Просвещенный абсолютизм сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Екатерина II взошла на престол в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого Петр III был заключен под стражу и 6 июля убит. Во время своего царствования Екатерина окружит себя целой плеядой талантливых государственных деятелей: это Г. Г. Орлов и Г. А. Потемкин (оба были ее фаворитами), Н. И. Панин, И. И. Бецкой, Е. Р. Дашкова и др., будет вести переписку со знаменитыми европей­скими философами Просвещения – Вольтером, Дидро и др.

Внутриполитический курс Екатерины II принято называть просвещен­ным абсолютизмом. Просвещенный абсолютизм – особое направление внутренней политики целого ряда европейских государств (Австрии, Прус­сии, Дании, Швеции, Испании, Португалии и пр.) в середине – второй половине XVIII в., то есть в очень сложный переходный момент от фео­дальных отношений к капиталистическим, а также от абсолютной монар­хии к ограниченной. Суть этой политики сводится к попытке монархов осторожно преобразовать свои государства в соответствии с изменивши­мися условиями жизни, чтобы избежать революционных событий.

Двумя идеологическими основами просвещенного абсолютизма были философия Просвещения (идеи естественного права, общественного до­говора и возможности переустройства общества на разумных началах) и христианское вероучение (идея божественной природы монархии). Основными направлениями политики просвещенного абсолютизма были снижение государственного вмешательства в экономику, законо­дательное оформление сословий, обновление и кодификация законов (а также воспитание культа закона), подчинение церкви государству и се­куляризация, временное ослабление цензуры, поощрение книгоиздатель­ства и образования. При этом объявлялось, что монархия, во главе ко­торой находится просвещенный правитель (философ на троне), лучше самой демократической республики.

Выделяются две основные точки зрения историков на сущность про­свещенного абсолютизма:

К реформам Екатерины в духе просвещенного абсолютизма следует отнести:

Среди консервативно-охранительных мероприятий были следующие.

Историки спорят, носила ли губернская реформа исключительно продворянский характер или представляла собой компромисс меж­ду интересами государства и основных сословий.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Июнь 1762 – ноябрь 1796 гг. — Екатерина II. Просвещенный абсолютизм.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Данный период отечественной истории связан с правлением Екатерины II. Это время отмечено расширением привилегий дворянского сословия; ужесточением быта крестьян, ростом их личной зависимости; получением России выхода к Черному морю. Рассмотрим подробнее, какие важные события происходили в этот период.

Созыв Уложенной комиссии — важное событие данного периода, которое определило дальнейшее царствование Екатерины Алексеевны.

Другим важным событием данного периода следует считать восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1770-х гг. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Влияние данного периода на последующую истории страны состоит в следующем: получение Россией выхода к Черному морю способствовало ее дальнейшему укреплению на Балканах. Ликвидация автономии Украины приведет к формированию в этой области общественных движений, категорически несогласных с данной мерой. В правление Екатерины II Российская империя начала брать кредиты у других держав, что станет причиной накопления государственного долга и того, что империя так и не сумеет погасить все свои задолженности. Развитие образования в России подтолкнет страну к новым открытиям в сфере науки, появлению талантливых исследователей, созданию музеев.

1762-1796 гг. - период правления самой знаменитой российской императрицы Екатерины II Алексеевны Великой. Эпоха ее царствования названа "просвещенным абсолютизмом". В России произошел небывалый расцвет культуры. Огромные успехи были достигнуты в области внешней политики.

Екатерина II захватила власть с помощью дворцового переворота, низложив своего мужа - Петра III. Первым серьезным мероприятием императрицы стала секуляризация церковных земель (1764 г.). Следующим шагом стала подготовка создания нового законодательного кодекса.

Соборное Уложение середины XVII века уже давно устарело и не отвечало требованиям эпохи. В 1767 г. императрица издала указ о созыве комиссия для работы по составлению нового сборника законов. "Благородное начинание" просвещенной императрицы столкнулось с серьезными трудностями, выявив множество социальных противоречий. Каждое сословие упорно отстаивало свои интересы. Самыми острыми стали выступления крестьян, подвергнувших критике всю систему помещичьего землевладения.

Екатерина II не ожидала такой резкой реакции и распустила комиссию на неопределенный срок.

В 1773 г. началась грандиозная крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Бунт удалось подавить лишь в 1775 г. После этого массового восстания напуганная Екатерина II начинает постепенно отходить от либеральных взглядов в государственном управлении.

Находясь под впечатлением от восстания Пугачева, в 1775 г. императрица ликвидирует Запорожскую Сечь. Еще одним следствием небывалого в истории России бунта становится губернская реформа 1775 г.

Издается целый ряд указов, направленных на расширение дворянских прав. Высшее сословие превращается в главную опору императорского трона, что закрепляется в 1785 г. в итоговом документе - Жалованной грамоте дворянству. Одновременно с ней принимается Жалованная грамота городам, в которой оформляется местная исполнительная власть.

Другим направлением внешней политики России стал т. н. "польский вопрос". После смерти Августа III Польшу начали раздирать внутренние политические и национальные противоречия. Началась борьба между двумя дворянскими группировками, чем воспользовались соседние державы. В 1773 г. произошел первый раздел Польши: часть ее территории была поделена между Россией и Австрией.

В 1783 г. Россия присоединяет Крым, что приводит к очередной войне с Турцией (1787-1791 гг.). Благодаря таланту А. В. Суворова русские войска не знали поражений. По Ясскому миру признавались все территориальные захваты России, включая Крым.

Усмирив Турцию, Екатерина II переводит армию в Польшу. После взятия Варшавы в 1793 г. происходит второй раздел государства. К России отходит Восточная Белоруссия и Правобережная Украина. Польской остается небольшая территория, на которой вспыхивает восстание под руководством Т. Костюшко. Русские войска одерживает победу над восставшими, что приводит к третьему, окончательному разделу Польши. Большая часть переходит к Пруссии и Австрии, Россия вдобавок к прежним территориям получает Литву, Западную Белоруссию и Волынь.

Культурная жизнь при Екатерине II связана с такими именами, как М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, М. М. Щербатов, А. Н. Радищев и др.

Таким образом, внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление значения дворянства. "Просвещенный абсолютизм" был вывеской, за которой скрывалось укрепление самодержавия. Внешняя политика императрицы ознаменовалась блестящим разрешением "турецкого и польского вопросов".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История 10-11 класс

Гудзишевская Нина Валентиновна

hello_html_m189d0d64.jpg

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях(явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и(или) результат указанных событий(процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий(явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, оценить влияние событий(явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Исторические личности и их роль в указанных событиях

(явлениях, процессах) данного периода истории

Правильно названы две исторические личности; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий(явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий(или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий(явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России(или одного события(явления, процесса))

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована/ охарактеризована неправильно. ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их

конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий(явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ

Исторические личности названы неверно. ИЛИ

Исторические личности не названы

Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий(явлений, процессов), происходивших в данный период

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий(явлений, процессов), происходивших в данный период

Причинно-следственныесвязи указаны неверно/ не указаны

Оценка влияния событий(явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Дана оценка влияния событий(явлений, процессов) данногопериода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и(или) мнения историков

Оценка влияния событий(явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков.

Оценка влияния событий(явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана

Использование исторической терминологии

При изложении корректно использована историческая терминология

Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

Наличие фактических ошибок. 1, 2 или3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее5 баллов

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

Допущена одна фактическая ошибка

Допущено две фактические ошибки 1

Допущено три или более фактические ошибки

Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только

в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее5 баллов

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

Периоды для сочинений (задание 25) в основном совпадают с годами правления того или иного правителя государства.

Екатерина II Великая (1729 — 1796 гг.)

По происхождению немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. В 1745 г. вышла замуж за великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, который был свергнут с престола в 1762 г., при помощи гвардии (братьев Орловых и других).

Основные направления деятельности:

I Внутренняя политика

1.Значительное укрепление российского государства, проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма - политика, сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.

2. 1763г. - реорганизация Сената - упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Сенат был разделен на 6 департаментов, стал главным судебным и административным органом

3. 1763 – 1764гг. - секуляризация земель - 2 млн. монастырских крестьян и 9 млн. гектар церковных земель перешли в ведение коллегии экономии, закрыто большинство монастырей (567 из 954)

4. упразднение гетманства на Украине - после личного указа Екатерины 2 Сечь была расформирована, часть казаков ушли в Турцию и основали там Задунайскую Сечь. Часть оставшихся впоследствии была организована в Войско верных запорожцев и за заслуги в русско-турецкой войне 1787-1791 восстановлена в правах и награждена землями на территории Кубани
5. 1767-1769 – деятельность Уложенной комиссии

6. Усиление крепостного гнета, результатом которого стало движение под руководством Емельяна Пугачева (1773 -1775 гг.)

7. 1775г. - издание Учреждения для управления губернией

8. 1785г. – издание Жалованной грамоты дворянству, которая окончательно оформила сословные привилегии дворян.

II Внешняя политика.

1.1768 – 1774гг., 1787-1791 гг. русско-турецкие войны - окончательное закрепление России на Черном море, присоединение Северного Причерноморья, Крыма, Прикубанья

2. Принятие под российское подданство Восточной Грузии

3. 1772,1793,1795 гг. - разделы Речи Посполитой - России отошли западно-украинские, белорусские и литовские земли.

4. Выдвижение ряда выдающихся военных и политических деятелей - А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Г. А. Потемкина, ПЛ. Румянцева

5. Переписка с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения

6. После начала Великой Французской революции активная борьбас ее влиянием, преследование вольнодумства в России

Суворов Александр Васильевич (1730— 1800 гг.)

Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус. Граф Рымникский, князь Италийский.

Основные направления деятельности:

2. В мае - июне 1773г отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В

августе 1774г. по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления восстания под руководством Е.И.Пугачева, сопровождал захваченного в плен Пугачева в Симбирск.

3. В 1774-1786гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.

4. В 1786г. Суворов был произведен в генерал-аншефы.

5. В 1788г. участвовал в осаде Очакова, где был ранен. Руководил штурмом Измаила. В 1791-

1794 гг. командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах империи. В августе 1794г назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794г.

6. Императрица Екатерина II, произведя Суворова в фельдмаршалы, в октябре 1795г отозвала

9. В 1799г. совершил знаменитые итальянский и швейцарский походы за которые получил титул

князя и высшее воинское звание генералиссимуса.

А.В.Суворов был не только одним из самых выдающихся полководцев всех времен, но и талантливым педагогом, даровитым писателем. Многие его теоретические положения о военном искусстве актуальны и поныне.

Ушаков Фёдор Фёдорович (1745—1817) российский флотоводец, адмирал (1799 г.), один из создателей Черноморского флота.

Основные направления деятельности:

1. Служил в Балтийском флоте, отличился в боях с турками в составе Азовской флотилии (1769-

2. С 1783 г. Ушаков строил Черноморский флот и его главную базу в Севастополе, формировал и

обучал корабельные команды.

острова Фидониси и был произведён в контр-адмиралы.

4.Во главе Черноморского флота победоносно завершил войну на море, разгромив турок в сражениях близ Керченского пролива, острова Тендра и мыса Калиакрия (1790-1791 гг.).

5. Корабли Ушакова стремительно сближались с неприятелем и без перестроения из походного в боевой порядок атаковали флагман, свободно маневрируя и прицельно расстреливая неприятеля с

короткой дистанции. Не признавал полупобед, преследовал и топил всех не спустивших флаг неприятелей.

6. Руководил в чине вице-адмирала (1793 г.), а позже (1799 г.) адмирала Средиземноморским походом (1798—1800 гг.), десантом с моря под прикрытием корабельной артиллерии взял занятую французами неприступную крепость на острове Корфу

7. Оставался убеждённым монархистом, но способствовал основанию демократического греческого государства.

8. Во время Итальянского похода А. В. Суворова (апрель - август 1799 г.) моряки Ушакова изгнали французов из Южной Италии, взяли Геную и Рим.

Итоги и результаты:

Выйдя в 1807г. в отставку, посвятил себя благотворительности и Церкви. Ф.Ф.Ушаков внёс значительный вклад в строительство русского военно-морского флота и разработку его передовой тактики. Сам Ушаков не знал поражений. Был поклонником Суворова, новатором в военном морском деле - отказался от диктуемых линейной тактикой манёвров и построений эскадры, которые не гарантировали полного разгрома неприятеля с наименьшими потерями с целью скорейшего завершения войны

1. Написать сочинение по одному из исторических периодов с соблюдением критериев.

2. Выяснить, кто был современниками исторического деятеля выбранного периода.

3. Выяснить и использовать в сочинении существующие оценки исторических деятелей или результатов их деятельности или сформулировать своё аргументированное оценочное суждение.

Читайте также: