Что такое нравственные уроки истории сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

Полезный материал по теме:

Сочинение на тему нравственные уроки похода князя игоря

Значимость уроков литературы

Особую роль среди школьных предметов, безусловно, играет литература. Плохо, если ребенок не будет знать законов Ньютона. Но если у ребенка будут смещены нравственные ориентиры, если маленький человек не осознает ценности любви, дружбы, смелости, долга, то такие пробелы будут невосполнимы.

Книга в руках хорошего учителя – словесника может стать мощнейшим помощником не только в вопросе подготовки культурных и образованных людей.

Книга в первую очередь может совершенствовать внутренний мир ребенка. Через литературные произведения дети не только знакомятся с понятиями добра и зла, не только анализируют нравственные качества героев, но и примеряют на себя те нравственные проблемы, которые ставит автор.

При разборе литературного текста учителю важно работать не столько с литературной формой, сколько с нравственным содержанием. Ведь филологические тонкости пригодятся далеко не каждому, а вот чуткую душу развить куда важнее.

При анализе литературных произведений очень важно учиться давать характеристики нравственным качествам героев. Стоит подталкивать детей к тому, чтобы они задавались вопросом, как поступили бы сами на месте героя.

Поход на Каспий

Этот поход еще замышлял Олег, но смерть помешала его планам. Исполнил их Игорь, правда, неудачно. Чтобы попасть на территорию прикаспийских народов пришлось пешком пройти до Тавриды и в Херсонесе сесть на 50 кораблей. Пройдя через Киммерийский пролив и Хазарское море, суда вышли к устью Танаиса. Дальше лежала территория Хазарии. Для получения разрешения на проход, было заключено с ними соглашение, на основании которого половина будущей добычи должно было быть отдано на обратном пути.

Поход сложился удачно, прикаспийские народы были разорены. Однако дальше начались неприятности. Хазары не захотели довольствоваться половинным состоянием и потребовали всю добычу. В итоге завязалось кровопролитное сражение. 5000 русичам противостояло 15000 войско мусульман. Потеряв в битве 4000 тыс ратников, Игорю удалось спастись. Сначала он на корабле поднялся вверх по Волге, а затем остальной путь прошел пешком. Уцелевшая часть добычи не окупила все затраты похода.

Где найти нравственные ориентиры?

Проблема нравственных ориентиров в современном мире особенно актуальна. Влияние средств массовой информации, телевидения интернета велико как никогда ранее. В любое время с экранов телевизоров ребенок может видеть героев, совершающих безнравственные поступки, пропагандирующих зло и алчность как идеал.

Бесконтрольный поток информации обрушивается на детские головы и через интернет. Цель большинства компьютерных игр – убить врага. Даже в современных мультфильмах присутствует очень много черноты, понятия добра и зла смещаются. А главной ценностью становится сила.

Роль семьи огромна в этом смысле. Для самых маленьких мудрые родители имеют возможность фильтровать информацию, читать только хорошие сказки, разрешать смотреть добрые мультфильмы. Но ребенок растет, и уже невозможно усмотреть за тем, что он увидит и услышит. А главное как поймет и оценит увиденное.

В этом смысле на помощь родителям приходит школа. Ведь целью школьного образования является не только снабжение учеников знаниями. Гуманистическая функция школы не менее важна.

Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?

Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.

Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.

Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.

Чему учит произведение война и мир. Нравственные уроки романа Л.Н.Толстого «Война и мир

Читать еще: Нарисовать натюрморт простым карандашом поэтапно. Уроки рисования - "постановка натюрморта"

Главной темой этого романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Но наряду с главной темой Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что этот роман можно назвать учебником жизни. На какие же нравственные вопросы Лев Николаевич дал ответы? Это проблемы взаимоотношений личности и общества, роли личности в истории, ложного и истинного патриотизма.

Прочитав роман, я понял, что у каждого человека должна быть цель в жизни. В произведении Толстого каждый положительный герой ищет свой смысл в жизни и находит его. Не всегда искания выводили героев произведения сразу на правильный путь. Например, Пьер Безухов сначала предавался вину, кутежу, затем увлекся масонами. Вскоре он попадает на войну, и воина становится переломным событием в его жизни. Он находит свою цель — служение русскому народу.

Целью моей жизни также является служба на благо отечеству. В чем же она заключается? Жить, прежде всего, для своих близких, для тех людей, которые меня окружают, обрести работу и стать мастером своего дела.

Роман Льва Николаевича Толстого учит меня отличать истинный патриотизм от ложного. Я понял, что истинные патриоты — это люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершают подвиг. Например, Тушин не знает, что победой сегодняшнего дня все обязаны ему, он даже считает себя виноватым, хотя во время боя подавал пример мужества, геройства, солдатской доблести. Наташа Ростова, не задумываясь, отдает подводы раненым. Пьер на свои деньги, из своих крестьян набирает ополчение и содержит его. Наташа Ростова, Пьер, князь Андрей, Тушин — все они ведут себя как истинные патриоты. Когда началась война, не все представители светского общества приняли участие в военных действиях. Автор с иронией говорит о введении штрафа для тех, кто не отказался от французского языка. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость. Ведь истинный патриотизм заключается в активных действиях, а не в пустых рассуждениях об отвлеченных предметах,

Роман учит понимать, что такое истинная красота, и понять это лучше поможет сравнение Элен с Марьей Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, совсем не привлекательная внешне, наделена высокими душевными качествами. Толстой говорит, что истинная красота заключается в душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем внешняя. И я полностью согласен с этим.

Из романа я узнаю также и о том, что такое любовь, что такое настоящая дружба. На примере дружбы князя Андрея и Пьера видно, что такое настоящая человеческая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как любовь. Автор говорит, что любовь — это чувство, которое должно пройти через трудности. Многое испытав и выстрадав, Наташа понимает, что она любила одного Андрея Болконского.

В своем произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни — пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как это угрожало его карьере. Невозможно не осуждать таких людей.

Сочинения по литературе: Нравственные уроки романа толстого Война и мир.

Читать еще: Самые известные русские писатели и их произведения. Пером и мечом: русские писатели, которые участвовали в военных конфликтах

Главной темой этого романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Но наряду с главной темой, Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что я могу назвать этот роман учебником жизни. На какие же нравственные вопросы Лев Николаевич дал ответы? Это проблемы взаимоотношений личности и общества, роль личности в истории, ложный и истинный патриотизм.

Прочитав этот роман, я понял, что у каждого человека должна быть цель в жизни. В своем произведении Толстой показал, что каждый его положительный герой ищет свой смысл в жизни и находит его. Не всегда их искания наталкивались на правильный путь. Например, ведь Пьер Безухов сначала искал смысл жизни в вине, кутежах, в масонстве. Затем Пьер попадает на войну. И война становится переломной эпохой в жизни Пьера, именно она подготовила его к приходу в стан декабристов. Он находит свою цель в жизни в служении русскому народу. Целью моей жизни является также служба на благо отечеству. В чем же она заключается? Жить, прежде всего, для своих близких, для тех людей, которые меня окружают, обрести работу и стать мастером своего дела.

Роман Льва Николаевича Толстого учит меня отличать истинный патриотизм от ложного. Я понял, что истинные патриоты—это те люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершили подвиг. Например, Тушин не знал, что победой сегодняшнего дня обязаны ему, он даже считает себя виновником, хотя во время боя подавал пример мужества, геройства, солдатской доблести. Наташа Ростова, не задумываясь, отдает подводы раненым. Пьер на свои деньги, из своих крестьян набирает полк и содержит его. Наташа Ростова, Пьер, князь Андрей, Тушин—все они ведут себя как истинные патриоты своей Родины. Когда началась война, не все представители светского общества приняли участие в драме военных действий. Автор с иронией говорит об этих людях, которые ввели штраф на французский язык. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость. Я прихожу к выводу, что истинный патриотизм заключается в активных действиях, а не в пустословии и праздном рассуждении.

Роман учит меня понимать, что такое истинная красота, и, чтобы это понять, я сравниваю Элен с Марией Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, не являясь красавицей, наделена всеми душевными человеческими качествами. Толстой говорит, что истинная красота заключается в душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем внешняя. И я полностью согласен с этим.

В романе я познаю и что такое любовь, настоящая дружба. На примере дружбы князя Андрея и Пьера я вижу, что такое настоящая человеческая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как любовь. Автор говорит, что любовь—это чувство, которое испытывается трудностями. Пройдя через все испытания, выстрадав, Наташа только тогда понимает, что она любила одного Андрея Болконского.

В произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни—пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как она бы была крахом его карьеры. Я, как и Толстой, осуждаю таких людей. Я считаю, что в жизни самая главная цель—служение народу, Родине.

Другие сочинения по теме:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ №12

Ленинского района

Городского округа город Воронеж

Нравственное воспитание на уроках истории.

Выполнил: учитель истории Суркова Светлана Альбертовна

Мудрые люди говорили:

- Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность (А. Швейцер)

- Каждое классическое самовыражение культуры есть свидетельство определенной этики, есть доведенный до пластической выразительности прообраз человеческого поведения ( Г. Гете)

- Моральная культура - такой термин употреблял И. Кант. И был прав, т. к. вне морали культуры не бывает.

- В. Даль определял культуру как нравственное воспитание и образование.

Мораль (нравственность) - 1. Предмет изучения этики.

2. Форма общественного сознания.

3. Закрепленный в идеалах, нормах и принципах вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной человека жизни, выражающих гуманистическую сущность и перспективу историй.

4. Мораль регулирует через нормы, идеалы и принципы поведение человека во всех сферах общественной жизни, ориентируя его на ценностный базис общества, является одной из основ духовности.

Моральность - способность отличать добро от зла, правильное от неправильного, и действовать в соответствии с этим.

В современных условиях вопрос об уровне нравственности населения является наиболее острым. Современные учителя пытаются ликвидировать пробелы в нравственном воспитании на уроках и во внеклассной работе. Думается, что наиболее благодатный материал для достижения этой цели со-держат предметы гуманитарного цикла.

Планируя уроки по истории и обществознанию, обязательно в качестве важнейшей задачи выдвигается работа по нравственному воспитанию, или нравственные ориентиры. К ним относятся духовно-внутренние законы: со-весть, альтруизм, гуманность, вежливость, доброта долг, этика ненасилия, патриотизм, стыд, терпимость, тактичность, честность, ответственность и т. д.

В достижении этой цели важную роль играют и содержание учебного материала, и приемы и методы обучения, а также эстетическое оформление урока: наглядность, музыкальное сопровождение, выразительное чтение и т. д.

В усвоении нравственных ценностей немаловажное значение имеет и уровень воспитанности и организованности учащихся, их психологический настрой. Эффективнее ведется работа с теми учениками, которые достигли интерпретирующего или творческого уровня освоения знаний.

Сочувствие и жалость вызывают у них картины угнетения, насилия над человеческой личностью, глумления над человеческим достоинством.

Гордость за защитников Отечества и ненависть к врагам воспитываются при изучении военной истории.

Эффективными являются следующие формы работы:

1. Пресс - конференция.

4. Исправь ошибку.

5. Защита проекта.

6. Конкурс ораторов.

8. Игра - путешествие.

10. Письмо другу.

11. Страничка из дневника и др.

В ходе выполнения заданий учащиеся осваивают и приемы общения, и способы доказательства своей точки зрения, и умения слушать и слышать собеседника, быть терпимым к альтернативным суждениям.

При подготовке к урокам необходимо учитывать и организационный момент: критерий формирования групп для работы; определение психологически совместимых собеседников; четкая постановка задач; выделение достаточного количества времени для подготовки; обеспечение необходимой литературой, иллюстрациями, макетами, картами или инструкциями по их изготовлению; выработка алгоритма поведения; мотивация деятельности и т. д.

Только комплексный и систематический подход к делу нравственного воспитания учащихся позволит им познакомиться с нормами морали, убедиться в необходимости их соблюдения и сделать их правилами своего поведения.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ.

1.Население России в первой половине 19 в.

Положение крепостных крестьян. Безнравственность рабства.

Страдания личности в условиях бесправия.

2.Внутренняя политика Александра I

Влияние условий воспитания на формирование черт характера.

Противоречивость личности проявляется в противоречивости политики.

Искупление вины, раскаяние за прегрешения.

3.Отечественная война 1812 г.

Патриотизм народа в борьбе за независимость Родины.

Милосердие к поверженному врагу.

Чувство уважения к достойному противнику.

4. Национальная политика Александра I

Необходимость уважительного отношения к традициям и обычаям народов.

5. Движение декабристов.

Ответственность за судьбу страны - главное качество декабристов.

Подвиг жен декабристов.

Взаимопомощь, поддержка, взаимовыручка, сила воли, твердость убеждений, организованность - необходимые условия в борьбе с социальным злом.

6.Национальная политика Николая I

Серафим Саровский - нравственный идеал.

Что значит быть праведником?

Нравственное совершенствование : почему это сегодня актуально?

Борьба за свободу и независимость предполагает сохранение чести и достоинства.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В

1. Античная цивилизация.

Что значит быть патриотом? Родина (полис) - высшее благо. Нравственные черты гражданина.

Заповеди Моисея - основа гуманности. Терпение и мужество первых христиан. Этика ненасилия.

Безнравственные средства борьбы за власть: жестокость, мстительность, коварство, предательство.

Достоин ли уважения и почитания тот, у кого слово расходится с делом?

Дело церкви - нравственное воспитание паствы.

Воздаяние Бога людям за их добрые поступки. Нравственные страницы Корана.

6.Восточные славяне в древности.

Гостеприимство, благородство, мужество древних славян.

Консолидация русского общества на новой нравственной основе.

Пережитки язычества в нашем поведении.

Совместимы ли борьба за власть и нравственность?

Свобода - одно из главных естественных прав человека.

10.Летописание на Руси.

Нестор - летописец - патриот земли Русской. Сила государства - в единстве.

Эгоизм - плохой советчик в государственных делах.

11.Борьба Руси с монголо - татарским нашествием.

Патриотизм народа в борьбе за независимость страны.

Сочувствие к угнетенным народам.

12.Борьба с агрессией немецких и шведских феодалов.

Мужество, любовь к Родине, точный военный расчет - главные составляющие победы над врагом.

Личные качества А. Невского.

Жажда власти и денег является губительной для человеческой личности.

Церковь и война несовместимы?

14.Москва во главе объединения русских земель.

Подвиг Д. Донского.

Сила государства в нравственном единстве народа.

15.Деятельность Ивана Грозного.

Губительность для государства безнравственного поведения царя.

В чем опасность похолопления общества? Проявление рабской психологии у наших соотечественников.

16.Борьба с иноземными интервентами в 1612 г.

Подвиг К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Что значит чувствовать ответственность и личную причастность к судьбе страны?

Естественные права человека: на жизнь, свободу, собственность.

Уважение прав человека.

Что такое свобода?

Что значит быть свободным?

18.Первые буржуазные революции.

Что лежит в основе поступков человека: страх, вера, осознанность?

Смертная казнь: за или против.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

Каким было положение крепостных крестьян?

Какие чувства испытывает человек, находясь на положении раба?

Какой выход находили крепостные крестьяне, чтобы сохранить свое человеческое достоинство?

2. РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

Учащийся от имени Александра 1 или Николая 1 рассказывает об обстановке, царящей в императорском доме, и повлиявщей на формирование их как личностей.

3. СКАЖИ-КА, ДЕДУШКА.

4. СТРАНИЧКА ИЗ ДНЕВНИКА.

Учащиеся воспроизводят странички из дневника ссыльного декабриста, передавая его чувства и размышления о предназначении элиты общества и ее нравственных качествах.

Смертная казнь: за или против?

Политика и нравственность: совместимы ли данные понятия?

Выбор веры князем Владимиром. Встреча представителей религиозных конфессий.

Суд истории над Иваном Грозным. Может ли цель оправдывать средства? Можно ли, разрушая, созидать?

Описание нравственных переживании участника Польского восстания 1830- 1831 г.г., участника Кавказской войны; солдата, получившего приказ стрелять в приговоренных к смертной казни петрашевцев.

Краткое сочинение по роману Ф. М. Достоевского

Рассказывая историю Родиона Раскольникова, Ф. М. Достоевский хотел пробудить в нас уснувшие нравственные качества, без которых человек становится жалким и несчастным, но не сильным. Ф. М. Достоевский преподает нам уроки нравственности, давно забытые истины.

Главный нравственный урок романа — нельзя ставить себя выше других. Родион Раскольников, главный герой произведения, совершил преступление: он убил старуху-процентщицу и ее сестру, случайно ставшую свидетелем убийства. На этот отчаянный шаг Родиона толкнуло несколько факторов. Первым из них является атмосфера. Ф. М. Достоевский переносит действие романа в Петербург, грязный и душный город. Писатель не любил город на Неве, поэтому считал его идеальным местом для развития событий романа. Жил Раскольников в такой же тесной и серой комнате с низкими потолками. Такая обстановка угнетала юношу, который к тому же подхватил лихорадку. Внешнее состояние города и комнаты словно просочилось в кровь Родиона, заразив губительным вирусом.

Росший в нищете молодой человек ненавидел состоятельных людей, которые считали, что за деньги можно купить все, даже любовь. По этой причине он не любил и Петра Лужина, который сватался к его сестре Дуняше. Студент был вынужден давать уроки, чтобы себя прокормить. Он нуждался в деньгах.

Также на Раскольникова повлияла существующая в мире несправедливость: история Мармеладова, разговор студентов о старухе-процентщице.

То же самое можно сказать и о Лужине. Его теория о том, что каждый должен заботиться лишь о своем счастье и не думать об окружающих. Также он считал, что лучше жениться на бедной, которая всю жизнь будет благодарить за спасение от нищеты и боготворить спасителя. Мечтавший подчинить себе Дуняшу состоятельный мужчина потерпел поражение. Он не только не обрел жену, но и лишился уважения. Его теория тоже не сделала его счастливым.

Кроме этого автор хочет донести до читателя мысль о том, что любое преступление всегда ведет к разрушению личности. Родион не только не получил материального и морального удовлетворения, но и стал нравственным калекой. Без того болезненный и постоянно испытывающий слабость от голода студент стал видеть странные сны, ощущать страх и тревогу. Уверенность и стойкость героя стали рассыпаться под действием угрызений совести. Его душа стала больной подобно телу. Проникший в нее вирус гордыни стал постепенно разрушать хрупкий человеческий организм, изможденный внешне.

Автор дает понять, что противостоять злу нужно силами добра. Только добро может одержать победу над злом. Олицетворением добра в романе является Соня Мармеладова. Девушка получила желтый билет, потому что была вынуждена кормить свою семью: пьяница-отец пропивал каждую копейку, его постоянно выгоняли с работы, больная мачеха не имела возможности работать. Она спасала свою младшую сестру от голодной смерти. Соня пожертвовала собой ради спасения своей семьи. Позднее она стала спасительным якорем и для Родиона. Соня подтолкнула Раскольникова к раскаянию и тем самым спасла его заблудшую душу.

Ф. М. Достоевский преподает читателям еще один урок: нужно уметь раскаиваться. Да, очень трудно признавать свои ошибки, мириться с тем, что ты не прав. Раскольников прошел долгий путь, чтобы совершить раскаяние. Он раскаялся не в момент признания Соне, не в полицейском участке Пороху. Раскаяние к нему приходит после вынесения приговора. Находясь в ссылке, Раскольников долго мучается угрызениями совести. Он даже сожалеет, что рассказал все, что признал свою вину. Но однажды он просыпается другим человеком. Раскаяние приносит Родиону Раскольникову душевное спокойствие. И в этот момент у него под подушкой лежит Библия.

Ф. М. Достоевский показывает нам, что в Раскольникове живут и светлые чувства. Вспомним его в начале романа. Он не может пройти мимо того, кто в нем нуждается. Именно эта черта характера свела Родиона с семьей Мармеладовых. Он с участием выслушивает пьяницу Семена Мармеладова в трактире, искренне сочувствует его горю и навещает его семью. Раскольников жертвует последние деньги, вырученные его матушкой с трудом для любимого сына, вдове Катерине Ивановне. Он не проходит мимо пьяной девушки, чуть не ставшей жертвой насилия. Эти поступки героя учат нас тому, что нужно помогать страдающим, протягивать руку помощи каждому, кто так нуждается в ней.

Соня помогла понять Родиону, что нужно жить по христианским заповедям. Бог всегда благосклонен к тому, кто следует его советам, кто не стыдится просить о помощи, кто готов раскаяться и стать на путь истинный. Нарушивший эти заповеди считается заблудшим. Таким был и Родион. Но Соня смогла спасти его, обратив к Богу. Перед тем, как проводить Раскольникова к следователю, она отдала ему свой кипарисный крест. Кипарисный, то есть простонародный. Тем самым она приблизила его к обыкновенным людям, к Богу.

Хочется верить в то, что эти уроки будут полезны читателям романа, что каждый прочитавший это произведение человек заглянет в свою душу и увидит ее хорошие и плохие стороны. Пусть каждый прислушается к советам великого классика и попытается изменить себя в лучшую сторону.

Читайте также: