Почему музыка откликается в сердце каждого слушателя сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Я считаю, что музыка — это вид искусства, во время создания которого творец вкладывает свои эмоции, чувства или переживания, тем самым создавая мелодию. Для каждого человека музыка носит свой собственный характер.

Для многих в жизни музыка — это способ выражения своих переживаний. Это может быть грусть, радость или любовь. Во время прогулки в парке я услышала приятную мелодию, оказалось, что ее играл уличный музыкант. Его музыка поразила меня глубиной эмоции. Она была наполнена счастьем и таким умиротворением, что невольно я начала улыбаться. Эта музыка была преисполнена любовью к этому миру.

Я считаю, что эта любовь находила отклик в сердце каждого человека, который мог ее услышать.

Таким образом, музыка — это проводник между музыкантом и окружающим его миром. Она оставляет след в душе каждого его слушателя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.

В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.

В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.

Почему музыка вызывает в нас чувства? [перевод]

Чуть ли не каждый день случается такое, что я всплакну при прослушивании какой-нибудь песни. Слезинка-другая или даже не слезинка вовсе, а так — всхлип, внезапно нахлынувшее чувство. Как правило, с этой композицией меня не связывают никакие воспоминания — нередко я слышу ее впервые. Если спросить, что вызвало во мне эмоциональный отклик, я смогу указать на специфичное гитарное звучание или тембр вокала. Но за этим следует вопрос: почему именно они подействовали на меня таким образом?

Естественно, то же касается и прочих эмоций, вызываемых музыкой: будь то радость или раздражение. Лично я не могу объяснить это явление, но, к счастью, существует немало научной литературы по данной теме. Попробуем спросить у экспертов.

Элизабет Х. Маргулис

В своей классической работе Патрик Жюслен (Patrik Juslin) и Даниэль Вастфьялл (Daniel Västfjäll) выделили несколько механизмов, лежащих в основе эмоционального отклика на музыку.

Самый базовый уровень: рефлексы ствола мозга обеспечат испуг при столкновении с внезапными громкими звуками. Если же определенная последовательность звуков будет регулярно появляться в паре с некоторым объектом или обстоятельством, то будет закреплена ассоциативная связь — сработает своего рода условный рефлекс.


Музыка способна вызвать в человеке процессы, отзеркаливающие ее настроение, и таким образом породить эмоции. Она запускает воображение, наводит на мысли и воспоминания, которые сами по себе вынуждают на эмоциональный отклик. Наконец, она может удовлетворить или, напротив, не оправдать ожиданий слушателя.

Я бы добавила к этому вот еще что: музыка может вывести человека из привычного состояния наблюдения за миром, делая его субъектом, соучастником, создателем тех звуков, которые многие находят столь прекрасными. Несомненно, я назвала лишь часть из великого множества способов, как прослушивание или сочинение музыки может влиять на наши чувства.

Сайки Луи

Ассистент кафедры изучения креативных практик в Северо-Восточном университете, заведующая Лабораторией музыки, визуализации и нейронной активности

В моей лаборатории мы изучаем влияние музыки на наш мозг. Меня всегда интересовало, каким образом музыка заставляет нас чувствовать те самые покалывания, еще называемые мурашками. В одном из наших исследований мы задались вопросом: существуют ли какие-то различия в структуре мозга, которые могли бы объяснить индивидуальную реакцию на прослушивание музыки?

Мы запустили онлайн-опрос, в котором поучаствовало несколько сотен людей. Выяснилось, что некоторые люди регулярно испытывали покалывания при прослушивании музыки, в то время как часть опрошенных почти никогда не ощущает этих мурашек. Мы пригласили подопытных из этих двух групп в нашу лабораторию, проведя дополнительный отбор по возрасту, полу, уровню музыкального образования и прочим личностным факторам.


Сперва мы удостоверились, что испытуемые, подверженные влиянию мурашек, и вправду реагировали на уровне физиологии: определенные музыкальные фрагменты заставляли их сердце биться чаще, а кожу – лучше проводить жидкости (в частности, пот). Затем мы просканировали мозг подопытных из обеих групп и выяснили, что у восприимчивых к мурашкам людей наблюдается более высокая концентрация белого вещества, соединяющего две области мозга: отвечающую за восприятие звуков и связанную с эмоциями и социальным опытом.

Так что проводимость мозга, а именно связь между слуховыми и эмоциональными центрами, по всей видимости, в ответе за то, как мы воспринимаем музыку. Можно сказать, что музыка служит аудиальным каналом к эмоциональным центрам мозга. Быть может, вот почему мы составляем плейлисты для тех, кого любим.

Дэниел Шэнэхэн

Доцент кафедры музыкальной теории и когнитивистики в университете штата Огайо

Печаль и грусть — крайне обширные и сложные понятия, однако я полагаю, что они должны быть связаны с эмпатией и сопереживанием. Исследователи Дэвид Хьюрон и Йонна Вуоскоскиарге подтверждают, что любители грустной музыки показывают высокие результаты в тестах на эмпатический отклик — другими словами, у них гораздо лучше развито чувство сострадания. Такое социальное поведение обладает серьезными эволюционными преимуществами, так что в этом нет ничего странного. Посмотрим, какие еще результаты в этой области нам смогут дать будущие исследования.


Что касается ностальгии, то существует немало работ, изучающих связи между музыкой и триггерами воспоминаний. Похоже, мы склонны лучше запоминать события, связанные с некоторыми периодами жизни (в частности, с подростковым возрастом). Вероятно, дело в том, что в эти периоды мы переживаем большое количество изменений.

Кроме того, музыка помогает нам почувствовать связь друг с другом. Думаю, одна из важнейших эволюционных черт музыки состоит как раз в обеспечении этих социальных связей и усилении чувства сплоченности. Примером тому может служить танец и, вообще, любой ритуал.

Когда в марте 2020 года весь мир ушел в локдаун, многие удивились количеству людей, вышедших на свои балконы, чтобы помузицировать всем вместе. Но ведь это совершенно логично! Мы остро нуждались в социализации и эмпатии, а музыка — пожалуй, лучшее средство в подобной ситуации.

Диана Дойч

Желание исполнять и слушать музыку присуще всем человеческим культурам без исключения, а о причинах такого поведения ученые спорят столетиями. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин утверждал, что дело тут, главным образом, в ухаживаниях за самками.

Недавнее масштабное исследование Гарвардского университета показало, что мы действительно можем идентифицировать различные типы музыки — любовные мелодии, танцевальные мотивы, колыбельные — вне зависимости от культуры и этноса. Так что музыка служит самым разным целям и способна воспроизвести множество эмоций вроде любви, радости, злости, чувства единения и пр.


Чтобы музыка стала успешной, мы должны хотеть ее слушать. Что же именно заставляет нас прослушивать ту или иную мелодию снова и снова? В 20-е годы прошлого века Ирвинг Берлин предложил ряд указаний по написанию популярных песен. По его мнению, здесь очень важна простота, а также узнаваемость элементов мелодии.

Мариуш С. Козак

Эмоциональный музыкальный опыт всегда крайне индивидуален. Я могу слушать ту же песню, что и вы, но ощущать абсолютно иные вещи. Либо можно слушать одну и ту же песню при разных обстоятельствах — и каждый раз испытывать новые эмоции. Вот почему, как мне кажется, музыка не продуцирует в нас эмоции непосредственно, но создает структуру, некоторый шаблон, позволяющий нам воспринимать подчас невероятно сильные эмоции.

В моей работе я пришел к восприятию музыки в качестве технологии, созданной человеком на заре его развития как вида с целью организации и поддержания общества. Эта технология работает на трех уровнях: физиологическом, когнитивном и социальном.

На физиологическом уровне изменения базовых акустических свойств — ритма, тембра и громкости — заметно влияет на работу нашего тела. К примеру, быстрый темп или повышение громкости может послужить к учащению сердечного ритма, а резкий скрипящий звук заставит нас напрячься и съежиться. А поскольку эти звуки порождаются конкретными объектами вокруг нас, мы выстраиваем ассоциативные ряды и наделяем те или иные звуки позитивными или негативными коннотациями. То же самое происходит и с более сложными эмоциональными откликами.

Следующий уровень — когнитивный. Все мы воспитаны на музыке, принадлежащей к нашей культуре, и вырабатываем понятие о стиле и форме, исходя из нее. К примеру, большинство слушателей, с детства знакомых с западной поп-музыкой, легко определят границу между куплетом и припевом в любой незнакомой им песне. Или же смогут уловить начало затухания мелодии, когда песня подходит к концу.

Эти знания настраивают нас на некоторые ожидания от прослушивания: мы интуитивно чувствуем, какой аккомпанемент или ритм-секция лучше подойдут к той или иной мелодии. Музыканты же используют эти наши ожидания, создавая напряженные и расслабляющие моменты в музыке, заставляя нас испытывать сложно передаваемые ощущения вроде тех же мурашек.

Наконец, переходим к социальному уровню — пожалуй, самому значительному в контексте разговора об эмоциях в музыке. По всему миру музыка почти всегда звучит в контексте некоторого социального взаимодействия множества людей. В этих ситуациях она предлагает структуру для взаимодействия — а именно, синхронизирует наши эмоции. Конечно, в первую очередь, это происходит благодаря ритму.

В свою очередь, этот эффект ведет к позитивным переживаниям: мы ощущаем свою социальную принадлежность и чувство единения, которые служат укреплению и процветанию общества.

Комментарии

Мне еще нравится такая формулировка:

". музыка - это своеобразная игра для мозга. Когда вы слушаете симфонию или песню, в каждый момент вы удерживаете в памяти уже сыгранный кусочек и неосознанно строите ожидание, что будет дальше. Слушатель "предполагает", что заданный ритм продолжится, мелодическая фраза завершится сообразно известной ему музыкальной традиции - тем или иным способом. Иногда это ожидание выполняется, иногда композитор и исполнитель проделывают нечто неожиданное, но оправданное в общей с слушателем культуре, и оба варианта обеспечивают выработку допамина"

"..По этой же причине трудно сразу полюбить абсолютно чужую музыку - ваш мозг не научен формировать ожидания в незнакомой системе координат"

Действительно "не научен", но это значит что этому можно научиться. Я вот например с интересом и удовольствием воспринимаю новую незнакомую музыку, нехарактерную относительно привычных стилей, как то напевы австралийских аборигенов или эскимосов. Этот навык тренируем

Не могу вспомнить сего человека, но высказывание понравилось: Возможно человек и произошёл от обезьяны, но обезьяна обрела разум не тогда когда взяла в руку палку, а когда начала напевать у костра.

И никаких графиков, что характерно!

Прочитал по диагонали. Тем не менее, на что обратил внимание. Мозг, мозг, и еще раз мозг! Физиология. На мой взгляд, не смотря на звания и степени. Специально управляемый примитивизм. В направлении к . плинтусу. Не к обезьянам (можно о них и так помыслить - выродившиеся люди).

Разумного, вечного, душевно-духовного, в статье - нет. И это всё, к чему пришли, как объяснили (на том континенте)?

Специально управляемый примитивизм. В направлении к . плинтусу

Исследования мозга и направление к плинтусу это, для вас - одно и тоже? Ну-ну.

Видимо, требуется пояснение.

п. 1. Одно из мировоззрений. Человек - это физическое тело (мозг - часть тела). Умер мозг - умерло тело - умер человек. С другой стороны, умер человек - у него прекращается работа тела (мозга). В этом мировоззрении изучение мозга - это наше всё.

п. 2. Другое мировоззрение. Человек - это не только физическое тело (и мозг). Всё устроено несколько сложнее. Или гораздо сложнее. Многограннее, многовекторнее, многофакторнее. По образу матрицы. Душа, дух, сознание . Человек со смертью физического тела (мозга) не умирает, а уходит "дорогой цветов". Переходит в другое состояние. Здесь упрощено. Рассматривая многогранную, многомерную жизнь человека, сводить всё к мировоззрению, см. п. 1 - это и есть с точки мировоззрения п. 2 - движение в сторону "плинтуса".

Любой человек, как разумное, мыслящее существо, имеет право выбирать, следовать, любому выбранному мировоззрению.

И при этом может быть и меломаном, и . любителем железа.

Таким образом, исследование мозга и движение к "плинтусу" - это совершенно разные вещи. Обратите внимание, например, на главную, Красную площадь. Подумайте сами.

Желаю вам Удачи и успехов!

Как по мне. ответ многогранней чем можно его озвучить!
У каждого индивидуума своё. Примитивно - для кого то само обладание аудио девайсами уже - наслаждение. для которых "фетиш" уже больше чем смысл для чего. (у некоторых синие светодиды по определению вызывают "умопомрачительное подгорание")) сами не замечая что музыка для них становится инструментом тестирования и "ковыряния" - аудиофильских аппаратов и прибамбасов.
p.s
ежели музыка у Вас, вызывает эмоцию не важно где - откуда - и из чего она звучит - значит не всё потеряно)!

Гармоническая звуковая волна воздействуя на кожные покровы проникает вглубь организма, вызывая микроколебания тканей, способствующих ускорению внутриклеточного метаболизма, движению межклеточных жидкостей и выводу из тканей загрязнений (например, с отделением пота). Последовательность и спектральный состав колебаний наиболее эффективно воздействующий на организм, может вызвать у индивидов экстатический восторг, сопровождаемый выделением жидкости из слёзовыводящих каналов.

Полезные акустические колебания можно создать самостоятельно, используя собственный голосовой аппарат. Аналогично к этому прибегают животные и птицы.

Значит HIres с его 120 кГц - оправдан? ))

какие еще 120 кгц?

Верхняя граница частотного диапазона (приблизительно)

А откуда такие данные? Можно источник, пожалуйста?

ну так вы без хабры своими словами скажите, в какой это коммерческой фонограмме обеспечена такая граница?

все переиздания это 24/192 - т.е. верхняя 96 кГц, на которых. разумеется, никаких транзиентов магнитной ленты не существует, просто лента оцифровывается с запасом на всякий случай, чтобы фильтр был повыше

Гении - блин! Это конечно оригинально, свести музыку к громкости звука, эмоциям при разговорах и брачных ухаживаниях или белому веществу в мозгах.
А ничего, что музыка это не "эмоционально окрашенный звук" - как пытаются рассуждать эти горе ученые. Музыка это вполне определённым образом организованные звуки, которые строго подчиняются гармоническим соотношениям (причем с такой точностью, что у физиологов есть проблема, как объяснить возможность слухового аппарата отличать эти "центы" звуковысотной разницы, которые должны были бы полностью маскироваться помехами).
Эти отношения частот рождающие звукоряд как раз и называются музыкальный строй, и он же, если его сдвинуть до секунд - работает как ритмы - через отношение части к целому (четверти, восьмые и т.д. см. отношения интервалов в натуральном звукоряде).
Так вот, вначале надо было бы попытаться понять, чем этот гармонический ряд, столь притягателен для людей, и чем он отличается от простого набора произвольных звуков (включая звуки речи). Почему, мы в "мажорном созвучии слышим веселье и торжество, а в минорном печаль? Это ведь вовсе не от того, как кричали приматы призывая самок. То есть загадка музыки, лежит в самой физической основе музыки - фрактальном самоподобии музыкальных рядов. И дальше уже, в том факте, что живое так же организовано по принципам консонансных отношений периодов и размеренностей (см. например, "Сферодинамику" Бориса Гладкова). То есть мы резонируем с музыкальными звуками (и только с ними, а не абы каким шумом), как на клеточном уровне. так и на уровне органов и частей тела. И соответственно, музыка определяет не только биохимию, но и принципы ритмической организации пространства.
И тогда уже становится понятно, почему мажорный интервал - где любая гармоника попадает в тот же ряд, это стабильное, веселое и вечное, а минорный, где уже 5я гармоника дает диссонанс, это "хорошее начало с печальным концом". В общем, музыка, феномен музыкального звукоряда, мелодической и ритмической организации по принципам самоподобия (тоника, ритм, гармоничные созвучия), все это имеет гораздо более глубокую природу связи с человеком и механизмы влияния на всех уровнях, от биохимии, до тела и психики, - показывая динамику процессов (созвучий), от их начала, до их финала.
Про ритмологию, резонансы судьбы и людей, пока можно только упомянуть, хотя именно здесь существенная связь музыки (ее содержание) и восприятия жизни, что и задает многомерный эмоциональный смысл в музыке.
Ссылки тут не размещаются - поэтому вот фраза для поисковика: - С. Лачинян. Нумерология без Мистики. Откуда числа-то берутся?

Уже гораздо интересней! Благодарю!

Ссылки вставляются в закладке "Ссылка". Там же есть место, где поставить галочку - чтобы ссылка открывалась в новом окне.

Музыка, а еще точнее - мелодия - это траектория для танца души слушателя, предлагаемая композитором . Этих людей - настоящих композиторов - всегда были единицы, их надо лелеять и сдувать с них пылинки . Единственная "профессия", которой невозможно обучить - только дар. Если бы не было рядом со Скорпионс Рудольфа Шенкера, не было бы скорповских мурашечных баллад (а группа была бы известна на пространстве менее обширном, чем планета Земля), не было бы Маккартни и Леннона - никто бы не насвистывал иногда под нос Girl, Yesterday и Let it Be, будь менее талантлив Нопфлер .. ох не знаю, только антидепрессанты поглощать . Если Ваша душа способна танцевать и конкретный танец ей подходит, Вы станцуете .. в случае максимальной синергии души и этого танца можно словить по спине мурашки величиной с воробья . И происходит это от чувства прикосновения к чему-то сверхъестественному, а не от генетической памяти к каким-то там звукам . И очень похоже, что все эти британские ученые не из тех, кто понимает, о чем я толкую . Поискали бы другую тему ) Вон, проблематика микроколебаний тканей не до конца раскрыта

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.

В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.

В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.

И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.

Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.

Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.

Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №6

Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.

Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №7

Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.

Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.


Но почему музыка вызывает такую реакцию? В целом достаточно легко понять, почему секс и еда вознаграждаются приливом дофамина: он заставляет нас хотеть большего и таким образом способствует выживанию и размножению (некоторые лекарства, кстати, подрывают этот инстинкт выживания, стимулируя высвобождение дофамина под ложным предлогом). Но почему последовательность звуков, у которой нет очевидной ценности с точки зрения выживания человека как вида, может делать то же самое?

Точного ответа у нас пока что нет, зато есть пара возможных ключей к разгадке тайны о том, почему музыка вызывает у людей сильные эмоции. На данный момент самая любимая теория ученых, изучающих вопрос того, как мы мысленно обрабатываем музыку, восходит к 1956 году. Именно тогда философ и композитор Леонард Мейер предположил, что эмоции в музыке выстраиваются исключительно вокруг наших ожиданий . Мейер опирался на более ранние психологические теории эмоций, в которых предполагалось, что они возникают тогда, когда мы не можем удовлетворить какую-то свою потребность, что, как можно догадаться, вызывает разочарование или гнев. Но стоит нам найти что-то, что восстанавливает эмоциональный баланс, будь то чувство привязанности или чашка ароматного кофе, как в окружающий мир тут же возвращаются все яркие краски.

И, по утверждению Мейера, музыка как раз и работает как та самая чашка кофе или любовь. Она формирует некоторые звуковые паттерны и закономерности, которые побуждают нас делать бессознательные предсказания о том, что будет дальше. И если мы правы, мозг дает себе небольшую награду — выброс дофамина. Таким образом, постоянное лавирование мозга между музыкальным ожиданием и результатом оживляет его приятной игрой эмоций.


Но почему нас так заботит то, оправдаются ли наши музыкальные ожидания или нет? Не похоже, что новый альбом Билли Айлиш или кого-либо еще — это нечто, от чего зависит наша жизнь. Однако, по мнению музыковеда Дэвида Гурона из Университета штата Огайо, возможно, что однажды дело обстояло именно так. Прогнозы о нашей окружающей среде (то есть интерпретация того, что мы видим и слышим, сформированная на основе частичной информации) когда-то могли иметь важное значение для выживания. Более того — они остаются таковыми и в некоторых ситуациях в современной жизни, например когда мы переходим дорогу и слышим шум едущей машины или звуковой сигнал светофора.

Обходя логический мозг и сокращая путь к примитивным лимбическим цепям, контролирующим эмоции, мысленная обработка звука может вызвать выброс адреналина, внутреннюю реакцию, которая сигнализирует о потенциальной опасности еще до того, как мы ее реально осознаем

Так что музыка, действительно, имеет прямую связь с эмоциями: слезы наворачиваются на глаза, когда в ключевой момент в сентиментальном фильме мы слышим пронзительные душевные звуки, даже если весь наш логический мозг выступает против, заявляя, что все это просто циничная манипуляция режиссера. Мы не можем отключить названный инстинкт ожидания или его связь с эмоциями, даже если уверены, что в сонате Моцарта нет ничего опасного для жизни .


Идея о том, что музыкальные эмоции возникают из-за небольших нарушений и манипуляций с нашими ожиданиями, кажется наиболее многообещающей, но ее очень трудно проверить, поскольку не совсем понятно, что именно мы должны измерять и сравнивать. Мы ожидаем, что набирающая обороты мелодия будет продолжать усиливать свой накал, но вряд ли это будет происходить бесконечно. Мы ожидаем приятных гармоний, а не резкого диссонанса, но то, что звучит приятно сегодня, двести лет назад могло казаться какофонией. Мы ожидаем, что ритм мелодии будет регулярным, а затем вдруг слышим резкое переключение темпа. Музыкальное ожидание — это сложное, постоянно меняющееся взаимодействие произведения , которое мы слышим в данный момент, с нашим опытом слушания аналогичных произведений ранее и нашими знаниями о музыкальных стилях.

Все это в совокупности также подразумевает, что музыка — это не только хорошие вибрации, она ​​может вызывать и другие чувства вроде беспокойства, скуки и даже гнева. Композиторы и исполнители ходят по тонкому льду, подстраиваясь под ожидания аудитории

Все это может объяснить, почему мы испытываем эмоции от определенных музыкальных мелодий и перформансов. Совсем недавно идеи Мейера получили дальнейшую поддержку в исследовании Заторре и его коллег по сканированию мозга, которое показало, что награды, стимулируемые музыкой, услышанной впервые, особенно зависят от связи между эмоциональными и логическими цепями в мозге. Наша эмоциональная реакция на мелодии также может быть обусловлена ​множеством других факторов — например, реакции разные, когда мы слушаем музыку одни или в компании или когда связываем определенную песню с прошлым опытом, хорошим или плохим.

За всеми этими идеями скрывается тот факт, что мы даже не можем быть до конца уверены, о каких эмоциях говорим . Мы можем распознать грустную музыку, не чувствуя грусти, а некоторые мелодии, например музыка Баха, могут вызывать сильные эмоции, даже если мы не можем выразить словами, что это за эмоции. И именно поэтому мы, возможно, никогда не поймем, почему музыка стимулирует в нас эмоциональную реакцию — по крайней мере до тех пор, пока у нас не будет более четкого представления о том, как на самом деле устроен наш эмоциональный внутренний мир.

Читайте также: