Переписать сочинение в тетрадь по развитию речи

Обновлено: 02.07.2024

Согласно В.В. Виноградову, речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. Человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь как психический процесс, по определению Рубинштейна С. Л., это деятельность общения посредством языка. Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения.

Развитие речи учеников – это процесс освоения речи: ее восприятие, способы выражения мыслей посредством языка и речевых механизмов.

Основные условие для успешного развития речи учеников в начальных классах: дети должны испытывать потребность в общении; должна быть развитая речевая среда, которая бы питала формирующуюся речь школьника, изучающего языковые средства; должен использоваться значимый материал, составляющий содержание речи; нужно овладеть теоретическими знаниями о закономерностях языка; нужно постоянно корректировать речь, подчинять ее изучаемым правилам, приобретать культуру речи.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Система речевого развития подразумевает использование речевых ситуаций, организацию речевой среды, проведение словарной работы, использование синтаксических упражнений, организацию работы с текстами, интонациями, исправления и совершенствование речевой компетенции.

Все это базируется на правилах лексики и грамматики, стилистики, фонетики, а также на принципах словообразования. Работа проводится также в соответствии с теорией речи и текста. Она не изучается в школу, но при этом является основой для методики развития речи учеников.

Сочинение как средство развития речи

Речь младших школьников можно развивать в процессе написания сочинений.

Уже с первого класса дети работают над сочинениями. Сначала они оформляются в виде небольших устных высказываний. Затем они перерастают в форму ярких эмоциональных рассказов. Постепенно сочинение превращается в настоящую интеллектуальную работу. Сочинение формирует интеллектуальные способности, учит контролировать эмоции, приучает школьников оценивать пережитое и размышлять над ним, формирует наблюдательность, учит делать выводы, сравнивать.

Сочинения дают возможность детям более глубоко осознавать собственные чувства, побуждения.

Сочинения классифицируют на разные параметры. В зависимости от источника, можно поделить на те, которые составляются об увиденном, пережитом, об услышанном. Также бывают те, которые основаны на книгах, фильмах или картинах. Еще одна группа – это те, что включают в себя разные источники. И последняя группа – это сочинения, написанные на основе воображения учеников.

Если говорить о самостоятельности или несамостоятельности, то можно выделить коллективные сочинения, на общую для всего класса тему и индивидуальные.

Если говорить о жанровой принадлежности, то сочинения могут принимать форму рассуждения, описания или повествования. В начальной школе редко сочинения принимают вид повествования или другого жанра в чистом виде. Обычно школьники пишут в смешанном жанре.

  1. Повествование характеризуется тем, что описываемые в нем события протекают последовательно и связаны между собой. Эти сочинения обладают сюжетом, они похожи на рассказы. Повествование – это наиболее живой, подвижный жанр для сочинений.
  2. Описание характеризуется в том, что можно указывать признаки явлений и предметов. Цель описания — предоставить ребенку наиболее полные и точные сведения о предметах. Элементы описания обычно встречаются в текстах повествовательного типа.
  3. Рассуждения – это связное повествование, которое использует различные приемы доказательства чего-либо: сопоставления, суждения, наглядные примеры, выводы.

Если говорить о стиле, то сочинения могут быть деловыми и образными. Образными обычно являются рассказы о произошедших событиях и описания красивой природы. Деловые – это наблюдения, отчеты и планы, описания дел, объявления, задачи по математике и т.п.

Сочинения также можно классифицировать по темам. Это могут быть следующие тематики: описание природы России; трудовая деятельность; профессии для города и деревни и т.п.

Также сочинения могут принимать форму письменных и устных. Они могут быть домашними, классными или смешанного типа.

Если говорить о целях проведения, то сочинения могут быть контрольными или обучающими.

Первое, что делает при подготовке преподаватель – это определяет тему. Тема – это предмет, обозначающий то, о чем пойдет речь. Тема позволяет отобрать материал, найти подходящие признаки и факты, а также явления, которые отражаются в сочинении.

От того, как тема будет сформулирована педагогом, как школьники ее понимают, зависит полнота ее раскрытия в тексте. Тема неразрывно связана с идеей. Идея – это мысль автора, которая выражается в художественных образах.

Детям нравятся образные и яркие заглавия. Ведь понимание темы часто зависит от того, как ее преподнести: сухо или эмоционально, художественно или лаконично.

Если во время работы над сочинением дети не только выполняют задание педагога, а испытывают более глубокие и серьезные побуждения – стремятся о чем-то рассказать, то это будет побуждать их к творчеству. В таких работах обязательно будет место идейному содержанию, которое непрерывно сливается с темой.

Но если ученики пишут на слишком широкую тему, они могут потеряться и не раскроют ее достаточно глубоко и определенно. Они могут описывать конкретные детали, слабо их связывая между собой.

Поверхностное раскрытие темы – это один из распространенных недостатков сочинений детей. Но он не единственный. Дети не всегда способны обнаружить границы темы. Они могут писать обо всем, что хоть как-то напоминает указанную тему. Другими словами, они недостаточно точно понимают суть темы.

Работая над сочинением или рассказом, дети могут использовать один из двух подходов: от материала к теме, от темы через наблюдения к материалу.

Чтобы ученики развивались гармонично, они должны использовать оба способа. В первом случае педагог помогает детям готовиться, иногда долгое время. Учит их наблюдать, копить факты и материал, обдумывать его. Подобным образом сочинения пишутся о прогулках и походах, когда дети описывают пережитое или увиденное.

В других случаях детям предлагают тему, начинается работа над планом подготовки к ее описанию. Дети накапливают материал, отбирают наиболее важные его компоненты, систематизируют данные. После этого пишется текст.

Некоторые темы подразумевают использование двух вариантов работы.

  1. Первое условие для написания хорошего сочинения – это грамотная организация работы над темой, понимание этой темы и ее раскрытие.
  2. Следующий шаг в работе над сочинением – это составление плана. План – это обязательная часть работы как над устными, так и над письменными сочинениями. Любое речевое высказывание основано на плане. Это своего рода каркас или проект сочинения. План может принимать форму устного, письменного или даже картинного.

Обучение работе с текстом по возрастам

В первом классе функцию плана выполняют вопросы преподавателя. Дети просто на них отвечают, составляя связанные по смыслу предложения. Во втором классе школьники с помощью вопросов учителя составляют план.

В третьем классе они начинают работать коллективно, опираясь на составленный или самостоятельный план.

В четвертом классе дети самостоятельно составляют план на заданную тему.

План рекомендуется делать из трех – пяти пунктов. Дошкольники должны сами составлять планы – готовые им не выдаются. Иначе это будет препятствовать развитию мышления. Обычно план составляют перед написанием сочинения. Но иногда его можно составить и заранее. Например, если подразумевается длительная подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать.

Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения по картинкам должен составляться перед тем, как он будет написан. Даже перед тем, как будет рассмотрена картина. Могут быть два варианта: план по рассмотрению картины и план рассказа, основанного на сюжете картины.

План сочинений об экскурсиях составляют на основе того, как проходила сама экскурсия или по плану наблюдений. План можно уточнять перед тем, как дети приступят к написанию работы.

Накопление материала – это еще одна подготовительная ступень к работе над сочинением. Нужно различать два способа накопления и канала: общее развитие, эрудиция, более широкий круг компетенций и процесс целенаправленного сбора или отбора материала. Также сюда включается накопление материала, подчинение его конкретной цели, определенной теме выступления или сочинения.

Первый вариант более непрерывный и постоянный. Второй протекает достаточно быстро, иногда задолго до процесса написания сочинения и даже еще до выбора конечной темы. Подготавливаясь к теме перелетных птиц, сложно ограничиться во времени.

А чтобы подготовиться к теме погоды в феврале, нужно хотя бы месяц подготовки. Детей водят в музеи и на выставки, изучение материалов продолжается на основании разных материалов: каталогов, проспектов и альбомов. Часто проводятся обсуждения и дискуссии. Дети долго время проводят наблюдение и исследование.

Материалы для будущих сочинений не только накапливают в сознании детей, но и записывают в виде заметов, зарисовывают и составляют из него словарики, подбирают опорные слова. Продолжительность сбора такого материала значительно больше, чем время для выступления или для написания текстов.

Сбор материалов заканчивается систематизацией и выделением главных аспектов, что должно использоваться обязательно с отсечением второстепенных и лишних деталей. Параллельно со сбором этого материала, с его расположением можно подготовиться. Это включает в себя подготовку словаря, запоминание правописания отдельных слов, составление словосочетаний или отдельных предложений, а также текстовых фрагментов.

Естественно, что во время подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, что проявляется в индивидуальности всех учеников, в их интересах, в одаренностях и способностях.

Кульминация работы – это процесс написания сочинения. Во 2 классе процессу уделяется целый урок. В третьем классе для сочинения уделяется урок и еще 20 минут следующего занятия.

Этапы работы с текстом

Обычно подготовка к сочинению и сам процесс по написанию занимает больше времени, чем другие виды работ. Накопление материала на тему проведенной экскурсии проводится задолго до самого написания.

За явлениями природы наблюдения проводятся в течение недели или даже месяца. Картину обычно рассматривают непосредственно перед написанием сочинения. Иногда план составляется заблаговременно, поэтому урок по написанию текста рассматривается, как итоговое занятие всей проведенной работы.

Если к сочинению долго готовились, то процесс построение урока во многом определяется процессом подготовки. Можно выделить некоторые главные этапы уроков письма сочинения:

  1. Обозначение темы, его задач, обсуждение этого с учениками.
  2. Беседа, с помощью которой материал упорядочивается.
  3. Составление плана.
  4. Подготовка к написанию текста: дети составляют отдельные словосочетания, фрагменты текста.
  5. Подготовка к орфографически грамотному написанию сложных слов.
  6. Написание.
  7. Самопроверка, исправление ошибок.

Развивать речь детей младшего школьного возраста во время занятий по русскому языку при работе с сочинением можно, используя три группы методов: имитация, коммуникации и конструирование. Все эти группы можно сочетать в работе педагога и учащихся.

Они хорошо друг друга дополняют. В целом они позволяют создать основу для системы развития речи учеников, которая прочно связана с обучением русскому языку, литературе, риторике и помогает вести активную социальную деятельность ученикам.

Дети выбирают слова и другие языковые средства, моделируют образцовые текст, создают на основе этих моделей предложения и текст, обобщают правила и даже занимаются творчеством – пересказывают и письменно излагают, стараясь творчески дополнять и изменять, инсценировать и драматизировать.

Обучение по образцу подразумевает использование широкого набора типов и приемов ученических работ: это множество типов пересказа прочитанного, это письменные изложения разных типов: с использованием языкового разбора текста, с иллюстрированием и жанровым изменением.

Методы по образцу включают в себя и более мелки упражнения частного характера: дети составляют предложения или элементы текста по модели или типу данного. Они отрабатывают правильное произношение, учатся применять паузы и интонацию, учатся пользоваться ударением по образцу учителя.

Также они учатся понимать замысел автора – писателя, основываясь на артистическом исполнении разных рассказов и письменных сочинений, учитывая прочитанное.

Они учатся использовать в рассказе стилистику, содержание и композицию. Знакомятся с этими особенностями для других жанров: для очерка, для отзыва, для газетной заметки, для характеристики. Также они учатся составлять деловые бумаги: писать заявления и объявления, деловые письма и телеграммы.

Методы обучения сочинительству

В начальных классах часто используют имитационные методы. Но этого недостаточно: ведь работа с образцами помогает лишь подготовить учеников к следующим методам речевого развития.

Методы коммуникации основаны на теории речевой деятельности, например на анализе речевых актов: при этом учитывается каждая ступень: ситуативная ступень, мотивация, восприятие речи слушающим, обратная с ним связь.

Эти методы подразумевают использование разных приемов и обучающих средств, а также типов упражнений. Педагог создает речевые ситуации или выбирает их из жизненного потока. Он устраивает ролевые игры, организует трудовую деятельность, проводит экскурсии и походы, организует наблюдения за картинами.

Также широко используются и другие способы накапливать впечатления и материал. Сюда можно включить любой тип деятельности, которые вызывает у ребенка потребность к высказыванию. Это же относится и к ведению записей в дневниках, рисование, создание воображаемых сказочных сюжетов, выбор разных жанров работы: выступления по радио, доклады, ведение телепередач, рекламная деятельность.

Коммуникативные умения и навыки

Эта методика подразумевает, что ученики должны обладать целой системой умений, которые реализуются в разного рода устных и письменных речевых упражнениях. Сюда включаются семь групп таких навыков:

  • навыки, которые связаны с темой, с ее пониманием и нахождением для нее границ;
  • навыки подчинять свои сочинения конкретному замыслу, способные выражать в них свою мысль, эмоции, отношения;
  • навык собирать, накапливать материал, находить в нем главное и второстепенное, учитывая тему и замысел;
  • способность систематизировать материал, составлять по нему план, использовать композицию;
  • способность подготавливать текст: подбирать слова в соответствии с темой, использовать нужные сочетания, фразы, подготавливать фрагменты текста в устном варианте;
  • способность составлять текст в устной речи: импровизировать, а в письменной – писать без грамматических ошибок, правильно располагать текст на листе и делить его на отдельные абзацы;
  • способность совершенствовать, исправлять написанное, осуществлять редакцию, проверять на орфографические ошибки.

Конструирование текста

Конструирование – это метод синтетического характера. Он работает в связи с первыми двумя. При обучении детей по образцам, проводится анализ и моделирование.

В последствии ученики начинают конструировать собственные тексты, опираясь на эти модели. Конструирование также имеет прочную связь и с коммуникативным методом. Ведь он позволяет обеспечить мотивацию в речи, делает ее действенной, определяет личностные и социальные функции речи.

Конструирование текста подразумевает использование большого набора типов речевых упражнений, приемов. Многие из них обладают подготовительной и вспомогательной функцией: они внедряются в подготовительный процесс речевых упражнений на всех их этапах.

Эта работа со словами и словосочетаниями носит логический характер. Ребенок должен оперировать с понятиями, строить их определения, сравнивать разные предметы или природные явления, учитывая их признаки.

Также дети моделируют структуру текста, подчиняют собственный текст этой модели. Они способны его редактировать, отрабатывая типы связи в нем. Они учатся составлять тексты разной смысловой функциональной модели и разных жанров.

В следующей статье рассмотрим педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.

Составление текста сказки по данному началу, коллективно составленному плану и опорным словам. Развитие творческих способностей, связной устной и письменной речи, умения фантазировать и выразительного чтения. Формирование положительной мотивации учения.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 07.06.2016
Размер файла 1,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНСПЕКТ УРОКА

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ

Тип урока: Развитие речи

Цель урока: Дать представление о составных частях текста.

Задачи урока:

Образовательные: Научить составлять текст сказки по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

Развивающие: Развивать творческие способности, связную устную и письменную речь, умение фантазировать.

Воспитывающие: Формировать положительную мотивацию учения.

Место проведения:

Время проведения:

Оборудование: Раздаточные карточки, портреты писателей, выставка книг, картинки.

Преподаватель: Новикова А.Н.

Ход урока

Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение: (карточки)

Из чего вы сделаны?

Может, вас, облака,

Сделали из молока?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

Нет, мы дождевые.

Нет, мы снеговые.

Если летом мы плывем,

То с собой грозу несем.

Если мы плывем зимою,

То пургу несем с собою,

Подготовимся читать стихотворение выразительно. Каким тоном будем читать первую часть стихотворения? (Вопросительным).

Как будем задавать вопросы: грустно или весело, насмешливо?

Прочитайте выразительно первую часть стихотворения.

Прочитайте вторую часть.

Прочитайте выразительно все стихотворение.

Постановка творческой задачи. Накопление материала к сочинению.

Вначале поговорим о сказках. Какие сказки вы знаете? ытовые, о животных, волшебные.)

Игра: Узнай сказку по иллюстрации

Кто написал эту сказку? (ответы детей К.И.Чуковский)

Вывод: (У сказки есть автор. Такие сказки называются- литературными.

Каких писателей-сказочников вы знаете? (Пушкин А.С. ,Толстой Л.Н…)

Из скольких частей состоит сказка? (из трех: зачин, основная часть, концовка)

В первой мы расскажем, как Тучка появилась в небе, во второй - как вы думаете о чем? (о ее путешествии), а в третьей? (о том, как она вернулась в свой домик.)

Давайте обсудим содержание каждой части, озаглавим её, подберем опорные слова. текст сказка речь учение

Часть первая: Мы уже говорили, что тучки состоят из капелек или снежинок.

Наша Тучка зимняя, в ней живут мохнатые снежинки.

Давайте обсудим, как появилась Тучка на небе. Я начну сочинять, а вы мне помогайте.

Высоко - высоко в небе, на вершине самой высокой горы стоял Тучкин домик.

Какой он? Опишите его. (Сказочный, голубой, ледяной, украшении причудливыми ледяными и снежными узорами.)

В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу. Как они превратились в Тучку? (Они взялись за руки, укутались волшебным голубым покрывалом и стали маленькой Тучкой.)

Как нам озаглавить первую часть сказки? (Рождение Тучки. Как снежинки стали Тучкой.)

Назовите опорные слова для этой части сказки. Вершина горы, Тучкин домик, ледяной, украшен узорами, мохнатые снежинки, веселились, танцевали, волшебное голубое покрывало.

Вторая часть:

О чем можно рассказать в этой части? (о приключениях и волшебных превращениях Тучки.)

Какие же приключения могли произойти с нашей Тучкой?

Продолжите. Она медленно плыла по небу и вдруг увидела……(растение, животное, ребят…)

Давайте выберем деревце. Например, это.

Какое это деревце дрожит на ветру? (Осинка.)

Да, это тоненькая, нежная осинка. Почему ей так холодно? ( Все деревья укутаны белым снежным покрывалом, а осинка на поляне открыта всем ветрам)

Что сделала наша Тучка? (Приоткрыла своё волшебное покрывало, и снежинки просыпались прямо на осинку, укутали ее.)

Как изменилась наша Тучка? (Она посветлела от этого доброго дела и стала немножко тоньше.)

Какие ещё приключения могли произойти с Тучкой? (Может встретить кого - то на своем пути, например: животных, ребят.)

А как вы думаете, кто ещё мерзнет в лесу? (Зайчик).

Как Тучка согрела Зайчика? (Может превратиться в кого то и поиграть с ним.)

В кого она превратилась? (например в лошадку)

Как они играли с Зайчиком? (ответы детей)

Как нам озаглавить вторую часть? (Тучка путешествует.)

Опорные слова к этой части сказки мы записывать не будем. Каждый из вас сочинит ее по - своему. Придумывайте сами, какие приключения произошли с Тучкой.

Третья часть:

О чем мы расскажем в этой части? (О том, как Тучка возвратилась домой.)

Когда Тучка решила возвратиться домой? (Вечером, когда солнышко село и стало темнеть.)

Как она возвратилась? Кто ей был очень рад?

Как мы закончим нашу сказку? ( Так закончилась эта удивительная история.)

Как озаглавим эту часть сказки? (Возвращение домой.)

Запишите опорные слова для этой части: вечер, смеркалось, устала, наигралась, соскучилась, встречали, удивительная история.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

Проверка творческих работ.

Итог урока.

Какие бывают сказки?

Ваша сказка литературная или народная?

Понравилось вам быть сказочниками?

Домашнее задание:

Переписать сочинение в тетрадь по развитию речи.

Подобные документы

Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. Сказка как жанр художественной литературы. Основные функции и виды речи. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. Исследование влияния сказки на особенности связной речи детей 4-5 лет.

дипломная работа [145,4 K], добавлен 22.10.2009

Понятие о сказке и их классификация. Сказки о животных. Волшебные и смешанные сказки. Методы и формы работы над сказкой. Раскрытие смысла понятий "любить сказку" и "знать сказку". Умения при работе над сказкой. Характеристика приема: сочинение сказки.

реферат [20,6 K], добавлен 22.07.2008

Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

реферат [28,1 K], добавлен 12.10.2008

Теоретические проблемы состояния связной письменной речи у учащихся, современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе. Экспериментальное исследование и коррекция связной речи, система коррекционной работы с учащимися.

дипломная работа [312,3 K], добавлен 02.08.2010

Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

аттестационная работа [405,8 K], добавлен 09.01.2011


СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.

Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ :

Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом, но кратко.

Заголовок – окошко для взгляда вперёд.

Посмотри и подумай: что тебя ждёт?

Заголовок – это не просто слова:

Эти слова – всему голова.

(С.Бондаренко)

Нужно постараться подобрать к сочинению эпиграф.

ЭПИГРАФ - это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО . Начать вступление можно по-разному: С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?) С определения (Дружба – это…) С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ

Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий.

Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО .

Начать вступление можно по-разному:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль.

Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА:

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ

СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ

  • Почему это есть?
  • Почему это произошло, случилось?
  • Почему так?

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ Вступление. Тезис ( то, о чём хочешь рассказать ). Аргументы ( доказательство тезиса ): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты. Выводы.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

СОЧИНЕНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ

СЮЖЕТ это последовательность развития действия, ход событий КУЛЬМИНАЦИЯ (самый напряженный момент) КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ (развязка) НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ (завязка) ВСТУПЛЕНИЕ (место, время действия)

это последовательность развития действия, ход событий

КУЛЬМИНАЦИЯ

(самый напряженный момент)

КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ

НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ

(место, время действия)

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ Вступление. Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков). Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия. Заключение (развязка).

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ

  • Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.
  • Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
  • Следи за правильным употреблением слов.
  • Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
  • Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
  • Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения.
  • Учись заменять слова синонимами.
  • Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.
  • Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов.
  • Старайся не употреблять слов – паразитов.
  • Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
  • Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.

Теперь ты знаешь, как правильно писать сочинение. Удачи!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Цели урока:
1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания
по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему "Осень".
3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли;

анализировать, де­лать выводы, сравнивать;

воспринимать прекрасное и реагировать на него.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадку, напишите отгадку.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

— Какая орфограмма в слове?

— Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?.

— Отгадайте еще одну загадку.

Тебя с ног сбивает.

Да не видишь его.

— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?.

2. Предупредительный диктант

Безударная гласная О, которую нужно запомнить.

Яб­локо (какое?) спелое, кислое, наливное.

Холодный, ласковый, морской.

Они уточняют, описывают предметы.

осмысление необходимости бережного отношения к учебной литературе

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

III. Самоопределение к деятельности

— Какое сейчас время года?

— Скажите, осень какая?

— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?

— Нравится ли вам золотая осень? Почему?

— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

— Что вы представили, когда слушали стихи?

— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

IV. Физминутка

V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).

~ Что нам поможет написать сочинение об осени?

— Что такое репродукция?


Работа по картине "Золотая осень" - под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова.
· Ваши впечатления от представленных картин?
· Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие?
· Какие краски здесь преобладают?
4. Рассказ о художнике.

Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.
Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.
В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.
Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891".
Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.
Работа по картине.

- Ребята, что стоит справой стороны в густой траве?

- По высоте, какие это деревья?

- Какого цвета листья?

- Какие ещё цвета выделяются на деревьях?

- У какого дерева оранжевые листья?

- Как склонились ветки?

- Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой

поднимаются побеги, которые начинают желтеть.

- Что такое побеги?

- Ребята, что мы видим слева?

- Что мы видим за тропинкой?

- Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята, этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть еще дыхание жизни.


5. Собирание рабочих материалов.
· Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,
праздничная

Сказочный, необычный, похож на сказку,
таинственный, загадочный, терем

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,
золотой водопад

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев,
неповторимый узор

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана
опавшими листьями

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие
вертихвостки с черной головой

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты
светло-желтыми листьями

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и
уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна
сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи
пробиваются до самой травы

Радостное, праздничное, восторженное

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске:
1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…
2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…
3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…

— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?

— Объясните значение слова причудливые.

- Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, вы­слушайте его замечания.

— Кто хочет прочитать свое сочинение?

Читайте также: