Подлинная и мнимая свобода в романе булгакова мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.
То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые – сороковые годы нашего столетия – одни из самых страшных в жизни государства Российского.

И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.
По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода – это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.
На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина – искупление – свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие

муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана…” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге.

В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме.

Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.
Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние – ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев – Мастером.
Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя.

Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.
Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.
Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы.

Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.
Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут.

Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.
Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.
Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита – женщина незаурядная, талантливая – способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого – любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих – себя и Мастера.

Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.
В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа – Ивана Бездомного. В начале романа этот человек – прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно – но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться – а это начало поиска свободы.

Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером.

Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.
Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия – линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.
Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.

То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые — сороковые годы нашего столетия — одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.

По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода — это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.

На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина — искупление — свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана…” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.

Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.

Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние — ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев — Мастером.

Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.

Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.

Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.

Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.

Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита — женщина незаурядная, талантливая — способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого — любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих — себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.

В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа — Ивана Бездомного. В начале романа этот человек — прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно — но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться — а это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.

Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия — линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.

Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Человек не бывает вполне свободен, потому что его свобода всегда ограничена; к примеру, он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды.

Одна из главных идей автора романа – свобода. Та самая возвышенная, идеализированная свобода, о которой мечтало и будет мечтать человечество, которой посвятили свои бессмертные труды гениальные мастера пера и кисти, ради которой проливалась кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах, это сладкое слово свобода!

Это главное качество Иешуа мы можем наблюдать в Мастере. В добровольной изоляции от внешнего мира, окружённый любовью и заботой любимой женщины он создаёт роман, ценность которого заключается, прежде всего, в том, что это продукт, плод независимого от догм, партийно-идеологической ориентации советской литературы того времени творчества, свободного полёта Мельпомены. Только в союзе вдохновения и отсутствия всякого насилия над собой Мастер мог написать свой роман. Для него свобода – это творить то, чего хочется, несмотря ни на какие трудности.

Именно поэтому время созидания романа для Мастера и Маргариты было самым счастливым. Это было простое человеческое счастье, ощутить которое они вновь хотели сполна, попросив Воланда вернуть их в любимый, уютный подвал. Но всё течёт, всё меняется. Поэтому после всего пережитого им вряд ли пришлось бы испытать прежнее чувство свободы и любви в прежнем помещении, в прежних условиях.

Именно в праве самостоятельного выбора образа, направления жизни Маргарита видит цель и смысл свободного существования. Она сделала свой выбор и ни о чём не жалеет.

Идя по направлению к вечному дому, дарованному Воландом, слушая струящиеся, как ручей, слова идущей рядом Маргариты, Мастер чувствовал, что кто-то отпускал его на свободу, как сам незадолго до этого отпустил им созданного героя. И теперь, приближаясь к своему вечному дому, обвитому вьющимся виноградом, призывно и многообещающе смотрящему венецианским окном, Мастер надеется обрести покой, покой и ещё раз покой. Ну что ж, весь груз пережитого даёт ему право на эту надежду.

И Иешуа Га-Ноцри, и Мастер, и Маргарита считают себя вполне свободными. Но действительно ли они свободны по-настоящему?

Мы видим, что и с Маргаритой не всё однозначно. Во-первых, летая над Москвой и совершая хулиганские проделки, её свободный полёт, дарящий ощущение совершенного освобождения от всего, ограничен временем действия мази из золотой коробочки и прихотью сатаны. Во-вторых, её счастье, любовь и свобода, наконец, находятся в полной зависимости от Мастера. Достаточно вспомнить, как Маргарита постарела за то время, когда Мастер находился в клинике для душевнобольных.

Из всего вышесказанного следует, что для булгаковских героев свобода – свобода желания, духа, мыли и творчества. В этом их право, достойное подражания. Свобода их частична лишь потому, что той свободы, о которой мечтает, быть может, каждый человек, нет в природе.

Существует только всегда и везде ограниченная либо законами государства, либо моральными критериями свобода. Это так и должно быть, это правильно. Ибо с воцарением всеобъемлющей свободы, когда каждый будет делать и говорить всё, что ему вздумается, наступит анархия, и человечество ждёт трагический конец. А нам это надо?

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 7201
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить.
А. Ахматова
"Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова роман философский, в котором не только затронуты многие веҹные вопросы: о жизни и смерти, смысле ҹеловеҹеского существования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны ҹеловеҹеской души.
Оҹень многое в жизни ҹеловека зависит от того, насколько он свободен, и реҹь здесь идет не столько о внешней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать связующей власти обстоятельств. Так, например, Иешуа Га-Ноцри, даже изувеҹенный побоями и приговоренный к смерти, не изменяет себе, своим принципам, продолжает до последней минуты своей жизни (и даже после смерти) нести людям добро. Он остается свободным внутренне, несмотря на то, ҹто у него нет никакой возможности вырваться из рук своих врагов.
А вот Понтий Пилат. Казалось бы, облеҹенный властью могущественный римский прокуратор должен пользоваться абсолютной свободой и независимостью. Но он зажат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.
Самое ужасное, ҹто людей, подобных Пилату, бесҹисленное множество и в реальной Москве 30-х годов. Им даже еще хуже, ҹем прокуратору: не все современники Булгакова понимают, ҹто находятся в рабстве у общественного мнения, карьеры, удовольствий. Так, литературные критики "говорят не то, ҹто хотят сказать", горожане без лишних сомнений покупают "осетрину второй свежести", служащие Управления зрелищ по указанию наҹальства поют в ненавистном им хоре. Суровое время и неумение следовать в своей жизни ҹетким принципам сделали этих людей слабыми и безвольными, хотя они, конеҹно же, так не сҹитают.
Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаивающий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рамки литературных теҹений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творҹество это прежде всего свобода, безудержный помет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не и земной реальности.
Маргарита тоже лиҹность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, ҹем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и лишения, ҹтобы иметь право жить так, как хоҹет, и любить.
Я думаю, ҹто только внутренне независимый ҹеловек способен на творҹеское изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода не анархия, а большая ответственность перед самим собой и окружающими людьми. I la самом деле оҹень сложно освободиться от рабства множества условностей, которыми наполнена наша повседневная жизнь, а это говорит о том,

Сочинение: М. А. БУЛГАКОВ

"Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова — роман философский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого существования, таланте и бездарности, но и совершена попытка угадать тайны человеческой души.

Очень многое в жизни человека зависит от того, насколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внешней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать связующей власти обстоятельств. Так, например, Иешуа Га-Ноцри, даже изувеченный побоями и приговоренный к смерти, не изменяет себе, своим принципам, продолжает до последней минуты своей жизни (и даже после смерти) не­сти людям добро. Он остается свободным внутренне, не­смотря на то, что у него нет никакой возможности выр­ваться из рук своих врагов.

А вот — Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный вла­стью могущественный римский прокуратор должен пользо­ваться абсолютной свободой и независимостью. Но он за­жат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.

Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчислен­ное множество и в реальной Москве 30-х годов. Им даже еще хуже, чем прокуратору: не все современники Булгако­ва понимают, что находятся в рабстве у общественного мне­ния, карьеры, удовольствий. Так, литературные критики "го­ворят не то, что хотят сказать", горожане без лишних сомнений покупают "осетрину второй свежести", служащие Управления зрелищ по указанию начальства поют в нена­вистном им хоре. Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей сла­быми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.

Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаиваю­щий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рам­ки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество — это прежде всего свобода, безудержный полет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности.

Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и ли­шения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.

Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода — не анархия, а большая ответ­ственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства мно­жества условностей, которыми наполнена наша повседнев­ная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную рабо­ту нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения. [/sms]

Читайте также: