Место романа обломов в творчестве гончарова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества.

2.Актуализация опорных знаний (тест)

3.Работа по теме урока

Жизненные факты

Произведение

6 (18) июня 1812 в Симбирске

1822 – 1830 (8 лет)

Московское коммерческое училище

Встреча с Пушкиным

Петербург. Департамент внешней торговли Министерства финансов

Романтические стихи. Повести. Статьи, фельетоны, заметки.

Март – апрель 1847 г. (автору 35 лет)

Симбирск у родных

1857 (около 2-х месяцев)

Лечение на заграничном курорте Мариенбаде

Совет Главного управления по делам печати

Сжёг автографы произведений. Смерть.

Рассказ учителя . Гончаров отца почти не помнил – Александр Иванович умер, когда Ване было всего 7 лет. Гончаров боготворил свою мать, Авдотью Матвеевну, которая любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование 4-х детей (2 мальчика – Николай и Иван и 2 девочки – Александра и Анна) другу семьи отставному морскому офицеру Николаю Николаевичу Трегубову, который был дворянином, и ввёл семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типичное помещичье воспитание.

В 1822 г . поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нём протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование.

В Московский университет поступил в 1831 г., где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков.

Возвращаясь из путешествия через Сибирь, писатель заехал в Симбирск повидаться с родными. Он подарил им множество диковинных, заморских вещей и, в частности, сестре Анне Александровне Музалевской – редкую океанскую раковину. Эту раковину бережно хранили потомки. Теперь она находится в музее И. А. Гончарова в Симбирске.

Дополнение учителя. Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

4) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

6 ) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

8) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

9) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

10) 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

11 ) Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

12 ) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

13 ) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

15 ) По поводу сюжета существуют 2 точки зрения. Первая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся.

16) Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает употреблять украшающие эпитеты и метафоры, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40 – 50 – х г.г.

17 ) Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Русско-немецкое воспитание Штольца

Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.

Чувство крепнет. Письмо к Ольге.

2 часть. (12 гл.) Кульминация.

Объяснение в любви.

Несостоятельность и банкротство Обломова.

Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.

4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог.

20 ) При жизни Гончарова вышло 2 издания ПСС. В 1891 г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александрово-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м г. жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища.

22) Ответы на вопросы викторины по прослушанному материалу (один из сильных учащихся вопросы составляет на протяжении урока)

4.Закрепление материала

Примерные вопросы:

- Происхождение писателя? (купеческого рода)

- Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)

- Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов)

- Его профессия? (морской офицер)

- Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)

- С кем встретился в 1832 г. в Московском университете И. А.? (Пушкиным)

- В каком городе провёл служебную часть своей жизни И. А.? (Петербурге)

- Кем служил 16 лет? (переводчиком)

- Кто положительно отозвался о романах? (Л. Н. Толстой, Белинский, Добролюбов, Дружинин, Тургенев)

- Где похоронен И. А. Гончаров? (Александрово – Невской лавре)

- Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

- Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? (русско-немецкое)

- Героиня романа? (Ольга Ильинская)

5.Рефлексия урока

-Что нового узнали на уроке?

-Заинтересовал ли вас роман?

- Что оказалось сложным?

6.Дом. задание: 1) 1 – 10 главы, индивидуальные задания:

– Кто такой И. И. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1-й главе)

- Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? Из-за чего ссорятся Обломов и Захар? (1, 7-8,10 гл.)

- Парад гостей. Рассказать, кто они, из занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (2 – 4 главы).

- Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (прошлое) (5 гл.)

- Образование Обломова, его отношение к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава)

История создания

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Направление и жанр

Композиция и конфликт

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 05.03.2020 · Last modified 03.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 05.03.2019

комментариев 15

Да, Ольга была воспитана под влиянием предрассудков того времени и едва ли могла разобраться в себе. Но гениальность автора в том и состоит, что он не стал отвечать на все поставленные вопросы, а изобразил женщину во всей ее противоречивой наготе. Он предвосхитил свое время и дал почту многим другим авторам, которые и после него не оставляли попыток разобраться в женской душе.

Ну — напоследок — стихи…

***
Не знаю прав ли ты. Ах, если и не прав,
То разве я смогу уйти к правдивым?
От перемены жизненной устав,
Хочу я быть не правой, а счастливой.

И даже если я сама ошибкой
Люблю тебя, стремлюсь к тебе… к Тебе,
И даже если мое счастье зыбко,
Могу ли я уйти к иной судьбе?

Так как же быть? С тобой ли оставаться?
Иль пересилив… Нет, уж лучше так!
Я тоже не хочу пожара страсти,
Но разве я могу иной воздвигнуть знак?

Я просто утверждаю – даже если
Ты все ж неправ, я – тоже неправа!
И пусть осудят эту мою песню,
Могу ль иные подобрать слова?

…Но знаешь, милый, в чем моя беда?
Я так хочу со всеми поделится
К тебе любовью, как дождем пролиться.
Но им нет дела… Будет ли когда?
И я не вижу прока в истине такой:
Я правду видела — иной.
Она дороже, коль идет от сердца.
Но от любви мне никуда не деться.
Нет, пусть бы даже вовсе очернили,
Но искренно! Не просто повторили
За кем-то перед. Даже Добролюбов
Его от сердца ненависть была.
А я оправдываю… Кто-то в пересудах
Мне пояснил, что правда, как скала,
Она посередине пропастей,
Двух крайностей: чернить или белить.
Но мне дороже их проповедей
Вот этот взгляд, что видела во сне. И все забыть
Я за него безтрепетно готова.
Его и наяву я сохраню всегда.
Пускай твердят, что чувство уж не новость.
Но знаешь, милый, в чем моя беда?…

***
Ну зачем мне читать сочинения школьные,
Ну зачем мне статьи, ну зачем разговоры?
Ведь опять будет странно и больно
Снова слышать с очевидностью споры.

А душа порывается – нет, все не так!
Неужели так человеческая жизнь несложна,
Что никак не признать человеческие права,
Искать самому свое счастье, свой собственный знак?

А у него рассыпаются волосы по подушке,
А он даже не знает сколько пишут о нем.
И так тепло, так в этой комнате душно,
Летним и безмятежным днем…
А потом раздадутся мятежные звуки
И запросится сердце любить и страдать.
И признание, письма, а после разлука.
Но пока ему так хорошо об этом не знать.

Если б все это назвать, обозначить,
Определение выискать верное.
А пока только шаг от смеха до плача,
Робкий луч сквозь оконце наддверное.

Эти строки станут прекрасным эпилогом для наших критических изысканий) Там, где запутывается разум, проливает свет душа, которая живет именно в поэзии.

… в поэзии, которая питается — Любовью. Хотя бы просто — к человеку, я не говорю о других родах, это не для всех. Вы вот — мужчина, например. Но как к человеку ведь вы можете к нему относиться.

Иван Александрович Гончаров написал роман “Обломов” в 1859 году. Это произведение сразу же привлекло внимание критиков. Роман является одним из популярных классических произведений русской литературы.
Главный герой – Илья Ильич Обломов, дворянин, умный, интеллигентный человек и патриот. Автор подробно описывает своего героя: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Илья Ильич, не смотря на свое образование, не плохое жизненное положение совсем

не хочет действовать, жить, развиваться дальше. Он честен, добр и доверчив, им не обладают какие-либо корыстные цели и желания.

Но его жизнь скучна и однообразна, ведь он совсем не стремится жить. Безвольный и ленивый герой, проживает свою жизнь впустую и не использует всяческие возможности для украшения и развития своей жизни.
Жизнь Ильи Ильича Обломова с самого его рождения была беззаботной и спокойной. Ее описание мы можем увидеть в сне главного героя. Обломов в своем сне мысленно переносится в детство, в деревню, где он жил со своими родителями. Жизнь в деревне была размеренной, спокойной и ни к чему не

Он проживал неторопливое, спокойное, но ленивое детство. Основные слова в описании детства Обломова автор часто использует такие слова, как “сон”, “молчание”, “покой”, “тишина” и так далее. Именно эти слова передают атмосферу, которая царила в доме Обломовых, а после и перенеслась в жизнь самого Ильи Ильича.
Илья Ильи был воспитан как настоящий барин, знатный и богатый, у которого нет никаких обязанностей. Он не заботится и завтрашнем дне и живет ради своего удовольствия.
Заставить главного героя жить активно и наслаждаться каждым моментом, не может даже любовь. Искренние и настоящие чувства Ольги Ильинской не заставили его задуматься о смысле существования. Илья Ильич даже в любви не может быть счастлив, он считает, что все чувства это просто школа жизни, ищет в себе несовершенства.

И именно из-за этой жизненной позиции он теряет Ольгу и остается с Агафьей Матвеевной.
Можно сделать вывод, что герой, не умеющий “жить”, радоваться каждому дню. Он придерживается старых обычаев и традиций и поэтому так и не узнает настоящего счастья.



Пример сочинения 1

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.


Пример сочинения 2

Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. "Обломов" является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.

Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный "все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

К 32 годам Илья Ильич превратился в "байбака" – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом.


Пример сочинения 3

Читайте также: