Сочинение про волшебную щуку

Обновлено: 02.07.2024

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Почему дурак?

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

Емеля-простак

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Был ли Емеля ленив?

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

В Ростовской области, в славном городе Ростове – на – Дону жил да был мальчик Дима. Ничем особенным этот мальчик не отличался: ходил в школу, любил погонять в футбол, покататься на велосипеде, отдохнуть с приятелями в аквапарке, полакомиться мороженым, чипсами и сладкой газировкой.

Как - раз жарким июльским днём Дима отправился с родителями на берег реки Темерник. Он любил здесь бывать: можно в речке искупаться, позагорать, рыбки половить. На берегу – деревья тенистые, птички поют, солнышко весело подмигивает. Хорошо!

- Здравствуй, мальчик,- прошептала вынырнувшая из грязной, мутной воды щука. В этой слабой, больной, беззубой рыбёшке трудно было узнать полосатую злодейку – хищницу, сильную, хитрую и прожорливую, готовую проглотить любую зазевавшуюся рыбку.

- Где это я? Неужели на берегу своей любимой реки? – изумился Димка.

- К сожалению, ты не ошибся. Только люди превратили эту красивую реку в сточную канаву. Она стала узкой и мелкой. Теперь её пренебрежительно называют речка – Темерничка. Многие мои сородичи эмигрировали, а мне, старухе, приходится доживать свой век среди ила, пластиковых бутылок и битых стёкол. Вот уж не думала, что встречу старость среди нечистот. А ведь было время, когда здесь корабли ходили на всех парусах. Мне ещё моя пра-пра-пра - прабабушка рассказывала, как по этой реке шла флотилия Петра Великого. Она даже его самого видела, - гордо сказала щука и из последних сил подняла вверх плавник.

- Неужели по этому ручью в метр шириной могли большие корабли плыть?- удивился Димка.

- Немудрено, что не веришь. Вот во что можно такую широкую и полноводную реку превратить! А причина проста: безответственность людей. Никакого волшебства не надо, чтобы хорошее дело загубить. Заводы построили, больницы … Все отходы, всё, что было вредного, - сбрасывали в эту бедную речку. Думали, она сильная, глубокая - всё стерпит. Я людей не виню – глупые они, недальновидные. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Кто ж знал, что так получится. Дочь Петра, императрица Елизавета, сама приказала тут город поставить. Город рос, люди обустраивались. Жаль только, что речку-кормилицу загубили. А нашего брата сколько перевелось - не сосчитать!

Казалось, щука прочитала мысли мальчика и с грустью спросила:

- Наверное, попросить что-то хочешь? Ладно уж, проси, только исполнить я могу только одно твоё желание, стара стала, не до волшебства мне.

Дима заметно оживился. Что попросить? Может быть, новенький компьютер, такой, чтоб все друзья завидовали? Или iPhone последней модели? Или волшебную ручку – самописку, чтоб сама все домашние задания выполняла? Димке стало стыдно: компьютер, ручка волшебная… Глупости всё это! О речке надо думать, да и не о ней одной. Будет река чистая - рыба вернётся, лебеди, утки плавать будут. На прибрежных деревьях птицы поселятся, соловьи песни распевать будут, в густой изумрудной траве юркие ящерицы с длинноногими кузнечиками в догонялки играть будут!

- Я тут подумал, - смущённо произнёс Дима, - раз уж одно желание можно исполнить, то пусть всем хорошо будет. Хочу, чтобы эта река Темерник как прежде стала – чистая, широкая. Пусть рыба в ней водится, люди купаются. Ведь вода для всех – источник жизни.

- Возьми мою чешуйку, посмотри сквозь неё на солнце, и твоё желание исполнится. Только помни: если вам только по волшебству эта река достанется, вы её хранить не будете. Человек так устроен, что ценит только то, во что свой труд вложил. Исполнится ли то, о чём ты просишь, - во многом зависит от людей.

Ударила щука хвостом по воде и скрылась в реке. А в руке у мальчика осталась маленькая прозрачная чешуйка.

… Долго отдыхал Димка с родителями на берегу родной реки. Но был он в этот день тихим и задумчивым. Иногда лукаво подмигивал яркому летнему солнышку, бережно сжимая в ладошке волшебную чешуйку. А перед уходом вместе с родителями собрал весь мусор, да ещё и проверил, чтобы ни одна пластиковая бутылка под деревом не осталась. Так Димка использовал свой шанс на исполнение заветного желания.

Сказка – ложь, да в ней намёк, ростовчанинам урок. А щука и теперь живёт, мудрой рыбою слывёт!

Вдали от больших городов, в окружении густых лесов, раскинулась небольшая деревенька - дома все бревенчатые, одноэтажные, окна оправлены резными наличниками, а перед домами красовались цветы - белые, красные, желтые. Веселая деревенька, да и народ здесь живет жизнерадостный, гостеприимный.
Но один дом выделялся среди других. Был он простой, без вычурностей, вокруг него росли самые разные деревья - рябины, черёмуха, ели и несколько молодых берёзок. А на некоторых из них развешены скворечники.
Живут в этом доме одинокие дед Ермил со своей старухой. Сам Ермил выглядел довольно необычно - седые волосы, густые брови, усы и борода - тоже седые.
Деревенская ребятня любила одиноких стариков и часто гостила у них, а бабушка непременно угощала их вкусной выпечкой.
Сегодня день выдался ярким, солнечным. Старик со старухой по этому случаю вынесли скамейку на улицу, поставили ее под окнами и наслаждались летним теплом.
Вдруг стайка ребятишек, что-то возбужденно обсуждая, окружила стариков, затараторила. Каждому хотелось первому рассказать какую-то важную новость. Но от этого получался такой гвалт, что понять было невозможно решительно ничего.
- Погодите, галки! Тарахтите, как сороки, ничего понять нельзя. Пусть говорит кто-нибудь один, - остановил их Ермил.
Кое-как успокоившись, старший мальчик рассказал, что его отец поймал в ближайшем озере здоровенную щуку. "Вот такую", - развел он руки в стороны.
- Да, я слышал, что у нас действительно водятся большие щуки и сомы, - согласился дед. - Их и раньше вылавливали. Кстати, вы не узнали, а эта щука не волшебная - такая, что выполняет все желания? Помните, как в сказке про Емелю?
У малышей сразу же загорелись глаза и они уже хотели побежать и проверить. Но более старшие ребята остановили их: "Это же сказка! В жизни так не бывает!"
- Кстати, а вы помните, чем сказка заканчивается? - спросил старик.
- Конечно, помним, - загалдели ребята. - Емеля женился на царевне.
- Всё верно. И жили они без забот, пока был жив старый царь и управлял государством, - начал рассказ дед. - Всё у них было - то царь-отец помогал молодым, то щука выполняла все требования Емели. И до того они обленились, что сами уже ничего не делали, да и не хотели делать. Первое время они еще ходили на прогулки, а потом чаще валялись в постели - даже еду им слуги в постель приносили.
Но вот умер старый царь, похоронили его слуги, а дочь-царевна с Емелей даже не поднялись с постели. Видя такое дело, обленились и слуги, а часть их попросту сбежала.
Некоторое время Емеля с женой обходились и без них - выручал наговор щуки.
Но вот однажды проснулись они и по привычке Емеля говорит:
- По щучьему велению, по моему хотению, пусть на постели появится самая вкусная еда да напитки!
Ждут-пождут, а еда не появляется. Еще и еще раз Емеля повторил наговор. Никакого результата, не выполняется щучий наказ.
Известно: голод - не тётка! Кое-как сползли они с постели, стали искать слуг, а их и след простыл. Стали рыться в кладовках - там ничего нет, даже крошки мыши подобрали.
Сами же они не научились еду добывать. Так и померли с голоду.
Оказалось, что ту волшебную щуку поймал глухой рыбак. Не услышал он просьбы щуки, сварил да и съел ее. Так и пропало ее заклинание.
- Дедушка, ты всё это выдумал, да? - спросил старший мальчик.
- А как еще можно понять, почему пропало заклинание щуки - они ведь живут очень долго, - спросил его дед. - А теперь бегите по домам - вы, небойсь, и не обедали еще.
Ребята разбежались по домам, а бабка хитро посмотрела на старика и сказала:
- Ну, ты и выдумщик, старый!

© Copyright: Борис Кокушкин, 2014
Свидетельство о публикации №214080101664

Поймать такую щуку - это огромная удача, особенно для третьеклассника, для которых многое в этой жизни кажется чем-то недосягаемым и далеким. Верю, что многие дети попросили бы что-то общее (чтобы не было войны, чтобы все были здоровы, чтобы у всех детей были родители).

Сочинение третьеклассника, как мне кажется, может выглядеть следующим образом:

Если бы мне когда-нибудь посчастливилось поймать волшебную щуку в проруби, скорее всего, я бы очень удивился и растерялся. Первое желание, вероятно, потратил бы на игрушку, о которой давно мечтал и на которую у моих родителей не хватало денег. Второе желание я бы потратил на какое-то фантастическое желание, например, побывать в Париже или даже на Луне (правда, не уверен, что щука способна исполнить такое желание). А вот насчет третьего желания я бы уже хорошенько подумал. Возможно, потратил бы его на то, чтобы выздоровела моя бабушка, которая уже год не встает с кровати из-за тяжелой болезни. Лучшего желания я бы вряд ли смог придумать. Было бы здорово, если бы волшебная щука помогла мне вылечить бабушку.

Интересное задание для ребят. Им предоставляется возможность пофантазировать, помечтать, что мы и сделаем. Итак, написать можно примерно следующее:

  • Как было бы здорово поймать в проруби большую щуку, да ещё и волшебную, которая смогла бы исполнить три моих заветных желания. Первое, что бы я загадал (а) - это конечно то, о чём я мечтаю уже (допустим!) два года (это может быть что угодно, в зависимости от хобби ребёнка: дорогущий конструктор, лего для мальчика или говорящая кукла/шикарный игрушечный дом для девочки). Второе, что я попросил (а) бы у рыбки - это чтобы у нас была дружная, счастливая, большая семья и мы всегда были вместе. И третье желание, это скорее для мамы с папой: больше всего они хотят, чтобы я учился на четверки и пятерки.

Можно сказать, что это тоже самое, если бы у тебя была безлимитная золотая карта с деньгами, но только на три раза. Подумай, на что бы ты потратил эти три желания (или деньги, так сказать более приблизим к нашей реальности). Могу предложить, чтобы третьеклассник желания ассоциировал: первое - с собой, второе - с родными и третье - с окружающим миром.

Это мечта, а ни сочинение! Дать волю фантазии и хотя бы на бумаге увидеть исполнение своих желаний. Зачем высасывать что-то из пальца? Кроме грамматики, сочинения оцениваются еще и по оригинальности. А живым и настоящим оно будет тогда, когда написана правда. Подумайте, какие желания вы хотели бы исполнить и опишите это.

Сказка Николая Сладкова "Суд над декабрём" о том, как звери и птицы решили судить декабрь из-за его длинных ночей, обильных снегопадов и скуки. Но оказалось, что многим такие качества зимнего месяца по душе. Филин, налим, тетерев и глухарь любят декабрь, им он подходит.

Сказка учит тому, что не бывает единого мнения на вещи, события. Ровно как и сезон года или месяц у каждого свой любимый. Поэтому не стоит стремиться переделать год (или уклад жизни, образ жизни) опираясь на пожелания и мнения лишь некоторых зверей. Да и вообще менять природу, в которой все продумано, все гармонично, все предусмотрено - не разумно, это может привести к разрушительным последствиям. также сказка учит сообща принимать важные решения, без спешки, после обсуждения.

Что написать в читательском дневнике о сказке "Суд над декабрем" Сладкова смотрите по ссылке.


Думаю, что следует начать с определения главных членов предложения.

О чём говорится в этом предложении? -- Об облаках. Что делают облака? -- Плывут. Это главные члены предложения, раскрывающие основной смысл, -- подлежащее и сказуемое

Если уберем слово "облака", то предложение без него будет совершенно бессмысленным (произносим без этого слова).

Поэтому убирать слово "облака" никак нельзя, оно выражает основную мысль предложения, оно не может быть лишним.

В предложении есть еще однокоренное прилагательное -- облачному. Если на небе есть облака, то назвать его безоблачным никак нельзя. А как мы его назовём? Конечно же, облачным.

Таким образом, предложение должно быть таким: По небу плывут облака.

Краткое содержание сказки "Суд над декабрем" Николая Сладкова можно составить в виде плана:

  1. Звери и птицы во главе с Вороном решили устроить суд над декабрем, ведь не сладко им приходится зимой.
  2. Первая претензия была - короткий день, но длинная ночь нравится филину.
  3. Вторая - скука, но воспротивился налим, готовящийся к свадьбе.
  4. Следующая вина декабря в глубоких снегах, но они по нраву глухарю и тетереву.
  5. Получилось, что непонятно, что делать с декабрем.
  6. Звери и птицы принимают мудрое решение - оставить все как есть и не выбрасывать этот месяц из года.

Главные герои: Ворон, звери, птицы, рыбы.

Главная мысль сказки "Суд над декабрем" Сладкова в том, что в природе все гармонично. Что одним не нравиться, то другим идеально подходит. Нельзя нарушать привычный порядок и перекраивать все на свой вкус, не спросивши мнения окружающих. Главные герои поступили правильно, учитывая мнение всех.


Интересное творческое задание для школьников, ребята должны нарисовать рекламку.

Сначала представим себе, что обычно написано на билетах: конечно же дата события, время, цена, название и чаще всего что-то изображено согласно теме.

В нашем случае приглашаем на спектакль по сказке "По щучьему веленью".

Что же нарисовать?

Один из вариантов: Емеля с щукой в руках.

Хочу отметить, что далеко не каждый ребёнок умеет красиво рисовать и более того, не любит это делать. А ведь домашнее задание нужно обязательно сделать!

Поэтому предлагаю самый простой вариант оформления билетика: рисуем щуку, пруд, брызги воды. Сама картинка в центре листа.

Затем в правом верхнем углу пишем название спектакля, допустим:

Далее в верхнем, но уже в левом углу - дату:

Теперь справа внизу - стоимость просмотра:

И последнее, слева снизу: время

Вот как это может выглядеть наглядно:

Нарисовал Тима

Успехов в учёбе.

Рассказ Валентины Осеевой "Печенье" - это поучительная история о двух мальчиках, которые являются главными героями повествования. Речь идет о Вове и Мише, они сидели за столом с бабушкой и мамой, но не обращали на близких никакого внимания. Мальчишки были увлечены дележом печенья, которое сначала лежало на одной общей тарелки.

Миша и Вова принялись делить печенье между собой, а затем съели его без зазрения совести. Рядом сидели близкие люди, но мальчишки даже не подумали о том, что печенья им не досталось.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно быть людьми щедрыми и добрыми. Нельзя считать себя воспитанным человеком, если ты не делишься с другими людьми. Только человек, который охотно делится с окружающими тем, что имеет, может вызывать уважение у людей. Рассказ учит детей проявлять внимание к близким, учитывать их нужды и желания.

Кстати, этот рассказ будет полезен и взрослым, которые мало занимаются воспитанием детей. Мама и бабушка сидели молча, а могли бы детям дать сигнал, что жадничать плохо. Тогда в следующий раз ребята поступили бы по-другому.

00--4-4004-44-5 copy copy

72b2 0c75f24565

Лилия Соболева, индивидуальный предприниматель, г. Волжский:
- С Нового года для индивидуальных предпринимателей увеличивают пенсионные отчисления. Я бы попросила щуку, чтобы она вразумила нашу власть, которая, с одной стороны, постоянно говорит о поддержке малого предпринимательства, а с другой – идёт на такие непопулярные меры. Я кормлю не только себя, но и целый коллектив сотрудников. Государство должно благодарить людей, которые сами выкручиваются, улучшая показатели по безработице. Если я решу закрыть своё ИП, на улице окажутся 22 человека.
А по мелочам не стала бы беспокоить волшебное существо. Всего остального я добьюсь сама.

Анатолий Костин, организатор праздников, Центральный район:
- Я бы попросил, чтобы все были счастливы и здоровы. Жили бы долго и в достатке. Если у всех будет всё хорошо, представляете, какой будет наша планета?

Таисия Чернецова, временно безработная, Дзержинский район:
- Ну, по пустякам бы размениваться не стала. Попросила бы одно – крупный счёт в Швейцарском банке и там же, в Швейцарии, вид на жительство.

Витя-бомж:
- Для меня наступают неплохие дни. Еды будет вдоволь, не о чем беспокоиться. Ты хоть знаешь, сколько после Нового года еды выбрасывается? Какая там скатерть-самобранка!

А если по большому счёту, я бы этой щуке нашептал, чтобы в Волгограде появился большой многоэтажный дом, где бы собрали всех таких горемык, как я, обогрели, приютили. А мы бы своим трудом отработали заботу. Я по молодости печки клал, ко мне очередь стояла. А теперь кому они нужны, у всех газ. А ты, это, двадцаточкой не дашь разжиться? На хлебушек.

Федор Петрович Черных, пенсионер:
- А что можно желать в мои годы? Чтобы поясница не стреляла, и чтобы внуки были устроены. Я этих щук в своей жизни ого-го сколько переловил! И хоть бы одна, зараза, словечко проронила. Поэтому ни на какое чудо никогда не полагался. Пахал всю жизнь, троих детей на ноги поднял. С бабкой вот 57 лет вместе хозяйство ведём. В доме всё есть, в закромах не пусто. Чего и вам всем желаю!

Читайте также: