Сочинение на тему гончаров о чацком

Обновлено: 04.07.2024

Мильон терзаний Чацкого — сочинение-рассуждение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Сочинение №1

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

Сочинение №2

Здесь он показан как передовой человек своего времени, а также у которого имеются разные идеи и мысли. Он всегда боролся на свободу, а также и новые формы жизни. Именно Чацкий относится к положительным героям. За всю свою жизнь ему пришлось побывать даже в другой стране, где он прожил очень долго. В другой стране ему пришлось учиться жить по новым законам и правилам.

А когда он возвращается домой, то больше всего ждет когда встретиться со своей любимой Софьей. Вот только она не совсем рада этой встрече. Из всего этого можно сделать вывод о том, что раньше у них уже были отношения, и они даже готовились к свадьбе, но что-то произошло, что навсегда развело их в разные стороны. И когда он видит, что девушка не рада его возвращению, то понимает, что жизнь устроена совсем не так как он думал все это время. Вот здесь и появляется корень миллион терзаний. Кроме этого сама любимая рассказывает ему о том, что уже давно любит другого человека. И этим человеком является Молчанин. А ведь у этого Молчанина совершенно нет своего мнения, и он всегда полагается на мнение других людей и соглашается с ними. Сейчас он работает секретарем. И это очень сильно раздражает нашего главного героя. Те, кто знал, что он много лет жил в другой стране считают его предателем, а ведь ему это совсем не нравится.

Когда он ведет разговор с Фамусовым, то выдает свое недовольство по отношению не только к нему, но и к другим людям, которые его предали. И выдает, что никому и никогда не собирается прислуживаться, ведь от этого ему тошно. Но в России существует огромное количество людей, которые ради своего блага будут прислуживать и делать все, что им прикажут. А поскольку в таком обществе ему не так хочется жить, да и каждый день смотреть на таких людей, то он решает их просто покинуть навсегда.

Иногда в его разговоре можно встретить острые моменты, которые не всем нравятся, а некоторых даже обижают, но он не боится кого-то обидеть или унизить, он высказывает всем правду и молчать не собирается, поэтому поводу.

Но если немного подумать над всем произведением, то можно сказать, что оно не относится к жанру комедии. То что случилось с нашим главным героем является единичным случаем и с другими людьми это может не произойти. Общество старается хотя бы немного изменить мир, и уже даже подготовлены к этому изменению. Если одни люди уйдут, то в этот мир придут другие люди, которые будут жить практически также как и предыдущие люди, но жизнь у них немного измениться, а вот в лучшую сторону или нет, это уже будут решать они.

Сочинение №3

Пример 1

Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии “Горе от ума” поднимает проблему конфликта одного молодого человека со старым консервативным устройством в обществе. Однако он был обречен на поражение.

Чацкий является представителем нового молодого поколения России, которое мыслит прогрессивно. А застарелое общество не готово ни к чему новому, оно боится перемен. Из-за того, что он один в этой борьбе, в принципе исход конфликта понятен. Не смотря на то, что Чацкий презирает устои старого общества, однако изгнание из него мучает молодого человека, ведь он вырос здесь, Фамусов даже бывало заменял ему отца. Однако изгнание Чацкого нельзя считать полной победой фамусовского общества. Юноша сам кричит: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. Он прекрасно понимает, что мир огромен и где-то он обязательно сможет найти единомышленников. Так же мы видим упоминания о брате Скалозуба и князе Федоре, которые тоже понемногу стремятся к новому. Конечно же таких людей со временем будет становиться все больше и больше. Поэтому, можно утверждать, что конфликт только зарождается. Просто Чацкий первым попадает на передовую, поэтому на него сыплются все шишки, ведь такие люди поначалу чудаки для всех, поэтому и являются жертвами. Однако эти проблемы не единственные, терзающие молодого человека. Он не раскусил Молчалина и не осознал отношение Софьи, в итоге испытал крах в любви. Он недооценил того, насколько сильно общество будет сопротивляться. Чацкий рассказывает свои теории и вдруг обнаруживает, что всем все равно. Они так и продолжают кружиться в вальсе. Поэтому так легко его и изгнали, просто навесили ярлык сумасшедшего с легкой подачи Софьи. Общество само поставило ему диагноз, само в это поверило. Никто даже и не задумывается о том, чтобы убедиться лично, правда ли Чацкий болен. Они просто жертвы слухов. Единственное, что сделал Чацкий – пошатнул устои, нанес брешь застарелому устройству системы. Теперь общество задумается о том, что не так и незыблемы их позиции. Они будут понимать, что Чацкий лишь первый, кто посягнул на законы, принятые уже давно.

Автор хочет показать, что со временем таких Чацких будет все больше и больше. Поначалу они будут чудаками, от них будет легко избавиться, однако по прошествии времени их станет больше, и тогда рухнет старая система. В прошлое будут уходить традиции и устои консервативного общества. Время неумолимо движется вперед, все новое всегда меняет старое.

Кажется, что писатель обладал даром провидения — так точно он показал в своей комедии все то, что потом стало реальностью. Чацкий, вступив в борьбу со всем старым, консервативным устройством, был обречен на поражение. Он — представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи, а фамусовское общество — то консервативное большинство, которое не желает принимать ничего нового: ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни. Он — один против всех и финал конфликта,

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!

И все же, если его крах в любви абсолютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой

Почему Гончаров называет роль Чацкого страдательная Хотя И в тоже время Победителей

Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы.

Чацкий обладает острым умом, за что был тут же назван вольнодумцем. Фамусовское общество так и не восприняло его как носителя передовых идей своего времени, и в итоге он, как большинство прогрессивных людей своей эпохи, терпит крах от свого ума.

Однако, герой страдает не только из-за неприятия консервативных и невежественных взглядов барского общества. Чацкий так же терпит своеобразное фиаско в любви. На примере отношений Чацкого и Софьи Фамусовой, мы видим, как губительно воздействие среды на девушку с прекрасными задатками, насколько общество способно подчинить себе любую душу, заставив ее жить в соответствии со своими законами и порядками. В реалистическом характере Софьи сочетаются искренние движения души с лицемерием, принятом в светском обществе; живой ум и отсутствие здравых суждений, сильные эмоции и нравственная слепота. Она способствует изгнанию Чацкого из светского столичного общества.

Характеристика Чацкого из Мильон терзаний Гончарова

Цитатная характеристика Чацкого (по статье И. Гончарова “Мильон терзаний”)

В пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”, как справедливо считает И. Гончаров, “главная роль – Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы… картина нравов.” Эта “роль страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Бой… завязался, упорный и горячий – в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России. Чацкий породил раскол… и брызнул… на заглохшую почву живой водой – увезя с собой “мильон терзаний”…

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует “службы делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”, как Молчалин…”

Героя “возмущают безобразные проявления крепостного права. Его идеал “свободной жизни”…- “вперить в науки ум, алчущий познаний”, или беспрепятственно предаваться “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, – свобода “служить или не служить”, “жить в деревне или путешествовать”.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.” Поэтому этот герой “едва ли состареется когда-нибудь…, а с ним и вся комедия.”

Осенью, когда 11-классники начали готовиться к итоговому сочинению, разговорилась с подругой детства, у которой дочь как раз в 11 классе. Подруга высказала мысль, что у нашего поколения (мы окончили школу во 2-й половине 1990-х) не было особых проблем с написанием сочинений: мы всегда читали всё, что нам задавали, читали постоянно и много, летом и в течение учебного года (причем подруга вовсе не имеет отношения к филологии). К сочинениям, классным и домашним, готовились долго и основательно: подбирали эпизоды и цитаты, шли в библиотеку, читали критические статьи, составляли планы, обсуждали их в школе, сдавали планы на проверку и только потом писали работу. На подготовку к работе уходила неделя, а то и больше, не считая чтения самой книги и ее анализа на уроках.

Нетрудно заметить, что с тех пор многое изменилось. Людей стал увлекать не процесс чтения и познания, а конкретный результат. Тем не менее тряхнем стариной и перечитаем критическую статью, которая сама стала классикой.

Знаменитый критический этюд Ивана Александровича Гончарова (1812 - 1891) "Мильон терзаний" (1871), посвященный комедии "Горе от ума" и озаглавленный словами Чацкого, - одна из лучших статей русских критиков. В этюде всё: и обстоятельный анализ пьесы, и ее живое, страстное восприятие, и любование главным героем, и прекрасный, образный язык. Несмотря на то что мыслящий крупными категориями Гончаров допустил маленькие неточности, в целом его этюд стал основой современного анализа комедии.

Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977, в роли Чацкого - Виталий Соломин).

Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977, в роли Чацкого - Виталий Соломин).

Вспомним основные идеи статьи Гончарова, приведем цитаты.

1. Писатель отмечает, что по прошествии времени комедия не потеряла своего современного, актуального звучания.

2. В пьесе узнаваемо воссоздана картина старинных московских нравов, целая галерея образов, воспроизведены живые типы.

Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах. (. )

Как картина, она [ пьеса] , без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни - от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. (. )

3. Наше внимание привлекают также живая, острая сатира произведения и его образный, афористичный язык.

. Грамотная масса оценила ее [пьесу] фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения. (. )

Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

4. Центр комедии - ее главный герой Чацкий, начинающий новый век и оказывающийся "несравненно выше" Онегина и Печорина по уму и способности к чувству. (Обратите внимание: Гончаров дает интересующее нас сопоставление героев русской литературы - "лишних людей".)

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. (. )

5. В пьесе содержатся "две комедии" - два конфликта, которые проникают друг в друга: частный (любовный) и общественный.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел. (. )

. На сцену вторгается другая, живая, бойкая комедия, открывается разом несколько новых перспектив московской жизни. Около него [Чацкого] группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. (. )

6. Суть общественного конфликта - противостояние фамусовского общества ("века минувшего", "века покорности и страха") и Чацкого ("века нынешнего", когда "вольнее всякий дышит"). Основной конфликт пьесы отражает возникновение свободолюбивых идей декабристов, нарастание общественной борьбы.

Теперь нам известны эти последствия. Они обнаружились с появлением комедии, еще в рукописи, в свет - и как эпидемия охватили всю Россию. (. )

Он не только грустен, но и желчен, придирчив. Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе - и наносит удар всем, - но не хватило у него мощи против соединенного врага. (. )

7. Причина поведения Софьи - ее воспитание и воздействие на девушку светского окружения. Это сильная, мечтательная, живущая интуитивно "книжная" героиня, которую можно сопоставить с Татьяной Лариной. Сталкиваясь с горькой правдой, Софья испытывает свой "мильон терзаний".

. Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все. (. )

Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы - вот что считалось классическим образованием барышни. (. ) Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. (. )

Между тем, она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И Софья, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного, даже не догадывается о том. (. ) Громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. (. )

8. Роль Чацкого не только "страдательная", но и "победительная" (герой испытывает внешнее поражение, но одерживает нравственную победу, оставаясь верным своим принципам).

Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. (. )

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

9. Образ Чацкого отмечен философской и психологической глубиной. Это образ общечеловеческого масштаба.

Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, - всё длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым, и всё бьются в поединках. миниатюрные Фамусовы и Чацкие. (. )

. Если приглядеться вернее к людским типам в толпе - то едва ли не чаще других встречаются эти честные, горячие, иногда жёлчные личности, которые не прячутся покорно в сторону от встречной уродливости, а смело идут навстречу ей и вступают в борьбу, часто неравную, всегда со вредом себе и без видимой пользы делу. Кто не знал или не знает, каждый в своем кругу, таких умных, горячих, благородных сумасбродов, которые производят своего рода кутерьму в тех кругах, куда их занесет судьба, за правду, за честное убеждение?! Нет, Чацкий, по нашему мнению, из всех наиболее живая личность. . Натура его сильнее и глубже прочих лиц.

Язык Гончарова очень образен и афористичен. Он пишет о том, что в комедии Грибоедова создана широкая картина московских нравов, московского общества, такого, каким оно было в начале девятнадцатого века. Гончаров упоминает имена известных актеров, сыгравших роль Чацкого в комедии. Критик спорит с теми, кто говорит, что в пьесе не хватает действия, движения. Но он считает, что движение это во многом происходит в самом Чацком, его настроении, душевном состоянии.

Размышляя о главном герое комедии Грибоедова, Гончаров сравнивает его с Онегиным и Печориным и находит, что Чацкий гораздо более деятелен, обладает более живым характером. Подробно проследил Гончаров поведение, реплики, психологические нюансы в состоянии Чацкого на протяжении некоторых явлений в пьесе. Его комментарий очень эмоционален, полон сочувствия, сопереживания герою. При этом Гончаров подробно останавливается на конфликте взглядов, столкновении Чацкого и Фамусова как людей разных, диаметрально противоположных формаций. Далее критик следит за развитием и любовной, и социальной, общественной интриги.

С восхищением Гончаров пишет о том, как нарисованы образы гостей на балу у Фамусова: чуть ли не каждый из них может представлять собой отдельную комедию, свою историю.

Отдельно и подробно останавливается Гончаров на образах Софьи, Фамусова и Молчалина.

Критик пишет о жизненности и вечности характера Чацкого. Гончаров утверждает, что знает в современности тех, кто близок по духу идеалам, высказываемым Чацким. С точки зрения Гончарова, конфликт, изображаемый Грибоедовым, вечен и будет повторяться каждый раз при смене одной системы взглядов в обществе на другую.

Гончаров говорит о театральных постановках комедии Грибоедова, критикует современные ему спектакли и дает советы будущим исполнителям ролей в пьесе.

По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.

Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:

Портфель для словесника

Фамусовское общество живет безнравственными представле­ниями о жизни и людях.

Читайте также: