Философские мотивы лирики есенина сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Тема: – Философские мотивы лирики С.А. Есенина

У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера — вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось рыжее, нечесаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой. Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу тебе о Сергее Есенине, расскажу о его лирике, расскажу, почему я полюбила его стихи. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Все глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии. Почему? Я часто задавала себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к своей родине, к своему народу, из-за безгра-ничной любви к природе, ее красоте, из-за того, что они учат меня понимать все прекрасное. Лирика поэта жива одной большой любовью — любовью родине. Чувство родины — основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-мое-мy, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя “крестьянским сыном” и “гражданином села”. Где бы ни был Есе-нин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами. В стихах Есе-нина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа. Есенин застыл на месте. Ему представилась огромная, без конца и края Русь, вся залитая березовым светом, встала рядом изб вдоль Оки. “Родина моя, — прошептали губы, — Родина”. И вдруг замерли, потому что нашлись другие слова: Гоп ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края, Только синь слепит глаза. Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Как он его любит! Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Уже давно все стихло вокруг. А он не мог заснуть. Ему вдруг захотелось увидеть маленькое лесное озерцо, где он, босоногий мальчишка, гонялся за косыми лучами солнца, молодую березку, что летом полоскала свои косы в воде, а зимой позванивала хрустально ими. Завтра — начало сенокосной поры. И сколько нужно сил, чтобы с рассвета дотемна махать косой. А человек ходит и ходит по родной земле. И невдомек звездам-проказницам, что не до сна поэту, что он безмерно счастлив, потому что весь мир — для него. Для него цветут травы, для него смеются озорные глаза озер, и даже они, звезды, светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова: О Русь! Малиновое поле И синь, упавшая в реку — Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску! Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Свои стихи о природе Есенин создает по черновому рисунку, набросанно- му самой природой и сверенному с общей картиной природной жизни. Поэт сажает рябину у крестьянской избы. В “рябиновом костре” сгорают последние надежды: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. У Есенина обострен взгляд на те черты природы, которые могут быть уподоблены вещественному миру. Даже небесные светила он приглашает на землю. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и “запрягается” в сани. Под луной происходят самые мучительные поиски и открытия самого себя. В стихах Есенина вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлетами. Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество — это вполне естественные “издержки” молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным — любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: “Родина”. И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить. На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю зем
лю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд: Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”. Это была его первая в жизни клятва в верности новой, стальной России. Слова поднимались в рассветной звонкой тишине к солнцу и летели над Русью вместе с вольными ветрами через леса, озера, луга, сквозь годы. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное наследство. Наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, поэзия Есенина актуальна и современна и в наши дни. Многие его стихи стали песнями. И по жизни с собой я пронесу томик стихов Есенина.

Поиск философских истоков и мотивов творчества Есенина. Исследование философских исканиях поэта, особенности отражения реальных жизненных событий в его сочинениях. Факторы, оказавшие влияние на изменение философских воззрений Есенина с течением времени.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.11.2018
Размер файла 14,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философские мотивы лирики С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин - выдающийся русский поэт, представлявший новокрестьянскую поэзию и лирику, а в более позднем творчестве - имажинизм [3]. Произведения Сергея Есенина всегда очень искренни. Они пронизаны русским духом, русской православной душой простого человека. Исповедальность и откровенность - черты, отличающие лирику этого поэта. Именно они позволяют назвать творчество Есенина лирическим автобиографическим романом-исповедью в стихах.

В его творчестве трудно отделить философскую лирику от любовной, пейзажной, лирики, посвященной своей Родине - России. Философские мотивы его поэзии переплетаются с любовью к родному краю, женщине, матери, красоте вокруг себя. Он восхищается гармонией природных пейзажей. Все это в совокупности - мир, в котором живет человек, мир, который его окружает, мир, полный раздумий, тайн и загадок.

Что касается раннего творчества, поэтическое мировоззрение Есенина построено на художественном параллелизме, который наполняет произведения живыми метафорами. Поэтический мир Есенина одушевлен единым замыслом, где легко просматриваются соответствия между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы.

В ранней лирике Есенина мир и человек тесно связаны, между ними нет конфликта и противоречий [1]. Есенинский мир - это природа, связанная с человеком с самого рождения. Эта природа живая, в ней все одушевлено, взаимосвязано, все перетекает во все. Этот принцип, отличающий поэзию Есенина, является основным принципом богатейшей образности. Живой мир показан нам с помощью немалого количества олицетворений и метафор, то есть уподоблений друг другу различных на первый взгляд явлений и предметов. Это видно на примере стихотворения, которое считают первым поэтическим опытом Есенина:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет [2, с. 9].

поэт есенин философский лирика

Постепенно в творчестве Есенина рождается своеобразный пантеизм с чертами крестьянской, христианской традиции. Природа у Есенина - храм, а человек - богомолец и странник. Лирический герой как бы чувствует свое присутствие на таинственной литургии природы. Радостное и кроткое принятие жизни и своего места, ощущение жизненной полноты и одухотворенности, гармония и взаимопонимание с миром - преобладающие мотивы поэзии Сергея Александровича. Гармония и взаимопонимание с миром, природным храмом, выражаются в следующих строках:

Я - пастух; мои хоромы -

В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Кличут ветками в реке [Там же, с. 17].

Данные строчки говорят о том, что лирический герой неразрывно связан с природным миром, он чувствует его настроение, может подстраиваться под его переменчивый характер. Хоромы - большой природный дом, он отождествляется с местом, где человек живет, с тем, чем он владеет.

В то же самое время в лирике постепенно начинают выявляться бунтарские мотивы. Речь идет уже не о принятии мира в смиренности таким, каков он есть, а о преобразовании мира, возможно даже бросив вызов Богу. Наверняка на поэта повлияли идеи Февральской и Октябрьской революций. Он болезненно переживал революционные события, резкие перемены в деревне и деревенском укладе жизни. По мнению поэта, все это означало гибель кроткой патриархальной Руси. Есенину казалась, что исчезла родная и поэтическая природа, а значит, исчезли и чувства, с нею связанные.

Языком вылижу на иконах я

Лики мучеников и святых.

Обещаю вам град Инонию,

Где живет Божество живых [Там же, с. 295]!

Стоит сказать, что этот богоборческий дух скорее отражен в поэмах, нежели в лирике.

Мотив странничества и проповедования иночества - один из ключевых мотивов в творчестве Сергея Есенина. По его мнению, человек - странник и гость на земле, который утратил все связи с прошлым. Частый образ в его произведениях - образ дороги, который олицетворяет жизненный путь человека, скоротечность жизни и то, что человек не должен стоять на месте, а идти всегда вперед, несмотря ни на что. Человек приходит в этот мир как гость и уходит так же:

Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом [Там же, с. 149].

Еще один часто встречающийся мотив - мотив дома. Дом - это место уюта, место, примиряющее и роднящее человека с внешним миром. Если странник покидает дом, то нить, связывающая его с ним, не обрывается. Он все равно помнит родное место, несмотря на то, что прошло уже много лет.

Мотив возвращения домой ассоциируется с завершением жизни, служит залогом возвращения на свое место.

Мотив осени у Есенина - это завершение жизни и предчувствие конца. Все черты осенней природы созвучны с чертами человека перед уходом из жизни и наоборот [1]. Мотив осени акцентирует сопричастность человеческой жизни и природного, растительного. Есенин верит и в цикличность мира: увядает природа, увядает и человек, но мир живет, и все повторяется снова и снова. Такие трагические размышления о конце жизни связаны с депрессией поэта последних годов его жизни.

Но лирический герой благодарно и благородно принимает смерть как часть бытия:

Будь же ты навек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть [2, с. 7].

В свою очередь природа Есенина неравнодушна к человеку. Его природа не абстрактная, а конкретная, она теплее, мелодичнее, человечнее. Она живая, она грустит о краткости человеческой жизни, ее грусть проявляется во всем ее образе:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом [Там же, с. 149].

Поэзия Есенина дарит читателю ощущение гармонии бытия, разнообразия жизни с ее радостями и тревогами, взлетами и падениями. Она говорит о ценности жизни, показывает чувство связи человека со всем, что его окружает.

Список источников

1. Есенин С.А. Избранное. М.: Молодая гвардия, 1988. 402 с.

2. Есенин С.А. Сборник стихотворений. М.: Эксмо, 2015. 381 с.

3. Павлов П.В. Писатель Есенин. М.: Молодая гвардия, 1988. 355 с.

Подобные документы

Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

реферат [27,8 K], добавлен 08.07.2010

Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

курсовая работа [192,8 K], добавлен 21.11.2008

Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 04.01.2012

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина. Поэзия С. Есенина и философия "экзистенциалистов". Философия творчества С. Есенина. Лирический субъект есенинской поэзии ощущает свой внутренний конфликт с новой реальностью.

реферат [22,4 K], добавлен 06.11.2005

Устная народная поэзия и непосредственные впечатления об окружающем мире как основной источник раннего творчества поэта. Отзвуки популярных фольклорных жанров в поэзии С.А. Есенина. Художественный яркий, запоминающийся образ в частушках С.А. Есенина.

Сергей &񗜳Есенин - известный русский поэт. Его произведения затрагивают различные темы, такие как любовь, патриотизм, природа. Но есть в лирике писателя и такие стихотворения, которые выделяются из всего остального творчества. В них Есенин философствует о смысле жизни, неразрывной связи мира и человека.

Одним из примеров философской лирики является произведение "Отговорила роща золотая". Основными образами в нем являются лирический герой и осенняя роща. При помощи синтаксического параллелизма Есенин сопоставляет свою жизнь с различными состояниями природы. Поэт анализирует свое прошлое и испытывает при этом грусть, потому что молодые годы растрачены напрасно, но он понимает, что время нельзя обернуть вспять.

Как роща "отговорила веселым языком", так и лирический герой сменил веселье на задумчивость.

Изменения природы цикличны, но человеческая жизнь - нет. Но тем не менее поэт не жалеет в своей жизни ни о чем. Автор говорит, что жизнь может быть потрачена впустую, поэтому смысл данного стихотворения в том, что она должна быть максимально осмысленной, для этого нужно уметь ценить ее и каждое ее мгновение.

"Отговорила роща золотая" написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой, а также в кольцевой форме. Параллель между человеческой жизнью и природой проводится с помощью различных метафор. С помощью различных эпитетов передается красота пейзажей.

Философские рассуждения также содержатся в произведении "Не жалею, не зову, не плачу. ". Его тема - размышление о прошедшей жизни и ее смысле. Несмотря на то, что в первой строчке автор заявляет, что ни о чем не жалеет, стихотворение пронизано грустью, ведь у лирического героя нет возможности что-либо изменить.

Стихотворение написано в жанре "элегия", а также пятистопным хореем с перекрестной рифмовкой. Эмоциональность придается с помощью многочисленных восклицаний. Большую роль играю метафоры.

Таким образом, можно сказать, что философская лирика Есенина заставляет читателя задуматься над ценностью жизни, ее смыслом, связью человека и окружающего мира.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество
С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже “перепевает”

сам себя, используя одни и те же. мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества.

Одним из таких стихотворений является “Не жалею, не зову, не плачу”.
Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в Есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется

Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.
Тема произведения – размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить дня себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью.
Все мы, все мы в этом мире тленны…
Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе – это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для Есенинской лирики.
Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скачка розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале (“Не жалею, не зову, не плачу…”) и повторяется как итог всего размышления в конце (“Будь же ты вовек благословенна…”). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе (“Все пройдет…”), так и в последней (“…все мы в этом мире тленны”).

Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.
Жанр стихотворения – размышление – наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина.

Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые (“тленно” – “благословенны”), так и закрытые рифмы (“холодком” – “босиком”), женские (“реже” – “свежесть”) и мужские (“дым” – “молодым”), точные (“мне” – “коне”) и неточные (“уст” -“чувств”). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова (“плачу” – “охваченный”). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках:
…тленны.
Тихо льется с кленов листьев медь,-
мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л ‘, м, н).
Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения (“Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, “дух бродяжий”, “жизнь моя” и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов (“Не жалею, не зову, не плачу”).
В произведении не много эпитетов, что нехарактерно дня Есенина (“гулкая рань”), но необыкновенно много метафор (“увяданья золотом”, “сердце, тронутое холодком”, “страна березового ситца”, “пламень уст”, “листьев медь” и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений (“как с белых яблонь дым”, “словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне”). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами (“. ты все реже, реже…”, “Все мы, все мы…”). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего, исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий (“шляться”, “буйство”).
Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении – дым белых яблонь, золото увядания, медь листьев Предполагает цвет и “пламень уст”, и “березовый ситец”. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.
Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснить как символ заката и увядания в раннее утро – то ест это своеобразная антитеза.

Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.
Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно – способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.
Творчество С. А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизмз или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к Есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

Читайте также: