Памятник деревянного зодчества сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Недавно в карельской Кондопоге сгорел уникальный деревянный храм 18 века постройки. Власти пообещали восстановить архитектурный памятник. А мы решили напомнить, что в России (пока еще) есть довольно много деревянных шедевров. Пока их не разрушили время и вандалы, нужно срочно ехать смотреть.

Из дерева раньше строили все: храмы с 25 куполами, сибирские остроги, терема и избы. Где увидеть то, что сохранилось?

Проще всего в музеях под открытым небом. В свое время деревянные шедевры свозили туда из окрестных деревень. Надо ли было лишать местных жителей красоты - вопрос. Но памятникам переезд реально продлил жизнь. Во-первых, реставрация и уход, во-вторых, охрана и строгая противопожарная безопасность. Туристам удобно: можно за день увидеть храмы и часовни разных веков и стилей, и даже целые деревни – с домами, мельницами, амбарами и колодцами.

Есть и памятники, которые до сих пор стоят на своих родных местах, чудом пережив революцию и войны. И у них своя атмосфера и своя красота, на музейную не похожая. То ли в пейзаже дело, в который эти церкви вросли, как будто у срубов есть корни. То ли сконцентрированы в них жизни и чувства людей, живших тут сто, двести, триста лет назад.

Ехать в первую очередь надо на север – в Архангельскую область и Карелию, на Вологодчину и Новгородчину. Поближе к столице – Суздаль (кстати, и прямо в Москве, в Коломенском, можно увидеть церковь Георгия Победоносца 1685 года, перевезенную из Архангельской облаcти). Подальше – в Сибирь. К примеру, в музей "Тальцы" под Иркутском. И да, конечно, это далеко не все деревянные шедевры страны.

А сгоревшую церковь в Кондопоге, может быть, и восстановят когда-нибудь.

Кижский (Спасо-Преображенский) погост – единственный в России памятник деревянной архитектуры, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самая впечатляющая – Преображенская церковь, у которой две даты рождения: 1694 году возведена, в 1714-м перестроена. Специалисты ее считают сложнейшей конструкцией русского деревянного зодчества. Высота 37 метров, три яруса, 22 купола – в голове не укладывается, как такую красоту можно вырубить топором из сосен, берез и осин! Уже несколько лет памятник реставрируют, церковь частично закрыта лесами, но скоро работы завершатся.

В погосте еще одна церковь, Покровская, с девятью главками, и совсем юная колокольня, ей "всего" 140 лет. Весь ансамбль стоит именно там, где и был построен изначально. Вокруг него был создан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник под открытым небом: больше 70 деревянных домов, часовен, мельниц, амбаров и бань, русских и карельских, привезенных со всей Карелии. Музей расположен на острове Кижи в Онежском озере, кругом вода и зеленые берега.

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек.

Именно поэтому отношение россиян к дереву особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Некоторые из этих обрядов заимствованы православной культурой.

1. Древесина в домостроении

Хороший дом — это добротное строение, служащее защитой от непогоды и зимней стужи, это уютное гнездышко, проживание в котором приносит радость, это, наконец, продуманное в архитектурном плане сооружение, украшающее своим внешним видом прилегающую территорию.

Человек, решивший построить собственный дом, должен прежде всего принять решение, из какого материала он будет возводиться. Конечно, каменные и кирпичные здания отличаются своей прочностью и долговечностью, однако многие, особенно наши соотечественники, предпочитают строить деревянные дома. Основное преимущество деревянного дома состоит в том, что древесина является живым материалом, который обладает своей энергетикой, что положительно сказывается на самочувствии проживающих в таком доме людей. Даже срубленное дерево продолжает дышать, излучать энергию тепла, повышать тонус жизни, защищая человека от вредных излишеств современной цивилизации. Из древесины на Руси строили все: храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, крестьянские избы и бани. Это же относится ко всякого рода хозяйственным постройкам, включая колодцы. Какие же факторы еще, кроме перечисленных выше, говорят в пользу деревянных строений?

2. Памятники русского деревянного зодчества

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким – даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова – Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.

Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями.

3. История деревянного зодчества

Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство жилья на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строений, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.

До наших дней дошли в основном памятники и образцы традиционного жилья или документальные материалы по этим постройкам, относящиеся к концу XIX века (рис. 1).

Рис. 1. Деревянный дом Русского Севера конца XIX века

В отличие от крестьянского жилья или памятников деревянного храмового зодчества, большие хоромы или дворцы до нас, к сожалению, не дошли, за исключением случайно уцелевших усадебных построек, находящихся сегодня в ужасающем состоянии. Сведения о более ранних периодах формирования жилища мы черпаем из археологических материалов, картин знаменитых художников или исторических рукописей.

Со временем все чаще стали появляться наземные постройки, обустроенные верхними ярусами, мансардами и мезонинами. В регионах с долгими снежными зимами дома старались поднять как можно выше над землей, что защищало сруб от влаги и давало дополнительную площадь для хранения припасов и содержания домашнего скота.

С течением времени строительные приемы совершенствовались. На Руси известно более 50 типов срубов. К простейшим типам построек можно отнести четырехстенки. Для пристройки двора или хозяйственных помещений делали выпуски бревен, к которым прирубались сараи, амбары и т.д. Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличения размеров дома ставили рядом несколько срубов или применяли многоугольные (шести- или восьмиугольные) или крестообразные в плане здания. Особенно часто такие приемы использовали при строительстве церквей. Наиболее распространенными были пятистенки — усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу, разделенную поперечной стеной. Таким образом получали две части дома: большую жилую с печью, хорошо освещенную, и меньшую –сени, соединяющие жилье с хозяйственной частью. Если сени прирубались отдельно, то обе части пятистенка использовались под жилье. Шестистенки разделялись двумя стенами в разных направлениях, образуя четыре самостоятельных помещения. Количество жилых помещений (а отсюда и тип сруба) зависело от состава семьи и материального достатка.

Издавна на Руси дома крыли гонтом, бедные семьи для кровли использовали солому. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и особенно часто из ели. Правильно изготовленный гонт носит название колотого гонта. Для получения этого кровельного материала использовали ровные части ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями с минимальным количеством сучков и длиной 60 см. Кололи гонт в радиальном направлении. Для этого топором и молотком от поленьев отделяли клиновидные части толщиной 2 см. Каждый клин обрабатывали двуручным резаком до получения детали каплевидной формы толщиной около 1 см. Специальным инструментом — гонтовым стругом — вырезали паз и полученные таким образом элементы сушили в течение шести месяцев. Предварительно гонт пропитывали антраценовым маслом, а после устройства кровли ее покрывали краской.

XXI век поставил перед домостроителями совершенно новые задачи. Применение высокоэффективных строительных материалов и конструкций позволило воплотить на более высоком уровне традиционную для России архитектурно-строительную систему деревянного домостроения: из массивной древесины (со стенами из профилированного бруса и оцилиндрованных бревен); каркасное и панельное.

Наиболее перспективным считается каркасное домостроение, являющееся одной из самых гибких систем индивидуального строительства. Оно дает большие возможности для создания разнообразных архитектурно-планировочных решений, высокого эксплуатационного качества и ремонтопригодности. Немаловажным фактором, говорящим о преимуществах каркасного домостроения, является его дешевизна. К примеру, для соблюдения современных требований по теплосопротивлению (для условий Московского региона) наружная стена должна иметь толщину: при строительстве из бруса — 50 см, из кирпича -150 см, а из деревянного каркаса — всего 15 см. Последние исследования в области домостроения говорят, что применение каркасной технологии в качестве несущей конструкции, снижает себестоимость одного квадратного метра жилья на 40-50%. А экономика — наука упрямая, и экономически дешевое жилье становится все более перспективным.

4. Зодчество России: проблемы спасения

Еще в XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. Теперь этот огромный пласт строительной и художественной культуры находится на грани полного исчезновения. Уже не существует более 80 % храмов, зафиксированных до Октябрьской революции. Только за последние годы в Архангельской области погибли Рождественская церковь (1763 г.) в селе Бестужеве на реке Устье, церковь Двенадцати апостолов (1799 г.) в селе Пиринемь на Пинеге, полностью сгорели ансамбли Усть-Кожского и Верхнемудьюжского погостов (XVII — XVIII вв.) на реке Онеге, обрушилась церковь Трех святителей (1782 г.) на Ваге — последний памятник некогда весьма значительного Богословского монастыря. Рухнул шатер Никольской церкви (1670 г.) в селе Волосово Каргопольского района, стоит без кровли Предтеченская церковь (1780 г.) в селе Литвинове на Ваге. В 2004 году сгорела знаменитая Спасская церковь на сваях (1628 г.), перевезенная из волжского села Спас-Вежи на территорию Костромского музея, погибла башня Якутского острога (1683 г.) — один из последних подлинных памятников деревянного крепостного зодчества… Этот скорбный список, к сожалению, имеет длинное продолжение.

Вызывает тревогу состояние деревянных храмов XVI — XVIII вв. Ленинградской области, без которых невозможно изучать русскую деревянную архитектуру. Она представлена здесь чуть ли не самыми древними церквами клетского типа в Юксовичах (Подпорожский район) и Лиственке (Бокситогорский район), отличающимися высокими художественными достоинствами. Шатровые церкви в Согиницах и Гимреке, являясь редкими образцами прионежской школы, относятся к следующему этапу развития народного зодчества, а десятистенная церковь в Важинах или шестистенная колокольня в Согиницах, по существу — единственные в своем роде сооружения подобного рода. Расположенная неподалеку церковь в Щелейках знаменует собой относительно поздний этап в истории деревянного зодчества. Ансамбль же Волнаволокского погоста (Подпорожский район) — один из немногих на российском Севере, сохранявший все три постройки, сгорел три года назад.

К концу прошлого века гибель памятников деревянного зодчества приобрела лавинообразный характер. С глубокой болью можно утверждать, что в ближайшие 10-15 лет в сельской местности они исчезнут полностью, возможно, лишь за исключением нескольких церквей и часовен, находящихся ныне в удовлетворительном состоянии, и тех, что перенесены в музеи под открытым небом. Из-за почти полного отсутствия бюджетного финансирования, неумения, а часто и нежелания местных властей что-либо предпринимать, остановились даже те немногие работы, которые были начаты несколько лет назад. Один из примеров — упомянутая церковь в Согиницах. Нет нужды говорить, сколь губительна такая остановка для памятника. Однако даже после реставрации памятники нуждаются в постоянном уходе. Так, уже более 20 лет не чинили кровли на церквах в Щелейках и Гимреке, в 1980-х гг. приведенных в порядок. Вовремя не устраненные протечки ведут к быстрому разрушению бревен, и вскоре потребуются сложные и дорогостоящие работы по замене сгнивших венцов сруба. Пример тому — пятишатровая Троицкая церковь в Неноксе (1727 г.) Онежского района Архангельской области.

Гибель самой оригинальной части нашей национальной культуры — еще не осознанная обществом катастрофа. Ее основные причины следующие: приближение предельного возраста жизнеспособности жилых построек, возведенных более ста лет назад, и культовых, построенных более двухсот лет назад; многочисленные пожары и почти полное отсутствие какой бы то ни было противопожарной защиты; целенаправленное разрушение церквей и часовен в 1930-1950-х гг.; резкое изменение бытового уклада крестьянской жизни после коллективизации; несмотря на принятие нового закона об охране культурного наследия, отсутствие действенного законодательства в области охраны памятников; недостаточное в прошлом финансирование государством ремонтно-консервационных работ на памятниках деревянной архитектуры и почти полное прекращение их теперь; отсутствие службы постоянной поддержки даже выдающихся памятников. К тому же теперь, после бездумного разделения органов охраны объектов культурного наследия на региональные и федеральные, памятники просто-напросто остались бесхозными: у семи нянек дитя без глазу.

Критерий подлинности за редкими исключениями не был определяющим при принятии реставрационных решений. Реставрация методом полной переборки, осуществленная на изначальных местах, отличалась лишь тем, что памятник оставался в родной для него среде. Конечно, в ряде случаев переборка являлась единственным способом спасения гибнущего храма, но до сих пор не выработано строго объективных критериев для решения этого острого вопроса.

В 1960-1980 гг. в европейской части России были созданы следующие музеи под открытым небом: на острове Кижи в Карелии, в Малых Корелах под Архангельском, в Витославлицах под Новгородом, в Подмонастырской слободе около Ипатьевского монастыря в Костроме, в Хохловке под Пермью, около Кремля в Суздале, около Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, в селе Василеве под Торжком (Тверская область) и на Щелоковском хуторе под Нижним Новгородом, в д. Семенково под Вологдой.

К сожалению, не получили у нас развития национальные парки — несравненно более совершенная форма сохранения культурного и природного наследия. В этом отношении счастливым исключением является Кенозерский национальный парк, где, кстати сказать, осуществляется плодотворное сотрудничество с норвежскими реставраторами.

Между тем как раз именно Норвегия, где сохранились деревянные церкви XII- XIII вв., дает нам пример бережного и заботливого отношения к этой наиболее хрупкой части своего культурного наследия. Там понимают, что их деревянная архитектура — это предмет национальной гордости, привлекающий туристов со всего мира, ибо такого рода памятники, отличающиеся высочайшими художественными достоинствами, сохранились лишь в двух странах Европы — у них на родине и в России.

Для спасения остатков деревянного зодчества в нашей стране необходимо принятие ряда экстраординарных мер. Вот основные из них:

1. Проведение тщательной фиксации (мониторинга) гибнущих памятников по специально составленной программе;

2. Разработка программы первоочередных противоаварийных мероприятий с целевым государственным финансированием и льготами для всех организаций и лиц, подключенных к выполнению этой программы;

3. Создание временного комитета по спасению с широкими полномочиями;

4. Временный отказ от реставрации памятников деревянной архитектуры (за редкими исключениями, к каковым относится, например, знаменитая Преображенская церковь в Кижах или Ильинская церковь в Ципино, около Ферапонтова, где уже идут реставрационные работы) во имя сосредоточения сил и средств только на противоаварийных работах на самых неблагополучных объектах;

5. Срочное утверждение государственных расценок на реставрационные работы, соответствующие уровню цен 2008 года;

6. Создание плотницких центров (школ) и бригад для проведения таких работ;

7. Признание того факта, что правильно устроенная обшивка увеличивает долговечность сруба, а потому в ряде случаев необходимы ее ремонт и даже восстановление;

8. Для противоаварийных работ разрешать производить заготовку лесоматериалов в порядке рубок ухода в лесах 1 категории;

9. Принятие мер для развития и поддержки системы национальных парков в местах наибольшего сосредоточения памятников;

10. Создание на основе двустороннего сотрудничества со странами Скандинавии — Финляндией и другими — совместных бригад как для фиксации гибнущих памятников, так и для проведения противоаварийных работ, используя успешный опыт сотрудничества с Норвегией.

Разумеется, названные предложения могут быть уточнены и расширены. Однако надо признать, что неосознанность обществом и властными структурами трагичности положения делает принятие перечисленных мер весьма маловероятным делом. В таком случае для сохранения памяти о гибнущем зодчестве особое значение приобретает первое предложение — создание банка данных по максимально широкому кругу построек, что не связано со значительными материальными затратами. При этом важно систематизировать уже накопленный материал (в частности, многочисленными экспедициями для составления Свода памятников). Кстати, такая работа была начата в Ленинградской области около четверти века назад, но, к сожалению, не доведена до конца. Создание систематизированного банка данных наряду с сохранением в музеях подлинных элементов гибнущих памятников представляется задачей реальной даже в нынешних неблагоприятных условиях. Такого рода работа под эгидой ЮНЕСКО могла бы стать одной из главных задач для реставрационных организаций, музеев под открытым небом, специализированных учебных заведений, а собранные материалы в будущем явились бы основным источником для строительства копий погибших шедевров.

Бездействие же с неизбежностью приведет к тому, что от народного зодчества, этой яркой и оригинальной страницы не только в истории русской, но и мировой культуры, не останется достаточно полных сведений. Мы — последнее поколение, которое еще может выполнить эту поистине историческую задачу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В этой работе рассмотрена культура деревянного зодчества на Руси, виды сооружений, их назначение, эволюция форм. Также затронуто устройство безгвоздевых построек, приведены некоторые термины и их значение

Архитектура является материальной частью культуры любого народа. Очень часто мы оцениваем уровень развития культуры общества в целом по его архитектуре. Мы едем в далекие страны, чтобы посмотреть старинные здания и города, восторгаемся ими, удивляемся, но при этом забываем что в нашей стране тоже были созданы замечательные образцы архитектуры. Особенно, надо обратить внимание на памятники деревянного зодчества, которым требуется наше внимание и заботливое отношение.

- они были функциональны, прочны и отличались особенной суровой и простой красотой.

Во-вторых, следует осознать то угрожающее положение, в котором русская деревянная архитектура оказалось в последние десятилетия. С конца XIX в. наблюдается курс на уничтожение деревянных памятников: сначала отсутствие понимания их ценности, повлекшее за собой разборку старинных храмов; затем целенаправленное их уничтожение в годы советской антирелигиозной кампании и вымирания деревни.

На протяжении столетий искусство деревянного строительства развивалось, достигнув своей вершины в ХV111 веке. К этому времени относятся великолепные православные храмы в Кижах

К сожалению, деревянные памятники архитектуры хрупки и не долговечны. Они требуют к себе особого внимания и заботы. Это самобытное наследие России, которое может и должно не только связывать нас с прошлым, не дать оторвать нас от родной культуры, но и может приносить значительный доход государству.

Жилые дома – это первичный тип построек у любого народа, служившие от защиты от непогоды. Жилище постепенно развивалось от шалаша к землянке, а от нее к наземному срубу. Но полностью старые формы не исчезали, а меняли свое назначение. К примеру, деревянные черные бани, которые, по мнению исследователей, представляют ранний тип жилища

Дома имели достаточно сложную систему безгвоздевого крепления конструкции. Гвозди неприменяли по двум причинам: во-первых, это его дороговизна железа и его дефицитность, а второе это сокращение срока службы древесины.

Крепостные сооружения Древней Руси не только играли огромную роль в истории страны, но и представляли собой великолепные произведения архитектуры. Все наши представления о крепостном деревянном зодчестве сложились благодаря археологическим раскопкам, летописным источникам и редким сохранившимся образцам сооружений сохранившихся до наших дней. Наиболее известные из них – башни сибирских острогов и проездная башня Николо-Карельского монастыря, относящаяся к 17 веку.

Уже к 13 веку искусство строительства крепостей достигло таких высот, что вызывало восхищение у современников, однако дальнейшее их развитие было надолго приостановлено монголо-татарским нашествием и началось возрождаться в 15 веке.

Во времена Ивана Грозного деревянные укрепления применялись очень широко. При требовании к быстрому сооружению укреплений в стратегических районах альтернативы деревянной крепости не было. Интересна для нас история города Свияжска. После двух неудачных попыток взятия Казани, причиной которых было отсутствие опорных пунктов вблизи, была принята остроумная идея, срубить крепость, в отдалении от Казани, и тайно сплавив её по реке, собрать в непосредственной близости от города. Сборка стен, башен, амбаров, домов и церквей заняло всего четыре недели, а ведь крепость Свияжск по размеру была больше чем укрепления Пскова, Новгорода Великого и также Московского Кремля. В стенах Свияжска было восемнадцать башен и устроено семь ворот, внутри находилось десять церквей, пятьсот дворов и административных зданий. Хотя сам метод сборного строительства был не нов, но современников поражал масштаб и скорость возведения города.

Пожалуй, этот тип построек является самым интересным в связи со своим многообразием, красотой. Деревянные церкви строили по всей Руси, но сохранились в основном храмы на севере России. Здесь, на стыке двух культур русской и карельской, взаимно обогативших друг друга, были созданы величайшие произведения русского крестьянского зодчества. Благоприятные условия для этого создала некоторая отдаленность этих земель от центра России. В северном крае не было распространено крепостничество, которое в центральной России привело к обнищанию крестьян и общему упадку крестьянской культуры. К тому же церковь ревностно относилась к соблюдению канонов при строительстве каменных церквей, но снисходительно смотрела на деревянные храмы, что позволило зодчим привносить свои элементы. Так в 18 веке были созданы самые известные на сегодня памятники русского деревянного зодчества, Покровская церковь в селе Анхимово (сгорела в 1962 г.) и архитектурный ансамбль из двух церквей, Преображенской и Покровской, и колокольни в Кижах .

Но предшествовал этому долгий этап эволюции в строительстве храмов. Начиналось все с клетских часовен и церквей. Это наиболее древние культовые сооружения, которые произошли по всей вероятности от языческих храмов.

Самая древняя, из сохранившихся сооружений клетского типа, церковь Лазаря из Муромского монастыря, (сейчас перевезена в музей деревянного зодчества в Кижах) по преданию построена новгородцами во второй половине 14 века . Её древность подтверждается рядом технологических приемов, которые отличают ее от более поздних построек. Так паз в бревнах был выбран сверху, такая припазовка встречалась при раскопках в Новгороде на срубах 11-12 века. В известных церквях 15-16 веков такой способ уже не применялся, пазы выбирали с нижней стороны бревна. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной миниатюрой.

В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный придел. В Кижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан. Самыми распространенными сооружениями клетского типа являются многочисленные часовни, мало поменявшие облик с древних времен.

Позднее, в следствии развития деревянной архитектуры, формы зданий усложнялись, зодчие стремясь добиться большего величия храмов, стали добавлять на четверик (четырехугольный сруб) восьмерик (восьмиугольная форма сруба), ещё одна цель этого нововведения подвести сруб под купол. В результате увеличилась высота храма, его монументальность, формы стали более утонченными, проработанными.

На примере этого памятника можно проследить эволюцию построения шатровых храмов и развитие их форм в русле общерусских архитектурных преобразований.

В конце XVIII века рядом с церковью была сооружена монументальная колокольня, а позднее, где-то в конце XVIII—начале XIX века, первоначальное крыльцо и сени церкви были разобраны и вместо них сделаны ныне существующие сени и крытый переход на колокольню, совмещенный с новым, более парадным крыльцом-галереей. Эти, сравнительно поздние части памятника, были выполнены в устойчивых традиционных формах и органично включались в образный строй уже существовавших церкви и колокольни, обогащая их объемно-пространственную композицию.

Нарушение образной целостности памятника произошло лишь после последней, четвертой по счету его перестройки, когда он стал жертвой формалистических искажений, типичных для конца XIX века.

Еще один замечательный образец шатрового зодчества Успенский собор в Кеми, построенный в период с 1711 по 1717 год, состоящий из трех храмов башен, группирующихся вокруг обширного помещения трапезной. По своему назначению трапезная при северных церквах была гражданским помещением и служила главным образом для нужд населения погоста. Была местом встречи, на котором жители погоста и входящих в его состав сел и деревень решали свои насущные житейские дела. Здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, принимали подати, заключали торговые сделки, выбирали должностных лиц и т. п. Здесь же, у крыльца церкви, публично наказывали провинившихся.

Собор монументален и при этом достаточно высотен. Абсолютная высота храма Успения, главного в соборе составляет 35 метров. А два рядом стоящих, Зосимо – Савватиевский и Никольский храм имеют высоту 23,5 метра. Несмотря на то, что Успенский собор состоит из трех башен храмов, он производит целостное впечатление. Это достигается однотипностью форм и общим горизонтальным членением.

До середины 17 века каменное и деревянное зодчество в России развивалось параллельно, но уже к концу этого века, в центральной России деревянное строительство попадает под влияние каменной, теряя свою самобытность. Иная ситуация сложилась на севере, где при сохранении традиций, деревянное зодчество продолжало развиваться, что привело к созданию таких замечательных памятников архитектуры как Покровская и Преображенская церкви.

Прообразом Покровской церкви послужила Предтеченская церковь в селе Шуя, ныне утраченная. Она состояла из двух восьмериков на четверике, на углах четверика при переходе на восьмерик стояли бочки увенчанные главами. Второй ярус глав располагался на крестчатой бочке, перекрывающий нижний восьмерик. Венчала все сооружение центральная самая большая глава. Таким образом, три яруса главок вписанные в пирамиду, создавали своеобразное навершие храма. Композиционные принципы, использованные в Предтеченской церкви, получили развитие в Покровской церкви села Анхимово. Она также состояла из двух восьмериков, к нижнему восьмерику примыкали четыре прируба. Таким образом, основной объем храма представлял собой, традиционное для русского севера сооружение.. Западную часть сооружения охватывала пятистенная трапезная с парадным крыльцом. Прирубы по высоте образовывали два уступа, перекрытые бочками с главками. Поднимавшиеся выше верхнего уступа грани восьмерика венчались третьим ярусом главок на бочках. Последний, в свою очередь венчался крестчатой бочкой и центральной главой. Кроме того, три главки стояли на алтарных бочках, так что в итоге было всего двадцать глав.

Покровская церковь одна из немногих, имена строителей которых известны. На доске возле алтаря была прикреплена табличка с именами 75 плотников, из них 12 женщин. Особо были выделены два мастера, руководившие строительством, Петр Невзоров и Буняк. Покровская церковь производила сильное впечатление, но все же в её облике чувствовалась незавершенность. В Преображенской церкви, построенной через шесть лет в 1714 году строители, те же Невзоров и Буняк, исправили свои недочеты. Был добавлен третий восьмерик в качестве основании для центральной главы. Если в анхимовской церкви главки топорщились, как перья взъерошенной птицы, то в Преображенской церкви сокращение выноса бочек позволило сблизить главки между собой. Преображенская церковь наполнена внутренней динамикой взбегающих вверх главок, подчеркнутая монументальность органично соединилась с яркой высотностью, а почти сказочная нарядность многоглавия с четкостью силуэта.

Но Преображенская церковь еще более ценна в архитектурном ансамбле, где она играет роль первой скрипки. Самое удивительное в этой композиции то, что она создавалась разновременно, не по воле одного зодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет! Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее помещения-сени, трапезная, четверик и алтарь, имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частей церковного здания и подчинение их задачам культа.

Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются особой выразительностью, тонкими изысканными профилями всех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения. Покровская церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении с Преображенской.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда пора расцвета народного деревянного зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию. Архитектура нынешней колокольни далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы приближенно воспроизводит формы старой шатровой колокольни и восполняет традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.

Деревянное зодчество неотделимо от истории архитектуры, как последнее неотделимо от общерусской культуры. Время безжалостно стерло с лица земли эту наиболее хрупкую часть архитектурного наследия. Нет сегодня деревянных крепостей, малочисленны религиозные памятники, разрушаются бытовые деревянные памятники, кое-где даже целенаправленно. Но память поколений сохранила о них свидетельства. Летописные источники и архивные документы прошлых веков оставили их описания, которые время от времени дополняются археологическими находками. На основе исторических документов художники и архитекторы разных поколений предпринимали попытки представить изобразительными средствами образ крепостных сооружений древнерусских городов. Это стремление хоть как-то восполнить безвозвратно утраченные временем образы, характерно и для современных исследователей. Понимание того, что история зодчества - часть общечеловеческой культуры, часть истории народа, его героических и трудовых подвигов, заставляет исследователей искать и изучать, чтоб заполнить пробелы в истории русской архитектуры, ее недостающие звенья.

Деревянное зодчество в своем развитии прошло огромный путь - от примитивных сооружений, до великолепных, сложнейших в изготовлении храмов, деревянных дворцов и усадеб.

А крепости?, как мало мы знаем о них, но как много они значат для Руси, без них немыслимо само существование России, история которой наполнена постоянной борьбой и войнами. Оборонное зодчество прошло огромный путь в своем развитии, от земляного вала, до мощной крепости, созданной по последнему слову техники, в соответствии с достижениями военного искусства своего времени. Цепь крепостей, опоясавших северо-западные, южные и юго-восточные границы Русского государства, отражала достижения Руси в области фортификационного искусства. Многочисленные крепости разных типов, прекрасно проявившие себя в многочисленных войнах, свидетельствовали о передовом характере русской военно-технической мысли, выразившемся в достижениях в области сборного строительства. Деревянные крепости отражали также все достижения и в области архитектурно-художественной мысли, являясь концентрированным выражением многообразия форм и конструктивных приемов древнерусского деревянного зодчества. Они оказали большое влияние на процесс возникновения русских городов на новых местах, в новых условиях, где из небольших крепостей в дальнейшем развились крупные населенные пункты, а их планировка легла в основу планировочной структуры городов.

Из-за малочисленности, памятников деревянного зодчества (а некоторых типов, например, дворцы, нет и вовсе) и недостаточной их изученности невозможно пока представить полной картины его развития и выявить особенности. Но даже исследования, показанных в этом реферате зданий, убедительно свидетельствуют, что деревянное зодчество, представляет собой значительную, самобытную часть русской архитектуры. Деревянные крепости, с их эпической мощью и величественные храмы, небольшие, но сделанные с душою, и от того не менее ценные часовни - примеры яркого воплощения в архитектуре прогрессивных идей русского народа, его мастерства, мудрого понимания и чувства красоты.

Деревянные церкви. Кижи (доклад, 3 класс)

Кижи – это небольшой остров, настоящее восьмое чудо света. Знаменит остров своим архитектурным ансамблем, состоящим из колоколен и двух церквей. Этот памятник архитектуры - показатель высокого плотницкого мастерства. Им представлено истинно русское деревянное зодчество. С 1966 года там расположился исторический музей под открытым небом. В Кижи завозилось немало хозяйственных построек, домов, а также часовен из различных карельских местностей. Все это считается образцами искусства северных ремесленников. На острове расположилось несколько деревень. Этот населенный пункт имеет такое же наименование, как и остров.

Местонахождение Кижей

Остров Кижи расположился среди вод Онежского озера в Карелии. Архитектурный ансамбль Кижского погоста очень хорошо вписывается в окружающую природу. Слово погост в старину означало постоялый двор (от слова погостить), а сейчас со времен возникновения христианской веры, погост – это деревня, в которой есть церковь и прилежащее к ней кладбище. Остров расположился в 66 километрах от города Петрозаводска.

Интересные факты

По старинному преданию строительство на острове связано с именем Петра I. Царь, увидев бревна на погосте, подготовленные для строительства храма Преображения господня, лично зарисовал вид будущего храма. С тех пор постепенно возводились все новые и новые постройки из дерева. Кижи стали центром торговли и зодчества. Неустанно велись работы по иконописанию и переписыванию книг.

Интересным фактом является то, что все постройки были сооружены только при помощи топора, что называется, вырубывались: избы, хоромы, церкви.

Преображенская церковь является наиболее яркой среди других. Ее пирамидальный силуэт виден издали. Главы перемежаются одна с другой, придавая этим причудливо – сказочный вид.

Как добраться до Кижей

Зимой тяжелее добираться до острова. Доставка туристов в основном происходит на вертолете. В летний период - теплоходом из Петрозаводска. Из Москвы до столицы Карелии можно воспользоваться поездом или самолетом. Затем поездом до Петрозаводска, а далее теплоходом до Кижей, часто курсирующим между Петрозаводском и Кижами с ранней весны до поздней осени.


Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы.

Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.

На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.

На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ

Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.

Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

ячсмчясмсчям

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

Один из куполов Суздальского храма.

Один из куполов Суздальского храма.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

г. Суздаль Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.

г. Суздаль Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось - только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка - Сидозеро (Яковлевское) - Подпорожский район - Ленинградская область

Церковь Елисея пророка - Сидозеро (Яковлевское) - Подпорожский район - Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями - храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, - видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние - ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину. Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, - стильная красота церкви - спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Церковь Воскресения Христова из села Потакино.

Церковь Воскресения Христова из села Потакино.

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

Церковь Святого Георгия Победоносца.

Церковь Святого Георгия Победоносца.

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Ни единого гвоздя!

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Церковь Святого Николы в Великом Новгороде.

Церковь Святого Николы в Великом Новгороде.

9. Церковь Преображения Господня в Пермском крае

Церковь Преображения Господня в Пермском крае.

Церковь Преображения Господня в Пермском крае.

10. Церковь Воскресения Христова из Патакино

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова

11. Храм в Чухчерьме

Храм в Чухчерьме

Храм в Чухчерьме

12. Храм Владимирской иконы Божией , деревня Подпорожье

Храм Владимирской иконы Божией

Храм Владимирской иконы Божией

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье

Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, 1665 г/

Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, 1665 г

Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.

Храм Преображения Господня, деревня Нименьга, 1878 г.

Храм Преображения Господня, деревня Нименьга, 1878 г.

Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская

Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Материалы по теме

Московский Кремль - это, пожалуй, самый известный отечественный архитектурный комплекс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он насчитывает десятки самых разных по назначению сооружений. Вот только есть такие здания, которые по ряду причин до нас не дошли, оставшись лишь на старых фотографиях или упоминаниях в литературе.

С каменного века люди селились по берегам водоемов от Камчатки и до Крыма. Под лесами Смоленщины лежат жилища из костей мамонтов, в степях Южного Урала разбросаны следы жителей древней Страны Городов, а солончаки Астраханской области скрывают столицу Золотой Орды.

Древнейшая улица Москвы, люстра, переплавленная из украденного французами церковного серебра и старинные фрески, которые были спрятаны в течение нескольких веков. О чем надо спросить экскурсовода в Кремле, если он сам этого не расскажет.

А вот ещё:

Как давно люди начали воевать за землю?


Когда люди начали воевать? На этот вопрос сегодня исследователи не нашли точного ответа. Тем не менее, свидетельства вооруженных конфликтов и крупных стачек наших предков найдено не мало. Так, ученые выяснили, что борьба за богатые пищей земли началась, по крайней мере, 13 400 лет назад.

Когда люди начали воевать за территории

Hasan Almasi / Unsplash

Когда-то человек понял, что ради выживания можно нападать на соседей, и произошло это очень давно — в каменном веке.

Исследователи давно спорят, когда на Земле начались первые войны: при охотниках-собирателях каменного века или позже, между государствами (6000 лет назад). При этом известно, что убийствам людей людьми уже примерно 430 000 лет, но все находки говорят о частных случаях, а не о войнах.

Самая первая война на Земле произошла в доисторическом Судане?

Более чем за 8000 лет до возникновения египетской цивилизации охотники-собиратели уже воевали за богатую пищей долину Нила. По словам ]]> палеоантрополога Изабель Кревекёр, на скелетах взрослых, подростков и детей, раскопанных в 1960-х годах на древнем кладбище в Судане, известном как Джебель-Сахаба, есть травмы, полученные в результате постоянных стычек. Возраст останков — примерно 13 400–18 600 лет, и это самое древнее свидетельство конфликтов между людьми. Все это говорит в пользу того, что первая война на Земле произошла именно здесь.

Тысячелетия назад охотники-собиратели заселили территории нынешнего южного Египта и северного Судана. По мере того, как ледниковый период отступал, мест для успешной рыбалки и охоты становилось в этом регионе все меньше. Нехватка еды спровоцировала первую войну на Земле между племенами, считают исследователи.

Захоронение 117 в Джебель-Сахабе — одно из самых ранних официальных кладбищ в мире. Осколки и отщепы кремния, остатки стрел или другого оружия обнаружены вперемешку с костями 24 скелетов. На костях других скелетов обнаружили порезы. Зажившие раны также указывают на то,что конфликты были довольно частыми, возможно, из-за конкуренции за пищу и ресурсы.

Захоронение 117 в Джебель-Сахабе — одно из самых ранних официальных кладбищ в мире. Осколки и отщепы кремния, остатки стрел или другого оружия обнаружены вперемешку с костями 24 скелетов. На костях других скелетов обнаружили порезы. Зажившие раны также указывают на то, что конфликты были довольно частыми. Возможно, первые войны на земле велись из-за конкуренции за пищу и ресурсы.Wendorf Archive, British Museum

Из 61 скелета, найденного в Джебель-Сахаба и хранящегося в Британском музее в Лондоне, у 41 есть минимум одна зажившая или не успевшая зажить рана. В пользу версии, что именно здесь произошла первая война в мире говорит характерность увечий. По словам ученых, большая часть травм была нанесена каменными копьями, наконечниками стрел или во время рукопашных боев.

Кения — родина одной из первых войн на Земле

В 2012 году в окрестностях озера Туркана в Кении ученые под руководством британского археолога Марты Миразон Лар обнаружили массовое захоронение 27 древних людей. Пол выявить удалось лишь у 16 из них. Так, в захоронении оказалось по восемь мужчин и женщин. Кроме того, исследователи обнаружили останки шести детей и пяти взрослых. Исследователи заключили, что почти все эти люди, судя по состоянию их останков, позе и манере захоронения, умерли насильственной смертью. Получается, что одна из первых первая война на земле произошла именно здесь, у места Натарук.

Отметим, что возраст останков, по мнению исследователей примерно 10 000 лет. Тем самым, останки из Джебель-Сахабы оказываются старше. Тем не менее, кенийские останки проливают свет на детали одной из первых воин на земле.

Так, в исследовании 2016 года, выпущенного Мартой Миразон Лар и её коллегами, описываются травмы людей из захоронения вблизи Туркана. Их характер и является доказательством того, что речь идет об одной из первых воин на Земле. Многие из травм интерпретируются как следы от удара дубиной или каменным топором, а в костях двух мужчин застряли наконечники из камня. Кроме того, намеренного захоронения этих останков, судя по всему, не проводили. Этот факт вкупе с насильственным характером смерти людей заставляет предполагать, что произошла одна и первых воин среди людей.

Читайте также: