Что общего между поэзией символистов и полотнами импрессионистов сочинение рассуждение

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что на уроках литературы ученики с 5 – 11 класс изучают поэзию. Среди изучаемых ими поэтов встречаются импрессионисты. И звучащие на уроках стихи можно проиллюстрировать репродукциями художников – импрессионистов. Также изученный по данной теме материал может помочь мне при написании итогового сочинения по русскому языку и литературе в 11 классе.

Объект исследования – стихотворения русских поэтов XIX века.

Предмет исследования – отличительные черты стихотворений русских поэтов XIX века.

Основная цель работы – узнать, как черты импрессионизма отразились в поэзии русских поэтов.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проанализировать стихи русских поэтов XIX века.

3. Подобрать иллюстрации к поэтическим строчкам.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Анализ стихотворений.

Глава 1. История возникновения импрессионизма.

Импрессионизм в живописи.

Самыми известными импрессионистами стали такие великие художники, как Эдуард Мане , Клод Моне, Огюст Ренуар , Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и многие другие.

Художественный метод импрессионистов состоял в разложении сложных тонов на составляющие их чистые цвета спектра. Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись. Импрессионисты накладывали краски отдельными мазками, иногда используя контрастные тона на одном участке картины. Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок.

Для передачи изменений цвета предмета импрессионисты стали предпочитали использовать цвета, взаимно усиливающие друг друга: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Эти же цвета создают эффект последовательного контраста. Например, если мы будем некоторое время смотреть на красный цвет, а затем переведем взгляд на белый, то он покажется нам зеленоватым.

Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого художники сосредотачиваются на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая острые социальные проблемы.

Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. В первую очередь это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. Импрессионизм выразил стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традицией, как протесту против кропотливой техники мастеров классической школы.

Импрессионизм в музыке.

Музыкальный импрессионизм как одно из течений модерна сложился во Франции в конце XIX - начале XX века. Импрессионизм в музыке проявился стремлением передать настроение композитора и эмоции, которые являются для него самого и слушателей определенными символами. Если сравнивать с импрессионистической живописью, которая стремилась отобразить впечатление, то музыка в стиле импрессионизма стремилась вызвать впечатление у слушателей с помощью приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано снабжены поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), они создают образы мягких, нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают жанровые картины.

Традиции импрессионизма, начатые французскими мастерами, нашли свое продолжение в творчестве композиторов различных национальных школ. Их оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Рес-пиги в Италии, С. Скотт и Ф. Дилиус в Англии, К. Шимановский в Польше. Влияние импрессионизма испытали в начале XX в. и некоторые русские композиторы ( Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко ).

Импрессионизм в литературе.

Импрессионизм в литературе распространился в последней трети XIX – начале XX вв. В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.

Натурализм стремился, прежде всего, выражать природу. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно всегда субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя , его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.

Импрессионизм в лирике Фета, Тютчева, Бальмонта

Черты импрессионизма особенно ярко проявились в стихотворениях поэтов. Многие эти стихи входят в программу по литературе 6-ого, 7-ого и 10-ого классов.

Анализ стихотворений Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный русский поэт, чей творческий путь длился более полувека. Он был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX века. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.

Его интересовал не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображал внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы, прежде всего, служат средством выражения лирического чувства. Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства .

Как импрессионист Фет уделял большое значение работе над сериями, посвященными одной теме или одному предмету изображения. Его серии - это циклы стихов, посвященные временам года. “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Вечера и ночи”. “Море”. В них он с разных сторон описывает мир. Отдельные разнородные ощущения сливаются в один восторг, в одно биение трепещущего сердца.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Еще одним свойством проявления импрессионизма в лирики Фета является музыкальность его стихотворений. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции, прежде всего, воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета, и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова , "Сад весь в цвету" А. Аренского , "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского , "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок…" Н. Римского-Корсакова , "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Счастию сердце легко предается:
Мне близ тебя хорошо и поется.
Свеж и душист твой роскошный венок.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!


Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Анализ стихотворений Тютчева

Федор Иванович Тютчев – великий поэт-философ и поэт-импрессионист. Трудившийся в середине XIX века, как и А. Фет, он испытал мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба его поэтического творчества во многом сходна с фетовской.

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Федор Иванович обладал гениальной способностью поймать и передать в точно найденном слове мгновенные впечатления и изменения в настроении человека и природы, тончайшие состояния души . Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Тени сизые смесились ,
Цвет поблекнул , звук уснул —
Жизнь , движенье разрешились
В сумрак зыбкий , в дальний гул .
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном .
Час тоски невыразимой .
Всё во мне , и я во всем .

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

К этому стихотворению хорошо подходит чудесная картина современной американской художницы-импрессионистки Эрин Хансен [].

Как это ни парадоксально, современники Тютчева плохо слышали не только поэзию Тютчева, но и содержащуюся в ней музыку. При жизни Тютчева, свыше чем 50 лет его творчества, ни один сколько-нибудь известный композитор не переложил на музыку ни одного его стихотворения.

Брюсов открыто называл Тютчева импрессионистом, т.е. поэтом, определяющим предметы по впечатлению, которое они на него оказывают в данный миг. В качестве примера он приводит тютчевские эпитеты: звезды чуткие, тьма гремящая, голос жаворонка - гибкий; или метафоры: деревья поют, луна очаровывает мглу и прочие. В 1900 г. в статье "Элементарные слова о символической поэзии" Бальмонт пишет: "Все наиболее талантливые поэты современной России - Брюсов, Сологуб, Гиппиус, Мережковский и др. видят в Тютчеве лучшего своего учителя". А Валерий Брюсов уточняет: "Рядом с Пушкиным, создателем у нас истинно-классической поэзии, Тютчев стоит, как великий мастер и родоначальник поэзии намеков".

Анализ стихотворения Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт-символист, один из ярчайших представителей русской поэзии Серебряного века . Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность.

С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

Сладко от беглого взгляда.

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

Полночь глядит с небосклона.

Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн.

Бальмонт трудился ради того, чтобы в литературном сознании читателей рубежа веков утвердились полновесные права слова не как орудия идеи, а как самоценного музыкального феномена. Идея в стихах должна оставаться лишь едва переводимой на рациональный язык. На месте идеи - лирическая эмоция. Все стихотворение стремится превратиться в символ. Блок говорил об этом: нужно полюбить явления, кроме их идей. Так как это видение необычно, и было понято современниками не сразу, над стихотворениями Бальмонта много глумились, создавая пародии.

Лирический герой Бальмонта стремится раствориться в мироздании, возвести в культ изменчивость, мимолетность чувств. Такие ощущения лучше всего передаются импрессионистической техникой. Впечатления ценны в своей неясности. Их объединяет не логика, а ассоциации:

Неясная радуга. Звезда отдаленная.
Долина и облако. И грусть неизбежная.
Легенда о счастии, борьбой возмущенная.
Лазурь непонятная, немая, безбрежная.

Зарница неверная. Печаль многострунная.
Цветы нерасцветшие. Волненье бесцельное.
Мечта заповедная, туманная, лунная.
И Море бессонное, как сон - беспредельное.

Виденья прозрачные и призрачно-нежные.
Стыдливого ангела признанья несмелые.
Стремление к дальнему. Поля многоснежные,
Застывшие, мертвые,- и белые, белые.

Как видно из всего, сказанного выше, в стихотворениях поэтов XIX века, таких как А.А. Фет, К.Д. Бальмонт и Ф.И. Тютчев, отразились многие черты импрессионизма. Найденные и проанализированные нами стихотворения этих поэтов позволяют выявить следующее: основными чертами импрессионизма в поэзии русских поэтов являются музыкальность стихотворения, его красочность, отсутствие законченного сюжета и глагольных форм в стихотворении, а также присутствие множества символов и намеков в стихотворении.

В ходе написания работы я достигла цели и смогла найти общие черты импрессионистических стихотворений и картин художников-импрессионистов.

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются поэзией, а также всем, кто интересуется импрессионизмом. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков по литературе и учениками 11-ых классов при написании итогового сочинения по русскому языку и литературе.

Данное исследование в корне изменило мое представление об импрессионизме в поэзии. Оно помогло мне по-новому взглянуть на когда-то прочитанные мной стихотворения. Думаю, что полученные мной знания помогут мне в будущем лучше понимать и анализировать стихотворения.

Символизм, или декаденство – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера.

Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного “здравомыслия” (в философии, эстетике – позитивизма, в искусстве –

натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.

В 1890-е гг. символизм обрел достаточно широкое стилистическое обоснование в “модерне”, став неразрывным, а зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного

строя, поэтики. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук. М. Клингер в Германии, Г. Кпимт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф.

Кнопф, латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утонченной эротикой (О. Бердсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии)

Итак, “символизм” – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”, сверхвременной идеальной сущности мира, его “нетленной” Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.

Самым влиятельным из авангардистских течений стал именно, возникший еще в начале века в живописи и ставивший своей задачей повышение экспрессивности, выразительности художественного произведения.

Экспрессионизм как литературное течение зародился и достиг точки наивысшего развития в начале XX века, являясь “художественным выражением смятенного сознания немецкой интеллигенции в период I мировой войны и революционных потрясений”.

Одной из особенностей является то, что он не представлял собой единого течения ни по многократно провозглашенным целям, ни по содержанию. Прежде всего, не было единого мнения относительно роли художника в обществе. Начиная с экспрессионизма, становится проблематичным отношение поэзии, искусства в целом к истории, к жизни общества.

Многие экспрессионисты занимали позицию, выраженную в Эссе Г. Манна.

Типичный герой экспрессионистов – это личность в момент наивысшего напряжения сил (что роднит экспрессионизм с новеллой). Печаль становится депрессией, отчаяние превращается в истерию. Основное настроение – крайняя боль.

Принцип абстрактности выражался в отказе от изображения реального мира, в наличии абстрактных образов: многоцветность заменяется столкновением черно-белых тонов. К наиболее часто употребляемым стилевым средствам экспрессионистов принадлежат так называемые эмоциональные повторы, ассоциативные перечисления метафоры. Экспрессионисты нередко пренебрегают законами грамматики, придумывают неологизмы (“Warwaropa” Эренштейна).

Наиболее выразительным средством для экспрессионизма, его новых идей оказалась вначале поэзия. Относительно общая черта экспрессионистской лирики в том, что на первый план выступают эмотивные слои языка, аффективные поля значения слова. Основная тема смещается в сторону внутренней жизни человека, и при этом ни к его сознанию, а к полусознанному, подавляющему человека вихрю чувств.

Импрессионисты показывали красоту мира, в котором каждый миг уникален.

Импрессионизм развивал реалистичные принципы искусства, но в творчестве его последователей часто сказывался отход от изучений основных явлений социальной действительности, постоянных, устойчевых качеств, материального мира. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. А. Анненский в России и другие).

Определенные завоевания немецкой прозы конца XIX в. связаны, однако, и с жанром романа, к которому, в частности, обращался на протяжении всего своего творчества Фридрих Шпильгаген (1829-1911). Его произведения (начиная романами “Проблематичные натуры”, 1861; “Один в поле не воин”, 1866, и кончая “Бурным потоком”, 1876, и “Новым фараоном”, 1889) во многом были вызваны к жизни современными писателю социальными явлениями.

В литературе Германии представлены различные направления, так или иначе связанные с понятием “декаданс”: импрессионизм (пейзажная лирика Детлева фон Лилиенкрона,), символизм (поэзия Стефана Георге) и др. Важнейшее место в немецкой литературе рубежа веков занял натурализм, становление которого протекало в 80 – 90-е гг. под влиянием русской, скандинавских и прежде всего французской литератур (братья Гонкуры, Э. Золя). В 1889 г. А. Хольц завершил разработку своей теории последовательного натурализма и в соавторстве с И. Шлафом обратился к ее осуществлению в драматургии. К этому времени относится и деятельность театрального общества “Свободная сцена”, первым поставившего произведения Гауптмана, Хольца и Шлафа и др.

Натурализм нашел воплощение в творчестве многих немецких писателей (Макс Кретцер; Герман Конрада; Отто Эрих Хартлебен; Джон Генри Макай; Арно Хольц; Иоганнес Шлаф; Вильгельм фон Поленц; Карл Хенкель; Рихард Демель; Макс Хальбе).


Презентация содержит обширный материал по теории символизма: понятие символа, основные черты данного литературно-художественного направления, языковые особенности произведений символистов и проч. Практическая часть связана с творчеством основных представителей французского символизма: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Творческое задание ориентирует школьников на сопоставление поэзии символистов и полотен художников-импрессионистов.

Содержимое разработки

Символизм в литературе конца XIX века

Символизм в литературе конца XIX века

Общие сведения о символизме: Литературно-художественное направление Оформилось первоначально во Франции в конце 1880-х – начале 1890-х годов Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме

Общие сведения о символизме:

Возникновение символизма

Манифест символистов (1886 г.)

постичь мир не только с внешней стороны, но и его сущность, проникнув в тайны с помощью СИМВОЛА

→ настоящая реальность, но нематериальная

→ многозначен, неясен, зашифрован

Символ, заменяющий конкретный образ, - основа эстетики символизма .

Основная черта символизма -

Отличительные черты символизма:

Отличительные черты символизма:

5. Утверждение интуитивного постижения мира через мистические откровения и прозрения.

6. Сближение духовно-нравственного с религиозным.

7. Поэтика условности и иносказаний.

8. Вера в иррационально-магическую силу поэтического слова; выделение в слове иррационального: звучание, мелодика, ритм должны заменить значение.

Истоки символизма Немецкий романтизм Философия Шопенгауэра, Ницше Деятельность парнасцев

Истоки символизма

Основа эстетики символизма -

навеивание мыслей,

намек, ассоциации

(лат. – намек, внушение)

пунктирность

Языковые особенности произведений символистов:

Языковые особенности произведений символистов:

4. Использовали не только вновь создаваемые, но и традиционные символы.

5. Обильно вводили иностранные имена собственные, латинские слова и выражения.

6. Активно использовали прием оксюморона.

Представители символизма в литературе зарубежной: русской: Шарль Бодлер Поль Верлен Артюр Рембо Стефан Малларме Морис Метерлинк В. Соловьев К. Бальмонт В. Брюсов А. Белый А. Блок

Представители символизма в литературе

Шарль Пьер Бодлер

(Charles Pierre Baudelaire)

Временами хандра заедает матросов,

И они ради праздной забавы тогда

Ловят птиц Океана, больших альбатросов,

Провожающих в бурной дороге суда.

Грубо кинут на палубу, жертва насилья,

Опозоренный царь высоты голубой,

Опустив исполинские белые крылья,

Он, как весла, их тяжко влачит за собой.

Лишь недавно прекрасный, взвивавшийся к тучам,

Стал таким он бессильным, нелепым, смешным!

Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,

Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.

Так, Поэт, ты паришь под грозой, в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.

Перевод В. Левика

Поль Мари Верлен (1844 – 1896)

М. Горький писал о Верлене:

Над кровлей небо лишь одно, Лазурь яснеет. Над кровлей дерево одно Вершиной веет. И с неба льются мне в окно От церкви звоны, И с дерева летят в окно Мне птичьи стоны. И с неба льются мне в окно От церкви звоны, И с дерева летят в окно Мне птичьи стоны. О Боже, Боже мой, все там Так просто, стройно, И этот мирный город там Живет спокойно. К чему теперь, подумай сам, Твой плач унылый, И что же сделал, вспомни сам, Ты с юной силой? К чему теперь, подумай сам, Твой плач унылый, И что же сделал, вспомни сам, Ты с юной силой? Перевод Федора Сологуба

Над кровлей небо лишь одно,

Лазурь яснеет.

Над кровлей дерево одно

Вершиной веет.

И с неба льются мне в окно

От церкви звоны,

И с дерева летят в окно

Мне птичьи стоны.

  • И с неба льются мне в окноОт церкви звоны,И с дерева летят в окноМне птичьи стоны.

О Боже, Боже мой, все там

Так просто, стройно,

И этот мирный город там

Живет спокойно.

К чему теперь, подумай сам,

Твой плач унылый,

И что же сделал, вспомни сам,

Ты с юной силой?

  • К чему теперь, подумай сам,Твой плач унылый,И что же сделал, вспомни сам,Ты с юной силой?

Перевод Федора Сологуба

Верленовские стихи подобны песне, слова которой забываются, но мелодия остается.

Теодор де Банвиль:

Младший современник Верлена Реми де Гурмон так обобщил жизненный и творческий облик поэта:

Артюр Рембо (1854 – 1891) Поэт – символист, считающийся во Франции родоначальником французской поэзии ХХ века

Артюр Рембо (1854 – 1891)

Поэт – символист, считающийся во Франции родоначальником французской поэзии ХХ века

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.

О — синий: тайну их скажу я в свой черед,

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной —-

О — дивных глаз ее лиловые лучи.

  • А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.О — синий: тайну их скажу я в свой черед,А — бархатный корсет на теле насекомых,Которые жужжат над смрадом нечистот.Е — белизна холстов, палаток и тумана.Блеск горных родников и хрупких опахал!И — пурпурная кровь, сочащаяся ранаИль алые уста средь гнева и похвал.У — трепетная рябь зеленых волн широких,Спокойные луга, покой морщин глубокихНа трудовом челе алхимиков седых.О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,Полеты ангелов в тиши небес пространной —-О — дивных глаз ее лиловые лучи.
  • А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.О — синий: тайну их скажу я в свой черед,А — бархатный корсет на теле насекомых,Которые жужжат над смрадом нечистот.Е — белизна холстов, палаток и тумана.Блеск горных родников и хрупких опахал!И — пурпурная кровь, сочащаяся ранаИль алые уста средь гнева и похвал.У — трепетная рябь зеленых волн широких,Спокойные луга, покой морщин глубокихНа трудовом челе алхимиков седых.О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,Полеты ангелов в тиши небес пространной —-О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Перевод А. Кублицкой-Пиоттух

Исследователь творчества Рембо Л.Г. Андреев пишет:

«Рембо шел от самоотрицания к самоотрицанию. Его развитие сопровождалось нескрываемым, нетерпеливым желанием уничтожить, выбросить из жизни только что пройденный, только что пережитый этап.

Рождение верлибра

Верлибр - это не стихи, сказал один поэт. Тогда что такое верлибр? Проза?

Что такое верлибр? Верлибр (фр. vers libre) — свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих, характерный для поэзии XX века. Распространён практически во всех европейских и внеевропейских литературах. Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине.

Что такое верлибр?

  • Верлибр (фр. vers libre) — свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих, характерный для поэзии XX века. Распространён практически во всех европейских и внеевропейских литературах.
  • Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине.

Морской пейзаж

Колесницы из меди и серебра,

Корабли из серебра и стали

Пену колотят,

Вырывают корни кустов.

Потоки песчаных равнин

И глубокие колеи отлива

Бегут кругообразно к востоку –

Туда, где колонны леса,

Туда, где стволы дамбы,

Чей угол исхлестан вихрями света.

Согласны ли вы со словами современника А. Рембо?

Вопросы и задания Когда возник символизм? В чем своеобразие этого литературного течения? Что такое символ? В чем его сходство и отличие от метафоры? Какого поэта и почему считают родоначальником символизма в поэзии Франции? Какие образы-символы созданы в его стихах? В чем особенность символистского образа? Поясните это на примере любого стихотворения. В чем состояло новаторство поэзии Поля Верлена? В чем проявляется связь творчества Артюра Рембо с символизмом? В чем видел он свою миссию поэта?

Вопросы и задания

  • Когда возник символизм? В чем своеобразие этого литературного течения?
  • Что такое символ? В чем его сходство и отличие от метафоры?
  • Какого поэта и почему считают родоначальником символизма в поэзии Франции? Какие образы-символы созданы в его стихах?
  • В чем особенность символистского образа? Поясните это на примере любого стихотворения.
  • В чем состояло новаторство поэзии Поля Верлена?
  • В чем проявляется связь творчества Артюра Рембо с символизмом? В чем видел он свою миссию поэта?

Познакомьтесь с репродукциями картин художников-импрессионистов

Моне

Моне

Моне

Моне

Письменная работа Что общего между поэзией символистов и полотнами импрессионистов?

Письменная работа

Что общего между поэзией символистов и полотнами импрессионистов?


-75%

Взаимодействие импрессионизма и символизма во французской и русской поэзии конца XIX — начала ХХ веков. Проявление изображения слияния человека и природы, внимания к оттенкам чувств и настроений, суггестивности и музыкальности в творчестве Поля Верлена.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 26.01.2019
Размер файла 37,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

[CC BY 4.0] [НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2018. № 7]

[CC BY 4.0] [НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2018. № 7]

Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина

Поэтика импрессионизма во французской и русской лирике конца XIX -- начала ХХ веков (на материале творчества П. Верлена и М. Волошина)

Латухина Анна Леонидовна

В европейской культуре последняя треть XIX века характеризуется поисками новых средств художественной выразительности, новациями в области формы и содержания произведений искусства, появлением эстетических концепций. Особенно ярко эти явления представлены во Франции -- здесь появляются импрессионизм, натурализм, символизм. Они имеют разное происхождение и распространение, однако тенденции этих явлений заметны во всех видах искусства: в литературе, живописи, музыке, театре. Во французской лирике соединение импрессионистических и символистских тенденций представлено в творчестве Поля Верлена (1844--1896), в русской -- Максимилиана Волошина (1877--1932).

Особенности поэтики импрессионизма в живописи и литературе

Важнейшим жанром импрессионизма и в живописи, и в лирике стал пейзаж. В пейзажных зарисовках Поля Верлена природа неразрывно связана с душой воспринимающего лирического героя. Субъект и объект слиты воедино, нельзя четко разграничить их и понять, как создается настроение: эмоции заставляют героя так видеть пейзаж, или, напротив, внешний мир, пейзаж, влияет на чувства субъекта. Единства природных образов и переживаний героя Верлен добивается также с помощью музыкальности и суггестивности -- использования намеков, ассоциативных связей в передаче настроений, эмоций читателю.

Многие исследователи отмечали импрессионистичность волошинской лирики [Пинаев, 2009; Озеров, 1990]. Но для них импрессионизм Волошина -- это всего лишь форма, в которую он облекает свое понимание мира, то есть исследователи анализируют импрессионистичность как особенность поэтики Волошина, но не как составляющую его мировидения.

Таким образом, в ходе исследования было обнаружено типологическое сходство художественного мира П. Верлена и М. Волошина: сближение импрессионизма и символизма в лирике обоих поэтов исходит из установки художника на приоритет субъективной точки зрения, что находит отражение в поэтике. Изображение оттенков чувств, использование принципов суггестивности, синестезии и музыкальности, опора на ассоциативные связи в создании художественного образа являются характерными чертами стилей поэтов.

Литература

1. Алпатов М. В. Поэтика импрессионизма / М. В. Алпатов // Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств : Избранные искусствоведческие работы. -- Москва : Советский художник, 1979. -- С. 124--125.

2. Андреев Л. Г. Импрессионизм / Л. Г. Андреев. -- Москва : Гелеос, 2005. -- 320 с.

3. Брюсов В. Я. Волошин / В. Я Брюсов // Брюсов В. Я. Собрание сочинений : В 7 т. -- Москва : Худ. литература, 1975. -- Т. 6. -- С. 340--356.

4. Дьякова М. Г. Импрессионизм : философская концепция и бытие в культуре : диссертация … кандидата культурологи: 24.00.04 / М. Г. Дьякова. -- Саранск, 1998. -- 142 с.

5. Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца ХIХ и начала ХХ века / Е. Евнина // Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. -- Москва : Искусство, 1975. -- С. 260--261.

6. Захарова В. Т. Проза Ив. Бунина: аспекты поэтики : монография / В. Т. Захарова. -- Нижний Новгород : НГПУ, 2013. -- 111 с.

7. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве : Франция и Бельгия, 1870--1900 / В. А. Крючкова. -- Москва : Изобразит. искусство, 1994. -- 269 с.

9. Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века : поэтика символизма / И. Г. Минералова. -- Москва : Флинта : Наука, 2008. -- 272 с.

10. Озеров Л. М. Волошин, увиденный его современниками / Л. М. Озеров // Воспоминания о М. Волошине. -- Москва : Советский писатель, 1990. -- С. 1--6.

13. Федотова В. Е. Становление импрессионизма в поэзии П. Верлена : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.03 / В. Е. Федотова. -- Саратов, 2004. -- 195 с.

14. Nadal O. Paul Verlaine / O. Nadal. -- Paris : Mercure de France, 1961. -- 168 p.

Аннотация

Ключевые слова: импрессионизм; символизм; пейзаж; русская литература; французская литература; неореализм; поэтика; музыкальность; звукопись.

The issues of interaction between impressionism and symbolism in French and Russian poetry of the late XIX -- early XX centuries are considered. In the work of Paul Verlaine, the manifestation of such features of impressionism as the image of the fusion of man and nature (subject and object of the image), attention to the shades of feelings and moods, suggestiveness, synesthesia, musicality is shown. It is proved that, along with these features, mythological allusions, references to other cultural epochs and the desire for universality testify to the symbolist tendencies in his work. The authors come to the conclusion that the combination of impressionism and symbolism is also found in the genre of the “landscape of the soul”, authored by Verlaine. It is noted that M. Voloshin became a follower of Verlaine in Russian poetry. The problem of the influence of French poetry on Russian literature of the early twentieth century, in particular, on the work of M. Voloshin, is studied. The authors consider the theoretical works of the poet himself, in which he comprehends the synthesis of symbolism and impressionism in French literature, defining a new type of artistic consciousness “neo-realism”, and cycles of poems “Cimmerian Twilight” and “Cimmerian Spring”, in which tendencies of symbolicimpressionistic poetics are revealed.

Key words: impressionism; symbolism; landscape; Russian literature; French literature; neorealism; poetics; musicality; sound recording.

Подобные документы

Музыкальность как категория поэтики символистов. Общая характеристика категории музыкальности в творчестве П. Верлена. Общность структурных принципов литературы и музыки. Любовь Верлена к напевным свободным метрам, ведение двух самостоятельных тем.

реферат [30,2 K], добавлен 06.11.2012

Историческая обстановка и литературный процесс в Англии конца XIX – начала XX веков. Развитие течений критического реализма, неоромантизма, эстетизма и натурализма. Основные темы в творчестве Т. Гарди, Г. Уэллса, Б. Шоу, Р. Киплинга и Р.Л. Стивенсона.

презентация [370,4 K], добавлен 08.02.2012

Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия "Серебряного века". Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 30.10.2015

Проведение анализа изменения негативного мнения со временем у русских критиков к романам Ф.М. Достоевского "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот". Изучение графических рисунков, отражающих идеи его творчества.

дипломная работа [928,3 K], добавлен 01.11.2011

Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в русской литературе. Эмоциональная концепция природы и пейзажных образов в прозе и лирике XVIII-ХIХ веков. Миры и антимиры, мужское и женское начало в натурфилософской русской прозе ХХ века.

Читайте также: