Почему левицкий изображает своего героя одетым именно в шлафрок сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Левицкий родился в 1735 году на Украине. Его отец, священник Григорий Левицкий, был весьма образованным человеком, хорошим гравером, он и стал первым учителем сына. Затем начинающий художник прошел ученичество у живописца А. Антропова и вместе с ним выполнял заказы на декоративные росписи.

Достиг совершенства в умении увидеть и передать в портретном образе самые важные черты человека.

В 1770 году на выставке в залах академии Левицкий показал шесть портретов, высоко оцененных современниками. Из трех сохранившихся до наших дней надо выделить принесший автору звание академика портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, проектировавшего прекрасное здание Академии художеств.

Парадный портрет

Левицкий изображает Кокоринова так, как это было принято только для восхваления людей знатных, занимающих высокое положение в обществе: парадно одетым, в окружении предметов, которые говорят об ответственной деятельности их владельца.

Кокоринов с достоинством указывает на лежащий перед ним план Академии художеств – своего главного детища.

Подлинная художественность пронизывает это изображение, начиная от лица, в котором соединены чарующая простота, даже простодушие со скептической усмешкой, со следами усталости, разочарования и даже тяжелого внутреннего раскола, до виртуозно написанной одежды.

Пространственность композиции усиливается поворотом фигуры в ¾, жестом руки, повторением светло-серого цвета: светлыми пятнами ткани, наброшенной на кресло, светлым кафтаном, серо-белой бумагой чертежа на бюро. Колорит построен на оливковых, жемчужных, золотистых, сиреневых оттенках, приведенных в целостность сиреневой дымкой в сочетании с теплым золотом.

С поразительной материальностью, с каким-то чувственным восхищением передает художник богатство предметной фактуры: шелк, мех, шитье, дерево и бронзу. Светотеневые градации очень тонкие, свет то вспыхивает, то погасает, оставляя предметы второго плана в рассеянном освещении. Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом.

В первой половине 1770–х годов уже знаменитому Левицкому были заказаны портреты смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц, которому покровительствовала императрица Екатерина II.

Воспитанницы Смольного демонстрировали свои успехи во время своеобразных концертов, на которых присутствовала петербургская знать и нередко сама Екатерина II. Лучшие участницы выступлений и были моделями Левицкого, создавшего серию из семи больших портретов в рост.

Художник избрал форму парадного портрета, однако по новому осмыслил его: изображено как бы выступление на сцене перед зрителями.

Портреты смолянок объединены принципом театрального преображения модели. И по композиции, и по живописному решению портреты как бы дополняют друг друга. Особенно эта взаимозависимость заметна в группе старших смолянок с портретом Борщовой в центре и портретами сидящих Молчановой и Алымовой по сторонам.

Эти групповые портреты представляют уникальный в русском искусстве XVIII века ансамбль, предназначенный для украшения дворцовых залов.

Необычно применена парадная форма и в портрете П. А. Демидова, созданном в 1773 году. Богатый промышленник изображен в халате и утреннем колпаке, с большой лейкой, в окружении цветочных горшков, луковиц и книг по ботанике. Эти вещи говорят об увлечении садоводством. Однако они имеют и второй, иносказательный смысл, намекая на общественную деятельность Демидова-благотворителя, который был покровителем московского Воспитательного дома.

Его поза – обычная для парадного портрета, но одет он в шлафрок, на голове колпак, опирается он на лейку, весь его вид не соответствует традиционной схеме репрезентативного портрета, а главное, ей не соответствует выражение лица: это не светская маска, на нем нет ни тени самодовольства, сословной горделивости. Глядя на это лицо с грустным, насмешливым, скептическим выражением, начинаешь понимать и его покаянные мысли, и его тайную благотворительность, весь его непростой внутренний мир, который он так тщательно оберегал от посторонних глаз за ширмой чудачеств и экстравагантных поступков.

В портрете Демидова тоже проявляется поразительное чувство формы, пространственной глубины, материальности, но еще более акцентирована пластическая лепка, отсутствуют смягченные контуры, нежная дымка портрета Кокоринова. Жемчужный жилет, панталоны, оторочка халата, белые чулки контрастируют с оранжевым теплого тона халатом: живопись сочная, материальная, плотная, в ней нет никакой жесткости.

Прокофий Акинфиевич Демидов был очень богатым человеком, известным меценатом, но в то же время считался эксцентричным чудаком. О его странностях ходили легенды, сейчас уже невозможно понять, какие из историй были правдивыми, а какие – нет. При всем этом, Демидов был умным человеком с добрым сердцем, он ратовал за всеобщее бессословное образование, нередко жертвовал большие суммы денег на благотворительность.

В своем произведении Кипренскому удалось соединить черты камерного и парадного портрета, передать всю глубину характера своего героя.

В качестве фона живописец выбрал мраморные колонны, задрапированные портьерной тканью – такое художественное решение подчеркивает высокое положение промышленника. А Воспитательный дом на заднем плане изображен не случайно – именно это заведение богач Демидов построил и спонсировал многие годы.

Заданное пафосно-восторженное настроение нарушают кадки с цветами на среднем плане. А на столе, рядом с которым стоит Прокофий Акинфиевич, лежат выкопанные цветочные луковицы и книга с гербарием. Разведение растений и коллекционирование засушенных цветов было любимым хобби богача, именно этому занятию он посвятил душу.

В картине используется еще один намеренный контраст: подчеркнуто-торжественная поза героя, характерная для парадного портрета, сочетается с нелепым домашним костюмом. Вместо мундира с регалиями он одет в атласный домашний жилет и панталоны, на ногах у него чулки и мягкие тапочки. Сверху на плечи небрежно наброшен розовый халат, сложным узлом повязан шарф, а голову венчает ночной колпак изумрудно-зеленого цвета. Одной рукой мужчина опирается на садовую лейку, другой указывает на свои садовые достижения.

Подобная гротескная пародия традиционного портрета была абсолютно в духе мецената. Даже собственное изображение он сумел сделать необычным и эпатирующим.

На лице у Демидова читается недюжинный ум и самоирония. Глаза глядят на зрителей с теплой печалью, словно герой давно познал истинную суть вещей и теперь ко всему на свете относится с глубоким пониманием, без излишней серьезности.

Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. "schlafrock" - "спальный халат"). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов.


Халат Обломова как символ "обломовщины"

Халат Обломова - это символ "обломовщины", скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь:

". сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева. "

". На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.

Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. "

Халат Обломова как двойник героя

Халат Обломова - это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя.

Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. :

". Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. "

Халат Обломова переживает несколько "жизненных" этапов в романе так же, как и сам Обломов. Ниже представлены основные этапы в истории халата (шлафрока)

Халат Обломова в романе "Обломов": этапы жизни

1. Халат Обломова на Гороховой улице

История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят:

". Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова.
– Это не шлафрок, а халат, – сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата. "

Как известно, Обломов не любит перемены. Он привык к своему халату и не готов с ним растаться и замениться на что-то новое.


2. Халат Обломова и отношения с Ольгой Ильинской

Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге.

Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате:

". Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами. "


3. Халат Обломова и отношения с Агафьей Пшеницыной

После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его:

". Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит. "

Жизнь у Агафьи Пшеницыной снова вводит Обломова в привычную лень и апатию. Обломов возвращается к своей старой, ленивой жизни. И конечно, халат Обломова так же возвращается в кго жизнь:

Агафья Пшеницына совсем не против того, чтобы Обломов носил свой старый халат. Напротив, она охотно чинит этот халат, зная, что Обломов им очень дорожит:

". расстилались эти одеяла и халат Ильи Ильича [. ] Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их. "

4. Халат Обломова и последние годы жизни

До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией:

– . что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!
– Привычка, Андрей; жаль расстаться.

Таким образом уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом "обломовщины".

Такова история халата Ильи Обломова в романе "Обломов": описание и роль халата в жизни Обломова.

ОЙ СНЕГ , СНЕЖОК , БЕЛАЯ МЕТЕЛИЦА . Александр Хайков .

Замки Луары: Шатодён, первый из замков Замок Шатодён (Châtea.

Картина Павла Филонова "Формула весны" Павел Николаевич Филонов "Формула весны",1928–1929г. Хол.

-Ссылки

-Музыка

-Видео


Прогулка по Лидскому замку 04.07.2015 --> Смотрели: 90 (57)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

История одного шедевра: Дмитрий Левицкий "Портрет П.А. Демидова"



Портрет П. А. Демидова - Левицкий Дмитрий Григорьевич. 1773. Холст, масло. 166x222,6

Мастер парадного и камерного портрета Д. Г. Левицкий изобразил Прокофия Акинфиевича Демидова (1710-1786), сына уральского горнозаводчика, сподвижника Петра I А. Н. Демидова, благотворителя и мецената, опекуна Московского Воспитательного дома, при котором он основал Коммерческое училище.
За внешней простотой и эксцентричностью скрывался мощный ум Демидова - человека, который ратовал за всеобщее образование, независимое от сословной принадлежности.

Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.

Возможно, что замысел портрета принадлежал самому Демидову. Левицкий ни до, ни после этого произведения никогда не выходил за установленные рамки парадного изображения. Портрет П. А. Демидова служит ярким примером новых изобразительных возможностей, расширяющих рамки портретного жанра.
источник: Арт Энциклопедия

Читайте также: