Будь гражданин служа искусству для блага ближнего живи сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес “новое слово” в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции гражданского служения поэзии, воскресил ее боевой, призывающий к активной борьбе дух. Определенным и четким выражением гражданской позиции Некрасова является его стихотворение “Поэт и гражданин”.

Читая первую часть стихотворения, мы видим, что она носит бытовой характер. Разговор происходит в доме Поэта и пока что состоит из коротких

В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Он верит в Поэта, требует от него активных действий: Проснись: громи пороки смело…

Однако Поэту не нужны неприятности и он уверен, что будь он “немного поумней”, то вообще “пера бы не взял в руки!”

Спор между Поэтом и Гражданином – это идейный спор о жизненной позиции не только поэта, но и любого человека.

Совсем другой характер носит вторая часть стихотворения.

Можно заметить, что длинные диалоги персонажей наполнены глубоким смыслом. Гражданин четко понимает роль поэзии в данное время, хорошо осознает смысл жизни и деятельности настоящего гражданина. Он сравнивает современную жизнь общества с ночью,

…которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо…

Это время затишья, когда все спрятались по углам, все бездействуют, даже “гроза молчит” и ветер “едва колеблет паруса”.

Гражданин сожалеет, что слишком мало в стране “достойных граждан”:

Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!

Восстав против богатых, лживых, хитрых, себялюбивых людей с ленивой и пугливой душой, Гражданин призывает Поэта обратить сердце к “могучему идеалу”:

Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.

Решительно отвергая логику “богатых словом, делом бедных”, Гражданин призывает Поэта:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…

Даже гибель “за убежденье, за любовь” не страшна, поскольку жизнь будет прожита “не даром”.

Считая, что задача Поэта – осветить путь народа, а не “ленивцев уши услаждать и бури грохот заглушать”, Гражданин верит в его высокое предназначение:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Яркий образ Гражданина встает перед нами в этой части стихотворения. Он – настоящий патриот, борец за счастье народа, революционер и мыслитель одновременно.

Третья часть – заключительный монолог Поэта, в которой раскрывается весь драматизм его судьбы в условиях угнетения, отсутствия свободы. Поэт вспоминает время, когда он “честно ненавидел” и “честно любил”, но его творчество назвали “черной клеветой”, и ему

Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…

И Поэт внутренне погибает, переставая быть гражданином, “сын больной больного века”. Но он прекрасно понимает, что его Муза может вернуться, воскреснуть только тогда, когда он снова посвятит свое творчество служению отчизне.

Произведение освещает две стороны одной проблемы: с одной стороны, это высокие чувства и мысли Гражданина, с другой, раскрытие сущности человека, отступившего от долга, от служения отчизне и народу. Здесь отражена духовная жизнь, идеи, чувства Поэта.

Я думаю, что назначение Поэта – обращать свое искусство к тем, кому оно может помочь и спасти, освещать путь ищущим. Именно тогда Поэт станет Гражданином, и его творчество будет не только актуальным, но и бессмертным.

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Между написанием обоих произведений прошло несколько лет, за это время многое изменилось в жизни страны и мироощущении людей, изменились в обществе место и роль Поэта и Гражданина.

Таким образом, Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, показывая тем самым постепенный, но стремительный рост народного самосознания (не случайно даже помещик Оболт Оболдуев называет семерых правдоискателей гражданами):

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного.

Выпив изрядно, поужинав плотно,

Барин отходит ко сну беззаботно,

Завтра велит себя раньше будить.

Чудное дело — скакать и травить!

Чуть не полмира в себе совмещая,

Русь широко протянулась, родная!

Много у нас и лесов и полей,

Много в отечестве нашем зверей!

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

Ой ты, охота псовая!

Забудут все помещики,

Но ты, исконно-русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков! —

Восклицает помещик Оболт Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.

Таким образом, тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным главная в творчестве Некрасова, но среди такого разнообразия подходов к ее раскрытию особое место, конечно, занимает образ русской женщины-крестьянки.

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного, .

В любую полезай.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Нам правды не найти.

Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова, лето, например, всегда связано со сбором урожая, с жатвой:

Стала скотинушка в лес убираться.

Стала рожь-матушка в колос метаться.

Бог нам послал урожай!

В разгаре сенокос.

«Стой, ямщик! жара несносная,

Вишь, пора-то сенокосная —

Вся деревня на лугу.

Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе:

Нет солнца, луна не взошла.

Как будто весь мир умирает:

Затишье, снежок, полумгла.

. На небо глянула —

Ни месяца, ни звезд.

Сплошная туча черная

Висела над деревнею.

Таким образом, сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера.

Не русский — взглянет без любви

На эту бедную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Но, несмотря на общий пессимизм его произведений, в последних стихах все же звучит надежда на возрождение России и вера в счастливое будущее народа:

Но желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведренный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья

Звук единый до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья

Человеческой крови и слез.

Сочинение: Н. А. НЕКРАСОВ

Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес "новое слово" в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции гражданского служения поэзии, вос­кресил ее боевой, призывающий к активной борьбе дух. Определенным и четким выражением гражданской пози­ции Некрасова является его стихотворение "Поэт и граж­данин".

Читая первую часть стихотворения, мы видим, что она носит бытовой характер. Разговор происходит в доме По­эта и пока что состоит из коротких фраз и реплик. Из беседы видно, что Гражданин хорошо понимает ситуацию общественной жизни:

В ком чувство долга не остыло.

Он верит в Поэта, требует от него активных действий:

Проснись: громи пороки смело.

Однако Поэту не нужны неприятности и он уверен, что будь он "немного поумней", то вообще "пера бы не взял в руки!"

Спор между Поэтом и Гражданином — это идейный спор о жизненной позиции не только поэта, но и любого человека.

Совсем другой характер носит вторая часть стихотво­рения. Можно заметить, что длинные диалоги персонажей наполнены глубоким смыслом. Гражданин четко понима­ет роль поэзии в данное время, хорошо осознает смысл жизни и деятельности настоящего гражданина. Он срав­нивает современную жизнь общества с ночью,

А человек бредет пугливо.

Это время затишья, когда все спрятались по углам, все бездействуют, даже "гроза молчит" и ветер "едва колеблет паруса".

Гражданин сожалеет, что слишком мало в стране "дос­тойных граждан":

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Восстав против богатых, лживых, хитрых, себялюбивых людей с ленивой и пугливой душой, Гражданин призывает Поэта обратить сердце к "могучему идеалу":

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Решительно отвергая логику "богатых словом, делом бедных", Гражданин призывает Поэта:

Будь гражданин! служа искусству,

Даже гибель "за убежденье, за любовь" не страшна, по­скольку жизнь будет прожита "не даром".

Считая, что задача Поэта — осветить путь народа, а не "ленивцев уши услаждать и бури грохот заглушать", Граж­данин верит в его высокое предназначение:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Яркий образ Гражданина встает перед нами в этой час­ти стихотворения. Он — настоящий патриот, борец за сча­стье народа, революционер и мыслитель одновременно.

Третья часть — заключительный монолог Поэта, в ко­торой раскрывается весь драматизм его судьбы в услови­ях угнетения, отсутствия свободы. Поэт вспоминает время, когда он "честно ненавидел" и "честно любил", но его твор­чество назвали "черной клеветой", и ему

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой.

И Поэт внутренне погибает, переставая быть граждани­ном, "сын больной больного века". Но он прекрасно пони­мает, что его Муза может вернуться, воскреснуть только тогда, когда он снова посвятит свое творчество служению отчизне. [/sms]

Произведение освещает две стороны одной проблемы: с одной стороны, это высокие чувства и мысли Гражданина, с другой, раскрытие сущности человека, отступившего от долга, от служения отчизне и народу. Здесь отражена ду­ховная жизнь, идеи, чувства Поэта.

Я думаю, что назначение Поэта — обращать свое искусство к тем, кому оно может помочь и спасти, осве­щать путь ищущим. Именно тогда Поэт станет Гражда­нином, и его творчество будет не только актуальным, но и бессмертным.[/sms]

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


С твоим талантом стыдно спать.

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласки милой воспевать…

А ты, поэт, избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих.

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:

Иди в огонь за честь отчизны.

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно.

Когда под ним струится кровь…

Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли горячий отклик в сердцах передовой молодежи России.

Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Читайте также: