Сочинение рассуждение мотивы и образы русских сказок в литературе и искусстве

Обновлено: 03.07.2024

Экзамен по литературе призван проверить не только знание текстов, но и умение ориентироваться во всей русской классике, способность к ассоциативному мышлению . Как бы ни ругали ЕГЭ, именно эта черта в экзамене по литературе меня привлекает. Ассоциации даются далеко не всем, а уж тем более — мгновенные ассоциации, когда буквально за несколько минут предстоит найти связь между тремя (об этом чуть ниже) произведениями/героями/ситуациями. Но мой многолетний опыт репетиторства говорит о том, что такому ассоциативному мышлению можно научиться! Конечно, в рамках того списка литературы, который опубликован в кодификаторе ФИПИ, это сделать намного проще, чем в рамках всей русской (и уж тем более мировой) литературы. Но, научившись сопоставлять сон Петруши Гринёва из "Капитанской дочки" со сном Раскольникова из "Преступления и наказания" или дуэль Онегина и Ленского с дуэлью Базарова и Павла Петровича Кирсанова, вы поймете, как можно использовать эту методику и в других сферах вашей жизни (проверено).

Итак, почему выше я написала о трех произведениях. На экзамене перед вами будет отрывок из какого-либо текста (с указанием названия произведения и его автора) — задания же №9 и №16 подразумевают, что вы вспомните еще два произведения русской классики и сопоставите их с предложенным вам текстом. В ОГЭ (ГИА) ситуация пока намного проще: девятиклассникам предлагается не только исходный текст, но и произведение второго автора — остается только прочитать оба отрывка и найти сходства/отличия. Тем не менее, если вы сдаете ОГЭ по литературе, значит, вы планируете в будущем сдавать и ЕГЭ, поэтому я призываю учиться находить параллели как можно раньше: лишней эта способность не будет!

Перейдем от теории к практике. Каждый раз я буду приводить не менее трех примеров для того, чтобы у вас была возможность выбрать два понравившихся. Цифра "три" выбрана еще и потому, что одно из предложенных мною произведений может оказаться, собственно, вашим вариантом в экзамене — в этом случае вы не сможете его использовать. Запомните: лучше всего приводить в качестве примеров произведения других авторов, не того, чей текст лежит у вас перед глазами (например, вам попался отрывок из "Капитанской дочки" Пушкина — приводить в качестве аргумента "Евгения Онегина" или "Дубровского" будет не очень правильно: старайтесь вспомнить других, не менее великих, писателей).

Все произведения, которые входят в экзаменационный список, являются авторскими, то есть мы с вами говорим о литературе . Тем не менее, огромный пласт устного народного творчества, то есть фольклора, не был забыт русскими писателями — и очень активно использовался ими. Мы до сих пор помним о фольклоре, рассказывая детям сказки вроде "Колобка" или "Репки", сплевывая три раза через левое плечо, чтобы отгородиться от напасти, или открывая сонник — толкователь снов. Фольклор — это база, основа, фундамент, на котором была построена литература. Поэтому нет ничего удивительно в том, что в произведениях русских писателей и поэтов мы встречаем фольклорные мотивы. Для чего автор сознательно использует их в каждом конкретном случае — на это нам и предстоит ответить.

1. "Слово о полку Игореве"

Автор неизвестен, но он есть! То есть это произведение написал какой-то один человек, а не весь русский народ (как, например, пословицы, поговорки, былины и т.п.). Именно поэтому со "Слова" начинается список русской литературы, который дан вам в кодификаторе. Произведение было написано в год похода князя Игоря (1185) или годом-двумя позже. То есть, в любом случае, "Слово о полку Игореве" датируется XII веком. Христианство на Руси было официально принято в 988 году, то есть с тех пор прошло почти два столетия — но языческие элементы настолько прочно вошли в жизнь людей, что они смело перемежались с религиозными мотивами, а в случае со "Словом" даже полностью вытесняли их.

"Слово о полку Игореве" целиком пропитано фольклором. Это не дань моде: это закономерное развитие литературы, черпающей сюжеты и вдохновение в народном творчестве . Итак, фольклорные мотивы в "Слове":

Постоянные эпитеты ("добрый молодец", "синее море"); троекратные повторения (Ярославна обращается к трем "стихиям": Ветру, Днепру и Солнцу); Всеволод на поле брани похож на былинного богатыря; "вещий сон" Святослава наполнен традиционными верованиями (пустой колчан — признак смерти, жемчуг — к слезам, синий — цвет скорби и т.д.).

2. "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Действие поэмы Лермонтова разворачивается во времена Ивана Грозного и созданной им опричнины, то есть примерно в 1565—1572. "Песня про купца Калашникова" — яркий образец романтизма в русской литературе: "экзотическим" местом действия стала эпоха Древней Руси. Здесь фольклорные мотивы используются поэтом специально для создания правильной атмосферы того времени , далекого XVI века. Хотя критик В.Г. Белинский отметил, что Лермонтов "вошел в царство народности, как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество". То есть поэт не просто "рационально" использовал элементы устного народного творчества, но и сам "создавал" (не имитировал) их, чувствуя себя одним из "детей" всего русского народа. Итак, фольклорные элементы в "Песне":

Троекратные повторения (даже на уровне построения: в поэме три главы); постоянные эпитеты ("дума черная", "воля вольная"); повтор ("гуляют-шумят", "шутку шутить"); синтаксический параллелизм ("Пройдет стар человек — перекрестится, / Пройдет молодец — приосанится, / Пройдет девица — пригорюнится"); просторечия ("нониче", "супротив") и т.д.

3. "Сказки" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин неспроста выбрал именно этот жанр — сказку. Авторская сказка — это явление вторичное, она всегда опирается на огромный массив народных сказок. Писателю важно было показать, с одной стороны, извечное противостояние Добра и Зла, с другой — в аллегоричной форме продемонстрировать и высмеять пороки общества : сказка подходит для этих целей как нельзя лучше. Ведь мы с детских лет сравниваем героев сказок с собой — и делаем выводы.

Согласно кодификатору, обязательными к прочтению являются сказки "Как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик" и "Премудрый пискарь". Какие в них присутствуют фольклорные мотивы и элементы?

"Очеловеченные" звери (рыба в "Премудром пискаре"); сказочные зачины ("жили да были. ", "в некотором царстве, в некотором государстве. "); присказки ("по щучьему велению", "ни в сказке сказать, ни пером описать"); гротеск (мужик "стал даже в пригоршне суп варить", помещик "весь, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные") и т.д.

Таким образом, фольклор присутствует во многих (если не во всех) произведениях русской литературы и играет свою роль, согласно задумке автора: элементы устного народного творчества могут создавать атмосферу древней эпохи, являться ее прямым продолжением, демонстрировать особенности мировоззрения героев (чем больше фольклорных элементов в изображении/словах персонажа, тем ближе герой к народу), в аллегоричной (иносказательной) форме доносить сокровенную мысль автора, которую он по какой-то причине не хотел (или не мог) выразить прямо.

В следующей публикации я сравню три сна из трех разных произведений русской литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НАРОДНАЯ СКАЗКА В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

учитель начальных классов

Народная сказка в изобразительном искусстве.

Многие великие художники создавали картины на сюжеты народных сказок.

Темы и образы сказки издавна привлекали многих русских художников. Во второй половине XIX века над темами сказки работали такие великие художники как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, С. В. Малютин, И. Я. Билибин.

Ряд художников, обращались к сказочной теме потому, что они с детства росли в простой народной среде. В XVII— XVIII столетиях над сюжетами сказок немало работали русские мастера лубочных картинок.

Художники, нарисовав тот или иной сюжет, помогают нам познакомиться со сказкой или даже подталкивают к ее прочтению.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. Иллюстрация в переводе с латинского языка означает освещать, проливать свет, объяснять. Иллюстрации делают книгу более привлекательной и понятной для читателя, особенно это важно для детей.

Над детскими книжными иллюстрациями работали известные живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Иван Яковлевич Билибин

Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др.

В иллюстрациях любовно передается дух старины, который художник воскрешает в каждой детали. Тщательно и достоверно вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника.

Виктор Михайлович Васнецов

Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. В картине воспроизведен эпизод из сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке, изложенной А.Н. Афанасьевым по тексту из лубочного издания XVIII века:

В русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы.

Юрий Алексеевич Васнецов

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности.

Озаренные его фантазией, на картинах появились и мохнатенькая вятская лошадка, напоминавшая конька- горбунка, и деревянные кони с соломенными гривами — кони златогривые, и птички из лучины, розовенькие, с красными хвостами, как пропеллер, жар-птицы, игрушки вятские, изображающие нарядных барынь в лодках, чем не царь-девица, и Рыба-кит, похожая на большущего сома. Особое место в сказочных картинах Васнецова играет цвет. Сказочные сцены, изображенные художником, сверкают яркими красками, а форма нередко превращается в сложный и пышный орнаментальный узор.

Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.

Мориц фон Швинд

Мориц фон Швинд (1804-1871) знаменитый немецкий живописец и иллюстратор. Он создал и большие художественные полотна, которые можно увидеть в залах музея в Мюнхене. Широко известны одиннадцать акварелей Швинда, это циклы "Золушка", "Семь воронов и верная сестрица", "Прекрасная Мелузина". Он создал графические листы к сказкам "Семеро швабов", "Кот в сапогах", к сборнику "Старинные и новые детские песни, загадки и басни".

Йон Бауэр (1882-1917) специализировался на иллюстрациях к скандинавским легендам. Приобрел широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книге "среди домовых и троллей". Это он создал традицию в изображении сказочного леса и населяющих его волшебных персонажей.

Целую галерею сказочных образов очеловеченных животных создал Гранвиль (его настоящее имя - Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847) - французский художник, график, карикатурист и иллюстратор. Он оказал большое влияние на формирование стиля детских книжек-картинок.

Русская сказка – это уникальное явление, в нем сплелись и былины и предания древних времен. И это фантазия и вымысел и даже библейские мотивы можно угадать в некоторых сюжетах.
Подойдем чуть поближе к сказочным героям и посмотрим на них с необычной стороны. Чаще всего, персонажи изначально угнетаемы, несчастны, поэтому ищут для себя другой, счастливой жизни, встречая на своем пути новых друзей и врагов.
Женскому началу отведена особая роль в русском фольклоре, достаточно вспомнить хотя бы Василису Прекрасную, Бабу Ягу или Аленушку,

не считая сотен царевен и прочих.
Женщина – это и мудрость и красота и коварство и преданность.
Персонаж Ивана-дурака появился не столько благодаря поверьям, которые гласят, что на человека могут навести порчу через имя.
Значение имеет и то, как дурачок расправляется со своими врагами и завоевывает царевну. Он делает это без особых усилий, каким-то неправильным с точки зрения логики, образом. Такое ощущение, что ему послана помощь свыше, во всяком случае, такой намек делается.
В сказках обязательно присутствуют отрицательные персонажи.
Чаще всего жертвами оказываются всевозможные принцессы,

царевны и королевны, за которых негодяй просит большой выкуп или услугу.
По обыкновению, женщина похищается с целью заманить главного
героя в логово злодея. Жертвой оказывается либо родственница персонажа
сказки или какого-нибудь царя, либо возлюбленная. Само похищение не описывается детально, этому моменту не отводится важная роль в повествовании. Первым в ряду злодеев стоит, безусловно, Кашей Бессмертный, лидер по количеству украденных женщин в сказках.
Второй персонаж – небезызвестный нам трехголовый Змей Горыныч, которому по сказочным приданиям жители некоторых городов или деревень приносили молодых красивых девушек в жертву. Иногда он крал их самостоятельно.
Также похищениями в сказках занимается всевозможная нечистая сила.
В рамках одной сказки может происходить несколько похищений разными отрицательными героями. Отцы похищенных девушек-принцесс, чаще всего, добровольно отдают в руки злодеев своих дочерей в качестве откупа или вознаграждения за оказанные услуги. Поэтому инициатива освобождения прекрасной царевны может исходить исключительно от самого спасителя.

Польза сказок

В сказочных историях всегда есть отчетливая грань между плохим и хорошим, злом и добром. Персонажи своими действиями создают образы поведения хорошего и плохого человека. И ребенок начинает следовать примеру полюбившихся сказочных героев. Черты характера персонажей влияют на основные черты характера ребенка, которые закладываются в детском возрасте. При чтении забавных сказочных приключений формируются основные черты характера: справедливость и порядочность, честность и благородство, искренность и верность, развивается внутренний мир малыша.

В сказках, в отличие от басен, четко не выделена мораль, но она присутствует в каждой, даже небольшой, истории. Вот примеры того какой урок можно из них вынести.

Главное, при выборе сказок для детей, чтобы они захватывали ребенка, заставляя его сопереживать и сочувствовать героям, думать и анализировать. Всем этим критериям соответствуют русские народные сказки, в них заключена вся мудрость народа. Этот жанр относится к фольклору.

Мудрость русского народа

На народных сказках выросло не одно поколение людей. В них отражены нравственные ценности, быт русского народа, простодушие, смекалка, мудрость, опыт и знания. Народные сказки создавались не писателями, а самим народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. При этом истории изменялись, персонажи становились мудрее, сильнее, смекалистее. Это, своего рода энциклопедия жизни, переданная предками нам в наследство.

Герои русских сказок — это образы собирательные, которые делятся на положительных (Иван Царевич, Илья Муромец, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Снегурочка и т. д. ) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, леший, водяной и т. д. ).

Илья Муромец и Василиса Премудрая

Многие предметы в русских сказках наделены волшебной силой, рассмотрим самые традиционные из них:

Большая часть этих предметов помогает добру одержать верх над злом. Но и у отрицательных персонажей есть сказочные предметы, поэтому нашим героям и приходится применять смекалку, волю, силу духа.

Роль животных в русских народных сказках также велика. Сказы, мифы и предания с участием животных являются наиболее древними. Самыми распространенными персонажами стали:

Лисичка-сестричка

  • лиса (Лисичка-сестричка, кумушка Лиса, Лиса Патрикеевна);
  • медведь (Мишка, Михайло Потапыч, Мишка косолапый);
  • заяц (Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайчишка-хвастунишка, Косой);
  • волк (Серый Волк, Волк-Волчище, Серый).

Источник ценных знаний

Сказки учат всему тому, чего так не хватает в нашем современном технократическом мире. Очень жаль, что в наши дни малыши начинают знакомство с окружающим миром не через сюжеты сказочных приключений, а через мини-версии в видеороликах в компьютере или мультфильмы на экранах телевизоров. И это даже не всегда мультфильмы по классическим сказкам. Невозможно прожить без чуда! Ведь только погрузившись в этот чарующий и волшебный мир, можно научиться ценить друзей, не бояться трудностей, понять, что добро всегда возвращается добром.

Сказки учат добру

В сказках все просто и понятно. В жизни все намного сложнее и запутанней, нет четкой границы между белым и черным, существует много оттенков, также сложно провести черту между добром и злом. Но если люди и в жизни будут применять мудрость, умение и опыт, полученные из сказок, так сказать, базовые знания, то выходить из сложных жизненных ситуаций будет намного проще. И, главный вывод, раз уж сказки дошли до нашего времени, значит, этот жанр действительно стоит всеобщего внимания и является источником ценных знаний.

Читайте также: