Сочинение на тему подвиг русского народа бородино

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ РУССКОГО НАРОДА

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

1. Вспомнить о героическом подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года.

3.Стимулировать познавательную активность учащихся, способствовать расширению их кругозора, развивать память, внимание, речевые навыки.

4.Воспитывать высокие моральные качества личности на примере событий отечественной истории и художественного произведения.

карта-схема Бородинского сражения;

портреты М.И.Кутузова и Наполеона;

Кто с кем воевал?

Кто командовал войсками французов?

Кто командовал русскими?

Кем была одержана победа?

Чем закончилась война?

Почему она получила название Отечественной?

Какое событие войны стало главным?

Через месяц уже был взят город Смоленск. Русская армия вынуждена отступать. Было принято решение назначить главнокомандующим русских войск опытного и мудрого полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

26 августа 1812 года в 125 км от Москвы у деревни Бородино состоялось генеральное сражение. Бородинскому полю суждено было стать полем русской славы.

Рассмотрим схему на доске:

135 тысяч солдат 26 августа 1812 г. 120 тысяч солдат

580 орудий Бородинское 600 орудий

судьба России Результат: Результат:

потеряно 43% армии – потеряно 32,5 % армии -

около 60 тысяч человек около 40 тысяч человек

Был ясный сентябрьский день, но ветер не мог развеять облака порохового дыма и тучи пыли, поднятые копытами коней. Гром сотен орудий потрясал землю, гул пальбы был слышен на сотни верст окрест.

На поле битвы с обеих сторон пало 100 тысяч человек. Груды мёртвых тел. А уж погибших лошадей вообще никто не считал. Страшную картину представляло собой Бородинское поле.

2 сентября состоялся военный совет в деревне Фили, так называемый совет в Филях, на котором было принято историческое решение оставить Москву с целью дать возможность русской армии отдохнуть после столь кровопролитного сражения и с новыми силами ударить по французам. Отечественная война закончилась бегством Наполеона и всей французской армии из России.

Через 2 года, 3 октября 1814 года, в Москве родился мальчик Миша, который впоследствии стал великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Ему было суждено написать первое произведение о Бородинском сражении, которое сейчас известно каждому русскому человеку.

(Заранее подготовленная ученица рассказывает историю создания стихотворения).

А теперь познакомимся с текстом этого удивительного стихотворения. Откройте учебники на стр.145 . ( Учитель читает стихотворение ).

Беседа по содержанию стихотворения:

Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова?

Почему оно имеет такое простое название?

С чего начинается стихотворение? Почему именно с этого?

От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?

Впервые в русской литературе историческое событие показано глазами простого человека, рядового солдата. Как вы думаете, почему рассказ о событиях великой битвы Лермонтов вложил в уста рядового?

Какие чувства испытывает старый солдат, рассказывая молодым о Бородинском сражении? ( Гордость и грусть о былом, жалоба на нынешнее поколение).

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения,

отрывок наизусть, ответы на вопросы стр….

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ РУССКОГО НАРОДА

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

3.Сопоставить возможности литературы и других видов искусства по изображению героического подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Давайте проследим по тексту стихотворения за ходом Бородинского сражения.

Какие картины проходят перед мысленным взором читателя?

Первый этап – отступление русской армии.

Солдаты рвутся в бой. Все хотят задать жару французам.

(т.е. что же мы будем затягивать войну? Зачем? С какой целью?)

Второй этап – нашли поле для боя.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Сейчас нам покажут свою работу с военно-историческими терминами наши историки. Слово предоставляется Кукушкину Артёму.

(Артём рассказывает, что такое редут, показывает иллюстрации).

Третий этап - два дня перестрелки.

Какие чувства охватывают русских солдат? (нетерпение, желание сблизиться с противником в бою).

Четвёртый этап – Последняя ночь перед боем.

Как ведёт себя противник ?

Почему француз ликовал?

Как ведут себя русские?

Какой приём использует Лермонтов при описании поведения французов и русских перед боем? (противопоставление).

Сейчас мы послушаем историка Добагова Кемала, который нам расскажет, что такое кивер, кто его носил, и покажет, как он выглядел.

Пятый этап – утро. Начало боя .

Изменилось ли настроения наших солдат?

Как показана гибель полковника? (Его любят солдаты. Своей жизнью и смертью он доказал любовь к Родине).

Кого имел в виду автор, рисуя образ полковника? (П.И.Багратиона).

Какую клятву дали наши солдаты?

Шестой этап – разгар сражения.

Какие события происходят на поле боя?

Как передаётся напряжение битвы, её накал?

Насколько тяжёлым было сражение?

Сейчас мы снова предоставим слово нашим историкам. Они расскажут вам о русской кавалерии.

( Шварц Антон рассказывает о гусарах, Титов Стас - об уланах, Белоконь Андрей - о драгунах).

Седьмой этап – вечер. Исход битвы.

Чем закончилась битва?

Каким словом названы враги? Почему? (басурманы – иноземцы, люди иной веры).

Восьмой этап – вывод автора.

Что чувствуется в последних строчках стихотворения? (гордость за русских солдат того времени, грусть, жалоба на современное поколение).

Что можно сказать на основании этого стихотворения о его авторе?

Какие чувства объединяют автора стихотворения и старого солдата? ( Воспевают не царя-победителя, а простой народ).

Как вы думаете, что главное в этом стихотворении: изображение хода Бородинского сражения или что-то другое? ( Раскрытие мыслей и чувств простых солдат, размышления о роли народа в победе).

Почти 200 лет отделяют нас от этого великого сражения, но подвиг русских солдат в наших сердцах до сих пор. О праздновании Дня Бородина и о Государственном Бородинском музее-заповеднике расскажут наши краеведы Рыпаков Женя и Минаева Юля).

(Выступают краеведы, показывают фотографии и буклеты)

(Выступает Бондаренко Вероника, ребята рассматривают репродукции музея).

А сейчас Сулимова Маша и Максудова Саида расскажут вам о других художниках, которые обращались к теме Отечественной войны.

(Ученицы рассказывают о художниках и их картинах. Ребята рассматривают репродукции).

Носкова Саша, Трифанова Надя, Романкова Маша и Александрова Валерия. Им слово.

(Художники-иллюстраторы класса показывают на стенде свои рисунки и комментируют, какие эпизоды стихотворения они изобразили).

Ребята, вы прослушали сегодня выступления практически всех своих одноклассников. Чьё выступление понравилось вам больше всего?

(Учащиеся делятся своими впечатлениями).

Как вы считаете, какой вид искусства лучше всего передаёт мысли, чувства, переживания и настроение героев? (Конечно же, поэзия).

Задания творческим группам учащихся к урокам

с использованием межпредметных связей

Дайте определение слову РЕДУТ. Расскажите о том, какие были редуты и для чего они предназначались.

Найдите иллюстрации с изображением редутов и покажите всем учащимся на уроке.

Расскажите о Шевардинском редуте.

Дайте определение слову КИВЕР. Что это такое? Как он выглядел?

Найдите иллюстрации, изображающие военного в кивере, и покажите ребятам на уроке.

Расскажите о ГУСАРАХ. Для чего был предназначен этот род войск?

Какая была форма у гусаров, и чем они были вооружены?

Найдите иллюстрации с изображением гусаров и покажите ребятам в классе.

Расскажите об УЛАНАХ. Для чего они были предназначены?

Какая форма была у уланов, и чем они были вооружены?

Найдите иллюстрации, изображающие уланов, и покажите ребятам на уроке.

Расскажите о ДРАГУНАХ. Для чего они были предназначены?

Какая форма была у драгун, и чем они были вооружены?

Найдите иллюстрации с изображением драгун и покажите ребятам в классе.

Подберите материал о ежегодном праздновании Дня Бородина в России и расскажите об этом ребятам.

Подберите материал о Государственном Бородинском музее-заповеднике. Расскажите о нём ребятам и покажите фотографии и иллюстрации.

2. Расскажите о том, какие эпизоды Бородинского сражения изображены художниками.

2. Покажите свои рисунки ребятам и расскажите о том, какие строки стихотворения вы проиллюстрировали и почему.

Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.

Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.

Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородино по стиху

Популярные сегодня темы

Несмотря на то, что творение описывает вполне реальные исторические события, история его создания до сих пор полностью не изучена. Основной предпосылкой для написания считается тот факт

Капелька падала! Сила притяжения заставляла нестись ее с огромной скоростью к Земле. Неспокойная атмосфера швыряла Капельку из стороны в сторону, пытаясь разорвать на части.

М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году, в год окончания Наполеоновских войн. Людьми его поколения события Отечественной войны 1812 года воспринимались как недавние, ещё не ставшие сухими фактами истории. Обо всех подробностях битв с Наполеоном можно было узнать непосредственно от их участников.

В форме диалога юноши и участника Бородинского сражения построено стихотворение "Бородино". Стихотворение написано в 1837 году, к двадцатипятилетнему юбилею Отечественной войны. Молодые солдаты, сражавшиеся на Бородинском поле, к этому времени достигли среднего возраста, и к ним стали обращаться "дядя" (словарь Владимира Даля указывает, что обращение "дядя" относится к человеку средних лет).

Главное, что волнует юношу, героя произведения, – не была ли сдача Москвы проявлением слабости духа русского воинства? "Не будь на то Господня воля, / Не отдали б Москвы!" – отвечает ему участник сражения. Эти строчки, звучащие рефреном, показывают, что русские могли бы стоять до последнего, не будь приказа отступить.

Подвиг русских стал возможен потому, что они ясно представляли свою цель. Сам рассказчик, человек из народа, формулирует её так: "Уж постоим мы головою / За родину свою!" Полковник, обращаясь к солдатам, призывает их сражаться до конца: "Ребята! Не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой. " И в словах солдата, и в словах офицера звучит готовность умереть в сражении за родину, и именно преодоление себя, отказ от страха за свою жизнь ради блага Родины помогли выстоять на Бородинском поле.

Для описания картин боя глазами участника Лермонтов использует различные средства выразительности: метонимию ("рука бойцов колоть устала"), сравнение ("земля тряслась, как наши груди"), метафору ("и залпы тысячи орудий / Слились в протяжный вой"). Некоторые подробности сражения переданы натуралистично (например, "И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел"). Образное описание боя тоже помогает осознать героизм русских воинов, ведь после такого тяжелого сражения "Были все готовы / Наутро бой затеять новый".

Для творчества Лермонтова тема подвига русского народа в Бородинской битве приобретает только ему свойственное значение. Автор строк "Печально я гляжу на наше поколенье" с грустью думает о том, что людей, способных на великие подвиги, не найдется среди его сверстников. Именно поэтому слова рассказчика: "Богатыри – не вы", – являются лейтмотивом стихотворения, повторяются в начале (в виде риторического восклицания) и в конце, являясь частью элементов, образующих кольцевую композицию и показывающих, что великий подвиг русского народа имел место, но остался в прошлом.

Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

Читайте также: