Почему рассказ назван по тому месту где происходят события бежин луг сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В статье вы узнаете, что хотел сказать нам автор, в чем заключаются “подводные камни” и смысл финала.

Смысл названия

На самом деле в название Тургенев не закладывал никакого глубокого смысла. Он лишь подобрал звучное и подходящее предложение, основой которому стали живописные пейзажи.

Сам луг находится недалеко от деревни Бежина, которая была собственностью родственников писателя. Он часто охотился там, потому и так хорошо знаком с тамошними красотами и легендами, которые и упоминались деревенскими мальчишками.

Произведение начинается с красочного описания природы. Автор показывает нам живописные пейзажи вечернего леса. Главный герой охотник блуждает в нем, пока не выходит к костру. Вокруг него сидят пятеро мальчишек:Павлуша, Федя, Костя, Ваня и Илюша.

Охотник притворяется, будто спит, чтобы не смущать детей. После чего они продолжают свой разговор.

Илюша рассказывает про домового на бумажной фабрике. Он однажды ночевал в ней, тогда домовой стучал, кашлял и гремел.

Следующим рассказывает страшную историю Костя. Он говорит о русалке, которая манила плотника Гаврилу. Благо он вовремя опомнился и тем самым спас сам себя. А русалка заплакала и послала Гавриле вечные горести.

Илюша продолжает разговор. Мальчик рассказывает о гиблых местах, где похоронен утопленник. Однажды псарь Ермила заметил на могиле барашка, взял его с собой и заметил, как животное смотрело на него, оскалив зубы, и вдруг заговорило человеческим голосом.

Ребята поговорили о немом лешем и водяном, который утаскивает на дно людей. А потом о Васе. Мальчик играл на берегу и утонул. Когда Павлуша вернулся, рассказал о том, как, набирая воду, услышал Васькин голос. На что ребята решили, что скоро Павлуша умрёт так же, как и Вася.

Легли спать они под утро. Рассказчик прощается с ребятами на рассвете. Спустя какое-то время он узнает, что парень, который ему так сильно понравился, умер, упав с лошади. Тем самым исполнив предзнаменование. Правда не совсем точно.

В произведении затрагивается любимая тема Тургенева-связь человека с природой. Она описывается на протяжении всего рассказа, дополняя образа мальчишек и сельских легенд.

Но несмотря на это, дети улыбаются. Им приходится ночью пасти лошадей так, чтобы к ним не подобрались волки. Они буквально рискуют жизнью. Тем не менее они радуются жизни, шутят, веселятся, рассказывая ребятам небылицы.

Именно так мы понимаем замысел автора. Он хотел передать нам, чтобы мы, как и эти мальчишки наслаждались каждым днём. Быть счастливыми наедине с природой. И ощущать на себе ее щедрость, тепло и любовь.

Вернемся к проблеме. На примере сказаний и легенд Тургенев рассказывает нам о необразованности простых крестьян, об их наивности. Люди видят якобы предзнаменования об их смерти и методом самовнушения и уверенности в скорой кончине действительно умирают. Другие видят сверхъестественных существ и сходят с ума.

Так писатель приходит к печальному выводу, что необразованные люди с легкостью становятся узниками собственных страхов. Они показывают нам, как делать не нужно. Дают стимул бороться уже с нашими страхами.

Смысл финала

Герой опечален его кончиной и решил упомянуть об этом. Суеверие исполнилось. Но не так как все предполагали.

На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур­генев?

Читаем в начале рассказа:

Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охо­ты. Можно продолжить эти наблюдения.

Попробуйте описать состояние летней приро­ды: утром, днем, вечером.

Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна­комых крестьянам примет летней погоды.

Опишите первую встречу охотника с крестьян­скими ребятишками из соседних деревень. Подоб­но автору дайте общую характеристику мальчиков.

Создайте портрет одного из мальчиков по ва­шему выбору.

Чаще всего ученики выбирают для опи­сания Павлушу как самого смелого и ре­шительного мальчика. Но некоторые де­вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество­вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

1. Внешний облик мальчика.
2. Его роль среди приятелей у костра.
3. Рассказанные им истории.
4. Отношение к чужим рассказам.
5. Представление о характере мальчика.

6. Отношение автора к этому герою.Если вы выбираете для рассказа Павлу­шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все­го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди­нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.

Тургенев назвал истории, рассказанные маль­чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен­ности рассказов детей?

Россказнями обычно называют недо­стоверные рассказы людей, которые пы­таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас­сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче­ских событиях или деятелях, который пе­редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав­но прошедших событиях. Близкое значе­ние имеет и слово поверье. Слово былин­ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк­лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ­кие им люди.

Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.

В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни­цам, а перепуганные ребята приняли зву­ки, которые слышали, за проделки домо­вого.

Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко­стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб­раться в причинах самых разных проис­шествий.

Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све­топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество­вание и объясните свой выбор.

Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде­лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве­селую усмешку над тем, что пугает дру­гих. Девочки же часто сочувствуют Илью­ше, а некоторые даже склонны сопережи­вать его страхам.

Перескажите близко к тексту фрагмент рас­сказа, где автор дает описание природы.

Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло­гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

История создания

В течение лета Иван Сергеевич собирал материал. В первую очередь его интересовало:

  • мышление крестьянских детей;
  • поведение ребятишек;
  • характеры и особенности личности каждого.

Сначала автор написал очерк, а затем начал вносить в него исправления. В 1851 году рассказ был готов.

Направление и жанр

Это не полный список рассказов, а только самые известные из них. Все они отличаются повествовательным характером и проникнуты любовью к простым людям.

  • связь пейзажных описаний с чувствами героев;
  • сказочный подтекст и нагнетание тревожной атмосферы в некоторых сценах;
  • поэтические описания внешности героев;
  • душевность, с которой автор рассказывает о событиях.

Охотник на лугу

  1. Экспозиция. В ней автор описывает прекрасный июльский день.
  2. Завязка. Эта часть знакомит читателя с охотником. Здесь же рассказывается, как охотник плутал по лесу.
  3. Кульминация. Она начинается с того момента, когда рассказчик увидел мальчиков, сидящих у костра.
  4. Развязка. Момент, когда рассказчик отправляется домой.
  5. Эпилог. Самая короткая часть, состоящая из заключительных предложений. В эпилоге автор рассказывает о гибели Павлуши.

Автор дал произведению название, которое ничего не выражает. Этим он хотел подчеркнуть, что не даёт оценки услышанным историям. Верить им или нет, читатель должен решить сам. Вот почему рассказ о Бежином луге называется именно так.

Основные события

Автор ведёт повествование от первого лица. Он рассказывает о произошедших с ним событиях. Однажды Иван Тургенев пошёл на охоту, взяв собаку. Под вечер он заблудился и проплутал, пока не стало темно. Пытаясь отыскать выход из леса, рассказчик вышел к оврагу, за которым было ровное место. Вдалеке горели костры, а возле них копошились ребятишки. Охотник понял, что это Бежин луг — так называли поляну местные жители.

Охотник набрел на мальчишек

Сначала рассказчик принял человеческие фигуры за гуртовщиков. Он хотел подойти ближе, но навстречу выбежали собаки и бросились на него со злобным лаем. Ребята отогнали псов, и тогда охотник понял, что это крестьянские дети, которых отправили в ночное. Летом лошадей пасли по ночам, потому что днём их кусали оводы, и мальчишки сторожили табун. Такая обязанность была для них настоящим праздником.

Дети спросили, откуда рассказчик. Услышав ответ, помолчали. Некоторое время они держались отстранённо, затем завязалась беседа. Немного поговорив с ребятами, охотник замолчал и стал любоваться костром, а заодно и разглядывать мальчишек. Потом он улёгся недалеко от костра, а ребята принялись рассказывать друг другу зловещие истории. Почти в каждой не обошлось без нечистой силы. Персонажи, которые присутствовали в рассказах ребят:

  • домовой;
  • леший;
  • русалка;
  • умерший мальчик;
  • покойный барин.

Автор молча слушал, и у него не возникало желания встревать в разговор. Из рассказа нельзя понять, было ли всё произошедшее выдумкой малограмотных людей или крестьяне на самом деле чувствовали, что рядом с ними есть что-то сверхъестественное. Для мальчиков события с участием нечистой силы были обыденными. Они росли с осознанием, что от судьбы нельзя уйти, и если не одна нечисть утащит человека, то другая закружит его по лесу и лишит рассудка.

Один из ребят пошёл за водой, а по возвращении рассказал, что его кто-то звал. Затем все легли спать. Утром охотник проснулся и увидел, что все спят, и только Павлуша, который накануне слышал голос, сидит у костра. Автор кивнул ему на прощанье и отправился домой. В конце рассказа Тургенев с сожалением пишет, что в том же году Павлуша погиб, упав с лошади. Эти деталь наводит на мысль, что зов не послышался крестьянскому ребёнку: он на самом деле предчувствовал скорую гибель.

Характеристики героев

Действующие лица в этом произведении — мальчики и рассказчик. Люди и потусторонние сущности, о которых рассказывают ребята, — третьестепенные персонажи. Главные герои и их краткие характеристики:

Федя на вид ему 14 лет

Всех ребят автор описывает с душевной теплотой. Из рассказа понятно, что он не насмехается над суевериями, а восхищается трудолюбием, смелостью и сообразительностью детей, которым слишком рано приходилось взрослеть.

Темы и проблематика

Тургенев посвятил рассказ взаимодействию природы и человека, благодаря которому можно достичь душевной гармонии. Эмоции героев подчёркивают яркие описания природы. Автор уделяет внимание таким деталям, которых большинство не замечает. Слова и выражения, которые он использует для описания пейзажей:

Эпитетами, метафорами и сравнениями пестрит весь рассказ. Автор не нарочно демонстрирует любовь ко всему живому: он действительно очень трепетно относится к природе, поэтому строки сами собой получаются завораживающими и проникновенными.

Главная мысль

Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.

Мальчики у костра

Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами. По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.

Год написания – 1851 год.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.

Композиция

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.

Главные герои

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

Читайте также: