Пишем сочинение егэ в 11 м классе по тексту а солженицына

Обновлено: 04.07.2024

Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит отрывок из письма Солженицына, упрекавшего композитора в том, что он не участвует в политических событиях, а только занимается музыкой. По мнению писателя, гений не должен стоять в стороне от того, что происходит в стране.

Автор текста, журналист Чернов, доказывает нам, что Солженицын не прав, Ростропович никогда не был сторонним наблюдателем. Он поддержал и самого Солженицына, приютив его у себя, когда тот оказался в опале.

Далее Чернов приводит факты, которые доказывают, что Ростропович хорошо осознавал, что музыка соединяет души людей, потому много ездил по стране и по миру и играл для всех.

Автор вспоминает, какова была реакция людей перед Белым домом в августе 1991 года, когда на баррикадах появился Ростропович. Он не просто вернулся в Россию, а привез свои деньги, на которые был построен госпиталь для детей.

Позиция автора вполне очевидна. Выбранные эпизоды доказывают следующую мысль: музыкант, композитор должен быть творцом, соединителем человеческих душ, и в этом его предназначение.

В заключение я бы хотела добавить, что каждый человек должен осознавать свое предназначение и следовать ему до конца.(272 слова)

Пишем комментарий, приводим два примера из теста

Выявляем авторскую позицию

Мне кажется, что именно в этих горьких восклицаниях и содержится авторское отношение к поставленной проблеме: тоталитарное государство, в котором попираются права человека, - страшное зло, которого быть не должно! С этой точкой зрения невозможно не согласиться, в этом нас убеждает и история, и литература.

Примеры из истории (включи их в сочинение самостоятельно)

4 миллиона крестьян были раскулачены. Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Примеры из литературы

Текст А. Солженицына

(30)Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

(31)- Это сделала все я одна! (32)А на что другое годится голова папаши?

(33)И ее судили. (34)И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. (35)Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось.(36) И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). (37)До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. (38)За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

(39)Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(40)Да здравствует наша веротерпимость!

(41)Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!

(42)Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение в новом формате по исходному тексту А.И.Солженицына об обесценивании жизнь человека в тоталитарном государстве .

Проблема (вопрос, над которым рассуждает автор )

ГУЛАГ — это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного — способность думать, чувствовать, оставаться личностью. Почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве? Над этим важным социально-политическим вопросом заставляет задуматься своих читателей А.И.Солженицын, русский писатель , публицист , общественный и политический деятель.

Комментарий ( оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом)

Первый пример ( это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося)

+ пояснения к примеру

Второй пример + пояснения к примеру

Связь между примерами

Позиция автора

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

По мнению автора, мужеством девочки-подростка, которая сумела противостоять окружающему её злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности – добро, милосердие, справедливость, нельзя не восхищаться.

Моё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обоснование отношения к позиции автора.

Вывод (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? )

В заключение хочется отметить, что Зоя Лещёва совершила человеческий подвиг: смогла противостоять беспощадной тоталитарной системе, подавляющей человека, и сохранила живую душу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 478 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Лексика. Фразеология. Лексикография

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.04.2019 10952
  • DOCX 56.5 кбайт
  • 29 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белая Лидия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужноЧтобы не ошибиться в понимании текст

№ слайда 2

Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужноЧтобы не ошибиться в понимании текста, нужновнимательно прочитать и понять текст, составить его условный план,определить главную мысль каждого абзаца, выявить стиль и тип речи текста.


№ слайда 3


№ слайда 4

Этап 1: ( чтение и составление плана)Этап 1: ( чтение и составление плана) План.

№ слайда 5


№ слайда 6

Этап 2. Формулировка проблемыПроблема – это сложный вопрос, требующий изучения,

№ слайда 7

Этап 2. Формулировка проблемыПроблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь)Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и по которой делает определенные выводы.

Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой ид

№ слайда 8

Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.


№ слайда 9

Типовые конструкцииАвтор поднимает проблему…Автор затрагивает очень важную пробл

№ слайда 11

Типовые конструкцииАвтор поднимает проблему…Автор затрагивает очень важную проблему…Автора текста волнует проблема…Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..Текст … заставил меня задуматься над проблемой…Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение(1-2 предложения)


№ слайда 12

Определите проблематику текста. Определите проблематику текста. Какими двумя спо

№ слайда 13

Определите проблематику текста. Определите проблематику текста. Какими двумя способами это можносформулировать проблему?1.В виде риторического вопроса: Нужны ли в нашей жизни праведники?2.В виде повествовательного предложения: А. И. Солженицын затрагивает проблемуправедничества; роли чистых, праведных людей внашей жизни.


№ слайда 14


№ слайда 15

Это не пересказ текста! Толкование, пояснительныеЭто не пересказ текста! Толкова

№ слайда 16

КомментарийТекстуальный

№ слайда 17

Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отв

№ слайда 18

Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы:Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?

Пример текстуального комментария Проблему праведничества автор раскрывает на при

№ слайда 19

Пример текстуального комментария Проблему праведничества автор раскрывает на примережизни простой русской женщины крестьянки Матрёны.Писатель обращает внимание читателя на то, что Матрёнучасто вспоминают после её смерти, хотя отзываются о нейнеодобрительно. Автор отмечает, что образ жизни героиниотличается от привычного жизненного уклада. Солженицын,описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовныекачества и мелочность окружающих. Писатель сопоставляетМатрёну с жителями села и отмечает, что она была вомного раз богаче духовно чем ее золовка, муж, односельчане,которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она былабескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочьлюдям.

Концептуальный комментарийУчащийся, опираясь на понимание проблемы исходноготекс

№ слайда 20

Речевые клишеНесомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затрон

№ слайда 21

Речевые клишеНесомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…

Типичные ошибкиКомментарий отсутствует.Прокомментирована проблема, имеющаяся в т

№ слайда 22

Типичные ошибкиКомментарий отсутствует.Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.Комментарий заменяется пересказом.Комментарий заменяется перечнем проблем.

1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?1.Какие стили речи мы знаем, как разл

№ слайда 23

1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?

Вывод: Стиль художественный, а значит, позицияавтора выявлена нечётко, через под

№ слайда 24

Вывод: Стиль художественный, а значит, позицияавтора выявлена нечётко, через подтекст,художественные образы, портрет, пейзаж,поступки и диалоги героев. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА:Задание: Определите типы текста,представленные в отрывке.


№ слайда 25

Вывод:Вывод: в отрывке преимущественно используется описание и рассуждение; авто

№ слайда 26


№ слайда 27


№ слайда 28

Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания част

№ слайда 29

Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С) Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С)1.Проблема сформулирована : К12.Её прокомментировали : К23.Позицию автора выявили: К3


№ слайда 30


№ слайда 31


№ слайда 32

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

№ слайда 33

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

№ слайда 34

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проб

№ слайда 35

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.Комментарий к сформулированной проблеме текста.Формулировка позиции автора по прокомментированной проблемеАргументация собственного мнения по проблеме: 1) Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод.ЗаключениеОбрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимумдолжно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пунктыаргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если нарушеноабзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5

.ЭТАП 7: ЗАКЛЮЧЕНИЕ а) концовка-вывод (с

№ слайда 36


№ слайда 37

Заключительный этап:Заключительный этап:Сколько абзацев получилось в сочинении?К

№ слайда 38

Заключительный этап:Заключительный этап:Сколько абзацев получилось в сочинении?Какие состоят из одного предложения? Достаточно ли этого?Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)

Вступление (1-2 предложения) Задачи:вступить в контакт с читателем;подготовить е

№ слайда 39

Домашнее задание:Домашнее задание:Написать сочинение, используя материал урока

№ слайда 40

Домашнее задание:Домашнее задание:Написать сочинение, используя материал урока


№ слайда 41

Читайте также: