Сочинение сказки с элементами диалога белки 5 класс родной язык

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Сочинение сказки. Конкурс на лучшего сказочника.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки составления текста-сказки.

Объявляется тема и цель урока.

Повторение изученного о сказках.

Назвать действия, повторяющиеся в сказке, и указать, сколько раз они повторяются и с какой целью?

Тройное повторение придает событию особую выразительность, заставляет обратить внимание на героя, его действия. Учитель сообщает, что такое повторение действия называется троекратным.

Языковые особенности сказки: употребление слов с ласкательным и уменьшительным значением (бедненькая, веселенькая, хорошенькая, поджала ножки, уселась в шубочке, сундучок), которые подчеркивают сочувствие рассказчика к падчерице.

Сказки создаются с древних времен, они передаются устно от одного человека к другому. История знает много

талантливых сказочников и сказочниц. В большинстве своем – это няни, матери, бабушки. Выдающейся сказочницей была няня А.С.Пушкина Арина Родионовна, бабушка А.М.Горького Акулина Ивановна. Сочиняют сказки и дети.

3. Запись плана упрощенной структуры сказки.

а) герою нанесен вред, он решает бороться;

б) герой встречает помощника (или помощников), своими добрыми делами заслуживает обещания помочь ему в трудную минуту или получает волшебное средство, без которого нельзя победить врага;

в) герой вступает в поединок с врагом и побеждает.

3.Заключительная часть: победа добра над злом.

Не следует забывать о том, что не всегда встречаются все составные элементы в одной сказке.

4. Самостоятельная работа учащихся с черновиками. Сочинение сказки.

5. Домашнее задание: закончить сказку.

Сказки, составленные учениками.

Сказка про ленивого муравьишку

В некотором лесном царстве, под большой сосной, на опушке леса была большая муравьиная куча. Там жили трудолюбивые муравьи, а среди них жил ленивый муравьишка.

Однажды утром, когда все трудились, ленивый муравьишка убежал в лес. Бежит он, напевая веселую песенку, убегает все дальше и дальше.

Вот и наступил вечер. Муравьишка продрог, замочил лапки и собрался идти домой. Оглянулся кругом, а куда идти – не знает. Горько заплакал он и сел на пенек.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

С тех пор стал он жить-поживать и вместе со всеми трудиться.

Сказка про зайку-Всезнайку

Жили-были зайки в одном лесу. Жили-поживали и горя не знали. Но вот пришла беда. Повадился ходить к зайкам в лес волк, серый разбойник.

Волк сел на обрывистый берег реки и ждет, когда зайка спрячется. А зайка подкрался сзади к волку и столкнул его в речку.

С тех пор стали зайки жить-поживать, горя не знать и зайку-Всезнайку уважать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Сочинение сказки. Конкурс на лучшего сказочника.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки составления текста-сказки.

Объявляется тема и цель урока.

Повторение изученного о сказках.

Назвать действия, повторяющиеся в сказке, и указать, сколько раз они повторяются и с какой целью?

Тройное повторение придает событию особую выразительность, заставляет обратить внимание на героя, его действия. Учитель сообщает, что такое повторение действия называется троекратным.

Языковые особенности сказки: употребление слов с ласкательным и уменьшительным значением (бедненькая, веселенькая, хорошенькая, поджала ножки, уселась в шубочке, сундучок), которые подчеркивают сочувствие рассказчика к падчерице.

Сказки создаются с древних времен, они передаются устно от одного человека к другому. История знает много

талантливых сказочников и сказочниц. В большинстве своем – это няни, матери, бабушки. Выдающейся сказочницей была няня А.С.Пушкина Арина Родионовна, бабушка А.М.Горького Акулина Ивановна. Сочиняют сказки и дети.

3. Запись плана упрощенной структуры сказки.

а) герою нанесен вред, он решает бороться;

б) герой встречает помощника (или помощников), своими добрыми делами заслуживает обещания помочь ему в трудную минуту или получает волшебное средство, без которого нельзя победить врага;

в) герой вступает в поединок с врагом и побеждает.

3.Заключительная часть: победа добра над злом.

Не следует забывать о том, что не всегда встречаются все составные элементы в одной сказке.

4. Самостоятельная работа учащихся с черновиками. Сочинение сказки.

5. Домашнее задание: закончить сказку.

Сказки, составленные учениками.

Сказка про ленивого муравьишку

В некотором лесном царстве, под большой сосной, на опушке леса была большая муравьиная куча. Там жили трудолюбивые муравьи, а среди них жил ленивый муравьишка.

Однажды утром, когда все трудились, ленивый муравьишка убежал в лес. Бежит он, напевая веселую песенку, убегает все дальше и дальше.

Вот и наступил вечер. Муравьишка продрог, замочил лапки и собрался идти домой. Оглянулся кругом, а куда идти – не знает. Горько заплакал он и сел на пенек.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

С тех пор стал он жить-поживать и вместе со всеми трудиться.

Сказка про зайку-Всезнайку

Жили-были зайки в одном лесу. Жили-поживали и горя не знали. Но вот пришла беда. Повадился ходить к зайкам в лес волк, серый разбойник.

Волк сел на обрывистый берег реки и ждет, когда зайка спрячется. А зайка подкрался сзади к волку и столкнул его в речку.

С тех пор стали зайки жить-поживать, горя не знать и зайку-Всезнайку уважать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему герою придётся покинуть дом? В чём состоит недостача или беда?

Как герой попадёт в тридесятое царство?

Какие трудности ждут героя? Встреча с какими персонажами?

Кто будет помогать герою?

Какие волшебные средства и от кого он получит?

Композиция волшебной сказки

а) зачин

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

б) концовка сказки

А мне – бубликов связку,

В крашеной чашке,

Да горячий пирожок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

И стали они в добре поживать, лиха не знать.

И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

- …и теперь живёт, хлеб жуёт.

б) элементы композиции волшебной сказки

Предписание или запрет.

Вредительство или недостача

Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом)

Указание ложного героя. Наказание его.

Счастливый конец. (свадьба)

Языковые особенности сказки

Постоянные формулы (см. учебник)

Слова – обращения к героине:

– Лебёдушка моя белая.

Обращения к герою:

Постоянные эпитеты.

Лес (дремучий).

Дуб (могучий).

Море (синее).

Солнце (красное.)

Стрелы (острые).

Ориентировочная тематика сказки:

приключения на каникулах или во время путешествия;

взаимоотношения в семье;

человек - общество, природа ;

основные жизненные ценности.

Р.Р.Сочинение - составление сказки

учить школьников составлять собственную сказку, проверить приобретенные их знания о волшебной сказке как литературном жанре, особенности ее композиции и художественного стиля;

развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдение;

воспитывать уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают особенности волшебной сказки;

Знают и определяют композиционные части волшебной сказки

Могут сочинить сказку

Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

Рабочие тетради, РМ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

Одновременно произносят пожелания классу так, чтобы услышал сосед

Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний

Диалог учителя с учениками

-Давайте вспомним, что же такое сказка?

-Как называются сказки придуманные народом, и у которых нет автора?

-А как называются сказки, которые сочинили писатели-сказочники?

-На какие три группы можно разделить сказки?

-Вспомним признаки волшебной сказки. (существуют два мира; мотив пути, в ходе которого герой проходит испытания; волшебный помощник; в дар получает волшебный предмет; мотив временной смерти; особый язык сказки и т.д.)

отвечают на вопросы

тему урока. Совместное целеполагание.

Вступительное слово учителя

Любите ли вы слушать, когда взрослые рассказывают вам сказки? Рассказывать сказку интересно, но совсем не просто. Сегодня мы будем сочинять волшебную сказку. Сочиняя сказку, необходимо сохранить общую канву народной волшебной сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему герою придётся покинуть дом? В чём состоит недостача или беда?

Как герой попадёт в тридесятое царство?

Какие трудности ждут героя? Встреча с какими персонажами?

Кто будет помогать герою?

Какие волшебные средства и от кого он получит?

Композиция волшебной сказки

а) зачин

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

б) концовка сказки

А мне – бубликов связку,

В крашеной чашке,

Да горячий пирожок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

И стали они в добре поживать, лиха не знать.

И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

- …и теперь живёт, хлеб жуёт.

б) элементы композиции волшебной сказки

Предписание или запрет.

Вредительство или недостача

Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом)

Указание ложного героя. Наказание его.

Счастливый конец. (свадьба)

Языковые особенности сказки

Постоянные формулы (см. учебник)

Слова – обращения к героине:

– Лебёдушка моя белая.

Обращения к герою:

Постоянные эпитеты.

Лес (дремучий).

Дуб (могучий).

Море (синее).

Солнце (красное.)

Стрелы (острые).

Ориентировочная тематика сказки:

приключения на каникулах или во время путешествия;

взаимоотношения в семье;

человек - общество, природа ;

основные жизненные ценности.

Р.Р.Сочинение - составление сказки

учить школьников составлять собственную сказку, проверить приобретенные их знания о волшебной сказке как литературном жанре, особенности ее композиции и художественного стиля;

развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдение;

воспитывать уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают особенности волшебной сказки;

Знают и определяют композиционные части волшебной сказки

Могут сочинить сказку

Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

Рабочие тетради, РМ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

Одновременно произносят пожелания классу так, чтобы услышал сосед

Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний

Диалог учителя с учениками

-Давайте вспомним, что же такое сказка?

-Как называются сказки придуманные народом, и у которых нет автора?

-А как называются сказки, которые сочинили писатели-сказочники?

-На какие три группы можно разделить сказки?

-Вспомним признаки волшебной сказки. (существуют два мира; мотив пути, в ходе которого герой проходит испытания; волшебный помощник; в дар получает волшебный предмет; мотив временной смерти; особый язык сказки и т.д.)

отвечают на вопросы

тему урока. Совместное целеполагание.

Вступительное слово учителя

Любите ли вы слушать, когда взрослые рассказывают вам сказки? Рассказывать сказку интересно, но совсем не просто. Сегодня мы будем сочинять волшебную сказку. Сочиняя сказку, необходимо сохранить общую канву народной волшебной сказки.

Читайте также: