Памятник левше в туле сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Тульский монстр

Необычный арт- объект появился в Туле - скульптура "Укрощение блохи".
Тема вполне тульская. Памятник лесковскому Левше, подковавшем английскую блоху в Туле уже есть. Теперь вот и блохе сделали памятник.
Это огромная блоха, монстр высотой 3,5 метра, установили его на территории торгово-развлекательного комплекса "Likёrka Loft". Выглядит очень грозно, стиль "стимпанк".
Я когда первый раз увидела идею не оценила. А второй раз повнимательнее рассмотрела, и кажется поняла, что хотел сказать автор идеи. Судя по тому из каких частей состоит эта блоха, тульский Левша в состоянии подковать не только крошечное насекомое, и таким образом продемонстрировать свое уникальное мастерство. Он может еще и монстров укрощать. Это, видимо, намек на историческую оружейную специфику нашего города.
Автор скульптуры – московский художник Юрий Шурупов.
Это не первая нестандартная скульптура в городе, есть у нас еще памятник "Хвосту" (студенческому) и памятник "теще" (огромный ящер возле зоопарка).

IMG_6871

IMG_6876

Тело состоит из множества пружинок, колесиков, пуль и прочих металлических элементов.
Киборг однозначно!)

IMG_6877

К тому же вооруженный.

Даже не знаю как относиться к памятнику довольно неприятному насекомому. Наверно, на территории этого центра, где проходят разного рода мероприятия и выставки для молодежи современных направлений, находятся анти-кафе и анти-кинотеатры и пр., да еще и в правильном контексте, это уместно.

IMG_5195

А рядом открыли сувенирную лавку-выставку с очень нестандартными экспонатами.
Здесь есть экспозиция с книгами Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", изданными в разные годы. Самое старое издание - 1891 года.

IMG_5178

Коллекция шарообразных предметов (включая круглый метеорит)

IMG_5181

Выставка художника Олега Ланга в стиле неоэкспрессионизма и наивного искусства.

IMG_5182

IMG_5184

IMG_5189

IMG_5192

Мини-сувениры

































Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Левша. Легендарные истории

Материал понравился:

54° 12.0907 ′N , 37° 36.9154 ′E
54.20151N, 37.61526E
54°12′5.44″N, 37°36′54.92″E

Левша является одним из символов Тулы. 28 мая 2009 года был открыт памятник Левше на набережной реки Упы, у ограды машиностроительного завода "Туламашзавод".


Но вот только самому памятнику почти на 20 лет больше.

Борис Львович Ванников (1897 — 1962) был Народным комиссаром вооружения СССР с 11 января 1939 года по 9 июня 1941 года. 8 июля 1939 года согласно его приказа Туламашзавод получил наименование "Станкостроительный" и выделен как самостоятельное предприятие из состава Тульского Оружейного завода.

В 1989 году в преддверии юбилея — 50-летия завода было решено создать памятник Левше. При этом решили обойтись собственными силами, на заводе был объявлен конкурс на лучший проект скульптуры Левши. Победил проект начальника отдела связи Бронислава Ивановича Кривохина.

(Из Интернета)

Как вспоминал потом автор скульптуры: "Дали мне мастерскую на девятом этаже в строящемся доме. Девятый этаж, лифта нет. Гипс, воду таскал на девятый этаж! Я его делал два месяца без выходных, с утра и до ночи! Тяжело было, но душа пела".

"Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)" был опубликован в 1881 году в журнале "Русь", а затем отдельным изданием в 1882 году.

(Из Интернета)

В главе 6 есть упоминание о личности тульских оружейников, подковавших блоху: " . оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны" .

(Из Интернета)

Как это не звучит непривычно, но для создания образа Левши автор поступил следующим образом: "Я выбрал самого близкого мне человека – своего сына. Одевали ему парик, ленту повязывали, фартук".

Отливали скульптуру также на Туламашзаводе.


Два литейщика также помнят это событие.

Александр Галактионов: "Это первая такая работа, которая была связана с художественным литьем. Не просто деталь, которая в массовое производство идет".

Леонид Чепегин: "Кстати, на оригинале стоят мои инициалы, Цех №5 и год изготовления – 1989, кажется".

В 1989 году памятник был установлен на территории Туламашзавода — на площади Трудовой славы, но через 19 лет перемещен за ограду завода. Видимо решили равняться на оружейный завод и его памятник Петру Первому Российский император, победивший декрет Совнаркома РСФСР .

Повесть про Левшу написал русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831 -1895).

(Из Интернета)

У меня почему-то при упоминании его фамилии всплывает в памяти его повесть"Леди Макбет Мценского уезда", написанная в 1864 году. Это не случайно, родился и жил Лесков до 18 лет в Орле, в Орловскую губернию входил и Мценский уезд, в котором кстати находилась усадьба Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново Дождливым днём в гостях у Ивана Сергеевича Тургенева.

(Из Интернета)

Появилась эта икона в Мценске в 1415 году. В 1858 году священник мценского Николаевского собора Илья Соколов в тексте, который он назвал "Сказанием о явлении чудотворной иконы святителя и чудотворца Николая во граде Мценске", описывает детали скульптуры, которая находилась на тот момент в соборе: "Икона сия представляет собой полный и совершенный вид архиерея, облаченного во все Святительские одежды, стоящаго в правой руке меч, а в левой ковчег. Она помещена на правой стороне главнаго иконостаса соборной церкви, под великолепною сенью; обложена вся богатою серебреною позлащенною ризою, с венцем, украшенным камнями; над нею, по сторонам приосеняют ее бархатные завесы, убранныя серебром и золотом, а пред ликом Святителя горят неугасимыя лампады".

После 1819 года скульптуру было запрещено использовать в крестных ходах, она была помещена на специальное место в местном ряду храмового иконостаса справа от царских врат и украшена окладом. Вихри событий XX века привели к тому, что сохранилась только глава св. Николы, которая была вставной. Остальное утрачено в первой четверти XX в. и воссоздано в гипсе.

(Из Интернета)

Первоначально повесть о Левше предварялась предисловием: "Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил "по старой вере", читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением."

Затем предисловие было убрано и Лесков рассказал, что Левша -выдуманный персонаж. В 1882 году в заметке "О русском левше (Литературное объяснение)" писатель объясняет: ". я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное. ".

Яркий персонаж, выдуманный писателем, стал жить своей жизнь, что нередко бывало в мировой литературной практике, возьмём хотя бы Шерлока Холмса Советский Шерлок Холмс - один из самых лучших в мире кино.

Пробежимся быстрым взглядом по страницам "Левши".

Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию,

(Из Интернета)

где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать, а ключик для завода можно было увидеть только через "мелкоскоп".

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.

Государь сразу же велел англичанам миллион дать.

Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. Хорошо, что с ним был вместе атаман Платов,

(Из Интернета)

который : ". взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что "он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли".

После смерти Александра Первого блоха досталась Николаю Первому.

(Из Интернета)

Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая.

Атаман Платов рассказал о секрете блохи и предложил проверить: ". не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались".

Император дал задание Платову: "А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают."

Тульские оружейники заверили атамана, что всё будет в порядке: "Тонкой работы, – говорят, – мы не, повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить".

(Из Интернета)

На обратном пути: "Платов сорвал зеленый чехол, открыл шкатулку, вынул из ваты золотую табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, – видит: аглицкая блоха лежит там какая была, а кроме ее ничего больше нет.

[Платов] Кричал: "Что вы, подлецы, ничего не сделали, да еще, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму!"

. протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток босого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.

– Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, – ты мне за всех ответишь".

(Из Интернета)

Ничего не обнаружили император и его свита, более того — блоха перестала танцевать. Левшу вытащили из каземата, где он пребывал после приезда в столицу и император Николай Первый стал его расспрашивать, а Леввша ему объяснил:

"– Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

Помилуй, скажи, – говорит государь, – это уже очень сильно мелко!

– А что же делать, – отвечает левша, – если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял – взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

– Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!"

(Из Интернета)

Еще больше удивился император мастерству Левши, который обошёлся без микроскопа:

" Если бы, – говорит Левша[], – был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, – говорит, – увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

– И твое имя тут есть? – спросил государь.

– Никак нет, – отвечает левша, – моего одного и нет.

– А потому, – говорит, – что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может."

Блоху отослали в Англию и туда же отправили Левшу.

Хотя Лесков утверждал, что Левша -литературная выдумка, но Сергей Александрович Зыбин

(Из Интернета)

во время подготовки к празднованию двухсотлетия Тульского оружейного завода обнаружил биографию ремесленника — оружейника Алексея Михайловича Сурнина(1767—1811). Никаких портретов Сурнина не сохранилось к сожалению

Историк И.Х. Гамель в "Описании Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении" (1826 год) рассказывает, что в 1785 году "по предложению генерал-фельдмаршала князя Потемкина, отправлены в Англию для усовершенствования в своем мастерстве два оружейника: Алексей Михайлов Сурнин и Яков Леонтьев. Первый поступил к лондонскому мастеру Ноку (Knock), а второй к Еггу (Egg)".

Если Сурнин ответственно отнесся к порученному делу, то Леонтьев большей частью пьянствовал. В январе 1792 года Сурнин возвратился в Россию, в Санкт-Петербург. Затем Сурнина возвратили в Тулу, где он успешно трудился на благо Отечества. Увеличение производства качественного оружия во время войны России с Францией в 1805–1807 годах наглядно демонстрирует успешность работ Сурнина, заложивших еще и основу наших побед в предстоящих военных действиях 1812 года.

Тульский историк и краевед Вадим Николаевич Ашурков (1904-1990) считает совпадение этапов жизни Левши и Сурнина простой случайностью. Он полагал, что замысел лесковского сказа идет от пословицы "Туляк — стальная душа, туляки блоху подковали и на цепь посадили" и традиций народного творчества.

Подойдём поближе к памятнику и присмотримся к надписям, выбитым на плитах постамента.

Памятник Левше, персонажу одного из самых известных произведений писателя Николая Лескова, является одним из символов Тулы — города оружейников.

В самом центре Тулы красуется арт-объект, посвящённый главному символу региона, нашему гастрономическому бренду — тульскому прянику. Он появился в Туле 6 июля 2014 года. Памятник отлит из бронзы, его диаметр 2,5 метра, вес — 1,3 тонны.

Гармонь — это тоже символ Тулы. У нас находится старейшая гармонная фабрика в стране, в нашем городе родился и жил создатель двухрядной хроматической ручной гармоники Николай Белобородов.

Скульптурная композиция, посвященная гармони, в Туле появилась в сентябре 2016 года. Выполнена она из бетона, высота постамента с гармонью — 1,5 метра.

Маленький дракончик, в лапках — зачетка, удивленно смотрит на отсутствующий хвост. Да, у студента Дракоши хвостов нет, всё сдал! Памятник отлит из 91 счастливого пятака, которые тульские студенты клали под пятку, сдавая экзамены. Говорят, перед сессией тульские студенты приходят потереть бесхвостого дракончика и положить пятачок, веря в успешную сдачу сессии. И помогает!

Дракошу неоднократно крали. Он легкий, всего 10 кг, унести его несложно. К счастью, его всегда находили поблизости.

Тула, ул. Советская, 8

Торжественное открытие этой скульптуры состоялось 15 апреля 2016 года. Она представляет собой макет центральной части Тулы образца 1913 года. Эта территория ограничена ул. Советской с запада, юга и востока, Тульским оружейным заводом и рекой Упой — с севера.

Центральные элементы — Тульский кремль и Успенский собор с колокольней, высота которой 27 см. Это самое высокое здание макета. Всего же здесь более 30 зданий, все подписаны.

Скульптура появилась в Заречье в 2014 году, она из бронзы и представляет собой сцену чаепития. За столом мужчина играет на гармони, женщина с улыбкой слушает музыку. У стола — кот и пёс. Уютно! Кстати, гостям здесь рады: у стола стоит незанятый стул, а на столе — свободная чашка чая. Участником тульского чаепития можно стать запросто!

Скульптуру открыли 30 мая 2018 года, приурочив к 300-летию российской полиции. Изначально городового хотели установить возле здания УМВД, но передумали.

Городовой не уникален — такие скульптуры, только статичные, есть в Омске и Адлере, Калуге и Елабуге. А наш тульский бронзовый страж правопорядка запечатлен в движении, рядом с ним — юный житель города. При создании образов автору Марине Логуновой позировали туляки.

Вам нравятся тульские памятники? Какой больше всего? Расскажите в комментариях истории, с ними связанные. А мы продолжим!

Памятник народному умельцу прославленному в рассказе Н.С.Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Олицетворение всех тульских мастеров.

У литературного Левши был реальный прототип - мастер тульского оружейного завода Алексей Сурин. Изначально талантливый самоучка, Сурин был отправлен в Англию на обучение. А после, указом Екатерины II стал главным механиком императорского Тульского оружейного завода. Он многое сделал для развития завода и был отличным мастером своего дела.

Левша изображен в рабочей одежде тульского мастерового-оружейника. В левой руке держит кузнечный молоток, а в правой - подкованную блоху. На постаменте выбиты цитаты из произведений русских писателей, в том числе, самого Н.С.Лескова

Памятник изготовлен в 1989 году ко дню 50-летия завода Тульского машиностроительного завода (он расположен напротив через дорогу). В 2009 году памятник передали в дар городу и поставили здесь на набережной реки Упы.

Отзывы

А знаете ли вы что.

Цитата из "Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе" Н.С.Лескова: "Положили блоху, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее
стекло, так весь и просиял -- взял левшу, какой он был неубранный и в пыли,
неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и
сказал:
-- Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите,
пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!"

Достопримечательности рядом


89 м


298 м


389 м

Жилье рядом


857 м


1106 м


1208 м

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Городские научные чтения детей младшего школьного возраста

Автор Серова Полина

Класс/возраст 3а класс / 9 лет

Научный руководитель Мартынова Т.А .,

учитель начальных классов

II .1. Левша и его прототип……………………………………. 5-6

II .2. История современной подкованной блохи……………….6-11

II .3. Где похоронен тульский Левша………………………….11-12

II .4.История создания памятника Левше в Туле……………..12-14

II .5. Школа тульских миниатюрных механизмов……………..14-15

II .6.Леворукие люди: их особенности…………………………16-17

II .8. Наши творческие планы, посвященные Левше, и их осуществление…………………………………………………….21-23

I .Введение

Однажды наш класс отправился на экскурсию по Туле. Какой красивый наш город! Сколько интересных мест мы посетили. Во время экскурсии мы познакомились со многими достопримечательностями, памятниками нашего города. Но один памятник запомнился мне больше всех остальных – памятник Левше. Экскурсовод поинтересовалась, что мы знаем о Левше, какую пользу он принёс и чем прославил наш город и государство. Очень мало ребят знали что-то об этом легендарном герое. Меня заинтересовало: был ли настоящий Левша, как он подковал блоху, если ли у него прототип, есть ли ещё мастера, похожие на него, его последователи?

Я решила больше узнать об этом герое с помощью литературы, Интернета, посмотреть, есть ли фильмы и мультфильмы о Левше, познакомиться с мастерством тульских оружейников, выяснить, почему у тульского мастера было такое прозвище – Левша, поделиться своими находками с одноклассниками, расширить и углубить их знания о Тульском Левше. Так я примерила на себя роль юного исследователя.

Вместе с учителем мы придумали тему исследовательской работы

Цель нашего исследования – выяснить всё о том, кого называли легендарным

Левшой, и о том, чем он знаменит.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи :

Осуществить поиск материалов о Левше в библиотеке, в сети Интернет.

Изучить литературу по теме.

Посетить места Тулы, связанные с историей Левши, с его именем.

Выяснить, существовали ли подобные Левше мастера в Туле, или он был такой один.

Провести анкетирование в школе с целью выявления, что знают ребята о Левше, и много ли в нашем классе, школе левшей.

Узнать особенности леворуких людей и выяснить, являются ли леворукие люди особенными и более талантливыми.

Собрать книги, фотоматериалы, рисунки по теме. Подготовить для ребят нашего класса презентацию о Левше.

Найти и посмотреть мультфильмы или фильмы о знаменитом мастере.

Объектом нашегоисследования стал образ легендарного Левши.

Предметом исследования: польза мастеровых для страны.

Гипотеза моего исследования: предположим, что Левша – настоящий человек, который когда-то жил и работал в Туле и своим мастерством прославил Тулу и Россию.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования :

Изучение литературы по теме.

Беседы с компетентными людьми.

II . Основная часть.

Я стала расспрашивать свою учительницу, о том, про кого этот сказ мог быть написан, и учительница рассказала, что у Левши, скорее всего, был прототип, и человек этот – Сурнин Алексей Михайлович. Мама помогла найти мне информацию про Сурнина в сети Интернет, и я узнала, что Сурнин Алексей Михайлович был родом из тульских оружейников, родился в 1767 году. В 1785

году вместе с Яковом Леонтьевым Сурнин был отправлен в Лондон для совершенствования своего мастерства. Сурнина и Леонтьева определили в пансион изучать английский язык и рисование. Но деньги на содержание мастеров из России высылали очень нерегулярно, поэтому обучение Сурнина и Леонтьева в Англии сильно затянулось. Сурнин считал, что будет гораздо более полезным, если он обучится чему-нибудь новому в оружейном деле. С большим трудом удалось определить Сурнина к "первому оружейному мастеру" Генри Ноку, а Леонтьева - к ДурсуЭггу. Сурнин мог подробно изучить и новейшие образцы оружия, и процесс их изготовления. Сурнин получил заслуженное признание среди английских оружейников. В начале 1792 года Алексей Михайлович Сурнин после долгих лет, проведенных на чужбине, прибыл в Петербург. В 1983 году в фондах Ивановского историко-краеведческого музея обнаружен дорожный пистолет с надписью "Патент А. Сурнина" - единственное дошедшее до нас его изделие. Алексей Михайлович Сурнин - это вышедший из народа талант, который боролся с застарелыми предубеждениями, отстаивая свое право на творческий труд для блага Родины. Сурнин в июле 1792 году был оставлен в Туле, что совпадало с его желанием. Яков Леонтьев, второй мастер, остался в Англии, но ничем хорошим это для него не обернулось. Сурнин же, напротив, много трудился на Оружейном заводе Тулы, совершенствовал огнестрельное оружие, придумал универсальный механизм, чтобы детали были взаимозаменяемыми. Долголетний опыт и знания обеспечили Сурнину известность и авторитет. Его жаловали императоры, знало сановное начальство. Алексей Михайлович Сурнин был женат на Ефросинии Ивановне Соколовой, у них было три дочери и три сына, и они жили в Чулковской слободе Тулы. Сурнин умер в 1811 году после тяжелой болезни и был похоронен на Чулковском кладбище Тулы, где издавна хоронили оружейников.

После посещения музея и беседы с заведующей образовательным отделом Тульского историко-архитектурного музея Зерновой Екатериной Сергеевной, я узнала, что это чудо сделал современный нам мастер Николай Сергеевич Алдунин. Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке ЮжнаяЛамоваткаВорошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Алдунин – мастер микроминиатюры, то есть работы с микроскопическими изделиями.Однажды Н.С.Алдунинупришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. С.Лесков воспел и на весь мир прославил именно тульских

мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. У Н.С.Алдунина много потрясающих работ, например таких:

Танк Т34/85.Расположен на продольном срезе яблочного зерна. Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы.

Караван верблюдов в игольном ушке. Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы.

Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 — 7 часов подряд. Когда приступалк работе , п овязывал голову платком и надевал одежду из хлопка, так как микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом — она, как живая, прыг куда-то в сторону. Потом, прежде чем начать, пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки.Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной

Нам, конечно, не удалось сфотографировать блоху в микроскопе, которую мы видели в музее. Но в сети Интернет мы нашли фотографию еще одной блохи, которую сделал Алдунин для частной коллекции, эта блоха, в отличие от музейной, еще и с седлом и со стременами. Вот фотография блохи из частной коллекции.

Блоха, которая находится в Тульском историко-архитектурном музее, была сделана Н.С.Алдуниным по заказу города Тулы специально для Тулы. К сожалению, мастер, у которого было множество чудесных изделий и творческих планов, умер в 2009 году.

В этом музее можно купить на память открытку, изображающую механическую блоху, какой она могла быть, какой она могла быть сделана англичанами.

Инициалы литейщиков и номер цеха, а также год отлива мы увидели изнутри на фартуке Левши.

Мы сфотографировали памятник со всех сторон, на его постаменте выбиты цитаты русских писателей, рассказывающих о мастерстве русских ремесленников.

II.5. Но до 2014 года Тульская подкованная блоха хранилась не в городском Тульском историко-архитектурном музее, а в музее оружия, рядом с коллекцией миниатюрного оружия.

В экспозиции Тульского музея оружия есть уникальное миниатюрное оружие. В Туле существовала традиция изготавливать такие образцы. Например, в 1845 году цесаревичу Александру Николаевичу были подарены пара пистолетов и сабля общим весом около

6граммов, выполненные 82-летним тульским мастером Андреем Медведевым. Наследник престола, в свою очередь, пожаловал мастеру золотые часы и сто рублей серебром. Зародившись во второй половине XIX столетия, традиция изготовления миниатюрного оружиясохранилась и до сегодняшнего дня.В 90-е годы XIX столетия были изготовлены два маленьких шестизарядных шпилечных револьвера системы Лефоше калибра 1 миллиметр. Каждый из этих удивительных образцов помещается в спичечной коробке. Револьверы снабжены маленькими патронами. При выстреле из револьвера длиной всего 4,5 см пуля пробивает бумажную мишень на расстоянии до 5 шагов. У одного из этих образцов рукоятка сделана из белого перламутра, у другого рукоятка – роговая. Изделия исполнены с поразительной ювелирной тонкостью. Это действующие модели, которые в точности воспроизводят уставные образцы оружия в масштабе 1:6.

Миниатюрные изделия оружия были изготовлены учащимися Тульской оружейной школы под руководством опытных мастеров. Школу создали на Тульском оружейном заводе в 1869 году, и она была призвана обеспечить непрерывный прирост кадров. В ней обучались дети рабочих от 18 до 20 лет, общее количество учащихся составляло 120 человек. Это мы узнали в музее оружия. А еще, немного познакомившись с книгой уже упоминавшегосяР.В.Клянина, стало понятно, что Н.С.Лесков в своем сказе о Левше не отступил от жизненной правды, вековые традиции чудесного ремесла сохранились в Туле, на Урале, в Павлове, в Новокузнецке, на Украине, и Р.В.Клянин приводит много примеров подобных чудесных изделий в своей книге.

хотя в таком случае она окажется скрытой для пользователя-левши. Кроме того, ручки часто штампуются в сторону, обратную для левши, следовательно, ему их неудобно держать, и частое применение таких ножниц может привести к серьёзному дискомфорту.Многие модели компьютерных мышей пригодны только для пользования правой рукой. На многих рабочих местах, оборудованных компьютером, мышь расположена с правой стороны, делая неудобным её использование для левшей (тем не менее некоторые исследования показывают, что правша, держа мышь в левой руке, работает в итоге быстрее). Линейки также могут вызывать трудности в использовании, так как начало отсчета расположено с неудобной стороны и левшам приходится переворачивать их вверх тормашками. Кухонные ножи европейского стиля являются симметричными, в то время как японские кухонные ножи имеют усечённое асимметричное лезвие; модели для левшей редки, и обычно их необходимо специально заказывать.

II .7. С помощью моей учительницы Татьяны Алексеевны мы провели опрос в начальных классах нашей школы. У нас было две анкеты. (Приложение 1) Первая с вопросами о том, что знают о Левше ребята, вторая анкета помогла нам узнать количество левшей в начальной школе и их способности.

Читайте также: