Сочинение составление сопоставление соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке

Обновлено: 04.07.2024

Иными словами, композиция есть не что иное, как структура художественного произведения. С помощью определённой композиции писатель раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит читателя в мир своих переживаний и размышлений. Композиция эпического произведения обычно состоит из экспозиции, завязки, развития событий, кульминации, развязки, эпилога. В зависимости от идейного замысла писатель выбирает те или иные элементы композиции.

В рассказе выделяются 4 части. Начинается рассказ с диалога Ивана Васильевича и компании молодых людей. Герой подводит к повествованию о бале, далее описывается сцена бала, затем — сцена экзекуции, заканчивается рассказ так же внезапно, как и начался, репликой Ивана Васильевича, без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего. По сути, весь рассказ - это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

Антитеза — художественный приём, основанный на сопоставлении сюжетных линий, эпизодов, образов.

Рассказ строится на контрасте: изображение бала у губернского предводителя и наказание солдата на плацу. Противопоставленные эпизоды связаны и развивают художественную идею. В первой части дается восторженное описание светского бала, пышного, роскошного: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые. Слышны радостный мотив мазурки, вальс, полька, кадриль. На балу царит атмосфера веселья, счастья, праздника.

Второй эпизод заключается в изображении улицы, гнетущей атмосферы экзекуции, и, непосредственно, самого страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата:
в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлёпают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несёт какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, чёрное.

Герой слышит визгливую мелодию флейты и барабана, дробь, крик, гневный голос, всхлипы. Противопоставлены в рассказе очаровательная красавица Варенька и истерзанный татарин. Чтобы чётче увидеть контраст, Толстой создает портреты Вареньки и солдата.

Портрет — изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. Портрет также является одним из важных приёмов композиции.

В портрете важную роль играет указание на национальность. Он был татарином. Этим Толстой намекает на пренебрежительное отношение современников к людям других национальностей.
Приём антитезы используется в создании портрета полковника на балу и после него. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель всегда стремится раскрыть его внутренний мир.

Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Автор создаёт портрет полковника на балу – приветливый и симпатичный человек, красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. После бала мы видим иного полковника, автор не просто изображает его наружность, а создаёт его психологический портрет — воплощение жестокости и равнодушия. Герой замечает оттопыренную губу полковника, обращает внимание на его твердый шаг, сильную руку в замшевой перчатке, и то, как грозно и злобно нахмурился полковник, когда был уличён в страшном деянии. Контраст используется в описании психологического портрета Ивана Васильевича на балу и после бала. Писатель дает описание внешности героя, характеристику его переживаний, вводит внутренний монолог, рассказывает о его поступках.

Контрастное изображение героев, их психологического портрета, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить суть их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров, двух Россий – мужицкой и дворянской. Кроме антитезы, портрета важную идейно-композиционную роль в произведении выполняет пейзаж. Пейзаж – описание природы в литературном произведении.

Пейзаж вводится автором во второй части рассказа. Картина природы никак не соответствует торжествующему настроению героя, хоть события и развиваются утром – время пробуждения всего живого. Но пробудился ли герой после многочисленных балов, веселий, празднеств?

Кругом туман, и трудно что-то рассмотреть. Но юноша рассматривает. Он видит что-то большое и чёрное. Герой наблюдает жестокую экзекуцию над солдатом-татарином.
Вот это бесчеловечное зрелище и пробудило Ивана Васильевича, вырвало его из ночных кутежей и гуляний, из того привычного беззаботного существования, в котором он был простым обывателем.


Описание разработки

Цель:

Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.

Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

План урока:

Изучение нового материала

Ход урока.

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

3. Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)

Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

Разработка урока по ИЗО на тему Композиция

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.

Контраст – приемы сопоставления цветовых пятен, противопоставление психологических характеристик

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

5. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКА

Словарь: композиция .

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я н а п р о с т р а н с т в е н н о е
м ы ш л е н и е.

– Найди нужную часть:

hello_html_m23b94b7e.jpg

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

III. Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)

hello_html_266478d6.jpg

Что вы можете сказать о рисунке г) ?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

2. О б щ и е п р а в и л а к о м п о н о в к и р и с у н к а.

– Конечно же, картины, которые рисуете вы, не так сложны. Но и тут требуется соблюдать определенные правила. Рассмотрим самые простые из них.

К а к п о д о б р а т ь ф о р м а т л и с т а д л я р и с у н к а?

– Если длина изображаемого предмета больше высоты, то лист располагается горизонтально; если больше высота, то вертикально; если предмет имеет одинаковые длину и высоту, то лист надо держать вертикально.

К а к р а с п о л о ж и т ь р и с у н о к н а л и с т е?

– Рисунок стараются расположить в центре листа, но при этом обязательно со всех сторон оставляют свободное место, причем с той стороны, откуда падает свет; свободного места должно быть чуть больше, чем с теневой стороны.

– Рассмотрим п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь к о м п о н о в к и простейшего рисунка – гриба. С чего вы начнете рисунок? (Ответы учащихся.)

– Да, можно начать рисовать гриб со шляпки, тщательно ее выписывая. Но когда вы нарисуете рисунок полностью, вы, вероятней всего, увидите, что он расположен неудачно: либо расположен в углу, либо слишком мал и т. п. Чтобы не допустить такой ошибки, вначале необходимо легкими линиями наметить положение гриба, осевую линию, определяющую наклон шляпки большого гриба.

И только если вы убедились в правильности композиции, начинаете работу над рисунком.

hello_html_m214171e0.jpg

– Таковы общие правила построения композиции и последовательности работы над рисунком.

V. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Какова же будет п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы над рисунком?

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.

hello_html_m51826c50.jpg

После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.

hello_html_m118b9c6f.jpg

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.

VI. Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).

Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.

Тема урока: «Композиция в рисунке

Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.

6 класс

Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Место проведения: Учебный класс.

Время: 40 минут.

Оборудование: ноутбук, проектор, мольберты.

Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.

Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Технологии, применяемые на уроке: работа в группах, технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные технологии.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видео ролики, наглядные, дидактические пособия для актуализации знаний, раздаточный материал .

План урока:

  • Организационный момент
  • Изучение нового материала
  • Практическая работа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.


Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

3.Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.) или пример с шаблоном на картоне

Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

Рассмотрим 3 правила композиции:

D:\ДОКУМЕНТЫ\111 2021-2022\Открытый урок\Screenshot_6.jpg

Мелкое изображение теряется на листе, а когда изображение слишком крупное, оно как бы вываливается с листа.

D:\ДОКУМЕНТЫ\111 2021-2022\Открытый урок\Screenshot_4.jpg

«Конечно, если предмет изображается на листе один, то и место ему посередине. Однако у художника есть маленькая хитрость. Если расположить картинку точно посередине, то такое изображение будет смотреться неплохо, но для более красивого расположения можно оставлять снизу расстояние на пару миллиметров больше. Итак, второе правило композиции звучит так:

Предмет должен быть расположен посередине или чуть выше середины листа.

Задание для закрепления

  1. В Африке река есть - Нил , в ней зеленый крокодил.

( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)

  1. Дом построит великан, его зовут - подъемный кран.

( Школьники демонстрируют вертикальный формат)

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

5.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, построем сегодня натюрморт - вазу на столе.

Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения.

В заключение напоминаем, что основные приемы и правила перспективного построения, пропорций, законов светотени и тоновых отношений, задачи и процесс самого изображения остаются прежними, как и в предыдущих заданиях по изображению группы предметов, состоящих из простых геометрических тел.

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе к тоновому решению. Придать объем с помощью светотени.

Задание: выполнить рисунок, изображающий вазу (карандаши разной мягкости).

7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а(видео)

8.Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что означает слово композиция?

– Зачем нужно знать правила построения композиции?

– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?

3. Выставление оценок.

Читайте также: