Почему севастопольские рассказы можно считать вступлением к войне и миру мини сочинение

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Великая историческая роль в пропаганде идей мирной жизни принадлежит передовой русской литературе. Война и мир- самые общие и самые важные ее темы. Страстно мечтая о мирной жизни, лучшие русские писатели в годины народных бедствий, когда земля наша подвергалась вражеским нашествиям, были вместе с народом.

Военная тема значима для русской литературы не в силу особой воинственности литературы. Наоборот, литература помогает понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.

Но то, что для нас сегодня является исходным, было в свое время художественным открытием, утверждено и завоевано русской литературой.

Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе.- М.,1970. – С.61.

В направлении исследования данной темы накопилось множество работ, и соответственно углублялась степень изученности проблематики.

1 Некрасов Н. А. Заметки о журналах/Н.А.Некрасов.- М., 1967.- с. 350.

2 Григорьев Аполлон. Литературная критика/Апполон Григорьев.- М., 1967,- с. 609.

1 Лесскис Г. А. Лев Толстой (1852-1869)/Г.А.Лесскис.- М., 2000,- с. 191.

2 Там же, с. 157-158.

3 Там же, с. 157-158

Особое внимание исследователь заостряет на убедительных доводах Толстого о необычности войны, которую Россия вела против наполеоновской армии, войны не по правилам.

Именно поэтому, анализируя тему войны в творчестве Л.Н.Толстого, необходимо постоянно держать в поле зрения лермонтовское творчество, его художественные открытия и нравственные принципы На этом понимании творчества писателя стоят и недавно вышедшая докторская работа Е. В. Николаевой и кандидатская работа И. Стояновой.

1Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя/Е.А.Маймин. – М., 1980.

рассказать о результатах своей работы по данной теме.

представить опыт своей работы по данной проблеме

В соответствии с поставленными целями и задачами структура работы такова: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава первая. Осмысление сути новаторства Л.Н.Толстого в изображении войны

В начале своей литературной деятельности Лев Толстой писал: «Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев - воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их,- а интересовал меня самый факт- убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве.

В январе 1854 года началась русско- турецкая война. Толстой подает прошение о переводе его в Дунайскую армию. В марте 1855 года часть, где он служит, переводится в Севастополь.

Далее ссылки на это издание приводятся в тексте только с указанием тома и страницы.

Героическая оборона Севастополя в период Крымской войны произвела на Толстого сильное впечатление. Первый рассказ написан на бравурной ноте совершающегося подвига.

1 Журина, О.В. Лев Толстой/О.В.Журина//Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под редакцией Г.Н.Ионина.-М.,2005.-С.72-73.

события такого масштаба, которые бы объединили людей и придали целесообразность происходящему Но потребность найти в национальной истории такое событие приведет Толстого к его эпопее.

Проведя же среди этих людей в боевой обстановке полтора месяца, когда смерть ежечасно уносила человеческие жизни, он увидел, что, несмотря на голод и холод, беззаконие и жестокость начальников, солдаты проявляют высокий моральный дух, беспримерный героизм и исключительную стойкость.

Нельзя сказать, что до Толстого никто так не показывал войну. При всём новаторстве Толстого, он в изображении войны имел предшественника, Михаила Юрьевича Лермонтова. В стихотворении 1840 года, которое начинается словами: "Я к вам пишу случайно; право. " - Лермонтов так описывает сражение при реке Валерик:

. Едва лишь выбрался обоз

В поляну, дело началось.

Чу! В арьергард орудья просят;

Вот ружья из кустов выносят,

Вот тащат за ноги людей

И кличут громко лекарей;

А вот и слева, из опушки,

Вдруг с гиком кинулись на пушки;

И градом пуль с вершин дерев

Всё тихо - там между кустов

Бежал поток. Подходим ближе,

Пустили несколько гранат;

Ещё подвинулись; молчат;

Но вот над бревнами завала

Ружье как будто заблистало,

Потом мелькнуло шапки две;

И вновь всё спряталось в траве.

То было грозное молчанье,

Недолго длилося оно,

Но в этом странном ожиданье

Забилось сердце не одно.

Вдруг залп. глядим: лежат рядами.

Лермонтовское описание войны в духе более поздних описаний Толстого. Лермонтовым была сделана важная в литературном смысле заявка, которую после него в полной мере осуществил Толстой.

Новаторство военных рассказов Толстого заключается в том, что, рисуя войну правдиво, без прикрас, писатель в центре своих батальных сцен поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его сокровенными, глубоко затаенными мыслями и чувствами. При этом в центре военных повествований Толстого стоит всегда человек из народа, своим ратным трудом, своим неприметным подвигом решающий судьбы отечества, а все другие персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлён народ.

А.И.Кузьмин считает, что в рассказах Толстого впервые в русской и мировой литературе традиционная батальная живопись была "очеловечена", то есть углублена и обогащена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека - участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми её ужасами и величием была показана "изнутри", путем раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых её участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе - вот в чём состоял тот шаг вперёд, который Толстой в своих военных рассказах сделал по сравнению с его предшественниками.

Исключительно разнообразны приемы психологизации, применяемые Толстым. Раскрывая "диалектику души" своих героев, он показывает, как отмечал Чернышевский, не только конечные результаты душевных движений, но и сам процесс внутренней жизни.

На первом плане в богатейшем арсенале приёмов психологической характеристики героев стоит у Толстого точное воспроизведение внутренней речи. Автор как бы "слышит" потаённые разговоры, которые люди ведут с самими собой, как бы "видит" весь процесс движения мысли и точно его воспроизводит в рассказе. И именно потому, что писатель глубоко проникает в души своих героев, их "неслышные" разговоры становятся самой правдивой и убедительной их характеристикой.

Порою, сталкивая двух персонажей, автор одновременно "слышит" мысли их обоих и передает их нам. Получается своеобразный внутренний дуэт, параллельный процесс двух взаимосвязанных мышлений.

Но особенной художественной силы достигает Толстой в изображении предсмертных размышлений своих героев. Перед лицом смертельной опасности ощущения человека особенно остры. С молниеносной быстротой проносятся перед его умственным взором образы и воспоминания, зарождаются и исчезают ощущения, возникают и сменяются вереницы мыслей. Надо обладать гениальным даром психолога, высшей способностью проникать во внутренний мир людей, чтобы правдиво изобразить эти неповторимые, сокровенные минуты.

Раскрывая перед нами внутренний мир героев, Толстой не ограничивается ролью объективного наблюдателя этого мира. Он активно вмешивается в самонаблюдения героев, в их размышления, напоминает нам то, что они забыли, исправляет все отступления от правды, которые они допускают в своих мыслях и поступках. Такое авторское вмешательство помогает более углубленному восприятию внутренних переживаний персонажей, выявляет их подлинный характер. Чаще всего прием авторского вмешательства служит Толстому для прямого разоблачения персонажа, для "срывания масок".

Чертами новаторства отмечена и композиция рассказов Толстого. Её характеризует, с одной стороны, строгий отбор жизненного материала, ограничение повествования в пределах определенного времени и пространства, а с другой - тяготение к широкому, многоплановому изображению действительности, к постановке актуальных социальных проблем. Первый севастопольский рассказ, например, охватывает события, которые укладываются между утренней зарей и вечерним закатом, то есть события одного дня. А какое огромное жизненное содержание вместил в себя этот рассказ!

Своеобразны, новы и принципы построения образа, применяемые автором в севастопольских рассказах. Наряду с тонкостью и правдивостью психологических характеристик писатель всегда стремится к правдивому изображению поступков своих героев, а также к конкретно-наглядному изображению той среды, в которой они действуют. Герои Толстого, даже второстепенные, имеют своё индивидуальное лицо, четкую социальную характеристику, своеобразную манеру говорить и действовать. При всей кажущейся схожести персонажей каждый из них - индивидуальность, живая, неповторимая личность.

От "Севастопольских рассказов" многое важное идет в творчестве Л.Н.Толстого. От них прямой путь к "Войне и миру". Б.М. Эйхенбаум назвал очерки о Севастополе своеобразными "этюдами" к "Войне и миру": "Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные "тональности", и даже сплетение батального жанра с семейным".

От "Севастопольских рассказов" многое идет в русской литературе, и больше всего, конечно, эта толстовская, эта обязательная после Толстого потребность правды при изображении войны. Все большие русские и зарубежные писатели, авторы произведений о войне, испытывали эту потребность правды. После Толстого она стала непременным долгом художника, законом художественного творчества.

Эрнест Хемингуэй писал, что писатель идет на войну за правдой. Если журналисты часто ангажированы, то писатель на это не имеет никакого права. Он должен рассказывать лишь о том, что сам пережил и прочувствовал, в очерковом жанре писать о людях, а через их судьбы раскрывать обстановку и политику. Л. Толстой в 1855 году является первооткрывателем правды о войне, которая для современников является новостью.

В романе "Война и мир" устами Андрея Болконского Толстой скажет: "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну".

"Ужас овладевает, волосы становятся дыбом от одного только воображения того, что делается там. Статья написана до такой степени безжалостно-честно, что тяжело даже становится читать", - писал в письме А.Н. Островскому А.Ф. Писемский. Речь идет о "Севастопольских рассказах ".

Эпизод драки французского и русского солдата из-за банника, картины военных госпиталей, разоренный дом князя Андрея в Лысых Горах, пожар в Смоленске и многие-многие страницы романа убеждают читателя в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне.

По моему мнению, представляют интерес рассуждения Н.Долининой о том, что , верный своему методу, Толстой не станет описывать войну от себя, смотреть на нее своими глазами. Он выберет самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле Пьера и его непредубежденным взглядом заставит нас смотреть на великое сражение при Бородине.

Чувства, овладевшие Пьером в первые недели войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом.

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что то же самое скоро испытает Наташа, что князь Андрей в горящем Смоленске и разрушенных Лысых Горах ощутил то же; что многие тысячи людей разделяют эти новые для него чувства.

В этом безнадежном вопросе вовсе не только безнадежность; в нем то же чувство, владеющее Пьером: самая жизнь сейчас не так важна, как главное: доколе же отступать?

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых может завтра быть убит или изувечен,- все они сегодня живут, не думая о том, что их ждет: с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, и смеются, и поют, и подмигивают раненым…

Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера. Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь.

Великая историческая роль в пропаганде идей мирной жизни принадлежит передовой русской литературе. Война и мир- самые общие и самые важные ее темы. Страстно мечтая о мирной жизни, лучшие русские писатели в годины народных бедствий, когда земля наша подвергалась вражеским нашествиям, были вместе с народом.

Военная тема значима для русской литературы не в силу особой воинственности литературы. Наоборот, литература помогает понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.

Но то, что для нас сегодня является исходным, было в свое время художественным открытием, утверждено и завоевано русской литературой.

Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе.- М.,1970. – С.61.

В направлении исследования данной темы накопилось множество работ, и соответственно углублялась степень изученности проблематики.

1 Некрасов Н. А. Заметки о журналах/Н.А.Некрасов.- М., 1967.- с. 350.

2 Григорьев Аполлон. Литературная критика/Апполон Григорьев.- М., 1967,- с. 609.

1 Лесскис Г. А. Лев Толстой (1852-1869)/Г.А.Лесскис.- М., 2000,- с. 191.

2 Там же, с. 157-158.

3 Там же, с. 157-158

Особое внимание исследователь заостряет на убедительных доводах Толстого о необычности войны, которую Россия вела против наполеоновской армии, войны не по правилам.

Именно поэтому, анализируя тему войны в творчестве Л.Н.Толстого, необходимо постоянно держать в поле зрения лермонтовское творчество, его художественные открытия и нравственные принципы На этом понимании творчества писателя стоят и недавно вышедшая докторская работа Е. В. Николаевой и кандидатская работа И. Стояновой.

1Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя/Е.А.Маймин. – М., 1980.

Цель работы:

рассказать о результатах своей работы по данной теме.

Задачи:

представить опыт своей работы по данной проблеме

В соответствии с поставленными целями и задачами структура работы такова: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава первая. Осмысление сути новаторства Л.Н.Толстого в изображении войны

В начале своей литературной деятельности Лев Толстой писал: «Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев - воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их,- а интересовал меня самый факт- убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве.

В январе 1854 года началась русско- турецкая война. Толстой подает прошение о переводе его в Дунайскую армию. В марте 1855 года часть, где он служит, переводится в Севастополь.

Далее ссылки на это издание приводятся в тексте только с указанием тома и страницы.

Героическая оборона Севастополя в период Крымской войны произвела на Толстого сильное впечатление. Первый рассказ написан на бравурной ноте совершающегося подвига.

1 Журина, О.В. Лев Толстой/О.В.Журина//Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под редакцией Г.Н.Ионина.-М.,2005.-С.72-73.

события такого масштаба, которые бы объединили людей и придали целесообразность происходящему Но потребность найти в национальной истории такое событие приведет Толстого к его эпопее.

Проведя же среди этих людей в боевой обстановке полтора месяца, когда смерть ежечасно уносила человеческие жизни, он увидел, что, несмотря на голод и холод, беззаконие и жестокость начальников, солдаты проявляют высокий моральный дух, беспримерный героизм и исключительную стойкость.

. Едва лишь выбрался обоз

В поляну, дело началось.

Чу! В арьергард орудья просят;

Вот ружья из кустов выносят,

Вот тащат за ноги людей

И кличут громко лекарей;

А вот и слева, из опушки,

Вдруг с гиком кинулись на пушки;

И градом пуль с вершин дерев

Всё тихо - там между кустов

Бежал поток. Подходим ближе,

Пустили несколько гранат;

Ещё подвинулись; молчат;

Но вот над бревнами завала

Ружье как будто заблистало,

Потом мелькнуло шапки две;

И вновь всё спряталось в траве.

То было грозное молчанье,

Недолго длилося оно,

Но в этом странном ожиданье

Забилось сердце не одно.

Вдруг залп. глядим: лежат рядами.

Лермонтовское описание войны в духе более поздних описаний Толстого. Лермонтовым была сделана важная в литературном смысле заявка, которую после него в полной мере осуществил Толстой.

Новаторство военных рассказов Толстого заключается в том, что, рисуя войну правдиво, без прикрас, писатель в центре своих батальных сцен поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его сокровенными, глубоко затаенными мыслями и чувствами. При этом в центре военных повествований Толстого стоит всегда человек из народа, своим ратным трудом, своим неприметным подвигом решающий судьбы отечества, а все другие персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлён народ.

А.И.Кузьмин считает, что в рассказах Толстого впервые в русской и мировой литературе традиционная батальная живопись была "очеловечена", то есть углублена и обогащена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека - участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми её ужасами и величием была показана "изнутри", путем раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых её участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе - вот в чём состоял тот шаг вперёд, который Толстой в своих военных рассказах сделал по сравнению с его предшественниками.

Исключительно разнообразны приемы психологизации, применяемые Толстым. Раскрывая "диалектику души" своих героев, он показывает, как отмечал Чернышевский, не только конечные результаты душевных движений, но и сам процесс внутренней жизни.

На первом плане в богатейшем арсенале приёмов психологической характеристики героев стоит у Толстого точное воспроизведение внутренней речи. Автор как бы "слышит" потаённые разговоры, которые люди ведут с самими собой, как бы "видит" весь процесс движения мысли и точно его воспроизводит в рассказе. И именно потому, что писатель глубоко проникает в души своих героев, их "неслышные" разговоры становятся самой правдивой и убедительной их характеристикой.

Порою, сталкивая двух персонажей, автор одновременно "слышит" мысли их обоих и передает их нам. Получается своеобразный внутренний дуэт, параллельный процесс двух взаимосвязанных мышлений.

Но особенной художественной силы достигает Толстой в изображении предсмертных размышлений своих героев. Перед лицом смертельной опасности ощущения человека особенно остры. С молниеносной быстротой проносятся перед его умственным взором образы и воспоминания, зарождаются и исчезают ощущения, возникают и сменяются вереницы мыслей. Надо обладать гениальным даром психолога, высшей способностью проникать во внутренний мир людей, чтобы правдиво изобразить эти неповторимые, сокровенные минуты.

Раскрывая перед нами внутренний мир героев, Толстой не ограничивается ролью объективного наблюдателя этого мира. Он активно вмешивается в самонаблюдения героев, в их размышления, напоминает нам то, что они забыли, исправляет все отступления от правды, которые они допускают в своих мыслях и поступках. Такое авторское вмешательство помогает более углубленному восприятию внутренних переживаний персонажей, выявляет их подлинный характер. Чаще всего прием авторского вмешательства служит Толстому для прямого разоблачения персонажа, для "срывания масок".

Чертами новаторства отмечена и композиция рассказов Толстого. Её характеризует, с одной стороны, строгий отбор жизненного материала, ограничение повествования в пределах определенного времени и пространства, а с другой - тяготение к широкому, многоплановому изображению действительности, к постановке актуальных социальных проблем. Первый севастопольский рассказ, например, охватывает события, которые укладываются между утренней зарей и вечерним закатом, то есть события одного дня. А какое огромное жизненное содержание вместил в себя этот рассказ!

Своеобразны, новы и принципы построения образа, применяемые автором в севастопольских рассказах. Наряду с тонкостью и правдивостью психологических характеристик писатель всегда стремится к правдивому изображению поступков своих героев, а также к конкретно-наглядному изображению той среды, в которой они действуют. Герои Толстого, даже второстепенные, имеют своё индивидуальное лицо, четкую социальную характеристику, своеобразную манеру говорить и действовать. При всей кажущейся схожести персонажей каждый из них - индивидуальность, живая, неповторимая личность.

От "Севастопольских рассказов" многое важное идет в творчестве Л.Н.Толстого. От них прямой путь к "Войне и миру". Б.М. Эйхенбаум назвал очерки о Севастополе своеобразными "этюдами" к "Войне и миру": "Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные "тональности", и даже сплетение батального жанра с семейным".

От "Севастопольских рассказов" многое идет в русской литературе, и больше всего, конечно, эта толстовская, эта обязательная после Толстого потребность правды при изображении войны. Все большие русские и зарубежные писатели, авторы произведений о войне, испытывали эту потребность правды. После Толстого она стала непременным долгом художника, законом художественного творчества.

Эрнест Хемингуэй писал, что писатель идет на войну за правдой. Если журналисты часто ангажированы, то писатель на это не имеет никакого права. Он должен рассказывать лишь о том, что сам пережил и прочувствовал, в очерковом жанре писать о людях, а через их судьбы раскрывать обстановку и политику. Л. Толстой в 1855 году является первооткрывателем правды о войне, которая для современников является новостью.

В романе "Война и мир" устами Андрея Болконского Толстой скажет: "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну".

"Ужас овладевает, волосы становятся дыбом от одного только воображения того, что делается там. Статья написана до такой степени безжалостно-честно, что тяжело даже становится читать", - писал в письме А.Н. Островскому А.Ф. Писемский. Речь идет о "Севастопольских рассказах".

Эпизод драки французского и русского солдата из-за банника, картины военных госпиталей, разоренный дом князя Андрея в Лысых Горах, пожар в Смоленске и многие-многие страницы романа убеждают читателя в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне.

По моему мнению, представляют интерес рассуждения Н.Долининой о том, что, верный своему методу, Толстой не станет описывать войну от себя, смотреть на нее своими глазами. Он выберет самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле Пьера и его непредубежденным взглядом заставит нас смотреть на великое сражение при Бородине.

Чувства, овладевшие Пьером в первые недели войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом.

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что то же самое скоро испытает Наташа, что князь Андрей в горящем Смоленске и разрушенных Лысых Горах ощутил то же; что многие тысячи людей разделяют эти новые для него чувства.

В этом безнадежном вопросе вовсе не только безнадежность; в нем то же чувство, владеющее Пьером: самая жизнь сейчас не так важна, как главное: доколе же отступать?

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых может завтра быть убит или изувечен,- все они сегодня живут, не думая о том, что их ждет: с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, и смеются, и поют, и подмигивают раненым…

Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера. Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь.

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Л.С.Айзерман// Литература в школе.-1992.-№5-6.-С.53.

(Ведь роман писался и вышел, когда еще очень свежи были воспоминания о поражении России в Крымской войне.)

Для того, чтобы десятиклассники лучше поняли эту особенность толстовского изображения и понимания войны, я спрашиваю их, почему Бородинская битва дана прежде всего в восприятии ничего не понимающего ни в диспозиции, ни в вооружении, ни вообще в войне абсолютно штатского Пьера Безухова. Мы уже говорили о том, почему капитан тушин дан прежде всего в восприятии Андрея Болконского, и мы знаем, сколь важен для писателя выбираемый угол зрения. Так и здесь: от частного вроде бы вороса приходим к более глубокому постижению краеугольного для Толстого.

Сразу после этого урока по роману Л.Н.Толстого провожу уроки, посвященные современной литературе о войне.

1 Маймин,Е. Лев Толстой/ Е.Маймин.- М., 1978.-С.43-44.

Заключение:

В результате я пришла к выводу: художественная литература полнее, чем какое- либо искусство, передает духовное напряжение народа, ведущего войну. Без знания этой литературы невозможно представить его историю.

Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под редакцией Г.Н.Ионина.-М.,2005.

Григорьев, Аполлон. Литературная критика/Апполон Григорьев.- М., 1967.

Кузьмин, А.И. Героическая тема в русской литературе/ А.И.Кузьмин.- М.,1974.

Лесскис, Г. А. Лев Толстой (1852-1869)/Г.А.Лесскис.- М., 2000

Маймин,Е. Лев Толстой/ Е.Маймин.- М., 1978.

Некрасов,Н. А. Заметки о журналах/Н.А.Некрасов.- М., 1967.

Л.С.Айзерман// Литература в школе.-1992.-№5-6.

Журина, О.В. Лев Толстой/О.В.Журина//Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под редакцией Г.Н.Ионина.-М.,2005.

15. Долинина Н. Г.(6)

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Данная работа представляет собой осмысление традиций Л.Н. Толстого в изображении войны. Работа состоит из вступления, двух глав, заключительной части и дидактического материала.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_po_literature.doc 413 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Глава 1. Война – «противное человеческому разуму и всей

и героические страницы истории русской армии …………15

1.4.1. От Немана до Смоленска………………………………16

1.4.2. Смоленское сражение………………………………….16

1.4.3. Бородинское сражение………………………………….17

1.4.4. Партизанское движение………………………………. 19

1.5. Гуманизм Л.Н.Толстого ………………………………………….21

Глава 2. Творческий поиск и опыт учителя ………………………………..23

2.1. Художественный мир Л.Н. Толстого …………………………. 23

2.1.1. Личность и судьба Л.Н.Толстого……………………. 24

Андрея Болконского и Пьера Безухова………………..30

2.1.5. Женские образы в романе………………………………31

2.1.6. Семья Ростовых и семья Болконских………………….34

2.1.8. Кутузов и Наполеон в изображении Л.Н.Толстого…. 39

2.1.11. Урок внеклассного чтения. Тема войны в

2.2. Система требований, отчетности по теме

Библиографический список …………………………………………………..51

Военная тема значима для русской литературы, потому что помогает понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.

Л.Н.Толстой был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел её своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму.

Цель моей работы: осмыслить традиции Л.Н.Толстого в изображении войны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Методы: изучение литературы по творчеству Л.Н.Толстого, поиск информации в Интернете; анализ, систематизация, обобщение литературных фактов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении дано обоснование выбора темы.

- через мысли любимых героев;

- путем сопоставления гармоничной жизни природы и безумия

убивающих друг друга людей;

- через описание отдельных боевых эпизодов.

В заключении сформулированы выводы по данной теме; определено, что нормой человеческого бытия, в понимании Толстого, является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму.

Толстого интересовали разные типы героизма и различные основания, разная внутренняя подоплека героического. Часто его герои (Михайлов, например) по всем видимым признакам ведут себя не как герои, но при этом совершают героическое дело – и по внутреннему смыслу своего поведения они герои истинные. В бою Михайлова контузило в голову. Был момент, когда ему показалось, что он убит. Потом он услышал рядом с собой голоса и пришел в себя. Вместо того, чтобы идти на перевязочный пункт, куда его повел барабанщик, Михайлов вспоминает об ординарце Праскухине, который был с ними.

- Схожу сам, узнаю, жив ли он. Это мой долг,- сказал сам себе Михайлов. [8]

В центре военных повествований Толстого всегда стоит человек из народа, своим ратным трудом, своим неприметным подвигом решающий судьбы Отечества, а все другие персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлен народ.

За шесть месяцев кровопролитной Севастопольской войны люди не только не прониклись взаимной ненавистью, но истосковались по иному, дружескому, истинно человеческому общению.

Л.Н.Толстой описывает сцену короткого перемирия, заключенного для уборки мертвых тел. В эти короткие часы они все – русские и французы – доброжелательные люди, и невозможно представить, что еще вчера они со всем своим желанием и умением стремились нанести противоположной стороне максимальный урон. Эта сила как бы подтверждает убеждение писателя: добрые, братские чувства в самой природе человека, они глубже той взаимной вражды и ненависти, которую насаждают правители.

Рассказывая о 1805 годе, Толстой сосредоточивается на двух военных эпизодах – Шенграбенском и Аустерлицком, - отображающих два противоположных моральных состояния русских солдат и офицеров.

Одним из ключевых моментов войны 1805 года было Шенграбенское сражение. Оно предпринято по инициативе Кутузова. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова-полководца, его умение найти выход в сложной обстановке. Отношение его к войне в этот период, как и при смотре войск в Браунау, осталось прежним: Кутузов считал войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, а автор показывает, как действует полководец в этом случае. Л.Н.Толстой правдиво изображает военную обстановку, показывает истинных героев и приспособленцев, карьеристов, трусов. Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей Болконский с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.

В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Он прежде всего думает о себе. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план.

Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Л.Н.Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

1.3.2 Аустерлицкое сражение

  1. Война 1812 года как защита Отечества. Трагические и

героические страницы истории русской армии

Жажда новых завоеваний гнала Наполеона к новой войне. И она началась

летом 1812 года. Более чем шестисоттысячная армия французов мощной волной покатилась по русской земле. Русская армия, значительно уступавшая французам, вынуждена была отступать.

Толстой, осуждая войну, признавал, что она может быть вынужденной самозащитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.

Великий художник верно понял характер и цели Отечественной войны 1812 года. Это была освободительная, справедливая война, которую наш народ вел против вторгшихся на русскую землю полчищ Наполеона.

Л.Н.Толстой понял и оценил решающую роль народа, защищавшего в этой священной Отечественной войне свою родину от иноземных захватчиков.

1.4.1. От Немана до Смоленска

Толстой в сцене переправы через Неман рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии, оказывается, тоже существует единство - и среди солдат, и между ними и их императором. Но это единство было корыстным, непрочным. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражалось в слепой любви солдат к Наполеону и принятии её Наполеоном как должного.

Единство же русских людей было основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. Л.Н.Толстой показывает совпадение интересов русских людей как основную причину победы.

1.4.2. Смоленское сражение

Княжна Марья, равнодушная ко всему после смерти отца, вернулась к жизни, взбунтовавшись, когда Бурьен предложила остаться и просить защиты у французского генерала. Княжна Марья чувствует себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея, и она собирается уезжать.

Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим своё разорение. Пьер Безухов, не будучи боевым офицером, по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий.

1.4.3. Бородинское сражение

Во время битвы при Бородино Пьер попадает на батарею Раевского. Именно там он увидел страшное лицо войны своими глазами, встретил простых людей, которым суждено было стать главными героями сражения.

Молоденький офицер, солдаты-артиллеристы под огнем неприятеля держат оборону. Каждый из них боится смерти, но страх отступает перед сознанием воинского долга защитников Отечества. На глазах Пьера погибают один за другим батарейцы, прорываются на курган французы, и снова атака русских солдат сметает противника.

1.4.4. Партизанское движение

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских войск в Париж?

То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а всё то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы. Так закончилась война, агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины, со стороны русских. Победила Россия, поднявшаяся на священную войну за свою честь и свободу.

Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно . Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми.

Название: Севастопольские рассказы

Жанр: рассказы

Год написания: 1855 год


Время и место действия

События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.

Главные герои

Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.

Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.

Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.

Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.

Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

Сюжет

В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.

Автор описывает всю драматичность и жестокую бессмысленность войны: люди гибнут один за другим, в то время как представители власти никак не могут договориться между собой, отправляя на верную смерть лучших сыновей своих стран.

Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.

Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.

По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.

Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.

В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.

Ареной для сражений становится уже сам город. Кратковременные перемирия происходят всё реже. В город прибывают два брата: старший, Михаил Козельцов, вернувшийся после госпиталя, и младший, Володя, юный, восторженный патриот. Бывалые воины никак не могут взять в толк, как можно добровольно оставить спокойную мирную жизнь ради этой войны. Оба брата погибают в сражении. Первый находит свою смерть при ведении атаки на французов, а второй погибает во время засады. Русские вынуждены отступать, и вскоре Севастополь оказывается во власти французов.

Вывод и своё мнение

В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.

Главная мысль

Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.

Авторские афоризмы

Толкование непонятных слов

Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.

Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.

Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.

Новые слова

Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.

Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.

Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Читайте также: