Почему разочаровался в жизни герой рассказа после бала сочинение

Обновлено: 05.07.2024

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.

Вторая часть рассказа неожиданно для повествователя по­зволяет ему увидеть обаятельного старика полковника совсем в ином качестве. На ожидание чего-то зловещего настраивает изменение музыкального лада рассказа.

И затем молодой человек становится невольным свидете­лем сцены экзекуции, которой руководит столь почитаемый им отец Вареньки.

Ну, а как относится к этому полковник? Полученный вско­ре ответ вызывает у рассказчика болезненное отвращение: отец Вареньки не только нимало не сочувствует в кровь избитому человеку, нет, он возмущен тем, что один из солдат попытался пощадить несчастного: «Вдруг полковник остановился и быс­тро приблизился к одному из солдат.

— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчат­ке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного сол­дата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

Иван Васильевич испытывает стыд; вероятно, полковнику тоже не ко времени встреча с поклонником его дочери, поэто­му он и сделал вид, что не узнал молодого человека.

Это событие полностью изменило отношение героя не только к самому Петру Владиславичу, но и к его дочери. Ива­на Васильевича поразило глубочайшее несоответствие между показным благородством людей, выглядевших такими краси­выми и привлекательными на балу, в среде себе подобных, — и их внутренней бесчеловечной сущностью. У полковника она проявилась в служебном рвении, основанном на жестоком насилии. Иван Васильевич понял, что на балу отец Вареньки надевал своего рода карнавальную маску, чтобы скрыть свою натуру николаевского служаки, для которого подчиненные солдаты лишь пушечное мясо, а не живые люди.

Так отвратительная сцена, случайно увиденная Иваном Ва­сильевичем, раскрыла ему глаза на противоестественность об­щественных отношений в России, на лживость и лицемерие власть имущих.

Рассказ Льва Николаевича Толстого “После бала” анализи­рует проблему насилия в общественной жизни. В основе кон­фликта рассказа резкий контраст между внешним благообра­зием и блеском представителей правящего класса и их внут­ренней сущностью, которая определяется жестокостью и бесчеловечностью по отношению к стоящим на нижних ступе­нях

Композиционно рассказ членится на две части, контраст­но противопоставленные друг другу. Первая освещена ярким светом, пронизана праздничной музыкой и видимой красотой человеческих взаимоотношений. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, молодой влюбленный, для которого предмет его любви озаряет все вокруг и всех делает такими же прекрасными и доброжелательными. Рассказывая подробно о своих чувствах к любимой девушке Вареньке на балу у губернского предводителя, Иван Васильевич уделяет место и изображению Варенькиного отца по имени Петр Вла­диславич, “полковника

“Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.

Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I под­витыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…”

В этом описании видно восхищение рассказчика внешно­стью отца своей любимой, однако некоторые детали должны насторожить внимательного читателя. Это, во-первых, упоми­нание о его груди, “небогато украшенной орденами”, и указа­ние на тип “старого служаки николаевской выправки”. На ос­новании этих двух деталей можно предположить, что служба полковника заключалась не столько в боевых подвигах, сколь­ко в казарменной муштре.

Но пока фигура полковника и лихая мазурка в его исполнении вызывают у молодого человека толь­ко чувство умиления. Любовь, которую он испытывает к Ва­реньке, распространяется и на ее отца.

Вторая часть рассказа неожиданно для повествователя по­зволяет ему увидеть обаятельного старика полковника совсем в ином качестве. На ожидание чего-то зловещего настраивает изменение музыкального лада рассказа.

Действие происходит ранним утром; Иван Васильевич от­правляется прогуляться. “Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, а со всех крыш капало… Когда я вышел на поле… я увидал в конце его… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки.

Но это была какая-то другая, жест­кая, нехорошая, музыка”.

И затем молодой человек становится невольным свидете­лем сцены экзекуции, которой руководит столь почитаемый им отец Вареньки.

Начало сцены описано с использованием излюбленного толстовского приема остранения: герой все видит и слышит, но не может понять, что же происходит: “Я… увидал посреди ря­дов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближаю­щееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высо­кий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой”.

Наконец, Иван Васильевич узнает отца Вареньки, и до него постепенно доходит ужасный смысл наблюдаемого зрелища: “При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, повора­чивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосер­дуйте. Братцы, помилосердуйте”.

Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг впе­ред, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спи­не татарина”.

Впечатления Ивана Васильевича становятся все более кош­марными: “Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

Ну, а как относится к этому полковник? Полученный вско­ре ответ вызывает у рассказчика болезненное отвращение: отец Вареньки не только нимало не сочувствует в кровь избитому человеку, нет, он возмущен тем, что один из солдат попытался пощадить несчастного: “Вдруг полковник остановился и быс­тро приблизился к одному из солдат.

– Я тебе помажу, – услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчат­ке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного сол­дата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

– Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядыва­ясь, и увидал меня”.

Иван Васильевич испытывает стыд; вероятно, полковнику тоже не ко времени встреча с поклонником его дочери, поэто­му он и сделал вид, что не узнал молодого человека.

Это событие полностью изменило отношение героя не только к самому Петру Владиславичу, но и к его дочери. Ива­на Васильевича поразило глубочайшее несоответствие между показным благородством людей, выглядевших такими краси­выми и привлекательными на балу, в среде себе подобных, – и их внутренней бесчеловечной сущностью. У полковника она проявилась в служебном рвении, основанном на жестоком насилии.

Иван Васильевич понял, что на балу отец Вареньки надевал своего рода карнавальную маску, чтобы скрыть свою натуру николаевского служаки, для которого подчиненные солдаты лишь пушечное мясо, а не живые люди.

Так отвратительная сцена, случайно увиденная Иваном Ва­сильевичем, раскрыла ему глаза на противоестественность об­щественных отношений в России, на лживость и лицемерие власть имущих.

Чудесный бал вырисовывается красотой дворянского общества, изысканными манерами, обходительностью между людьми, равными по сословию. Восемнадцатилетняя Варенька прелестна, величественна, имеет царский вид. Ее милое, сияющее лицо приводит в восторг Ивана Васильевича. Он испытывает самые нежные чувства, сравнивает себя с существом, не знающим зла и способным на одно добро. Любовь к Вареньке распространяется на всех окружающих. Их танец, да и сам отец, вызывают у Ивана Васильевича умиление. Дочь гордится отцом, радуется ему.

Наказание беглого татарина произошло утром в первый день Великого поста. Не даром в произведении упоминается, что бал был в прощеное воскресение. Масленичная неделя готовит к началу духовного и физического очищения. Страдания татарина сравниваются с Голгофой.

В мыслях Ивана Васильевича переплетается прекрасная музыка бала и визгливый писк, воздушные па с грубыми шагами солдат. Полковник с милой улыбкой предстает пред ним другой стороной. При встрече с ним Иван Васильевич испытывает стыд. Полковник сделал вид, что не знает его. Так делают двуличные люди, которые хотят скрыть под маской добродушия свою жестокость. Отец любит дочь и не хочет, чтобы она знала о его бесчеловечности. За культурными разговорами скрывается жестокий, безжалостный, грубый человек.

На сердце Ивана Васильевича тоска от увиденного. Он не понимает происходящего. Общественные условия, которым просто подчинялся генерал, признавались всеми необходимым. Горечь и разочарование главного героя указывают на горечь всей царской России.

Главный герой живет христианскими ценностями, несмотря на его богатство и происхождение. Иван Васильевич меняет всё в своей жизни, отказывается поступать на военную службу, как хотел прежде, делать карьеру. Действия генерала, казалось бы, происходят под влиянием среды. Но личная совесть делает человека нравственным. Каждый человек живет по своим убеждениям, у него есть выбор, как поступить.

Сочинение №2

Во второй части рассказа Л.Н. Толстой отправляет читателей на бал. Иван Васильевич все сильнее влюбляется в красавицу Варю, в нем кипит страсть, он готов полюбить весь мир и поделиться с каждым частичкой своих чувств. Ничто не способно отвлечь Ивана Васильевича от его объекта обожания. А когда Варенька начинает танцевать с полковником, он и вовсе приходит в ошарашенное состояние, причем все гости начинают чувствовать нечто похожее. Во время танца каждый видит, насколько же красива девушка, как много в ней грации и стройности линий. Девушка прекрасна, а Иван Васильевич все больше и больше уверяется в своей любви. Вскоре Иван Васильевич возвращается домой, и начинает метаться из угла в угол, не зная чем себя отвлечь от любви. Вдруг он понимает, что должен быть рядом с Варей и отправляется к ней домой.

Но, придя в дом к полковнику и его дочери, Иван Васильевич видит жестокую картину. Он видит, как полковник изуверский избивает солдата. И это уже вовсе не тот благородный старый вояка, которого видел на балу наш герой. Это настоящий варвар, изувер, изверг! Мир Ивана Васильевича переворачивается с ног на голову, он находится в шоке от таких действий отца своей любимой. Молодой человек не был никаким образом связан с армией, но в скором времени желал связать свою жизнь с воинским делом. Но теперь, видя такие метаморфозы полковника, он уже и не верит, что у него были такие мысли. Любовь к Варе исчезает в мгновение. В ее лице он видит ее отца-подонка. Идеал Ивана Васильевича разрушен в прах, мечты растоптаны, те чувства, которые он испытывал буквально недавно, сошли на нет. Варенька становится лишь досадным воспоминанием, и Иван Васильевич уже никогда не пойдем служить в армию, в которой главенствуют такие вот полковники.

Прототипом Ивана Васильевича стал родной брат Льва Николаевича – Сергей. Рассказ также основан на реальных событиях. Произведение было написано именно для брата, которому Лев Николаевич таким образом сумел доказать его правоту в данной ситуации. Не встреть он полковника и бедного солдата, кто знает, как бы повернулась жизнь Сергея, возможно, ему пришлось бы долгие годы жить рядом с таким чудовищным человеком.

Для 8 класса

Да, я думаю, что в этом рассказе главный герой Иван Васильевич очень много себе придумал. Он представлял свою счастливую семейную жизнь с Варенькой. Он был очарован её отцом – добрым воякой. Если бы он не мечтал, что все вокруг такие прекрасные, то легче бы перенес ту неприятную сцену.

Может быть, он думал, что и Варенька идеальная. А если б он увидел, что она обидела служанку свою, то тоже бы разочаровался… Я не говорю, что все скрытые грубияны и садисты, но только о том, что никто не идеален. Варя могла бы случайно её обидеть, а после переживать… И её отец мог в тот день получить установку от начальства своего же, чтобы строго наказывать, а не как обычно. По одному эпизоду Иван осудил его. Мечты разбились о реальность. Конечно, ему стало неприятно и больно.

А у Вари тоже, наверное, были мечты. Может быть, что и о семейной жизни. Хорошо, что они не были связаны только с Иваном, а то бы она разочаровалась или в нем самом, или в отце. Она не идеализировала этого молодого человека, не стала за ним бегать, когда он начал её сторониться. Думаю, что Иван очень даже слишком впечатлительный. Всё-таки хорошо, что дальше ни один бедный человек, ради которого от так изменил свою жизнь, его не разочаровал, а то опять бы пришлось всё менять! А это ещё попробуй сделать! Везде и у всех есть недостатки…

Говорят, что именно молодые склонны идеализировать. Я вижу, что мои сверстники могут создавать себе кумиров, а девчонки даже влюбляться во всяких неизвестных им лично персонажей… Дальше типа сталкиваешься с разочарованиями.

Понятно, что Иван Васильевич тут не Манилов – без прописанных смешных мечтаний, но понятно, он тоже себе много придумал. Например, когда он смотрит на её отца (на его немодные) сапоги, он так и думает, что полковник экономит на себе, чтобы у дочери его всё было. Почему экономит? Может, ему просто нравятся такие сапоги (старомодные, например). А если и экономит, то он может быть просто жадным. Или откладывает не для дочки, а себе на круиз. В общем, видно мечтательность. И ночью ведь герой аж спать не мог от ощущения счастья, которое сам себе придумал, вот его так опустила на землю жизнь.

Мечты и реальность сталкиваются в этом рассказе, и реальность, как всегда, оказывается грубей. Она побеждает! Мечты рассыпались, но ведь это розовые очки спали с глаз героя! И он сделал свой жизненные выбор, основываясь на реальности, как ему казалось. Вот я так это понял!

Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и мир↑ Толстой Л. Н.Семья Ростовых и семья Болконских в романе Война и мир →

Вариант 3

Юный Иван Васильевич влюбился так сильно в первый раз во всю жизнь. Протанцевав с Варей далеко не один раз, а в конце, получив от любимой девушки, помимо пера из ее веера, еще и перчатку, показавшую крайнее расположение Вареньки, он оказался на вершине своего счастья и впал в то добродушное умиление, свойственное практически каждому влюбленному. В памяти его запечатлелась еще одна умилительная картина: ее любезный отец носит старинные опойковые сапоги, что легко позволяет понять, с какой заботой он относится к своей дочери, отказывая себе в комфорте, чтобы обеспечить дочь самым лучшим. Это лучше всего демонстрирует его, как доброго и нежного отца семейства.

Правильно ли поступил Иван Васильевич, позволив случайно увиденной сцене изменить всю его жизнь и отворотить его от недавней любви? Я считаю, что да, иначе нельзя было бы прожить по-настоящему счастливую семейную жизнь, осознавая, что отец твоей невесты монстр, терпеть которого ты будешь до самой смерти

Детство, Отрочество, Юность

Детали в художественных произведениях

Важно понимать, что писатель не может написать что угодно. Он подчиняется своему таланту, а значит, в произведении обязательно будут какие-либо детали, которые писатель, может, и хотел бы упустить (деталь

в художественном произведении – мельчайшая подробность, с помощью которой создается художественный образ), но не стал этого делать, например из-за своих гражданских убеждений, которые овладевали им в момент написания произведения.

То есть позиция Толстого со временем менялась, но на момент написания произведений он подчинялся определённому настроению, внутренней гармонии.

Анна Каренина

Автор: Мария Блинова

Тема наказания в рассказе

Для начала ознакомьтесь с цитатой Набокова (см. рис. 2) о читателях:

Рис. 2. В.В. Набоков (Источник)

Главным местом в рассказе является наказание солдата, отношение к этому наказанию, то, как оно перевернуло жизнь Ивана Васильевича. Для начала нужно разобраться, за что его наказывают. Многие читают про наказание, забыв узнать, какое преступление он совершил. Тут стоить вспомнить, как менялись меры наказаний в разные эпохи и что телесные наказания были отменены только в конце XIX века. Читатель должен замечать такие подробности:

, потому что именно за этот поступок наказывают солдата. В рассказе так спрятано само преступление, что все говорят лишь о наказании.

Побег из казармы в армии является очень серьезным преступлением, за него всегда наказывали строго. Потому что если человек убежал из казармы, то он может убежать и с поля боя. А побег может спровоцировать панику. Толстой, как артиллерист и военный, прошедший крымскую кампанию, наверняка понимал, что такое побег.

Человек просит о помиловании, но он просит об этом тех, кого завтра, возможно, предал бы. Поэтому оценивать жестокость нужно в каких-то относительных мерках.

Описанные события происходили 170 лет назад, поэтому для современного человека дико об этом читать. Но если отсчитать от момента написания рассказа еще 170 лет, то выяснится, что тогда наказанием вообще было нанесение серьёзных увечий. Всё меняется, степень и мера наказаний с течением времени тоже меняются. Постепенно отменялись пытки, отменялось членовредительство, и вот пришли к тому, чтобы отменить наказание шпицрутеном (даже по названию понятно, что данный вид наказания изобрели не в России).

Наказание шпицрутеном пришло к нам из шведской армии в XVIII веке. Шпицрутен

представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол. Способ наказания шпицрутенами шведы позаимствовали у англичан. В Британии был вид наказания
gantler
– когда человека проводили между двумя рядами солдат, которые били его палками (см. рис. 3).

За ошибки и нерадивость в учениях полагалось от 100 ударов шпицрутенами, за пьянство – 30–500 ударов, за воровство – 500 ударов, а за побег можно было получить 1000 и более.

Сочинение №2

Во второй части рассказа Л.Н. Толстой отправляет читателей на бал. Иван Васильевич все сильнее влюбляется в красавицу Варю, в нем кипит страсть, он готов полюбить весь мир и поделиться с каждым частичкой своих чувств. Ничто не способно отвлечь Ивана Васильевича от его объекта обожания. А когда Варенька начинает танцевать с полковником, он и вовсе приходит в ошарашенное состояние, причем все гости начинают чувствовать нечто похожее. Во время танца каждый видит, насколько же красива девушка, как много в ней грации и стройности линий. Девушка прекрасна, а Иван Васильевич все больше и больше уверяется в своей любви. Вскоре Иван Васильевич возвращается домой, и начинает метаться из угла в угол, не зная чем себя отвлечь от любви. Вдруг он понимает, что должен быть рядом с Варей и отправляется к ней домой.

Но, придя в дом к полковнику и его дочери, Иван Васильевич видит жестокую картину. Он видит, как полковник изуверский избивает солдата. И это уже вовсе не тот благородный старый вояка, которого видел на балу наш герой. Это настоящий варвар, изувер, изверг! Мир Ивана Васильевича переворачивается с ног на голову, он находится в шоке от таких действий отца своей любимой. Молодой человек не был никаким образом связан с армией, но в скором времени желал связать свою жизнь с воинским делом. Но теперь, видя такие метаморфозы полковника, он уже и не верит, что у него были такие мысли. Любовь к Варе исчезает в мгновение. В ее лице он видит ее отца-подонка. Идеал Ивана Васильевича разрушен в прах, мечты растоптаны, те чувства, которые он испытывал буквально недавно, сошли на нет. Варенька становится лишь досадным воспоминанием, и Иван Васильевич уже никогда не пойдем служить в армию, в которой главенствуют такие вот полковники.

Прототипом Ивана Васильевича стал родной брат Льва Николаевича – Сергей. Рассказ также основан на реальных событиях. Произведение было написано именно для брата, которому Лев Николаевич таким образом сумел доказать его правоту в данной ситуации. Не встреть он полковника и бедного солдата, кто знает, как бы повернулась жизнь Сергея, возможно, ему пришлось бы долгие годы жить рядом с таким чудовищным человеком.

Популярные сочинения

Вариант 3

Юный Иван Васильевич влюбился так сильно в первый раз во всю жизнь. Протанцевав с Варей далеко не один раз, а в конце, получив от любимой девушки, помимо пера из ее веера, еще и перчатку, показавшую крайнее расположение Вареньки, он оказался на вершине своего счастья и впал в то добродушное умиление, свойственное практически каждому влюбленному. В памяти его запечатлелась еще одна умилительная картина: ее любезный отец носит старинные опойковые сапоги, что легко позволяет понять, с какой заботой он относится к своей дочери, отказывая себе в комфорте, чтобы обеспечить дочь самым лучшим. Это лучше всего демонстрирует его, как доброго и нежного отца семейства.

Правильно ли поступил Иван Васильевич, позволив случайно увиденной сцене изменить всю его жизнь и отворотить его от недавней любви? Я считаю, что да, иначе нельзя было бы прожить по-настоящему счастливую семейную жизнь, осознавая, что отец твоей невесты монстр, терпеть которого ты будешь до самой смерти

Сочинение по рассказу Толстого После бала 8 класс

Название произведения указывает на главный смысловой акцент и привлекает внимание читателя к кульминационным событиям. Композиция рассказа проста: он разделен на две части, которые отличаются эмоциональной окраской. Контрастное восприятие происходящего возникает у читателя вслед за главным героем, от лица которого ведется повествование. Рассказ показывает, как один короткий эпизод способен изменить впечатление о человеке и раскрыть глаза на его истинную сущность.

Первая часть посвящена балу – это праздник в честь завершения недели Масленицы. Главный герой молодой человек по имени Иван Васильевич полон радужных надежд на будущее и склонен видеть окружающую действительность в розовом свете. Жизнь кажется ему прекрасной: на балу он танцует с Варенькой Б., в которую влюблен, это чувство окрыляет его. Любимая девушка кажется ему самым возвышенным и прекрасным существом на свете, в лучах ее очарования все люди кажутся лучше, чем они есть на самом деле.

Под конец бала рассказчик наблюдает трогательную сцену семейной любви – танец полковника Б. с дочерью. От Ивана Васильевича не скрылось, сколько любви и нежности светилось в глазах старого служаки, когда он смотрел на Вареньку, как отец гордится своей прекрасной дочерью. Этот эпизод еще больше расположил героя к старому полковнику. На этом завершается бал.

Вторая часть рисует перед читателем рассвет и дорогу рассказчика домой после бала. Наш герой все также счастлив и расслаблен, он влюблен и потому любит весь мир, ничто, кажется, не способно омрачить его настроение. Иван Васильевич отправляется домой пешком, и по пути становится свидетелем отвратительной сцены, которая кардинально меняет его отношение к полковнику и заставляет серьезно задуматься о жизни и о человеческих характерах.

Итак, проходя мимо плаца главный герой видит, как наказывают беглого татарина: солдаты с дубинками выстроены в две шеренги, между ними должны провести наказуемого. Казнью руководит полковник Б., тот самый благородный старец преисполненный собственного достоинства. То, что пришлось увидеть Ивану Васильевичу, поражает молодого человека до глубины души. В отце его возлюбленной Вареньки не осталось ничего из того положительного портрета, который рассказчик нарисовал себе на балу.

Особенно неприятно рассказчику становится в момент, когда полковник Б. напускается на одного из солдат, намеренно или случайно пожалевшего осужденного. Палка опустилась на израненную спину с недостаточной силой, и полковник наказывает солдата, проявившего жалость и смягчившего удар.

Ситуация усугубляется тем что все происходит в день после Масленицы, то есть первый день Великого поста, времени, когда все верующие люди должны особенно пристально следить за чистотой свих помыслов и дел. Именно в этот день полковник Б. руководит жестокой казнью и делает это с особенным рвением.

Так одно утро не просто меняет отношение молодого человека к конкретным людям, но заставляет задуматься о важных жизненных вопросах. Его всерьез волнуют проблемы нравственности и личной ответственности за свои поступки, меняется взгляд на окружающую действительность и на собственную жизнь.

Читайте также: