет в мажорном ладу (выкладывает картинку).

      Музыкальный руководитель: У вас будут замечательные песенки! Кто выберет нотку?

      Ребенок: Что означает эта нота?

      (Ребенок выкладывает ноту).

      (слева направо выставлены картинки: ракета – лошадка - собачка – утка – черепаха).

      Ребенок: Это справа от лошадки?

      Музыкальный руководитель: Да.

      Ребенок: Это слева от утки?

      Музыкальный руководитель: Да.

      Дети: Это собачка.

      Музыкальный руководитель: Какой темп я загадала? Почему?

      Дети: Не очень быстрый. Потому что мы не сможем спеть свою песенку очень быстро, как летит ракета, быстро, как скачет лошадка. Утка движется медленно, черепаха очень медленно – такой темп не подойдет к нашей песенке.

      (Ребенок выкладывает картинку и выбирает нотку).

      Ребенок: Назовите эту ноту.

      Дети: Высота звука.

      (Ребенок выкладывает ноту).

      Какие звуки вы пропели?

      Дети: Высокие, средние, низкие (выкладывают карточки).

      Музыкальный руководитель: Юные композиторы, возьмите свои листочки с ритмическим рисунком и приступайте к сочинению мелодии.

      (Дети сочиняют мелодию на заданный текст, используя музыкальные инструменты: металлофон, мелодика, ксилофон).

      3. Рефлексивно-оценочный.

      Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите, как вы сочиняли песенку?

      (Дети составляют модель и рассказывают, как они сочиняли песенку).

      Ребенок: Я сочинил песенку, чтобы поздравить ослика Иа с днем рождения. Чтобы у него было хорошее настроение.

      Дети: Песенку можно исполнить на дне рождения ослика Иа; в группе – друзьям; дома – маме, папе, бабушке, дедушке.

      Музыкальный руководитель: Кто споет свою песенку?

      Модель сочинения песенки.

      Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на экран): Посмотрите, как радуется ослик Иа и его друзья!

      Пятачок: Спасибо вам, ребята за веселые песенки!

      Музыкальный руководитель: Ребята, что за странные звуки? (Обращает внимание на экран) Кто это?

      Дети: Мажор и Минор.

      Музыкальный руководитель: О чем они спорят?

      Минор: Ребята, я хочу, чтобы ваши песенки звучали в минорном ладу и были моими любимыми.

      Музыкальный руководитель: Ребята, в каком ладу звучали ваши песенки?

      Дети: В мажорном.

      Музыкальный руководитель: Что произойдет с вашими песенками, если поменять лад? (Выкладываю знак вопроса). Вы хотите узнать? Но об этом вы узнаете на следующем занятии. До свидания, ребята.

      (Дети прощаются, уходят из зала).

      • богданова флера гумаровна
      • 18 марта 2018
      • 1666
      • 2

      Получайте бонусные рубли за вашу активность!

      Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Творческие задания на уроках музыкальной литературы.

      Музыкальная игра вовсе не развлечение, а серьёзная, увлекательная, интересная, требующая полного духовного соучастия детей деятельность: и по характеру задач и результатам этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребёнка. Специфика музыкально - игровой деятельности в младших классах заключается в том, что она подчинена единой, чётко сформулированной учебной задаче - теме. Этот этап введения детей в мир музыки полон для них приятных открытий - что в высшей степени важно: даёт детям веру в самих себя, уважение к самим себе и что не менее важно - доверие и симпатию к учителю. Здесь тесно переплетаются новое и знакомое, познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные импульсы.

      Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально - дидактическая игра.

      Следует отметить полифункциональный характер музыкально - дидактических игр, которые я рассматриваю как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление систематизацию знаний о музыке; как средство музыкального общения и развития ребёнка; как способ развития музыкальных способностей детей.

      Я предлагаю примеры музыкально – дидактических игр, которые использую на своих уроках

      Создавать голосом или на инструменте движение звука : вверх, вниз, кружение, прыжки.

      Выражение своих мыслей и чувств звуками . Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.

      Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.

      На заданный ритм придумать слова и мелодию.
      Другой вид упражнений, который помогает развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве домашнего задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание). Так же можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание.

      Графическое, цветовое моделирование музыки.

      Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

      «День за днём стучу, стучу:

      Все деревья я лечу,

      Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

      Снять свой рисованный фильм , который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.

      Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход , и т.д.

      Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Это упражнение влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально, в парах, группой или со всем классом.

      Наши уточки с утра:

      кря-кря-кря (поют дети)

      кря-кря-кря (звуки инструмента)

      Наши гуси у пруда:

      га-га-га (поют дети)

      га-га-га (звуки инструмента)

      Наши курочки в окно:

      ко-ко-ко (поют дети)

      ко-ко-ко (звуки инструмента)

      Раскрепостить ребёнка, развивать его творческие и музыкальные способности, помочь выразить себя и свои чувства - это задачи, решать которые мне помогают музыкальные игры, используемые на моих уроках.

      Материал для музыкальных руководителей интересующихся развитием творчества в пении и других видах деятельности.

      Оценить 3571 0

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

      Творческие задания и игры для развития песенного творчества дошкольников.

      Составила: музыкальный руководитель Гаджиева Ирина Владимировна МБДОУ детский сад №4

      г. Новочеркасск 2017 г.

      Творческие задания и игры для развития песенного творчества дошкольников.

      Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий ( и сопутствующий ) первым творческим проявлениям детей :

      1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

      5)транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку):воспитатель поёт первый звук.

      Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.)

      1)Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

      3)Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.)

      Например,игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

      Цель: Развивать начальную ориентировку в песенном творчестве, развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.

      Описание игры.

      Ситуации могут быть различными:

      -детёныши удивились находке;

      -детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.

      Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме.

      Также могут быть такие творческие задания:

      1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

      2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.

      3. Подражать ритмическому звучанию бубна.

      В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д.

      Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!

      Может бубен зазвенеть ручейком.

      ( с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций).

      Цели:помогать детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников.

      Описание игры.

      Педагог рассказывает историю. Задача детей- в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:

      а) Настало утро, пропел радостно петушок-… . Часы пробили шесть часов- … .Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … . Коровы начали собираться и довольно замычали- … .

      б)Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице -… . и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.

      Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

      Цель: Формировать умение использовать знакомые способы песенной импровизации в новой игровой ситуации.

      Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.

      Описание игры.

      Педагог. Костя, ау, где ты, что делаешь?

      Ребенок. Я около дуба, собираю желуди.

      Педагог. Ау, Лена, где ты?

      Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д.

      При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.

      Начало стихотворений определяют заданность характера.Можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д. К Использование стихотворений где два художественных образа.

      1)Едут девочки в санях, ласковых, узорных.

      А мальчишки на конях, серых, или черных.

      2)Мельник на ослике ехал верхом

      Мальчик за мельником плелся пешком.

      Цель:Способствовать развитию песенного творчества в определенном жанре.

      К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат.

      Педагог предлагает детям текст.

      Кнам пришел сегодня Мишка

      С ярким праздничным бантом.

      С нами вместе поиграть,

      С нами вместе поплясать.

      Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

      Спать не хочет бурый Мишка-

      Уж такой он шалунишка.

      Я мишутку покачаю:

      баю-баю, баю - баю.

      Ход игры: Педагог сообщает детям, что сегодня в группу пришло письмо от сороки, в котором сообщается, что ее птенцы хотят поступить в музыкальную школу, но для этого им нужно спеть колыбельную, плясовую и марш, а какая мелодия в этих песнях должна быть они не знают. Просят ребят помочь.

      Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий.

      1)Спят и травы, и цветы,

      Баю, баю спи и ты.

      2)Я притопну каблучком, я махну платочком.

      Полечу я ветерком, закружусь листочком.

      3) Мы идем, крепче шаг. Мы несем Российский флаг.

      Сочинение детских оперных спектаклей. В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет.

      Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.

      Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.

      1. Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа);

      2. Домашнее задание (могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.).

      3.Использование звуков природы, способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства.

      4. Со старшего возраста полезно создавать фонотеку детских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.

      5. Наличие музыкального центра в группе.

      Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

      Цель: формировать умение составлять танцевально-образные композиции, согласуя их с характеристиками музыкальных произведений.

      Описание игры.

      Педагог просит детей вспомнить, каких обитателей рек и морей они знают.

      Педагог. Сейчас мы все вместе будем петь вступительную песню. Но перед её исполнением нужновыбрать, какого морского или речного жителя каждый из вас будет изображать с помощью жестов и танцевальных движений. Итак, напеваем общую песенку:

      Море волнуется - раз,

      Море волнуется - два,

      Море волнуется - три,

      Морская фигура, спляши!

      Стихи-подсказки.

      Это - неуклюжий краб,

      Он и ходит кое-как,

      Вперевалку меж камней

      Он торопится скорей.

      Золотая рыбка (вальс).

      На золотую рыбку

      Мы смотрим все с улыбкой.

      К танцу приглашает.

      Морской конёк (полька).

      Погляди, морской конёк ,

      Как лошадка- прыг да скок,

      Вместо ножек- завитушка,

      Сам как детская игрушка.

      Медуза (песня).

      Медуза словно парашют,

      И под водой она , как шут,

      То стоит, а то колышется,

      Будто песенка нам слышится.

      Этапы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества.

      Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко и. т. д).

      Передача характера музыки в различных танцевальных жанрах(полька, вальс, галоп).

      Развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах.

      Условия для развития инструментального творчества.

      1)Развитие основных музыкальных способностей- ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма. Другие способности: воображение, образное мышление.

      2)Владение элементарными навыками игры на муз. Инструментах, различными способами звукоизвлечения, позволяющими передать простейшие музыкальные образы.

      3) Творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

      4)Парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.

      Этапы развития творчества детей в игре на муз. инструментах ( по возрастам )

      1.Младший дошкольный возраст .

      Дети импровизируют на шумовых ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания ( например, шум приближающегося и удаляющегося поезда ).

      С детьми обсуждается какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать образ.(Снежинки-звенящие колокольчики,треугольники, металлофоны.)

      2.Средняя группа.

      Дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

      3.Старший возраст.

      Задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений : контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого) ,контраст в пределах одного названия ( сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поёт весело и грустно), контраст в пределаходного настроения ,передача возможных его оттенков ( весёлое , торжественное и весёлое, нежное ; светлая грусть и грусть- жалоба и т. д.).

      Цель: Развивать песенное творчество,знакомить детей со взаимосвязью динамических средств муз. Выразительности и жизненных ассоциативно-пространственных представлений.

      Пример: Вот по полю мышка бежит( издалека приближается к теремку:топ-топ-топ-от тихого к громкому звучанию).

      Сказку можно озвучивать не только голосом, но и припомощи музыкальных инструментов.

      Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

      С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

      У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо на уроках музыки использовать творческие задания. Используя творческие задания , учитель имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

      Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально - дидактическая игра.

      Следует отметить полифункциональный характер музыкально - дидактических игр, которые рассматриваются как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление систематизацию знаний о музыке; как средство музыкального общения и развития ребёнка; как способ развития музыкальных способностей детей.

      Создавать голосом или на инструменте движение звука:вверх, вниз, кружение, прыжки.

      Выражение своих мыслей и чувств звуками.Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.

      Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.

      На заданный ритм придумать слова и мелодию.
      Другой вид упражнений, который помогает развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве домашнего задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание). Так же можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание.

      Графическое, цветовое моделирование музыки.

      Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

      Читайте также: